Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы источниковедческого анализа произведений литературы 12 page





Кроме того, знание точного времени выхода в свет первого
адрес-календаря позволяет с большим основанием рассматри-
вать адрес-календари как одну из важных составных частей заро-
ждающейся системы учета чиновничества. Можно утверждать,
что первый адрес-календарь был издан в 1765 г. Эта дата стоит
на его титульном листе. Кроме того, в уже упоминавшейся исто-
рической справке, составленной архивариусом Минеманом 2 но-
ября 1828 г., говорится, что первый адрес-календарь вышел в
свет в 1765 г.

Он был весьма несовершенным. Это признавали и его изда-
тели, которые писали в послесловии, что в первом опыте адрес-
календаря могут быть ошибки «как в титулах, так и в подробном
показании присутственных мест и состоящих при разных долж-
ностях персон». Это, по их мнению, объясняется тем, что недо-
статок времени не позволил «отовсюды собрать верныя справ-
ки». Заслуживает особого внимания и то место из послесловия,
где говорится, что улучшить адрес-календарь можно тогда, когда
«не только показанные уже в сем календаре присутственные ме-

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 405

ста и команды, но и те, о которых, единственно по неимению об
них известия, ныне не упомянуто, пришлют в Академию наук о
состоящих при них и под их ведомством в генералитетских,
штабских и обер-офицерских рангах персонах исправные ведо-
мости». По сути, это является прямым указанием на то, что све-
дения для составления адрес-календарей после безуспешной по-
пытки получить их из Герольдмейстерской конторы сталисоби-
раться непосредственно из учреждений, что подтверждает авто-
номность этого направления учета чиновничества.

Надо отметить, что Академия наук пыталась организовать
сбор сведений о чиновниках для публикации их в календарях
еще задолго до выхода в свет первого адрес-календаря. Это вид-
но из посланной в ноябре 1746 г. из Академии наук в Юстиц-кол-
легию лифляндских и эстляндских дел промемории, в которой
говорится, что «...Академия наук намерена в календарь будущего
1747 году для публичного известия внести все статские чины от
первого класса до ранга майорского с их званиями и честьми.
Чего ради сим требуется, дабы известие о всех во оной коллегии
обретающихся господах присутствующих до ранга майора при-
слано было в канцелярию Академии наук немедленно, чтоб оное
в коротком сего оканчивающегося году времени молено было за-
благовременно напечатать». Однако нам неизвестно, увенчалась
ли успехом эта попытка.

Правда, Герольдмейстерская контора во второй половине
XVIII в. также достигла успеха в организации учета чиновниче-
ства и, по-видимому, уже могла давать сведения для издания ад-
рес-календарей, о чем свидетельствует письмо Тращинского Ба-
кунину от 7 сентября 1797 г. по поводу источников сведений, со-
бираемых для календарей. В письме говорится, что государь им-
ператор «...повелеть... изволил дать... знать, что Академия наук
может и должна к следующему новому году напечатать придвор-
ный и штатский календари, с тем только, чтобы она не требова-
ла частно ни от каких мест списков о чипах, поелику оные могут
быть неверные, а что вы получите исправные списки о всех чи-
нах по гражданской службе от генерал-прокурора, а по военной
от генерал-адъютанитов...». Однако практика автономного сбора
сведений для издания адрес-календарей сохранилась, о чем сви-
детельствуют многочисленные материалы, отложившиеся в фон-
де календарной комиссии в результате присылки сведений о чи-
новниках непосредственно из учреждений. Кроме того, в исто-
рической записке, составленной в 1897 г., о календарной приви-
легии, данной Академии паук, говорится: «Пользуясь содействи-
ем ученых, принадлежавших к ея составу, Академия всемерно
старалась о постепенном усовершенствовании и пополнении на-

 


406 РАЗДЕЛ 2

учных сведений в календарях, а вместе с тем закон (Свод Зако-
нов. Т. III. Устав о службе гражданской изд. 1842 г. Ст. 1425,
1426, 1427 и 1428) обеспечивал доставление Академии от подле-
жащих властей официальных данных для составления адрес-ка-
лендаря».

Процесс подготовки адрес-календарей к изданию свидетель-
ствует о том, что они представляют собой не только справочное
издание, но и существенную составляющую системы учета чи-
новничества, в значительной степени из-за автономности сбора
сведений для их издания. Однако информативность адрес-кален-
дарей в начальный период их существования во второй полови-
не XVIII в. минимальна. В них не содержится никаких сведений
о чиновниках, кроме их должности, чина и фамилии. Несмотря
на это, адрес-календари являются ценным историческим источ-
ником, так как приводят сведения о большой группе чиновников
придворных, высших, центральных и местных учреждений за
продолжительный период.


При источниковедческом анализе адрес-календарей встает
проблема их полноты. Тщательное исследование этого вопроса
особенно необходимо при использовании адрес-календарей за
XVIII в. Выше уже говорилось, что существенную неполноту пер-
вого адрес-календаря признавали даже его издатели. В дальней-
шем в адрес-календарь включались сведения о все более широ-
ком круге чиновников, но его издание по-прежнему оставалось
неполным, что признается в исторической справке, составлен-
ной в 20-е годы XIX в. В ней говорится: «До 1805-го года адрес-
календарь составляем был без всякого систематического поряд-
ка. В оном не только опущены были многий присутственные ме-
ста и в числе сих некоторые из самых важнейших, но и поме-
щенныя в росписи не были надлежащим образом расположены,
так что из онаго нельзя было усмотреть общей связи государст-
венного управления». Поэтому при использовании адрес-кален-
даря за какой-либо год необходима тщательная проверка его
полноты путем сопоставления с действовавшими в этот период
штатами и всей системой государственных учреждений.

Обширную группу адрес-календарей дополняют два других
справочных издания - «Список находящимся в гражданской
службе во всех присутственных местах. С показанием каждого
вступления в службу и в настоящий чин» и «Список состоящим
в статской службе чинах первых осьми классов», издававшийся в
1773, 1775-1780, 1783-1784, 1786, 1788 и 1790-1797 гг. Издание
последнего «Списка...» было связано с тем, что государство го-
раздо больше внимания уделяло учету чиновников-дворян, чем
всех прочих чиновников. Это отразилось в общей направленно-

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 407

сти составления формулярных (послужных) списков чиновни-
ков в 60-90-е годы XVIII в.

С 1828 г. памятные книжки начало издавать военное мини-
стерство, а с середины XIX в. - губернии. В губернских памят-
ных книжках кроме сведений о чиновниках губернии, приводят-
ся данные о географическом положении губернии, разнообраз-
ные статистические сведения о промышленных предприятиях,
землевладении, урожайности, численности скота, о торговле,
иногда даются сведения о купцах I и II гильдий.

С 1871 г. Московская городская дума начала издавать адрес-
календарь Москвы. Постепенно количество и разнообразие све-
дений увеличивалось, в издание включались сведения о выбор-
ных должностях, об акционерных обществах, банках, благотво-
рительных учреждениях, списки лиц некоторых профессий
(присяжных поверенных, врачей), а также списки домовладель-
цев и с начала XX в. - сведения обо всех жителях - съемщиках
квартир. С 1875 г. это издание стало называться «Вся Москва. Ад-
ресная и справочная книга». С 1894 г. аналогичное издание
появилось в Санкт-Петербурге.

В конце XIX в. выходили неофициальные справочные изда-
ния. Например, с 1895 г. А.С. Суворин издавал справочник «Вся
Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хо-
зяйства и администрации».

6. Проблемы источниковедческого
исследования делопроизводственной
документации


В исследовательской разработке делопроизводст-
венной документации наблюдается явный диссонанс между ее
изучением, с одной стороны, с точки зрения внешних призна-
ком, структуры разновидностей и организации документопото-
ков и, с другой стороны, ее источниковедческим изучением и ис-
пользованием в исторических исследованиях. Первая часть изу-
чена более или менее удовлетворительно, прежде всего в рамках
специальной научной дисциплины «история и организация госу-
дарственного делопроизводства». Но данная научная дисципли-
на возникла и развивалась для обслуживания потребностей ар-
хивного дела и не выходила на содержательный анализ делопро-
изводственных источников.

В исторических исследованиях используется, главным обра-
зом, отчетная документация и, как правило, без тщательной ис-
точниковедческой разработки. Проблема достоверности сведе-

 


408 РАЗДЕЛ 2

ний даже не всегда ставится, не говоря уже о том, что решить ее
невозможно вне контекста систематического источниковедче-
ского исследования. Исключение, пожалуй, представляет только
исследование губернаторских отчетов, осуществленное Б.Г. Лит-
ваком69. Наиболее активно используется информация из судеб-
но-следственных материалов, связанных с революционным дви-
жением. В целом делопроизводственная документация обычно
использовалась в худших традициях позитивистской историо-
графии - из нее извлекались отдельные факты.

Обширные комплексы делопроизводственной документации
с источниковедческой точки зрения не исследовались, хотя
именно такое изучение могло бы дать представление о том, как
управлялась Российская империя, каковы были механизм и эф-
фективность функционирования государственной власти (хотя
бы на уровне отдельной губернии или ведомства). Источнико-
ведческая разработка комплексов делопроизводственной доку-
ментации - задача весьма сложная из-за большого количества до-
кументов и многократного дублирования содержащейся в них
информации. Поэтому исследователь должен хорошо знать орга-
низацию системы делопроизводства с тем, чтобы, во-первых,
оценить степень полноты сохранившегося комплекса делопро-
изводственной документации, во-вторых, суметь восполнить
пробелы, если такие обнаружатся, за счет дублетной информа-
ции и, наконец, выбрать оптимальный способ работы с больши-
ми массивами документации. В центре внимания исследователя
непременно окажутся две разновидности делопроизводственных
источников: журналы регистрации входящих и исходящих доку-
ментов и протоколы и журналы заседаний.

ГЛАВА 7

Материалы фискального,
административного и хозяйственного
учета

УЧЕТНАЯ документация - группа видов историче-
ских источников, включающая материалы фискального, администра-
тивного, церковного учета населения и учета объектов промышленно-
сти и сельского хозяйства, главным образом для контроля реализации
управленческих решений.


Сусложнением хозяйства, управления и, наконец, просто в
связи с увеличением населения потребность в учете в разных ад-

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 409

министративно-хозяйственных сферах растет, а следовательно,
растет и количество учетных документов разных разновидно-
стей. От статистических источников учетные документы отлича-
ются тем, что собирают их не для выработки, а для реализации
уже принятых управленческих решений. Учетные документы от-
части близки к делопроизводственным. С другой стороны, учет-
ные системы могут перерастать в статистические, что порой и
происходит. Однако говорить о превращении учетной докумен-
тации в статистические источники можно не тогда, когда ее дан-
ные начинают подвергаться статистической обработке, а лишь
тогда, когда расчет на их последующее использование для выра-
ботки управленческих решений влияет на их содержание, т. е.
когда в учетную форму вводятся дополнительные параметры в
целях взаимной проверки собираемой информации, а также рас-
считанные на дальнейшее обобщение.

1 Учет населения в фискальных целях

В начале XVIII в. в связи с острой потребностью
государства в деньгах прошла реформа налогообложения. Про-
веденная в 1710 г. перепись показала, что количество дворов по
сравнению с переписью 1678 г. сократилось на 19,5%. В
1716-1717 гг. была проведена так называемая ландратская пере-
пись. Ее итоги выявили необходимость замены нестабильной,
трудно определяемой фискальной единицы - двора, и подворная
система была преобразована в подушную.

Подушные переписи получили название ревизий. Таким об-
разом, ревизский учет населения - это учет податного населения
для сбора подушной подати и реализации воинской повинности.

Указ о проведении первой ревизии был издан 26 ноября
1718 г. Сначала для подачи ревизских сказок устанавливался срок в
один год, а вся ревизия должна была осуществляться за три го-
да. Но реально эти сроки никогда не соблюдались. Проведение
ревизии растягивалось на несколько лет. Сроки проведения ре-
визии представлены в таблице 3.

За 140 лет было проведено десять ревизий: пять в XVIII в. и
пять в XIX в. хронологически распределены они весьма неравно-
мерно: между объявлением первой и второй ревизий прошло
25 лет, а между шестой и седьмой - всего четыре года. Правда,
вполне очевидно, что накануне войны 1812 г. провести полно-
ценную ревизию было невозможно. В среднем между ревизиями
проходило 15-20 лет, хотя указом от 16 декабря 1743 г. предусма-
тривалось проведение ревизий через каждые 15 лет.

 


410 РАЗДЕЛ 2

Таблица 3*

Порядковый номер ревизии Дата указа о ревизии Год начала ревизии Время проведения ревизии
Первая 26 ноября 1718 г.   1719-1727
Вторая 16 декабря 1743 г.   1744-1747
Третья 28 ноября 1761 г.   1762-1765
Четвертая 16 ноября 1781 г.   1782-1787
Пятая 23 июня 1794 г.   1794-1808
Шестая 18 мая 1811 г.   1811-1812
Седьмая 20 нюня 1815 г.   1815-1826
Восьмая 10 июня 1833 г.   1833-1835
Девятая 11 января 1850 г.    
Десятая 26 августа 1856 г.   1857-1860

«Прописные души» искали почти до следующей ревизии -
ведь от полноты учета податного населения зависела собирае-
мость налогов. Причем если вновь обнаруженные «души» учиты-
вали, то умерших не исключали из учетных документов до следу-
ющей ревизии. Вспомним аргументацию известного литератур-
ного персонажа, уговаривавшего помещиков продать ему «мерт-
вые души» дабы они не платили за них подушную подать.

В комплекс материалов ревизского учета входят:

1. Ревизские сказки - первичные материалы ревизского уче-
та, которые, как правило, составлялись на семью.

2. Перечневые ведомости, содержащие сводные данные по
губерниям и уездам.

3. Окладные книги и генеральные табели, содержащие свод-
ные данные в общероссийском масштабе.

Сведения ревизской сказки отвечали фискальным целям.
При проведении первой и второй ревизий формуляр еще не был

 

*Данные для таблицы взяты из книги А.И. Гозулова «История отечествен-
ной статистики» (М., 1957. С. 14). Эти сведения общеизвестны, однако разные
авторы расходятся в оценке продолжительности проведения ревизий. Некото-
рые из них указывают не период проведения ревизии, а год, когда была перепи-
сана большая часть населения.


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 411

выработан. Начиная с третьей ревизии вводится печатный
бланк ревизской сказки, который применялся и в последующие
две ревизии. С седьмой ревизии формуляр сложился окончатель-
но. Формуляр ревизских сказок и соответственно сводных доку-
ментов усложнялся главным образом не из-за включения допол-
нительных признаков, а из-за более четкого структурирования
информации. Во время двух первых ревизий учитывались лица
мужского пола податных сословий с указанием единственного
признака - возраста. Начиная с третьей ревизии в ревизские
сказки для счета заносилось и женское население податных со-
словий (также с указанием возраста). Исключение составляет
лишь шестая ревизия, когда б преддверии войны в спешном по-
рядке было учтено только мужское население. С седьмой реви-
зии записи велись по семьям,

Ревизские сказки на крепостных крестьян составляли поме-
щик или управляющий, помещик же и платил подушную подать
по числу учтенных у него податных душ. Ревизские сказки пода-
вались в местные органы управления (их состав на протяжении
XVIII-XIX вв. менялся: волостные правления, ратуши, городские
думы и т. д.), где составлялись перечневые ведомости. Эти ведо-
мости поступали в ревизские комиссии (помещики подавали ре-
визские сказки на крепостных непосредственно в ревизские ко-
миссии). В ревизских комиссиях данные обобщались и направля-
лись, во-первых, в уездные казначейства (данные о податном на-
селении) для сбора подати и, во-вторых, в казенную палату (раз-
дельно данные о податном населении и о населении, учтенном
для счета). Здесь данные проверялись и обобщались на уровне гу-
бернии, после чего поступали в соответствующее центральное уч-
реждение (в XIX в. в министерство финансов), а оттуда в Сенат.

Перечневые ведомости, окладные книги и генеральные табели пред-
ставляют собой результат обобщения сведений ревизских сказок
в целях налогообложения.

При работе с материалами ревизского учета необходимо пом-
нить, что в ревизиях учитывалось податное население, состав ко-
торого постоянно менялся. В XVIII в. активно проходило сослов-
ное структурирование общества. При этом уточнялся состав по-
датного населения. Подлежали обложению подушной податью
крестьяне (всех категорий), мещанство, купечество. В конце XVIII
в. от подушной подати были освобождены купцы первой гильдии.
Не платили подушную подать дворяне, духовенство и разночин-
цы70. Не включалось в ревизский учет и население некоторых
территорий (Закавказье, Польша, ясачные народы Сибири).

Мы очертили лишь наиболее многочисленные категории по-
датного населения и населения, не платившего подушную по-

 


412 РАЗДЕЛ 2

дать. При источниковедческом исследовании материалов реви-
зий необходимо тщательно анализировать не только указ о назна-
чении ревизии, в котором говорится о том, какие категории на-
селения подлежат учету в данной ревизии, но и законодательство
о правовом статусе населения в целом. Приведем один пример.

Несмотря на все усилия властей затруднить продвижение по
служебной лестнице разночинцам и выходцам из податных со-
словий, поступившим на государственную службу в основном в
ходе реализации губернской реформы 1775 г., их массовое про-
никновение в ряды чиновничества заставило правительство оп-
ределить их социальный статус. В первую очередь они были ис-
ключены из состава податного населения. 21 сентября 1782 г.
был издан сенатский указ «О написании в подушный оклад одно-
дворцев, дослужившихся до штаб- и обер-офицерских чинов». По
этому указу все однодворцы, дослужившиеся до штаб- и обер-офи-
церских чинов, имевшие «...ясные о службе их доказательства» и
их дети, «...в офицерстве рожденные», освобождались от подуш-
ного оклада. В конце XVIII в. вопросы, связанные с исключением
из подушного оклада отдельных чиновников или целых групп чи-
новничества, неоднократно рассматривались Сенатом. Так, в ав-
густе 1798 г. в производстве по этому вопросу находились дела
205 чиновников, из которых 29 имели обер-офицерские чины.

На основе обобщения практики рассмотрения подобных дел
был издай сенатский указ от 14 августа 1798 г. «О исключении
приказного звания людей из подушного оклада и о неопределе-
нии в статскую службу из купеческого, мещанского и другого по-
душные подати несущего звания без представления Сенату о на-
добности в оных», который имел решающее значение для пре-
вращения чиновничества в особую социальную группу. Этим ука-
зом предписывалось: «...действительно служащих, равномерно и
детей их, которые находятся в приказном же звании, так же и
малолетних никуда не определенных, из купечества, мещанства
и из крестьянского подушного оклада исключить». Обосновыва-
лось это решение тем, что «...из купечества вступившие в приказ-
ное звание по желаниям их и по надобности никакими выгода-
ми, купеческому состоянию городовым положением присвоен-
ными, не пользуются, подобно тому, из мещан и из положенных
в подушный оклад не упражняются ни в каких промыслах и ра-
ботах, свойственных тем состояниям, в коих в окладе числятся»,
а занимаются исключительно государственной службой. Будучи
вынужденным не только допускать выходцев из податных сосло-
вий в государственный аппарат, но и обеспечивать им ряд при-
вилегий, государство в то же время не оставило попыток ограни-
чить доступ этой категории населения в число служащих госу-

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 413

дарственных учреждений. Этот указ требовал: «...впредь же из
купеческого, мещанского и другого подушные подати несущего
звания в статскую службу без представления Сенату о надобно-
сти в оных не принимать». Правда, формулировка этой части
указа все же предполагала возможность приема на государствен-
ную службу в случае необходимости выходцев из податных со-
словий. Указ от 14 августа 1798 г. фактически закреплял приви-
легированное положение служащих государственных учрежде-
ний, оформлял особый юридический статус этой социальной
группы. В то же время данная социальная группа не была замк-
нутой. Данный указ предусматривал не только исключение госу-
дарственных служащих из подушного оклада, но и возможность
их возвращения в податные сословия. Если чиновник, не дослу-
жившийся до обер-офицерского чина, после увольнения от служ-
бы переходил в купеческое или мещанское звание, что ему раз-
решалось указом, то в таком случае он «...должен будет с того
времени нести повинности, в законах предписанные».

Исследовать достоверность сведений ревизского учета доста-
точно трудно из-за сложности механизма искажения информа-
ции. Естественно, что государство было заинтересовано как
можно более полно учитывать податное население, а податное
население (или помещики, которые платили подать за своих
крестьян) было заинтересовано в обратном, причем отдельные
категории, например раскольники, подлежавшие двойному на-
логообложению, больше других старались уклониться от ревиз-
ского учета. Это могло создавать диспропорцию между числен-
ностью населения, подлежащего подушной подати, и численно-
стью населения, учитываемого только для счета (главным обра-
зом между мужским и женским населением) в сторону увеличе-
ния последнего. Но в учете данной категории населения никто
не был заинтересован, поэтому иногда он проводился непосле-
довательно и небрежно.

В любом случае именно ревизский учет до организации демо-
графической статистики является основным источником стати-
стических сведений о движении народонаселения на протяже-
нии XVIII - первой половины XIX в.

2. Церковный и административно-
полицейский учет населения

Церковный учет православного населения начал
осуществляться в конце первой четверти XVIII в. Ведение мет-
рических книг предусматривалось Духовным регламентом 1722 г.

 


414 РАЗДЕЛ 2

Фактически это означало государственную регистрацию актов
гражданского состояния (рождения, браки и смерти; точнее, со-
ответствующие церковные обряды - крещение, венчание, отпе-
вание)71. На основе метрических книг ежегодно составлялись ве-
домости по епархиям, которые поступали в Синод, где данные
обобщались.

Сведения церковного учета дополнялись клировыми ведомо-
стями, в которых содержались списки прихожан с указанием по-
ла, возраста и сословной принадлежности и отмечалось испол-
нение церковных обрядов (исповедь и причастие).

Церковный учет населения других конфессий начат значи-
тельно позже: католического - с 1826 г., мусульманского - с
1831 г. (в Закавказье - с 1872 г.), лютеранского - с 1832 г., иудей-
ского - с 1835 г., и с 1874 г. стали учитывать раскольников.

Административно-полицейский учет до реформы 1861 г. опи-
рался на материалы ревизий и с 1834 г. - на материалы церков-
ного учета. Самостоятельное значение административно-поли-
цейский учет имеет для сорокалетнего периода - от последней
ревизии до первой всероссийской переписи населения 1897 г.
Данные административно-полицейского учета приводились в гу-
бернаторских отчетах.

3. Учет чиновничества

Ревизский, административно-полицейский и цер-
ковный учет охватывал значительную часть населения, но госу-
дарство было заинтересовано и в учете отдельных групп поддан-
ных, в частности чиновничества, которое непосредственно ис-
полняло управленческие функции. А поскольку государство было
заинтересовано и в сохранении социального состава (по призна-
ку происхождения) чиновничества, а значит, в целенаправлен-
ном влиянии на него, то учет чиновничества довольно быстро
перерос в статистическую систему. Именно этот аспект наибо-
лее интересен для иллюстрации общей тенденции эволюции
учетной документации.

Первые попытки правительства ввести регулярный и систе-
матический учет чиновничества при помощи формулярных епи-
скоп относятся к 1764 г. Формулярным спискам чиновников пред-
шествовали аттестаты и описания службы, необходимость кото-
рых при представлении чиновника к награждению чином или
при отставке фиксировалась в указах: от 3 марта 1763 г. «О име-
нии гражданским чиновникам, представляемым к отставке или к
награждению чинами, аттестатов о беспорочной их службе» и от

 


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 415

10 марта 1763 г. «О подробном описании службы чиновников,
представляемых к награждению на Высочайшее усмотрение». Но
эти документы представлялись не регулярно, а только в связи с
отставкой или награждением чином отдельных чиновников. Фор-
мулярные (послужные) списки - это форма систематического и
регулярного учета всего чиновничества, существовавшая с сере-
дины XVIII в. до 1917 г. Формуляр послужных списков складывал-
ся, главным образом, на протяжении 60-90-х годов XVIII в. и пре-
терпевал некоторые изменения в середине XIX в. Эти изменения
отражали усиление внимания правительства к тем или иным ас-
пектам социальной и служебной деятельности чиновника.

Вопрос о присылке формулярных списков рассматривался
Сенатом 7 января 1764 г. Ссылаясь на ранее принятые решения
не представлять чиновников в отставку и к награждению им чи-
нов без аттестата «от надлежащих мест о верной и беспорочной
службе» и констатируя тот факт, что «в Сенате и в Герольдии о
многих находящихся в статской службе, кто какими чинами про-
исходил и каким образом службу свою продолжал, известия
нет», Сенат приказал всем присутственным местам немедленно
прислать сведения о состоящих в их ведомстве чинах и впредь
присылать в Правительствующий Сенат через каждые полгода
списки служащих. На основе этого решения Сената был издан
указ от 31 января 1764 г. «О присылке в Сенат из всех присутст-
венных мест послужных списков чиновников через каждые пол-
года по приложенной форме». Форма учета имела следующие
графы: 1) чины и имена; 2) сколько от роду лет; 3) из каких чи-
нов и сколько имеет за собою мужеска пола душ людей и кресть-
ян и в которых уездах; 4) вступление в службу; 5) какими чинами
и когда происходили; 6) кто в походах и у дела против неприяте-
ля был или не был; 7) кто был в фергерах, кригсрехтах и штра-
фах и подозрениях; 8) к продолжению статской службы за чем
кто не способен; 9) к повышению чинами достоин или недосто-
ин и за чем. Формуляр 1764 г. явился основой почти всех форм
учета чиновничества, возникавших с 60-х годов XVIII в.

После издания указа от 31 января 1764 г. были предприняты
как законодательные, так и организационные меры к его прове-
дению в жизнь. В частности, этот вопрос рассматривался на за-
седании Сената 10 марта 1764 г. В протоколе заседания Сената
от этого числа введение новых учетных форм обусловливалось
необходимостью упорядочить чинопроизводство и еще раз гово-
рилось о недопустимости представления в отставку или к награ-
ждению чинов без аттестата о службе. Для проведения в жизнь
этого и предыдущих решений Сенат постановил: во всех учреж-
дениях иметь журналы, в которых отмечать не только вступле-







Date: 2016-05-25; view: 354; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.024 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию