Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интервалы между рождениями детей





Интервалы между рождениями детей являются одним из показателей конфигурации семьи. В психологических исследованиях данный фактор рассматривается в контексте его влияния в основном на когнитивные характеристики и более тесно связан с очередностью рождения.

Уменьшение интервалов вызывает усиление эффекта размера семьи и очередности рождения, т.е. при увеличении числа сиблингов в семье, интеллектуальные показатели детей, особенно с последними номерами рождения, ухудшаются. И наоборот, чем больше промежутки между последовательными рождениями, тем выше IQ детей в больших семьях. Так, при большом интервале между рождениями сибсов показатели их интеллекта равняются примерно показателю интеллекта единственного ребенка, при коротком – показателю третьего сибса [71]. При значительных интервалах между рождениями детей возможна и положительная связь между интеллектом и номером рождения [79]. Эта закономерность найдена в семьях, различающихся по уровню образования и социально-экономическому статусу родителей. Психологические теории объясняют позитивное влияние больших интервалов на интеллектуальные показатели младших детей увеличением внимания и заботы со стороны родителей; физиологические теории – более богатым составом половых гормонов родившегося ребенка.

Не только интеллектуальное, но и речевое развитие детей также определяется разницей в возрасте между сиблингами. Т.Н. Трефилова [62] на основании полученных ею данных делает вывод, что уровень развития речи детей, родившихся через малый интервал (2 года), ниже, чем детей, появившихся на свет через больший интервал(4 года). При маленьких интервалах в наиболее неблагоприятном положении оказывается средний ребенок. В ситуации сниженного материнского внимания, а также обедненного общения ребенка с взрослыми он с раннего детства (возраста, наиболее сензитивного к развитию речи) контактирует с ближайшим старшим сиблингом, речь которого еще полностью не сформирована. Взаимодействие с родившимся младшим сиблингом (средний ребенок выступает в роли старшего) приводит также к замедлению речевого развития. Автор отмечает, что интервал между ребенком и младшим сиблингом входит в число предикторов большинства речевых способностей. В итоге отставание в речевом развитии возникает у средних детей, родившихся через малые интервалы от обоих ближайших сиблингов.

Но в то же время, интервалы действуют не столь однозначно, они оказывают разное влияние на отдельные когнитивные показатели, а также на интеллект детей с разным порядковым номером рождения. Так, например, Т.Н. Андреевой обнаружено, что интервалы преимущественно влияют на невербальные субтесты, особенно вторых и третьих детей, и менее всего – на интеллект четвертых детей [3].

Личностные особенности. Влияние интервалов между рождениями детей на их личностные свойства в психологической науке еще недостаточно изучено. Маленькие интервалы, вероятно, могут затруднить и формирование личности. Некоторые данные имеются в работе М. Кечки [36]. Автор считает, что при рождении второго ребенка вскоре после первого первенец должен стать самостоятельным слишком рано – «до кризиса трех лет», когда формируется личностная позиция «Я-сам». Преждевременное изменение позиции ребенка в социальной структуре семьи, до достижения им необходимого уровня психологической зрелости, может негативно сказаться на дальнейшем развитии личностных характеристик.

Таким образом, величина интервалов между рождениями связана с индивидуальными особенностями детей: небольшие интервалы вызывают усиление эффекта размера семьи и очередности рождения, оказывая негативное влияние на интеллектуальные, речевые, личностные характеристики детей из семей, различающихся по уровню образования и социально-экономическому статусу родителей. Но в то же время интервалы действуют не столь однозначно, не всегда прослеживается четкая взаимосвязь показателей развития детей и величины интервалов рождений.

В исследованиях многодетной семьи нижеописанные социальные и индивидные факторы, детерминирующие индивидуальность детей, рассматриваются во взаимосвязях с показателями конфигурации семьи, т.е. с размером семьи и очередностью рождения.

Date: 2016-05-25; view: 871; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию