Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы источниковедческого анализа произведений литературы 13 page
416 РАЗДЕЛ 2
ние на службу чиновника и его социальное происхождение, как раньше, но и то, «с каким кто достоинством и особливою заслу- гою или же, напротив того, пороком и погрешностию службу свою производил, также и за что, когда и как награжден, испра- вляем или наказан был». Судя по содержанию дополнений, вно- симых этим решением, целью их было приведение формы жур- налов учета чиновников в соответствие с. формой послужных списков, вводимых указом от 31 января 1764 г.
Второй пункт данного решения Сената устанавливал поря- док, по которому не только чинопроизводство и назначение на более высокую должность, но и переход из одного учреждения в другое или с одной должности на другую не допускался без «уве- домления из тех журналов о бытности и службе» чиновника на прежнем месте.
Третий пункт этого решения подтверждал необходимость та- ких свидетельств при производстве в чин «по надобности служ- бы, по старшинству, по особливому достоинству» и при отставке и устанавливал порядок, по которому свидетельством о прохож- дении службы могли быть «особливые персональные аттестаты от главных командиров, под чьими повелениями где, кто и когда находился». На основании этого решения Сената 16 марта 1764 г. был принят указ.
31 октября 1771 г. издается сенатский указ «О присылке из всех присутственных мест списков о служащих и неслужащих дворянах, по прилагаемой форме». В этом законодательном акте после указания на нерегулярную присылку в Герольдмейстер- скую контору списков чиновников-дворян содержится требова- ние прислать в 1772 г. ведомости как о служащих, так и об уво- ленных от службы дворянах. Причем формуляр ведомости о не- служащих дворянах был значительно менее подробным, чем формуляр ведомости о дворянах-чиновниках. Кроме того, сведе- ния о служащих дворянах должны были включаться в полугодо- вые послужные списки.
Эти сведения нужны были Герольдмейстерской конторе для составления списков служащих и неслужащих дворян. Однако, несмотря на ранее принятые меры, такие списки Герольдмей- стерская контора не составила. Об этом свидетельствует то, что ведомости, которые должны были быть присланы по указу от 31 октября 1771 г. в 1772 г., рассматривались как основа состав- ления списков. Последние затем были постоянно уточняться и дополняться посредством ежегодных известий о дворянах, «ко- торые получили повышение чинов или умерли, или родились, или женились, и на ком», и полугодовых послужных списков о служащих дворянах.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 417
Вместе с указом был опубликован формуляр полугодовых по- служных епископ, который предусматривал, так же как и форму- ляр, прилагавшийся к указу от 31 января 1764 г., девять граф. В них в основном должны были содержаться те же самые сведе- ния, что и в послужных списках 1764 г. Правда, в новом форму- ляре отдельные графы прежнего формуляра были объединены и, кроме того, добавились две графы, а именно: «много ли раз в нынешнем чину был в отпусках»; «кто дети и где обретаются». Кроме того, в графе о владении крестьянами отныне надо было указывать не только название уезда, но и название селения. До- полнения должны были упорядочить чинопроизводство и уси- лить контроль за социальным составом чиновничества.
С развитием учета чиновников-дворян определенным обра- зом связан и сенатский указ от 28 сентября 1782 г. «О распро- странении силы статута ордена Св. Владимира на заслуги, по из- дании онаго оказанным; о выборе кандидатов для составления Думы сего ордена и о составлении обстоятельных росписей об отличиях, в 12 статье статута упоминаемых». В этомуказе гово- рилось о порядке награждения чиновников орденом Св. Влади- мира, в том числе и о том, не следует ли «потребовать вновь, в следствие статута, о всех отличившихся сведения», так как в «по- служных списках ничего больше не показывается, как способ- ность и достоинство». Было принято решение, что «...имеющие- ся списки и каждого места или члена онаго сведения о служащих могут быть достаточны... к выбору». Таким образом, на послуж- ные списки чиновников возлагалась еще одна функция. Правда, надо отметить, что были случаи, когда с мест присылались спе- циальные ведомости на чиновников, представляемых к награж- дению орденом Св. Владимира.
Законодательное регулирование учета служащих государст- венных учреждений было продолжено изданием 31 марта 1788 г. сенатского указа «О доставлении из всех присутственных мест в Герольдию ежегодно в августе месяце формулярных списков о всех чинах, состоящих в классах, и о приложении оных при ка- ждом представлении к определению в должности и к награжде- нию чинами». Этот законодательный акт содержит указание на то, что предпринятые ранее меры по учету чиновников-дворян дали свои результаты и Герольдмейстерская контора имеет спи- сок «находящимся в штатской службе чинам первых 8 классов». В то же время отмечалось, что Герольдмейстерская контора час- то не получает из некоторых наместничеств сведения о завися- щих от местных властей перемещениях чиновников. Для улучше- ния учета движения чиновничества признавалось необходимым, чтобы «...как из наместничеств, так и из прочих департаментов
418 РАЗДЕЛ 2
штатской службы присылаемы были в Герольдию в августе меся- це каждого года списки...». Одна из целей составления таких спи- сков заключалась в том, «...что при случающемся избрании кан- дидатов на председательские места и при определении в другие должности удобнее сохранить порядок».
Этим указом в очередной раз подтверждалась необходимость при представлении к определению на должность и к награжде- нию чинами прилагать послужные списки.
Формуляр, прилагавшийся к указу от 31 марта 1788 г., совпа- дал с формуляром, введенным указом от 31 октября 1771 г., за ис- ключением того, что была исключена графа «на ком женат, кто дети и где обретаются» и добавлены две новые графы (о том, кто получил при отставке чины, и о том, достоин ли чиновник награждения орденом Св. Владимира).
Из этих изменений формуляра видно, что он постоянно при- водился в соответствие с порядком чинопроизводства и прохож- дения службы чиновниками. Например, добавление графы об отставке соответствовало многочисленным законодательным ме- рам, проводившимся в это время, чтобы исключить злоупотреб- ления при получении чинов при отставке и обеспечить преиму- щество при прохождении службы и чинопроизводстве действи- тельно служащим чиновникам, особенно дворянам. Для обеспе- чения преимуществ действительно служащих чиновников была введена графа об отпусках.
Хотя указ от 31 марта 1788 г. и упорядочивал учет чиновни- чества в числе прочих и в целях чинопроизводства, но в указе Сената от 16 декабря 1790 г. «О правилах производства в стат- ские чины» содержится требование при рассмотрении в общем собрании Сената вопросов чинопроизводства опираться на «...взнесенные от генерал-губернаторов, правящих ту должность и прочих мест и чинов, право к сему имеющих, удостоение по гу- берниям по порядку одна за другою», т. е., по сути, этот указ вво- дил еще одну форму учета движения чиновничества.
Таким образом, в 60-80-е годы XVIII в. в основных чертах сложилась система учета чиновничества, в первую очередь чи- новников-дворян. Дополнительные меры для учета этой катего- рии чиновников вводились сенатским указом от 15 июня 1794 г. «О доставлении в Герольдию послужных списков о чиновниках первых осьми классов, по прилагаемой форме». Необходимо от- метить, что форма учета чиновников, вводившаяся этим указом, дополняла уже существующие формы, о чем свидетельствовало указание на то, что новая форма учета не заменяла «списки о всех чинах, состоящих в классах», вводившиеся указом от 31 марта 1788 г. Вводимые послужные списки чиновников пер-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 419
вых восьми классов предусматривали раздельный учет «служа- щих от короны и по выбору дворян», что соответствовало указу от 31 марта 1788 г. Формуляр «Списка чина первых осьми клас- сов» хотя и состоял всего из пяти граф, но по содержанию пра- ктически совпадал с формуляром «Списка о всех чинах, состоя- щих в классах...».
Завершал формирование системы учета чиновничества в XVIII в. сенатский указ от 15 марта 1798 г. «О присылке в Героль- дию ежегодно к 1 октября послужных списков о классных чинов- никах», который, по сути дела, не вносил уже ничего нового, а лишь подтверждал необходимость присылки в Герольдмейстер- скую контору послужных списков, что было нужно, как подчер- кивалось в указе, для успешного выполнения ее функции по уче- ту чиновничества. Иными словами, в 60-90-е годы XVIII в. сло- жился формуляр послужного списка чиновников.
Некоторые изменения в этот формуляр внес указ Сената от 16 июля 1849 г. Новый формуляр включал 15 граф:
1) чин, имя, отчество, фамилия, должность, лета от роду, ве- роисповедание, знаки отличия и получаемое содержание;
2) из какого звания происходит (сословное происхождение);
3-6) есть ли имение (отдельно учитывалось родовое и благо- приобретенное имение у него самого, у родителей или жены);
7-9) где получил воспитание и окончил ли в заведении пол- ный курс наук, когда в службу вступил, какими чинами, в каких должностях и где проходил оную; не было ль каких особенных по службе деяний или отличий; не был ли особенно, кроме чи- нов, чем награжден, и в какое время; сверх того, если, находясь под судом или следствием, был оправдан и признан невиновным, то когда и за что именно был предан суду и чем дело кончено (с указанием точных дат);
10) был ли в походах против неприятеля и в самих сражени- ях и когда именно;
11) был ли в штрафах, под следствием и судом; когда и за что именно предан суду: когда и чем дело кончено;
12) к продолжению статской службы способен и повышения чином достоин ли; если же нет, то по каким причинам;
13) был ли в отпусках, когда, на сколько именно времени; яв- лялся ли на срок и если просрочил, то когда именно явился и бы- ла ли причина просрочки признана уважительной;
14) был ли в отставке с награждением чина или без оного, ко- гда и с которого по какое именно время;
15) холост или женат, на ком, имеет ли детей, кого именно; год, месяц и число рождения детей; где они находятся и какого вероисповедания.
14*
420 РАЗДЕЛ 2
Указом Государственного совета от25 мая 1864 г. из послуж- ного списка была исключена 12-я графа, в которой фиксирова- лась аттестация чиновника начальством.
Таким образом, формулярный список чиновника - типичный учетный документ, составлявшийся с целью контролировать чи- нопроизводство. Когда же эта учетная система начала перерас- тать в статистическую? Первые признаки обнаруживаются уже в самом факте издания указа от31 января 1764 г. «О присылке в Сенат из всех присутственных мест послужных списков чинов- ников через каждые полгода по приложенной форме», посколь- ку он предполагал аккумулирование и обобщение информации разрозненных формулярных списков. Однако наладить сбор та- кой информации удалось только начиная с 1780-х гг. XVIII в.: в результате губернской реформы в местное звено государственно- го аппарата на службу набирались представители непривилеги- рованных сословий, вплоть до бывших крепостных, что не мог- ло не привести к размыванию сословной определенности лично- го состава государственных учреждений. Социальный состав ме- стного чиновничества заметно изменился уже к началу 1780-х гг.72 Выходцы из разночинцев и податных сословий в 1775 г. численно преобладали над потомственными дворянами лишь вXIV классе и среди мелких канцелярских служащих, а в 1781-1782 гг. еще и в XIII-Х классах. В VIII и IX классах, где пре- обладание дворянства сохранилось, оно стало гораздо менее вы- раженным. Сразу же была налажена система сбора формулярных списков местного звена государственного аппарата, и на основе обобщения их данных начали вырабатывать управленческие ре- шения, издавать указы, цель которых - отрегулировать меха- низм чинопроизводства, затруднить получение классных чинов, особенно чина VIII класса, дающего права потомственного дво- рянства для выходцев из непривилегированных сословий79. Правда, несмотря на усилия центральной власти, численность выходцев из разночинцев и податных сословий среди государст- венных служащих даже сравнительно высоких рангов постоянно увеличивалась, но законодательство в этой сфере нельзя при- знать неэффективным, поскольку к концу XVIII в. по-прежнему выходцы из непривилегированных сословий преобладали над дворянами лишь в X классе Табели о рангах74, хотя соотношение этих двух категорий чиновников в низших классах все же изме- нилось не в пользу дворян.
Итак, в последней четверти XVIII в. формулярные списки выполняли функцию типичного статистического источника, о чем говорит и факт составления, начиная с конца XVIII в., так называемых групповых формулярных списков, в которых приво-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 421
дились сведения о чиновниках всего учреждения, а для местных учреждений - и целой губернии. Такая практика сохранялась и на протяжении XIX в.
4. Хозяйственный учет в частновладельческих хозяйствах*
Подворные описи крестьянских хозяйств
Если учет всего населения и чиновничества осу- ществлялся в общегосударственном масштабе, то система учета сельскохозяйственного производства и экономического состоя- ния крестьянских хозяйств первоначально сложилась в частно- владельческих хозяйствах. В крупных вотчинах и в предыдущий период существовали вотчинные архивы, собиравшие разнооб- разную, в том числе и учетную, документацию. Но лишь со вто- рой половины XVIII в. хозяйственный учет в поместьях стал рас- пространенным явлением. Об этом свидетельствует то, что в кон- це XVIII в. просвещенный помещик А.Т. Болотов опубликовал в «Трудах Вольного экономического общества» рекомендации по- мещикам по составлению подворных описей крестьянских хо- зяйств, рассматривая их как один из существенных элементов обеспечения эффективности хозяйственной деятельности.
В 1837 г. вышла книга У. Карповича «Хозяйственные опыты тридцатилетней практики, или Наставления для управления имениями», обобщающая большой опыт управления поместий разных губерний. Карпович предлагал подробный формуляр подворной описи и давал рекомендации по ее составлению. На титульном листе описи указывались название селения, его мес- тоположение, качество почвы, способ осуществления крестьян- ских повинностей. Лист описи делился на три части. В левой стороне содержалось 15 показателей: данные о крепостных (с указанием пола, возраста, соотношения с данными восьмой ре- визии); данные об имуществе - количество лошадей (раздельно рабочие и молодняк) и другого скота (волы, быки, коровы, теля- та, овцы, свиньи), птицы, а также хлеба, сена, пчел, садов; дан- ные о землепользовании - сколько земли отводится под огоро- ды, рожь, яровые и пар, сенокосы, количество арендованной зе- мли и др. Таким образом, приводились объективные показатели состояния хозяйства. Завершалась эта часть оценкой хозяйст-
*Ocновной материал параграфа взят из книги Б.Г. Литвака - Очерки источ- никоведения массовой документации XIX - начала XX в.» (М., 1970. С. 10-122).
422 РАЗДЕЛ 2
венного состояния двора, которую давало лицо, проводившее описание (например, приказчик).
В правой стороне листа приводилось 10 показателей: количе- ство тягл75, продолжительность барщины (указывались недель- ная и годовая с подразделением на пешую и конную)76, зимние подводы, все прочие платежи и повинности, а также обществен- ные должности крестьян, В эту часть входили сведения о повин- ностях крестьян.
В средней части листа давались посемейные списки прожи- вавших в селении с указанием их родства, что делает подворные описи весьма ценным источником для генеалогических исследо- ваний.
У. Карпович давал рекомендации по обеспечению точности показателей, вносимых в подворную опись. Например, он сове- товал для взаимопроверки сведений опрашивать хозяев на сель- ском сходе, а также проверять ряд данных по материалам реви- зий.
Практика составления подворных описей была реконструи- рована Б.Г Литваком при изучении массовой документации XIX в. Ему удалось опровергнуть распространенное в литературе мнение о существенных утратах данного вида исторических ис- точников, основанное на простом логическом выводе из наблю- дения о значительном увеличении количества подворных опи- сей и предреформенное время. Но утраты могут быть причиной малочисленности подворных описей конца XVIII - начала XIX в. лишь во вторую очередь. А первопричину следует искать в раз- витии на протяжении этого периода практики их составления, Б.Г. Литвак, изучая документы архивных фондов крупных вот- чин, пришел к выводу о неравномерности составления описаний и доказал, что сохранившийся корпус источников отражает рост интереса владельца к хозяйственному состоянию крестьянского двора в условиях развития рыночных отношений.
Сделанный Б.Г. Литваком вывод еще раз показывает разли- чия в подходах к массовым источникам, обусловленные разными методологическими позициями. До тех пор пока исследователи рассматривали подворные описи лишь как «резервуар» разнооб- разной информации, они объясняли пробелы утратами источни- ка. Как только исторический источник начинает рассматривать- ся в связи с обстоятельствами его возникновения, сам факт его создания становится значимым и указывает на новое явление в хозяйственных отношениях.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 423
Проблемы изучения подворных описей
Не исследуя специально методы изучения отдель- ных видов и групп исторических источников, остановимся на развитии методики изучения подворных описей в качестве при- мера, иллюстрирующего подходы к изучению массовых источни- ков в целом. Выделим два круга взаимосвязанных проблем: дос- товерности данных подворных описей и возможности изучения на их основе динамики экономических показателей крестьянско- го хозяйства.
Напомним, что понятия достоверности и точности инфор- мации полностью не совпадают. При точности всех показателей подворной описи, она может не содержать достоверную инфор- мацию о хозяйственном состоянии двора в целом из-за неполно- ты сведений.
Первое же обращение к подворным описям в качестве исто- рического источника в краеведческих исследованиях 1920-х го- дов выявило некоторые противоречия: например, однолошад- ные и безлошадные хозяйства оказывались не самыми бедными. Это наблюдение выводит на проблему критериев характеристи- ки экономического состояния хозяйства, которая давалась в са- мих подворных описях. Исследователи высказывали различные точки зрения: от мысли, что в основе характеристики лежит ис- правность хозяйства в исполнении повинностей в пользу поме- щика, до идеи расчета хозяйственных показателей на душу насе- ления крестьянского двора (или на работника). Но точно устано- вить эти критерии не удалось.
Нерешенность этой проблемы затрудняет изучение экономи- ческих показателей крестьянского хозяйства в динамике, по- скольку невозможно сопоставлять данные о различных хозяйст- вах и разновременные сведения об одном хозяйстве. Постанов- ка проблемы изучения динамики хозяйства заставила исследова- телей отказаться от оценок, данных приказчиками, и самостоя- тельно искать критерии распределения крестьянских дворов по степени их хозяйственной состоятельности. Наиболее распро- страненной была группировка по обеспеченности лошадьми, но она также не решила проблему.
Современные подходы изучения подворных описей (в том числе и с применением математических методов) были заложе- ны И.Д. Ковальченко, который ввел в научный оборот огром- ный массив подворных описей77, что позволило по-новому по- дойти к целому ряду проблем. Во-первых, ученый предложил сгруппировать крестьянские хозяйства по комбинации призна- ков, а затем ввел агрегированный показатель - характер воспро-
424 РАЗДЕЛ 2
изводства, разделив хозяйства на обеспечивающие расширенное воспроизводство, обеспечивающие простое воспроизводство и не обеспечивающие простое воспроизводство78.
Если рассмотреть проблему поиска критерия оценки хозяй- ственной состоятельности крестьянского двора с точки зрения формализованных методов исследования, то, во-первых, следует констатировать, что оценка приказчика, включенная в подвор- ную опись, - это типичная экспертная оценка, т. е., по сути, оценка интуитивная, основанная на частично осознаваемом, а частично подсознательном учете множества разнообразных фа- кторов. Следовательно, сколько-нибудь полно объяснить оценку, содержащуюся в подворной описи, невозможно. Если рассматри- вать хозяйственную характеристику крестьянского двора как сложный качественный признак, то измерить его можно тремя способами: выделив в качестве определяющего один из призна- ков, по комбинации признаков и путем агрегирования показате- лей. И в развитии методики исследования подворных описей по- следовательно реализуются все три подхода: оценка по одному признаку - количеству лошадей, по комбинации признаков - ко- личеству скота разных категорий и путем агрегирования инфор- мации - по характеру воспроизводства.
И.Д. Ковальченко по-новому подошел и к проблеме изуче- ния экономического состояния крестьянского хозяйства в дина- мике. Он прослеживал хозяйственную историю отдельных дво- ров, что предполагает предварительную сложную работу по отысканию и идентификации крестьянского двора в разновре- менных подворных описях. Но исследование хозяйственной ис- тории отдельных дворов задает совершенно новый ракурс рас- смотрению ключевой проблемы социально-экономической ис- тории XIX - начала XX в. - проблемы расслоения крестьянских хозяйств, позволяя не только констатировать наличие диффе- ренциации крестьянских хозяйств, но и судить о степени ее не- обратимости, т, е. понять, мог ли и при каких условиях богатый двор разориться, а бедный перейти в категорию средних или за- житочных.
В целом история изучения подворных описей крестьянских хозяйств еще раз демонстрирует взаимозависимость источнико- ведческого исследования отдельных источников, относящихся к группе массовых, с разработкой крупных их комплексов с целью выявить масштабные явления и процессы социально-экономиче- ской истории.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 425
5. Учет промышленного производства*
В отличие от учета экономического состояния крестьянских хозяйств учет промышленного производства изна- чально был организован государством, Отдельно велся учёт об- рабатывающей и горнодобывающей промышленности.
В конце первой четверти XVIII в. (1724 г.) посте организа- ции Берг- и Мануфактур-коллегий законодательно было преду- смотрено предоставление владельцами ведомостей о промыш- ленных заведениях (получивших название «ведомости фабрик и заводов»**) два раза год в соответствующую коллегию, а затем в Сенат. На протяжении XVIII в. необходимость присылки таких сведений неоднократно подтверждалась законодателем. В зави- симости от реорганизации государственного аппарата много раз менялся порядок предоставления сведений79. С 1775 г. такие ве- домости должны были присылаться один раз в год. На протяже- нии XVIII в. установился формуляр ведомостей, но наладить их систематический сбор так и не удалось.
В начале XIX в., после образования министерства внутрен- них дел, которому был поручен сбор разнообразных сведений о социально-экономическом состоянии империи, были предпри- няты дополнительные усилия в организации учета промышлен- ных заведений, по они оказались малоэффективными, в первую очередь в силу отсутствия в законодательстве четкого определе- ния объекта учета как со стороны объема производства, так и со стороны отраслевой принадлежности.
Последнее обстоятельство особенно важно при определении сопоставимости данных учета промышленного производства. Номенклатура производств, подлежащих учету, в разные годы была различной и с середины XIX в. постоянно расширялась, причем происходило это в губерниях неодновременно80. Конеч- но, на сопоставимость влияет и определенность размера пред- приятий, но следует отметить, что номенклатура учитываемых производств расширялась в основном за счет отраслей, в кото- рых преобладали мелкие предприятия, что еще более осложня- ет исследовательскую ситуацию. Кроме того, мелкие предпри- ятия преобладали в сфере переработки сельскохозяйственной продукции, поэтому большое количество мелких предприятий
*В основу параграфа положен материал монографии Ю.Я. Рыбакова «Про- мышленная статистика России XIX в.: Источниковедческое исследование» (М., 1976).
** Понятия «фабрика» и «завод» в законодательстве не различались. В дан- ном случае единое словосочетание «фабрика и завод» служит синонимом слово- сочетания «промышленное предприятие».
426 РАЗДЕЛ 2
учитывалось в сельскохозяйственных губерниях. Таким образом, общей тенденцией эволюции ведомостного учета являлось не- равномерное увеличение учета мелких предприятий за счет рас- ширения номенклатуры учитываемых производств.
Ведомостный учет в 80-е годы XIX в. начал перерастать в ста- тистическую систему. На это повлияло единовременное обследо- вание промышленности в связи с Всероссийской промышленно- художественной выставкой в Москве в 1882 г. В 1884-1885 гг. был установлен новый формуляр ведомости, в котором предусматри- валось несколько групп показателей: состав рабочей силы с рас- пределением по полу и возрасту, мощность и структура энергети- ческого оборудования, количество и состав применяемых машин и механизмов. Сообщались также сведения о сырье, топливе и т. д. На места стали рассылаться отпечатанные бланки ведомостей.
Наиболее существенное преобразование было связано с вве- дением ценза промышленного предприятия: учету подлежали за- ведения с годовой стоимостью производства более одной тыся- чи рублей. Такой ценз определялся с предложенной министром финансов Н.Х. Бунге реформой налогообложения, предусматри- вавшей 3%-ный сбор с чистого дохода. Но этот ценз был неудо- бен, поскольку не была отработана методика определения стои- мости производства.
Итак, с середины 1880-х годов учет промышленного произ- водства тесно увязывался с налогообложением, что меняло каче- ство учета. В это время были составлены «Материалы для опре- деления внешних признаков обложения промышленных пред- приятий», в которых в качестве критерия налогообложения бы- ли выделены два основных признака: наличие определенного энергетического оборудования и численность работающих. Вслед за этим в 1895 г. была предпринята последняя попытка ре- организовать учет промышленного производства при помощи ведомостей фабрик и заводов. Ценз промышленного предпри- ятия был установлен по числу рабочих (не менее 15) или по на- личию парового двигателя (при меньшем числе рабочих). Такой ценз отвечал требованиям закона «О государственном промы- словом налоге», принятом в 1898 г., в бытность министром фи- нансов С.Ю. Витте. Закон вводился в действие с 1899 г. и распро- странялся как на обрабатывающую, так и на горнодобывающую промышленность. По закону все промышленные предприятия делились на восемь разрядов по числу рабочих (с учетом нали- чия механического двигателя). Но эта попытка реформирова- ния ведомостного учета была малоуспешной, в первую очередь из-за нежелания владельцев присылать сведения. Это заставило правительство в самом конце XIX в. перейти к собственно стати-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ХVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 427
стике промышленности, собираемой методом переписей. Прав- да, в 1903 г. снова попытались возобновить ведомостный учет, но опять безуспешно.
В начале XX в. сохранялся учет предприятий по производст- вам, облагаемым акцизом, и предприятии горнозаводской про- мышленности. Следует отметить, что в этих производствах была высока доля казенных предприятий, что во многом обусловлива- ло значение учета их производства для правительства,
Date: 2016-05-25; view: 397; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|