Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы источниковедческого анализа произведений литературы 6 page
Законодательство относится к тем видам источников, кото- рые не возникают в новое время, а переходят из предыдущего пе- риода. Однако законодательство нового времени приобретает ряд новых черт, рассмотрению которых и уделяется преимущест- венное внимание в данной главе. Поскольку свойства законода- тельства нового времени определяются в России на протяжении XVIII в., этому периоду уделяется преимущественное внимание14. Сразу же отметим, что законодательство XVIII в. отличается ря- дом особенностей, которые обусловлены двумя группами причин.
Во-первых, в это время возникают и проходят длительный и противоречивый путь становления те его особенности, которые можно определить как особенности законодательства нового времени, с одной стороны; а с другой стороны, российское зако- нодательство приобретает ряд характеристик, свойственных за- конодательству империи и сохраняющихся в российском законо- дательстве не только в XIX в., но и на протяжении большей ча- сти XX в.
Во-вторых, законодательство XVIII в. обладает целым рядом специфических черт, что обусловливает необходимость его спе- циальной разработки.
В XVIII в. распространяется «философское направление» в законотворчестве, которому свойственна «мысль о возможности произвольно устраивать правовую жизнь посредством новых за- конов»15, что способствует значительной активизации законо- творчества и расширению сферы законодательного регулирова- ния, а также тематики законодательства.
Активизация законотворчества ведет к противоречию, особо остро ощущавшемуся в XVIII в., когда еще не была окончательно отработана законодательная процедура, - между абсолютист- ской государственной властью и стремлением к детальной (если не сказать мелочной) регламентации жизни общества и частной жизни подданных.
Нестабильность государственной власти на протяжении зна- чительной части XVIII в. ярко выявляет противоречие между ус- тойчивостью (инертностью) законодательства и его зависимо- стью от политической конъюнктуры, что позволяет проследить стабилизирующую роль законодательства.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XXВЕКА 337
Характерная черта законодательства нового времени - регла- ментированная публикация законодательных актов - находит в XVIII в. оригинальное преломление. Если взять ситуацию XVIII в. в сфере информирования населения, то можно предпо- ложить, что при зародышевом состоянии газетного дела законо- дательные акты во многом выполняли функцию средства инфор- мации. По крайней мере, ни один другой источник XVIII в. не может быть сопоставлен с законодательством по распространен- ности. Это подтверждается возникновением и достаточно широ- ким распространением в XVIII в. такой разновидности законода- тельных актов, как манифесты.
1. Историография
Наиболее существенные заслуги в изучении зако- нодательства как источника права принадлежат историкам пра- ва XIX - начала XX в.16 История права в XIX в. была одной из быстро развивающихся научных дисциплин. Среди разнообраз- ных теорий происхождения права (теологическая, рационали- стическая, «естественного права»), противоборствовавших в XVIII - начале XIX в. в России, как и в Германии, распространя- лась историческая концепция, изучение которой, в том числе и в русле исследования идейной борьбы «западников» и «славяно- филов» и более поздней концепции «свразийства», представля- ет самостоятельный интерес.
Суть исторического подхода к проблеме происхождения пра- ва формулировали многие авторы. В частности, М.Ф. Владимир- ский-Буданов, отмечая кризис господствовавшей в XVIII в. тео- рии «естественного права», писая: «После переворота XVIII в. и разочарования, постигшего европейское общество в первой чет- верти XIX в., нельзя уже было признать истинным выражением права ни законы действующие, ни право философски построен- ное; оставалось признать таким право, исторически данное (т. е. выразившееся в целой истории какого-нибудь народа)»17. Анало- гичную мысль находим у Н.П. Загоскина: «...право не должно и не может быть рассматриваемо ни как исключительный импера- тив разума, ни как исключительный продукт природы, ни как ре- зультат непосредственной творческой деятельности человека... право каждого отдельного народа - есть продукт всей предшест- вовавшей исторической жизни его и... единственным источни- ком права является правовое сознание народа, представляющее- ся органической частию всего его мировоззрения»18. Но наибо- лее резко историческую концепцию происхождения права сфор- мулировал И.Д. Беляев, что, учитывая его славянофильское ми-
338 РАЗДЕЛ 2
ровоззрение, легко объяснимо: «Самостоятельное общество, по- ка оно самостоятельно, не может подчиниться чуждым законам, принесенным со стороны; подчинение чуждым законам есть уже явный признак падения общества. Законы должны вытекать из исторической жизни народа. Связь между законом и внутреннею историческою жизнью народа так неразрывна, что ни изучение законодательства не может быть вполне понятно без изучения внутренней жизни парода, ни изучение внутренней жизни - без изучения законодательства»19.
Значительный интерес среди трудов по истории права пред- ставляют работы И.Д. Беляева, Г.В. Вернадского, М.Ф. Влади- мирского-Буданова, А.Д. Градовского, Н.П. Загоскина, Н.М. Кор- кунова, В.Н. Латкина, Ф.И. Леонтовича, А.В. Романовича-Слова- тинского, В.И. Сергеевича, А.Н. Филиппова, И.П. Числова, Б.Н. Чичерина, М.И. Ясинского. В ряде работ интересующий нас период - XVIII-XIX вв. - рассматривается частично, но все эти работы представляют интерес с точки зрения теории и ме- тода историко-правоведческого исследования.
Законодательство в историко-правовых исследованиях рас- сматривается как один из источников права, и в общих курсах истории права ему уделяется большее или меньшее внимание, в первую очередь в работах В.Н. Латкина. В его «Учебнике русско- го права периода империи (XVIII-XIX ст.)»20, имеющем весьма традиционную структуру: государственное право, уголовное пра- во, гражданское право, судопроизводство, - значительное место отводится «внешней истории права». В «Лекциях по внешней истории русского права: Московское государство - Российская империя» В.Н. Латкин под «внешней историей русского права» понимает историю законодательных памятников, а под «внут- ренней историей права» - историю юридических норм и инсти- тутов21. «Внешняя история права», по мнению исследователя, «показывает причины появления законодательных памятников, время и порядок их издания: затем источники, внешний состав и содержание памятников и, наконец, их соотношение с други- ми, как предшествующими им, так и последующими за ними па- мятниками»22. Вслед за Ф.И. Леонтовичем23 В.Н. Латкин форму- лирует схему разбора законодательных памятников. Во-первых, надо рассмотреть историю «каждого памятника в отдельности», указав «причины издания памятника - мотивы и цели, руково- дившие законодателем при издании памятника; элементы, лег- шие в основание памятника, или его источники; редакцию па- мятника, т. е. как он составлен, в какое время, при участии каких лиц, учреждений и вообще органов законодательной власти; дальнейшую судьбу памятника - силу и действие его в последую-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ХVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 339
щие эпохи развития законодательства; наконец, научную обра- ботку и литературу памятника». Во-вторых, «систему и содержа- ние памятников», причем «само содержание их настолько может быть предметом исследования в этой части науки, насколько это необходимо для общего знакомства с памятниками». И наконец, в-третьих, необходимо «показать общее значение каждого памят- ника в целой системе современного законодательства, чтобы та- ким образом яснее определить общее направление законодатель- ства известной эпохи». Как мы видим, задачи изучения памятни- ков законодательства, по Леонтовичу-Латкину, относимые В.Н. Латкиным к «внешней истории права», во многом совпада- ют с задачами источниковедческого анализа. Соответствует на- шим представлениям о смысле источниковедческого анализа и понимание В.Н. Латкиным значения изучения законодательных памятников при исследовании истории права: «...об истории от- дельных постановлений памятников, само собой разумеется, нельзя говорить без предварительного ознакомления с самими памятниками. Таким образом, внешняя история права, рассмат- ривая закон, как памятник известной эпохи, исследуя списки его, критически доказывая достоверность, подлинность или подлож- ность его, разлагая его на составные элементы и пр., этим самым работает, так сказать, для очистки материала, оперирование над которым составляет функцию внутренней истории»24.
К сожалению, интересующий нас период В.Н. Латкин в «Лек- циях по внешней истории русского права...» исследует весьма бег- ло, отводя ему лишь одну главу (глава VI - «Законодательство и ко- дификация в период империи»). Гораздо больше внимания он уде- лял памятникам более раннего времени. Примечателен подход В.Н. Латкина к разработке этих памятников, что отразилось в на- званиях глав: глава I - «Развитие законодательства путем издания отдельных грамот» (рассматриваются уставные, судные, губные и прочие грамоты), глава II - «Первые опыты кодификации: Псков- ская и Новгородская судные грамоты», глава III- «Судебники 1497 и 1550 г. и дополнительные к ним указы», глава IV - «Сто- глав», глава V - «Уложение 1648-49 гг. и новоуказные статьи».
Итак, В.Н. Латкин разрабатывал отдельные законодательные памятники и не смог преодолеть этот подход, переходя к изуче- нию законодательства XVIII-XIX вв., исследование которого как анализ отдельных памятников принципиально невозможно в связи с изменением характера законодательства. В.Н. Латкин в рамках выработанного им, да и всей историко-правовой наукой подхода ограничился рассмотрением преимущественно вопро- сов кодификации, сосредоточившись на исследовании тех зако- нодательных памятников, которые явились ее результатом.
340 РАЗДЕЛ 2
Определенное внимание законодательству как источнику при изучении истории русского права уделял Н.П. Загоскин. На- до отметить, что труд Н.П. Загоскина задумывался как чрезвы- чайно обширный. Планировалось двенадцатитомное исследова- ние, которое должно было охватывать период до конца правле- ния Александра П. В соответствии с замыслом исследованию предпослана объемная вводная часть, в которой автор стремил- ся упомянуть все источники (хотя бы на уровне видов и типов), которые могли быть полезны при изучении истории русского права: вещественные памятники, летописи и хронографы, па- мятники государственного и юридического быта, памятники письменной и устной словесности, записки и письма современ- ников, сказания иностранцев. Законодательные источники он относил к «памятникам государственного и юридического бы- та». По мнению Н.П. Загоскина, законодательные памятники - «памятники юридического быта в тесном смысле этого поня- тия». Сюда же он включал архивные материалы и их публика- ции, «Архив Государственного Совета», «Доклады и приговоры Правительствующего Сената», акты фамильных архивов и пр. Но из законодательных актов рассматриваемого нами периода автор упоминает лишь Полное собрание законов Российской им- перии, отмечая его неполноту.
К аналогичному корпусу источников в «Обзоре истории рус- ского права» обращался М.Ф. Владимирский-Буданов. Автор от- мечал, что «прежде эта наука именовалась историей законода- тельства, и в соответствии с этим излагала лишь сведения о за- конодательных памятниках прошлых времен. Теперь же в содер- жание ее входит изложение не только норм, установленных в за- коне, но и существовавших помимо закона (в обычном праве)»25. И далее: «Источники истории русского права - те же, что и ис- точники самого права, т. е. обычай и закон. Памятниками обыч- ного права являются все памятники русской истории (летописи, записи, акты, отчасти литературные памятники), а равно живое обычное право и юридические пословицы. Памятниками зако- нов служат: договоры (международные и внутренние), уставы и указы (отдельные законы) и кодексы»26. Упоминая отдельные разновидности законодательных актов XVIII-XIX вв., М.Ф. Вла- димирский-Буданов, наряду с большинством других авторов, ос- новное внимание уделяет вопросам кодификации.
В целом анализу законодательных памятников, как и других источников, историки права уделяли мало внимания, используя источники прежде всего в выборочно-иллюстративных целях, что особенно заметно при описании истории права XVIII-XIX вв. Рассматривая законодательство в рамках истори-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII -НАЧАЛА XX ВЕКА 341
ческой концепции происхождения права лишь как один из ис- точников права наряду со многими и многими другими, истори- ки права понимали историю права гораздо шире, чем историю законодательства, но лишь в определенном, историко-правовом смысле. За рамками исследования остался огромный массив за- конодательных актов, преимущественно XVIII-XIX вв.
В трудах по истории права, написанных в советский и пост- советский периоды, анализу источников, в том числе и законо- дательных, внимания почти не уделялось, в лучшем случае упо- минались основные разновидности законодательных актов и да- вался очерк истории кодификации27. В советский период проб- лемы истории законодательства затрагивались попутно при изу- чении истории государства и права, а также истории государст- венных учреждений28.
Итак, историки права, обращаясь к законодательным актам как к одному из источников права (наряду с обычаем, отразив- шимся преимущественно в нарративных источниках) и в силу этого как к источникам по истории права, использовали законо- дательство XVIII-XIX вв. лишь в незначительной степени, под- ходя к его исследованию почти так же, как к исследованию зако- нодательства предшествовавших эпох, т, е. рассматривая отдель- ные законодательные акты, в лучшем случае упоминая в качест- ве обобщающих категорий некоторые их разновидности, и со- средоточиваясь на проблемах кодификации. Однако наблюде- ния и выводы, сделанные при изучении истории права преиму- щественно исследователями XIX - начала XX в., весьма ценны и для исследования истории законодательства. Это, в первую оче- редь, наблюдения над изменением соотношения обычая и зако- на как источников права и выводы о его причинах и следствиях, которые позволяют опираться на историко-правовые исследова- ния при характеристике нового этапа в истории российского за- конодательства.
2. Закон: попытки определения понятия
Основная сложность при изучении законодатель- ства XVIII-XIX вв. состоит в том, что в историко-правоведче- ских исследованиях не сформировано понятие «закон» приме- нительно к рассматриваемому периоду. Это, естественно, являет- ся следствием отсутствия четкого определения понятия самим законодателем. Историки права давали самые общие определе- ния понятия «закон». Все исследователи отмечали, что в законо- дательстве оформляется воля императора. Г.В. Вернадский пи-
342 РАЗДЕЛ 2
шет: «Начиная с Петра Великого, единственным источником права делается воля законодателя; это период правотворчества императорских указов...»29. Более четко определял закон М.Ф. Владимирский-Буданов: «В период империи установилось понятие о законе как о воле государя, правильно объявлен- ной»30. На постепенную выработку порядка «объявления воли» императора обращал внимание и Г.В. Вернадский, который пи- сал: «...сами государи стремились установить незыблемые фор- мы для отправления своей законодательной деятельности». Это проявилось в том, что «...определена была непременная форма публикации и регистрации законов - через Сенат...» и «посте- пенно делались попытки установить особую непременную фор- му для предварительной подготовки или особой прочности юридического бытия группы наиболее существенных законода- тельных актов»31.
Идеологизированное, но столь же общее определение зако- на дает Б.М. Кочаков в работе, опубликованной в 1937 г.: «Закон, являясь общеобязательной, созданной государственной властью нормой, есть... определенное, в результате классовой борьбы со- зданное выражение воли господствующего класса, определенное орудие классовой политики государства...»32. Работа Б.М. Коча- кова интересна тем, что общее положение автор конкретизиру- ет, исходя из характера эволюции центральной власти, с укреп- лением которой «...появляется необходимость и дифференциа- ции правительственных распоряжений», тогда «закон - это уже определенный вид распоряжения, это - указ, издаваемый опре- деленным порядком»33. Однако в XVIII в., по мнению Б.М. Коча- кова, в России не было точного понятия закона - господствовал «царский указ» и существовало стремление, остававшееся на протяжении XVIII в. безуспешным, выделить из всего многооб- разия указов те, которые по их юридическому действию можно было бы рассматривать как законы. В XIX и. поиск формальных критериев разделения закона и указа продолжался, и шел он, главным образом, по пути фиксации законодательной процеду- ры. Формальным признаком закона со времен Петра I остава- лась царская подпись, но это правило в XVIII в. нарушалось «объявленными указами», а в XIX в. также и законами Государст- венного Совета, одобряемыми словесно.
Таким образом, при различии исходных посылок определе- ния понятия «закон» и М.Ф. Владимирский-Буданов, и Г.В. Вер- надский, и Б.М. Кочаков выделяют два критерия: во-первых, на- личие подписи императора и, во-вторых, фиксированный поря- док принятия, вырабатывавшийся постепенно на протяжении XVIII-XIX вв.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ХVIII- НАЧАЛА XX ВЕКА 343
Теоретически понятие «закон» и проблему различия закона и указа в XIX в. разрабатывал Н.М. Коркунов. В «Лекциях по об- щей теории права» он в теоретическом ключе поставил пробле- му отличия естественно-научных и юридических законов34. В ра- боте «Указ и закон» Н.М. Коркунов подходил к определению за- кона, отталкиваясь от исторического развития понятия власти и принципа разделения властей. Исследователь отмечал, что гово- рить об отличии закона от указа можно лишь в том случае, если исполнительная власть отделена от законодательной. По его мнению, в российском законодательстве «...со словом указ не со- единяется точно определенного значения. До учреждения мини- стерств указами назывались все вообще акты всех органов вла- сти, обращенные к подчиненным им местам и лицам». Для Н.М. Коркунова указ в XIX в. - научная абстракция, собиратель- ное название для «всех общих правил, установленных в порядке управления»35.
Итак, четкого определения понятия «закон» и критериев для отделения закона от прочих распоряжений верховной власти в российской историко-правовой науке выработано не было. По- видимому, это в принципе неразрешимая задача, поскольку тео- ретически разграничить закон и административное распоряже- ние можно только когда исполнительная власть отделена от за- конодательной (и здесь мы вполне согласны с Н.М. Коркуно- вым), чего в российской истории не было не только в ХVIII- ХIX вв., в условиях самодержавной империи, но и на протяже- нии большей части XX в.
Однако при этом необходимо учитывать, что на практике ис- торики чаще всего относят к законодательным актам второй по- ловины XVII - начала XX в. то, что было отобрано в качестве за- конодательных актов составителями Полного собрания законов Российской империи.
3. Изменение соотношения обычая и закона как источников права
Начало нового этапа в истории русского законо- дательства, а точнее, в истории русского права и законодатель- ства как его источника большинство авторов связывают с изме- нением соотношения обычая и закона как источников права и относятизменение этого соотношения либо к середине XVII в. (послеСоборного уложения 1649 г.), либо к началу XVIII в. (пе- риод преобразований Петра I).
344 РАЗДЕЛ 2
Идея приоритета закона как источника права формирова- лась постепенно. Некоторые признаки ее зарождения можно ус- мотреть, например, в наказе окольничему князю Львову, опреде- ленному воеводою в Казань, - «Об управлении казенными и зем- скими делами» от 31 марта 1697 (7205) г., в котором, кроме ука- зания «всякие дела делать по сему Великого Государя указу», со- держится наставление впредь руководствоваться приходящими из приказа Казанского Дворца грамотами, «которые наказа про- тивны не будут».
В конце 1710-х годов Петр I, по-видимому, считал, что имею- щаяся законодательная база, в основе которой по-прежнему ле- жало Соборное уложение 1649 г., позволяет Сенату решать боль- шинство дел, не обращаясь каждый раз к законодателю. По край- ней мере, в именном указе от 22 декабря 1718 г. «О неподаче Го- сударю прошений о таких делах, которые принадлежат до рас- смотрения па то учрежденных Правительственных мест, и о не- чинении жалоб на Сенат, под смертною казнью» говорится, что Сенат должен обращаться к царю только в том случае, «разве та- кое спорное новое и многотрудное дело от челобитчиков объя- вится, котораго по Уложенью (выделено мною. - М.Р.) решить са- мому тому Сенату без доклада и без Именнаго от Его Царского Величества указа отнюдь нельзя...». Указ из Юстиц-коллегии «О вершении дел без всякаго замедления и волокиты по Уложению и о выписках из судных дел» от 25 мая 1719 г. числит в составе законодательных актов, на основе которых должны решаться де- ла, кроме Уложения и «новосостоятельные» указы (по-прежнему при ведущей роли Уложения). Отметим, что данный указ был из- дан как мера борьбы с волокитой и ускорения судопроизводства. Он не устанавливал новой нормы, а только подтверждал ранее введенные. Эти же нормы подтверждались указом из Юстиц-кол- легии от 15 октября 1719 г. «О решении дел в Московском Над- ворном Суде по Уложению и по новосостоятельным указам, а не по сепаратным, и о донесении о делах, которых судьи сами ре- шить не могут, в Государственную Юстиц-коллегию». Указом предписывалось Московскому надворному суду дела управлять по Уложеньюи «по новосостоятельным Его же Великого Госуда- ря указам, которые к пополнению того ж Уложения всенародно напечатаны и повсюду объявлены...».
Основным законодательным актом, утверждавшим приори- тет закона как источника права, стал именной указ от 17 апреля 1722 г. (опубликован 27 января 1724 г.) «О хранении прав граж- данских, о невершении дел против регламентов, о невыписыва- нии в доклад, что уже напечатано, и о имении сего указа во всех судных местах на столе, под опасением штрафа». В указе гово-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 345
рится: «Понеже ничто так ко управлению государства нужно есть, как крепкое хранение прав гражданских, понеже всуе зако- ны писать, когда их не хранить или ими играть как в карты, при- бирая масть к масти, чего нигде в свете так нет, как у нас было, а отчасти и еще есть, и зело тщатся всякия мины чинить под фортецию правды...». Далее говорится, что «...сим указом яко пе- чатью псе уставы и регламенты запечатываются, дабы никто не дерзал иным образом всякие дела вершить и располагать не про- тив регламентов, и не точию вершить, ниже в доклад вписывать, то что напечатано, не отговариваясь о том ни чем, ниже толкуя инако».
Хотя в нашу задачу не входит реконструкция постепенно складывавшейся новой законотворческой процедуры, отметим, что указ «О хранении прав гражданских...» закрепил основные элементы системы законотворчества: апробацию указа госуда- рем, публикацию и инкорпорирование в соответствующий рег- ламент.
Установив приоритет закона как источника права, законода- тель этим не ограничился, поскольку еще сохранялись обшир- нейшие сферы как государственной, так и, особенно, обществен- ной и частной жизни, которые продолжали регулироваться обы- чаем из-за пробелов в законодательстве. С 1720-х годов прави- тельство начало прилагать существенные усилия для восполне- ния этих пробелов. 27 апреля 1722 г. был издан именной указ «О должности генерал-прокурора», а 13 июня того же года - «Инст- рукция обер-прокурору Святейшего синода», десятые пункты ко- торых почти дословно совпадают. В именном указе «О должно- сти генерал-прокурора» говорится: «О которых делах указами яс- но не изъяснено, о тех предлагать Сенату, чтоб учинили на те де- ла ясные указы, против указа Апреля 17 дня 722 года (имеется в виду указ «О хранении прав гражданских...». - М.Р.), который всегда на столе держится; и как сочинят, доносить Нам, и ежели в пополнение сей инструкции что усмотрит, о том доносить же». То же самое предлагалось делать обер-прокурору Святейшего си- нода с тем отличием, что он должен «предлагать Синоду».
Такой способ восполнения пробелов в законодательстве ак- тивизировался в правление Екатерины II. Например, в 11-м пун- кте манифеста от 15 декабря 1763 г. «О постановлении штатов...» говорится: «Когда же случится, что к решению дел точных ука- зов не будет, о том не реша в департаментах, но иметь общее рас- суждение, и представлять, куда надлежит, с мнением...». Анало- гичное требование содержит и именной, данный генерал-проку- рору, указ «О неотступлении сенатской канцелярии от предпи- санного образа при докладе, о приезде присутствующим в Сенат
346 РАЗДЕЛ 2
в установленное время, о неоставлении заседания прежде поло- женнаго часа и об основывании определений Сената по всем де- лам на законах». В нем говорится, с одной стороны, о необходи- мости точно соблюдать законы, а с другой стороны, «в случае не- достатка в узаконениях, по зрелому уважению Государственной пользы, доносить Нашему Императорскому Величеству».
Итак, не вступая в дискуссию о праве законодательной ини- циативы в России XVIII-XIX вв. и считая справедливой сущест- вующую в исторической и историко-правовой науке точку зре- ния, что право законодательной инициативы принадлежало ца- рю, обратим внимание на то, что в XVIII в., особенно в годы пра- вления Петра I и Екатерины II, должностные лица не только имели право, но были обязаны обращать внимание законодате- ля на пробелы в законодательстве.
С установлением приоритета закона как источника права связаны и попытки законодателя устранить противоречия в за- конодательстве. В частности, в именном, данном Сенату, указе от 11 декабря 1767 г. «Об оставлении в Малороссии установле- ния Магдебургских прав касательно привода к присяге свидете- лей из священнослужителей, в своей силе», разрешающем колли- зию между Соборным Уложением и Воинским уставом в связи с порядком присяги священнослужителей, содержится ссылка на указ, данный Сенату 3 сентября 1765 г. Этим указом «повелевает- ся, если которая Коллегия усмотрит в двух равных делах разные Сената решения, то, не чиня исполнения, докладываться о сей разности Сенату и... Императорскому Величеству, а Сенат имеет оныя дела с объяснением своих решений... Императорскому Ве- личеству взносить...».
Таким образом, к концу правления Петра I не только законо- дательно утвердился принцип приоритета закона как источника права, но и был предпринят ряд мер для восполнения пробелов в законодательстве. В последующем такая законотворческая дея- тельность была продолжена. Среди мер, направленных на созда- ние новой законодательной системы, отметим и малоуспешные попытки кодификации.
В последующие годы самым сложным оказалось внедрить принцип приоритета закона в сознание чиновников. Эту цель, в частности, преследовали несколько законодательных актов, из- данных в 1740 г. 9 февраля вышел сенатский указ «О нечинении Камер-конторе по таким делам, на которые имеются точные ука- зы, никаких вымыслов и беззаконных волокит». Поводом для из- дания этого указа послужило рассмотрение конкретного дела винного подрядчика Воронцова. Камер-контора затребовала се- натский указ о мере наказания этому подрядчику за его «продер-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКА 347
зость». Поскольку о винных откупах и корчемстве существовали указы от 18 июня 6189 г., 28 января 1716 г., 6 мая 1736 г., на ко- торые, кстати, в своем запросе ссылается и сама Камер-контора, Сенат указывает, что Камер-конторе «надлежало бы не доклады- вая и не утруждая Правительствующий Сенат, по вышеозначен- ным указам, а особливо по Именному Ея Императорского Вели- чества 736 года указу точное решение чинить...». Более того, в указе подчеркивается, что если Камер-контора, несмотря на ра- нее данное указание Сената, не приняла решение в соответствии с известными ей указами, а обратилась с требованием указа в Ка- мер-коллегию, то «явная и беззаконная волокита» чинилась «знатно для некоторой страсти, или лакомства». И в конце се- натского указа содержится требование не только как можно ско- рее и соответствии с имеющимися указами решить дело подряд- чика Воронцова, но и «...впредь той Конторе в таких делах, на который имеются точные указы (как и на сие дело), отнюдь ни- каких вымыслов не употреблять, и беззаконных волокит к разо- рению не чинить, под опасением тяжкого штрафа...».
Date: 2016-05-25; view: 401; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|