Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межличностные отношения





Характеристикимежличностных отношенийу детейиз многодетных и однодетных семейотносятся к числу содержательных факторов, детерминирующих развитие детей.В многодетной семье характер отношений, а также процесс воспитания и развития детей имеют свою специфику. Отличительными особенностями членов многодетных семей являются большая центрированность на семье, стремление к общесемейному времяпрепровождению, совместным играм, более внимательное отношение друг к другу, уважение к отцу, роль которого в воспитании детей возрастает. У детей из больших семей имеется настоятельная потребность видеть всю семью единой и не включать в нее никого другого [3, 97].

Межличностные отношения в многодетной семье представляют сложную психологическую структуру, которая проявляется в динамике взаимодействия ее членов на различных уровнях. В исследованиях семьи выделяются такие семейные характеристики, как

§ родительско-детские отношения, восприятие родителями индивидуальных особенностей детей;

§ взаимоотношения между супругами;

§ взаимоотношения между сиблингами;

§ восприятие детьми отношений в семье.

Родительско-детские отношения. С увеличением размера семьи меняются родительские установки и стиль воспитания в семье – подчеркивается в зарубежных исследованиях. В многодетной семье общение родителей с детьми становится недостаточным. Изменяется и характер этого общения: усиливается авторитаризм в воспитании, появляются грубость и стремление к физическим мерам наказания; укрепляется дисциплина, используется жесткая критика и контроль. Родители меньше интересуются школьными делами и меньше помогают в обучении. Психическое напряжение матери, вызванное перегрузками, приводит к ее нервозности и раздражению. Однако некоторые авторы склоняются к мысли, что не во всех социальных слоях наблюдается такая картина [93, 97].

Результаты отечественных исследований соответствуют зарубежным данным относительно ухудшения количества и качества общения в многодетных семьях. Изучение стилей родительских отношений в больших семьях также позволяет представить родительско-детские отношения и в новых аспектах. В общении многодетных родителей с ребенком существует определенная дистанция, но полной самостоятельности ребенку не предоставляется. Родители, не отвергая его, стремятся к кооперации с ним, хотят поддержать. В целом дети характеризуются родителями разносторонне и большей частью положительно. И в то же время отцы и матери требуют безоговорочного послушания и дисциплины, проявляя авторитаризм, суровость, жесткость. В многодетных семьях хотя бы один из родителей всегда авторитарен по отношению к детям. Чем сильнее авторитаризм в отношении родителей к ребенку, тем заметней проявляется отверженность ребенка. Авторитаризм родителей также связан с их индивидуальными характеристиками: более авторитарными являются отцы с высокими показателями невротизма и импульсивные матери. По всей видимости, дисциплинированность детей является необходимым условием обеспечения нормальной жизнедеятельности большой семьи в целом [3, 28].

В работах отмечается дифференциация стилей воспитания детей у матерей и отцов, что обеспечивает специфичность взаимодействия каждого из родителей с детьми. Стремление к единству выразилось у отца и матери в двух типах отношений к детям. Родители единодушно отвергают стиль «инфантилизация» и принимают стиль «социальная желательность». Взрослые полагаются на ребенка в пределах его компетентности, ребенок не выглядит в их глазах «маленьким неудачником». Отцы также поддерживают матерей в их стремлении демонстрировать социально желательный образ родительского отношения. Выраженное стремление обоих родителей быть с ребенком на равных, уважать его и признавать его права, по мнению Т.А. Думитрашку, является, скорее всего, попыткой родителей уменьшить влияние эффекта необычности своей семьи, быть «такими же, как все».

Характеристики отношений родителей с детьми в многодетных семьях являются демонстрацией положения о важной роли общения и целенаправленного взаимодействия с взрослым в психическом развитии ребенка, изложенного в работах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, М.И. Лисиной и других. Общение оказывает существенное влияние на разные аспекты когнитивного, личностного, социального развития. Одним из основных продуктов общения являются взаимоотношения, которые зарождаются, меняются, развиваются в ходе коммуникации. При этом качество взаимоотношений зависит от степени удовлетворения потребности в общении с взрослыми [14, 15, 16, 42, 43].

Обеднение всех сторон общения детей с родителями: коммуникативной (снижение количества информации, адресованной конкретному ребенку); интерактивной (низкий уровень организации совместных действий); перцептивной (ослабление эмоциональных контактов, понимания друг друга, снижение потребности в идентификации) опасно, особенно для маленького ребенка, поскольку ему необходимо безраздельное внимание взрослого.

Посещение детского сада (в настоящий момент многие дети из многодетных семей не посещают детские дошкольные учреждения), школы лишь частично компенсирует недостаток семейного воспитания, т.к. семья, являясь важнейшим институтом социализации, служит персональной микросредой развития индивидуальности ребенка.

Для понимания причин, обуславливающих специфику развития индивидуальности детей, начиная с ранних периодов их жизни, необходимо обратиться к исследованию динамики родительско-детских отношений в разных типах семей. Исследование Дж. Данн и др. [76] не обнаружило заметных индивидуальных различий в поведении матерей по отношению к детям младенческого и раннего дошкольного возраста в разных семьях. В исследованиях многодетной семьи выявлены и описаны отличительные особенности отношений родителей к детям старшего дошкольного и младшего школьного возрастов [3, 8, 13, 28, 62].

Двойственность и противоречивость позиции родителя по отношению к ребенку, по мнению психологов, характерна для любого типа семьи. С одной стороны, безусловная любовь (личностное начало), с другой – оценка отдельных качеств (предметное начало). С возрастом дифференцируется и ужесточается оценка родителями качеств и способностей ребенка. В родительских отношениях к младшему школьнику, по сравнению с дошкольником, начинает доминировать предметное начало, предполагающее формирование ценных качеств и способов поведения [59]. В таком случае можно предположить, что в более ранних возрастах основополагающей является безусловная любовь матери к ребенку, которая делает похожими отношения в разных семьях. По мере взросления детей ситуация меняется, отношение к детям становится более специфичным и начинает зависеть от размера семьи. Более строгая дисциплина, критика и контроль со стороны родителей, характерные для многодетной семьи, становятся более выраженными. Вероятно, что в многодетных семьях характер родительско-детских отношений изменяется и на протяжении всех школьных периодов жизни детей. Но данный вопрос в литературе не освещен.

В многодетной семье характер общения и отношений родителей к разным детям неодинаков и зависит от очередности рождения. Недостаточность общения детей с родителями усиливается с увеличением числа детей в семье, особенно не хватает общения и индивидуального внимания со стороны взрослых детям с последними номерами рождения.

Отличается и восприятие родителями детей в зависимости от порядкового номера рождения. Так, в ходе беседы родители утверждали, что их отношение к разным детям в семье неодинаково [28]. Родители приписывают детям c определенной сиблинговой позицией общие черты, о чем сообщалось выше. Отцы и матери больше замечают индивидуальные особенности первых детей в семье: обращают внимание на своеобразие их поведения, больше подстраиваются к ним, вырабатывают собственные навыки общения, ориентируясь, прежде всего, на них. Дети, которые появляются позже, получают не столько меньше родительского внимания, сколько внимания качественно иного типа: к их появлению у родителей складываются определенные стереотипы родительско - детских отношений, они больше склонны следовать по уже проторенному пути. Среда развития младших детей становится не более обедненной, а менее адекватной [3]. Вероятно, встречающиеся в литературе выводы об однообразии отношений родителей к разным детям без учета их индивидуальных различий и потребностей; ограничении возможностей дифференцированного родительско- детского взаимодействия в многодетной семье в большей мере относятся к средним и особенно к младшим детям.

С порядковым номером рождения связаны личностные проблемы детей, возникающие вследствие определенных межличностных отношений в семье. Перворожденные имеют больше проблем, касающихся соперничества, последние дети испытывают трудности во внутрисемейных взаимоотношениях. Отношения средних детей с родителями наименее близки, они чувствуют меньшую родительскую поддержку [83]. В пятидетной семье положение второго ребенка по сравнению с первенцем является наиболее уязвимым.Все последующие за ним дети сразу начинают свою жизнь в детской группе, состоящей из старших сиблингов. Второму ребенку, в отличие от младших братьев и сестер, недостаток родительского внимания не компенсируется даже подросшим детским сообществом. Кроме того, второй ребенок испытывает большую жесткость со стороны родителей; в частности, он чаще, чем первый, подвергается телесным наказаниям [28].

Родительско-детские отношения и когнитивные особенности детей. В психологических исследованиях надежно выделен такой предиктор интеллектуального развития (общего, вербального, невербального интеллекта) детей в многодетной семье, как стиль отношения родителей к детям – стиль семейной социализации. Особенности взаимодействия являются одним из главных элементов семейной системы и «есть все основания предполагать, что именно стиль семейной социализации является той систематической общесемейной средой, которая и создает – вместе с 50% общих генов – сходство детей по уровню интеллектуального развития» [49, с. 146].

Зарубежные и отечественные ученые единодушны в том, что эмоционально теплые взаимоотношения в семье (независимо от ее конфигурации), крепкие эмоциональные связи с родителями являются принципиальной основой для развития когнитивных показателей детей. Исследования многодетных семей подтверждают общую закономерность. Так, например, склонность родителей в многодетных семьях отмечать положительные качества у детей соответствует более высоким показателям вербального интеллекта. А стили, базирующиеся на разных формах прямого авторитарного вмешательства, непринятие ребенка, восприятие ребенка как «маленького неудачника», не дают возможности когнитивного развития.

Особенности отношения каждого из родителей по-разному связаны с показателями интеллекта. Отношение матери к детям больше связано с общим и вербальным, отца – общим и невербальным интеллектом. Иногда одинаковое отношение к детям со стороны матерей и отцов дает не взаимодополняющий, а, скорее, взаимоисключающий эффект. Так, в многодетной семье авторитарность отца оказывает благоприятное воздействие на интеллектуальное развитие детей в отличие от авторитарности матери.

Разнонаправленное влияние одного и того же стиля воспитания на речь ребенка в многодетных и однодетных семьях отмечается в работе Т.Н. Трефиловой [62]. Доминирование стиля «инфантилизация» по отношению к детям оказывает наиболее негативное влияние на речевое развитие детей в многодетной семье и наиболее благоприятное – в однодетной. Исследователь, ссылаясь на данные эксперимента Т.Н. Андреевой, предполагает, что полученные результаты могут являться следствием особенностей материнско-детских отношений. Доминирование инфантилизирующего материнского стиля в большой семье часто сочетается с эмоциональным отторжением ребенка, что приводит к идентификации и общению ребенка с кем-либо из сиблингов, а детское общество, как известно, задерживает развитие речи.

Взаимосвязи родительско-детских отношений и когнитивного развития детей различаются в зависимости от номера рождения ребенка. Показатели отношений и уровень интеллекта более связаны у первого ребенка, чем у всех остальных детей в семье. От первого к последующим детям количество связей последовательно убывает. Только у старших детей – первых и вторых по порядку рождения – интеллектуальные показатели зависят от особенностей оценочных характеристик, которые родители приписывают детям. Полученные факты авторы объясняют менее адекватной средой развития младших детей – общение родителей с последними детьми строится без учета их индивидуальных особенностей.

Влияние родительско-детских отношений на интеллект детей, связанноес конфигурацией семьи, имеет в литературе определенные объяснения. Во-первых, складываются более близкое взаимодействие и более тесная идентификация первого ребенка с отцом или матерью; увеличение психологической дистанции между родителем и последующими детьми. Даже когда появляются следующие дети, первенцы играют роль посредников между родителями и младшими детьми, по-прежнему больше других контактируют с родителями. Во-вторых, у каждого последующего ребенка выбор объекта для идентификации становится все более широким. С увеличением номера рождения ребенка становится высокой вероятность его идентификации с одним из сиблингов, а не с родителями. В-третьих, родители не в состоянии относиться с должным вниманием к каждому ребенку в семье, даже при наличии сознательной установки на многодетность. Детей в основном «снабжают» строго конкретными элементарными знаниями (которые часто носят бытовой характер), не вовлекая в такие психологические ситуации, в которых создавались бы объективные условия для развития. Таким образом, по мере увеличения размера семьи и сиблинговой позиции, наряду с формальностью и неадекватностью родительско-детского взаимодействия, усиливается значимость детского общения. Это приводит к снижению интеллектуальных показателей детей из больших семей и с последними номерами рождения [3, 27, 28, 49, 93, 99].

Социальная ситуация, в которой растет и развивается единственный ребенок, уникальна. На протяжении жизни он является сосредоточием жизни семьи. Долгое время, находясь под контролем матери, он особо чувствителен к материнской заботе. Следствием такого положения является ожидание такой же защиты и заботы от других и часто – сильное соперничество с отцом. Единственный ребенок долгое время окружен лишь все умеющими и могущими взрослыми. Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, ему, как правило, слишком много помогают. Ребенок привыкает к помощи и начинает постоянно нуждаться и требовать ее. Родители дают больше внимания и любви единственным детям, они более внимательны к внутреннему миру ребенка, его переживаниям [64, 70]. Педагогические возможности однодетной семьи, семейные условия обычно достаточно благоприятны для когнитивного развития ребенка. Из однодетной семьи нередко выходят люди хорошо развитые интеллектуально и насыщенные информационно, но весьма ущербные в плане морально-психологическом и коммуникативном [33].

Супружеские отношения. В психологической науке и практике становится актуальным изучение отношений между супругами как показателя семейной среды. П. К. Керинг описывает факт влияния отношений между мужем и женой на отношения каждого из родителей с ребенком, а также на психическое развитие ребенка [35]. На материале многодетной семьи этот вопрос практически не исследован. Некоторые данные имеются в работе Т.Н. Андреевой [3]. Соотношение самооценки и оценки, которую один из супругов дает другому, был выделен как показатель благополучия супружеских отношений. Этот показатель в многодетных семьях оказался невысоким. Только у 19% матерей и у 33% отцов внешняя оценка (оценка супруга) превышает самооценку. По мнению автора, сама ситуация многодетности предполагает выполнение многообразных ролей и требований отцом и матерью. Это приводит к взаимной недооценке супругами друг друга. Полученный результат предоставляет косвенную информацию о возможном недостаточно благоприятном влиянии супружеских отношений на психическое развитие ребенка в больших семьях. Согласно данным этого же исследования, показатели оценки и самооценки супругов связаны с интеллектом детей – более высокие интеллектуальные способности детей отмечаются в двух случаях: во-первых, если жена оценивает мужа выше, чем он сам себя; во-вторых, если муж оценивает жену ниже, чем она себя.

Взаимоотношения сиблингов (сверстников). Особенности многодетной семьи определяются более широкой ролевой структурой, здесь возможны отношения не только типа «родитель-ребенок», но и разновозрастные отношения «ребенок-ребенок». С увеличением размера семьи детские отношения, являясь частичной компенсацией ограниченных взаимодействий с родителями, становятся все более интенсивными.

Одной из характеристик детских отношений в многодетной семье является соперничество, прежде всего с детьми, первыми по очередности рождения. Сиблинги борются, стараются превзойти друг друга, тем самым добиваясь любви и внимания родителей. Наиболее частым спутником соперничества выступает зависть (физической красоте, уму, таланту и др.), что часто приводит к конфликтам.

Общение братьев и сестер между собой играет определенную роль в их развитии. Отношения существенно увеличивают и обогащают коммуникативные связи. Общение со сверстниками открывает для детей новые возможности личностного развития, социоэмоциональной регуляции поведения [4, 18, 39, 58]. Однако характер общения сиблингов отличается от взаимодействия с родителями и не может полностью его заменить. Общение с сиблингами, вербально и интеллектуально менее обогащено, чем общение с взрослыми, что приводит к снижению уровня психического развития (в том числе и когнитивного) детей в многодетной семье. При замене родителей старшими сиблингами у детей возникают дефекты социализации [25].

Особую роль в детских отношениях и в развитии детей играет первый ребенок. Первенец для второго и последующих детей является как источником влияния родительского типа, копией родительских отношений, так и источником влияния нового типа. По всей видимости, в ситуациях, когда второго ребенка (и других) нужно чему-то учить, наказывать, первенец действует то по образцу поведения матери, то отца. В тех случаях, когда старший ребенок не может воспроизвести родительское поведение, он находит собственные подходы к своему сиблингу. Первенец оказывает специфическое влияние на второго ребенка в семье, в том числе и на его когнитивные показатели – роль первенца в интеллектуальном развитии второго ребенка оказалась выше, чем родителей. Второй ребенок даже в выполнении обучающей функции по отношению к младшим детям не самостоятелен и зависим от первенца. В другом исследовании были выделены характеристики первого ребенка как важный фактор для формирования интеллекта не ближайшего к нему второго ребенка, а третьего, от которого его отделяют 4–5 лет. Очевидно, первый ребенок начинает исполнять роль квазиродителя, чему и способствует больший временной интервал, отделяющий его от третьего сиблинга [28, 49].

Первые дети, выполняя обучающую функцию, успешнее, чем последние, развиваются интеллектуально. Одной из причин более низкого интеллекта у младших и единственных детей (по сравнению со старшими детьми в двух- и трехдетных семьях) является отсутствие возможности передавать свой опыт младшим сиблингам [100].

У детей из однодетных семей отношения со сверстниками складываются особым образом. Они не имеют возможности близко общаться с детьми своего возраста, у них нет опыта, как приспосабливаться к нуждам других людей, учитывать их интересы. Единственные дети никогда не делили своего центрального положения с другими детьми, не боролись за эту позицию с братьями и сестрами. Они часто выделяются лексиконом, в их речи много взрослых выражений, им нелегко понимать детские шутки. В школе, когда они попадают в ситуацию сравнения с другими детьми, то изо всех сил борются за поддержание фиктивного образа «Я – особая ценность»; чтобы достичь этого, они часто шалят и проказничают. Поэтому у единственных детей часто бывают трудности во взаимоотношениях с детьми, они менее популярны в среде сверстников. Испытывая недостаток близкого общения с другими детьми, начинают активно искать такие контакты вне семьи [64, 65].

Восприятие детьми семейной ситуации является субъективным показателем, позволяющим достичь более качественного понимания особенностей развития ребенка в многодетной семье, формирования его стиля жизни. Анализ восприятия детьми своей семьи позволил выделить некоторые характеристики [3]. Дети из больших семей испытывают повышенную потребность видеть всю семью сплоченной, не включая в нее других лиц. С возрастом (от старшего дошкольного к младшему школьному и младшему подростковому) усиливается осознание семьи как единого целого и одновременно невозможности отделения себя от семьи. В малодетных семьях такого стремления к единству не проявляется.

Восприятие детьми родителей в больших семьях соответствует особенностям семейных отношений, описанным в литературе на материале немногодетных семей – дети оценивают мать в среднем выше, чем отца.

Особенности восприятия детьми семейной ситуации влияют на их интеллектуальные показатели. При взрослении детей эта связь усиливается наряду с возрастающим осознанием целостности семьи. Восприятие ребенком высокой сплоченности семьи и психологической включенности в нее положительно связано с интеллектом. А состояние эмоционального дискомфорта, вызванное отсутствием единства в семье, наличием других людей – не членов семьи, ощущением отстраненности ребенка от семьи соотносится с низким интеллектом. Восприятие младшими детьми (четвертым, пятым ребенком) семьи как более разрозненной и эмоционально неблагополучной связано с низкими интеллектуальными показателями. По-видимому, не только недостаток общения с взрослыми, но и негативные эмоциональные состояния, определяемые сиблинговой позицией, обуславливают снижение интеллектуального развития последних детей.

В качестве итога можно сделать следующие выводы: межличностные отношения в разных по размеру семьях имеют свою специфику. Особенностью членов многодетной семьи является центрированность на семье, стремление к ее единству и сплоченности.

С увеличением размера семьи меняется характер родительско-детских отношений. Постепенно происходит обеднение всех сторон общения, усиливаются авторитаризм, жесткость в воспитании, увеличивается психологическая дистанция. Но в то же время родители принимают, поддерживают своих детей, характеризуют их разносторонне, большей частью положительно. Индивидуальные особенности родителей, дифференциация стилей воспитания матерей и отцов обеспечивают специфичность взаимодействия каждого из родителей с сиблингами.

Сиблинговая позиция ребенка определяет особый характер взаимоотношений с родителями. Родители больше замечают индивидуальные особенности единственного ребенка в семье и старшего ребенка в многодетной семье. Активно взаимодействуя с родителями, первый ребенок обычно идентифицирует себя с отцом или с матерью. Для детей с последними номерами рождения ограничены возможности дифференцированных родительско-детских отношений, недостаточным становится индивидуальное общение, необходимое для их развития.

Ролевая структура в многодетных семьях расширяется за счет разновозрастных отношений по типу «ребенок- ребенок». Недостающее общение с родителями заменяется более интенсивными отношениями с братьями и сестрами, соответственно объектом идентификации вместо родителя может стать один из сиблингов. Детское общение играет позитивную роль в психическом развитии детей, но неспособно компенсировать недостаток вербально и интеллектуально более обогащенного общения с родителями. Особая роль в многодетной семье принадлежит первому ребенку. Исполняя роль квазиродителя, он становится источником влияния не только родительского, но и нового, своего типа отношений.

Стиль отношения родителей к детям является важным предиктором когнитивного развития детей в многодетной семье. Позитивная настроенность родителей на детей развивает когнитивные возможности ребенка, а авторитарное вмешательство, неприятие их ограничивает. Иногда одинаковое отношение к детям со стороны матери и отца оказывает противоположное воздействие на их интеллектуальное развитие. Специфика взаимодействий родителей с разными детьми определяет характер связей родительско-детских отношений с интеллектом детей. Более тесная связь обнаружена с интеллектуальными показателями первенцев, она ослабевает при увеличении порядкового номера рождения.

Интенсивное общение с сиблигами приводит к снижению уровня интеллектуального развития детей в многодетных семьях, особенно с последними номерами рождения. Психологические характеристики первого ребенка являются значимым фактором формирования интеллекта детей с последующими номерами рождения.

Особенности восприятия детьми семейной ситуации и связанное с ним состояние эмоционального комфорта или дискомфорта соответствуют положительным или отрицательным связям с детским интеллектом.

Date: 2016-05-25; view: 1675; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию