Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы источниковедческого анализа произведений литературы 3 page
Рассмотренными произведениями, естественно, не исчерпы- вается вся оригинальная духовная литература древней Руси. Мы остановились лишь на наиболее важных из них, с точки зрения источниковедения.
Житийная литература
Самым ранним оригинальным древнерусским жи- тием является Служба святым мученикам Борису и Глебу, атрибути- руемая митрополиту Иоанну. Оно написано около 1021 г., а из- вестно уже в списках XII в. Основные положения этого жития были развиты в Сказании о святых мучениках Борисе и Глебе, создан- ном во второй половине XI в. (возможно, печерским монахом Иаковом, автором Памяти и похвалы князю Владимиру). Оно из- вестно во множестве списков и входило, видимо, в круг наибо- лее читаемых произведений древней Руси*. Несколько позже Иаков написал Житие князя Владимира, встречающееся обычно вместе с Памятью и похвалой.
*Всего дошло свыше 250 списков произведении борисо-глебского цикла. В их число входят летописная повесть, Сказание и страсть и похвала святую мученику Бориса и Глеба. Чтение о житии и погублении блаженную страстотерпца Бориса и Глеба, проложные сказа- ния и паремийное чтение.
302 РАЗДЕЛ 1
Младшим современником Иакова был Нестор, которому тра- диционно приписывается создание Повести временных лет. Од- нако если в данном случае авторство Нестора оспаривают мно- гие ученые, то принадлежность его перу житийных повестей, посвященных Борису и Глебу (Чтение о житии и погубивши бла- женную страстотерпца Бориса и Глеба), а также Феодосию Печер- скому, не вызывает сомнений. Вопросы порождает в основном соотношение летописной статьи, Сказания и Чтения об убиении Бориса и Глеба, в которых к тому же находят отголоски чешско- го жития св. Вацлава. Отмечается, что Чтение является более «правильным», с точки зрения канонов агиографии, нежели Ска- зание. В нем меньше конкретных элементов, больше назидатель- ности, присутствуют традиционные для таких произведений мо- тивы. Все это демонстрирует хорошее знание Нестором зару- бежных образцов житийной литературы. Что же касается Жи- тия Феодосия, то его создатель, видимо, опирался на утраченное житие Антония Печерского, а также на образцы греческой агио- графии. В то же время в нем сохранилось множество картин бы- та киевских монахов и горожан конца XI в. Важно отметить, что, описывая поведение Феодосия во время конфликта Яросла- вичей из-за киевского престола, Нестор продекларировал не- сколько положений, легитимирующих неподчинение деятелей церкви светской власти князя. Впоследствии Нестерово Житие Феодосия стало образцом для новых древнерусских житийных произведений.
К концу XI - началу XII в, относится анонимное описание жизни и чудес Николая Мирликийского, созданное каким-то рус- ским книжником. Он, в частности, ссылается на чудеса в Царь- граде и Киеве, свидетелем которых был.
В уже упоминавшихся посланиях Симона и Поликарпа содер- жался ряд отдельных рассказов о печерских подвижниках (де- вять в послании Симона и одиннадцать в послании Поликарпа). Их объединение в сборнике создало основу Киево-Печерского Па- терика. Туда вошел также фрагмент Повести временных лет (Слово о первых черноризцах печерских). Первоначальная ре- дакция Патерика не сохранилась. Самым ранним датированным текстом его является редакция 140G г., составленная по инициа- тиве тверского епископа Арсения. В нее вошли Сказание о нача- ле Печерского монастыря (возможно, принадлежащее перу Нес- тора), Несторово Житие, а также Похвала Феодосию Печерско- му. Независимо от Арсениевской редакции в самом Киево-Пе- черском монастыре в 1460 и 1462 гг. были созданы так называе- мые I и II Кассиановские редакции Патерика. В них первона- чальный текст был расширен несколькими статьями, восходив-
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 303
шими ко времени до XIII в. Последняя, II Кассиановская редак- ция получила на Руси широкую известность и легла в основу всех последующих переработок Патерика.
В XIII в. список русских житийных повестей пополнился Житием преподобного Антония Римлянина, написанным его учеником и преемником Андреем, а также Житием Авраамия Смоленского, созданным его учеником Ефремом.
К последней половине XIII в. относятся житийное сказание о мученической кончине князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора, жития Александра Невского и Ростовского епископа Исайи. Написанные вскоре после смерти своих геро- ев, эти жития отличаются целым рядом конкретных фактов, по- зволяющих восстановить многие детали упоминаемых в них со- бытий. Точность описаний поддается проверке при их сличении с современными летописными источниками и записками ино- странных путешественников.
XIV в. пополнил список отечественных агиографических по- вестей житиями Кирилла Туровского и митрополита Петра, а также близкими к житиям сказаниями о благочестивых князьях Довмонте Псковском, Михаиле Тверском и Дмитрии Донском. Последние имеют светский характер и вошли в состав летопи- сей.
К первой половине XV в. относится составление житий, ока- завших самое серьезное влияние на все последующие агиографи- ческие сочинения, писавшиеся на Руси. Это жития Стефана Пермского, Сергия Радонежского, Дмитрия Прилуцкого и митрополи- та Алексия. Первые два написаны Епифанием Премудрым, лич- но знавшим и Стефана и Сергия. Кроме того, Епифаний был учеником, а затем и духовником радонежского игумена. Все это позволило ему создать повести, в которых, несмотря на заведо- мо заданные жанром рамки, отразилось множество живых под- робностей жизни и быта подвижников и их окружения. Вместе с тем в новых агиографических произведениях появляются ви- тиеватость и многословность, затрудняющие выявление досто- верной исторической информации. Около 1440 г. Пахомий Серб, или, как его иногда называют, Логофет (афонский иеромо- нах, видимо, специально приглашенный на Русь создавать агио- графические произведения), написал еще одно Житие Сергия Радонежского, а несколько позже - жития митрополита Алек- сия, Кирилла Белозерского, Варлаама Хутынского, Троице-Сер- гиева игумена Никона и новгородских владык Моисея и Иоанна. Кроме того, он написал несколько житий местночтимых святых. При этом Пахомий использовал житийные повести, составлен- ные его предшественниками (Епифания, Питирима и др.). Во
304 РАЗДЕЛ 1
второй половине 60- начале 70-х годов иеромонах Спасского ярославльского монастыря Антоний написал житие князя Фео- дора Ростиславича. Вскоре после смерти митрополита Ионы ка- кой-то новгородец составил по воспоминаниям его житие. В 1495 г. под пером глушицкого инока Иринарха появилось житие преподобного Дионисия Глушицкого, основанное на устных рас- сказах-воспоминаниях и монастырских заметках.
Таким образом, к XVI в. набралось около 40 жизнеописаний князей, митрополитов, епископов, настоятелей монастырей, живших в XI - первой половине XV в. и - в большинстве своем неофициально - причисленных к ликy святых, а также несколь- ко десятков рассказов о печерских подвижниках XI-XIII вв., со- ставивших отдельный сборник - Патерик Киево-Печерского мо- настыря. Поскольку почти все эти произведения не были утвер- ждены властью митрополита и Собора, почитание их было не общерусским, а местным. В связи с этим в 1547 г. в Москве был созван поместный Собор, на котором был придан общерусский статус одиннадцати святым, а еще девять были объявлены мест- ночтимыми. Основанием для такого решения, в частности, явля- лось и наличие житийной повести о святом, соответствующей канону. После этого Иван IV обратился к епископам с просьбой разыскать в своих епархиях данные «о великих новых чудотвор- цах». Через два года, в 1549 г., на новом Соборе были представ- лены обнаруженные материалы о святых. Все материалы были освидетельствованы Собором, после чего было принято реше- ние о канонизации святых.
За четверть века до этих соборов председательствовавший на них митрополит Макарий сам вел колоссальную работу по ко- дификации «всех святых книг, которые в Русской земле обрета- ются». Итогом этой двадцатилетней работы стали Великие Четьи Минеи (т. е. месячные чтения). Они составили 12 больших книг - по числу месяцев. В каждой из них были собраны краткие или подробные (иногда даже обширные) жития святых, сказания об открытии их мощей, об установлении дней их памяти, поучения, похвальные слова, назидательные повести и изречения подвиж- ников, иногда целые книги и т. д. В конце каждого тома были по- мещены наиболее авторитетные христианские произведения (Синайский и Египетский Патерики, Хожение игумена Даниила, Шестоднев экзарха Иоанна, Пчела, Космография Козьмы Инди- коплова, сочинения Григория Цамблака и др.), которые по тем или иным причинам не могли быть отнесены к определенным календарным датам. В 1541 г. все 12 книг были внесены Макари- ем в новгородский Софийский собор на помин души своих роди- телей. На этом, однако, работа Макария не была прекращена: в
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 305
1552 г. ом пожертвовал новый список Четьих Миней московско- му Успенскому собору, а еще один подарил Ивану Грозному.
Труд Макария в значительной степени дал основания реше- ниям Соборов. После них работа по подготовке житийных про- изведений стала организованной и велась под непосредствен- ным контролем митрополита, а после 1589 г. - патриарха. Вме- сте с тем с этого времени жития - жанр и без того жестко регла- ментированный каноном - становятся гораздо более формаль- ными, а заключенная в них конкретно-историческая информа- ция сводится к минимуму. В связи с этим житийные произведе- ния позднего времени представляют для историка минимальную ценность.
Исключение составляет житийная Повесть о Петре и Февро- нии, созданная Ермолаем-Еразмом и сохранившаяся в автографе (середина XVI п.). Нарушая агиографический канон, она пере- кликается с западноевропейским рыцарским романом и русским фольклором. Видимо, поэтому Повесть не была включена в со- став поздних редакций макарьевских Великих Четьих Миней.
Совсем особняком стоит Житие протопопа Аввакума, им са- мим, написанное, которое, хотя бы формально, следует также от- нести к жанру житийной литературы. Первая русская автобио- графия (если не считать Поучения Владимира Мономаха) была написана «огнепальным» протопопом во время пустозерского за- ключения, по «понуждению» его духовника и соузника старца Епифания: «да не забвению предано будет дело Божие». Житие известно в двух автографах и множестве списков (не менее 45). В обоих автографах фраза о «понужении» написана рукой само- го Епифания, тем самым, возможно, с Аввакума снимались воз- можные упреки в грехе гордыни - впервые писалось собствен- ное житие, Списки Жития позволяют выделить три его редак- ции. Первая была написана Аввакумом в 1672-1673 гг., третья - не позже 1676 г. Наличие в Житии полемических и учительных особенностей не позволяет однозначно отнести его к тому или иному виду литературных произведений. Аввакумово Житие яв- ляется уникальным памятником саморефлексии русского челове- ка XVII в. Оно сохранило чрезвычайно ценную информацию не только об обстоятельствах жизни своего автора и о том, как про- исходил Раскол, но также о повседневной жизни, быте, поведе- нии людей. В целом Житие Аввакума как исторический источ- ник довольно далеко отстоит от прочих произведений жанра, из которого оно выросло.
Изучение житий с источниковедческой точки зрения боль- шинство ученых вообще признают малоперспективным. Фунда- ментальное исследование древнерусских житий, предпринятое
306 РАЗДЕЛ 1
В.О. Ключевским, привело его к весьма скептическим выводам относительно полезной информации, которую может почерп- нуть исследователь прошлого из агиографических произведе- ний. Справедливое в отношении конкретной темы, которой за- нимался великий историк (колонизация русского Севера), оно не вполне справедливо толкуется в расширительном плане. Од- ним из следствий такого отношения к житиям стало то, что большинство из них до сих пор не имеет научного издания.
Современное состояние источниковедения позволяет более оптимистично взглянуть на возможности использования агио- графии в исторических исследованиях. Нам кажется, что можно шире использовать формулярный анализ при изучении житий- ной литературы. Это, в частности, позволит точнее воспроизве- сти представления о святости в древней Руси. Следует больше внимания уделять тем нравственным нормам, которые пропаган- дируются в житиях. Важно подчеркнуть, что «ряде случаев авто- ры повестей о подвижниках - иногда в неявной форме - утвер- ждали возможность девиантного (отклоняющегося от общепри- нятых норм) поведения, в том числе неподчинения светским властям, а также определяли условия, при которых подобные по- ступки были не только возможными, но и желательными, Несмо- тря на абстрактно-трафаретное содержание каждого жития, на то, что многие агиографические повести были написаны спустя десятки, а то и сотни лет после смерти святого, те из житий, ко- торые принадлежали перу современников, сохранили ценные исторические свидетельства. Часто они рассказывают о повсе- дневной жизни монастырской братии, крестьян и горожан. Большой интерес представляют жития основателей монасты- рей. В таких памятниках можно найти сведения о местностях, в которых основывались монастыри, о соседних селениях, реках, урочищах, о князьях, дававших монастырям льготы. Это позво- ляет установить, каким княжествам принадлежали земли, на ко- торых поселялись монахи, каким образом они получали эти зем- ли. Иногда прозвища князей, зафиксированные в житиях, даже дают возможность судить о существовании определенных кня- жеств. Так, по наблюдению В.А. Кучкина, в Житии Дионисия Глушицкого содержится уникальное упоминание о князе Юрии Бохтюжском, благодаря чему выясняется, что в конце XIV - пер- вой четверти XV в, в бассейне р. Бохтюги, левого притока р. Су- хоны, существовало особое княжество. Однако «ключа» к полно- ценному использованию житийной информации в историче- ском исследовании пока не найдено.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 307
«Хожения»
В древней Руси были широко распространены оригинальные произведения, описывающие паломничества в Святую Землю - так называемые хож(д)ения.
Самым ранним из них является Хожение (Паломник, или Странник) игумена Даниила (1112-1115 гг.). В нем Даниил под- робно рассказывает о своем путешествии в Иерусалим. В качест- ве литературных источников можно назвать западноевропей- ские описания Святой Земли Зевульфа, Иоанна Вирцбургского, Фоки. В начале XIII в. описания своих «хожений» в Константи- нополь и на Афон оставили новгородский архиепископ Антоний (в миру Добрыня Адренкович) и киево-печерский архимандрит Досифей. Особый интерес к Паломнику Антония объясняется тем, что архиепископ побывал в Константинополе как раз нака- нуне разграбления столицы Византии крестоносцами в 1204 г. и оставил уникальные упоминания о русских реликвиях, хранив- шихся в Царьграде. Досифей же основное внимание уделял рас- порядку жизни афонских монахов.
С середины XIV в. возобновились путешествия русских лю- дей к святым местам, а с ними возродился и временно угасший жанр хожений. Около 1350 г. появился Странник новгородского инока Стефания, в котором автор довольно подробно описывал свое пребывание в Царьграде, но умалчивал о том, что побывал и в Иерусалиме. Более обстоятельным оказывается «хожение» смоленского иеродиакона Игнатия, также побывавшего (в соста- ве свиты митрополита Пимена) в Константинополе и Иерусали- ме (1389). Несколько более светский характер имеет рассказ о путешествии «куплею» (т. е. по торговым делам) в Царьград дья- ка Александра (конец XIV в,). К 1420 г. относится путешествие иеродиакона Троице-Сергиева монастыря Зосимы в Иерусалим, описанное им в Ксеносе (от греч. - гость). Довольно подробно в нем повествуется о посещении Царьграда, Афона, Солуни, Иеру- салима и других мест Святой земли. К жанру хожений примыка- ют и два сказания о Флорентийском Соборе, приписываемые суздальскому монаху Симеону: Повесть об осьмом, или Исидоровом, Соборе и Путешествие Исидора митрополита па Флорентийский Со- бор. Оба сказания представляют большой интерес как записки очевидца события, непосредственно повлиявшего на Русь и на ее международное положение.
В 1466 г. появилось описание путешествия некоего «гостя» Василия, посетившего святые места Палестины. Оно очень крат- ко и «отзывается всею детскою простотою веры»45.
308 РАЗДЕЛ 1
Источником, можно сказать завершающим жанр хожений, является знаменитое Хождение за три моря (1468-1475 гг.) твер- ского купца Афанасия Никитина. Оно сохранилось в трех изво- дах, или редакциях. Один из них содержится в составе Софий- ской II и Львовской летописях и восходит к Московскому лето- писному своду конца XV d. Другой вошел в состав сборника кон- ца XV - начала XVI в. (Троицкий список). Третий включен в со- став летописно-хронографической компиляции XVII в. Несмот- ря на светский вид, Хождение Афанасия Никитина вполне можно отнести к духовной литературе. Написанное как авантюрно-при- ключенческое произведение, оно пронизано идеей сохранения веры в условиях, когда христианин не только лишен привычно- го окружения, но и не имеет возможности нормально отправ- лять религиозные обряды. Недаром Афанасий Никитин столь часто обращается к проблеме утери веры. Одновременно это - серьезные рассуждения мирянина о единстве Бога для всех лю- дей, независимо от того, кому и как конкретно они молятся. Вме- сте с тем Хождение Афанасия Никитина - подробный и обстоя- тельный отчет об увиденном в незнакомых странах, которые, по представлениям того времени, вплотную примыкали к Раю: опи- сываются внешний вид и обычаи людей, с которыми он сталки- вался, природа и т. п. Еще одной важной стороной этого источ- ника являются особенности восприятия древнерусского челове- ка, которые косвенно говорят о его собственных привычках и внутренних установках.
Смысл хожений до сих пор остается не вполне ясным. В ли- тературе их часто называют «путевыми записками» или «своего рода путеводителем» (Д.С. Лихачев). Представляется, однако, что подобные определения - при всей их условности - значи- тельно модернизируют хожения. Описания паломничеств явля- ются важным источником для изучения не только деталей жиз- ни и быта (например, систем измерения), но и общих представ- лений о Русской земле и ее месте в мире.
Воинские повести
Особый раздел древнерусских литературных ис- точников представляют так называемые воинские повести. Воз- никшие в рамках летописания, они постепенно выделились в са- мостоятельный жанр и обладают своей источниковедческой спе- цификой. На его формирование оказали серьезное влияние пе- реводные воинские повести и западноевропейский рыцарский роман. Воинские повести - это не документальные описания войн и сражений, а художественные произведения, образный
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 309
язык которых довольно своеобразен и требует адекватного ис- толкования. В отличие от летописцев, которых в основном вол- новали проблемы передачи смысла, авторы воинских повестей были озабочены созданием образа происходящего. Большинство подобных повестей писалось через много лет после описывае- мых событий, что не могло не сказаться на точности упоминае- мых деталей, а иногда и на описании общего хода. Буквальное понимание и прямое заимствование из них исторической ин- формации может привести к серьезным ошибкам в историче- ских построениях. Появление воинских повестей, естественно, прежде всего было связано с событиями военной истории, оста- вившими заметный след в сознании современников и ближай- ших потомков.
Одним из самых ранних самостоятельных произведений, близких к таким повестям, является всемирно известное поэти- ческое Слово о полку Игореве. Список Слова (как полагают по кос- венным данным XVI в.) был приобретен в середине 90-х годов XIX в. известным собирателем раритетов А.И. Мусиным-Пушки- ным, по его словам, у архимандрита Спасо-Ярославского мона- стыря Иоиля Быковского. Текст был издан в 1800 г. Кроме это- го, сохранилась копия, подготовленная А.И. Мусиным-Пушки- ным для Екатерины II. В 1812 г. оригинал Слова сгорел вместе с частью библиотеки А.И. Мусина-Пушкина во время московского пожара, Это дало основания для сомнений относительно под- линности данного памятника. Однако достаточно веских доказа- тельств поддельности Слова до сих пор не найдено. Спорной яв- ляется датировка текста Слова. Отсутствие в нем сколько-нибудь точных датирующих признаков позволяет исследователям вы- сказывать самые разные соображения на этот счет. Большинст- во ученых считают, что Слово было создано непосредственно вслед за походом 1185 г. на половцев, который оно описывает. Встречаются, однако, и иные датировки. В качестве возможных дат написания поэмы называют XIII, XVI и далее XVIII в. Неиз- вестен и автор, создавший уникальный памятник древнерусской письменности. Все предпринятые в этом направлении попытки не увенчались успехом. Даже наиболее основательные проработ- ки (скажем, атрибуция Слова боярину Петру Бориславичу) могут рассматриваться лишь в качестве рабочих гипотез или догадок. Работа со Словом как с историческим источником, с одной сто- роны, облегчается наличием нескольких параллельных текстов, повествующих о походе новгород-северского князя. С другой стороны, оригинальная информация Слова не может быть под- вергнута независимой проверке (тем более, что ранний список утрачен, а надежные сведения о его происхождении отсутству-
310 РАЗДЕЛ 1
ют). Поэтому степень ее достоверности приходится оценивать лишь с точки зрения внутренней непротиворечивости. Наличие в тексте Слова «темных», трудных для понимания мест еще боль- ше осложняет эту задачу. Кроме того, исследования последних лет показывают, что в целом ряде случаев «Слово о полку Игоре- ве» опирается на значительное число литературных памятников. Это также должно учитываться при работе с этим источником.
Однако собственно воинские повести появляются как само- стоятельные произведения только с середины XIV в. Именно к этому времени относят создание Повести о разорении Рязани Ба- тыем. Она непосредственно примыкает к рязанским агиографи- ческим произведениям. Древнейшая редакция Повести отрази- лась в Новгородской I летописи, однако впоследствии она вошла в литературные сборники, что позволяет говорить о ней как о самостоятельном произведении. Не теряя некоторых особенно- стей стиля, характерных для летописных статей, Повесть вклю- чает ряд фантастических моментов (например, в числе князей, сражающихся с монголами, находится Всеволод Пронский, по- гибший в 1208 г., Давид Муромский, скончавшийся за десять лет до нашествия, и пр.) и отличается эпической обобщенностью об- разов. Впоследствии Повесть была расширена путем включения в нее некоторых эпизодов, отсутствовавших в первоначальном варианте (например, рассказ о Евпатии Коловрате). В основе Повести лежат устные предания, летописные, агиографические и, видимо, еще какие-то письменные источники.
Мощным толчком к созданию цикла воинских повестей ста- ла Куликовская битва 1380 г. Из подобных самостоятельных про- изведений следует выделить Слово Софония Рязанца о Куликов- ской битве (Задонщина) и Сказание о Мамаевом побоище.
Задонщина - поэтическое повествование о Куликовской бит- ве, написанное, скорее всего, в 80-90-е годы XIV в. Она дошла в шести списках 70-х годов XV—конца XVII в. Задонщина имеет множество общих мест со Словом о полку Игореве. Собственно, дискуссия о датировке Слова во многом упирается в вопрос о том, какие чтения - Задонщины или Слова о полку Игореве - яв- ляются первичными. Кроме Слова, Задонщина опирается и на другие источники, в частности, как считает М.А. Салмина, на ле- тописную повесть о Куликовской битве конца 40-х годов XV в. (соответственно, дается и иная датировка Задонщины). Возмож- но, что даже имя Софония Рязанца, которое упоминается в за- главии двух списков, было заимствовано из какого-то другого, не дошедшего до нас произведения Куликовского цикла. Очевидно, автор поэтического сказания о Мамаевом побоище пользовался и фольклорными источниками. Задонщина интересна прежде
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ XI-XVII ВЕКОВ 311
всего отраженными в ней непосредственными впечатлениями современника от сражения русских войск с отрядами Мамая.
Сказание о Мамаевом побоище - самый большой по объему па- мятник Куликовского цикла. Именно из него заимствуются под- робности об обстоятельствах и ходе сражения на берегах Неп- рядвы (например, о действиях засадного полка, о «контузии» Дмитрия Донского и т. п.). Это не только самое подробное, но и одно из самых поздних произведений о Куликовской битве. Его создание чаще всего относят не ранее чем к первой четверти
XV в. В последнее время все чаще высказывается мнение о еще более позднем ее появлении. Сложность вопроса о датировке Сказания усугубляется тем, что оно неоднократно перерабатыва- лось (вплоть до начала XVIII в.). Сохранилось множество спи- сков этой повести, делящихся на восемь редакций и большое ко- личество изводов. И все-таки большинство исследователей схо- дятся на том, что, помимо различных письменных источников (скажем, южнорусского летописания), автор пользовался устны- ми источниками, в том числе воспоминаниями участников са- мой битвы. Однако при использовании Сказания в качестве ис- торического источника приходится признать, что для автора ху- дожественные достоинства создаваемого текста, несомненно, были гораздо важнее точности в передаче фактических подроб- ностей.
Примерно в 1402-1408 гг. была создана Повесть о Темир-Аксаке, рассказывающая о походе на Русь Тимура (Тамерлана). Разгромив Золотую Орду и захватив Елецкое княжество, Тимур остановился на границе Рязанского княжества, а затем неожиданно ушел из русских земель. Отступление поиск Тимура связывается в Пове- сти с перенесением в Москву иконы Владимирской Богоматери. Повесть сохранилась в составе летописей (в частности, Софий- ской II летописи), а также в сборниках литературных произведе- ний. Впоследствии (во второй половине XVI в.) на основе не- скольких редакций Повести и других источников было написано Сказание об иконе Владимирской Божьей матери. Оба связанных па- мятника интересны, кроме всего прочего, объединяющей их иде- ей принципиально нового статуса Московского государства.
Падению Византийской империи под ударами турецких войск посвящена Повесть о Царьграде Нестора Искандера. Она также дошла как в составе летописей, так и отдельно. Мнения о раннем происхождении Повести - вторая половина XV – начало XVI в. - придерживаются почти все исследователи. Она написа- на (если доверять сведениям, которые автор оставил о себе) не- посредственным участником событий, причем рассказ ведется как с точки зрения турок, так и осажденных греков. Причем,
312 раздел 1
кроме рассказов очевидцев, Нестор Искандер явно пользовался другими древнерусскими воинскими повестями (скажем, Пове- стью о разорении Рязани Батыем). Помимо всего прочего, По- весть о Царьграде занимает важное место в обосновании теории «Москва - третий Рим»,
К воинским повестям близка Казанская история (Сказание вкратце от начала царства Казанского), созданная в 1564-1566 гг. В то же время ряд черт роднит ее с краткими летописцами, по- скольку автор Сказания в очень сжатой форме излагает всю ис- торию Казанского ханства. Казанская история основывается на множестве источников. Есть все основания говорить о связи ее текста с Хронографом, Сказанием о князьях Владимирских, по- сланиями Ивана Грозного, Повести о Царьграде Нестора-Искан- дера, Александрии и Троянской истории. Все это затрудняет ра- боту с Историей как источником. Особо следует отметить, что именно в Казанской истории Москва впервые прямо называется третьим Римом.
Многие источниковые особенности Казанской истории хара- ктерны и для последней воинской повести XVI в. - О прихожде- нии Стефана Батория па Псков. Она не только напоминает свою предшественницу, но и опирается на близкий комплекс текстов, в том числе на переводные литературные произведения (Алек- сандрия, Повесть о Стефаните и Ихнилате).
Date: 2016-05-25; view: 495; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|