Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Химическая обработка





Химическая обработка включает использование активных растворителей спиртовой группы в смеси со скипидарами (терпен­тиновыми маслами) или другими растворителями.

Подобная обработка уместна на более поздних стадиях работы, где обработка механическая может нанести вред изображению.

Химическая обработка дает некоторое размягчение, разрых­ление и частичное обезжиривание подсохшей пленки красочного слоя. Во всех случаях она надежно обеспечивает легкую смачиваемость поверхности для использования межслойного лака. С нашей точки зрения, основой межслойного лака являются уплотненные (оксидированные или полимеризованные) жирные высыхающие масла: льняное, ореховое и этерифицированное подсолнечное (пентамасло). Эффективность их использования прямо зависит от степени их плотности, сгущенности.

В составе масла могут быть частично использованы и смолы (мастикс, даммара, кадровый бальзам и др.), но не более 1/3 объема. Кроме того, для удобства нанесения межслойный лак мо­жет быть разжижен скипидарами (терпентиновыми маслами), что связано с удобством его нанесения в зависимости от стадии работы.

 

(Пинен является видом скипидара (терпентинового масла) и происходит из смолы хвойных деревьев. Так как это натуральный продукт, он подвержен окислению кислородом воздуха. Поэтому хранить скипидар (или пинен) необходимо в плотно закрытом флаконе и так, чтобы в емкости не было воздуха, то есть, необходимо доливать пинен до крышки. Работать на осмолившемся пинене нельзя, так как он превращается в смолистую жидкость, которая никогда не высыхает. Картина, написанная на таком пинене, не высыхает, и при жаркой погоде может просто стекать, как смола с дерева. Реставрации такая вещь не подлежит.

Поскольку пинен может осмолиться и без видимых признаков, его нужно перед работой проверять. Для этого его достаточно капнуть немного на чистую белую бумагу. Когда пинен испарится, то бумага должна остаться такой же белой. Если же появляется ореол, то это значит, что пинен осмолился.

Скипидарные лаки (даммарный, мастичный, пихтовый и др.) состоят из смол деревьев, растворенных в скипидаре (пинене), поэтому эти лаки тоже портятся и хранить их необходимо так же, как и пинен (то есть, долитыми до крышки, так чтобы не поступал кислород). Искусственные смолы в лаке тоже могут быть растворены скипидаром (пиненом), например, акрил-стирольный лак имеет в своем составе скипидар. Поэтому такие лаки также подвержены порче. Другой популярный разбавитель – уайт-спирит (разбавитель №2) не портится, так как он является искусственным продуктом, получаемым из нефти. Однако разбавлять им натуральные смоляные (скипидарные) лаки нельзя, так как они не совместимы. Этим разбавителем можно разбавлять плотное масло.

Для того, чтобы проверить скипидарный лак, его необходимо капнуть на стекло. В среднем, свежий лак высыхает «от пыли» через 4 часа и через 6 часов он не дает «отлипа». Если же лак в течении долгого времени не затвердевает - значит он уже осмолился и такой лак использовать нельзя, так как он никогда не высохнет и будет еще больше размягчаться при повышении температуры.

Так же и межслойный лак, (в составе которого есть пинен или лак даммарный или любой другой скипидарный лак) - долго не хранится. Поэтому через 2 месяца его рекомендуется выбрасывать. В противном случае, живопись, написанная по испортившемуся межслойному лаку, образует так называемый «плывун», разрывы слоя живописи. (См. лекции М. М. Девятова). – Ред.).

 

В случае хорошего просыхания поверхности, наряду с механи­ческой обработкой возможно нанесение межслойного лака губкой или тампоном, обернутым капроновой тканью во избежание налипания посторонних волокон. Можно межслойный лак наносить флейцем или кистью и равномерно распреде­лить его ладонью, с обязательным удалением излишков лака через некоторое время. (Излишки межслойного лака могут привести впоследствии к пожелтению живописи, так как в нем присутствует масло. Поэтому нанеся межслойный лак, ему надо дать некоторое время для того, чтобы он впитался и обязательно убрать излишки. – Ред.).

При недостаточном просыхании красочного слоя, обработка химическими или механическими способами будет затруд­нена, так как будет опасность смазывания или растворения участков непросохшей краски (особенно на поздних стадиях работы). В этом случае рекомендуется использовать сильно разжиженный скипидаром лак (1:6 или 1:10), чтобы он легко распылялся обычным пульвери­затором. Это очень удобный и практичный способ обработки, так как он ограничивает излишнее насыщение слоя межслойным лаком после испарения скипидара. Однако необходима аккуратность и чувство меры при нанесении лака, иначе его излишни могут потечь по кар­тине при вертикальном ее положении, что недопустимо.


 

Мы знаем, что картина в процессе работы в каких-то местах может иметь прожухания или блестеть и не давать цельного зри­тельного ощущения, оптического восприятия структуры живописного слоя, что необходимо для продолжения работы. Есть такое поня­тие «освежить поверхность живописи», создать видимость того, что она как будто сырая, привести ее в единство оптического восприятия, что позволит видеть, что делать с нею дальше. Для этого ее нужно обработать межслойным лаком, убрав при этом все его излишки.

 

«Ложе для живописи». Мягкий и жесткий отлип.

Подготовка «ложа для живописи». Технологически это означает создание (с помощью межслойного лака) мягкого отлипа (только с маслом) или жесткого отлипа (с участием смол), дающего краске возможность ложиться на высохший красочный слой оптически и механически как бы «по сырому». Если этого не будет, то краска оптически не войдет в красочный слой и не даст мягких валерных касаний или эстетического соединения с нижним красоч­ным слоем.

Мягкий отлип применяется при необходимости долгой работы по сырому (хотя бы в течение дня), для плавности мазка, мягкой валерности, легкой естественной разносимости. При этом использу­ются как корпусные, так и прозрачные (лессировочные) красочные слои.

Для получения мягкого отлипа в основе системы межслойного лака должны присутствовать компоненты только масляного характера.

Жесткий отлип применим при необходимости фактурно-выра­женного, отрывистого мазка. В этом случае в систему межслойного лака добавляются компоненты смоляного характера, но не более чем на 1/3 объема масла. (То есть, в межслойный лак (состоящий в основном из уплотненного масла) добавляются смоляные лаки или бальзамы. К смоляным лакам относятся мастичный и даммарный лак. Бальзамные смолы более мягкие, следовательно, отлип они дают более мягкий. К бальзамным лакам относятся пихтовый, кедровый лаки. – Ред.).

 

Таким образом, вторая цель межслойной обработки - это получение художником возможности продолжить или завершить те задачи, кото­рые не были решены на первых стадиях.

 

Предотвращение потемнений и тональных провалов повторных прописок.

Существуют две причины этих изменений.

1). Уход части масла из системы "пигмент-масло" в нижний слой.

Потеряв часть масла, краска обязательно темнеет. Это связано с изменением объемных соотношении связующего и пигмента, что влечет за собой изменение коэффициента преломления. Это озна­чает, что нужно предотвратить уход масла, вызывающий изменение тона.

Для предотвращения тональных провалов, мы в нижний слой заранее вносим межслой­ной обработкой то количество масла, которое он может взять из свежей краски - то есть то количество масла, которое может уйти из краски если нет межслойной обработки.

Таким образом, мы даем этому слою напитаться маслом, чтобы он из нашей повторной прописки не брал ни капли масла, был бы насыщен. Этим мы максимально снижаем возможность потемнения или прожухания.


2). Необходимо сказать, что при разжижении краски летучими растворителями (скипидар) мы добавляем в краску яркость, свето­силу, а затем настолько же теряем тон в красочном слое, после испарения разбавителя. Поэтому не рекомендуется разжижать краску, если хотим сохранить ее тон, что особенно важно на завершающих стадиях работы.

 

Создание адгезии между, слоями краски.

Межслойная обработка обеспечивает надежную адгезию между слоями даже при пастозном нанесении красочных слоев в многослойной живописи, в том числе и при работе на масляных грунтах.

Эффективность адгезии зависит в большой степени от плот­ности используемых жирных высыхающих масел. Многолетние опыты Лаборатории техники живописи института им. И. Е. Репина подтверди­ли, что сами по себе современные фабричные масляные краски без межслойной обработки не обеспечивают надежной адгезии между слоями, что было признано и специалистами завода художественных красок. (В настоящее время завод носит название Невская палитра. – Ред.).

Какой должна быть структура межслойного лака, чтобы она выполняла функции межслойной обработки наиболее эффективно и удачно. Мы уже говорили, что обезжиривание может быть отдель­ным процессом, но может быть достигнуто и межслойным ретушным лаком, если в него введена активная спиртовая группа. Все ретушные лаки содержат спиртовую группу, которая обеспечивает хорошее смачивание без предварительной химической обработки. Ретушный лак Санкт-Петербургского завода масляных красок содер­жит эту группу и обеспечивает хорошее смачивание без предвари­тельной химической обработки. Однако названный ретушный лак очень неудобен в работе: он слишком быстро сохнет, дает жест­кий отлип, легко смывается естественными растворителями и лаками, не создает удобного ложа для живописи и не обеспечивает надежную адгезию, так как основой его связующего является хрупкая даммарная смола.

Вместе с тем этот лак может быть эффективно использован как межслойный лак если в него внести 1/3 плотного жирного высыхающего масла.

(К жирным высыхающим маслам относятся льняное, ореховое, подсолнечное масло. Уплотняются эти масла полимеризацией или оксидацией. Полимеризация, это воздействие на масло высокой температурой без доступа воздуха. Оксидация, это уплотнение масла за счет его окисления кислородом воздуха. Полимеризуются масла обычно промышленным способом. Однако оксидированное масло достаточно легко приготовить самим. Для этого его нужно налить в прозрачную плоскую посуду и выставить на солнечное место, желательно весной. (Солнце осветляет масло, так как при уплотнении оно темнеет). Через какое-то время (2 – 3 месяца) масло станет покрываться пленкой. Таким образом можно приготовить масло разной степени уплотненности. (Чем больше уплотненность, тем выше клеящие способности масла). Обычно максимальной уплотненности масло достигает через год. Когда масло достигает нужной художнику уплотненности, то пленку с него снимают и переливают его в плотно закрытую емкость, так как процесс оксидации кислородом уже не нужен. – Ред.).


 

При этом из-за наличия спиртовой группы в лаке возможно его расслоение, поэтому при использовании его необходимо тщательно взбалтывать.

Много лучше ведет себя ретушный лак, предназначенный для той же цели и разработанный Ж. Вибером (фирмы Лефран Бурже). Он более мягкий, медленнее сохнет, что позволяет дольше использо­вать его по сырому, не смывается, улучшает адгезию. Это очень популярный и широко распространенный в мире лак, запатентован­ный фирмой.

Есть еще один лак Ж. Вибера: "лак для живописи" - еще более удобный для применения, так как он сохнет дольше, позволяя дольше работать по сырому, хотя и не называется ретушным, выполняя те же функции.

В ряде стран есть подобного типа лаки, но мы мало о них знаем, так как они все запатентованы и практически к нам не пос­тупают.

 

Основной компонент межслойного лака - наиболее плотное жирное высыхающее масло. Чем масло более полимеризованное или оксидированное, чем больше уплотнено - тем оно эффективнее ра­ботает. Такое масло много прочнее, эластичнее, дает при высыхании устойчивую пленку и меньше мигрирует - то есть уходит в систему нижнего и верхнего слоев. Тем самым подобное масло находясь в системе межслойного лака, надежнее обеспечивает адгезию - связь между слоями, так как превосходит своей проч­ностью связующее современных фабричных масляных красок, что подтверждается испытаниями на натяжение, изгиб и излом кра­сочных слоев. Межслойная обработка одним лишь лаком (даммарным, мастичным) и различными бальзамами (кедровым, пихтовым, канадским) создают видимость хорошей липкости, но практика показывает, что эти лаки после высыхания становятся более хрупкими, чем сам эластичный слой масляной краски и при ма­лейшей деформации деструктурируются и превращаются в порошок.

Нами была создана особая методика, которая строилась на моделях многослойной живописи, где после отбора участ­вовали краски, имеющие наименьшую степень адгезии. В них попали белила, умбра натуральная, кобальт зеленый светлый (в котором 90% белил). Таким образом, для испытаний было использовано самое слабое, но наиболее широко применяемое (белила) зве­но из всей палитры художественных красок. Добившись высокой адгезии в слабом звене, мы тем самым гарантированно решили проблему и для всей палитры наших художественных масляных красок.

Как же решались эти вопросы старыми мастерами, чья жи­вопись в течение столетий не подвергалась такого типа разру­шению, как потеря адгезии между красочными слоями? Приведем некоторые свидетельства мастеров того времени. В книге Э. Бергера "История развития техники масляной живо­писи" (изд. 1961 г.) есть ряд высказываний на эту тему. Так, совре­менники Веласкеса: Паломино и Пачеко с тем, чтобы продолжить работу, нужное место обрабатывали пальцем, тампоном или губной, смоченными ореховым маслом. Далее, через некоторое время снимали излишки масла, не оставляя на поверхности масляной пленки, так как она могла в дальнейшем вызвать пожелтение красочного слоя в тех местах, которые обработаны маслом, но не покрыты повторными прописками.

Исследователь, современник Рубенса и Ван Дейка - де Майерн писал: «Когда я впоследствии спросил у господина Лапир о при­менении этого лака, он мне сказал, что надо смешивать две части очень светлого орехового масла о одной частью янтарного лака и хорошо соединить их на очень медленном огне. Для того, чтобы ими пользоваться, надо слегка пройти очень мягкой губ­кой, намоченной в этом лаке, по подмалевку и немедленно пи­сать сверху. Когда же работа высохнет, на ней можно писать в любое время, вновь протерев лаком».

Л. Е. Фейнберг в книге "Лессировка и техника классической живописи" (1937г.), говоря о прочности классической живописи, где применение масляных и полу-масляных грунтов было нормой, указывал, что «наполовину ее прочность зависит от системати­ческого употребления «нормального лака для живописи». Этот лак способствовал идеальному сцеплению краски с грунтом и красочных слоев между собой. Состав нормального для живописи лака - это жирное высыхающее масло, эфирные масла, смолы».

Таким образом, регулярно применяемая межслойная обработ­ка придает живописи массу эстетических возможностей, которые ничем нельзя заменить - это насыщенность, мягкость, глубина, смальтовидность, прозрачность - те категории, которые мы восприни­маем в высоком понимании классической масляной живописи.

Вопрос межслойной обработки живописи - самый важный с точки зрения культуры технологии эстетических ценностей, а также прочности произведений масляной живописи. В полной мере это применимо и к творчеству современных художников, испове­дующих высокие идеалы искусства живописи.

 

 

Декабрь 2001 года.

 

 

Лаки для лессировки.

 

Прежде чем разобраться с лаками для лессировки, попро­буем ответить на вопрос - что такое лессировка, так как на этот счет существует несколько превратных, вульгарных и извращенных представлений.

На этот вопрос нужно посмотреть чисто структурно. Чем отличается масляная краска от гуаши? Гуашь - это система не­прозрачного слоя, имеющего структуру насыщенную таким связующим, которое не позволяет ей быть прозрачной и глубокой.

В то же время, масляная краска принципиально отличается по богатству, красоте, оптической и фактурной насыщенности благодаря прозрачному связующему - маслу, которое не уходит подобно воде из состава гуаши или акварели, а полимеризуется, твердеет, становясь, как бы стеклом, напол­ненным пигментом в том или ином количестве. Любая краска может быть прозрачной, что же касается масляной живописи, то существует деление масляной краски на кроющие системы пигментов (непрозрачные), и на лессирующие, которые дают прозрачные и полупро­зрачные структуры. Например, свинцовые или титановые белила (даже в небольшом слое) - это системы кроющих пигментов, а система краплак или волконскоит, парижская синяя - дадут достаточно прозрачную систему даже в кроющем (толстом) слое.

Вся красота и таинство масляной живописи построена на сочетании: одни кроющие краски дают фактуру почти скульптурного слоя, и в тоже время прозрачные пигменты, усиленные свойствами связующего (масла), дают смальтовидность, углубляют и окрашивают слой, дают богатейшую оптическую структуру.

Лессировка - это прием повсеместно исполь­зуемый в масляной живописи, принцип всей масляной живописи, который присутствует в ней постоянно и бывает осознанный (как приме­няемый метод), или неосознанный. Например, первая прописка по не впитывающему грунту - вся лессировочная, так как грунт создает экран, по которому масляная краска принимает вид прозрачной глубины.







Date: 2016-05-25; view: 2270; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию