Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономический статус семьи





Социально-экономический статус семьипредставлен такими основными факторами, как материальное обеспечение (жилищные условия, доходы родителей и др.), профессиональная квалификация, интеллект и образование родителей. К более частным факторам социально-экономического статуса исследователи также относят: а) наличие книг в семье, б) культурный уровень родителей, в) представление родителей об образовании детей, затраты на их образование, заинтересованность в школьных успехах и др.

Когнитивные особенности. По мере увеличения размера семьи снижается такой экономический показатель ее социально-экономического статуса, как доход на каждого члена: при сохранении заработной платы родителей увеличиваются расходы на детей (питание, одежда, образование и т.д.). Возможно, что отрицательная связь IQ с размером семьи является следствием, прежде всего ее статуса (рис. 3).

 

 
 

 


Рис. 3. Факторы, определяющие когнитивное развитие детей

 

Опосредующее влияние социально-экономического статуса на взаимосвязь размера семьи и интеллекта детей было обнаружено некоторыми зарубежными исследователями. Но их результаты оказались противоположными. Изучая большую колумбийскую выборку, В. Веланди и др. [96], нашли, что эффект размера семьи наблюдается в хорошо обеспеченных семьях и отсутствует при наименьшем социально-экономическом статусе. А по данным Ф. Пейдж, Г. Грандона, М. Вагнера [87, 97] – наоборот, чем выше социально-экономический статус семьи, тем ее размер оказывает меньшее влияние на IQ детей; снижение реальных доходов на каждого члена семьи увеличивает отрицательную связь интеллектуальных способностей с количеством детей. В семьях с низким статусом эта связь становится наиболее значимой.

Психологами неоднократно подтверждается значимость интеллекта и образования родителей в когнитивном развитии детей. Влияние образования и профессиональной квалификации родителей на интеллект детей отмечается в работах Л. Белмонт, В. Вайс [72, 98]. Однако сторонники теории генетико-средовых взаимодействий считают, что связи интеллекта детей с интеллектом родителей могут иметь не только средовые, но и наследственные причины.

Факт сниженных когнитивных показателей у многодетных родителей обозначен в работе Т.А. Думитрашку. В социологическом исследовании московских многодетных семей, проведенном Е.A. Ачильдиевой, имеются данные о более низком уровне образования родителей в семьях разного размера, прежде всего, имеющих пятерых и более детей. Можно предположить, что интеллектуальная стимуляция развития детей со стороны, как матерей, так и отцов в многодетных семьях несколько слабее, чем в семьях с единственным ребенком [7, 28].

Психологически интересный вывод о том, что интеллект и образование родителей могут иметь разное значение для речевого развития детей из разных по размеру семей, был сделан в работе Т.Н. Трефиловой [62]. В данном эксперименте принимали участие только матери. Оказалось, что в многодетных семьях образование и особенно вербальный интеллект матерей являются факторами, значимыми для развития речи, в то время как в однодетных семьях они с особенностями речи не связаны. Исследователь считает, что обедненное общение родителей с детьми приводит к ослаблению взаимосвязей в семейной структуре. На фоне такого ослабления влияние каких-либо факторов на речевое и, по-видимому, на интеллектуальное развитие проявляется наиболее отчетливо.

Литературные данные подтверждают связь интеллекта, образованности родителей и фертильности (способности к деторождению). Показателем фертильности родителей может являться количество рожденных детей. Р. Резерфорд и др. (1989)предположили, что отрицательная связь между интеллектом и фертильностьюопосредована образованием родителей. Во-первых, более сообразительные люди стремятся достигнуть более высокого уровня образованности. Образованные родители проявляют заботу о том, чтобы их дети дольше и успешнее учились, и соответственно стоимость содержания детей увеличивается, а рождаемость детей уменьшается. Во-вторых, образованные родители имеют больше интересов вне семейных забот, лучше осведомлены в вопросах ограничения рождаемости, более тщательно контролируют размер семьи. Это более характерно для женщин, чем для мужчин [28].

Социально-экономический статус семьи связан не только с размером семьи, но и с фактором очередности рождения. Уровень интеллекта и динамика изменений уровня интеллекта от старших детей к младшим также испытывает влияние социально-экономических параметров семьи.

Но в то же время, по мнению Т.Н. Андреевой, показатели статуса семьи по-разному связаны с уровнем умственного развития детей. Так, некоторые из формальных средовых характеристик семьи, включенных в исследование (размер квартиры, наличие домашних животных), не определяют взаимосвязи интеллекта и очередности рождения. Остальные из рассмотренных параметров: материальная обеспеченность, наличие садового участка, состояние квартиры (чистота и порядок в доме) и особенно размер библиотеки тем или иным образом обуславливают интеллектуальные показатели детей. Автор считает, что влияние оказывают, прежде всего, условия развития детей, отражающие уровень интеллекта или (и) уровень образования родителей.

Результаты, полученные отечественными психологами при исследовании пятидетных семей, подтверждают, что характер взаимосвязей когнитивных характеристик родителей и детей зависит от номера рождения ребенка. Интеллектуальные показатели родителей в наибольшей степени влияют на интеллект первых трех детей, затем влияние этих факторов несколько уменьшается [3]. По большинству показателей интеллекта в диадах «родитель-первый ребенок» и «родитель-второй ребенок» более высокие корреляции наблюдаются у родителей с первенцем, чем со вторым ребенком [28]. Перворожденный ребенок в многодетной семье имеет более широкую систему характеристик родителей (включающих интеллект, когнитивные стили и др.) как предикторов* (независимых переменных, изменение которых приводит к изменению других, зависимых переменных) своего интеллектуального развития, чем второй и третий ребенок [49].

Эти данные согласуются с описанными в литературе фактами, согласно которым первый ребенок имеет более частые контакты с родителями. С появлением каждого последующего ребенка происходит постепенное ослабление детско-родительских взаимосвязей, в том числе и «интеллектуальной стимуляции» со стороны взрослых.

Отмечая значимость социально-экономического статуса родителей, очередности рождения детей в интеллектуальном развитии детей, Т.Н. Андреева, однако, считает, что эти показатели определяют лишь некоторые тенденции в интеллектуальном развитии детей в семье, что позволяет предположить влияние других факторов.

Зависимости интеллектуальных характеристик от порядкового номера рождения существенно различаются в семьях с разными интеллектуальными и образовательными показателями родителей.

1. В семьях с высоким уровнем образования и, особенно с высоким уровнем интеллекта родителей наблюдаются повышение уровня интеллекта вторых и третьих детей по сравнению с первыми детьми и некоторое снижение уровня интеллекта у четвертых и пятых детей.

2. В семьях со средним образованием и низким уровнем интеллекта родителей была получена противоположная картина: самый низкий интеллект наблюдается у третьих детей, самый высокий общий и вербальный интеллект – у первых детей, а невербальный – у последних пятых детей, т.е., U-образная зависимость оказывается инвертированной.

3. В семьях, как с высоким, так и с низким статусом, интеллект третьих детей оказывается наиболее чувствительным к тому интеллектуальному фону развития, который обеспечивают интеллект и образование родителей [3].

Личностные особенности. Вопрос о влиянии социально-экономического статуса семьи и размера семьи на личность мало изучен и слабо освещается в литературе. Определенной информацией располагает работа А. Робертсона (1971). Он проводил исследование личностных характеристик мальчиков-подростков из семей с высоким, средним и низким социально-экономическим статусом. Были установлены различия в проявлении тревожности и интроверсии детей в зависимости от статуса и размера семьи. В семьях с низким социально-экономическим статусом самые высокие показатели тревожности и интроверсии были получены у первенцев, а в семьях с высоким статусом – у последних детей.

Некоторыми учеными высказываются сомнения относительно корректности выводов о влиянии социально-экономического статуса семьи на когнитивные, личностные, поведенческие характеристики детей. Многодетные семьи с высоким социально-экономическим статусом, как правило, имеют меньше детей (3–4 ребенка), а семьи с низким социально-экономическим статусом – наибольшее число детей. Поэтому старшие дети в семье репрезентативно отражают общество, а среди пятых и последующих – непропорционально велико число детей из бедных и неблагополучных семей [77, 97]. При организации эксперимента, вследствие неравномерности распределения семей с различным количеством детей, эффект размера семьи может быть скрыт [104]. Если бы в исследовании принимали участие семьи с высоким и низким статусом, но имеющие одинаковое количество детей, то, возможно, что значимость и характер связи размера семьи и показателей развития детей были бы иными.

Эффект размера семьи и очередности рождения наблюдается по-разному в семьях с высоким и низким статусом, т.е. значимость и характер связи размера семьи, порядкового номера рождения с психологическими свойствами различны в семьях с разным статусом.

Такие показатели социально-экономического статуса семьи, как интеллект и образование родителей, значимо связаны (непосредственно или опосредованно) с когнитивными особенностями детей. Интеллектуальное, речевое развитие детей выше в семьях, где родители имеют высшее образование и высокий интеллект.

Связи интеллекта родителей и интеллекта детей существенно варьируют в зависимости от порядкового номера рождения. Интеллектуальные показатели родителей в большей степени влияют на интеллект первых детей. Первый ребенок имеет более широкую систему характеристик родителей (предикторов), детерминирующих его интеллектуальные особенности.

Культурные различия

Принадлежность семьи к разным культурам и субкультурам со свойственными им нормами и традициями определяет специфику средовых условий семьи, влияет на особенности воспитания и развития детей и, как следствие, на личность ребенка.

Результаты исследований семьи, проводимых в разных странах и соответственно в разных культурах, не всегда согласуются. В частности, закономерности, описываемые моделью взаимовлияния, не находят подтверждения в ряде других работ. Подобные расхождения наряду с прочими причинами могут объясняться и культурными различиями (этническими, религиозными и пр.). Эти различия опосредуют связи уровня интеллекта и эффектов семьи, накладывая свой отпечаток на полученные результаты [3, 102, 103].


Date: 2016-05-25; view: 1966; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию