![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Глава 7. Представления молодежи о семье
Представления молодежи о будущей семье и ее размере изучались методом анкетирования студентов Пермского государственного педагогического университета, не имеющих собственной семьи, и являющихся выходцами из многодетных и однодетных. Анкета включала следующие вопросы:
Далее представлены результаты и их анализ. Планируют ли юноши и девушки создавать свою собственную семью в будущем? Да – молодые люди имеют положительную установку на создание семьи. Осознанно планируют иметь семью большинство девушек и юношей: из однодетных семей – 81%, из многодетных семей – 85%. Почему семья сегодня остается по-прежнему важной для молодого поколения? Таблица 15 Распределение причин создания семьи
В целом причины, которые выделяют юноши и девушки из разных типов семей близки по своему содержанию и мало зависят от размера той семьи, в которой они выросли. Хотя ответы единственных детей оказались более разнообразными. Желаемое количество собственных детей. Сколько собственных детей хотели бы иметь юноши и девушки?Большинство из них не стремятся к повторению размера родительской семьи. Двухдетная семья является наиболее востребованной среди современной молодежи. Независимо от типа семьи отдают предпочтение двум детям: в многодетных семьях – 77% чел., в однодетных семьях – 55 % чел.
Рис. 8 Рис. 9 Распределение желаемого количества детей у студентов, выходцев из многодетных (рис. 8) и однодетных (рис. 9) семей
Интересно, что не только «многодетные», но и «однодетные» девушки и юноши примерно в равной степени (23% чел. и 27% чел.) планируют иметь трех и более детей. Среди молодежи из многодетных семей лишь четвертая часть готова сохранять традиции многодетности, ориентируясь на большое количество детей в своих собственных семьях. А одного ребенка хотят иметь только единственные дети (18% чел.). Среди студентов из больших семей таких предпочтений не выявлено – дети, выросшие в больших семьях, привыкшие к тому, что у них есть братья и сестры, не ограничиваются одним ребенком. Предпочитаемый пол ребенка-первенца. Многие из молодых людей предпочитают иметь первым ребенком в семье мальчика: среди выходцев из МДС – 69% чел.; из ОДС – 45,5% чел. В пользу первой девочки высказались немногие – 8% чел. из МДС и 9% чел. из ОДС. Для остальных участников пол ребенка-первенца не имеет значение.
Рис. 10. Распределение ответов о желаемом поле первенца у студентов, выходцев из однодетных (ОДС) и многодетных (МДС) семей
Представление о мужчине как о защитнике и кормильце семьи, подтверждаемое многовековой практикой, сохраняется в человеческом сознании, и вероятно, нашло отражение в ответах участников исследования. Но все же более явно желание иметь первенца-мальчика проявилось среди молодежи из многодетных семей. В традиционной (патриархальной) семье особая роль отводится мужчине, в его руках сосредоточены экономические ресурсы и принятие основных решений. В восприятии детей отец это, прежде всего, авторитет, он является человеком, несущим основную ответственность за семью в целом. Воспитание мальчика – это формирование будущего отца – продолжателя рода. Понимание традиционно важных функций отца, мужа, по-видимому, более сохранилось в современной многодетной семье. Поэтому именно в этих семьях особое значение придается мальчику-первенцу. Данный факт подтверждает взгляд ряда авторов на многодетную семью как хранительницу определенных традиций российской семьи. Представление об обязанностях мужа-жены, отца-матери в будущих семьях у студентов из разных по размеру семей заметно различается. По результатам ответов предполагаемые обязанности мужа и жены, отца и матери можно разделить на несколько групп. Таблица 16 Обязанности мужа и жены в представлении девушек и юношей из многодетных и однодетных семей
Таблица 17 Обязанности отца и матери в представлении девушек и юношей из многодетных и однодетных семей
Молодые люди из многодетных семей более ориентированы на традиционную модель семьи, в которой обязанностью мужа является материальное обеспечение и содержание семьи (70%чел.), а жены – ведение домашнего хозяйства (76%чел.). Основная функция воспитания возлагается на мать (82% чел.). Хотя отец (как и в однодетной семье) не устраняется от воспитания (33% чел.), но все же его основной задачей является защита и забота о семье, детях (51% чел.). Участники исследования из многодетной семьи, в отличие от единственных детей, видят в родителях пример для подражания (8%, 9%). Обязанности взрослых в семье, связанные с эмоциональным фактором отмечают в большей мере единственные дети – это эмоциональная поддержка супругов (26%, 36%), любовь отца и матери к детям (67%, 78%). В больших семьях сфера чувств в основном выходит за пределы представлений о ролевых обязанностях взрослых членов семьи (соответственно 6%, 8% и 8%, 9%). Альтернатива – семья или карьера. С развитием общества изменяются и ценностные ориентиры молодых людей, возрастает потребность в самореализации. Какое место в своей жизни юноши и девушки отводят семье, а какое карьере? Определяет ли размер семьи приоритеты молодежи, ориентируются ли они на создание семьи или на профессиональный успех? Пока молодые люди не имеют собственной семьи, получают профессиональное образование, определяются с профессиональной средой и местом работы, они в основном ориентированы на карьеру (МДС – 75% чел., ОДС – 100% чел.). В будущем большинство из них наиболее приоритетной в жизни считают семью (МДС – 75% чел., ОДС – 60% чел.) по сравнению с карьерой. При общих тенденциях у молодежи в сфере жизненных ценностей «карьера-семья», все же у девушек и юношей из многодетных семей семья занимает более значимое место, они чаще, чем единственные дети выбирают семью. Подготовка к браку и воспитанию детей. Девушки и юноши придают большее значение подготовке к воспитанию детей, чем подготовке к браку. По вопросу подготовки молодежи к брачным отношениям мнения разделились: только половина участников исследования (МДС- 58%чел., ОДС – 55%чел.) осознают ее необходимость еще до создания семьи. Студенты оказались более единодушны относительно подготовки к воспитанию детей: с этим согласились все девушки и юноши из однодетных семей (100% чел.) и большинство выходцев из многодетных семей (83%чел.). Объяснением может быть, во-первых, сложившиеся взгляды в обществе, согласно которым считалось, что молодой человек по достижении определенного возраста уже готов к созданию семьи. Во-вторых, юноши и девушки являются студентами педагогического университета; их профессиональная подготовка предполагает усиленное внимание психологическим и педагогическим факторам воспитания и развития детей, что, скорее всего, и повлияло на формирование их взглядов по данному вопросу. Отсутствие необходимости в предварительной подготовке к воспитанию детей среди некоторых «многодетных» участников исследования может быть обусловлено их опытом воспитания младших сиблингов в семье, в то время как у единственных детей такой возможности нет. ВЫВОДЫ 1. Представления о семье и детях у юношей и девушек из многодетных и однодетных семей во многом сходны. Но имеются некоторые особенности, определяемые размером семьи, в которой они воспитывались. 2. Нет отчетливой преемственности в повторении размера родительской семьи. Основная часть планирует иметь двух детей, хотя у «многодетных» эти предпочтения более выражены. Девушки и юноши не только из многодетных, но и из однодетных семей готовы иметь трех и более детей. 3. Мальчик является более желанным ребенком-первенцем, это желание более явно это выражают выходцы из многодетных семей. 4. Молодые люди из многодетных семей более ориентированы на патриархальную модель семьи, в которой мужчина выполняют функцию добытчика и защитника, а на женщину возлагается функция воспитания и ведения домашнего хозяйства. 5. В настоящем юноши и девушки не зависимо от размера семьи, отдают предпочтение карьере, в представлениях о будущем значение семьи становится приоритетным, хотя среди единственных детей ориентация на карьеру более выражена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Многодетная семья – это особый мир со своими внутренними законами, со своими радостями и проблемами, здесь есть необходимые условия для преемственности поколений. Дети с рождения воспринимают себя частичкой одного большого «мы». Эти семьи объединяет особый, только им присущий микроклимат. Отличительной особенностью членов семьи является стремление к единству и сплоченности. В многодетных семьях, как и в других типах семей, каждый из родителей по-особому строит взаимодействие с детьми. Вместе с тем, отцы и матери обычно проявляют единодушие в реализации своих воспитательных функций, их родительские позиции являются более однонаправленными или взаимодополняющими. В целом родители характеризуют своих детей разносторонне и большей частью положительно. Они стремятся проявлять заинтересованность в делах и планах детей, уважать и признавать их права. Но в тоже время с увеличением размера семьименяются родительские установки и стиль воспитания в семье, усиливается авторитаризм, укрепляется дисциплина. Общение родителей с детьми становится недостаточным, менее близкими становятся эмоциональные контакты. Отцы и матери больше замечают индивидуальные особенности первыхдетей в семье: обращают внимание на своеобразие их поведения, черты характера, вырабатывают собственные навыки общения с ними. Отношение родителей к младшим детям становится более однообразным, в воспитании и общении все меньше учитываются их индивидуальные различия и потребности. Дети, получают родительское внимание, но среда развития становится более обедненной. Особенности многодетной семьи определяются более широкой ролевой структурой. Родительско-детские отношения дополняются разновозрастными отношениями между братьями и сестрами. Детское общение является частичной компенсацией ограниченных взаимодействий с родителями. С увеличением размера семьи отношения между сиблингами становятся все более интенсивными. 2. Когнитивное развитие (познавательные процессы, интеллект, успеваемость) детей из многодетных семей значимо ниже, чем у единственных детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. Начиная с подросткового возраста под влиянием школьной и индивидуальной среды, в которые включен ребенок, эти различия постепенно стираются. Отрицательному влиянию размера семьи в первую очередь подвержено вербальное развитие; речь, вербальный интеллект, вербальная память, и как следствие, успеваемость по языковым предметам, литературе у детей характеризуются более низкими показателями. Экстраверсия как свойство темперамента, а также личностные качества, характеризующие общительность детей в условиях многодетности, являются особо значимыми для интеллекта дошкольников и школьников из многодетных семей и могут рассматриваться как стимулирующий фактор развития вербальных способностей. Отношения с матерью играют важную роль в умственном развитии детей в многодетных семьях: при позитивных отношениях, снижении директивных родительских установок у детей наблюдаются более высокие показатели интеллекта и успеваемости в разных возрастах. 3. Влияние размера семьи и порядка рождения на личностные характеристики детей является достаточно слабым, но все же существуют различия по определенным свойствам личности между детьми большого сибства и единственными детьми. У детей из многодетных семей черты личности связаны более с показателями отношений со сверстниками, у единственных – с отношениями со взрослыми, что отражает специфику общения у детей из семей с разной конфигурацией. 4. Влияние размера семьи и очередности рождения продолжает проявляться и в психологических характеристиках взрослых людей. Дети, выросшие в многодетной семье и ставшие уже взрослыми, различаются по свойствам темперамента, эмоционально-личностным характеристикам, степени «сложности» структуры личности в зависимости от порядкового номера рождения. Взрослые люди, выходцы из многодетных семей, по сравнению со взрослыми, единственными детьми в семье, являются менее адаптированными в личностной и социальной сфере, они более жесткие, однозначные структуры темперамента и личности и, следовательно, менее широкий спектр возможностей индивидуального развития. 5. Когнитивные, личностные особенности и специфика межличностных отношений определяются конфигурацией семьи и возрастом детей. Некоторые психологические особенности, обусловленные размером семьи и очередностью рождения, сохраняются и во взрослые периоды жизни. Среди социально-психологических свойств, характеризующих детей из многодетных семей одни качества являются постоянными и не изменяются в онтогенезе, другие – изменчивы и характеризуют особенности детей только в определенном возрасте.
Date: 2016-05-25; view: 759; Нарушение авторских прав |