Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выбор методов и методических приемов в соответствии с целями урока
Метод обучения — это упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения (дидактическими) часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования[2]. Существует большое количество классификаций методов обучения. Не одна из классификаций не претендует на полноту учета всех факторов, поэтому учителю в своей работе приходится, как проявило, использовать несколько классификаций. Одной из наиболее распространенных является классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы[3]: Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция - восприятие), метод. Учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся такие приемы, как рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация. Репродуктивный метод. Воспроизведение учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков. Проблемное изложение изучаемого материала (спрашиваю – отвечаю). При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом и приемом научного мышления, образцом культуры развертывания познавательных действий. Частично-поисковый (эвристический) метод (спрашиваю – отвечают). Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует. Исследовательский метод (спрашивают – отвечают). В этом случае учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Этот метод призван обеспечить развитие у учащихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного познания и накапливают опыт исследовательской, творческой деятельности. Иногда удобнее использовать классификацию по источнику знаний. В данной классификации выделяется пять методов: практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод[4]. Классификация сегодня может быть дополнена группой методов «работа с ЭВМ». Выбор зависит от ряда факторов: · от целей урока; · особенностей содержания и методов данной науки, изучаемого предмета, темы; · особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины; · времени, отведенного на изучение того или иного материала; · возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их реальных познавательных возможностей, их подготовки; · внешних условий (географических, производственного окружения); · материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств; · возможностей и особенностей учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств. При выборе методов обучения на уроке технологии следует помнить ряд правил: · До 70% времени в целом при изучении предмета «Технология» отводится практическим работам. Сформировать умения и навыки можно только с применением практических методов обучения. · Работу с натуральными образцами, непосредственное выполнение работ следует предпочесть их виртуальной демонстрации или отработке на симуляторах там, где это возможно. · Любой выбранный вами метод должен реализовывать триединую цель. Это значит, что на уроке не существует методов, которые работают только на обучение, или воспитание, или развитие. Каждый метод обучения несет развивающую и воспитывающую нагрузку. Поэтому выбирая, с помощью каких методов формировать знания и умения учитывайте, какие воспитывающие и развивающие цели должны быть достигнуты на данном уроке. · Отдавайте предпочтение активным, деятельностным методам обучения. Чем выше активность и самостоятельность обучаемых в рамках выбранного метода – тем выше степень осознанности освоения знания, прочность его усвоения. Активные методы обучения также обладают более высоким развивающим потенциалом. Однако следует помнить, что такие методы требуют больше времени и усилий от учеников, поэтому это необходимо учесть при определении регламента урока. · Разнообразие методов позволит избежать рутины, расширит диапазон реализуемых воспитывающих и развивающих целей, позволит снизить утомляемость учащихся. Помните, что любую образовательную цель можно достичь разними методами, каждый из которых имеет свои преимущества. Поэтому определите, какие задачи будут приоритетными для данного урока и выбирайте методы исходя из этого (Таблица 2). Таблица 2 Сравнительный анализ некоторых методов изложения нового материала
Примерное представление о эффективности методов обучения в зависимости от степени активности обучаемых позволяет «Пирамида обучения» разработанная Национальной тренинговой лаборатории США на основе анализа влияния методов обучения на степень усвоения материала. Несмотря на то, что числовые данные в пирамиде носят приблизительный характер, в целом она достаточно точно отражает зависимость качества усвоения знаний от степени активности. Рис. 4 Пирамида обучения Фактически не существует методов, идеально подходящих для решения конкретных задач. В каждом конкретном случае речь идет о выборе из множества вариантов с учетом многих параметров.
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНОВ УРОКОВ ТЕХНОЛОГИИ
При составлении плана урока технологии необходимо учитывать как общие положения дидактики, так и специфику предмета. При работе с программой по технологии длительность урока 2 часа. Существуют различные формы представления планов уроков. Наиболее распространенная форма на сегодняшний день – технологическая карта (Таблицы 3-5). На первом этапе планирования определяются тип урока. В зависимости от типа урока выбираются дидактические цели. К приоритетным целям урока теоретического обучения относятся: 1) формирование технологических понятий; 2) формирование опыт работы с технологической информацией; 3) формирование технологических знаний и умений в соответствии с темой урока. При операционных работах: 1) научить подготавливать инструменты, материалы, оборудование; 2) научить выполнять приемы, операцию в целом; 3) научить контролировать качество; 4) научить организовывать рабочее место и выполнять правила техники безопасности. При комплексных работах: 1) научить планировать технологический процесс; 2) научить выполнять технологический процесс; 3) научить приемам самоконтроля; 4) научить организовывать рабочее место и соблюдать правила техники безопасности. При планировании урока необходимо уделять внимание реализации сквозных образовательных линий: 1) технологической культуре производства; 2) распространенным технологиям современного производства 3) культуре, эргономике и эстетике труда; 4) получению, обработке, хранению и использованию технической и технологической информации; 5) основам черчения, графики, дизайна; 6) элементам домашней и прикладной экономики, предпринимательства; 7) знакомству с миром профессий, выбору жизненных, профессиональных планов учащимися; 8) влиянию технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; 9) методам технической, творческой, проектной деятельности; 10) истории, перспективы и социальные последствиям развития технологии и техники. Урок конструируется из отдельных этапов. В зависимости от типа урока набор этапов, их продолжительность и последовательность может меняться. Наиболее распространенная форма урока технологии – комбинированный урок, имеет следующую структуру: 1) Организационный этап. Задачи этапа: Подготовка учащихся к работе на занятии. Содержание этапа: Приветствие, проверка посещаемости, заполнение журнала, проверка готовности к уроку, сообщение плана урока, настрой на работу. 2) Проверка выполнения домашнего задания. Задачи этапа: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция. Содержание этапа: Оценка выполнения домашнего задания, демонстрация наиболее удачных образцов, анализ ошибок. В зависимости от того, каков был характер домашнего задания, данный этап может быть по-разному размещен в структуре урока. Если необходимо было выучить теоретический материал – проверка домашнего задания совмещается с актуализацией. Если необходимо было выполнить подготовительную практическую работу – целесообразно проверить ее перед практической работой на уроке. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Задачи этапа: Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, формирование представления о целях урока. Содержание этапа: Сообщение или совместное «открытие» темы урока. Создание положительного настроя на изучение темы. Основными средствами, с помощью которых этого можно достигнуть, являются: · Проблемные вопросы: создают познавательное противоречие, затруднение, разрешить которое ученик сможет, освоив материал урока. Метод становится более эффективным, если проблема предстает в структуре конкретной ситуации, требующей анализа и решения. · Визуализация: демонстрация ярких, эмоциональных образов, связанных с темой, показ изделий, которые сможет изготовить обучаемый, или которые были изготовлены другими учениками до него. · Опора на личный опыт учащихся: побуждение к анализу того, каким образом изучаемые предметы и явления проявляют себя в жизни ребенка, что о может приобрести для себя, изучив эту тему. В качестве дополнительных средств мотивации, которые позволяют создать положительный настрой на изучение темы можно предложить: · Игровые элементы: шарады, ребусы, загадки и т.д. не вызывают интереса к самой теме, но позволяют привлечь внимание учеников и настроить на работу. · Удивление: данная эмоция является хорошим средством привлечения внимания. Для того, чтобы вызвать ее у детей можно использовать занимательные факты, опыты, связанные с темой. 4) Актуализация знаний. Задачи этапа: Актуализация опорных знаний и умений. Содержание этапа: Повторение и закрепление знаний, необходимых для усвоения новой темы. Это могут быть знания, полученные на предыдущем уроке, при изучении данной темы в прошлом году, при изучении других предметов и курсов, бытовые знания, имеющиеся у учащихся. Актуализация может проводится в форме опросов: индивидуальных, фронтальных, групповых, бесед, посменных работ, игровых форм и т.п. Главное помнить, что основная задача этого этапа – не проверить усвоение, а вспомнить необходимый материал. 5) Усвоение новых знаний и способов действия. Задачи этапа: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Содержание этапа: Учитель сообщает учащимся новую информацию, показывает приемы работы, организует обсуждение. Возможны варианты, когда усвоение новых знаний организуется в ходе взаимообучения, работы с источниками и т.п. Важным на этом этапе является контроль за вниманием учеников – максимальное время, в ходе которого ученики способны к активному усвоению информации – 15 минут, оптимальное – 10, после чего необходимо переключение внимания. Также необходимо поддерживать постоянную обратную связь, для чего стоит задавать вопросы обучаемым, побуждать их задавать вопросы. Определите, кой материал, представляемый вами, будет основным и будет включен в последующие контрольные мероприятия. Этот материал должен быть в доступе у ученика либо в виде конспекта, тогда его необходимо дать под запись, либо в учебнике (тогда укажите, где именно этот материал представлен), либо в виде распечаток (электронных конспектов). Конспектирование, помимо того, что позволяет обучаемому иметь нужную информацию «под рукой» повышает степень запоминания, акцентирует внимание на главном, однако занимает много времени, а с учетом того, что современные ученики чаще пользуются клавиатурой, чем ручкой – сильно утомляет. Поэтому выберите для конспекта самое главное. 6) Первичная проверка понимания. Задачи этапа: Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция Содержание этапа: Применимы те же формы работы, что и для актуализации. На этом этапе можно отследить, вся ли информация верно воспринята учеником, скорректировать недопонимания. 7) Закрепление знаний и способов действия. Задачи этапа: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Содержание этапа: На уроках технологии чаще всего провидится в виде практической работы, выполнения упражнений. До начала практической работы учащиеся обязательно повторяют основные правила техники безопасности, если этот вид работ выполняется впервые – проходят инструктаж и расписываются в журнале по технике безопасности. В ходе работы учитель осуществляет наблюдение и контроль. 8) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Задачи этапа: Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Содержание этапа: Осуществляется оценка, взамооценка и самооценка результатов практической работы, проводятся дополнительные опросы, отмечаются наиболее успешно выполнение задания, проводится анализ допущенных ошибок и их причин. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия) Задачи этапа: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. Содержание этапа: учащиеся оценивают результаты работы, выносят суждение о степени реализации целей, актуальности полученных знаний. 10) Сообщение домашнего задания, инструктаж по его выполнению Задачи этапа: Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей Содержание этана: Учащимся сообщается домашнее задание, даются необходимые пояснения по его выполнению, способе и методе контроля. Задание фиксируется в дневнике. Если практическая работа занимает на уроке свыше 40 % времени удобно использовать несколько иную структуру, включающую систему инструктажей. В этом случае урок будет иметь следующие этапы: 1) Организационный этап. 2) Проверка выполнения домашнего задания. 3) Вводный инструктаж · Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. · Актуализация знаний. · Усвоение новых знаний и способов действия. · Первичная проверка понимания · Разъяснение задач и содержания практической работы · Инструктаж по технике безопасности 4) Текущий инструктаж Проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы. Учитель наблюдает за работой учащихся, осуществляет необходимые пояснения, следит за правильностью выполнения работ. В случае, если обнаружены ошибки в выполнении работ обучаемым его работа прерывается и корректируется: можно предложить ему самому найти ошибку, попросить помощи у класса или показать правильный образец выполнения действия. Если одинаковую ошибку допускают несколько учащихся – целесообразно прервать работу всего класса и разобрать проблемный элемент повторно 11) Заключительный инструктаж. · Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
· Рефлексия (подведение итогов занятия) · Сообщение домашнего задания, инструктаж по его выполнению · Уборка рабочего места Пример составления плана урока теоретического обучения Класс: VII Тема программы: Современное производство и профессиональное самоопределение Тема урока: Сферы производства и разделение труда
Дидактические средства: мультимедийные презентации, кейс-задание, ПК, интернет ресурсы с тестовым материалом. Таблица 3
Класс VII Темапрограммы: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов Темаурока: Снятие мерок
Дидактические средства: мультимедийные презентации, плакаты, манекен, интерактивная доска, индивидуальные инструменты и приспособления.
Таблица 4
Класс: VII Темапрограммы: Технология обработки металла Темаурока: Нарезание резьбы плашками
Дидактические средства: мультимедийные презентации, слесарные верстаки; заготовки; плашки М8, М10; плашкодержатели; штангенциркули; резьбовые калибры; чертежи; инструкционные карты. Таблица 1
Date: 2016-05-25; view: 4213; Нарушение авторских прав |