Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы источниковедческого анализа произведений литературы 8 page
Начиная со второй половины XVIII в. «печатной» форме пуб- ликации отдается предпочтение. В сенатском указе от 13 августа 1758 г. «О посылке указов печатных, а не письменных, об усми- рении крестьян и о приписке их для работ к заводам, и о пред- писании посылаемым для сего командирам, чтоб они, не чиня никаких самопроизвольных наказаний и притеснений крестья- нам, немедленно доносили, когда исполнению порученной им комиссии что-либо препятствовать будет» содержится ссылка на
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII -НАЧАЛА XX ВЕКА 359
утверждение генерал-фельдцейхмейстера сенатора графа П.И. Шувалова, что «недоверенность поселян о посылаемых к ним не токмо из государственных коллегий, но из самаго Сената письменных указах о послушании помещикам или о наряде к ка- зенным работам бедственные случаи производит». П.И. Шува- лов приводил два примера неповиновения крестьян письмен- ным указам и предлагал: «а дело по себе сколь великой есть важ- ности, столь малого учреждения, то есть, вместо письменнаго указу печатнаго указа... требует». В результате Сенат решил по делам такого рода посылать только печатные указы.
А указ от 17 марта 1764 г. «О признании публикуемых указов действительными, когда они будут печатные» вводил обязатель- ность печатной формы распространения всех законодательных актов. В нем подтверждался сложившийся порядок публикации законодательных актов «...печатными на публичных местах при- биваемыми и в церквах прочитываемыми листами...». Издание этого указа, хотя и отражало уже наметившуюся тенденцию, бы- ло, по-видимому, вызвано распространением после прихода к власти Екатерины II подложных указов. Это предположение под- тверждается и тем, что в сенатском указе от 19 октября 1773 г. «О имении веры по делам касающимся до общенародного сведе- ния и до государственных во всей империи узаконений одним только печатным указам» содержится ссылка на указ 1764 г. и го- ворится о причинах его издания: «...в разных случаях примече- но, что простой народ по уездам, а особливо ныне с некоторого времени по монастырским волостям не редко обманываем бывал списками ложных от Имени Ея Императорскаго Величества и от Сената указов, каковые вымышляются и составляются единст- венно от злых людей для приведения онаго в неизвестность и смущение». Примечательно, что особо упоминаются монастыр- ские волости: это связано с волнениями монастырских крестьян в начале правления Екатерины II из-за надежд, порожденных се- куляризаторскими проектами Петра III. В целях борьбы с таки- ми подложными указами императрица повелела Сенату «обнаро- довать о б ы к н о в е н н ы м (разрядка моя. - М.Р.) образом пе- чатными, на публичных местах прибиваемыми и в церквах прочитываемыми листами во всех провинциях империи Ея Императорскаго Величества, что отныне никакие указы и манифесты для всенародного сведения и исполнения, от Имени Ея Императорскаго Величества собственно или от Сената издаваемые, не должны быть признаваемы действительные, кроме печатных».
Вновь к этому вопросу законодатель обратился в 1773 г., в период восстания под предводительством Пугачева. Указ от
360 РАЗДЕЛ 2
19 октября 1773 г. начинается формулой «объявляется всенарод- но», свойственной актам, которые предназначались для широкой публикации. Любопытно, что причины, обусловившие необходи- мость издания указа от 19 октября 1773 г., прямо противополож- ны причинам, породившим вышеупомянутый указ от 13 августа 1758 г.: если первый был вызван недоверием крестьян к письмен- ным указам, то в указе 1773 г. содержится ссылка на указ от 14 марта 1764 г. и говорится о том, что крестьяне проявляют из- лишнюю доверчивость к подложным указам.
Деятельность типографии при Правительствующем Сенате
Постепенно печатание законодательных актов сосредоточи- лось исключительно в типографии при Правительствующем Се- нате. Отстаивая монопольное право своей типографии на печа- тание указов, Сенат приводил разные аргументы. 18 ноября
1737 г. был издан сенатский указ «О печатании в сенатской типо- графии, по требованию присутственных мест, публичных ука- зов, форм книгам, ведомостям и рапортам, с платежей за каж- дый печатный лист по 2 копейки». Типография была заинтере- сована в расширении своей деятельности, поскольку жалованье служителям выплачивалось из собираемых за напечатание ука- зов денег. Указом от 18 ноября 1737 г. Сенат предлагал коллеги- ям и канцеляриям присылать в сенатскую типографию предна- значенные для тиражирования не только указы, но и формуляры делопроизводственных документов (книги, ведомости, рапорты) с тем, чтобы избежать двойной и тройной работы при перепи- сывании документов в канцеляриях.
Содержание сенатской типографии за счет средств, выручен- ных при продаже опубликованных указов, подтверждалось и ре- золюцией кабинет-министров на сообщение Сената «О печата- нии в сенатской типографии указов с 1723 года и о содержании оной из денег, вырученных продажею тех указов» от 11 марта 1738 г.. По-видимому, коммерческая деятельность сенатской ти- пографии была весьма успешной, так как в своем сообщении Се- нат отмечал, что собираемая типографией сумма «временем бы- вает праздна».
Когда в 1738 г. Академия наук предложила объединить сенат- скую типографию с академической, Сенат обосновывал необхо- димость существования типографии при Сенате следующим об- разом: «при Сенате, дал всегдашняго печатания и скорейшаго отправления публичных и по многим нарядам указов, обойтить- ся никак невозможно...». Надо заметить, что к этому времени в
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 361
сенатской типографии печаталось преимущественно текущее за- конодательство.
10 мая 1773 г. был издан сенатский указ «О печатании указ- ных книг в одной только сенатской типографии», порожденный новой коллизией между сенатской и академической типографи- ями. Сенат в очередной раз, со ссылкой на именной указ от 11 августа 1764 г., требовал: «...в присутственные места подтвер- дить, чтобы всякие в печать издаваемые на российском языке эк- земпляры, касающиеся до законов, для напечатания в Академию не отсылали, а присылали бы в учрежденную единственно для того при Сенате типографию». И особо отметим приводимое Сенатом обоснование необходимости печатать узаконения именно в сенатской типографии: «...ибо когда бы случилась при печатании узаконений какая погрешность, то за оную Академия ответствовать не может; для чего и Академии дать знать, дабы она отныне впредь отнюдь, как указных книг, так и прочего ка- сающегося до законов не печатала ни вновь ни вторым тиснени- ем, ибо оное предоставляется сенатской типографии».
Ретроспективная публикация законодательных актов
Кроме текущей публикации в XVIII в. складыва- лась и ретроспективная публикация законодательных актов, не утративших своей силы. В первую очередь публиковались акты кодифицирующего характера, и среди них Соборное Уложение. В начале 1735 г. Академия наук обратилась с докладом на высо- чайшее имя с просьбой разрешить перепечатать для продажи книги указов, aгументируя это тем, что «многие находятся, ко- торые для знания желают прежде печатанных в бывшей Санкт- петербургской типографии прошлых лет от 1714 по 1725 год публикованным указам книжек, а оныя уже давно в народ изо- шли и при Санкт-Петербурге в продаже не находятся...». Одно- временно был подан доклад и о «папечатании вновь прежняго Уложения для всенародного употребления». В этом докладе не- обходимость новой публикации Уложения объясняется тем, что «...многие находятся, которые в Уложении нужду имеют, а онаго нигде ни за какие деньги получить не могут». Эта просьба Акаде- мии паук была высочайше поддержана.
Проявленную в 1735 г. Академией наук инициативу в 1736 г. поддержал Сенат. 18 марта 1736 г. вышел сенатский указ «О не- медленном напечатании с 1714 года по 1722 год указов для про- дажи, и о изготовлении собранных указов с 1722 года для рас-
362 РАЗДЕЛ 2
сылки во все судебные места и губернии и в провинции». В ука- зе сообщается, что предусмотренная докладом Академии наук публикация законодательных актов с 1714 по 1722 г. осуществле- на и изданные книги «по все судебные места разосланы и в про- дажу употреблены». При этом говорилось, что «с того 1722 года таких указов многих лет не собрано и не напечатано». Но, по- скольку «в том общая всем нужда, а особливо судьям, по чему они поступать должны...», Сенат дал распоряжение Академии наук разобрать и напечатать указы с 1722 г. и «для рассылки во все су- дебныя места и в губернии и провинции, сколько потребно, внесть в Сенат, а оставшие за отсылкою для всенароднаго извес- тия употребить в продажу».
Вновь к этому вопросу законодатель вернулся в начале 1738 г. В марте Сенат сообщил кабинету министров о выполнении при- нятых в 1735 и 1736 гг. решений: «...с 1714 по 1722 год, прежде напечатанныя книги в 735 году в марте месяце, да из собранных вновь один 1722 год, в 1737 году февраля 25 дня в Академию ото- сланы, из которых, минувшего февраля 22 дня, взнесено в Сенат токмо одна книга указом 722 года, а о прочих объявлено, что пе- чатается». И в этой же своей записке Сенат просил сосредото- чить в его типографии публикацию текущего законодательства, а ретроспективную публикацию оставить при Академии наук. Ка- бинет министров согласился с просьбой Сената, но указал в сво- ей резолюции на сообщение Сената от 11 марта 1738 г., что «над- лежит Правительствующему Сенату с. оною Академиею о печата- нии означенных указов сношение иметь, и по общему согласию определение учинить, чтоб оные немедленно были напечатаны и во все судебныя места разосланы и в продажу употреблены, ибо оные для разсуждения происходящих судебных и других дел весьма потребны». И в тот же день последовал указ из кабинета Ея Величества «О скорейшем напечатании в академической ти- пографии указов с 1722 года». В этом указе уточнялось, что если академическая типография не справится с поставленной зада- чей, то следует печатать указы с 1722 г. при Сенате.
Коллизия между сенатской и академической типографиями была разрешена сенатским указом от 6 мая 1738 г. «О печатании указных книг с 714 по 722 год в академической, а с 723 года в оной же и в сенатской типографиях». В этом указе в очередной раз подчеркивалась необходимость скорейшего разбора и публи- кации указов за предшествующие годы и отмечалось, что указ- ные книги с 1723 г. должны печататься в академической и сенат- ской типографиях «одинакою формою и на одинакой же бумаге равными литерами, чтоб в одной против другой отмены не было...».
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 363
12 июня 1761 г. последовал сенатский указ «О печатании ука- зов, ежегодно издаваемых, особыми книгами», которым предпи- сывалось «случающиеся впредь публичные и прочие указы... для лучшаго собирания и содержания в книги, по прошествии каж- даго года печатать так, как и прочил указныя книги напечата- ны». Однако из этого не следует, что уже были напечатаны указ- ные книги до 1761 г. Развернувшаяся с середины 1730-х годов ре- троспективная публикация законодательных актов продвигалась очень медленно, о чем свидетельствует сенатский указ от 14 фев- раля 1763 г. «О собирании экспедиции сочинения Уложения под- лежащих к вечности узаконений и об отсылке оных в Москов- ский университет и в канцелярию Академии наук, для напечата- ния указных книг», в котором говорится, что «с 1714-го, 725 го- да генваря по 28 число, а с того числа по 730 год подлежащие к вечности и для всенародного известия указы собраны и в двух книгах напечатаны; а с того времени и поныне таковых указов не собрано и в печать не выдано». Ускорить дело, составив ре- естр указов, «состоявшихся в вечное узаконение и для всенарод- ного известия» и сияв с них копии, поручалось экспедиции при сочинении Уложения. Затем эти копии следовало отослать в Московский университет и в канцелярию Академии наук в Санкт-Петербурге, где их должны были напечатать и «по указ- ной цене употреблять в продажу в народ».
18 сентября, 1763 г, был издан сенатский указ «Об отдаче из комиссии сочинения нового Уложения разнообразных по мате- риям указов для напечатания в сенатской типографии», который свидетельствует о небольшой эффективности мер, предусмот- ренных указом от 14 февраля. Сенат констатировал, что «многие состоявшиеся доныне по разным материям и к вечности подле- жащие указы по материям еще не разобраны и не напечатаны, от чего в делах затруднение и остановка происходит», и требо- вал указы, разобранные уже комиссией для сочинения нового Уложения, передать для напечатания в сенатскую типографию.
Таким образом, с 1763 г., после прихода к власти Екатерины II, работа по собиранию и публикации узаконений активизиро- валась. Во многом это связано с началом нового этапа кодифи- кационной работы. В первую очередь была предпринята публи- кация узаконений с начала нового правления. В сенатском указе от 3 ноября 1763 г. «О собирании узаконений по полугоду для пе- чатания особыми книгами и о рассылке оных во все присутст- венные места» говорилось, что узаконения за период с 28 июня 1762 г. (т. е. со времени вступления на престол Екатерины II) по 1763 г. напечатаны типографией Московского университета от- дельной книгой, и предписывалось разослать эти книги в при-
364 РАЗДЕЛ 2
сутственные места, и губернские и провинциальные канцелярии, в Синод и т. д. Для этого Сенат требовал прислать из Московско- го университета 300 экземпляров и отдать 350 экземпляров в се- натскую контору для рассылки, «а прочие употребить в продажу умеренною ценою без отягощения желающим покупать». В даль- нейшем предписывалось печатать особыми книгами и рассылать в присутственные места «состоявшиеся ко узаконению указы, со- бирая по полугоду».
В то же время узаконения за период, предшествовавший пра- влению Екатерины II, к середине 1760-х годов так и не были на- печатаны, а кодификационная деятельность была временно при- остановлена. В сенатском указе от 15 декабря 1764 г. «О поруче- нии разбора для печатания подлежащих к вечности указов Сек- ретарю с подчиненными ему служителями» отмечается, со ссыл- кой на ведение от 4 мая того же года сената московских депар- таментов, что «состоявшиеся с 1730 по 1762 год именных и Пра- вительствую щаго Сената подлежащих к вечности указов в книги поныне еще не напечатано». В связи с приостановлением дея- тельности Уложенной комиссии Сенат поручил секретарям сенатского архива «разобрание для напечатания подлежащих к вечности указов и сенатских приговоров».
Порядок ознакомления государственных служащих с законодательными актами
Как уже упоминалось, именной указ от 22 января 1724 г. «О важности государственных уставов и о неотговорке судьям неведением законов по производимым делам под опасе- нием штрафа», опубликованный 27 января 1724 г., устанавливал особый порядок ознакомления государственных служащих с за- конодательными актами. Указание на причины издания этого указа свидетельствует о том значении, которое стали придавать законодательным актам: «Надлежит обретающимся в Сенате, Си- ноде, коллегиях, канцеляриях и во всех судных местах всего го- сударства ведать псе уставы государственные и важность их, яко первое и главное дело, понеже в том зависит правое и незазор- ное управление всех дел, и каждому для содержания чести сво- ей, и убежания от впадения неведением в погрешение, и в нака- зание должно». Санкции, предусмотренные для должностных лиц при незнании законов, весьма суровы: «И дабы впредь ни- кто неведением о государственных уставах не отговаривался... и для того от ныне, ежели о каком указе где при каком деле помя- нуто будет, а кто в то время не возмет того указа смотреть и пре-
ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИКИ XVIII - начала xx века 365
небрежет, а станет неведением отговариваться: таких наказы- вать в первые отнятием чина на время и штрафу год жалованья, в другой ряд третьего долею всего движимого и недвижимого имения, в третий раз лишением всего имения и чина вовсе». Об- ращает на себя внимание весьма конкретный и вполне разумный принудительный порядок ознакомления с законами должност- ных лиц, устанавливаемый этим указом.
Конкретные меры ознакомления чиновников с законодатель- ством предусматривали и другие законодательные акты. Напри- мер, статья 55 «Устава Благочиния, или Полицейского», издан- ного 8 апреля 1782 г., гласит: «Председателям, заседателям и прочим по силе учреждений употребленным людям читать и пе- речитывать узаконении и учреждении, и, по крайней мере, им на то употребить един досужий час в сутках, дабы отчасу учини- лись известнее и памяти их возобновлялось положенное на них, и в чем ежечасно подвержены по силе присяги дать отчет и от- вет небу и земли». Кстати, в предыдущей, 54-й статье говорится о необходимости иметь «узаконении и учреждении в заседатель- ной горнице».
Развитие системы публикации законодательных актов в XIX веке
Итог складывания системы публикации законода- тельных актов в XVIII в. был подведен в «Предисловии» к 1-му Полному собранию законов Российской империи, в котором го- ворится: «Законы, от Самодержавной Власти исходящие, и об- щия постановления, Именем Ея от учрежденных мест издавае- мыя, двумя путями достигают общаго сведения и исполнения: 1) через объявление и обнародование каждого из них в свое вре- мя, посредством мест и властей, для сего установленных; и 2) чрез издание их, уже по обнародовании, в виде собраний. Первый путь: обнародование, всегда признаваем был существен- ным, и для обязательной силы закона необходимым».
В XIX в. развивались оба этих направления. В 1826-1830 гг. II отделение собственной Его Императорского Величества кан- целярии в связи с. созданием Свода законов Российской империи провело грандиозную работу по собиранию законодательных ак- тов, начиная с Соборного Уложения. В результате этого в 1830 г. были изданы 45 томов первого Полного собрания законов Рос- сийской империи, включающего законодательные акты от Со- борного Уложения до начала правления Николая I. Второе Пол- нос собрание законов Российской империи39 начали создавать
366 РАЗДЕЛ 2
одновременно с первым, и его первый том вышел также в 1830 г. Со второго Собрания законодательные акты включались в эту публикацию по мере принятия, поэтому если первое Собрание было полностью издано в 1880 г., то очередные тома второго и третьего Собраний выходили один раз в несколько лет и их из- дание растянулось на весь охватываемый ими период. Второе Полное собрание законов охватывает время правления Нико- лая I и Александра П. Издание третьего Полного собрания зако- нов, включающего законодательные акты периодов правления Александра III и Николая II, прервала первая мировая война.
Текущую публикацию осуществлял Правительствующий Се- нат, за которым в XIX в. закрепилась функция хранителя и пуб- ликатора законодательных актов. С 1863 г. дважды в неделю вы- ходило «Собрание узаконения и распоряжений, издаваемых при Правительствующем Сенате». В нем публиковались документы текущего законодательства. Особенностью являлось то, что зако- нодательные акты публиковались не в порядке их утверждения, а в порядке их поступления в Сенат.
Становление порядка обязательной публикации законода- тельных актов среди характеристик законодательства нового времени имеет особое значение, поскольку в этом проявилась взаимосвязь многих новых свойств законодательства.
Во-первых, в XVIII в. начал устанавливаться порядок прохо- ждения законодательных актов, который определял их юридиче- скую силу, что было также связано с установлением приоритета закона. И хотя на протяжении всего XVIII в. этот порядок оста- вался зыбким и неустойчивым, одно правило соблюдалось четко: публикация законодательного акта - обязательное условие его вступления в силу.
Во-вторых, вполне очевидна взаимосвязь публикации законо- дательных актов и принципа «незнание закона не освобождает от ответственности», которую неоднократно подчеркивал и сам законодатель.
7. Обеспечение эффективности законодательства
Публикация законодательных актов выступает как одно из условий эффективности законодательства, целена- правленное стремление к которой возникает в новое время.
В новое время, в отличие от средневековья, человек на- чинает осознавать ход исторического времени, поскольку уско-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII -НАЧАЛА XX ВЕКА 367
рение темпов общественного развития привело к тому, что окру- жающая социальная действительность менялась на глазах одно- го поколения. В России этот существенный сдвиг в восприятии хода исторического времени усилили петровские преобразова- ния. С этими изменениями связано возникновение мемуаристи- ки и исторической пауки, а в сфере законодательства осознание изменчивости общества привело к желанию путем законотвор- чества изменить личность и общество, что, и свою очередь, уси- ливало стремление к обеспечению эффективности законода- тельных мер.
Желание обеспечить эффективность законодательного регу- лирования, по крайней мере особенно актуальных для власти сфер, вело к налаживанию механизма обратной связи в управля- ющей системе через сбор статистических данных. Изучение за- конодательства, таким образом, позволяет выявить причины развития отдельных направлений статистики с конца XVIII в. Одновременно, идя от имеющихся знаний о развитии статисти- ки в России, можно сделать выводы (хотя и предварительные) о системе приоритетов в государственной политике.
Иногда для суждения об эффективности того или иного зако- нодательного акта бывает достаточно заглянуть в последующее законодательство.
Приведем в качестве примера одну историографическую легенду. В исторической пауке сложилась практика определе- ния численности служащих государственного аппарата в пери- од, предшествующий губернской реформе 1775 г., на основа- нии штатов 1763 г. Начало этому положила Н.Ф. Демидова в статье, помещенной в сборнике «Абсолютизм в России». Она пишет, что по штатам 1763 г. численность служащих во всех присутственных местах достигала 16 504 человек40. Со ссыл- кой на статью Н.Ф. Демидовой такую цифру приводит С.М.Троицкий41. Это оспаривает П.А. Зайончковский, спра- ведливо замечая, что при рассмотрении структуры предусмо- тренных штатами должностей обнаруживается, что в штаты «включены не только служащие (т. е. чиновники и канцеляр- ские служители), по и различный, говоря современным язы- ком, «обслуживающий персонал» (сторожа, курьеры). Кроме того, как подчеркивает П.Л. Зайончковский, в штаты были включены служащие военных команд, которых нельзя причис- лять к чиновничеству. Автор сделал вывод, что из 16 504 чело- век, предусмотренных штатами, более 9000 составляют солда- ты42. Это существенное замечание П.А. Зайончковского оста- вил без внимания американский исследователь В. Пиптнер, который, будучи знаком с работой П.А. Зайончковского и да-
368 РАЗДЕЛ 2
же подвергая критике некоторые из ее положений, все же приводит эту же цифру -16 504 чиновника, ссылаясь на шта- ты 1763 г.43
Однако ни один из названных авторов не рассматривает во- прос, были ли в действительности заполнены эти штаты, хотя сам С.M. Троицкий, изучая вопрос о численности чиновничест- ва в 50-х годах XVIII в., указывает, что штаты - ненадежный ис- точник при установлении численности служащих44. Не имея ис- точников для определения реальной численности служащих го- сударственного аппарата накануне губернской реформы, отме- тим, однако, что штаты 1763 г. отличались существенной особен- ностью, отраженной в именном указе от 11 октября 1764 г. «Об учинении губернаторам, каждому в своей губернии, расписания о приписных городах и о всех уездах, и об определении, с какою властию комиссарства, магистраты и ратуши остаться должны». В нем говорится: «Изыскивая избавить наших верноподданных от притеснений и взятков безжалованных судей и канцелярских служителей, прошлого 1763 года декабря 15 дня в изданных шта- тах положили не только в главных правительствах, но и во всех судебных местах, не минуя и городовых канцелярий, судьям и канцелярским служителям довольное жалованье, которое б они получая, не имели уже причины сверх того к богоненавистной корысти». Из указа видно, что денег на жалованье чиновникам не хватало, поэтому предполагалось сократить места, предусмо- тренные штатами 1763 г.
К проблеме действенности законодательного регулирования можно отнести и вопрос о «неожиданных эффектах» законода- тельства, исследование которого проливает дополнительный свет на механизм функционирования государственной власти.
Иногда правительство получало совершенно непредвиден- ные результаты от своей законотворческой деятельности. На- пример, всем известно, что губернская реформа 1775 г. проводи- лась для укрепления власти и совершенствования управления. Но одним из следствий губернской реформы было резкое увели- чение численности служащих местного звена государственного аппарата. Это не осталось незамеченным современниками. На- пример, Г.С. Винский в мемуарах весьма иронично охарактери- зовал реформу в целом: «...появилось новое учреждение или со- вершенное преобразование правительственной махины. Все пе- реновлено, даже до наименований: губернии названы паместни- чествами, губернаторы правителями, воеводы городничими и пр. и пр.». Главное, к чему привела реформа, по мнению мемуа- риста: «Судебный места умножены с умножением в них чиновни- ков, так что иная губерния, управляемая прежде 50-ю чиновни-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 369
ками, разделившись но сему учреждению на четыре наместниче- ства, в каждом имела до 80 судей». «Умножение судейских мест, конечно, открыло многим бедным семействам средства к сущест- вованию...», - писал Г.С. Винский45.
Па открывшуюся для выходцев из непривилегированных со- словий в ходе губернской реформы возможность поступать на государственную службу указывали и другие мемуаристы, напри- мер И.И. Мешков. Его прадед был крепостным, отпущенным по- мещиком па волю в 1748 г. И.И. Мешков поступил на службу при открытии Саратовской губернии. В своих мемуарах он замечал: «По новости Саратовской губернии, в канцелярских служителях но всем присутственным местам была общая потребность и, ста- ло быть, не предстояло ни малейшего затруднения быть приня- тым на службу немедленно»46. Утверждал это и Л.А. Травин: «...при наступлении 1778 года открылось Псковское наместниче- ство... Тогда свободно было вступать имеющим вечные отпуск- ные в приказные чины»47.
В этот период служащие в местные учреждения набира- лись - кроме, естественно, дворян - из среды церковно- и свя- щеннослужителей; приказных, подьяческих и секретарских де- тей; обер-офицерских детей, солдатских детей, из купечества и даже из отпущенных на волю крепостных крестьян и господских людей.
Кардинальные изменения в социальном составе чиновниче- ства местных государственных учреждений произошли в очень короткие сроки. Если в 1775 г. - накануне губернской реформы - среди чиновников восьмого класса на одного выходца из непри- вилегированных сословий приходилось 12,5 дворян, то в 1781- 1782 гг., когда завершился ее первый этап, - 4,59; среди чинов- пиков девятого класса - соответственно 6,5 и 3,16; десятого клас- са - 1,0 и 0,68; двенадцатого класса - 1,36 и 0,90; тринадцатого - 1,43 и 0,86; четырнадцатого - 0,36 и 0,45; среди губернских реги- страторов, архивариусов, протоколистов и канцеляристов - 0,35 и 0,30. Итак, если в 1775 г. выходцы из непривилегированных со- словий численно преобладали над потомственными дворянами только среди мелких канцелярских служащих и в XIV классе Та- бели о рангах, то в 1781-1782 гг. такое преобладание наблюдает- ся уже в XIII-X классах при достаточно существенном измене- нии соотношения социальных групп в IX и VIII классах. Это об- щая и достаточно отчетливая тенденция. Она была замечена и верховной властью и вызвала ряд ответных законодательных мер.
Одной из причин «неожиданных эффектов» была неадекват- ность восприятия населением (особенно основной его массой -
Date: 2016-05-25; view: 382; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|