Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проектирование процесса изучения темы учебной программы
Тематическое планирование определяет логику и последовательность изучения материала, достижения поставленных целей. В процессе планирования материал разбивается на уроки. Последовательность уроков, их содержательное наполнение определяется тремя основными факторами. Цели и планируемые результаты. В ФГОС предполагаемые результаты представлены в виде целей предмета «Технология» и планируемых результатов: метапредметных, предметных, личностных. Данные результаты определяют систему целей дисциплины (рис.2)
Требования к целям урока: · Конкретность. Цель должна давать точное представление о предполагаемом результате. · Диагностичность. Достижение цели должно быть проверяемо. Ставя ту или иную цель учитель должен определять, где, на каком этапе обучения и какими средствами он может проверить ее реализацию. · Единство обучающих, воспитывающих и развивающих целей. Каждый урок имеет триединые цели: обучающие, развивающие, воспитывающие. Данные группы целей на уроке реализуются не изолированно. Поэтому важно при постановке воспитывающих и развивающих целей учитывать особенности содержания урока. Так, обеспечить эстетическое воспитание при изучении темы «Вышивка» проще, чем па уроке по планированию семейного бюджета. Личностные результаты обучения находят свое отражение, преимущественно, в воспитывающих целях, метапредметные – в развивающих, предметные – в обучающих, хотя возможны исключения. При формулировке целей уроков теоретического обучения использовать следующие глаголы: повторить, закрепить, изучить, научить, совершенствовать, сформировать, углубить, обобщить, систематизировать, развивать, воспитывать. Содержание дисциплины. В процессе тематического планирования содержание дисциплины определенным образом структурируется. При этом используется ряд правил и принципов: · От простого к сложному. Данный принцип подразумевает, что материал структурируется по нарастающей степени сложности. · Преемственность. Новый материал опирается на изученный ранее, а также на знания и умения, полученные на других дисциплинах. · Соблюдение хронологии. Как правило при изучении процессов, протяженных во времени, начинают с исторически более ранних периодов, постепенно продвигаясь к текущему моменту. Это верно и для технологических процессов, о чем будет сказано далее. Изложение материала может быть построено в соответствии с индуктивной или дедуктивной логикой, по линейному или концентрическому принципу. Дедуктивная логика подразумевает движение от общего к частному и является основной в построении образовательного процесса. Индуктивная логика подразумевает выведение общих положений из частных случаев и чаще применяется для построения отдельных уроков. Линейный принцип подразумевает, что каждая последующая тема опирается на предыдущую, при этом каждый раздел изучается в полном объеме на определенном этапе и к его изучению впоследствии не возвращаются. Концентрический принцип подразумевает, что к определенной теме мы возвращаемся в каждом классе, постепенно усложняя материал и расширяя знания по разделу (рис 3.) 3.
Логика технологических процессов. Данный фактор является специфически для урока технологии. При планировании системы уроков, а также деятельности учащихся на отдельных уроках необходимо учитывать логику технологических процессов, последовательность выполнения операций, время, необходимое на их выполнение. При этом следует помнить, что организация работы включает в себя следующие этапы: ‒подготовительные действия (подготовка инструмента, материала, технологической документации, выбор режимов обработки, организация рабочего места и техника безопасности при работе); ‒выполнение технологического процесса; ‒контрольно-проверочные операции; ‒уборка рабочего места. Формирование технологических знаний включает в себя изучение технологических приемов, операций, технологического процесса. Технологическим процессом называют последовательное изменение формы, размеров, качества поверхности заготовки от момента поступления ее в обработку до получения готовой детали. Операция – законченная часть технологического процесса обработки заготовки, выполняемая на одном рабочем месте (на одном станке) непрерывно до перехода к обработке следующей заготовки. Рабочий прием – определенное законченное действие рабочего из числа необходимых для выполнения данной операции. Например, выполнение учащимся установки заготовки, пуска станка и т. п. Последовательное изучение данных компонентов может строиться в соответствии с одной из систем производственного обучения: Предметная система обучения предполагает непосредственное изготовление учащимися изделия. При этом изучение приемов, операций и технологического процесса происходит параллельно: обучаемый учится «в процессе». Последовательность изучения операций жёстко завязана на последовательности изготовления изделия, отрабатывается, как правило, только один вариант выполнения той или иной операции. В итоге должен получиться законченное изделие. Операционная система. Изделие не выполняется, навыки по выполнению отдельных приемов и операций отрабатываются на образцах. Отрабатываются различные варианты выполнения отдельных операций. Жёсткая привязка к последовательности изготовления изделия отсутствует. Операционно-комплексная система: на первом этапе идет отработка навыков на образцах, так же, как в операционной системе. Когда объем знаний и умений становится достаточным – проводятся комплексные работы в ходе которых обучаемый самостоятельно планирует процесс изготовления изделия и выполняет его. Моторно-тренировочная система. Обучение ведется на уровне отработки приемов. Отдельные приемы работы отрабатываются до высокого уровня автоматизма, в том числе с применением тренажеров, затем отрабатываются простые операции, затем более сложные и так далее. В образовательном процессе школы практически не применяется. При планировании процесса обучения технологии в школе целесообразно применять предметную систему с элементами операционной. Это обусловлено ограничениями во времени и необходимостью обеспечить устойчивый интерес к предмету, в то время как задача сформировать технологические умения на профессиональном уровне не ставится. Тематический план может корректироваться ежегодно, исходя из особенностей учащихся, изменений в стандартах и т.д. Date: 2016-05-25; view: 862; Нарушение авторских прав |