Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Половые различия детей и родителей





В исследованиях многодетных семей рассматривают пол (так же, как и возраст) детей и родителей в качестве опосредующего звена, которое обуславливает особенности взаимосвязей характеристик семейной среды с когнитивными показателями детей, т.е., в зависимости от пола ребенка и родителей изменяется влияние среды на психическое развитие ребенка.

Т.Н. Думитрашкувыявлены более тесные взаимосвязи когнитивных показателей у родителей с первенцами – мальчиками. Исследователь считает, что эти связи являются отражением специфичного отношения родителей к сыну. Подобное отношение может быть вызвано установкой родителей на главенствующую роль мужчины в семье. Предпочтение родителями мальчиков характерно для патриархальной семьи. Многодетные семьи, участвовавшие в исследовании, более близки к данному типу семьи.

Согласно гормональной теории, большой интервал между рождениями детей оказывает благоприятное влияние только на интеллект младшего мальчика. У ровень гормонов, определяющих умственное развитие, у него примерно такой же, как и у брата-первенца. Однако такая закономерность не относится к девочкам: у девочек, родившихся вторыми, гормональный состав менее богатый, чем у старшего брата, независимо от интервала между рождениями [45].

Пол родителя вносит также свои коррективы в содержательный анализ интеллектуальных характеристик детей и родителей. Интеллект отца и матери совершенно по-разному взаимосвязан с интеллектом детей. Согласно данным того же исследования [28], более тесно связаны с когнитивным развитием детей интеллектуальные характеристики отца. Особенности этих связей зависят от номера рождения и пола ребенка. Связь интеллектуальных показателей матерей и детей чаще проявляется вне зависимости от пола и очередности рождения ребенка. Иными словами, низкий интеллект отца приведет к гораздо более значительным потерям в интеллектуальном развитии детей, чем низкий интеллект матери. Возможно, что установленные связи между интеллектуальными показателями родителей и детей являются иллюстрацией специфичности и избирательности взаимодействия отца с разными детьми и следствием известного в литературе «материнского эффекта».

По-разному влияют на когнитивные показатели детей индивидуальные особенности родителей, в частности такая формально - динамическая характеристика, как нейротизм. У матерей с высоким нейротизмом дети демонстрируют хорошо развитый вербальный интеллект и лучшие творческие способности. При высоком нейротизме отцов дети хуже справляются с вербальными заданиями теста на интеллект, заданиями на измерение креативности.

В нашей работе уже отмечалось, что особенности воспитания и отношения отцов и матерей к детям, их возраст обуславливают специфичность взаимодействия каждого из родителей с детьми и по-разному связаны с показателями интеллекта детей.

ВЫВОДЫ

Многодетная семья, являясь объектом внимания зарубежных и отечественных психологов, социологов, выступает как особая модель, позволяющая изучать влияние различных факторов на когнитивные, личностные особенности детей.

К показателям, детерминирующим развитие индивидуальности детей, исследователи относят биологические, психологические, экономические факторы. В психологических исследованиях многодетных семей особо выделены а) параметры конфигурации семьи (размер семьи, очередность рождения, интервалы между рождениями детей); б) особенности средовых условий развития (социально-экономический статус семьи, интеллект, образование родителей, культурные различия, межличностные отношения); в) индивидные особенности членов семьи (возраст, пол детей и родителей).

Благополучие или неблагополучие когнитивных характеристик (интеллектуальных, речевых) определяются сочетанием ряда факторов. Наиболее неблагоприятное воздействие оказывают большой размер семьи, последние номера рождения, малые интервалы между рождениями в сочетании с низким социально-экономическим статусом семьи, неприятием ребенка и авторитаризмом родителей по отношению к детям.

Размер семьи и очередность рождения определяют своеобразно типичные черты личности ребенка: дети из разных по размеру семей и с разной сиблинговой позицией отличаются друг от друга по своим личностным качествам. Проблема личности детей в многодетной семье обсуждается в основном в зарубежных исследованиях и менее изучена в отечественной психологии. Требует своего рассмотрения и вопрос о взаимовлияниях личностных качеств и когнитивных показателей детей в разных типах семей.

В психологических исследованиях многодетной семьи определенное внимание уделяется изучению особенностей межличностных отношений. К основным из них исследователи относят центрированность на семье, стремление к ее единству и сплоченности. С увеличением размера семьи изменяются отношения между ее членами. С одной стороны, родители принимают и поддерживают своих детей; с другой – усиливаются жесткость и авторитаризм, формальность и однообразие в отношениях родителей к разным детям. Уменьшение общения с родителями компенсируется усилением общения с сиблингами.

В работах, посвященных проблемам многодетности, слабо освещен вопрос о психофизиологических свойствах индивидуальности детей. Зарубежные авторы, характеризуя детей из многодетных и однодетных семей, выделяют такие свойства, как экстравертированность – интровертированность, но по традиции зарубежной психологической школы относят их к личностным образованиям.

Развитие детей предполагает определенные изменения когнитивных, личностных, социально-психологических характеристик. Интересным, на наш взгляд, является изучение индивидуальных особенностей детей из многодетных семей в сравнительно- возрастном аспекте.

Многовариативность непосредственных и опосредованных связей выделенных факторов с когнитивными и личностными характеристиками детей из многодетных и однодетных семей демонстрирует сложность психической жизни ребенка и подтверждает необходимость дальнейшего изучения данной проблемы.


Date: 2016-05-25; view: 669; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию