Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы источниковедческого анализа произведений литературы 7 page
Правительство не ограничилось только разъяснением по по- воду конкретного дела. Вскоре, во время регентства Бирона, 23 октября 1740 г. был издан манифест «О поступании в управле- нии всяких Государственных дел по регламентам, уставам и про- чим определениям и учреждениям». Этим манифестом провоз- глашалась необходимость «...во управлении всяких Государствен- ных дел поступать по регламентам и уставам и прочим определе- ниям и учреждениям от блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя Императора Петра Великого, и по нем во время Ея Им- ператорскаго Величества блаженныя ж и вечнодостойныя памя- ти благополучнаго государствования учиненным без всяких от- мен...». Манифестом подтверждается устав от 6 октября 1740 г., а также «все... прежние в народ публикованные указы и манифе- сты о правосудии».
Но Бирон правил недолго, 11 ноября 1740 г., сразу же после смены правления, издается именной указ «О поступании при уп- равлении Государственных дел по регламентам и уставам и про- чим учреждениям», содержащий ссылку на «указ» от 23 октября. В нем утверждается намерение новой власти «все... прежние ука- зы... еще вновь наикрепчайше подтвердить» и, как и в манифе- сте 23 октября, содержится повеление «всем находящимся при управлении Государственных дел, как вышняго, так и нижняго, какого б кто чина и достоинства ни были, каждому по своему ме- сту и званию поступать по Регламентам и Уставам и прочим оп- ределениям и учреждениям от Предка нашего, блаженныя и веч- иодостойныя памяти Государя Императора Петра Великого, и по
348 РАЗДЕЛ 2
Нем во время Ея Императорскаго Величества, блаженныя ж и вечнодостойныя памяти, Вселюбезнейшей Нашей Государыни, благополучнаго Государствования учиненныя, и по вышеобъяв- лепному Нашему, вновь выданному от 9 сего Ноября Уставу, без всяких отмен».
Отметим, что, несмотря на то что попытки провести коди- фикацию в первые десятилетия XVIII в. не увенчались успехом, а значит, Соборное Уложение 1649 г. оставалось действующим кодексом, в упомянутых законодательных актах именно указы Петра I рассматриваются в качестве основы действующей зако- нодательной системы.
Внимания достоин и тот факт, что именно при быстрой сме- не временных правителей Российской империи, в условиях крайней нестабильности верховной власти один за другим изда- вались законодательные акты, подтверждавшие необходимость руководствоваться ранее принятыми законодательными норма- ми. В этом, несомненно, проявилась стабилизирующая роль за- конодательства при смене правлений.
При Екатерине II усилия власти заставить чиновников руко- водствоваться имеющимся законодательством были продолже- ны. В том же 11-м пункте уже упоминавшегося манифеста «О по- становлении штатов...», кроме предложения «иметь рассужде- ние» о случаях, по которым нет соответствующих указов, содер- жится и еще одно требование: «...на что точные указы есть, о том отнюдь общаго собрания Департаментов не иметь, дабы на- праснаго предложения чрез то в делах по проискам каким-либо не происходило, но решить дела в Департаментах».
Но самый яркий пример усилий заставить чиновников ру- ководствоваться существующими законами, а не требовать ука- за верховной власти по каждому конкретному делу, содержит высочайшая резолюция на доклад генерал-прокурора «Об окон- чании Сенату дел, на которыя существуют ясные законы, не де- лая по оным особых докладов Ея Императорскому Величест- ву». В своем докладе генерал-прокурор просил императрицу из- дать указ в связи с. тем, что при рассмотрении четырех апелля- ционных челобитных на гетманские решения Сенат не смог прийти к единому мнению. Ответ Екатерины II на эту просьбу таков: «Малороссийские правы ясны, определение Сенатское 24 сентября 1767 года еще яснее, Мой указ 1768 года 21 Марта весьма же не темен, и Мое о сей материи мнение довольно из- вестно Сенату; соглашать же спорющих, по законам, есть дело генерал-прокурора. И так, Я, потеряв целое утро, которого ка- ждая минута для Меня дорога, на такое дело, кое и без Меня по законам (курсив мой. - М.Р.) решить можно было, отсылая оное
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 349
обратно, дабы Сенат окончал оное по вышеписанному без Ме- ня же».
Постепенно от пожеланий должностным лицам указывать на пробелы в законодательстве, через утверждение о необходимо- сти руководствоваться при решении дел имеющимися законами, законодатель переходит к требованию строгого соблюдения имеющихся законов. Такие требования содержатся в «Уставе Благочиния, или Полицейском», принятом 8 апреля 1782 г. Ста- тья 46 Устава гласит: «Управа Благочиния имеет почесть против- ностию закона, буде кто не выполняет слова закона, и нарушени- ем закона, буде кто тонкостию, или хитростию избывает силы закона». В 56-й статье говорится, что «Управа Благочиния не дозволяет вчинять новизну в том, на что узаконение есть; всякую же новизну, узаконению противную, пресекает в самом начале». Запрет «вчинять новизну, узаконению противную» содержится и в статье 194 Устава. А статьей 236 из раздела «Взысканиея» пре- дусматривается за «узаконению противную новизну» отсылать в суд и наказывать «по мере вины или преступления».
В «Грамоте на права, вольности и преимущества благородно- го Российского Дворянства» от 21 апреля 1785 г, указывается: «Собранию дворянства запрещается делать положения, против- ныя законам, или требовании в нарушение узаконений, под опа- сением за первый случай (то есть за положения противныя зако- нам), наложения и взыскания с Собрания пени 200 рублей; а за второй случай (то есть за требования в нарушении узаконений) уничтожения недельных требований...» (статья 49). Почти до- словно с 49-й статьей «Грамоты на права, вольности и преиму- щества благородного Российского Дворянства» совпадает 37-я статья изданной одновременно с ней «Грамоты на права и выго- ды городам Российской Империи».
В связи с утверждением идеи приоритета закона к концу ве- ка законодатель формулирует и новое требование - точности, буквальности воспроизведения законов и цитат из законодатель- ных актов. В именном, данном генерал-прокурору, указе от 7 ап- реля 1788 г. «О неотступлении Сенатской Канцелярии от пред- писанного образа при докладе...» подчеркивается, что присутст- вующие должны «основывать свои определения везде и во всех делах на изданных законах и предписанных правилах, не пере- меняя ни единой литеры не доложася Нам». А в начале XIX в., уже при Александре I, был издан именной, объявленный мини- стром юстиции, указ «Об означении, при выписывании по делам законов, точных слов оных без сокращения и малейшей переме- ны». Издание этого законодательного акта связано с казусом - разбором жалобы графини Потоцкой, когда было усмотрено,
350 РАЗДЕЛ 2
что неверное решение основано на частичном использовании цитаты из законодательного акта. В связи с этим император по- велел, чтобы Правительствующий Сенат «подтвердил повсеме- стно, чтобы при выписывании по делам законов означаемы бы- ли точный слова оных без сокращения и малейшей перемены, изменяющей часто самый смысл».
Таким образом, к началу XIX в. окончательно утвердился приоритет закона как источника права. С его утверждением свя- зано стремление к восполнению пробелов в законодательстве, требование соблюдения законов и точности их воспроизведения при решении конкретных дел.
Изменение соотношения обычая и закона как источников права, складывание приоритета закона - это основной, системо- образующий признак, позволяющий говорить о начале нового этапа в истории российского законодательства. Он хорошо укла- дывается в принятую нами в качестве исследовательской гипоте- зы систему источников нового времени. Закон в отличие от обы- чая не только, а часто и не столько, фиксирует сложившееся по- ложение дел, сколько моделирует будущую ситуацию. Приоритет закона складывается тогда, когда в обществе, и в частности у за- конодателя, появляется представление о социальной изменчиво- сти в ходе исторического развития и зарождается мысль о воз- можности влияния на этот процесс.
4. Расхождение государственного и частного права
Наряду с вышерассмотренным подходом, в кото- ром единодушны не только по сути, но зачастую и по форме вы- ражения мысли многие авторы, существуют и другие подходы к периодизации истории русского права, также приводящие к обо- соблению рассматриваемого периода. В частности, М.Ф. Влади- мирский-Буданов, который, как и другие авторы, отмечал утвер- ждение приоритета закона начиная с XVIII в., давал общую пе- риодизацию развития права, исходя из соотношения государст- венного и частного права. Он выделял три периода истории рус- ского права: 1) «период земский (или княжеский) IX-XIII вв.»; 2) «период московский (правильнее - двух государств Московскою и Литовского) XIV-XVI вв.»; 3) «период империи XVIII-XIX вв.»36 От- мечая, что в первом периоде господствует обычай, во втором - обычай и закон в равной мере, а в третьем - закон, М.Ф. Влади- мирский-Буданов утверждал, что в первом периоде «начало госу- дарственное и частное слиты, как равносильные», во втором пе-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 351
риоде «право государственное и частное постепенно обособля- ются, но прежнее смешение их обнаруживается в том, что в Мо- сковском государстве государственное право строится по типу частному», и и третьем периоде «государственное право стре- мится к полному очищению от примеси частно-правовых начал». Этот критерий начала нового этапа в истории законодатель- ства (хотя, точнее, в истории нрава) также хорошо соотносится с принятой нами объясняющей схемой. Расхождение государст- венного и частного права свидетельствует не только о формиро- вании государственного права периода империи, но и частного права нового времени, что вполне соответствует складыванию новых взаимоотношений между личностью и государством в процессе эмансипации личности при переходе от средневековья к новому времени.
5. Утверждение принципа «незнание закона не освобождает от ответственности»
Утверждение приоритета закона приводит к по- степенному установлению общего для законодательства нового времени принципа: «Незнание закона не освобождает от ответ- ственности». Заметим, что этот принцип известен со времен римского права и зафиксирован в «Законах ХII таблиц» (середи- на V в. до н. э.). Не стоит рассматривать утверждение этого принципа в российском законодательстве в XVIII в. как рецеп- цию римского права, поскольку оно было порождено изменени- ем соотношения обычая и закона как источников права и, в свою очередь, обусловливало развитие системы публикации за- конодательных актов.
Формула «дабы неведением никто не отговаривался» встре- чается уже в «Уставе воинском», утвержденном 30 марта 1716 г. Петр I, обосновывая необходимость предпринятого им труда, в преамбуле к Уставу замечает: «...за благо изобрели ино книгу Во- инский Устав учинить, дабы всякой чин знал свою должность, и обязан был своим званием, и неведением не отговаривался (выделе- но мною. - М.Р.)...».И в именном, данном Сенату, указе «О рас- сылке книг Воинского Устава по корпусам войск, по Губерниям и Канцеляриям и о принимании его в основание, как по делам во- инским, так и земским» присутствует эта формула, приводимая в обоснование необходимости тиражирования Устава. (Вообще эта формула очень часто сопровождала указание на порядок пуб- ликации того или иного законодательного акта.)
352 РАЗДЕЛ 2
Специально утверждению данного принципа посвящен имен- ной, объявленный из Канцелярии полицеймейстерских дел, указ «О наказании за преступления против публикованных указов» от 9 февраля 1720 г. Начинается он формулой «Великий Государь указал объявить всенародно». Такое начало в XVIII в. станови- лось обычным для тех указов, которые действительно должны были быть доведены до каждого подданного и в которых по этой причине более тщательно описывался порядок их публикации. Например, с такой формулы начинается именной указ «О мерах для искоренения воров и разбойников, о доносе об оных мест- ному начальству, под опасением за укрывательство тяжкого нака- зания» от 7 сентября 1744 г.
В указе «О наказании за преступления против публикован- ных указов» говорится: «В минувших годах, которые Его Величе- ства указы о разных делах публикованы, и впредь публиковаться будут в парод, чтоб по оным исполнение чинили, как в тех ука- зах предложено будет». Возможность исполнения указов жестко обусловливается их публикацией. Далее указом объявляется, что «кто в какое преступление впадет, противу публикованным ука- зам, а другой, ведая те указы, но, смотря на других, то же станет делать, или, ведал, не известит, тот будет без пощады казнен или наказан, так как в тех публикованных указах за преступление объявлено, не ставя то ему во оправдание, что смотря на друго- го чинил, чего ради надлежит всякому поступать по указам, и хранить оные, и чтоб впредь никто неведением не отговаривался (вы- делено мною. - М.Р.)».
В целом же указанная формула, так прочно пошла в систему публикации законодательных актов (она подробно описывается в следующем параграфе), которая в рассматриваемый период регламентировалась наиболее тщательно, что мы не найдем от- дельного упоминания этого принципа в законодательстве. Пожа- луй, за единственным исключением. 14 декабря 1819 г. был издан «Таможенный Устав по Европейской торговле», параграф 440 третьей главы которого гласит: «Неведением закона никто, Рос- сийский подданный ни иностранный, оправдываться не может». Присутствие этой формулы в таможенном уставе, по-видимому, рассчитано в большей мере на иностранцев, чем на российских подданных, которые к ней уже успели привыкнуть.
Законодатель устанавливал особую ответственность государст- венных служащих за незнание законов. Именным указом от 22 ян- варя 1724 г. «О важности Государственных уставов и о неотговор- ке судьям неведением Законов по производимым делам под опа- сением штрафа» предусматривались достаточно суровые меры наказания за незнание законов37. Но этим же указом устанавли-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 353
вался и весьма разумный порядок ознакомления с законодатель- ством государственных служащих, который рассматривается да- лее в связи с вопросом о публикации законодательных актов.
В рамках заявленного нами подхода утверждение принципа «Незнание закона не освобождает от ответственности» заслужи- вает особого внимания. Как уже отмечалось, российское законо- дательство нового времени, в отличие от западноевропейского и североамериканского, не знало фиксации прав личности, но вве- дением указанной нормы законодатель фактически признавал существование личности - если не через фиксацию ее прав, то, по крайней мере, через признание ее ответственности, и в этом проявлялись новые взаимоотношения личности и государства, характерные для нового времени.
6. Складывание системы публикации законодательных актов
Связь возникновения и развития публикации за- конодательных актов с системообразующим фактором - измене- нием соотношения закона и обычая как источников права - впол- не очевидна. На наш взгляд, прав М.Ф. Владимирский-Буданов, когда пишет: «Меры публикации усиливаются по степени удаленно- сти от народного сознания о праве...»38. Действительно, пока ос- новным источником права был обычай, вряд ли требовались спе- циальные меры для ознакомления подданных с указами.
Публикация законодательного акта как необходимый элемент законодательной процедуры
Порядок публикации вновь принимаемых законо- дательных актов был установлен именным, объявленным из Се- ната указом от 16 марта 1714 г. «О обнародовании всех именных указов и Сенатских приговоров по Государственным генераль- ным делам». Этим указом предусматривалась не только рассылка указов «в губернии к губернаторам, и в приказы к судьям», но и говорилось, что «...для всенародного объявления велеть в типо- графии печатать и продавать всем, дабы были о том сведомы...». В Воинском уставе Петра I назывались и другие формы пуб- ликации законодательных актов. В 35-м артикуле говорится:
12-4463
354 РАЗДЕЛ 2
«Все указы, которые или в лагерях или в крепостях, при трубах, барабанах или при пароле объявятся, имеет каждый необходимо исполнять». Сам же Воинский устав предусматривалось напеча- тать в количестве тысячи экземпляров, из которых 300 или бо- лее на «словенском и немецком языках для иноземцев».
Кстати, и уже упоминавшемся указе из Юстиц-коллегии от 15 октября 1719 г. «О решении дел в Московском Надворном Суде по Уложению ипо новосостоятельным указам, а не по сепа- ратным, и о донесении о делах, которых судьи сами решить не могут, в государственную Юстиц-коллегию» подчеркивается, что московский надворный суд в пополнение Уложения должен руко- водствоваться указами, которые «всенародно напечатаны и повсюду объявлены» (выделено мною. - М.Р.).
Принципиально важным указом от 17 апреля 1722 г. «О хра- нении прав гражданских...» также закреплялась публикация зако- нодательных актов в качестве необходимого элемента законо- творческой процедуры.
Говорилось и о повторной публикации законодательного ак- та в случае внесения в него исправлений. Например, 22 февраля 1723 г. Петр I издал именной, данный Сенату, указ «О перепеча- тании Табели о рангах, по случаю определения вновь классов для генерал-фискала, обер-фискала государственнаго, обер-фис- калов и фискалов». В этом указе, кроме требования перепеча- тать Табель о рангах и связи с некоторыми изменениями в ней, устанавливалась и общая норма: «Таковым же образом все указы надлежит в народ публиковать, ежели которые для какой нужды исправлены будут».
Законодательный акт публиковали и тогда, когда в пего вно- сились дополнения. Например, 2 июня 1758 г. был издам сенат- ский указ «О публиковании во всенародное известие указов, вы- даваемых в пополнение инструкции о размежевании земель». Следует подчеркнуть, что речь шла не просто о публикации ука- зов, изданных в дополнение к инструкции, - они должны были быть приобщены к ней.
К началу 1720-х годов практика публикации актов верховной власти утвердилась настолько, что правительство далее приняло определенные контр-меры, о чем свидетельствует сенатский указ от 5 июля 1721 г. «О присылке в Сенат, для апробации, из коллегий и канцелярий с состоявшихся указов копий; о непеча- тании и непубликовании коллегиям и канцеляриям своих приго- воров и именных указов, без доклада Сенату». Констатировав, что коллегии и канцелярии свои приговоры без апробации Се- ната «для исполнения и в парод публикования в печать преда- ют...», Сенат приговорил: «...ежели когда в коллегиях и канцеля-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 355
риях какой Его Царского Величества Именной указ записан бу- дет, такие для каких ни есть причин по благоизобретению, или партикулярно приговором определится о таких делах, которые во установлении вновь какого дела, или действительную силу имеют в пополонку к регламентам и Уложенью и уставам или к коллежским и прочим инструкциям и указам, утвержденным в Сенате, и вновь о сборах, и по таким состоявшимся в тех колле- гиях и канцеляриях указам никаких во всенародное публикова- ние указов не печатать, и в губернии и провинции не посылать, а взносить оные для апробации в Сенат, где подпискою всего Се- ната утверждено, и в книгу записано подлинно, и потом печа- тать и публиковать и исполнять по силе тех указов определено будет, а без того таковых отнюдь в действо не производить...». Таким образом, устанавливается роль Сената как регистратора и публикатора законодательных актов,
Порядок публикации законодательных актов
Как уже отмечалось, указ от 16 марта 1714 г. «Об обнародовании всех именных указов...» предусматривал печата- ние законодательных актов типографским способом, а Воин- ский устав признавал и другую форму публикации - публичное чтение. Такой же порядок публикации был предусмотрен в «Ин- струкции, или Наказе воеводам», утвержденной в январе 1719 г.: «И понеже простые люди в публикованных указах и уставах, па- че же в смертных делах, не весьма все известны, для того воево- де велеть такие уставы и указы по знатным праздникам прихожа- нам в церквах трижды и году прочитать против указного регла- мента...».
Упоминавшимся ранее указом от 17 апреля 1722 г. «О хране- нии прав гражданских...» не только закреплялась публикация за- конодательных актов в качестве необходимого элемента законо- дательной процедуры, но и описывался еще один ее вариант: «...по данному образцу в Сенате доски с подножием, на которую оной печатной указ наклеить и всегда во всех местах, начав от Сенату даже до последних судных мест, иметь на столе яко зер- кало пред очми судящих. А где такого указа на столе не будет, то за всякую ту преступку сто рублев штрафу в гошпиталь».
Но во всех этих случаях печатание законодательных актов могло быть способом публикации или начальным ее этапом. О необходимости печатать законодательные акты говорилось в именном, объявленном из Сената, указе от 10 февраля 1720 г. «О посылке по губерниям, о сборах печатных, а не письменных ука- зов, и о наказании за излишние поборы». Этим указом устанав- 12*
356 РАЗДЕЛ 2
ливался следующий порядок публикации законодательных актов о сборах денег: «...и губернии и в провинции письменных указов не посылать, как прежде сего бывало, а посылать печатные, ко- торые как в городах, так и в уездах, в народ публиковать, и по селам разсылать, и отдавать попам; а им в церквах оные указы по вся праздники и воскресные дни для ведома прихожанам читать, чтоб всяк... подлинно был следом». Причем за нарушение этого требования законодателя предусматривалась весьма суровая ка- ра, такая же, как за взимание излишних поборов, - «смертная казнь или вечная ссылка на галеру с наказанием и вырезанием ноздрей и лишением всего имения». Кроме того, законодатель требовал «о тех казнях в указах печатных именно печатать, что так будут наказаны, дабы неведением не отговаривались».
Приведем несколько наиболее ярких примеров описания по- рядка публикации. О практике публикации дает представление, например, именной, состоявшийся в Сенате, указ от 19 февраля 1721 г. «О возвращении на прежния места беглых крестьян и бо- былей», в 13-м пункте которого говорится: «Сей Его Царского Величества указ во всех городах и уездах в дворцовых, патриар- ших и церковных и в вотчинных селах и деревнях всякого чина людям объявить и выставить о том при всех церквах, и во всех знатных местах по торжкам и ярмаркам печатные листы, чтоб сей Его Царского Величества указ всем был ведом, и священни- кам по вся воскресные дни и господские праздники после литур- гии, для ведома прихожан читать, и кто при том слушании будет, впредь для ведома записывать, чтоб никто неведением не отго- варивался».
Именной указ от 11 мая 1744 г. «О запрещении ввозить и о невывозе за границу золотых и серебряных денег, слитков и по- суды...» заканчивается словами: «И сей указ, как в городах, так и в селах, во всех церквах для всенародного известия, в воскрес- ные дни и господские праздники читать почасту, и прибить при церковных дворах и при городских воротах и при публичных и при торжках, где пристойно, дабы о том был всяк сводом».
В ранее упоминавшемся именном указе от 7 сентября 1744 г. «О мерах для искоренения воров и разбойников...» выдвигалось требование: «...сей указ в городах и на ярмонках в торговые дни во всенародное известие при барабанном бое, а вцерквах свя- щенникам в воскресные и праздничные дни, по окончании бо- жественные службы, во всенародной при том слух, в страх дру- гим, читать неотменно».
Но наиболее любопытна, на наш взгляд, форма публикации, предусмотренная именным указом от 21мая 1733 г. «О нечине- нии обид и притеснений ясашным людям, живущим в Якутском
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII-НАЧАЛА XX ВЕКА 357
ведомстве и в Камчатке». Этот указ был обращен к «всякого на- рода и звания, домами и юртами живущим и кочующим», что и обусловило специфику его публикации: «И сей Наш Всемилости- вейший указ, как в Якутске и Охотске, так и во всех острогах и зимовьях и волостях, вкопав столбы и накрыв малою кровлею, прибить и хранить, чтоб всегда всем был известен, а княжцам или старшинам каждого парода раздать, и сверх того при плате- лее ясачном толмачам перетолмачивать всем в слух на их язы- ке...».
Особого внимания заслуживает форма публикации, о кото- рой говорится, например, в именном, объявленном из Сената, указе «О продолжении курса мелких серебряных денег па два го- да, о приеме оных в казну во всякие подати и о переделе в круп- ную монету,..» от 23 мая 1744 г.: «...дабы о том всякого чина лю- ди ведали, публиковать во всенародное известие печатнымии ука- зами (курсив мой. - М.Р.)».
В некоторых законодательных актах уточнялись отдельные ас- пекты порядка публикации. Например, сенатский указ от 18 сен- тября 1732 г. « О публиковании указов в уездах из штабных дво- ров» возлагал эти обязанности на штабные дворы, а не на воевод- ские канцелярии, чтобы «для одного дела не было двойных посы- лок». Иногда описание порядка публикаций законодательных ак- тов сопровождалось указанием на их последующую продажу.
Итак, основными формами публикации законодательных ак- тов быличтение в церквах после службы, вывешивание отдель- ными печатными листами и чтение в торговых местах. В ряде случаев указывалось лишь, что законодательный акт должен быть напечатан. Рассмотрим регламентацию каждого из этих способов публикации.
Чтение указов в церквах
Чтение указов в церквах после службы обеспечивало ознако- мление с законодательством наибольшего количества поддан- ных. Такая форма публикации была весьма распространенной, хотя ее становление проходило также постепенно. Ведь для чте- ния указов в церквах следовало иметь достаточное количество отпечатанных экземпляров.
16 октября 1744 г. издастся сенатский указ «О посылке из Се- ната в Синод печатных экземпляров тех указов, которые долж- ны быть читаны по церквам для всенародного известия». Его из- данию предшествовало ведение из Святейшего Синода, в кото- ром сообщалось, что «для чтения о церквах во всенародное из- вестие печатных указов» было прислано 50 экземпляров указа от
358 РАЗДЕЛ 2
30 мая 1744 г. о невывозе медных пятикопеечников, денежек и полушек из-за границы в Россию и 1000 экземпляров указа от 12 сентября об искоренении воров и разбойников, а что касает- ся указов «токмо для одного ведома, а не для чтения в церквах», то их присылается «по самому малому числу, что в разсылку в Епархии и в Ставропигиальные лавры и знатные монастыри и по одному указу на некоторые не достает». Святейший Синод со- общает, что «во Всероссийской Империи в Епархиях и в Ставро- пигиальных лаврах и прочих монастырях соборных, приходских и ружных церквей всего имеется 18 688», и требует, чтобы указы присылали по их числу. Сенат принял решение: «...впредь ежели каковые указы для чтения в церквах воспоследуют, оных в Свя- тейший Синод сообщать по тому церквей числу, а кои не для в церквах чтения, но для ведения, тех по пятидесяти».
Снова к этому вопросу законодатель обратился в 1772 г. 17 февраля издается сенатский указ «Об отсылке из Сената в Си- нод следующих к чтению в церквах Манифестов и указов», под- тверждающий закрепленное в указе от 16 октября 1744 г. реше- ние: «...как Манифесты и указы, кои подлежательны были к чте- нию в церквах, посылаемы были и прежде в Святейший Синод, по числу церквей, прямо из Сената, то и ныне таковые Манифе- сты, указы или объявлении, следующие к чтению в цервах, из Сената в Святейший Синод посылать».
Публикация печатными листами
Публикация печатными листами была, по-видимому, доста- точно распространена. Уже Воинский устав Петра I предусмат- ривал далее наказание за порчу или повреждение таких листов с указами. В 203-мартикуле говорится: «Ежели кто явно прибитые указы, повеления нарочно и нагло раздерет, отбросит или вы- чернит, оный посланием на каторгу с жестоким наказанием или смертию, а ожели небрежением каким, то денежным штрафом, тюрьмою, шпицрутеном и прочим, по великости преступления, наказан быть имеет». Точно такая же норма содержалась и в 138-м параграфе Морского устава 1720 г,
Date: 2016-05-25; view: 415; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|