Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование процесса изучения темы учебной программы





 

Тематическое планирование определяет логику и последовательность изучения материала, достижения поставленных целей. В процессе планирования материал разбивается на уроки. Последовательность уроков, их содержательное наполнение определяется тремя основными факторами.

Цели и планируемые результаты.

В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целей предмета «Технология» и планируемых результатов: метапредметных, предметных, личностных. Данные результаты определяют систему целей дисциплины (рис.2)

 

 

  … Урок N Конкретизированные цели: Оn,Вn,Рn
ФГОС Цели учебного предмета + Планируемые результаты Предметные – все, метапредметные, личностные - выборочно
Рабочая программа Цели курса: · Обучающие (О) · Воспитывающие (В) · Развивающие (Р)
Урок 1 Конкретизированные цели: О1,В1,Р1
Результаты: Достижение целей учебного предмета Достижение планируемых предметных, метапредметных, личностных результатов
  Рис. 2 Система целей учебного курса


Требования к целям урока:

· Конкретность. Цель должна давать точное представление о предполагаемом результате.

· Диагностичность. Достижение цели должно быть проверяемо. Ставя ту или иную цель учитель должен определять, где, на каком этапе обучения и какими средствами он может проверить ее реализацию.

· Единство обучающих, воспитывающих и развивающих целей. Каждый урок имеет триединые цели: обучающие, развивающие, воспитывающие. Данные группы целей на уроке реализуются не изолированно. Поэтому важно при постановке воспитывающих и развивающих целей учитывать особенности содержания урока. Так, обеспечить эстетическое воспитание при изучении темы «Вышивка» проще, чем па уроке по планированию семейного бюджета. Личностные результаты обучения находят свое отражение, преимущественно, в воспитывающих целях, метапредметные – в развивающих, предметные – в обучающих, хотя возможны исключения.

При формулировке целей уроков теоретического обучения использовать следующие глаголы: повторить, закрепить, изучить, научить, совершенствовать, сформировать, углубить, обобщить, систематизировать, развивать, воспитывать.

Содержание дисциплины.

В процессе тематического планирования содержание дисциплины определенным образом структурируется. При этом используется ряд правил и принципов:

· От простого к сложному. Данный принцип подразумевает, что материал структурируется по нарастающей степени сложности.

· Преемственность. Новый материал опирается на изученный ранее, а также на знания и умения, полученные на других дисциплинах.

· Соблюдение хронологии. Как правило при изучении процессов, протяженных во времени, начинают с исторически более ранних периодов, постепенно продвигаясь к текущему моменту. Это верно и для технологических процессов, о чем будет сказано далее.

Изложение материала может быть построено в соответствии с индуктивной или дедуктивной логикой, по линейному или концентрическому принципу.

Дедуктивная логика подразумевает движение от общего к частному и является основной в построении образовательного процесса. Индуктивная логика подразумевает выведение общих положений из частных случаев и чаще применяется для построения отдельных уроков.

Линейный принцип подразумевает, что каждая последующая тема опирается на предыдущую, при этом каждый раздел изучается в полном объеме на определенном этапе и к его изучению впоследствии не возвращаются. Концентрический принцип подразумевает, что к определенной теме мы возвращаемся в каждом классе, постепенно усложняя материал и расширяя знания по разделу (рис 3.)

3.

5 кл. Раздел 1
6 кл. Раздел 2
7 кл. Раздел 3
8 кл. Раздел 4
Линейный принцип
Раздел 1 7 кл.
6 кл.
5 кл.
Раздел 2 7 кл.
6 кл.
5 кл.
Концентрический принцип принцип
Рис. 3 Концентрический и линейный принцип структурирования содержания

Логика технологических процессов.

Данный фактор является специфически для урока технологии. При планировании системы уроков, а также деятельности учащихся на отдельных уроках необходимо учитывать логику технологических процессов, последовательность выполнения операций, время, необходимое на их выполнение. При этом следует помнить, что организация работы включает в себя следующие этапы:

‒подготовительные действия (подготовка инструмента, материала, технологической документации, выбор режимов обработки, организация рабочего места и техника безопасности при работе);

‒выполнение технологического процесса;

‒контрольно-проверочные операции;

‒уборка рабочего места.

Формирование технологических знаний включает в себя изучение технологических приемов, операций, технологического процесса.

Технологическим процессом называют последовательное изменение формы, размеров, качества поверхности заготовки от момента поступления ее в обработку до получения готовой детали.

Операция – законченная часть технологического процесса обработки заготовки, выполняемая на одном рабочем месте (на одном станке) непрерывно до перехода к обработке следующей заготовки.

Рабочий прием – определенное законченное действие рабочего из числа необходимых для выполнения данной операции. Например, выполнение учащимся установки заготовки, пуска станка и т. п.

Последовательное изучение данных компонентов может строиться в соответствии с одной из систем производственного обучения:

Предметная система обучения предполагает непосредственное изготовление учащимися изделия. При этом изучение приемов, операций и технологического процесса происходит параллельно: обучаемый учится «в процессе». Последовательность изучения операций жёстко завязана на последовательности изготовления изделия, отрабатывается, как правило, только один вариант выполнения той или иной операции. В итоге должен получиться законченное изделие.

Операционная система. Изделие не выполняется, навыки по выполнению отдельных приемов и операций отрабатываются на образцах. Отрабатываются различные варианты выполнения отдельных операций. Жёсткая привязка к последовательности изготовления изделия отсутствует.

Операционно-комплексная система: на первом этапе идет отработка навыков на образцах, так же, как в операционной системе. Когда объем знаний и умений становится достаточным – проводятся комплексные работы в ходе которых обучаемый самостоятельно планирует процесс изготовления изделия и выполняет его.

Моторно-тренировочная система. Обучение ведется на уровне отработки приемов. Отдельные приемы работы отрабатываются до высокого уровня автоматизма, в том числе с применением тренажеров, затем отрабатываются простые операции, затем более сложные и так далее. В образовательном процессе школы практически не применяется.

При планировании процесса обучения технологии в школе целесообразно применять предметную систему с элементами операционной. Это обусловлено ограничениями во времени и необходимостью обеспечить устойчивый интерес к предмету, в то время как задача сформировать технологические умения на профессиональном уровне не ставится.

Тематический план может корректироваться ежегодно, исходя из особенностей учащихся, изменений в стандартах и т.д.

Date: 2016-05-25; view: 824; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию