Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Очередность рождения детей
Первые дети способнее и достигают в жизни более высокого положения, чем дети, родившиеся вторыми и третьими. Конечно, из младших детей тоже выросло много преуспевающих мужчин и женщин, а среди первенцев есть люди, которые так в жизни ничего и не добились. Но все-таки статистика показывает, что первенцы занимают привилегированное положение. В начале прошлого столетия английский психолог Хэвилок Эллис исследовал зависимость между очередностью появления ребенка на свет и его известностью во взрослой жизни. Он брал людей, которым в британском биографическом словаре, изданном в 66 томах, отводится три или более страниц. Эллис не включил в свой список представителей аристократических семей, а также тех, кого он считал известными, но не прославленными. В списке было 975 мужчин и 55 женщин – большая часть из них являлась первенцами. Приблизительно в то же время американский психолог Дж. Кэттелл проанализировал с этой точки зрения биографии 855 американских ученых и обнаружил ту же картину: первенцев среди прославленных людей было больше. За прошедший век было проведено много других исследований, и все они подтверждали, что среди знаменитостей (известных, способных, одаренных людей) преобладают перворожденные или единственные дети [45]. Когнитивные особенности. За последние десятилетия разными зарубежными авторами [73, 93, 99, 102] при изучении влияния очередности рождения на когнитивное развитие детей обнаружен ряд общих закономерностей (табл. 2, рис. 2). Таблица 2 Средние оценки интеллектуальных показателей детей из разных по размеру семей в соответствии с очередностью рождения (американское исследование, 1974г.; цит. по M. Storfer, 1990г.)
§ В семьях, по мере увеличения номера рождения ребенка, показатели его интеллекта снижаются. § Последний ребенок в семьях любого размера имеет самый низкий интеллект. § Чем больше размер семьи, тем ниже уровень интеллекта у детей c определенным номером рождения, в том числе интеллект первого ребенка; наиболее высокие оценки имеют старшие дети из небольших (двух- и трехдетных) семей. § Показатели интеллекта единственного ребенка в семьениже, чем первенцев из двух- и трехдетных семей, и примерно такие же, как у вторых детей в семье с тремя детьми. Рис. 2. Зависимость интеллектуальных способностей детей от порядка рождения(Р. Зайонц, Дж. Маркус, 1975; цит. по [24]).
Выделяя эффект очередности отмечал достаточно слабое проявление этого фактора – в исследованиях более значительные различия наблюдаются между первыми и последними детьми. Если бы влияние фактора было большим, то роль семейной конфигурации в интеллектуальном развитии была бы давно уже понята [99, 101, 102]. Подтверждением вывода Р. Зайонц является эксперимент Т.А. Думитрашку. В работесравнивались по когнитивным показателям дети с первыми и вторыми номерами рождения – те и другие имеют много общего в интеллектуальной сфере. Вторые по порядку рождения дети в многодетных семьях не уступают по интеллектуальному развитию (общий, вербальный, невербальный интеллект) первенцам, средние показатели интеллекта значимо не различаются, хотя небольшое преимущество в интеллектуальном развитии сохраняется за первенцами. Показатели первенцев демонстрируют значимое преимущество по сравнению со вторыми детьми только по некоторым параметрам креативности, импульсивности, памяти, а также продуктивности внимания. Если рассматривать в целом, то структура когнитивных характеристик у первенцев более гармонична, чем у вторых детей. И все же обнаруженные различия, по мнению исследователя, не могут служить достаточным основанием для однозначного вывода о влиянии очередности рождения на когнитивное развитие детей в семье [28]. В более позднем исследовании 30 семей из 4–5-детных семей, проведенном Т.А. Думитрашку и др., получены несколько иные результаты. Изучение вторых и третьих детей было организовано по достижению ими возраста первого ребенка. При максимальном уравнивании эффектов возраста фактор очередности рождения проявлялся явно: от первого к третьему ребенку наблюдалось снижение оценок общего интеллекта [49]. Во многих работах прослеживается отрицательная линейная зависимость между показателями интеллекта и очередностью рождения. Но некоторыми учеными ( Т.Н. Андреева, Д. Дэвис, Д. Хир, Р. Зайонц и др.) получены нелинейные связи, что позволило сделать вывод о неоднозначности связи номера рождения ребенка с интеллектом. С увеличением порядкового номера интеллектуальные показатели у детей постепенно снижаются, за исключением последнего ребенка, который часто показывает лучшие результаты, чем предыдущие дети, т.е. связь очередности рождения с IQ имеет не линейный, а параболический вид [3, 75, 79, 102]. У детей, проживающих в одной семье, обнаружено сходство по интеллектуальным показателям, а также взаимные интеллектуальные связи, что может объясняться двумя причинами: общими генами и общей средой – как общесемейной, так и индивидуальной средой сиблингов. Так, например, было выявлено высокое сходство интеллекта, главным образом вербального, всех изучаемых сиблингов (первого, второго, третьего) в одном и том же возрасте [49]. У первых трех детей в пятидетных семьях преобладают взаимосвязи по вербальному интеллекту; у последних детей наблюдаются взаимосвязи как по вербальному, так и невербальному интеллекту; максимальные связи с сибсами по всем интеллектуальным показателям имеет третий ребенок [3]. В исследованиях психогенетического направления выделяются межсемейные и внутрисемейные влияния порядка рождения на интеллект детей. В межсемейных исследованиях сравниваются дети с определенными номерами рождения из разных семей. Анализ показывает, в какой степени все дети данного порядкового номера рождения в выборке похожи на всех детей другого порядкового номера рождения. Во внутрисемейных исследованиях определяется степень сходства детей с разными номерами рождения внутри каждой семьи. Анализ работ позволяет утверждать, что эффект очередности рождения наблюдается как при межсемейных, так и внутрисемейных сравнениях. В современных отечественных исследованиях явно выражен дифференцированный подход к организации эксперимента. Ученые считают, что психологические исследования должны быть ориентированы на более глубокий анализ как межсемейных, так и внутрисемейных связей. С одной стороны, важно выделить наиболее общие для всех испытуемых тенденции зависимости интеллекта от размера семьи и очередности рождения, т.е. межсемейные влияния. С другой стороны, общая тенденция может не соблюдаться в отдельных случаях, внутри семьи. А при изучении внутрисемейных влияний без внимания не останутся многие параметры среды, которые могут играть ведущую роль в формировании умственного развития специфических групп детей и быть важными только для некоторых детей. Иногда частные средовые влияния оказывают противоположное влияние на разные группы детей, и тогда на уровне большой выборки их действие нивелируется. Таким образом, для понимания специфики развития ребенка в многодетной семье необходимо знание как общих, так и специфических закономерностей, психологических механизмов. Это позволит выяснить: 1) при каких условиях нарушается многократно описанная зависимость, заключающаяся в снижении уровня интеллектуального развития ребенка при увеличении порядкового номера его рождения и 2) какая среда способствует формированию высокого уровня интеллекта не только у старших, но и у младших детей. Особенности личности. Дети в многодетных семьях отличаются друг от друга по личностным качествам в зависимости от фактора очередности рождения. З. Фрейд полагал, что только отношения мать-ребенок, отец-ребенок имеют значение для развития личности. А. Адлер [1, 23, 65, 69, 70) же считал, что важны также отношения ребенка с братьями и сестрами. Он обратил внимание на порядок рождения ребенка. Если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все-таки нет идентичного социального окружения. На формирование стиля жизни ребенка влияет: 1) опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям; 2) особенности родительских установок и ценностей – то, что меняется в результате появления в семье следующих детей. Определенная сиблинговая позиция сопутствует субъективному восприятию ситуаций, что также может повлиять на формирование перспектив развития. А. Адлер отмечал, что порядок рождения – важный, но не главный фактор формирования личности. Сиблинговое положение ребенка обеспечивает лишь вероятность, а не гарантию, что он получит тот или иной специфический опыт. Однако в целом были выделены определенные психологические особенности, характерные для конкретной позиции ребенка в семье. Первенец –самый старший ребенок в семье, скорее всего, консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Поэтому он становится хранителем семейных установок и моральных стандартов. Второй ребенок вырастает соперничающим и честолюбивым, для него характерна ориентация на достижения. Средний ребенок может ставить перед собой непомерно высокие цели, что фактически повышает вероятность возможных неудач. Последний ребенок испытывает сильное чувство неполноценности, наряду с отсутствием чувства независимости. Несмотря на это, у младшего ребенка отмечается высокая мотивация превзойти старших сиблингов, в результате чего он часто достигает успехов [99]. Отдельные личностные характеристики детей с разным порядковым номером рождения были выделены в современных исследованиях. Первые дети более интровертированы, чем вторые, менее артистичны и обладают худшим чувством юмора (Tompson, 1974). У более поздних попоследовательности рождения испытуемых степень выраженности экстраверсии выше (T. Singh, 1985). У первенцев показатели тревожности более низкие, чем у третьих-пятых детей (L. Gates, 1988). Последние дети подвержены большему риску психических расстройств, чем первенцы (L. Belmont, 1977). Перворожденные относятся с эмпатией к тем, кто отличается от них по статусу (E. Scotland, 1971; 1992). Позжерожденные показывают большие оценки по шкале эмоциональной эмпатии и имеют тенденцию испытывать эмпатию к людям, равным по положению (М. Kalliopuska, 1984). Младшие дети чаще бывают любимчиками в семье и чаще получают положительное подкрепление со стороны родителей и сиблингов, чем старшие (Baskett, 1984). По шкале благополучия Беркмана у них более высокий балл по сравнению с перворожденными (C. Fullerton e.a., 1989). Первенцы и дети, имеющие старших сиблингов, различаются в стиле взаимодействия со своими братьями и сестрами. Первенцы доминантны в своем поведении, а младшие дети ведут себя более агрессивно (T. Berndt e.a., 1985). Старшие сиблинги и в речевом взаимодействии также более категоричны, директивны, чем младшие (M. Tomasello e.a., 1985). Среди студентов университета более высокие показатели по нарциссизму (недостаток сопереживания, огромное чувство собственной значимости, стремление к власти, успеху) обнаружены у первенцев – мужчин, по сравнению с самыми младшими детьми в семье (C. Joubert, 1989). По материалам американских исследований М. Матвеев составил психологический портрет детей в зависимости от порядкового номера рождения и пола ребенка [45]. Старший ребенок обычно умен, честолюбив и работоспособен. Он человек уживчивый, прекрасно ладит с другими людьми, но имеет склонность к упрямству. Он очень старается делать все как нужно. Как правило, он не агрессивен, но стоит вывести его из себя, и может произойти все, что угодно, особенно, если он уверен, что кто-то не прав. Один психиатр, который занимался историей США, обнаружил, что почти все войны, которые вели Соединенные штаты, были начаты или спровоцированы, когда у власти находился президент, бывший старшим сыном в семье. Старшему ребенку трудно проявлять свои привязанности: первенцы не умеют выставлять свои чувства напоказ. Им хочется показать свое расположение к людям, но они обычно не знают, как это сделать. Им труднее, чем большинству людей, заводить друзей. Такой характер первенцев отчасти объясняется неопытностью их родителей. На первом ребенке родители еще учатся. Одни слишком беспокоятся; другие держат то слишком строго, то слишком снисходительно; третьи долго не могут научиться понимать поведение младенца. В результате ребенок, взрослея, привыкает полагаться не на родителей, а на себя. Конечно, это способствует успеху в жизни, но способствует ли счастью – еще вопрос. Мальчики, которые являются единственными детьми в семье, обладают многими качествами, присущими первенцам. В то же время единственному ребенку никогда не приходилось выполнять обязанности старшего брата, он склонен думать, что может иметь все, что захочет; у него всегда было то, что он хотел. От жены он будет требовать внимания и преданности, ведь он привык пользоваться вниманием и преданностью своей мамы. Единственные дети часто подвержены неврозам. В результате обследования взрослых мужчин было установлено, что неврозами страдают в большей степени те, кто был единственным ребенком в семье. Это является результатом почти неизбежного соперничества между отцами и сыновьями. У единственного ребенка нет братьев и сестер, которые могли бы ослабить отрицательное воздействие, он находится в постоянном напряжении, особенно в юности, что оборачивается неврозами, когда он вырастает. Младшие братья имеют иной склад характера. Они не столь уверены в себе. Старший брат или, в меньшей степени, старшая сестра, всегда имеют преимущества перед ними, когда ставятся им в пример. Учителя, родители надеются, что младший брат будет достоин своего старшего, будет так же хорошо учиться, много работать и добьется больших успехов. Но младший брат редко оправдывает эти надежды, которые подавляют и озлобляют его. Он убежден, что никогда не добьется таких успехов, как его старший брат. И это пророчество сбывается. В той области, где старшему брату не удается блистать в отношениях с людьми, младший брат преуспевает. Он человек общительный, но редко бывает лидером. И людям, которые не представляют, какое действие на его «Я» оказывают успехи старшего брата, трудно себе представить, что их друг, такой искренний, чуткий и отзывчивый, так неуверен в себе. Женщина, которая хочет быть счастлива в замужестве, должна учитывать данный факт. Если она стремится принадлежать к группе энергичных, инициативных людей, то выбирая мужа, ей следует делать ставку на первенца. Возможно, он окажется замкнутым и сдержанным, но, обладая высоким чувством долга, будет более верным спутником, чем тот мужчина, кто был младшим ребенком в семье. Если для женщины круг добрых друзей и спокойная жизнь важнее, чем материальное благополучие и власть, то она будет счастлива с мужчиной, который был среди младших детей в семье. Чистосердечная любовь и вера в него жены в конечном итоге притупят чувство неуверенности – большим младшим детям всю жизнь нужна моральная поддержка. Старшие братья обычно стоят на стороне своей младшей сестры даже больше младших братьев, часто сами не подозревая этого. Девочка завидует старшему брату, который пользуется всякими привилегиями только потому, что он мальчик. Родители связывают свои надежды в основном со старшим сыном. Постепенно сестра убеждается, что у девочек меньше в жизни возможностей, чем у мальчиков. Родители любуются дочкой, но не поощряют к выдающимся школьным успехам. Она усваивает, что на первом месте – женственность, какие-то достижения в науке и общественной жизни менее важны. Она смотрит на свою работу как на временное явление, на возможность чем-то заняться между школой и замужеством. Обычно она не продвигается по служебной лестнице. А если первой рождается девочка, то родители возлагают на нее больше надежд и воспитывают ее иначе, чем младшую. Ее заставляют хорошо учиться. Родители обсуждают со старшей дочерью ее будущую специальность. Она более способна, более уверена в себе и добивается больших успехов, независимо от ее выбора – замужество, карьера или то и другое. Американские доктора М. Хеннинг и А. Жардэн выделили несколько факторов, способствующих успешной карьере 25 преуспевающих руководительниц, которым удалось достичь должности вице-президентов больших фирм (США). Среди первых был назван фактор очередности рождения. Из 25 руководительниц 20 были единственным или старшим ребенком в семье, другие 5 попали в положение родившихся первым ребенком в детстве в результате сложившихся обстоятельств (развод родителей, смерть старших братьев и сестер). Решающее значение имело, очевидно, то, что в семьях было особое отношение к детям как к первенцам. Все женщины имели счастливое детство, в их глазах родители играли особую роль. Результаты российского исследования (М.В. Сафонова, 1999) подтверждают данные зарубежных авторов: в подавляющем большинстве карьерно успешные женщины – это старшие дети в полных одно- и двухдетных семьях. Порядок рождения оказывает существенное влияние на профессиональные предпочтения детей: выбор профессии и род занятий. В исследовании перворожденные продемонстрировали более высокие оценки по шкалам социабельности и по принятию конвенциональных норм поведения, что связано с вербальными способностями, желанием работать с людьми и проявляется в более легком установлении межличностных связей, в предпочтении демократического стиля лидерства. Первенцы проявили интерес к преподаванию, торговле, бизнесу, менеджменту, предпринимательству и работе в офисе. Последнерожденные показали только одно профессиональное предпочтение – занятие спортом. Предпочтения перворожденных автором объясняются высокой самооценкой, самоуверенностью, стремлением к лидерству, показанной в работах других исследователей [74]. В работах отечественных психологов также даются некоторые личностные характеристики детей из многодетных семей. В исследовании Т.А. Думитрашку, в отличие от зарубежных авторов, действие факторов очередности рождения (как и размера семьи) на экстраверсию и нейротизмне проявилось. Вторые по порядку рождения дети по сравнению с первенцами несколько более экстравертированы и эмоционально неустойчивы, но разность средних показателей незначима [28]. Описание индивидуальной социальной ситуации развития, в которой формируются и проявляются определенные качества и поведение ребенка в соответствии с его порядковым номером рождения, предложено Т.Н. Андреевой. Исследователь утверждает, что сиблинговая позиция накладывает свой отпечаток на личность ребенка. Несмотря на разнообразные характеристики, которые родители приписывают своим детям, можно выделить общие черты, присущие сиблингам определенного порядка рождения. Первый ребенок испытал на себе сначала безраздельное внимание родителей, а с появлением второго ребенка – чувство ревности и зависти. Ощутив себя опытным в жизни человеком, старший ребенок помогает родителям и даже частично заменяет их. Такое чувство ответственности способствует более быстрому личностному росту, взрослению, большей самостоятельности в поведении. Первенец характеризуется родителями как самостоятельный, целеустремленный, активный, трудолюбивый и с ленцой, застенчивый и наглый, несдержанный и волевой. Ситуация конкурентных отношений со старшим, а затем с младшим ребенком вырабатывает во втором ребенке такие качества характера, которые определяются родителями как чувствительный, тонкий, ранимый, настойчивый, упорный, хозяйственный. Чтобы заслужить любовь родителей, ребенок становится очень покладистым, послушным, проявляет интерес к определенным занятиям или использует все возможные средства – интриги, физическую борьбу, обман, чтобы успешно конкурировать с сиблингами. Последние дети – четвертый и пятый ребенок – часто одиноки в семье и тревожны. Последний ребенок характеризуется родителями, прежде всего, как «ябеда» [3]. Характеристики детей с определенным номером рождения, предложенные разными учеными, неоднозначны и различаются по своему содержанию. Две группы исследований, отличных по описанию личностных качеств и поведения детей,быловыделеноЛ.Б. Шнейдер. Многие исследователи отмечают агрессивность, эгоистичность, тревожность первенцев; вероятность появления эмоционального нарушения несколько больше у первого ребенка, чем у второго; младший – более спокойный и менее агрессивный. Другие исследователи пришли к выводу, что первенцу предъявляют большие требования и много ожидают от него. Считается, что первенцы более добросовестны, умеют сотрудничать, не агрессивны, проявляют ответственность, легко оказывают помощь, они дружелюбны, больше мотивированы на достижение успеха. Они практически всегда являются лидерами в коллективе, т.к. в большинстве семей старший ребенок является лидером для младшего. Младшие более зависимы от других и эгоистичны. Несмотря на свою склонность к бунту против авторитетов, младший, скорее, будет последователем, чем лидером [68]. В целом в исследованиях отмечается, что эффект очередности рождения проявляется в снижении уровня интеллектуального развития при увеличении порядкового номера рождения. Связи показателей интеллекта и порядка рождения не всегда имеют линейный характер, в некоторых экспериментальных работах выявлены и нелинейные (параболические) связи. Дети в многодетной семье по своим личностным качествам отличаются друг от друга в зависимости от порядка рождения. Предложенные разными исследователями характеристики детей с определенной сиблинговой позицией, наряду с общими чертами, имеют и определенные различия. Это подтверждает положение о более слабой детерминации фактора очередности рождения, а также влиянии множества других факторов на личностные особенности детей.
Date: 2016-05-25; view: 1458; Нарушение авторских прав |