Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функция консервации





Вторая функция покрывных лаков – консервация картин.

Покрывные лаки в данном случае применяются как технологи­ческое или техническое средство защиты красочного слоя от возможного влияния внешней среды, которое может нести в себе загрязнение и разрушение живописи. Этот вопрос очень сложный и связан со свойствами масла, его старением, полимеризацией, с влиянием влаги, воздуха, газов на сохранность и жизнеспо­собность красочного слоя. С нанесением покрывного лака мы как бы хотим на определенный момент защитить краску от внеш­него воздействия. Этот лак по мере воздействия на него среды и времени принимает пыль, грязь, механические воздействия и постепенно старея, и разрушаясь, он выполняет временную функцию с тем, чтобы через какое-то время его было бы возможно возобновить - снять старый и нанести новый. Важен принципиальный смысл покрывного лака - он защищает красочный слой от механических, химических воздействий, но это предусматривает, и то, что, когда-то приняв эту нагрузку, лак будет заменен свежим.

 

Свойства лака.

Какими должны быть функциональные свойства лака?

а) Покрывной лак должен быть быстросохнущим, так как если он будет долго сохнуть, то на него сядет пыль и всякие летучие элементы, находящиеся в воздухе.

б) Покрывной лак должен быть естественно прозрачным, бес­цветным и максимально долго сохранять эти качества. А также он должен не желтеть, не коричневеть, не мутнеть, не деструктурироваться.

в) Лак должен быть легко обратим самыми легкими и неаг­рессивными органическими растворителями, что позволит через какое-то время постаревший и утративший свои качества и

ценности лак мог бы быть удален с поверхности картины без повреждения самого красочного слоя.

На этом стыке - снятия покрывного лака и возможного повреждения при этом последних, завершающих тончай­ших прописок в красочном слое и угрозе снятия лессировок, нахо­дится громадная проблема всей истории и технологии масляной живописи. Это самое ранимое, самое сложное место, и чтобы это понять, необходимо рассмотреть историю применения и культуры покрывных лаков.

г) Лак должен выполнять эстетические функции. Эстетика сегодняшнего дня такова, что многие художники избегают, не любят и не хотят, чтобы их живопись, задуманная как полуматовая, бархатистая - темперного характера, под воздействием покрывного лака приобрела хоть какой-то блестящий поверхностный слой. Это очевидно - тот же Борисов-Мусатов, Моисеенко, Сальцев, Сарьян, живопись которых не была задумана для этого качества в самом процессе работы. (Перечисленные авторы предпочитали матовую живопись. – Ред.).

Как же поступают в данном случае, как будет защищен красочный слой от внешней среды, если отказаться от покрывного лака?

Это проблема достаточно сложна. Какие могут быть правильные выводы с современной точки зрения на этот вопрос?

1) Одна точка зрения - картина не покрывается покрывным лаком, рискуя, что она будет больше ранима, в нее легко будет вхо­дить пыль, грязь, какие-то агрессивные элементы, находящиеся в атмосфере, тем самым ослабляя надежную сохранность живо­писи. Но мы сохраняем не просто предмет, а сохраняем живо­пись, несущую в себе какие-то эстетические качества, и во имя сохранения их, мы не имеем права приводить картину в иное эстетическое качество, отличающееся от творческого замысла художника. Значит надо относиться к этому с той долей тер­пимости, компромисса, которые имеют действие и не покрывать картину покрывным лаком. То есть, если мы возьмем картину, рассчитанную на полуматовую живопись и покроем ее лаком, то мы увидим, что этим действием разрушается вся структура колорита и тональности. Какие-то бледно-голубые тона станут темно-си­ними, серебристо-серые - почти черными, меньше изменятся белые места, но регистр низких тонов может разрушится на столько, что может быть, что мы просто в принципе не узнаем этой картины.

Надо признать точно, что ни реставратор, ни хранитель не имеют права нарушить эстетику художника (если картина не задумана самим художником под покрывной лак), так как это может иметь самые плачевные последствия для самой картины.

2) Иная точка зрения - с позиции здоровья и сохранности красочного слоя. Нанесение покрывного лака было бы полезным, и в этой связи появилась практика полуматового и матового покрытия. Мы тем самым можем защитить красочный слой от атмосферного воздействия, не нарушая покрывным лаком живописную тонально-цветовую структуру. Как и в первом случае, необхо­димо оговорить, что в данном вопросе нельзя доверять проделывание этой работы никакому реставратору или хранителю, с обязательным присутствием автора картины, так как она внесет какие-то изменения, с которыми художник может согласиться или не согласиться, но безнаказанно этот процесс не может пройти. (Здесь описывается ситуация, когда возможно спросить мнение автора. В большинстве случаев это невозможно. – Ред.).


Такие полуматовые или матовые лаки имеют свою определенную эсте­тику и задачи. Например, полуматовый лак можно наносить на светлую живопись Борисова-Мусатова, но нельзя наносить на живопись Рембрандта или Рубенса, так как это будет совершенно не уместно. (Глянцевый лак хорошо смотрится на темной, насыщенной цветом живописи, проявляя цвета и оттенки темных тонов, которые при матовой поверхности невидны. Поэтому живопись старых мастеров традиционно покрывалась лаком. Светлая живопись хорошо смотрится и без глянцевого лака (Из лекций М. М. Девятова). – Ред.).

Полуматовые и матовые лаки целесообразно применять на живописи светлой тональности, где она не должна блестеть или несет в себе характер монументальности. (Блеск может затруднять восприятие большой картины. – Ред.). Такие лаки предусмат­ривают в своей массе присутствие воска или восковых компонен­тов в сочетании со смолой и с разбавителем. От количественного состава воска эти лаки могут быть более матовые или менее блестящие.

Сланский приводит примеры, где называет количе­ство присутствия воска от 15 до 30% на 100 гр. даммарного лака. Эти лаки невредны, но при большем количестве в них воска могут быть более восприимчивы, не полностью высыхают, имеют характер липкости, поэтому для снижения этих отрицатель­ных качеств рекомендуется к применению пунический воск. (Пунический воск – хорошо очищенный воск. Б. Сланский «Техника живописи» - Ред.)

Есть лаки, которые создает современная химия на основе вы­сокополимерных материалов синтетического характера. У нас применяется акрил-фисташковый лак. За рубежом акриловые лаки в зависимости от присадок могут быть блес­тящие или полуматовые.

Виды лаков.

По своему составу лаки можно разделить на традиционные и более поздние лаки (второй половины XIX, XX в.)

Скипидарные лаки.

Наиболее распространенные традиционные лаки - даммарный, мастичный. Это растворы смол в скипидаре.

Масляные лаки.

И были также масляные лаки: копаловый, янтарный и т.д. с которыми связывалось понятие "покрывной". (Масляные лаки представляют собой твердые смолы (копал, янтарь) растворенные в маслах при большой температуре, так как твердые смолы скипидаром не растворяются. Эти лаки очень прочные и необратимые. – Ред.).

Все лаки можно разделить на обратимые и необратимые. Первые использовались в период высокой культуры техники живописи. Это скипидарные лаки – даммарный, мастичный. По мере упадка культуры техники живописи стали применять очень прочные и стойкие масляно-смоляные лаки – копаловый, янтарный и пр. Если мы будем говорить с точки зрения физико-механической, прочностной стороны подобного лака, то можно сказать, что это мощнейшие лаки по своему противостоянию атмосфере, сохранности и эластич­ности. Но они имели печальные следы в истории живописи и не соответствуют нашему понятию "покрывные" лаки для масляной живописи, так как они не отвечают одному из важнейших требований – легкой обратимости, то есть, они не обратимы. Более того, они в большинстве случаев намного прочнее, чем слой любой живописи и их удаление при выполнении ими их временной функции (лаки со временем темнеют и их приходится утоньшать или удалять, что является одной из самых сложных задач реставрации. – Ред.) не проходит безболезненно для красочного слоя, так как они снимаются лишь активными растворителями, что весьма опасно для завершающих слоев живописи, особенно лессировок. (При удалении лака часты случаи повреждения живописи, особенно верхних тонких прописок. – Ред.).

Таким образом, можем сказать, что наиболее применимы как покрывные - даммарный и мастичный лаки, растворимые в скипидаре и им же обратимые.







Date: 2016-05-25; view: 1061; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию