Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды нетрадиционных уроков





 

п/п Нетрадиционные формы уроков Вид нетрадиционного урока
  Уроки в форме соревнования и игр конкурс, турнир, эстафета, КВН, деловая/ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.
  Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике. исследование, изобретательство, мозговая атака, интервью, репортаж
  Уроки, основанные на нетрадиционной подаче учебного материала урок мудрости, урок-блок
  Уроки, напоминающие публичные формы общения пресс-конференция, аукцион, дискуссия, телепередача, телемост, «живая газета», устный журнал
  Уроки, опирающиеся на фантазию урок-сказка, урок-сюрприз, урок-проект
.6 Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций суд, следствие, трибунал, патентное бюро, конструкторское бюро, ученый Совет.
  Перенесенные в рамках урока традиционные формы внеклассной работы КВН, «следствие ведут знатоки», «посиделки», «клуб знатоков»
  Интегрированные уроки Информатика-математика, информатика-география, информатика-ИЗО, информатика-история и т.д
  Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, урок-зачет (защита оценки), урок-консультация, Интернет-урок, защита проектов, интерактивный урок

 

Для проектирования можно также выбрать структуры традиционного урока с использованием обучающих игр на различных этапах урока, элементов дискуссии, проблемных методов.

При планировании урока необходимо учитывать следующие критерии:

1) правильность постановки цели;

2) соответствие цели урока содержанию и методам обучения;

3) использование методических приемов, развивающих интерес учащихся и активизирующих их познавательную деятельность;

4) организация самостоятельной работы учащихся;

5) правильность формулировки задания;

6) полнота критериев оценивания.

Остановимся более подробно на формах урока, наиболее распространенных при изучении предмета «Технология»

Деловые игры на уроках технологии

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке[5];

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровая деятельность характеризуется приподнятым эмоциональным состоянием и сама по себе является мотивирующей. Однако, для того, чтобы игровые методы обучения были эффективны важно выполнять ряд правил:

1. Приоритет дидактических целей. В обучающей игре присутствует два уровня целей: игровые. Те, что сообщаются участникам игры (набрать максимальное количество балов, сделать проект кафе и т.п.) и дидактические: обучающие, развивающие и воспитывающие. Каждая роль определяется таким образом, чтобы, выполняя ее, ученик приобретал новые, ценные качества.

2. Соответствие логике учебного процесса. Игра организуется не ради самой игры. С учетом того, что это достаточно трудоемкая по организации и проведению форма урока, игра организуется в том случае, если именно эта форма оптимальна для достижения поставленных целей и позволяет максимально полно представить рассматриваемое содержание.

3. Учет возрастных особенностей. Сценарные ходы и характер самих игровых действий подбираются с учетом возраста учащихся, их готовности к игре.

4. Умеренность. Чем чаще применяются игровые методы, тем ниже их эффективность. Кроме того, нужно помнить, что функция школы – учить, а не развлекать.

В 5-7 классах наиболее успешно проходят деловые игры. Деловая игра – это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они решают в ежедневной профессиональной деятельности[6].

В структуру игры, как деятельности, входят следующие компоненты:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими.

д) сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре. Сюжет может задаваться сценарием или логикой развития ролей[7]

При разработке деловых игр важно учитывать следующие факторы:

1. Необходимость принятия решения в условиях множественности выбора и противоречия интересов. Нет смысла вводить в игру роли, не предполагающие принятия решения, выбора. Каждая роль должна не только отражать конкретный профессиональный функционал, но и иметь свою долю ответственности и свой интерес в итоговом результате.

2. Хронология действия. В реальном производственном процессе работа отдельных специалистов и отделов тесно связана и часто хронологически преемственна. Так, швея может начать работу только после того, как свою выполнит закройщик и т.п. На уроке мы не можем допускать «простоев», поэтому, если представитель роли вступает в игру только после определенного этапа – надо продумать, чем логично его занять в оставшееся время. Кроме того, игра должна быть логически завершена и при этом уложиться в обозначенные уроком рамки, поэтому продумывая этапы игры сразу задаем жесткие временные рамки для каждого этапа.

3. Символические аналоги действия. В отведенных временных рамках трудовые функции специалистов отыгрываются символически или в упрощённом, сокращенном варианте. Символический аналог подбирается так, чтобы в ходе выполнения действия отрабатывались определенные умения и навыки, это не должна быть замена ради замены. Например, если мы играем в «Ателье» отшить изделие, даже небольшое за время игры команда не успеет, поэтому можно предложить заменить процесс изготовления полноразмерного изделия на изготовление изделия на куклу, на создание бумажной модели в масштабе и т.п.

4. Четко обозначенная игровая цель. Команды должны знать, какой продукт, результат они должны представить в конце игры, как он будет оцениваться.

5. Пост игровая рефлексия. Важный этап, позволяющий закрепить полученные дидактические результаты, проанализировать причины успехов и неудач, провести разбор ролей с позиции отражения в них реальной профессиональной деятельности.

Урок – экскурсия

Экскурсия это – коллективный осмотр объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста – экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.

Экскурсии могут быть внутришкольные и внешкольные. Внутришкольные экскурсии могут проводиться на базе школьного музея, библиотеки, участка. Может проводиться экскурсия по школе или отдельным ее кабинетам с целью ознакомления.

Внешкольные экскурсии проводятся на базе производственных и промышленных предприятий, природных объектов, музеев и иных объектов культуры.

Экскурсии могут проводиться как в рамках урока, так и во внеурочное время. Уроки-экскурсии интегрированы в программу и направлены на достижение образовательных, воспитывающих и развивающих целей.

Экскурсии требуют не только тщательного планирования, но и организационной работы. Рассмотрим этапы подготовки экскурсии.

1. Постановочный

· Определение темы экскурсии. Тема должна быть хорошо обоснована, соответствовать содержанию предмета.

· Определение целей экскурсии

· Выбор экскурсионного объекта

· Определение содержания экскурсии.

· Составление плана экскурсии.

2. Организационный

· Согласование с экскурсионной базой времени, места и условий проведения экскурсии.

· Согласование программы экскурсии с представителями предприятия (музея, экскурсоводами и т.п.). Если предполагается, что от экскурсионной площадки вести экскурсию или отвечать на вопросы будет свой сотрудник, лучше заранее оговорить с ним, что он намерен рассказать и показать учащимся.

· Согласование времени и места проведения экскурсии с администрацией школы. Как правило экскурсия не укладывается в один урок, поэтому для ее полноценного проведения необходимо выставить занятия в сетке расписания в конце учебного дня и убедиться, что после экскурсии обучаемые смогут отправиться домой.

· Выбор безопасного маршрута и способов передвижения до экскурсионной площадки.

· Предварительная подготовка учащихся. О времени проведения экскурсии обучаемые и их родители извещаются заранее. Необходимо также уточнить нет ли противопоказаний к посещению объекта по состоянию здоровья.

3. Проведение экскурсии

Особенности экскурсии как формы учебного занятия требуют пристального внимания к двум аспектам: соблюдение техники безопасности и реализация дидактических целей. Перед началом экскурсии проводится инструктаж по технике безопасности при перемещениях по городу и по технике безопасности поведения на объекте. Факт проведения инструктажа фиксируется росписями в журнале. На объекте все обучаемые должны находиться в поле зрения учителя, строга следовать оговоренным правилам. Если присутствие на объекте требует спец. одежды – ею должны быть обеспечены все обучаемые. Экскурсия начинается и заканчивается в школе. Если обучаемый изъявляет желание самостоятельно добираться от объекта до дома – это возможно только при наличии письменного разрешения родителей.

На экскурсии внимание детей часто бывает рассеянным, поэтому задача учителя направлять активность детей, задавать наводящие вопросы, акцентировать внимание на главном. Для повышения эффективности экскурсии необходимо предусмотреть практическое задание. Это может быть фотоотчет, письменный отчет, презентация, эссе, отзыв и т.д. При составлении плана экскурсии предпочтительно опираться на следующую структуру:

‒Тема:

‒Цели:

‒Образовательные:

‒Воспитательные:

‒Оборудование:

‒Содержание экскурсии:

‒Содержание практических заданий:

‒Итоги экскурсии.

Date: 2016-05-25; view: 1285; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию