Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы источниковедческого анализа произведений литературы 10 page
Регламенты и учреждения - законодательные акты учредитель- ного характера, определявшие организацию, состав, компетен- цию и регулирующие деятельность государственных учрежде- ний (Регламент главного магистрата 1721 г., Генеральный регла- мент 1720 г., Духовный регламент 1721 г.).
Уставы и регламенты - законодательные акты кодифицирую- щего характера.
Фактически разновидностей законодательных актов было го- раздо больше, и их соотношение постоянно - от правления к правлению - менялось.
Рассмотрим два примера. Сравним по разновидностям соот- ношение законодательных актов за период правления Петра III и сопоставимый по времени начальный период правления Ека- терины П. За краткий период правления Петра III было приня- то 192 законодательных акта, начиная с манифеста от 25 декаб- ря 1761 г. «О кончине государыни императрицы Елисаветы Пет- ровны и о вступлении на престол государя императора Петра Третьего» и кончая именным, данным Сенату, указом от 26 июня 1862 г. «О сборе денег, розданных в заем из банков Санкт-Петер- бургского и Московского и о недаче заимщикам отсрочки во взносе оных». За сопоставимый период правления Екатерины II с 28 июня 1762 г., с издания манифеста «О вступлении на пре- стол императрицы Екатерины II», по 20 декабря того же года, включая именной, данный Сенату, указ «О произведении наслед- ника цесаревича и великого князя Павла Петровича в генерал- адмиралы», было издано 148 законодательных актов. Отметим, что период правления Екатерины II с восшествия на престол по 20 декабря нами рассматривается как сопоставимый с периодом правления Петра III, так как следующий законодательный акт да- тируется 8 января 1763 г. Законодательные акты, принятые в рассматриваемое время, распределяются по разновидностям следующим образом (табл. 1).
Даже беглый взгляд на приведенную таблицу позволяет сде- лать некоторые любопытные выводы, касающиеся, в первую очередь, роли отдельных государственных учреждений в то или иное правление. В приведенном перечне не раскрыты названия должностей тех должностных лиц, которые объявляли импера- торские указы, а их сопоставление по различным царствованиям (и даже по разным периодам одного царствования) тоже может дать любопытные результаты.
382 РАЗДЕЛ 2
Талица 1
Наименование разновидности
| Количество
| при Петре III
| при Екатерине II (1762 г.)
| Манифесты
|
|
| Именные указы
| Г)
| И
| Именные, состоявшиеся в Сенате
| -
|
| Именные, данные Сенату
|
|
| Именные, данные Военной коллегии
|
| -
| Именные, данные другим учреждениям и отдельным должностным лицам
| .
|
| Именные, объявленные из Сената
|
|
| Именные, объявленные Сенату
|
|
| Именные, объявленные Военной коллегии
|
| -
| Именные, объявленные Адмиралтейской коллегии
| -
|
| Именные, объявленные Главной полицеймейстерской канцелярии
|
|
| Именные, объявленные должностными лицами
|
| -
| Именные, последовавшие на доклад Сената
|
|
| Сенатские
|
|
| Сенатские, вследствие именного
|
|
| Сенатские, вследствие высочайше утвержденного доклада
|
|
| Сенатские, вследствие манифеста
| -
|
| Высочайше утвержденные доклады Сената
| 9|
|
| ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII -НАЧАЛА XX ВЕКА 383
Окончание табл. 1
Высочайше утвержденные доклады других учреждений и должностных лиц
|
| I
| Синодские
|
| -
| Международные договоры
|
| -
| Прочее
|
|
| Свод законов упорядочивал номенклатуру разновидностей законодательных актов. Статья 53 Свода устанавливала следую- щие их разновидности: уложения, уставы, учреждения, грамоты, положения, наказы (инструкции), манифесты, мнения Государст- венного Совета и высочайше утвержденные доклады. Однако критерии их различения и Своде не сформулированы.
Для того чтобы понять, насколько в Своде законов удалось упорядочить номенклатуру разновидностей законодательных ак- тов, сравним структуру законодательства по разновидностям за первые месяцы правлений императоров XIX в.
За первый месяц правления Александра I, с 12 марта по 11 апреля 1801 г., было принято 52 законодательных акта; за пер- вый месяц правления Николая I, с 12 декабря 1825 г. по 11 янва- ря 1826 г., - 43; за первый месяц правления Александра II, с 18 февраля по 17 марта 1855 г., - 98 (и это если учесть, что пер- вый месяц правления Александра II был короче, чем у других им- ператоров!); за первый месяц правления Александра III, с 1 мар- та по 31 марта 1881 г., - 62. Распределение законодательных ак- тов по разновидностям отражено в табл. 2.
Таблица 2
Наименованиеразновидности
| Александр I
| Николай I
| Александр II
| Александр III
| Манифесты
|
|
|
|
| Именные указы, данные Сенату
|
|
|
| ч
| Именные указы, данные государствен- ным учреждениям и должностным лицам (кроме данных Сенату)
|
|
|
|
| 384 РАЗДЕЛ 2
Окончание табл. 2
Именные «объявленные» указы
|
|
|
|
| Сенатские указы
|
|
|
|
| Высочайше утвержден- ные мнения Государст- венного Совета
|
|
| 23*
|
| Высочайше утвержденные положения Комитетаминистров
|
|
| О
|
| Прочее**
|
|
|
|
| *Включая шесть Высочайше утвержденных мнений департамента государст- венной экономии Государственного Совета.
** В категорию «прочее» сведены разновидности, характерные только для како
Конечно, приведенных данных, как и в первом случае, недо- статочно для каких-либо существенных выводов, но они позволя- ют сделать некоторые наблюдения, требующие дальнейшего объ- яснения. Сразу же отметим, что структура законодательства пер- вого месяца правления Александра I явно восходит к XVIII в., что отражается в большом количестве манифестов и именных ука- зов, данных государственным учреждениям и должностным ли- цам (1 - Московскому военному губернатору графу Салтыкову, 1 - кабинету, 2 -Адмиралтейств-коллегий, 2 - Военной коллегии). За- метна также значительная роль Государственного Совета в зако- нотворчестве первого месяца правления Александра III.
Значительное количество «объявленных» указов и первый месяц правления Александра II хорошо коррелирует с общим превышением количества законодательных актов, несмотря па несколько меньший промежуток времени, за который учтено за- конодательство Александра II62.
Итак, анализ структуры законодательства по разновидностям фактически выводит нас на проблему неформальной структуры власти и компетенции отдельных учреждений, должностных лиц, а в первой половине XVIII в. и персоналий в сфере государ- ственной власти и управления.
Увеличение количества законодательных актов, разновидно- стей законодательных актов, расширение сферы законодатель- ного регулирования не только обусловливают наиболее замет-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 385
ные свойства корпуса законодательных источников нового вре- мени, но и порождают множество проблем при его системном исследовании.
ГЛАВА 5
Акты
АКТЫ - документы юридического характера, фикси- рующие правовые отношении между двумя и более контрагентами. В качестве контрагентов могут выступать физические и юридические ли- ца, а также государство.
1. Частноправовые акты
Актовые источники нового времени многочис- ленны и разнообразны. Их развитие вызвано, в первую очередь, изменениями в области гражданского права, в частности значи- тельным расширением сферы регулирования имущественных от- ношений и развитием обязательственного права.
На протяжении XVIII в. государство все более активно регули- ровало порядок заключения обязательственных отношений. При- чем законотворчество в этой сфере обладало всеми особенностя- ми законодательства XVIII в.: законодатель также стремился охва- тить все возможные виды сделок и их нюансы. Но, с другой сто- роны, начало проявляться стремление выработать абстрактные правовые категории и формулировки. В российском законода- тельстве конца XVIII в. появилось понятие «собственность». Оно было определено и закреплено в статье 420 первой части десято- го тома Свода законов Российской империи: «Собственность есть власть в порядке, гражданскими законами установленном, исклю- чительно и независимо от лица постороннего владеть, пользо- ваться и распоряжаться имуществом вечно и потомственно».
В начале XVIII в. кардинально изменился порядок составле- ния актов. С 1701 г. площадные подьячие стали называться по- дьячими крепостных дел. Основной вид актов, составлявшихся ими, - крепости, т. е. договоры (в основном акты купли-прода- жи) на недвижимое имущество. Одновременно расширялась но- менклатура сделок, фиксируемых крепостями. Составление кре- постей регулировалось государством; контроль за деятельностью подьячих крепостных дел осуществляла сначала Оружейная па- лата, с 1706 г. - Московская ратуша, а с 1719 г. - Юстиц-коллегия. После ликвидации в 1775 г. Юстиц-коллегии и в связи с проведе- нием 1убериской реформы контроль за совершением крепостей 13 - 4463
386 РАЗДЕЛ 2
был децентрализован: крепостное (нотариальное) засвидетель- ствование стали осуществлять палаты гражданского суда и уезд- ные суды.
Формой реализации обязательственного права был договор. Договоры заключались по обоюдному согласию сторон и могли включать любые условия, не противоречившие законодательст- ву. Договоры могли заключаться в письменной и устной форме. Традиционно сложились три формы письменного заключения договоров: домашний, явочный и крепостной. В первой четвер- ти XVIII в. (по указу 1701 г.) договоры почти всех видов заклю- чались крепостным (нотариальным) порядком, что обеспечива- ло максимальный контроль со стороны государства. Однако уве- личение количества имущественных сделок привело к разграни- чению сфер крепостной и явочной форм. Крепостным поряд- ком стали заключаться сделки, объектом которых было недви- жимое имущество (мена, купля-продажа). Законодательство (в частности, указ о единонаследии 1714 г.) предусматривало введе- ние ограничений при распоряжении недвижимым имуществом, причем они касались не только купли-продажи, но и дарения и мены. Жалованная грамота дворянству 1785 г. сияла некоторые ограничения. С 1811 г. предусматривалось публичное объявле- ние (в газете) о сделках на недвижимость.
В гражданском законодательстве существовали следующие виды договоров: дарение, мена, купля-продажа, запродажа, найм имущества, подряд и поставка, заем и ссуда имущества, поклажа, товарищество, страхование, личный найм, доверенность. Каж- дый из этих договоров оформлялся соответствующей разновид- ностью акта.
Исследователь в ходе источниковедческого анализа актов, прежде всего при использовании больших их комплексов для ис- следования проблем имущественных отношений между различ- ными социальными слоями, должен детально разобраться в пра- вовом регулировании тех или иных сделок. Особое внимание в первую очередь следует уделить выяснению, как минимум, двух аспектов: во-первых, какие сделки обязательно фиксировались документально и, во-вторых, какие категории населения могли вступать в договорные (обязательственные) отношения опреде- ленного вида. При анализе актов отдельных разновидностей мо- жет потребоваться и иная информация: например, анализируя до- говоры займа, необходимо знать, что во второй половине XVIII в. государство строго ограничивало размер процента по займам. Без этого невозможно определить адекватность картины, получен- ной при анализе актового материала. Очертим самые важные ог- раничения.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 387
Договоры дарения, мены и купли-продажи не требуют особых по- яснений. Их предметом в основном было недвижимое имущест- во. Договор дарения мог быть расторгнут, если заключался несо- стоятельным должником в пользу близких родственников в тече- ние 10 лет до объявления несостоятельности. В XIX в. появился договор запродажи, по которому продавец обязывался заключить впоследствии договор купли-продажи на недвижимость.
До 1780 г. договоры имущественного найма заключались в кре- постном порядке, затем для них был установлен явочный поря- док. При имущественном найме существовали определенные ус- ловия для обеспечения прав собственника. В 1824 г. был устано- влен предельный срок для сдачи недвижимости внаем - 12 лет, в 1835 г. он был увеличен до 30 лет в отношении земель, арендо- ванных для строительства на них промышленных предприятий.
Договоры личного найма до 1780 г. также заключались в кре- постном порядке, затем в явочном. Личный найм сопровождал- ся некоторыми ограничениями: несовершеннолетние дети и же- на должны были получить разрешение отца и мужа, крестьяне - помещика или управляющего. Ряд категорий населения мог за- ключать договоры на срок не более пяти лет. Особая процедура предусматривалась при заключении договора между мастером и учеником. Некоторые права ученика фиксировались в Ремеслен- ном положении 1785 г. и Уставе о цехах 1799 г.
Предметом договоров подряда и поставки могли быть по- стройка, ремонт и слом зданий, поставка материалов, сырья и изделий, перевозка. В ряде законодательных актов начала XVIII в. (1701, 1703, 1705, 1706 гг.) предусматривался крепост- ной порядок заключения таких сделок.
Множеством ограничений оговаривался и договор займа. На- иболее существенным являлся запрет губернским чиновникам заключать такие договоры с местными жителями (по указу 1740 г.). А с 1837 г. заем чиновниками земского суда или полиции у причастных к преступлению лиц (во время следствия) рассма- тривался как взятка. Законодательно регулировался и размер процента, выплачиваемого по займу. По указу 1754 г. он не мог превышать 6 % годовых, а в 1786 г. был снижен до 5 %, в 1808 г. вернулись к 6 % годовых. Запрещалось заключать договоры зай- ма во время игры и для игры. Договоры займа оформлялись кре- постным порядком до 1800 г.
Как разновидность акта, фиксирующего договор займа, мо- жет рассматриваться вексель - ценная бумага, содержащая данное в установленной форме обязательство уплатить определенную сумму денег к установленному сроку. Вексель - разновидность ак- 13*
388 РАЗДЕЛ 2
та, составление и порядок действия которого регулировались са- мым детальным образом, начиная с принятия Вексельного уста- ва 16 мая 1729 г. И дело не в том, что векселям придавалось ка- кое-то особое значение в сравнении с другими видами догово- ров, хотя и это имело место в связи с развитием денежной сис- темы. Вексельный устав - яркий пример регулирования возника- ющей разновидности актов. Договоры, существовавшие и ранее, отчасти регулировались обычаем. Указами 1761 и 1771 гг. госу- дарственным, дворцовым, монастырским крестьянам, а также дворовым людям запрещалось обязываться векселями.
Предметом договора поклажи могло быть любое движимое имущество (в том числе деньги и ценные бумаги). Эти договоры оформлялись крепостным порядком только в первой четверти XVIII в. В дальнейшем вещи оставляли на хранение под распис- ку или даже без всякого оформления. Отрицание факта приня- тия на хранение рассматривалось как воровство.
Хотя компании формировались достаточно интенсивно уже с начала XVIII в., государство на протяжении всего столетия уде- ляло мало внимания регламентации договора товарищества. Ус- тав о цехах 1799 г. регламентировал статус наиболее простой формы товарищества - артели. Правила учреждения товари- ществ устанавливались манифестом от 1 января 1807 г.
Договоры представительства оформлялись дoоверенностями, без которых поверенные лица не могли заключать договоры ку- пли-продажи. Поверенный мог действовать строго в границах, очерченных договором, но в этих границах доверитель не мог оспаривать его действия.
В XIX в. начал регламентироваться договор страхования. Письменным актом договора страхования являлся полис.
2. Акты, связанные с проведением крестьянской реформы (уставные грамоты и выкупные акты)
Крестьянская реформа 1861 г. породила значи- тельный комплекс исторических источников, среди которых, в первую очередь, следует назвать описания помещичьих имений, уставные грамоты и выкупные акты. Две последние разновидно- сти относятся к актовым источникам, и хотя они связаны с еди- ничным историческим событием, значимость события и репре- зентативность корпуса сохранившихся источников заставляет специально обратиться к их рассмотрению.
Уставная грамота фиксировала конкретные условия выхода крестьян из крепостной зависимости и взаимные обязательства
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 389
сторон (крестьянина и помещика) на период временнообязанно- го состояния.
Первоначально предполагалось поручить разработку форму- ляра губернским властям, ограничившись установлением общего принципа: «общим правилом для составления уставных грамот должно быть признано то, чтобы они обнимали все взаимные обязательные хозяйственные отношения владельцев с крестья- нами»63. По от этой идем быстро отказались, решив подкрепить сделки между крестьянами и помещиками авторитетом верхов- ной власти. Причем изначально предполагалось, что формуляр уставной грамоты будет печатным, чтобы придать уставным гра- мотам в мнении крестьян «законный» характер64.
Формуляр уставной грамоты прилагался к высочайше утвер- жденному «Общему положению о крестьянах, вышедших из кре- постной зависимости» от 19 февраля 1861 г. Формуляр уставной грамоты предусматривал включение сведений о помещике, о на- селении имения и его движении с 1858 г. (после последней реви- зии) на момент составления уставной грамоты, о земельном на- деле крестьян в дореформенный период и после реформы, об отрезке и прирезке земли, о повинностях крестьян до и после составления уставной грамоты, а также сведения о количестве усадеб, их разряде, количестве усадеб, перенесенных на другое место; описывались особые преимущества имения, оставляемые за помещиком сервитуты65. В уставной грамоте также указыва- лась сумма выкупа за усадебный и полевой наделы и оговаривал- ся порядок исполнения повинностей на период временнообязан- ного состояния.
Уставная грамота завершалась обычными реквизитами акто- вого источника: датой подписания, утверждения и введения в действие, а также подписями помещика или его доверенного ли- ца и крестьян.
Формуляр задавал определенные рамки сделки, и именно по- этому па практике его часто игнорировали. Уже 10 июля 1861 г. был издай циркуляр министерства внутренних дел, позволявший изготовлять бланки уставных грамот с гербом и заглавием, но без самого формуляра.
Если использовались бланки без формуляра, то размеры по- винностей до реформы не всегда указывались, поскольку в ходе реформы помещикам запрещалось повышать размер оброка. За- частую не приводилось описание усадебной земли, что также да- вало помещику возможности для маневра.
Уставные грамоты отличаются от традиционных актов тем, что их обычно сопровождает дело (в делопроизводственном по- нимании как комплекс документов), в котором присутствуют
390 РАЗДЕЛ 2
первичные документы (протокол мирового посредника, приго- вор сельского схода, жалобы, решения мирового съезда и т. д.), что дает редкую для актов возможность проследить процесс за- ключения договора.
Выкупной акт конкретизировал финансовую сторону устав- ной грамоты, поэтому его формуляр является производным от формуляра уставной грамоты. Но следует отметить: в силу фи- нансового назначения выкупного акта все числовые показатели, содержавшиеся в нем, признавались юридически окончательны- ми, что позволяет привлекать их для анализа уставных грамот.
В заключение отметим, что и уставные грамоты и выкупные акты относятся к массовым источникам, однако источниковед- ческое исследование этих разновидностей имеет свои особенно- сти. При статистической обработке данных необходимо убе- диться, что они представляют собой случайные величины, что отсутствует целенаправленное искажение информации, чего, безусловно, нельзя сказать об уставных грамотах, информация которых могла искажаться в пользу помещика, да и к тому же в каждом случае по-разному. Таким образом, проблема достоверно- сти уставных грамот имеет два уровня: установление достовер- ности отдельно взятой уставной грамотой и установление досто- верности их репрезентативного корпуса. Уставные грамоты ак- тивно используются исследователями в качестве исторического источника; при этом территориальный охват изучаемых компле- ксов постоянно расширяется, что позволило исследователям разработать специальные методы проверки достоверности боль- ших массивов уставных грамот66.
3. Новые разновидности актов рубежа XIX-XX веков - акты акционерного предпринимательства
В конце XIX в. возникли новые разновидности ак- тов, что было связано с развитием частного предпринимательства, в том числе и таких его новых форм, как акционерные компании. По законодательству Российской империи, необходимо было получать разрешение на учреждение акционерной компании че- рез утверждение ее устава. Дискуссионным является вопрос о видовой принадлежности уставов, поскольку уставы акционер- ных компаний могли корректировать и дополнять акционерное законодательство, Поэтому уставы могут рассматриваться как се- паратные законодательные акты.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 391
Уставы акционерных компаний являются типичным массо- вым источником, поскольку составляли неотъемлемую часть процесса учреждения акционерной компании. Устав содержит информацию о цели образования компании, ее наименовании и местонахождении, размере капитала, количестве и номинале ак- ций. В нем также отражены порядок формирования капитала и распространения акций, права, обязанности и ответственность компании и акционеров, порядок отчетности, распределения дивидендов. Кроме того, устав содержит информацию об орга- низации и порядке управления компанией: порядок управления делами, структура, функции и права правления и общего собра- ния акционеров, порядок решения споров, порядок ликвидации компании. Формуляр устава законодательно не устанавливался, но быстро сложился по традиции, исходя из требований закона к содержащейся в уставе информации. Обычно устав включал следующие разделы: а) цель учреждения, учредители, права и обязанности компании; б) основной капитал, акции, права и обя- занности владельцев акций; в) права и обязанности правления; г) порядок отчетности, распределения прибылей и выдачи диви- дендов; д) функции, права и обязанности общего собрания акци- онеров; е) порядок разрешения споров, прекращения деятельно- сти общества и его ликвидации.
Дата утверждения устава считалась официальной датой возникновения компании, но поскольку основной капитал соби- рался на основании утвержденного устава, то реально компания начинала функционировать спустя какое-то время либо вообще могла не начать свою деятельность.
С функционированием акционерных компаний связано и возникновение такой разновидности актовых источников, как акции. Законом 1836 г. вводились лишь именные акции, а уставы акционерных компаний предусматривали не только именные ак- ции, но и акции на предъявителя. Устав акционерной компании устанавливал формуляр акции, правила владения ею и передачи от одного владельца другому.
4. Проблемы источниковедческого исследования актов
Актовое источниковедение - дипломатика, давно и плодотворно разрабатываемое на средневековом материале, мало привлекает внимание исследователей истории XVIII-XIX вв. (за исключением отдельных разновидностей ак- тов, например таких, как уставные грамоты). Актовые источни-
392 РАЗДЕЛ 2
ки, особенно частноправовые акты, обычно содержат чрезвы- чайно ценную информацию, которая не может быть почерпнута сколь-либо полно ни из какого другого источника. Это сведения о реальном правовом статусе отдельных категорий населения, реализуемом в имущественных и обязательственных отношени- ях. Но для получения такой информации необходимо исследо- вать репрезентативные комплексы актов.
Новые перспективы открывает развитие источниковедения массовых источников. Вместе с тем подчеркнем, что, прежде чем применять к актовому материалу методы математической статистики для выяснения, например, структуры имуществен- ных отношений, необходимо тщательно исследовать достовер- ность отдельных актов и их комплексов, а также установить сте- пень полноты дошедшего до нас актового материала. Частнопра- вовые акты имели значение лишь для лиц, вступавших в дого- ворные отношения. В связи с этим они не поступали на государ- ственное хранение, и даже сохранившиеся акты распылены по различным хранилищам и фондам. Поэтому достаточно плодо- творным может быть обращение к материалам государственных учреждений, регистрировавших сделки, а в некоторых случаях и к газетной периодике, в которой публиковались объявления о сделках на недвижимое имущество.
ГЛАВА 6
Делопроизводственные материалы
ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ материалы - вид исторических источников, функцией которых является документное об- служивание различных управляющих систем (государственное делопро- изводство, вотчинное делопроизводство, делопроизводство акционерных компаний и т. д.). В структуре делопроизводственной документации выделяется группа разновидностей, обеспечивающих принятие и реали- зацию управленческих решений, и группа разновидностей, обеспечиваю- щих документооборот.
На протяжении XVIII в. и почти всего XIX в. большая часть делопроизводственных документов возникала и системе государ- ственного аппарата. И только в конце XIX в. в связи с акциони- рованием промышленности и созданием монополий расшири- лась негосударственная сфера ведения делопроизводства. Вто- рым, однако гораздо менее значительным, источником делопро- изводственной документации становились общественные орга-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 393
низации. Отметим также, что делопроизводственных материа- лов государственных учреждений не только было намного боль- ше, чем прочих, но они и лучше сохранились благодаря органи- зованной в начале XVIII в. архивной системе их хранения.
Таким образом, делопроизводство как вид исторических ис- точников воспроизводит систему государственного аппарата. Еще раз напомним о дискуссии (чаще латентной, чем явной) о напра- вленности причинно-следственной связи: с возникновением но- вых учреждений порождаются новые документы или необходи- мость в обработке количественно растущей и структурно услож- няющейся документации (фактически за этим стоит обработка информации документов) ведет к усложнению государственного аппарата. Присоединимся ко второй точке зрения, с той оговор- кой, что усложнение государственного аппарата, в свою очередь, приводит к усложнению делопроизводства, появлению большого количества документов, обслуживающих документопотоки.
Date: 2016-05-25; view: 379; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|