Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дидактические средства на уроках технологии





Дидактические средства – это все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с обучаемым.

Существует множество классификаций дидактических средств. Одной из наиболее распространенных является классификация по характеру воздействия этих средств:

· визуальные (зрительные), к которым относятся естественные предметы, машины, устройства, препараты, модели подвижные и неподвижные, цветные и черно-белые, схемы, символы (слова, буквы и цифры) и т. п.;

· аудиальные (слуховые), включающие пластинки, магнитофонные ленты вместе с устройствами, облегчающими пользование ими, радиоаппаратуру, музыкальные инструменты и т. д.;

· аудиовизуальные (зрительно-слуховые) — телевизионные аппараты, кинопроекторы

Дидактические средства должны удовлетворять следующим группам требований:

· Педагогические. Данная группа требований определяет пригодность дидактических средств для достижения целей образовательного процесса. Вся представляемая информация должна быть достоверной, научной, не содержать ошибок в тексте и изображениях. При разработке дидактического средства должны учитываться психологические особенности учеников, особенности восприятия аудиальной, визуальной и тактильной информации.

· Эстетические. Определяют соответствие дидактических средств понятию о прекрасном. Дидактическое средство должно иметь приятные для восприятия вид и форму, быть аккуратными, разрабатываться в соответствии с требованиями дизайна, кроме случаев, когда это противоречит первой группе требований.

· Эргономические. Определяют удобство использования дидактического средства. Дидактические средства должны быть удобны в хранении и эксплуатации, учитывать физиологические и антропометрические параметры учителя и обучаемых.

· Санитарно-гигиенические. Дидактические средства не должны создавать условий для возникновения у учащихся различных заболеваний. Это означает отсутствие вредных воздействий: излучения, испарения, повышенных звуковых или вибрационных нагрузок. Поверхность контактных средств должна быть чистой и позволять проводить регулярную очистку.

· Требования техники безопасности. Дидактические средства не должны ставить под угрозу жизнь и здоровье ребенка. К этой группе требований относится исправность механизмов и инструментов, надёжность креплений, изоляции токопроводящих частей, маркировка опасных деталей и узлов и т.п.

· Экономические. Дидактические средства должны обеспечивать максимальную эффективность при минимальных экономических затратах. Предпочтение отдается многофункциональным средствам, средствам, допускающим многократное использование при сохранении свойств и т.п.

Учителем технологии самостоятельно разрабатываются и оформляются следующие дидактические средства:

· Инструкционные и технологические карты. Разрабатываются по аналогии с соответствующей технологической документацией, упрощаются с учетом возрастных особенностей учащихся. Используются для организации самостоятельной практической работы учащихся. Содержат информацию, необходимую для самостоятельного выполнения узла (изделия).

· Карточки-задания, карточки для проверочных работ. Содержат описание задания и иногда необходимую для его выполнения информацию: справочные данные, рисунки, схемы.

· Образцы готовых изделий или отдельных узлов. Представляют собой качественно выполненное изделие/образец узла, которое служит эталоном для выполнения задания. В зависимости от того, как планируется организовывать работу с образцами они хранятся либо неподвижно закрепленными в коробках или папках, либо, напротив, хранятся так, чтобы их можно было вынуть и разместить на стенде или раздать ученикам. Помимо годовых узлов можно также предложить учащимся образцы поузловой обработки, которые состоят из серии образцов, иллюстрирующих разные этапы выполнения изделия. Все образцы должны иметь соответствующую маркировку и должным образом подписаны (кроме случаев, когда вы используете их для контроля и обучаемые должны сами назвать их)

· Коллекции образцов (материалов) – включают в себя подборки образцов материалов, примеров типов обработки, сырья и т.п. Например, это могут быть подборки с образцами тканей, круп или макаронных изделий, древесных материалов и т.п. Каждый образец в коллекции должен быть промаркирован. При изготовлении коллекции нужно особое внимание уделить последующему хранению, так как многие «экспонаты» могут нуждаться в особых условиях консервации и хранения. Следует отличать коллекции образцов и образцы материалов, выдаваемых для лабораторных и практических работ. Последние являются расходным материалом, заготавливаются непосредственно перед занятием и не подлежат долговременному хранению.


· Плакаты, стенды. Благодаря цифровым технологиям учитель в состоянии создать плакат любого содержания и дизайна. И благодаря им же плакаты сегодня – не самый актуальный способ подачи информации. Чаще всего информация представляется на слайдах презентации. Плакаты и стенды сохранили свою ценность, как источники информации, которая должна быть постоянно «перед глазами», то есть располагаться в кабинете в зоне постоянной видимости. Например, информация по технике безопасности, справочные данные, терминология, инструкции и т.п. При разработке дизайна плаката отдавайте предпочтение графической информации, избегайте перегруженности, уберите все лишнее.

· Мультимедийные презентации – наиболее распространенное дидактическое средство, позволяющие достигать разнообразных целей в зависимости от содержания и методики работы. Общими требованиями к презентации являются учет психологических особенностей восприятия информации, эстетичность оформления, преобладание графического компонента, лаконичность. Продолжительность работы с презентацией – 5-10 минут, после чего необходимо делать перерыв, переключаться на другой тип работы. Также хорошая презентация должна носить проблемный характер, способствовать развитию и воспитанию, обеспечивать возможность интерактивного взаимодействия.

· Дидактические настольные игры. Такие игры как домино, «бродилки», лото, монополия могут быть адаптированы для нужд образовательного процесса и использоваться для закрепления и проверки знаний. Например, в игре домино цифры на костяшках могут быть заменены на наименование операций и их определения, или схемы шва и их название. В бродилке каждая клеточка может оплачиваться ответом на вопрос по теме и т.п. Для проведения таких игр требуется специальный инвентарь (игровые поля, кубики, карточки с заданиями, косточки домино с изображениями или текстом), которые учитель может изготовить сам или совместно с учащимися, например, в рамках проектной работы.

В ряду дидактических средств особое место занимает учебник.

Учебник в учебно-воспитательном процессе выполняет следующие функции (Д.Д. Зуев)[16]:

1. Информационная. Учебник обеспечивает учащихся необходимой и достаточной информацией по тому или иному предмету.

2. Систематизирующая. Учебник реализует требование систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета.

3. Трансформационная – связана с педагогической переработкой научных знаний, подлежащих усвоению. Материал в учебнике педагогически адаптирован в соответствии с дидактическими принципами научности, доступности, учета возрастных особенностей, связи изучаемого материала с жизнью, с практикой. Одним из важнейших направлений адаптации учебного материала является введение проблемности, эмоциональной выразительности.

4. Функция закрепления и самоконтроля. Учебник предоставляет возможности повторного изучения материала, формирования у учащихся прочных знаний может служить фундаментом при их дальнейшем углублении в процессе самообразования.


5. Интегрирующая – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.

6. Координирующая – привлечение в процессе работы над учебным материалом разнообразных средств обучения (справочники, задачники, карты, иллюстрации, фильмы, учебные пособия и т.п.).

7. Воспитательно-развивающая функция предполагает духовно-ценностное влияние содержания учебника на учащихся.

8. Обучающая функция: работа с учебником развивает такие умения и навыки, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования.

Современные требования к учебнику.

Дидактические

· Соответствие требованиям стандартов

· Научная достоверность приводимых фактов

· Наличие необходимого справочного, иллюстративного материала

· Развивающий характер – учебник должен содержать материал, рассчитанный на разные уровни усвоения знаний, проблемные вопросы и задания, дополнительный материал для углубленного изучения.

· Интерактивность – возможность диалогового взаимодействия. Особенно актуально для электронных учебников.

Методические

· Внутренняя целостность, логичность, последовательность

· Инструментальность – возможность решения с помощью учебника различных учебно-воспитательных задач: контроля, оценки, организации самостоятельной работы и т.п.

· Соответствие логике образовательного процесса по данной дисциплине

· Корректность формулировок вопросов и заданий

Психологические

· Учет возрастных особенностей

· Учет психологических особенностей восприятия текстового и иллюстративного материала

Эстетические

· Высокое качество оформления и изготовления учебника, оформление в соответствии с нормами и требованиями эстетики и дизайна.

Гигиенические

· Экологическая безопасность материалов, из которых изготовлен учебник

· Защита от загрязнений.

· Соответствие размера шрифта и иллюстраций нормам для данного возраста.

· Небольшой вес.







Date: 2016-05-25; view: 6351; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию