Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профориентационная работа учителя технологии в школе





Профориентационная работа в школе – это многоаспектная система, созданная с целью оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Профориентационная работа включает следующие направления:

1) Профессиональное информирование и просвещение, которое, в свою очередь, включает следующие направления работы:

· Профессиональное информирование — это система мероприятий, направленная на усвоение молодежью (в большей степени) необходимых знаний о социально-экономических, психологических и других условиях правильного выбора профессии

· Профессиональное воспитание – это комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у учащихся личностных качеств, лежащих в основе профпригодности, таких как профессиональная

· Профессиональная пропаганда это система профинформационных мероприятий, направленных формирование или коррекцию отношения к профессии (активное воздействие на психику); это – целенаправленная деятельность школы, предприятия, СМИ по формированию общественного мнения о необходимости осваивать те или иные профессии, в том числе и о необходимости самой профориентационной помощи

· Профессиональная агитация это средство идейного психолого- педагогического воздействия на сознание и настроение молодежи, их родителей и других групп населения с целью формирования у них определенных профессиональных, нравственных и др. общественных ценностей, побуждающих к сознательному и обоснованному выбору профессии и подготовки к ней (здесь идет формирование глубинных мотивов личности)[10].

2) Профессиональная диагностика это система процедур и методов, направленная на выявление уровня развития, сформированности тех качеств, которые желательны и важны для определенных видов деятельности.[11]

3) Профконсультация это взаимодействие, сотрудничество, во время которого клиент и консультант вместе рассматривают проблемы планирования профессиональной деятельности клиента и стремятся найти пути их решения.[12]

 

4) Профессиональный отбор – это система организационных и оценочных методов, направленных на выявление индивидуальных особенностей человека, дающая возможность произвести выбор наиболее подходящих людей к требованиям определенной профессии.[13]

5) Профессиональная адаптация – это процесс приспособления обучающихся в общеобразовательных школах по профилю трудового обучения, в профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д., а также молодых рабочих, колхозников, служащих к условиям их профессионального труда, в результате чего происходит закрепление специалистов в профессии.[14]

Основными направлениями профориентационной работы, проводимой в школе, являются профессиональное информирование, воспитание и консультирование. Профессиональная диагностика также проводится на данном этапе, но предпочтительно, чтобы ее проведением и интерпретацией результатов занимался человек, обладающий соответствующей квалификацией.

Профессиональное информирование в школе направлено на формирование у школьников знаний, необходимых для осознанного, рационального выбора профессии. Эти знания можно выделить в три группы:

Рис. 6 Информационные основы профессионального выбора

Профессиональное воспитание направлено на формирование качеств личности, актуальных для широкого круга профессий: ответственности, целеустремленности, аккуратности и т.п. Также к профессиональному воспитанию относится система мер, направленных на формирование у обучаемых осознания значимости выбора профессии, ответственности за свою жизнь, готовности планировать собственное развитие, в том числе профессиональное.

Профессиональная консультация в школе призвана не только помочь с выбором профессии, но и определить систему мер по подготовке к ее освоению: выбор профилизации, набора экзаменов, необходимых для поступления, кружков или курсов, исследовательской работы соответствующего направления. Построение подобной траектории совместно с учеником – задача тьютора.

Программа профориентационной работы является частью программы воспитания и социализации учащихся, которая, в свою очередь, является составляющей содержательной части основной профессиональной программы. Профориентационная работа осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности. В реализации программы задействуется весь педагогический коллектив.

1. Заместитель директора ОУ по воспитательной работе осуществляет планирование, контроль и общую координацию профориентационной работы, обеспечивает административную поддержку связи с социальными партнерами, определяет приоритетные направления работы.

2. Классный руководитель (воспитатель) – работает с конкретным классом, обеспечивает мониторинг результативности профориентационных усилий и координацию работы прочих специалистов применительно к ученикам класса. Помимо этого классный руководитель способствует формированию у учащихся адекватного представления о себе, инициирует анализ своих достижений, организует ведение портфолио достижений для последующего формирования портфолио абитуриента, проводит профориентационные классные часы, организует класс для участия в совместных мероприятиях с социальными партнерами. Важнейшая задача классного руководителя – координация профориентационных усилий школы и родителей.

3. Учителя начальных классов (воспитатели) на уроках и во внеурочное время осуществляют первичную профориентацию: знакомят с миром профессий, понятием «труд», учат организовывать собственную деятельность. Их основная задача – профессиональное воспитание: именно этот возраст является определяющим для формирования универсальных учебных действий и эмоционально-ценностного отношения к труду.

4. Учителя-предметники способствуют формированию познавательного интереса к предмету, который может тать основой для формирования интереса к соответствующим профессиям, организуют углублённое изучение, внеурочную деятельность по предмету, готовят к участию в конкурсах и олимпиадах, организуют проектную и исследовательскую работу школьников. Также учителя-предметники участвуют в выявлении склонностей и способностей обучаемых. Особое место среди учителей занимает учитель технологии. В силу особенностей содержания предмета учитель технологии на занятиях знакомит с широким классом рабочих, творческих, управленческих профессий, фактически организует профессиональные пробы, знакомя с содержанием деятельности в рамках данных профессий на практике. С учетом того, что профессиональное самоопределение заявлено как одна из тем в рамках содержания предмета, именно учитель технологии знакомит обучаемых с такими понятиями, как «профессия», «специальность», «рынок труда». Фактически профориентация является сквозной линией для всего курса «Технология».

5. Библиотекарь. Основная функция данного сотрудника – информационная. На базе библиотеки проводятся выставки литературы по проблемам профориентации, библиотекарь обобщает и систематизирует информацию по содержанию профессий, рынку труда и т.п.

6. Социальный педагог ведет профориентационную работу с детьми группы риска, оказывает помощь классному руководителю.

7. Школьный психолог изучает профессиональные интересы и склонности, проводит профессиональную диагностику, индивидуальные консультации с обучаемыми и родителями, тренинговые занятия,

8. Медицинский работник помогает соотнести объективные показатели физического развития с требованиями профессии, формирует представление о профессиональной и личной гигиене, установку на здоровый образ жизни, помогает психологу, социальному педагогу и классному руководителю.

9. Тьютор. Работает непосредственно с учеником, осуществляет координацию профориентационных усилий всех специалистов применительно к конкретному ученику. Задача тьютора помочь учащемуся построить собственную траекторию развития, в том числе профессионального: определиться с интересами и склонностями, выбрать профессию, определить пути ее освоения. Тьютор помогает в формировании профилизации в старших классах, выборе направлений творческой или исследовательской работы, выборе дополнительного образования и внеурочной деятельности, побуждает к участию в конкурсах, олимпиадах и других мероприятиях, способствующих самоопределению и развитию учащегося.

Важным условием обеспечения результативности профориентационной работы в школе являются сотрудничество с социальными партнёрами. Можно выделить следующих ключевых партнеров, которых необходимо вовлекать в процесс профориентации.

Родители. Родители чаще всего оказывают решающее влияние на выбор будущей профессии ребенка, поэтому необходимо, чтобы родители также могли получить консультативную помощь, могли соотнести свои ожидания, возможности и желания ребенка, финансовые возможности семьи и потребности рынка труда для помощи ребенку в адекватном выборе профессии. Кроме того родители являются ресурсом, позволяющим проводить проф. информирование: они выступают как носители определенных профессий, могут доходчиво рассказать о них детям, в некоторых случаях могут помочь с организацией экскурсий на предприятия, где работают.

Служба занятости. Служба занятости является источником актуальной информации о рынке труда, кроме того иногда есть возможность организовать диагностику учащихся, консультирование силами специалистов данной организации.

Профессиональные учебные заведения. Мероприятия, проводимые совместно с профессиональными учебными заведениями, позволят ребенку не только определиться с выбором бедующей профессии, но и спланировать пути ее получения. Сегодня, помимо традиционных дней открытых дверей, профессиональные учебные заведения предлагают экскурсии, подготовительные курсы, конкурсы, работу с одаренными детьми, университетские классы, НОУ и многое другое.

Предприятия региона. Для агитации к освоению востребованных регионом профессий полезно знакомить с ними учащихся «в живую». Многие предприятия Челябинской области организуют экскурсии для детей, знакомят с производством, условиями труда, перспективами развития.

Система профориентационной работы в школе строится таким образом, чтобы охватить всех учащихся с учетом их возрастных особенностей.

Начальные классы.

Основные задачи на данном этапе – воспитывающие и развивающие. У школьников формируются универсальные учебные действия, ценностное отношение к труду, интерес к познавательной деятельности. Происходит первичное знакомство с миром профессий.

5-7 классы: На этом этапе происходит формирование знаний о себе и максимально широкого представления о профессиях. В данном случае нам необходимо заложить информационную базу, на основании которой будет осуществляться профессиональный выбор. Для этого возраста актуальны кружки и углубляющие курсы, экскурсии, профессиональные пробы, встречи с представителями профессий.

8-9 классы: на этом этапе должна произойти первичная дифференциация и определение стратегии получения образования: высшее или средне специальное. Учащиеся, не планирующие обучение в 10-11 классе должны определиться с профессией и профессиональным учебным заведением. Учащиеся, продолжающие обучение – определиться с профилем, выбрать предметы для изучения в 10-11 классе. В этом возрасте актуальны элективные курсы и факультативы, в том числе профориентационной направленности, знакомство с профессиональными учебными заведениями, индивидуальные консультации.

10-11 классы: с учетом того, что учащиеся этих классов ориентированы на получение высшего образования необходимо сосредоточить внимание на формирование способностей по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, уточнение профессиональных планов, наработку портфолио для поступления и подготовку к вступительным испытаниям. Полезно вовлекать обучаемых в исследовательскую деятельность по выбранному профилю – это также облегчит последующую адаптацию. По-прежнему актуальными остаются элективные курсы и факультативы,, знакомство с профессиональными учебными заведениями высшего образования, индивидуальные консультации. Можно рекомендовать обучаемым участие в конкурсах, особенно проводимых на базе избранного образовательного учреждения, прохождение подготовительных курсов (при необходимости).

При планировании и проведении профориентационной работы нужно соблюдать следующие принципы[15]:

1) Систематичность и преемственность, то есть профориентационная работа не ограничивается работой только со старшеклассниками. Она ведется с первого по выпускной класс с учетом возрастных запросов и особенностей детей.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и их родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах), т. е. для работы по профессиональной ориентации в школе ее педагогическому персоналу рекомендуется:

− располагать социально-экономическими характеристиками различных профессий,

− знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов профессионалов, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда.

Программа профориентационной работы должна гармонично встраиваться в основную образовательную программу школы, быть частью общешкольной воспитывающе-развивающей среды.

Date: 2016-05-25; view: 2187; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию