Приемы источниковедческого анализа произведений литературы 11 page
Зависимость делопроизводства от изменений системы госу- дарственных учреждений ведет к периодизации развития данно- го вида исторических источников в соответствии с кардиналь- ными преобразованиями государственного аппарата. Внутри рассматриваемого периода выделяются два этапа: коллежский и министерский. Однако не следует пренебрегать и другими кри- териями - например, такими, как изменение формы документов. При тесной взаимосвязи этих изменений, отметим, что реорга- низация государственного аппарата, в первую очередь, влияет на организацию документопотоков и систему разновидностей делопроизводственной документации. Изменения формы веде- ния делопроизводства - переход от столбцовой формы к тетрад- ной, закрепление формуляра, применение бланков документов - сказывались на содержании отдельного документа.
1. Законодательная основа делопроизводства
Особенностью делопроизводства XVIII-XIX вв. по отношению к предшествовавшему периоду является то, что его важнейшие основы утверждались законодательно.
В начале XVIII в. создавалась новая система государственных учреждений, причем возникновение новых учреждений оформ- лялось законодательно, а для многих из них издавались регла- менты, регулировавшие деятельность учреждения, и в том числе делопроизводство. В начале XVIII в. иногда специально оговари- валась необходимость документирования управленческих реше- ний. Так, в 12-й главе указа от 27 апреля 1722 г. «О должности
394 РАЗДЕЛ 2
Сената» говорится: «В Сенате никакое дело исполнено быти над- лежит словесно, но все письменно, понеже Сенату в таких важ- ных повелениях вельми нужно иметь всякое опасение и осто- рожность, дабы наш интерес ни в чем не повредить, и того ра- ди всем членам не прийти к тяжкому ответствованию, також и нам ни в чем бы сумнительно быти могло».
28 февраля 1720 г. был издан Генеральный регламент - осно- вополагающий законодательный акт, определивший систему де- лопроизводства вплоть до революции 1917 г. Впоследствии, на протяжении XVIII-XIX вв., издавалось множество законодатель- ных актов, устанавливавших формуляр документов отдельных разновидностей, порядок их прохождения, организацию доку- ментопотоков между учреждениями и решавших многие другие частные вопросы организации делопроизводства.
Генеральный регламент состоит из 56 частей. В регламенте обосновываются преимущества коллежской системы по сравне- нию с приказной. Значительная часть этого законодательного ак- та посвящена установлению штатов и описанию должностных обязанностей. Впервые вводимая дифференциация должностей была столь значительной, что не могла не сказаться на организа- ции делопроизводства. Как известно, коллегия состояла из при- сутствия (общего собрания членов) и канцелярии, в которой и было сосредоточено делопроизводство. Во главе канцелярии стоял секретарь, который готовил дело к слушанию на коллегии, Кроме секретаря предусматривались должности нотариуса, кото- рый должен был вести протоколы заседаний; актуариуса, который был обязан регистрировать документы и передавать их исполни- телям; регистратора, отвечавшего за оформление исходящих и регистрацию входящих и исходящих документов. Основные кате- гории служащих канцелярии - канцеляристы и копиисты, причем первые готовили документы, вторые переписывали их набело.
Генеральный регламент предполагал обязательность обуче- ния канцелярских служащих. По указу от 10 ноября 1721 г. для подьячих была создана школа при Сенате. Кроме того, в Гене- ральном регламенте формулировались общие правила составле- ния документов, указывались основные реквизиты. Например, в начале протокола следовало указывать дату заседания и перечис- лять присутствующих.
11 января 1721 г. был издан «Регламент, или Устав Главного магистрата», к которому прилагались формы ведомостей, рапор- тов и т. д. На протяжении ХVIII в. включение в законодательный акт формуляра документов стало обычным делом. Чаще всего да- вался формуляр учетных документов. Хотя можно найти и иные примеры: так, в указе от 5 ноября 1723 г. «О форме суда» содер- жится образец составления челобитной.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 395
Законодательно регламентировалось и прохождение доку- ментов, например в «Учреждении для управления губерний» 1775 г.
С самого начала XVIII и. законодатель много внимания уде- лял порядку подачи челобитных. Челобитные всегда подавались на имя государя. В XVIII в., в силу рассмотренных выше причин, их количество увеличивалось, и законодатель был вынужден пресечь практику подачи челобитных непосредственно царю.
В 1802 г. прошла министерская реформа. Указ от 17 августа 1810 г. «Разделение государственных дел по министерствам» уточнил разграничение сфер деятельности министерств, кон- кретизировал их функции, 25 июня 1811 г. вышло «Общее учре- ждение министерств», в котором фиксировалась их структура. На основании этого законодательного акта издавались уставы и положения каждого министерства. С изменением структуры го- сударственного аппарата изменилось и делопроизводство.
2. Разновидности делопроизводственных материалов
Многообразие разновидностей делопроизводст- венных документов обусловлено, прежде всего, сложной структу- рой государственного аппарата.
Можно выделить три группы делопроизводственной доку- ментации: 1) переписка учреждений; 2) внутренние документы; 3) просительные документы (часто выступают как инициатив- ные при формировании дела).
Нижестоящие учреждения или должностные лица посылали вышестоящим доношения (донесения). Донесение нижестоящего должностного лица вышестоящему могло называться рапортом. Рапортами обычно назывались и донесения, посылаемые в Се- нат. Донесение об исполнении какого-либо распоряжения могло называться экзекуцией.
Учреждения одного уровня посылали друг другу промемории. Учреждения, не связанные соподчиненностью, могли также по- сылать друг другу ведения.
Частные лица обращались в государственные учреждения с прошениями, которые в XVIII в. обычно по-прежнему назывались челобитными.
Постепенно начала возрастать роль внутренней документа- ции, обслуживавшей документопоток внутри учреждения. При поступлении в учреждение документы регистрировались, им присваивался номер, ставилась дата, в регистрационном журна-
396 РАЗДЕЛ 2
ле передавалось содержание документа и отмечалось, кому он отдан для исполнения. Входящие документы учитывались в спе- циальных книгах (регистратурах), в которых раздельно в хро- нологической последовательности записывались документы, полученные от царя, от Сената и других учреждений. Раздель- но регистрировались исходящие документы. В XVIII в. при ре- гистрации текст документа часто копировался. К внутренней документации относятся также документы, возникшие в ходе подготовки дела к рассмотрению, - протоколы и журналы засе- даний.
В XIX в. основные разновидности делопроизводственной до- кументации сохранились, иногда изменяя свое название. Ушли в прошлое челобитные, остались прошения, место промеморий заняли отношения.
Как особая разновидность донесения может рассматриваться отчет, посылаемый нижестоящим учреждением вышестоящему. Отчеты получают распространение, главным образом, в XIX в, Наибольший интерес представляют отчеты о деятельности выс- ших и центральных учреждений, а также губернаторские и гене- рал-губернаторские отчеты.
Ежегодные отчеты министров о деятельности министерств были предусмотрены манифестом от 8 октября 1802 г. об учреж- дении министерств. Однако, несмотря на требования манифеста и последующие неоднократные указания, министерские отчеты, по-видимому, систематически не составлялись. Часто подготовка такого отчета и степень подробности содержавшейся в нем ин- формации зависели от воли министра. Нe была устойчивой и структура отчета: он мог составляться либо но структурным под- разделениям, либо тематически.
Отчеты Государственного Совета составлялись периодиче- ски и были весьма краткими.
С 1804 г. составлялись губернаторские отчеты. Их комплекс за XIX в. является наиболее репрезентативным.
В XIX в. усложнилась регистрация документов - документ ре- гистрировался на всех этапах своего движения. О масштабах яв- ления дает представление опубликованное в 1858 г. «Руководст- во к наглядному изучению административного порядка течения бумаг в России». Согласно этому руководству в земском суде в процессе исполнения документ проходил 26 операций, в губерн- ском правлении - 54, в департаменте министерства - 34, в сове- те министров - 4567. В XIX в. сохранилась журнальная форма ре- гистрации. В каждом структурном подразделении регистрирова- лись все входящие и исходящие документы. Для регистрации входящих документов и канцелярии министра и департаментах
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 397
существовали общие и частные журналы. В общий журнал вноси- лись все поступившие документы. В частном журнале канцеля- рии министра отмечались тс документы, которые исполнялись в самой канцелярии. Частные журналы пелись в отделениях для регистрации документов, поступавших на исполнение из депар- тамента. В канцелярии министра и департаментах существовало по два журнала для регистрации исходящих документов. Они также назывались общим и частным, но распределение функций между ними было иное: в общий журнал вносилось краткое со- держание документа, а в частный документы (точнее, их отпус- ки, поскольку сами документы после записи в общий журнал от- сылались адресатам) переписывались дословно.
Журнал как форма фиксации обсуждения и решения обычен для XIX в. В журнале ход заседания фиксировался более кратко, чем в протоколе. В нем излагался обсуждаемый вопрос, фикси- ровались мнения большинства и меньшинства, а также особые мнения и указывалось, какое мнение было утверждено в качест- ве решения. Журналы разных учреждений различаются по сте- пени подробности фиксации обсуждения. Наиболее подробны журналы Государственного Совета, менее - журналы Комитета министров.
В 70-е годы XIX в. появилась такая форма фиксации хода за- седаний, как стенографические отчеты, в частности для фик- сации заседания Особого присутствия Правительствующего Се- ната по делам о государственных преступлениях. Эта форма по- лучила распространение в начале XX в., а стенографические от- четы заседаний Государственной думы синхронно публикова- лись.
3. Эволюция формы делопроизводственных источников. Влияние формы на содержание
Кардинальные изменения в делопроизводстве бы- ли обусловлены заменой его столбцовой формы тетрадной по ука- зу 1700 г. Этому преобразованию предшествовало и, по-видимому, способствовало введение в 1699 г. гербовой бумаги, продаваемой отдельными листами. На гербовой бумаге писали прошения, ко- торые часто являлись инициативными документами.
В ряде законодательных актов того времени обосновывалось преимущество тетрадной формы ведения дел. Конечно, необхо- димость изменения делопроизводства была обусловлена прежде всего ростом потребности в документировании, но оно, в свою очередь, оказало влияние на содержание отдельно взятого доку-
398 РАЗДЕЛ 2
мента. При тетрадной форме бумага экономилась не только за счет того, что теперь писали на обеих сторонах листа («...как уч- нут писать в лист и на обеих сторонах в тетради, бумаге расходу будет меньше», - говорится в одном из указов), а прежде всего потому, что исчезла необходимость заново кратко излагать все дело, поскольку каждый раз разворачивать многометровый стол- бец с тем, чтобы найти инициативный документ, было неудобно, а работать с тетрадью было довольно просто. Правда, знакомст- во с делопроизводственной документацией XVIII в. убеждает в консерватизме чиновников: очень часто в тетрадях, так же как и на столбцах, повторялось содержание предшествующих докумен- тов. Медленному изживанию этой традиции способствовала и коллегиальная организация государственного аппарата с четким отделением канцелярии и ее определяющим значением в подго- товке дел к слушанию и в оформлении решений.
Под влиянием перехода к тетрадной форме делопроизводст- ва стабилизировался формуляр, выделились отдельные реквизи- ты, которые имели постоянное месторасположение на листе: разновидность документа, адресат, дата.
С 1830 г. в делопроизводстве стали использовать бланки, на которых основные реквизиты (наименование ведомства, назва- ние учреждения, его структурной части, дата, номер, заголовок) исполнялись типографским способом.
4. Специальные системы делопроизводства
К специальным системам государственного дело- производства можно отнести судебпо-следственную, военную, дипло- матическую. Каждая из систем имела свою специфику, более или менее выраженную.
Отличия судебно-следственной документации существенны. Одной из ее разновидностей для XVIII в. являются «пыточные ре- чи». В XIX в. им на смену пришли протоколы допросов и собствен- норучные письменные показания подследственных. Инициатив- ным документом в судебно-следственном деле мог выступать до- нос. Судебно-следственной документации часто сопутствовали ве- щественные доказательства (как письменные, так и веществен- ные), которые не следует относить к судебно-следственной доку- ментации - эти исторические источники создавались их автора- ми с какой-то конкретной целью, а не для того, чтобы служить вещественным доказательством в процессе следствия и суда.
Основной массив судебно-следствеиных документов только в самое последнее время начал привлекать внимание исследовате- лей. До сих пор в научный оборот были введены судебно-следст-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 399
венные дела, связанные с наиболее яркими эпизодами револю- ционного движения. Существуют добротные публикации судеб- но-следственных материалов процессов по делу декабристов, пе- трашевцев; опубликовано следственное дело Н.Г. Чернышевско- го. Но специфика этих материалов обусловлена не только неор- динарностью зафиксированных в них событий, а и тем, что в особых случаях для следствия создавались специальные государ- ственные органы - следственные комиссии и комитеты. Хорошо известно, например, что следствие по делу декабристов осущест- влял «Тайный комитет для изыскания соучастников возникшего злоумышленного общества».
Кроме того, состав и содержание судебно-следственной доку- ментации зависели не только от характера учреждений, осущест- влявших следствие и суд, по и от уголовного и уголовно-процес- суального законодательства, что, в свою очередь, было непо- средственно связано с господствовавшей правовой концепцией. Уже в начале XVIII в. возросло значение документов в процессе следствия. В 1715 г. был издан указ «Краткое изображение про- цессов или судебных тяжб».
В целом, при всей значительности различий судопроизводст- ва в XVIII в. и первой половине XIX в., вплоть до судебной ре- формы 1864 г. основу доказательства составляло признание ви- ны обвиняемым. Поэтому ведущая роль принадлежала следст- вию: следственная документация преобладала количественно и качественно над судебной.
5. Справочные издания
Справочные издания можно считать самостоя- тельным видом исторических источников, но, поскольку спра- вочные издания XVIII-XIX вв. содержат информацию почти ис- ключительно о государственном аппарате (его личном составе и структуре), они будут рассмотрены в связи с делопроизводствен- ной документацией.
В качестве примера возьмем историю издания адрес-календа- рей - уникального справочного издания, существовавшего с 60-х годов XVIII в. до 1917 г.
Адрес-календари - это публиковавшиеся Академией наук спи- ски чиновников различных учреждений. История издания адрес- календарей фрагментарно отразилась в документах небольшого по объему фонда «Календарная комиссия», который хранится в Санкт-Петербургском филиале архива РАН. Нельзя с достаточ- ной степенью точности ответить па вопрос, почему издание ад-
400 РАЗДЕЛ 2
рес-календарей с самого начала находилось в ведении канцеля- рии Императорской Академии наук.
Частично отпет можно найти в протоколе заседания присут- ствия Герольдмейстерской конторы от 11 мая 1764 г. В этот день секретарь конторы Спиридонов доложил, что исполняющий ге- нерал-прокурорскую должность князь А.А. Вяземский приказал ему, чтобы «...по неспободности в сенатской типографии к напе- чатанию о определенных в коллегии, канцелярии, конторы и гу- бернии о членах реестров отослано было напечатать в типогра- фию Академии наук». Точную причину передачи этого издания в ведение канцелярии Академии наук установить не удалось. Даже составитель исторической справки об издании адрес-календарей с первоначального составления по 1811 г. архивариус Минеман в справке от 2 ноября 1828 г. писал: «...что ж касается до причин издания помянутого месяцеслова, так равно и других каких-либо перемен, то по делам архива комитета правления ничего не вид- но».
Привилегия на издание адрес-календарей сохранялась за кан- целярией Академии наук с 1765 по 1867 г. Академия наук очень дорожила календарной привилегией (кроме адрес-календарей, она издавала и другие календари) и протестовала, если кто-либо пытался ее оспаривать. Так, в 1819 г. возник вопрос о том, печа- тать ли в Остзейских губерниях месяцесловы согласно привиле- гиям Остзейских губерний или это является привилегией Акаде- мии паук, право которой на печатание адрес-календарей было подтверждено в 1803 г. 115-м параграфом ее регламента. Ми- нистр народного просвещения С.С. Уваров считал, что параграф 115 регламента 1803 г. снимает Остзейские привилегии. Однако было принято решение, что Остзейские губернии по-прежнему будут пользоваться своей привилегией, поскольку Академия наук раньше никогда не оспаривала этого права. Регламент же 1803 г. не давал новой привилегии, а подтверждал старую.
В 1857 г. вопрос о привилегии на издание календарей, в том числе и адрес-календаря, возник в переписке по поводу возмож- ности издания памятной книжки для Казанской губернии. Недо- вольство со стороны представителей Академии наук вызвало то, что в программу памятной книжки «...введены некоторые пред- меты, входящие в состав календарей, издаваемых Академией на- ук, а именно: в 1-м отделе: а) церковное летосчисление; б) мест- ный календарь; в) год астрономический». Здесь же, в ответе от 12 сентября 1857 г. президента Академии наук на письма минист- ра народного просвещения С.С. Уварова и товарища министра князя П.А. Вяземского, объяснялась и причина этого недоволь- ства: «А как по уставу Академии, ей предоставлено исключитель-
ИСТОРИЧКСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 401
ное право печатания календарей и доход от продажи оных соста- вляет главный источник пополнения экономической ея суммы, которая высочайше назначена на многие сверхштатные расходы в § 111 того устава означенные, то по сему со стороны Академии и не может быть изъявлено согласия на допущение в Казанскую памятную книжку вышеназванных статей, тем более что по вы- сочайше утвержденному 25 октября 1855 г. положению комитета гг. министров о разрешении издавать памятную книжку Олонец- кой губернии... подобныя книжки дозволено разрешать по всем губерниям, следовательно, в случае если бы по многим губерни- ям были издаваемы памятные книжки с допущением в них ста- тей собственно календарного содержания, то доход Академии подвергся бы неминуемо значительному сокращению».
Издание календарей было столь прибыльным делом, что к нему обращались и частные издатели. Стремление Академии на- ук сохранить свои доходы от издания календарей прослеживает- ся при обсуждении в 1858 г. вопроса об отдаче на десять лет на откуп издания адрес-календарей А.А. Смирдину.
В донесении комиссии, назначенной для рассмотрения дела о календарях, которое было оглашено на общем собрании Акаде- мии наук 13 января 1858 г., содержится свод мнений по этому во- просу, составленный академиком Л.А. Куником. Мнение против отдачи календаря на откуп основывалось на убеждении в недопу- стимости рассматривать календарь только как источник дохо- дов. Так может его рассматривать откупщик, не обращая должно- го внимания на репутацию Академии и на основательность ка- лендаря. Высказывались также мнения о введении календарного штемпеля и об уступке со стороны Академии ее календарной привилегии правительству взамен ежегодного вознаграждения. Причем в этой части свода мнений подчеркивается, что «Акаде- мия наук приобрела свою привилегию немедленно после своего основания, совершенно законным путем, а именно на тот конец, чтобы сбытом календарей покрывать множество значительных, совершенно необходимых издержек, для которых в штат Акаде- мии никогда не были назначены особыя суммы». При том же ав- густейшие покровители Академии неоднократно подтверждали эту привилегию для означенной цели. Все возражения против введения календарного штемпеля и против уступки привилегии основывались также на возможности уменьшения доходов Ака- демии. В результате было принято решение об издании адрес-ка- лендаря на прежнем основании. Тогда же было предложено пе- редать некоторые вопросы, связанные с изданием адрес-календа- ря, в частности назначение редакторов, в ведение конференции Академии наук, что свидетельствует о стремлении повысить ка-
402 раздел 2
чество адрес-календарей. До этого издание адрес-календарей полностью находилось в ведении комитета правления, который, по уставу, должен был заботиться о хозяйственных делах. О том, что Академия наук не только рассматривала издание различных календарей как источник дохода, но и заботилась об их инфор- мационной ценности и доступности, свидетельствует докладная записка академика Кеппена от 21 августа 1845 г. об удешевлении издания календарей и возможности распространения с их помо- щью «общеполезных познаний». Однако возможность получе- ния доходов от издания календарей все-таки, по-видимому, име- ла первостепенное значение.
Много внимания уделяется этой проблеме и в исторической записке, составленной в 1897 г., о календарной привилегии, дан- ной Академии наук. Основная мысль этой исторической записки состоит в том, что доходы Академии наук обеспечивала лишь мо- нополия на издание календарей, а с отменой монополии (кален- дарной привилегии) доходы стали падать. Несомненно, эту спе- цифическую цель издания адрес-календарей надо учитывать при анализе и использовании их информации.
Однако основной проблемой источниковедческого анализа адрес-календарей является изучение методики сбора сведений для этого издания. Хотя как вид исторических источников ад- рес-календари целесообразно отнести к справочным изданиям, все-таки они самым тесным образом связаны с системой учета чиновничества.
Сведения для издания адрес-календарей собирались авто- номно и не зависели от других форм учета чиновничества. Такая система сбора сведений для адрес-календарей, по-видимому, бы- ла вынужденной и объяснялась неспособностью Герольдмей- стерской конторы предоставить необходимые сведения, несмо- тря на то что первоначально предполагалось, что именно дан- ные о чиновниках, имеющиеся в Герольдмейстерской конторе, станут основой для издания адрес-календарей. Это видно из про- мемории канцелярии Академии наук, посланной в Герольд- мейстерскую контору 16 октября 1763 г. Канцелярия Академии наук требовала от Герольдмейстерской конторы присылки ведо- мостей о том, «кто имяны в губерниях, провинциях и городах генерал-губернаторы, губернаторы, вице-губернаторы, воеводы и их товарищи и прочие чины даже до секретаря, также как здесь, так в Москве в коллегиях, канцеляриях и конторах и в прочих присутственных местах, кто где президенты, вице-пре- зиденты и прочие штатского чина в присутствии и при прочих должностях даже до секретаря ж в ведомстве Герольдмейстер- ской конторы находятся». При этом ведомость должна быть «с
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 403
показанием... генералитетским персонам всех чинов, имян и от- честв,а штабским чинов и имян». Как раз это-то обстоятельст- во и свидетельствует о том, что речь идет именно об издании ад- рес-календаря, так как в нем указывались, как правило, именно эти данные, хотя в промемории само название «адрес-кален- дарь» не упоминается.
Эта промемория Академии наук рассматривалась в присутст- вии Герольдмейстерской конторы 24 октября 1763 г., и было примято решение, сняв копии с имеющихся списков, отослать их в канцелярию Академии наук и при этом сообщить, что, «хо- тя от Герольдмейстерской конторы из штаб- и обер-офицеров для определения к разным делам в коллегии, канцелярии, конто- ры, губернии, провинции и городы многие и отосланы, но оные действительно ль при делах находятся или не у дел, неизвестно, за чем их в тех списках показать неможно». 27 октября 1763 г. в соответствии с этим решением в канцелярию Академии наук бы- ла послана промемория, к которой прилагался «Список высоко- учрежденным господам сенаторам, генерал- и обер-прокурорам, коллежским президентам, вице-президентам и в других канцеля- риях, конторах и приказах членам». Даже при беглом взгляде на этот «Список...» заметна его неполноту и особенно в той части, где речь идет о чиновниках местных учреждений: для большин- ства губерний указано по 2-7 чиновников. Чаще всего называ- лись губернатор и вице-губернатор.
Неосведомленность Герольдмейстерской конторы привела к необходимости несколько изменить порядок сбора данных, о чем свидетельствует письмо от 17 ноября 1764 г. из канцелярии Академии наук в Герольдмейстерскую контору. В нем, в частно- сти, говорится; «За неприсылкою из герольдии требуемой в ака- демию о штатских чинах ведомости в напечатании адрес-кален- дарей учинилась крайняя остановка, ибо из всех прочих мест та- ковые ведомости уже получены».
В ответ на это письмо 18 ноября 1764 г. Герольдмейстерская контора послала в канцелярию Академии наук промеморию с приложением списка «высокоучрежденным господам сенаторам, генерал- и обер-прокурорам, президентам, вице-президентам и членам, генерал-губернаторам, губернаторам, воеводам и их то- варищам, также прокурорам и секретарям, которые в приеме де- журном или дневальном». Изучение текста списка показывает, что на этот раз данные о составе чиновников были получены Ге- рольдмейстерской конторой непосредственно из учреждений. К этому надо добавить, что рассматриваемый список, присланный из Герольдмейстерской конторы, лег в основу первого адрес-ка- лендаря, который был издан в 1765 г.
404 РАЗДЕЛ 2
На протяжении второй половины XVIII в. адрес-календарь несколько раз менял свое название. В 1765-1767 гг. он называл- ся «Адрес-календарь российский на лето... от рождества Христо- ва, показывающий о всех чинах и присутственных местах в госу- дарстве, кто при начале сего года в каком звании или в какой должности состоит»; в 1768 г. он был переименован в «Кален- дарь, или Месяцеслов с росписью чиновных особ в государстве на лето... от рождества Христова», а с 1769 по 1804 г. носил на- звание «Месяцеслов с росписью чиновных особ в государстве на лето... от рождества Христова». Впоследствии, на протяжении большей части XIX в., это справочное издание называлось адрес- календарем, как оно обычно и упоминается.
Дата выхода в свет первого адрес-календаря дает возмож- ность установить прямую связь этого адрес-календаря с докумен- тами Герольдмейстерской конторы, предшествовавшими его по- явлению, определить степень оперативности его подготовки и издания. Все это существенно при определении степени адекват- ности отражения в адрес-календарях состояния чиновничества в тот или иной период. Ведь если сведения для первого адрес-ка- лендаря были собраны в 1764 г., а сам адрес-календарь вышел в 1766 г., то сразу же напрашивается отрицательный ответ на воп- рос, отражает ли адрес-календарь состояние чиновничества на тот год, которым он датирован68. И естественно, что в таком слу- чае при использовании адрес-календаря как исторического ис- точника необходимо было бы учитывать расхождение во време- ни между сбором сведений и изданием.
Date: 2016-05-25; view: 452; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|