Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава I. Принципы и задачи копирования в художественном вузе
Копирование произведений станковой живописи в Академии Художеств имеет свою историю и методологические особенности, обусловленные временем. Учебное копирование велось с первых дней образования Академии и оформилось в законченную, подробно разработанную систему к 70-м годам XYIII века. Этот методический процесс играл очень большую роль в обучении молодого художника. Копирование с живописных оригиналов являлось первой ступенью в овладении средствами и приемами живописи, предваряло работу с натуры, а затем велось параллельно, вплоть до времени написания «больших академий», когда ученик уже мог свободно воплотить полученные знания и навыки в самостоятельной учебно-творческой работе.* (*Работа над копиями строилась поэтапно. Сначала выполнялись копии с натюрмортов, затем с «головок», с «полуфигур», и, наконец, с фигур в рост человека и со сложных композиций). Таким образом, копирование было, по существу, первой частью учебного процесса по специальности. Целью этого этапа обучения было научить передавать на плоскости предметы реального мира средствами живописи. То есть, ученик должен был постигнуть технологию и технику живописи, опираясь на опыт предшествующих школ, соотнося этот опыт со своей работой с натуры в рисунке и живописи. Методологическая установка на копирование, преследующая прежде всего учебные цели, определяла своеобразное отношение к живописному оригиналу с которого делались копии. С оригиналом как бы велся творческий диалог, направленный не только на постижение художественного образа, но и на его углубление и совершенствование согласно представлениям ученика о живой натуре. То есть, образец был не каноном, подменяющим натуру, а служил отправной точкой в овладении законами изображения живой натуры. Поэтому нередко оригинал «исправлялся» в копиях учеников с целью придать работе больше «натуральности», то есть, верности формы, «натуре» и ее большей «живости». Такой подход был теоретически обоснован и поощрялся преподавателями. Одновременно с такими сугубо «учебными» копиями ученики более старших возрастов выполняли копии с оригиналов, изображающих жанровые сцены в пейзаже или с картин на исторические и мифологические темы. Это могли быть полотна Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, Тенирса, Бургильона и др. Здесь следование оригиналу было более строгое, так как на подобных образцах ученики постигали законы композиции, правила «большого стиля» и живописно-пластической выразительности картины большого мастера. Но надо отметить, что эта методика не учитывала в должной мере изменения колорита самого оригинала во времени, влияние реставрационных поновлений искажающих композицию картины, пожелтение и потемнение покрывных лаков. Художники выполняли копию «в духе» школы, применяя технику и технологию, а также художественные материалы, принятые в данное время. При этом сам выбор объекта копирования, как правило, ограничивался образцами живописи, отвечавшими эстетическим и мировоззренческим требованиям школы. Предпочтение отдавалось итальянской школе эпохи Возрождения, а также французской, голландской и фламандской школам XYII – XYIII в. в.
В настоящее время студент приступает к копированию живописных оригиналов на довольно зрелом этапе своего формирования как художника. Часто единственная и непродолжительная работа с отдельными высокими образцами изобразительного искусства имеет целью подкрепить теоретические знания и практические навыки студента, дать возможность сравнить свой, пока еще не устоявшийся метод либо с классическими методами, прошедшими проверку временем, либо изучить творческую манеру мастера, наиболее отвечающего его индивидуальным склонностям. Современная методика, с одной стороны идет в русле традиций, является их продолжением и развитием, с другой стороны, отражает задачи сегодняшнего дня – времени отсутствия единого стиля. Принятая методика отличается историческим подходом к оригиналу (объекту копирования), видит в нем одновременно и произведение искусства (к какому бы времени и школе оно не принадлежало), и в то же время - исторический памятник, отражающий неповторимый «дух» своей эпохи с присущим только ей художественным стилем и технико-технологическими особенностями, материальная структура которого подверглась влиянию времени за период своего существования. Важным качеством современной методики копирования является научно-техническое обоснование всех этапов рабочего процесса, включающего подготовительную стадию, выбор необходимых художественных материалов и принадлежностей, определение технологической последовательности ведения работы и связанный с этим способ построения художественной формы произведения. Научный подход предполагает так же анализ современного состояния выбранного объекта копирования, помогает лучше представить первоначальный колорит, а, следовательно, и общий художественный замысел автора оригинала. Некоторая реконструкция первоначального вида памятника живописи непосредственно сказывается как в выборе палитры, так и в общем художественном настрое на работу. Научное обоснование всего комплекса работ по копированию обеспечивает Лаборатория техники и технологии живописи. Ее базой являются материалы многочисленных исследований и экспериментов в области технологии живописи, обширная тематическая библиотека, данные получаемые и обрабатываемые в учебной реставрационной мастерской, широкие контакты и связи с ведущими музеями (Эрмитаж, Русский музей) и специализированными организациями города (объединение Пигмент, ЛЗХК, Технологический институт и др.). Студент воспроизводит не только внешние формы, непосредственно наблюдаемые пластику и колорит оригинала, но строит их в верном цветовом и композиционном регистре, воспроизводя при этом лежащие в структуре живописи глубинные технологические слои, играющие важную роль в сложении художественного облика произведения. То есть, ученик должен не интерпретировать оригинал под принципы современной школы, а изучать и постигать принципы «той» школы и «того» мастерства возможно глубже и бережнее. Соблюдение этих принципов ориентирует студента на верное «прочтение» оригинала, придает его работе технологическую достоверность и художественную убедительность. В целом, в процессе копирования студент получает комплекс знаний и навыков в технико-технологической, художественной и исторической областях.
С технической точки зрения, копирование имеет особое значение. Ставя себе задачей воспроизвести художественное богатство и технические особенности оригинала, студент самым непосредственным образом соприкасается с тем, как решалась проблема построения пространства и формы в ту или иную художественную эпоху, той или иной художественной школой. Будущий художник на своем опыте познает особенности и выразительные возможности различных решений этой важнейшей задачи любого художественного произведения. Ему предоставляется редкая возможность на практике сравнить различные живописно-пластические методы: от старонидерландской системы до импрессионистического метода XX века, увидеть их в эволюционном развитии и оценить достоинства и рационализм старых систем. Важным моментом копирования является практическое применение художественных материалов и использование технических приемов, применявшихся художниками прошлых эпох. Употребление в работе облагороженных масел, масляных лаков, красок, приготовленных по старым рецептам, значительно расширяет диапазон технических возможностей будущего художника, вводит в практику его работы новые материалы, прошедшие проверку временем. Воспроизведение технологической структуры и основных технических приемов, примененных в оригинале (таких как лессировка, торцевание или фактурное письмо в светах и жидкое - в тенях) способствует расширению технического арсенала копирующего. В то же время это делает копию технически достоверной и сообщает ей, хотя бы отчасти, выразительные качества оригинала. Таким образом, технический аспект копирования имеет непосредственное отношение к проблеме профессиональной художественной подготовки студента по курсу Техники и технологии живописи, а также играет большую роль в смысле создания копии, обладающей технологической достоверностью и собственным художественным качеством. Анализ степени сохранности произведения живописи, выполненных по той или иной технологической схеме, позволяет студенту определить влияние различных факторов на физическую структуру и колорит картины во времени и сделать выводы в отношении уже своей творческой деятельности. Художественная сторона копирования заключается в воспитании художественного вкуса студента на лучших образцах мирового изобразительного искусства. Непосредственный контакт с произведением большого мастера дает уникальную возможность прочувствовать сокровенный процесс творческого мышления художника, его способа пластической и цветовой организации формы, посредством которой передается все богатство художественного содержания произведения. Копирование с признанных живописных шедевров прививает будущему художнику чувство большой формы, ее соразмерности и пластической выразительности. Очень важным в настоящее время представляется знакомство с выразительными возможностями цвета в картине, с тем, как умело и широко использовали это художественное средство художники прошлого. Глубокое профессиональное знание как технико-технологических, так и эстетических качеств произведений различных школ и эпох тем более необходимо студенту реставрационной мастерской. Без этого усвоения наследия прошлого невозможен поиск оптимальных решений при раскрытии авторской живописи от позднейших наслоений и восполнений утрат. В то же время это воспитывает и соответствующее отношение будущего реставратора к произведениям искусства, с которыми ему предстоит работать, помогает ему глубже видеть и чувствовать живопись. В процессе подготовки к работе студент обращается к искусствоведческим и историческим источникам, освещающим творчество того или иного мастера, проникается духом эпохи к которой принадлежит копируемое произведение, детально знакомится с сюжетом, а также с историей написания картины и ее дальнейшей судьбой. Подготовительным этапом работы является также выполнение предварительных штудий с рисунков, этюдов выбранного мастера или аналогов его круга. Все вместе взятое служит повышению общей художественной культуры студента, расширяет его кругозор, учит профессиональному пониманию произведения искусства и уважительному к нему отношению, то есть, прививает те качества, которые составляют неотъемлемую часть художника-профессионала, помогает глубже видеть и точнее понимать, и чувствовать произведение.
Date: 2016-05-25; view: 2649; Нарушение авторских прав |