Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Моделирование как осиока воображения
В разных исследованиях последних лет закрепилась традиция анализа моделирования либо как компонента учебной деятельности (111, 229, 230, 259, 273, 274 и другие), либо как необходимого условия мыслительной научной деятельности (11, 39, 118, 119 и другие). В немногочисленных работах, посвященных развитию знаково-символической деятельности, моделирование рассматривается как один из этапов ее становления (31, 65, 66, 229, 230). Опираясь на характеристики моделирования, представленные в названных исследованиях, мы сделали попытку связать между собой моделирующую деятельность ребенка и развитие его воображения. Мы исходили из идеи, вскользь упомянутой Л. С. Выготским, о том, что к старшему дошкольному возрасту намечается как бы раздвоение первоначально целостной, нерасчлененной замещающей деятельности ребенка на две линии, одна из которых становится основой формирования логического мышления, образования понятий, а другая ложится в фундамент развития воображения. Первая линия в истории анализа знаково-символической деятельности в большей степени привлекла внимание исследователей, и рассмотрение моделирования как учебного действия оказалось очень перспективным для изучения основ теоретического мышления. Было обнаружено, что моделирование как учебное действие может включать целый ряд операций, формирование которых возможно в рамках учебной деятельности: 1) предварительный анализ реальности (или
описывающих ее текстов); 2) перевод реальности (текста) на графический язык; 3) анализ текста с помощью графических изображений; 4) работы с моделью (видоизменение, достраивание); 5) соотнесение изображений с текстом, с реальностью (111, с. 2–3). Все операции, как установлено в исследованиях Н. Г. Салминой, В. В. Давыдова, В. С. Карапетяна, А. С. Турчина и других, не формируются стихийно, а достигаются в специально организованном обучении. Вторая же линия практически оставалась неисследованной. Сложилась следующая, противоречивая, на наш взгляд, ситуация: во многих работах воображение характеризовалось как знаково-символи-ческая деятельность, как одно из важных новообразований дошкольного возраста, как предпосылка перехода к школьному обучению, и в то же время знаково-символическая деятельность в форме моделирования признавалась не формирующейся стихийно, а требующей специального обучения. Такое положение автоматически ведет либо к признанию того, что детское воображение развивается только в специально организованном обучении, либо к поискам какого-то иного, помимо моделирования, основания деятельности воображения, ведь если согласиться с признанием знаково-символической природы воображения, то какая форма знаково-символической деятельности наиболее точно отражает его проявления и характер? Мы предположили, что здесь необходим анализ той самой второй ветви, появляющейся в результате раздвоения замещающей деятельности в дошкольном возрасте. Выдвигая такое предположение, мы опирались на замечание Л. С. Выготского о том, что детское воображение является не столько самостоятельным творческим актом ребенка, сколько моделирующей деятельностью, связанной с усвоением социального опыта (52). Попробуем сопоставить имеющиеся в литературе характеристики моделирующей деятельности и деятельности воображения с тем, чтобы иметь основание считать моделирование основой воображения. Начнем с анализа существующих определений воображения, имея в виду, что теоретически его основа еще недостаточно изучена в психологии и практически нет разработки возможных механизмов его развития. По большей части воображение является предметом исследований, проводимых в рамках психологии творчества (8, 13, 29, 30, 75, 79, 81, 82, 83, 84, 98, 131, 132, 135, 136, 169, 175, 181, 190, 226, 227, 318, 326, 338, 342 и многие другие), и в поиске существенных характеристик процессов воображения исследователи разных направлений в целом сходятся на том, что процессы воображения по меньшей мере обнаруживают себя в создании оригинальной
продукции, а также в продуктивности, легкости создания новых образов, мыслей, на основе которых потом в материально-практическом плане могут появиться новые предметы, действия и т. д Именно по этим продуктам нам, как правило, и удается судить о работе воображения и степени его развитости. Процесс вырабатывания чего-то нового опирается на имеющийся прошлый опыт, элементы которого могут быть по-новому скомбинированы, подчинены иному системообразующему принципу и т. д. Суть воображения в самом общем виде связывается с переработкой во внутреннем плане сознания реальных связей, отношений, свойств объектов и явлений действительности, с отысканием в них новой структуры или смысла, скрытых связей и сторон. Получаемый образ воображения, следовательно, будет тем новее и оригинальнее, чем активнее и глубже проведены изменения, чем нетрадиционнее, непривычнее для этих элементов трансформации, способы переработки реального материала в сознании субъекта. Как пишет Э. В. Ильенков, функционирование воображения состоит «в постоянном индивидуальном уклонении от уже найденной и узаконенной формы, причем в таком уклонении, которое хотя и индивидуально, но не произвольно — ведь недаром истинно творческая индивидуальная игра воображения рождает отклик у всех» (102, с. 40). Чем интенсивнее переработка, тем меньше старые связи и отношения будут проглядывать из новой структуры образа, тем больше имеющийся ранее образ будет отклоняться от своего первоначального смысла. Кажется, что поговорка «новое есть хорошо забытое старое» приобретает здесь более точную интерпретацию: «Новое есть непознанное старое». Всякий образ воображения может, на наш взгляд, быть представлен как диалектическое единство знаемого и незнаемого, постоянно переходящих друг в друга. Л. С. Выготский, давая характеристику воображению, писал, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в самое течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает некоторый новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением» (51, с. 437). Л. М. Веккер считал, что воображение есть тот процесс, природе которого соответствует «психическая реальность, скрывающаяся за разными уровнями экстраполяции, антиципации или вероятностного прогнозирования» (40, с. 263). С. Л. Рубинштейн связывал воображение с нашей способностью и необходимостью творить новое. По его мнению воображение представляет собой «преобразование данного, осуществляемое в образной форме» (228, с. 345). Вслед за ним Е. И. Игнатьев основным признаком
работы воображения в той или иной конкретной практической деятельности считает преобразование и переработку данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получаются новые представления: «Определение воображения можно уточнить как создание нового образа из материалов, сохранившихся в виде представлений от прошлых восприятии, как создание нового в форме идеального» (48, с. 10). Эта же мысль о воображении как процессе, в котором по-новому связываются ранее известные и вновь приобретаемые связи, подчеркивают A. Koestler (320), A. Storr (334), Н. Rugg (329). Эти и другие определения воображения представляют его как активную деятельность продуктивно-творческого, конструктивного характера. Что значит преобразование уже знаемых связей и отношений? На наш взгляд, это значит воссоздать реальность, но в соответствии с иным существенным системообразующим принципом. Механизм подсказан самим определением воображения: некое свойство имеющегося образа отрывается от других его свойств и переносится на другой образ. Процедура в целом аналогична поиску Золушки путем примеривания на ножки многих женщин крохотной хрустальной туфельки. Если отчлененное свойство существенно для отражаемого в образе объекта, то получается новый образ, для которого отчлененный признак становится системообразующим и переструктурирующим его в соответствии с самим собой. Но что означает отчленять от имеющихся элементов существенные признаки и переносить их на другие? Вероятно, это и значит моделировать. Уровень переработки материала с целью вычленения в нем нового может быть разным. Чаще всего говорят о субъективной и объективной новизне продукта воображения. В первом случае речь скорее всего идет о так называемом воспроизводящем (репродуктивном) воображении, при котором получаемый образ рефлектируется субъектом как новый, но его сущностные характеристики уже имеются в общественном сознании. Так обстоит дело, например, когда при чтении литературы мы воспроизводим облик героев, интерьеры, ландшафты, течение каких-то процессов и т. п. Во втором случае субъект открывает нечто, принципиально ранее не известное. Кроме того, говорят о различении воображения и фантазии. Мы не можем согласиться с утверждением тождества воображения и фантазии, хотя такая точка зрения присутствует даже в широко используемых учебниках по психологии (183, с. 348). В свое время К. С. Станиславский в беседе с Н. И. Сац сказал: «Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия — то, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было и не будет» (236, с. 318). И хотя о научной строгости этого определения можно спорить, нам такое разделение представляется в общих чертах верным. Речь, очевидно, должна идти о раз-
ных уровнях одного и того же процесса. Приведем еще одно такое же нестрогое определение, данное еще в 1890 году И. Анненским в работе «Книги отражений»: «Что такое фантастическое? Вымышленное, чего не бывает и не может быть» (3, с. 207). Недаром Гегель называл фантазию «ведущей художественной способностью». Воображение как таковое обладает большей связанностью с реальностью, позволяя представлять уже существующие в реальности объекты или в принципе возможные объекты и явления. Исходя из такого понимания различии между собственно воображением и фантазией, мы можем отнести фантазию скорее к следующему уровню развития знаково-символической деятельности — умственному экспериментированию, к творческим, креативным, порождающим процессам, а воображение — к уровню моделирования разной сложности. Э. В. Ильенков также предлагал рассматривать фантазию как операциональный момент творческой деятельности, являющейся по сути процессом манипулирования образами, в результате которого создаются новые оригинальные образы. Еще один несомненно важный вопрос, который связан с предыдущим,— вопрос о взаимоотношениях воображения и мышления. Диапазон ведущейся дискуссии здесь достаточно широкий: от полного противопоставления до полного отождествления этих процессов. Первую позицию защищают многие исследователи, подчеркивая самостоятельное существование и функции воображения (79, 135, 136, 190, 191, 217, 226, 227 и другие). Второй точки зрения придерживается А. В. Брушлинский, отрицающий специфику воображения как особой формы отражения и сводящий его к мышлению. Ему принадлежит формулировка парадокса взаимоотношений мышления и воображения: «Если воображение заключается в „создании новых мыслей“, то чем тогда должно заниматься собственно мышление?» (29, с. 80). Если же воображение создает "новые чувственные образы«’, «то неизбежен вывод, что в ощущениях, восприятиях и представлениях, как и в мышлении, человеку не открывается ничего нового, что, очевидно, абсурдно» (29, с. 63). Отсюда А. В. Брушлинский делает заключение, что у воображения нет собственной специфики, во всяком случае ее невозможно уловить. Мы в данном вопросе придерживаемся первой точки зрения: воображение существует как самостоятельная деятельность и выполняет собственные специфические функции, отличные от функций мышления. Возникновение такой дискуссии, как указывает О. И. Никифорова (181), вызвано рядом причин. В первую очередь это интенсивное изучение мышления, особенно его творческой стороны, выявившей существенную важность в мышлении нелогических процессов для создания оригинальной интеллектуальной продукции. Во-вторых, это связано с недостаточным прояснением природы и механизмов обоих процессов. Отсюда известные попытки отождествить
воображение с интуитивным мышлением (27, 32). Третью причину О. И. Никифорова видит в недостатках самой дефиниции воображения: с самого начала воображение изучалось как образный процесс с включением образной памяти. Еще Т. Рибо (222, 223) и Ф. Кейра (116, 117) говорили о двух видах воображения: репродуктивном воображении, отождествляемом с образной памятью, и творческом как создании новых образов. Только после сороковых годов психологи постепенно стали отказываться от включения в определение воображения образной памяти, специфицируя его как творческий процесс создания новых образов на основе переработки материала действительности (181, с. 67–75). Такое определение закрепилось и является наиболее распространенным, хотя, по верному замечанию Л. С. Коршуновой и Б. И. Пружинина, само по себе указание на новизну продукта недостаточно для определения специфики воображения, ибо под такое определение легко подводятся такие разные образования, как ложь, иллюзии да и любые адекватные продукты отражения (136, с. 34). Именно на основании критики таких неудачных определений А. В. Брушлинский и пришел к отрицанию сущности воображения. Для такого отрицания оказалось достаточным показать, что те функции, которые обычно приписываются воображению, могут быть сведены на другие психические процессы, и тогда обнаружится, что в воображении нет ничего своего. Но ведь это свидетельствует лишь о недостаточной определенности дефиниции, а не об отсутствии специфических функций у воображения. Если перейти с уровня анализа терминов на уровень фактологии, то становится трудно согласиться с утверждениями А. В. Брушлинского. Мы полагаем, что многие недоразумения связаны просто с неизученностью природы и механизмов воображения. В частности, мешает двойственный характер всех психических процессов, выступающих и как самостоятельные процессы, и как компоненты других психических процессов. Творческая функция воображения не сводится только к преобразованию образного материала, в равной степени она может быть отнесена и к преобразованию понятий, созданию новых идей. Кроме того, наличие в познавательных процессах воображения, как их компонента, не размывает специфики самих этих познавательных процессов и не ведет к отрицанию возможности самостоятельного существования воображения. О. И. Никифорова отмечала, что «...воображение направлено на познание образов желаемого, возможного, будущего или образов того, что отсутствует в опыте данного человека, но что может быть воссоздано им по каким-либо данньм. Психическим продуктом процесса воображения является создание объективно новых или частично новых образов, выражающих желаемое, возможное будущее, или — субъективно новых образов, позволяющих субъекту познать то, что
он сам не воспринимал... Оно служит основой создания новых предметов, удовлетворяющих те или иные потребности человека, и расширяет возможности познания чувственной, наглядной стороны действительности не только путем непосредственного опыта через восприятие, но и путем построения образов на основе тех или иных данных (знаков или элементов предметов)» (181, с. 69). Если так понимать воображение, что, в общем, не противоречит его характеристике как продуцированию нового, то легко констатировать его отличие от мышления, которое направлено на познание сущностей и взаимосвязей предметов и явлений действительности и связано с продуцирозанием понятий и систем понятий. Понимаемое указанным образом, воображение отделяется и от образной памяти, так как, по верному замечанию О. И. Никифоровой, «сколько бы сильно ни перерабатывались в памяти образы действительности, они никогда не отражают возможного, будущего и никогда не превращаются в образы реально существующих предметов, с которыми субъект не сталкивается в своем личном опыте» (181, с. 69). Кроме того, следует подчеркнуть наличие большого числа степеней свободы у воображения. Многие авторы говорят о том, что воображение способно заполнять пробелы интеллектуального процесса, участвуя в плохо определенных ситуациях. Чем больше неопределенность ситуации, тем больше в поиске решения задействовано воображение; чем она меньше, тем сильнее включается мышление. Вполне правомерно предположить, что в творческой деятельности воображение, фантазия играют роль своеобразного поисково-иллюстративного средства, направленного на объективно-истинное отражение сущности путем продуцирования новых оригинальных образов. Ценность фантазии в познании в известном смысле определяется тем, что она позволяет снизить дефицит информации, заполнить интеллектуальные пустоты. Путем своеобразных конструкций воображение позволяет перепрыгнуть через некоторые этапы мышления, подчиненного логике, и дать возможность сразу увидеть конечный результат. Кроме того, можно, на наш взгляд, считать воображение поставщиком самых невероятных решений, опирающихся на очень далекие и на первый взгляд поверхностные, малообоснованные ассоциации и аналогии. В этом смысле мы могли бы назвать воображение «зоной ближайшего развития» мышления. Но в этом и ограниченность решения интеллектуальных задач с помощью воображения. Такие решения при всей их оригинальности не строги, так как опираются на возможное, а не на логически обоснованное действительное. Мышление в этом плане более строго, каждый его ход, каждая логическая цепочка должны быть строго выверены и сопоставлены с реальностью, объективно обоснованы. Обобщение сказанного позволяет из существующих представле-
ний о воображении выделить ряд его существенных характеристик: 1) воображение определяется как процесс порождения нового (образов, идей); 2) воображение определяется как конструктивная деятельность, в основе которой лежит переработка элементов прошлого личного опыта субъекта; оперирование ими; 3) воображение определяется как экстраполирующая, антиципирующая деятельность, прогнозирующая, создающая «модель потребного будущего» (190, с. 12). Кроме того, Л. С. Коршунова и Б. И. Пружинин говорят о необходимости внесения в понимание воображения такой характеристики, как рефлексивность: «О самостоятельности воображения можно говорить лишь в том случае, если есть возможность рефлексивной самоидентификации образов воображения (в их отличии or образов чувственного познания и рационального мышления)» (136, с. 33). Эту идею поддерживает и Я. А. Пономарев, говоря, что «в воображении человек использует модели и функции оригиналов, сохраняя при этом отчет о своем допущении» (203, с. 138). Указанные характеристики позволяют нам заключить, что деятельность воображения может быть описана как продуцирование новых сущностных характеристик того, что ранее не встречалось в опыте субъекта, за счет оперирования в сознании элементами имеющегося прошлого опыта. Теперь обратимся к типичному определению моделирования: моделирование есть оперирование сущностными характеристиками замещаемого объекта, зафиксированными в знаковой, образной и т. п. форме с целью получения новой информации об этом объекте. И в том и в другом случаях речь идет о получении существенных характеристик, признаков, свойств объекта за счет оперирования элементами имеющегося опыта. Только когда речь идет о мышлении, субъект имеет дело с реальным объектом и идеальной моделью, а в случае воображения — с идеальным объектом и идеальной же моделью. В первом случае существование реального объекта определяет модель и возможные операции над ней. Во втором случае модель и оперирование ею могут породить объект, а могут и не породить, оставив его на уровне модели, составленной за счет обобщения из элементов моделей других реальных объектов. В воображении, таким образом, реализуется чрезвычайно важная функция моделирования — создание новой действительности. В этом случае создаваемые воображением «модели потребного будущего» — это новые идеальные фрагменты действительности, результат обратного воздействия субъекта на мир, усиления себя в мире. Идеи о творчестве как проектировании, усилении и удлинении себя, своей личности содержатся в работах Н. Роджерс (222) и Ф. Баррона (9). Наш анализ показывает, что моделирование в форме воображения — это возможный путь воплощения вымысла человека в практику, точнее, начало этого пути.
С точки зрения процессов мышления модель выступает заместителем некоторого оригинала, системой, «отражающей созидательный потенциал действительности» (173, с. 13), для воображения же сама модель становится как бы оригиналом, «воплощающим в себе и раскрывающим для других принцип конструирования своих копий» (179, с. 13). Возможность раскрыть механизмы воображения через операции моделирования представляется нам достаточно перспективной. В самом общем виде, опираясь на уже имеющиеся в литературе пооперационные схемы моделирования как учебного действия, мы представляем себе работу механизма воображения следующим образом: 1) предварительный анализ реальности; 2) перевод реальности на знаково-символический язык, построение моделей, ассимиляции их как фактов своего субъективного опыта; 3) анализ имеющихся в опыте моделей; 4) оперирование моделями: а) переброска моделей или их частей из одной, адекватной им, системы координат в другую (мыслимую как потенциально для них возможную) с опережающим отражением — усмотрением нового целого до уточнения его частей и деталей; б) усмотрение в исходной модели элементов (свойств, признаков), воспринимаемых как целых внутри целого, как в каком-то смысле разнородных с ней, и «снятие» этих элементов с одновременным изменением структуры самой преобразуемой модели, чтобы она сохраняла целостность и устойчивость, становясь в то же время чем-то другим в соответствии с целями субъекта (своеобразное вычитание ряда свойств, признаков, качеств); в) привнесение в модель ранее не присущего оригиналу свойства, качества с изменением ее структуры и содержания для сохранения ее целостности и устойчивости; если привнесенный признак окажется существенным, модель приобретает новую структуру, новый системообразующий центр и превращается в нечто иное по сравнению с исходной; предварительно, разумеется, субъект усматривает в чертах исходной модели возможность создания некоего нового целого путем заполнения потенциальных белых пятен, пустот, «зазоров опыта» (рабочее название этой операции — сверхдополнение признаков); г) вторичная работа с полученной моделью в соответствии с изменением ее структуры: коррекция, подлаживание отраженных в ней свойств оригинала под новый организующий принцип, достраивание, видоизменение, переструктурирование и т. д. (рабочее название операции — балансировка); 5) проверка созданной модели на устойчивость, целостность, правдоподобие, испытание ее, соотнесение с реальностью; возможное воплощение ее в жизнь в материальном или материализованном виде.
Работа воображения, таким образом, может быть представлена как поочередное развертывание и свертывание качественных характеристик создаваемой модели, как постоянное превращение ее то в разнородную, то в однородно-целостную, то в сукцессивную, то в симультанную. Главное же, на наш взгляд, чтобы привносимое или отчленяемое свойство было существенным для модели. В противном случае, мы столкнемся с известным фактом, описанным Д. Юмом: он обратил внимание на то, что представления могут комбинироваться в воображении и, доводя это положение до абсурда, писал, что мы можем представить себе «добродетельную лошадь» — достаточно представить себе «добродетель» и это представление прикрепить к фигуре лошади! В целом же, обобщая сказанное, можно согласиться с идеей Э. В. Ильенкова (101) о том, что способность воображения состоит в умении «схватывать» целое раньше частей, в умении на основе отдельного намека, элемента, тенденции строить целостный образ. Как отмечал М. А. Лифшиц (150), в своей развитой форме это умение позволяет познавать обобщенные связи и закономерности действительности и выражать их в специфических символических формах, а также обеспечивает, по образному выражению С. Л. Рубинштейна, возможность отлета от реальности, когда на основе отдельного признака реальности создается новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для работы внутреннего плана действий. Таким образом. вполне можно заключить, что в воображении присутствует фундаментальная основа моделирования. К возможности создавать новые сущности из элементов прошлого опыта ребенок приходит не сразу, не вдруг. Моделирование как основа воображения развивается на базе замещения на протяжении не только дошкольного, но и более поздних возрастов. Но уже исследователи дошкольного периода имеют возможность наблюдать за созданием ярких и порой весьма оригинальных продуктов детского воображения. Недаром еще во времена Л. С. Выготского была развернута дискуссия о том, богаче ли воображение дошкольника воображения взрослого человека. Date: 2016-05-13; view: 1036; Нарушение авторских прав |