Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы источниковедческого анализа произведений литературы 12 page
Кроме того, знание точного времени выхода в свет первого адрес-календаря позволяет с большим основанием рассматри- вать адрес-календари как одну из важных составных частей заро- ждающейся системы учета чиновничества. Можно утверждать, что первый адрес-календарь был издан в 1765 г. Эта дата стоит на его титульном листе. Кроме того, в уже упоминавшейся исто- рической справке, составленной архивариусом Минеманом 2 но- ября 1828 г., говорится, что первый адрес-календарь вышел в свет в 1765 г.
Он был весьма несовершенным. Это признавали и его изда- тели, которые писали в послесловии, что в первом опыте адрес- календаря могут быть ошибки «как в титулах, так и в подробном показании присутственных мест и состоящих при разных долж- ностях персон». Это, по их мнению, объясняется тем, что недо- статок времени не позволил «отовсюды собрать верныя справ- ки». Заслуживает особого внимания и то место из послесловия, где говорится, что улучшить адрес-календарь можно тогда, когда «не только показанные уже в сем календаре присутственные ме-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 405
ста и команды, но и те, о которых, единственно по неимению об них известия, ныне не упомянуто, пришлют в Академию наук о состоящих при них и под их ведомством в генералитетских, штабских и обер-офицерских рангах персонах исправные ведо- мости». По сути, это является прямым указанием на то, что све- дения для составления адрес-календарей после безуспешной по- пытки получить их из Герольдмейстерской конторы сталисоби- раться непосредственно из учреждений, что подтверждает авто- номность этого направления учета чиновничества.
Надо отметить, что Академия наук пыталась организовать сбор сведений о чиновниках для публикации их в календарях еще задолго до выхода в свет первого адрес-календаря. Это вид- но из посланной в ноябре 1746 г. из Академии наук в Юстиц-кол- легию лифляндских и эстляндских дел промемории, в которой говорится, что «...Академия наук намерена в календарь будущего 1747 году для публичного известия внести все статские чины от первого класса до ранга майорского с их званиями и честьми. Чего ради сим требуется, дабы известие о всех во оной коллегии обретающихся господах присутствующих до ранга майора при- слано было в канцелярию Академии наук немедленно, чтоб оное в коротком сего оканчивающегося году времени молено было за- благовременно напечатать». Однако нам неизвестно, увенчалась ли успехом эта попытка.
Правда, Герольдмейстерская контора во второй половине XVIII в. также достигла успеха в организации учета чиновниче- ства и, по-видимому, уже могла давать сведения для издания ад- рес-календарей, о чем свидетельствует письмо Тращинского Ба- кунину от 7 сентября 1797 г. по поводу источников сведений, со- бираемых для календарей. В письме говорится, что государь им- ператор «...повелеть... изволил дать... знать, что Академия наук может и должна к следующему новому году напечатать придвор- ный и штатский календари, с тем только, чтобы она не требова- ла частно ни от каких мест списков о чипах, поелику оные могут быть неверные, а что вы получите исправные списки о всех чи- нах по гражданской службе от генерал-прокурора, а по военной от генерал-адъютанитов...». Однако практика автономного сбора сведений для издания адрес-календарей сохранилась, о чем сви- детельствуют многочисленные материалы, отложившиеся в фон- де календарной комиссии в результате присылки сведений о чи- новниках непосредственно из учреждений. Кроме того, в исто- рической записке, составленной в 1897 г., о календарной приви- легии, данной Академии паук, говорится: «Пользуясь содействи- ем ученых, принадлежавших к ея составу, Академия всемерно старалась о постепенном усовершенствовании и пополнении на-
406 РАЗДЕЛ 2
учных сведений в календарях, а вместе с тем закон (Свод Зако- нов. Т. III. Устав о службе гражданской изд. 1842 г. Ст. 1425, 1426, 1427 и 1428) обеспечивал доставление Академии от подле- жащих властей официальных данных для составления адрес-ка- лендаря».
Процесс подготовки адрес-календарей к изданию свидетель- ствует о том, что они представляют собой не только справочное издание, но и существенную составляющую системы учета чи- новничества, в значительной степени из-за автономности сбора сведений для их издания. Однако информативность адрес-кален- дарей в начальный период их существования во второй полови- не XVIII в. минимальна. В них не содержится никаких сведений о чиновниках, кроме их должности, чина и фамилии. Несмотря на это, адрес-календари являются ценным историческим источ- ником, так как приводят сведения о большой группе чиновников придворных, высших, центральных и местных учреждений за продолжительный период.
При источниковедческом анализе адрес-календарей встает проблема их полноты. Тщательное исследование этого вопроса особенно необходимо при использовании адрес-календарей за XVIII в. Выше уже говорилось, что существенную неполноту пер- вого адрес-календаря признавали даже его издатели. В дальней- шем в адрес-календарь включались сведения о все более широ- ком круге чиновников, но его издание по-прежнему оставалось неполным, что признается в исторической справке, составлен- ной в 20-е годы XIX в. В ней говорится: «До 1805-го года адрес- календарь составляем был без всякого систематического поряд- ка. В оном не только опущены были многий присутственные ме- ста и в числе сих некоторые из самых важнейших, но и поме- щенныя в росписи не были надлежащим образом расположены, так что из онаго нельзя было усмотреть общей связи государст- венного управления». Поэтому при использовании адрес-кален- даря за какой-либо год необходима тщательная проверка его полноты путем сопоставления с действовавшими в этот период штатами и всей системой государственных учреждений.
Обширную группу адрес-календарей дополняют два других справочных издания - «Список находящимся в гражданской службе во всех присутственных местах. С показанием каждого вступления в службу и в настоящий чин» и «Список состоящим в статской службе чинах первых осьми классов», издававшийся в 1773, 1775-1780, 1783-1784, 1786, 1788 и 1790-1797 гг. Издание последнего «Списка...» было связано с тем, что государство го- раздо больше внимания уделяло учету чиновников-дворян, чем всех прочих чиновников. Это отразилось в общей направленно-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 407
сти составления формулярных (послужных) списков чиновни- ков в 60-90-е годы XVIII в.
С 1828 г. памятные книжки начало издавать военное мини- стерство, а с середины XIX в. - губернии. В губернских памят- ных книжках кроме сведений о чиновниках губернии, приводят- ся данные о географическом положении губернии, разнообраз- ные статистические сведения о промышленных предприятиях, землевладении, урожайности, численности скота, о торговле, иногда даются сведения о купцах I и II гильдий.
С 1871 г. Московская городская дума начала издавать адрес- календарь Москвы. Постепенно количество и разнообразие све- дений увеличивалось, в издание включались сведения о выбор- ных должностях, об акционерных обществах, банках, благотво- рительных учреждениях, списки лиц некоторых профессий (присяжных поверенных, врачей), а также списки домовладель- цев и с начала XX в. - сведения обо всех жителях - съемщиках квартир. С 1875 г. это издание стало называться «Вся Москва. Ад- ресная и справочная книга». С 1894 г. аналогичное издание появилось в Санкт-Петербурге.
В конце XIX в. выходили неофициальные справочные изда- ния. Например, с 1895 г. А.С. Суворин издавал справочник «Вся Россия. Русская книга промышленности, торговли, сельского хо- зяйства и администрации».
6. Проблемы источниковедческого исследования делопроизводственной документации
В исследовательской разработке делопроизводст- венной документации наблюдается явный диссонанс между ее изучением, с одной стороны, с точки зрения внешних призна- ком, структуры разновидностей и организации документопото- ков и, с другой стороны, ее источниковедческим изучением и ис- пользованием в исторических исследованиях. Первая часть изу- чена более или менее удовлетворительно, прежде всего в рамках специальной научной дисциплины «история и организация госу- дарственного делопроизводства». Но данная научная дисципли- на возникла и развивалась для обслуживания потребностей ар- хивного дела и не выходила на содержательный анализ делопро- изводственных источников.
В исторических исследованиях используется, главным обра- зом, отчетная документация и, как правило, без тщательной ис- точниковедческой разработки. Проблема достоверности сведе-
408 РАЗДЕЛ 2
ний даже не всегда ставится, не говоря уже о том, что решить ее невозможно вне контекста систематического источниковедче- ского исследования. Исключение, пожалуй, представляет только исследование губернаторских отчетов, осуществленное Б.Г. Лит- ваком69. Наиболее активно используется информация из судеб- но-следственных материалов, связанных с революционным дви- жением. В целом делопроизводственная документация обычно использовалась в худших традициях позитивистской историо- графии - из нее извлекались отдельные факты.
Обширные комплексы делопроизводственной документации с источниковедческой точки зрения не исследовались, хотя именно такое изучение могло бы дать представление о том, как управлялась Российская империя, каковы были механизм и эф- фективность функционирования государственной власти (хотя бы на уровне отдельной губернии или ведомства). Источнико- ведческая разработка комплексов делопроизводственной доку- ментации - задача весьма сложная из-за большого количества до- кументов и многократного дублирования содержащейся в них информации. Поэтому исследователь должен хорошо знать орга- низацию системы делопроизводства с тем, чтобы, во-первых, оценить степень полноты сохранившегося комплекса делопро- изводственной документации, во-вторых, суметь восполнить пробелы, если такие обнаружатся, за счет дублетной информа- ции и, наконец, выбрать оптимальный способ работы с больши- ми массивами документации. В центре внимания исследователя непременно окажутся две разновидности делопроизводственных источников: журналы регистрации входящих и исходящих доку- ментов и протоколы и журналы заседаний.
ГЛАВА 7
Материалы фискального, административного и хозяйственного учета
УЧЕТНАЯ документация - группа видов историче- ских источников, включающая материалы фискального, администра- тивного, церковного учета населения и учета объектов промышленно- сти и сельского хозяйства, главным образом для контроля реализации управленческих решений.
Сусложнением хозяйства, управления и, наконец, просто в связи с увеличением населения потребность в учете в разных ад-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 409
министративно-хозяйственных сферах растет, а следовательно, растет и количество учетных документов разных разновидно- стей. От статистических источников учетные документы отлича- ются тем, что собирают их не для выработки, а для реализации уже принятых управленческих решений. Учетные документы от- части близки к делопроизводственным. С другой стороны, учет- ные системы могут перерастать в статистические, что порой и происходит. Однако говорить о превращении учетной докумен- тации в статистические источники можно не тогда, когда ее дан- ные начинают подвергаться статистической обработке, а лишь тогда, когда расчет на их последующее использование для выра- ботки управленческих решений влияет на их содержание, т. е. когда в учетную форму вводятся дополнительные параметры в целях взаимной проверки собираемой информации, а также рас- считанные на дальнейшее обобщение.
1 Учет населения в фискальных целях
В начале XVIII в. в связи с острой потребностью государства в деньгах прошла реформа налогообложения. Про- веденная в 1710 г. перепись показала, что количество дворов по сравнению с переписью 1678 г. сократилось на 19,5%. В 1716-1717 гг. была проведена так называемая ландратская пере- пись. Ее итоги выявили необходимость замены нестабильной, трудно определяемой фискальной единицы - двора, и подворная система была преобразована в подушную.
Подушные переписи получили название ревизий. Таким об- разом, ревизский учет населения - это учет податного населения для сбора подушной подати и реализации воинской повинности.
Указ о проведении первой ревизии был издан 26 ноября 1718 г. Сначала для подачи ревизских сказок устанавливался срок в один год, а вся ревизия должна была осуществляться за три го- да. Но реально эти сроки никогда не соблюдались. Проведение ревизии растягивалось на несколько лет. Сроки проведения ре- визии представлены в таблице 3.
За 140 лет было проведено десять ревизий: пять в XVIII в. и пять в XIX в. хронологически распределены они весьма неравно- мерно: между объявлением первой и второй ревизий прошло 25 лет, а между шестой и седьмой - всего четыре года. Правда, вполне очевидно, что накануне войны 1812 г. провести полно- ценную ревизию было невозможно. В среднем между ревизиями проходило 15-20 лет, хотя указом от 16 декабря 1743 г. предусма- тривалось проведение ревизий через каждые 15 лет.
410 РАЗДЕЛ 2
Таблица 3*
Порядковый номер ревизии
| Дата указа о ревизии
| Год начала ревизии
| Время проведения ревизии
| Первая
| 26 ноября 1718 г.
|
| 1719-1727
| Вторая
| 16 декабря 1743 г.
|
| 1744-1747
| Третья
| 28 ноября 1761 г.
|
| 1762-1765
| Четвертая
| 16 ноября 1781 г.
|
| 1782-1787
| Пятая
| 23 июня 1794 г.
|
| 1794-1808
| Шестая
| 18 мая 1811 г.
|
| 1811-1812
| Седьмая
| 20 нюня 1815 г.
|
| 1815-1826
| Восьмая
| 10 июня 1833 г.
|
| 1833-1835
| Девятая
| 11 января 1850 г.
|
|
| Десятая
| 26 августа 1856 г.
|
| 1857-1860
| «Прописные души» искали почти до следующей ревизии - ведь от полноты учета податного населения зависела собирае- мость налогов. Причем если вновь обнаруженные «души» учиты- вали, то умерших не исключали из учетных документов до следу- ющей ревизии. Вспомним аргументацию известного литератур- ного персонажа, уговаривавшего помещиков продать ему «мерт- вые души» дабы они не платили за них подушную подать.
В комплекс материалов ревизского учета входят:
1. Ревизские сказки - первичные материалы ревизского уче- та, которые, как правило, составлялись на семью.
2. Перечневые ведомости, содержащие сводные данные по губерниям и уездам.
3. Окладные книги и генеральные табели, содержащие свод- ные данные в общероссийском масштабе.
Сведения ревизской сказки отвечали фискальным целям. При проведении первой и второй ревизий формуляр еще не был
*Данные для таблицы взяты из книги А.И. Гозулова «История отечествен- ной статистики» (М., 1957. С. 14). Эти сведения общеизвестны, однако разные авторы расходятся в оценке продолжительности проведения ревизий. Некото- рые из них указывают не период проведения ревизии, а год, когда была перепи- сана большая часть населения.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 411
выработан. Начиная с третьей ревизии вводится печатный бланк ревизской сказки, который применялся и в последующие две ревизии. С седьмой ревизии формуляр сложился окончатель- но. Формуляр ревизских сказок и соответственно сводных доку- ментов усложнялся главным образом не из-за включения допол- нительных признаков, а из-за более четкого структурирования информации. Во время двух первых ревизий учитывались лица мужского пола податных сословий с указанием единственного признака - возраста. Начиная с третьей ревизии в ревизские сказки для счета заносилось и женское население податных со- словий (также с указанием возраста). Исключение составляет лишь шестая ревизия, когда б преддверии войны в спешном по- рядке было учтено только мужское население. С седьмой реви- зии записи велись по семьям,
Ревизские сказки на крепостных крестьян составляли поме- щик или управляющий, помещик же и платил подушную подать по числу учтенных у него податных душ. Ревизские сказки пода- вались в местные органы управления (их состав на протяжении XVIII-XIX вв. менялся: волостные правления, ратуши, городские думы и т. д.), где составлялись перечневые ведомости. Эти ведо- мости поступали в ревизские комиссии (помещики подавали ре- визские сказки на крепостных непосредственно в ревизские ко- миссии). В ревизских комиссиях данные обобщались и направля- лись, во-первых, в уездные казначейства (данные о податном на- селении) для сбора подати и, во-вторых, в казенную палату (раз- дельно данные о податном населении и о населении, учтенном для счета). Здесь данные проверялись и обобщались на уровне гу- бернии, после чего поступали в соответствующее центральное уч- реждение (в XIX в. в министерство финансов), а оттуда в Сенат.
Перечневые ведомости, окладные книги и генеральные табели пред- ставляют собой результат обобщения сведений ревизских сказок в целях налогообложения.
При работе с материалами ревизского учета необходимо пом- нить, что в ревизиях учитывалось податное население, состав ко- торого постоянно менялся. В XVIII в. активно проходило сослов- ное структурирование общества. При этом уточнялся состав по- датного населения. Подлежали обложению подушной податью крестьяне (всех категорий), мещанство, купечество. В конце XVIII в. от подушной подати были освобождены купцы первой гильдии. Не платили подушную подать дворяне, духовенство и разночин- цы70. Не включалось в ревизский учет и население некоторых территорий (Закавказье, Польша, ясачные народы Сибири).
Мы очертили лишь наиболее многочисленные категории по- датного населения и населения, не платившего подушную по-
412 РАЗДЕЛ 2
дать. При источниковедческом исследовании материалов реви- зий необходимо тщательно анализировать не только указ о назна- чении ревизии, в котором говорится о том, какие категории на- селения подлежат учету в данной ревизии, но и законодательство о правовом статусе населения в целом. Приведем один пример.
Несмотря на все усилия властей затруднить продвижение по служебной лестнице разночинцам и выходцам из податных со- словий, поступившим на государственную службу в основном в ходе реализации губернской реформы 1775 г., их массовое про- никновение в ряды чиновничества заставило правительство оп- ределить их социальный статус. В первую очередь они были ис- ключены из состава податного населения. 21 сентября 1782 г. был издан сенатский указ «О написании в подушный оклад одно- дворцев, дослужившихся до штаб- и обер-офицерских чинов». По этому указу все однодворцы, дослужившиеся до штаб- и обер-офи- церских чинов, имевшие «...ясные о службе их доказательства» и их дети, «...в офицерстве рожденные», освобождались от подуш- ного оклада. В конце XVIII в. вопросы, связанные с исключением из подушного оклада отдельных чиновников или целых групп чи- новничества, неоднократно рассматривались Сенатом. Так, в ав- густе 1798 г. в производстве по этому вопросу находились дела 205 чиновников, из которых 29 имели обер-офицерские чины.
На основе обобщения практики рассмотрения подобных дел был издай сенатский указ от 14 августа 1798 г. «О исключении приказного звания людей из подушного оклада и о неопределе- нии в статскую службу из купеческого, мещанского и другого по- душные подати несущего звания без представления Сенату о на- добности в оных», который имел решающее значение для пре- вращения чиновничества в особую социальную группу. Этим ука- зом предписывалось: «...действительно служащих, равномерно и детей их, которые находятся в приказном же звании, так же и малолетних никуда не определенных, из купечества, мещанства и из крестьянского подушного оклада исключить». Обосновыва- лось это решение тем, что «...из купечества вступившие в приказ- ное звание по желаниям их и по надобности никакими выгода- ми, купеческому состоянию городовым положением присвоен- ными, не пользуются, подобно тому, из мещан и из положенных в подушный оклад не упражняются ни в каких промыслах и ра- ботах, свойственных тем состояниям, в коих в окладе числятся», а занимаются исключительно государственной службой. Будучи вынужденным не только допускать выходцев из податных сосло- вий в государственный аппарат, но и обеспечивать им ряд при- вилегий, государство в то же время не оставило попыток ограни- чить доступ этой категории населения в число служащих госу-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 413
дарственных учреждений. Этот указ требовал: «...впредь же из купеческого, мещанского и другого подушные подати несущего звания в статскую службу без представления Сенату о надобно- сти в оных не принимать». Правда, формулировка этой части указа все же предполагала возможность приема на государствен- ную службу в случае необходимости выходцев из податных со- словий. Указ от 14 августа 1798 г. фактически закреплял приви- легированное положение служащих государственных учрежде- ний, оформлял особый юридический статус этой социальной группы. В то же время данная социальная группа не была замк- нутой. Данный указ предусматривал не только исключение госу- дарственных служащих из подушного оклада, но и возможность их возвращения в податные сословия. Если чиновник, не дослу- жившийся до обер-офицерского чина, после увольнения от служ- бы переходил в купеческое или мещанское звание, что ему раз- решалось указом, то в таком случае он «...должен будет с того времени нести повинности, в законах предписанные».
Исследовать достоверность сведений ревизского учета доста- точно трудно из-за сложности механизма искажения информа- ции. Естественно, что государство было заинтересовано как можно более полно учитывать податное население, а податное население (или помещики, которые платили подать за своих крестьян) было заинтересовано в обратном, причем отдельные категории, например раскольники, подлежавшие двойному на- логообложению, больше других старались уклониться от ревиз- ского учета. Это могло создавать диспропорцию между числен- ностью населения, подлежащего подушной подати, и численно- стью населения, учитываемого только для счета (главным обра- зом между мужским и женским населением) в сторону увеличе- ния последнего. Но в учете данной категории населения никто не был заинтересован, поэтому иногда он проводился непосле- довательно и небрежно.
В любом случае именно ревизский учет до организации демо- графической статистики является основным источником стати- стических сведений о движении народонаселения на протяже- нии XVIII - первой половины XIX в.
2. Церковный и административно- полицейский учет населения
Церковный учет православного населения начал осуществляться в конце первой четверти XVIII в. Ведение мет- рических книг предусматривалось Духовным регламентом 1722 г.
414 РАЗДЕЛ 2
Фактически это означало государственную регистрацию актов гражданского состояния (рождения, браки и смерти; точнее, со- ответствующие церковные обряды - крещение, венчание, отпе- вание)71. На основе метрических книг ежегодно составлялись ве- домости по епархиям, которые поступали в Синод, где данные обобщались.
Сведения церковного учета дополнялись клировыми ведомо- стями, в которых содержались списки прихожан с указанием по- ла, возраста и сословной принадлежности и отмечалось испол- нение церковных обрядов (исповедь и причастие).
Церковный учет населения других конфессий начат значи- тельно позже: католического - с 1826 г., мусульманского - с 1831 г. (в Закавказье - с 1872 г.), лютеранского - с 1832 г., иудей- ского - с 1835 г., и с 1874 г. стали учитывать раскольников.
Административно-полицейский учет до реформы 1861 г. опи- рался на материалы ревизий и с 1834 г. - на материалы церков- ного учета. Самостоятельное значение административно-поли- цейский учет имеет для сорокалетнего периода - от последней ревизии до первой всероссийской переписи населения 1897 г. Данные административно-полицейского учета приводились в гу- бернаторских отчетах.
3. Учет чиновничества
Ревизский, административно-полицейский и цер- ковный учет охватывал значительную часть населения, но госу- дарство было заинтересовано и в учете отдельных групп поддан- ных, в частности чиновничества, которое непосредственно ис- полняло управленческие функции. А поскольку государство было заинтересовано и в сохранении социального состава (по призна- ку происхождения) чиновничества, а значит, в целенаправлен- ном влиянии на него, то учет чиновничества довольно быстро перерос в статистическую систему. Именно этот аспект наибо- лее интересен для иллюстрации общей тенденции эволюции учетной документации.
Первые попытки правительства ввести регулярный и систе- матический учет чиновничества при помощи формулярных епи- скоп относятся к 1764 г. Формулярным спискам чиновников пред- шествовали аттестаты и описания службы, необходимость кото- рых при представлении чиновника к награждению чином или при отставке фиксировалась в указах: от 3 марта 1763 г. «О име- нии гражданским чиновникам, представляемым к отставке или к награждению чинами, аттестатов о беспорочной их службе» и от
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 415
10 марта 1763 г. «О подробном описании службы чиновников, представляемых к награждению на Высочайшее усмотрение». Но эти документы представлялись не регулярно, а только в связи с отставкой или награждением чином отдельных чиновников. Фор- мулярные (послужные) списки - это форма систематического и регулярного учета всего чиновничества, существовавшая с сере- дины XVIII в. до 1917 г. Формуляр послужных списков складывал- ся, главным образом, на протяжении 60-90-х годов XVIII в. и пре- терпевал некоторые изменения в середине XIX в. Эти изменения отражали усиление внимания правительства к тем или иным ас- пектам социальной и служебной деятельности чиновника.
Вопрос о присылке формулярных списков рассматривался Сенатом 7 января 1764 г. Ссылаясь на ранее принятые решения не представлять чиновников в отставку и к награждению им чи- нов без аттестата «от надлежащих мест о верной и беспорочной службе» и констатируя тот факт, что «в Сенате и в Герольдии о многих находящихся в статской службе, кто какими чинами про- исходил и каким образом службу свою продолжал, известия нет», Сенат приказал всем присутственным местам немедленно прислать сведения о состоящих в их ведомстве чинах и впредь присылать в Правительствующий Сенат через каждые полгода списки служащих. На основе этого решения Сената был издан указ от 31 января 1764 г. «О присылке в Сенат из всех присутст- венных мест послужных списков чиновников через каждые пол- года по приложенной форме». Форма учета имела следующие графы: 1) чины и имена; 2) сколько от роду лет; 3) из каких чи- нов и сколько имеет за собою мужеска пола душ людей и кресть- ян и в которых уездах; 4) вступление в службу; 5) какими чинами и когда происходили; 6) кто в походах и у дела против неприяте- ля был или не был; 7) кто был в фергерах, кригсрехтах и штра- фах и подозрениях; 8) к продолжению статской службы за чем кто не способен; 9) к повышению чинами достоин или недосто- ин и за чем. Формуляр 1764 г. явился основой почти всех форм учета чиновничества, возникавших с 60-х годов XVIII в.
После издания указа от 31 января 1764 г. были предприняты как законодательные, так и организационные меры к его прове- дению в жизнь. В частности, этот вопрос рассматривался на за- седании Сената 10 марта 1764 г. В протоколе заседания Сената от этого числа введение новых учетных форм обусловливалось необходимостью упорядочить чинопроизводство и еще раз гово- рилось о недопустимости представления в отставку или к награ- ждению чинов без аттестата о службе. Для проведения в жизнь этого и предыдущих решений Сенат постановил: во всех учреж- дениях иметь журналы, в которых отмечать не только вступле-
Date: 2016-05-25; view: 354; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|