Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава II. Методики исследования





При отборе показателей для изучения индивидуальности испытуемых из многодетных и однодетных семей мы исходили из принципа системности и комплексности рассмотрения психологических особенностей человека. В исследовании были использованы методики, изучающие когнитивные, психодинамические, личностные, социально-психологические свойства, позволяющие создать целостное представление об индивидуальных особенностях детей и взрослых в зависимости от размера семьи

1. Особенности когнитивной сферы испытуемых изучались с применением ряда тестов, позволяющих исследовать невербальный и вербальный интеллект. Невербальный интеллект дошкольников и учащихся в школьных возрастах изучался с помощью прогрессивных матриц Равена. Исследование вербального интеллекта проводилось с помощью разных методик в зависимости от возраста испытуемых. Методика определения уровня умственного развития Э.Ф. Замбицявичене позволила получить представление об уровне развития словесно-логического мышления старших дошкольников и младших школьников. Для изучения вербального интеллекта учащихся 6 классов использовались вербальные субтесты группового интеллектуального теста (ГИТ); 10-11 классов – вербальные субтесты тестаструктуры интеллекта Р. Амтхауэра. В интеллектуальных тестах для оценки индивидуальных результатов детей используется понятие эмпирически выделенной возрастной нормы. Тесты хорошо зарекомендовали себя в практике и могут использоваться для оценки эффективности школьного обучения, изучения причин школьной неуспеваемости.

При исследовании познавательной сферы дошкольника были использованы методики, направленные на изучение сосредоточенности ираспределения внимания (методика «кодирование»), памяти (тест Бернштейна «Узнавание фигур»), а также готовности к школе (тест Керна-Ирасека).

Для исследования академической успеваемости, которое проводилось в рамках российского исследования, были взяты годовые оценки (баллы из школьного табеля) учащихся 2-х и 8-х классов по всем предметам. В последующих исследованиях использовался показатель годовых оценок школьников по отдельным предметам: второй класс – русский язык, чтение, математика; шестой класс – русский язык, литература, иностранный язык, математика; десятый-одиннадцатый класс – литература, алгебра, иностранный язык.

2. Свойства психодинамического уровня интегральной индивидуальности в нашей работе представлены свойствами темперамента, определяющими динамику деятельности, поведения и общения учащихся. Для диагностики были использованы детский и взрослый варианты личностного опросника Г. Айзенка, предназначенные для диагностики экстраверсии-интроверсии и нейротизма; опросник структуры темперамента В.М. Русалова (ОСТ) (детский вариант), опросник формально-динамических свойств индивидуальности(ОФДСИ). В основе опросников В.М. Русалова лежит концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека, берущая начало в работах П.К. Анохина, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицына. Фундаментальные формально-динамические свойства – эргичность, пластичность, темп, эмоциональная чувствительность – рассматриваются в двух (ОСТ) и трех (ОФДСИ) сферах поведения: психомоторной, коммуникативной, интеллектуальной. Данные методики широко известны и активно используются в практике отечественной психологии как в чисто исследовательском, так и прикладном аспектах.

3. Личностный уровень представлен разнообразными качествами, характеризующими эмоциональную, коммуникативную, поведенческую сферу индивидуальности школьников. Изучение личностных особенностей испытуемых проводилось с помощью опросника Р. Кэттелла, шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера – Ю. Ханина, методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, исследования самооценки Дембо – Рубинштейн, Т. Лири, теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева.

Опросник Р. Кэттелла 16 PF (форма А) и адаптированный и модифицированный Э.М. Александровской и И.Н. Гильяшевой опросник для младших школьников и подростков позволяют описать структуру личности, диагностируя черты, которые Р. Кэттелл называет конституционными факторами.

Согласно концепции Ч. Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Шкалы реактивной и личностной тревожности Ч. СпилбергераЮ. Ханина (взрослая и подростковая версии) предназначены для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, т.е. диагностики актуального состояния (ситуативная тревога) и того, как субъект чувствует себя обычно, т.е. диагностируется тревожность как свойство личности (личностная тревожность).

Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга (взрослый и детский варианты – проективная методика исследования личности. Предназначена, прежде всего, для определения преобладающего типа реакции на фрустрационную ситуацию и ее направленность. Методика диагностирует особенности поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели. Оценка полученных ответов в соответствии с теорией С.Розенцвейга осуществляется по направленности реакции: экстрапунитивные, интропунитивные, импунитивные, а также по типу реакции: препятственно-доминантные, самозащитные, потребностно-настойчивые (разрешающие). Методика, будучи достаточно структурированной и обладая относительно объективной процедурой оценки, доступна статистическому анализу, что позволяет использовать ее в исследованиях.

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) является версией теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо, Л. Махолика. Русскоязычная версия теста разработана и адаптирована Д.А Леонтьевым и направлена на выявление показателя осмысленности жизни человеком через его отношение к цели жизни (будущему), к процессу (настоящему) и результату жизни (прошлому). Методика также включает 2 аспекта локус контроля: «локус контроль – Я», характеризующий представление о себе как о личности, и «локус контроль – жизнь» или управляемость жизни, выражающий возможность самостоятельного жизненного выбора.

Методика Т. Лири использовалась с целью выявления преимущественно реализуемого респондентом варианта межличностных отношений. Она представляет собой набор лаконичных характеристик, по которым испытуемый оценивает свое актуальное «Я». В результате выявляются личностные особенности, которые реализуются в том или ином варианте межличностных отношений. Первые четыре варианта межличностных отношений характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к конфликтным проявлениям; большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию. Другие четыре октанта представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими, неуверенность в себе, податливость чужому мнению, склонность к компромиссам.

Методика исследования самооценки ДембоРубинштейн позволяет исследовать особенности самооценки и уровня притязаний. Оценивание велось по семи параметрам: здоровье; ум, способности; характер; авторитет у сверстников; умение многое делать своими руками, умелые руки; внешность; уверенность в себе.

4. Изучение свойств социально-психологического уровня интегральной индивидуальности проводилось с использованием социометрической методики Я.Л. Коломинского, методики «Подростки о родителях» (ADOR), проективных методик – Р. Жиля, тест незаконченных предложений, «Кинетический рисунок семьи», цветовой тест отношений. Методики позволяют дать характеристику особенностей межличностных отношений через восприятие детьми этих отношений.

Проективная методика Р. Жиля (тест-фильм) адаптирована И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой и применяется при исследовании детей младшего школьного и подросткового возрастов. Через конструкт образа взрослых и детей у испытуемых выявляются особенности конкретно-личностных отношений с окружающими, а также некоторые поведенческие характеристики и черты личности, связанные с общением ребенка с другими людьми. Все показатели получают количественное выражение. Проведенные исследования с использованием методики свидетельствуют о значительной диагностической ценности данных, получаемых с помощью теста.

Методика «Подростки о родителях»(ADOR) адаптирована Л.И. Вассерман с коллегами. Используется для исследования восприятия старшеклассниками внутрисемейных отношений, изучения установок, поведения и методов воспитания отца и матери так, как видят их дети в подростковом и юношеском возрасте (13–18 лет). Обращает на себя внимание факт, что подростки вкладывают разный смысл в понятия «позитивный интерес», «директивность», «враждебность», «автономность», «непоследовательность» со стороны матери и отца. Поэтому шкалы методики описываются отдельно в зависимости от пола родителей. В результатах опросника проявляется как объективный фактор – действительные отношения и воспитательная практика родителей, так и субъективный фактор – образ, который создал подросток об этих отношениях и воспитательной практике родителей под влиянием осознаваемых или неосознаваемых факторов. Тест как психодиагностический метод способен дать информацию о своеобразии восприятия подростком своих родителей в различных жизненных ситуациях.

Социометрическая методика направлена на изучение личных взаимоотношений ребенка с другими детьми в группе. В качестве совместной деятельности предлагалось изготовление аппликаций по предлагаемому образцу.

Методика «Кинетический рисунок семьи» направлена на изучение семейной ситуации, отношения ребенка к членам семьи; восприятия взаимоотношений с другими членами семьи и своего места в семье. Выявляет наличие таких симптомокомплексов, как благоприятная семейная ситуация, тревожность, конфликтность, чувство неполноценности ребенка в семье.

Тест незаконченных предложений позволяет выявить характер отношений ребенка (негативный, позитивный, или нейтральный) к разным лицам: к себе, матери, отцу, сиблингам, сверстникам, учителю, школе. При анализе учитывается частота тех или иных ответов испытуемых, т.е. ранжируется модальность ответов.

Цветовой тест отношений отражает как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека. В ЦТО используется набор цветов из теста М. Люшера: основные цвета спектра (синий, желтый, красный и зеленый), два смешанных тона (фиолетовый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый). Предлагалось подобрать к каждому из людей и понятий какой-нибудь один подходящий цвет. В данном исследовании список понятий был следующим: «моя мать»; «мой отец»; «мой брат (сестра)»; «мой дедушка (бабушка)»; «моя учительница»; «мой друг»; «я сам»; «мое настроение дома»; «мое настроение в школе». При анализе результатов цвет, подобранный к каждому понятию, соотносился с эмоциональным значением этого цвета.

Для обработки полученных данных применялись следующие методы математической статистики: t-критерий Стъюдента, корреляционный анализ по Пирсону. Кроме того, при обработке данных по успеваемости использовалась ранговая корреляция по Спирмену, критерий сопряженности (X-квадрат) и процентные показатели.


Date: 2016-05-25; view: 726; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию