Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Моделирование как форма знаково-символической деятельности
Термины «модель», «моделирование» очень распространены в научной литературе, и их использование имеет длинную историю. Первыми моделями можно считать идеи Фалеса о воде и Гераклита
о космическом огне как первоосновах мира, представление Анакси-мандра о Земле как плоском цилиндре, учение Демокрита и Эпикура об атомах и т. д. Первую математическую модель в начале нашей эры построил Птолемей в виде системы циклов и гиперциклов, которая точно описывала движение наблюдаемых им планет. В. А. Штофф проследил этимологию слова «модель» от латинского слова «modus», «modulus» (мера, образ, способ и т. п.): «Взятое у Ветрувия, оно уже в средние века обозначало масштаб (половина диаметра колонны), в котором выражались все пропорции здания» (285, с. 8). Леонардо да Винчи, И. Кеплер, Г. Галилей и другие ученые эпохи Возрождения, не употребляя слово «модель», обращались к моделям-аналогам, создавали идеальные и графические конструкции из воображаемых элементов реальных вещей. Еще в XV веке Леонардо да Винчи утверждал: «Напиши о плавании под водой и получишь летание птицы по воздуху». Галилео Галилей описывал, что когда в начале XVII века в Венеции строили галеры больших размеров, чем обычные, то для учета при их сооружении опыта постройки обычных галер были разработаны определенные условия подобия, более широкие, чем требования чисто геометрического подобия (43, с. 74). Проблемы моделирования рассматривал И. Ньютон в своем знаменитом сочинении «Математические начала натуральной философии», и механика Ньютона по праву называется исторически первой всеобъемлющей математической моделью: она строилась на ос-•нове системы аксиом, описывающих не только сам объект, но и некоторую алгебру, то есть совокупность правил, определяющих допустимые операции над этим объектом. В новое время термин «модель» использовался в работах Э. Бельтрами, Ф. Клейна, Ж. Фурье, Ж. Бертрана, указывающих на существование отношений подобия между объектом и моделью, позволяющих вместо анализа самих объектов и операций над ними исследовать модель. Благодаря наглядности, простоте и доступности моделей появилась возможность гибкого мысленного оперирования концептуальными объектами. В современных исследованиях модель становится не только средством познания, но и отдельным объектом изучения ее характеристик. В зависимости от целей и теоретических позиций исследователя термин «модель» употребляется в смысле «метод», «аналог», «образец», «система», «структура», «формализованная теория» или «формальная система», «интерпретация», «репрезентация», «алгоритм» и т. д. (11, с. 14). А. И. Уемов, пытаясь систематизировать столь разнообразные трактовки термина «модель», составил таблицу из 37 различных понятий модели (262, с. 23–54). Правда, в нее
включены не столько разные определения, сколько те или иные признаки, указываемые различными авторами в качестве основных для понимания сущности модели. На широкую интерпретацию термина «модель» указывала в конце 50-х годов М. Бродбек (302, с. 38), а Д. Р. Чао, анализируя концепции моделей в западной философии и лингвистике, представил не только 30 адекватных употреблений термина «модель», но и список из 20 трактовок, хотя и именуемых моделями, но таковыми не являющихся (306, с 558). Широкую интерпретацию лингвистическим моделям дал Р. Л. Акофф (299), считавший, что модели моделируют в том смысле, что делается попытка установить, на что похожа система. Значениям слова «модель» в лингвистике уделяет внимание Р. Т. Белл, рассматривая широкий диапазон моделей от изобразительных (иконических) до аналоговых и символических (12, с. 66–87). В последние годы опубликован ряд интересных отечественных работ, связанных с психологическим анализом процессов модели-рояаним и опирающихся на мощный фундамент философского рассмотрения сущности моделей, модельных отношений и моделирующей деятельности (43, 72, 95, 111, 153, 154, 155, 182, 229, 230, 259, 262, 274, 284, 286 и другие). В общефилософском смысле моделирование связано с созданием вспомогательного (естественного или искусственного) промежуточного объекта (модели), имеющего то или иное объективное соответствие с познаваемым объектом-оригиналом, замещающего оригинал на некоторых этапах исследования и позволяющего получать определенные сведения об изучаемом объекте. Следовательно, говоря о моделировании как знаково-символической деятельности, мы имеем в виду ряд существенных моментов: 1) модель есть заместитель объекта или явления; 2) модель находится в объективном соответствии, подобии своему оригиналу и поэтому 3) может быть использована как аналог, репрезентат реального объекта для оперирования с ним в целях получения более глубокого знания о моделируемом содержании. Сразу же обратим внимание, что замещение как знаково-символическая деятельность удовлетворяет полностью первому условию, частично второму, так как соответствие заместителя замещаемому содержанию не всегда идет по существенным признакам, и практически не удовлетворяет третьему, ведь оперируя с палочкой как заместителем лошадки в игре, ребенок ничего нового о лошади не узнает. Поэтому только при наличии указанных моментов можно говорить о существовании модельного отношения, репрезентации на уровне моделирования. Известное определение деятельности моделирования принадлежит И. Б. Новику (182). Он называет ее опосредованным (практическим или теоретическим) исследованием объекта. В качестве опосредующего элемента выступает квазиобъект — вспомогательная
естественная или искусственная система, находящаяся в объективном соответствии- с оригиналом, способная замещать его до известной степени и дающая при оперировании с нею информацию о моделируемом содержании качественно нового уровня. Моделирование широко используется в технических, экономических, научных, педагогических процессах. Объектом его становится модель, определяемая в работах Л. М. Фридмана следующим образом: «Моделью некоторого объекта А (оригинала) называется объект В, в каком-то отношении подобный (аналогичный) оригиналу А, выбранный или построенный субъектом (человеком) К по крайней мере для одной из следующих целей: 1) замена А в некотором мысленном (воображаемом) или реальном действии (процессе), исходя из того, что В более удобно для этого действия в данных условиях (модель-заместитель); 2) создание представления об объекте А (реально существующем или воображаемом) с помощью объекта В (модель-представление); 3) истолкование (интерпретация) объекта А в виде объекта В (модель-интерпретация); 4) исследование (изучение) объекта А с помощью объекта В, посредством изучения объекта В (модель исследовательская)» (274, с. 25–26). В этом определении подчеркивается целеполагающая активность познающего субъекта в моделировании и зависимость построения модели от задач той деятельности, в которую она вплетена. Как указывает Л. М. Фридман, при построении модели человек может преследовать ряд указанных целей, поэтому модель-заместитель одновременно может являться и моделью-представлением, которая в свою очередь может стать и исследовательской моделью и т. д. Сами предлагаемые виды моделей могут включать подвиды: так, среди моделей-представлений можно выделить модели-представления как реальных, так и воображаемых объектов, а также прогнозирующие модели, модели-описания и пр. Л. М. Фридман, с мнением которого солидарны многие исследователи. предлагает рассматривать моделирование как особую деятельность по ’ построению (выбору или конструированию) моделей для разных целей. Таким образом, можно принять такое определение модели: «Модель есть созданная или выбранная субъектом система, воспроизводящая существенные для данной цели познания стороны (элементы, свойства, отношения, параметры) изучаемого объекта и в силу этого находящаяся с ним в таком отношении замещения и сходства (в частности, изоморфизма), что исследование ее служит опосредованным способом получения знаний об этом объекте» (11, с. 28). Моделирование может выступать как полное, неполное и приближенное. В первом случае модель отражает все существенные стороны, признаки, отношения и т. д. репрезентируемого содержания,
во втором — часть из них, а в третьем — подразумеваемые, мыслимые как потенциально возможные стороны и свойства моделируемого объекта. Как и другие деятельности, моделирование имеет внешнепрак-тическую форму или выступает как мысленный процесс. В обоих случаях модели обладают определенной наглядностью. Об этом говорит В. А. Штофф, характеризуя модельные системы как мысленно представляемые или материально реализованные системы, которые, воспроизводя объект исследования, могут замещать его так, что их изучение дает новую информацию о моделируемом содержании (284, с. 19). Говоря о взаимоотношениях между моделью и оригиналом, Л. М. Фридман предлагает от традиционного бинарного описания (модель-оригинал) перейти к тернарному, подключая к модели и моделируемому содержанию активного субъекта, который создает и использует это отношение. Тем самым в известной степени упрощается вопрос об адекватности отражения моделью оригинала, так как создающий модель и модельное отношение субъект полагает ее пригодной для отражения, выделяя в ней те свойства и отношения, которые позволяют данной модели в данной конкретной ситуации быть использованной как аналог, репрезентат оригинала. В литературе описывается множество классификаций моделей. Наиболее общее основание, которое используют многие исследователи,— это деление моделей на материальные и идеальные. К материальным относят все те модели, что сконструированы человеком искусственно из каких-либо вещественных предметов или взяты из природы в качестве образцов. Такие модели могут отображать пространственные особенности объектов, воспроизводить ряд физических параметров оригинала или его структурные свойства, имитировать один процесс с помощью других и т. д. Материальные модели обычно делят на статические и динамические. Функционируют они как любой материальный объект по объективным законам природы и допускают определенные предметные преобразования. Идеальные модели обычно описываются тремя типами: 1) образ-но-иконические модели, 2) знаково-символические и 3) мысленные (умственные или воображаемые). Образно-иконические модели— это разного рода рисунки, чертежи, схемы, карты и планы, передающие в образной форме структуру или другие особенности моделируемых объектов действительности. Знаково-символические модели являются записью структуры или некоторых особенностей моделируемых объектов с помощью определенного искусственного языка (математические уравнения, химические формулы и т. п.). И, наконец, мысленные модели — это представления субъекта о явлении, предмете или процессе, выражющие теоретическую схему моделируемых объектов. Свои познавательные функции они выполняют как
идеальные, мысленно представляемые конструкции. Как отмечает В. А. Штофф, в процессах научной коммуникации они приблизительно могут закрепляться в языковой форме, с помощью знаковых средств, чертежей, рисунков, то есть в ипостаси материальной модели или знаково-символической, но при этом содержание мысленной модели не трансформируется, она сама по себе не становится материальной. Все «операции над ними, все преобразования в них и изменения осуществляются субъектом, применяющим (или нарушающим) соответствующие правила, законы и принципы, которыми следует в такой деятельности руководствоваться. Поэтому оперирование мысленными моделями представляет собой форму мысленного эксперимента, а сами модели являются его мысленными орудиями и средствами» (286, с. 116). Элементы, из которых собираются образно-иконические модели, в известном смысле как бы изначально обладают репрезентирующей наглядностью, так как адресуют субъекта к материальной действительности, представляя собой образцы каких-то реальных, конкретных, более или менее хорошо известных субъекту свойств и качеств объектов и явлений, доступных наблюдению. Эти свойства и отношения могут представляться в любой форме, доступной чувственному познанию в силу их аналогий с натурой. Иконические модели выступают наглядными аналогами не только элементов, но и ряда особенностей структуры, поведения, функционирования реальных объектов, которые замещаются ими (284, с. 28–29). Именно поэтому такого типа идеальные модели могут воплощаться в чертежах, схемах, планах, рисунках и т. п. Знаковые и мысленные модели выступают в этом случае как модели второго порядка, более абстрактного уровня. Дело в том, что эти модели составлены не (или не только) из образов реальных предметов, а и при помощи системы знаков и символов, кодирующих эти реальные объекты и отношения между ними и в силу этого требующих толкования, может быть, даже с помощью иконических разверток моделей. В этом случае говорить о сходстве элементов знаковой модели и замещаемой ею действительности не приходится, так как мы уже отмечали, что само понятие знака исключает сходство между ним и репрезентируемым явлением, во всяком случае оно не является обязательным. Выбор знака для кодирования объекта произволен, тем более произволен знак, обозначающий не сам объект, а отношения между объектами, «ибо не может быть никакого сходства между единичным, чем является знак, и отношением, которое является выражением общего» (284, с. 29). Поэтому можно заключить, что знаковая модель не обладает наглядностью в смысле сходства ее элементов с элементами структуры реального объекта. Но ее наглядность проявляется в другом — в воспроизведении отношений, функ-
ции, свойственных объекту, в виде, например, пространственной упорядоченности знаков и т. п. Это, разумеется, весьма ограниченная наглядность, требующая интерпретации, определенной семантики, то есть выполнения строгих однозначных правил употребления знаков. Понятно, что такие модели строятся в тех случаях, когда обследованию подлежат предельно общие связи, отношения, структуры. Во всех иных случаях достаточно оперировать образно-иконическими моделями. Следовательно, знаковые и мысленные модели сами по себе нуждаются в дополнительной интерпретации. Моделирование как знаково-символическая деятельность развивается из материально-предметного построения моделей по механизму интериоризации. С нашей точки зрения, материальное, практическое моделирование представляет собой внешнюю линию в становлении знаково-символической деятельности так же, как это происходит с развитием замещения в игре, рисовании, конструировании и т. д. В то же время действует и обратный процесс: создание материальных и идеальных (образных и знаково-символических) моделей производится на базе предварительного создания мысленных моделей как образов моделируемого содержания. Модель—не просто образ-копия репрезентируемого содержания, а образ наиболее существенных его свойств и сторон. Чем менее материальна модель, тем более значимые существенные свойства она отражает, тем более они обобщены. Моделирование позволяет проникать в сущность замещаемых объектов и репрезентировать ее субъекту, делая доступными изучению скрытые стороны и связи, не данные в непосредственном наблюдении и практическом исследовании. Это делает моделирование мощным средством мышления. Поскольку реальный объект имеет, как правило, сложную, многоступенчатую структуру, различные уровни своей организации, то модель содержит в себе «сущности разных порядков, менее глубокую и более глубокую сущность, которые по-разному проявляют себя на поверхности» (121, с. 3). В соответствии с уровнем проникновения в моделируемую действительность для одних и тех же объектов и явлений выстраиваются и модели разных уровней. Чем выше уровень модели, тем глубже проникновение в сущность явлений при их последующем анализе, тем более развитым является мышление, тем вероятнее его творческие проявления. Для моделирования описано множество осуществляемых им функций. Большинство из них связано с учебными моделями, с моделированием в учебной деятельности, поскольку, по мнению ряда исследователей, оно не формируется в полном своем составе стихийно, без специального обучения (111, с. 2, 9–13). Систематизация и анализ этих функций описаны в ряде работ (49, 72, 73,
143, 229, 230 и другие). В частности, речь идет о функции абстрагирования, операциональной функции, функции симультанизации восприятия (Н. Г. Салмина); функции фиксации знаний, обозначения, планирования (Л. И. Айдарова); эвристической функции (В. В. Давыдов, А. У. Варданян) и т. д. Наиболее же важной, основной функцией моделирования признается «построение особой реальности — идеализированной предметности — как объективации сущности, что создает возможность ее исследования» (230, с. 96). Нам представляется, что рассмотрение моделирования только как учебного действия, компонента учебной деятельности, сужает проблему. Во всех случаях, когда субъект ставит задачу открытия чего-то нового, речь идет о моделировании, поэтому в качестве компонента моделирование входит в продуктивную, творческую деятельность, а не только в деятельность учебную. Кроме того, думается, что включение моделирования в учебную деятельность зависит и от сформированности самой учебной деятельности: не исключено, что некоторые дети и в учебной деятельности используют не моделирование, а замещение. Говоря о моделировании как о качественно более высокой по сравнению с замещением ступени развития знаково-символической деятельности, мы должны продемонстрировать наличие качественного приращения к замещению, свидетельствующему о движении знаково-символической деятельности вперед. Если ступень замещения в целом направлена на освоение средств создания идеализированной предметности, то моделирование центром имеет процесс ее построения и качество получаемого результата. Замещение, допуская возможность использования одного в качестве другого, становится фундаментом моделирования. Без сомнения, отражение в модели существенных свойств объекта — конструкция значительно более сложная, чем отражение в заместителе возможности действия с ним так же, как с оригиналом. Как указывает В. В. Давыдов, модели — это формы особых абстракций, где «существенные отношения объекта закреплены в наглядно-воспринимаемых и представляемых связях и отношениях вещественных или знаковых элементов. Это своеобразное единство единичного и общего, при котором на первый план выдвинуто общее, существенное» (72, с. 112–113). Развитие знаково-символической деятельности, как мы уже отмечали, идет не столько по линии смены объектов, сколько по линии смены действий с элементами идеализированной предметности. В замещении «снимается» функция, функциональное отношение, позволяющее действовать в игре с заместителем как с замещаемым объектом. Эта функция не всегда самая существенная для замещаемого содержания: маленькая палочка в игре становится градусником не потому, что ею можно измерить температуру (для этого, строго говоря, i2. 179
градуснику и не обязательно иметь удлиненную форму), а потому, что ее можно сунуть под мышку. В моделировании же осуществляется «снятие» существенных признаков, необходимых для познания и понимания оригинального содержания. В дальнейшем оперирование этой моделью позволяет представлять объект, интерпретировать, описывать его, исследовать с целью получения новой информации о свойствах и качествах действительности, ею обозначенной. Строго говоря, у замещения в познавательном плане есть пределы, ограничения, поскольку речь идет о функциональном использовании заместителя в игровой деятельности. Оперируя в игре палочками, ребенок ничего не узнает о лошади или градуснике, кроме того, что он уже знает, и что, собственно, сделало возможным использовать заместитель как таковой. Использование же моделей позволяет получить более глубокую и точную информацию о моделируемых объектах и процессах. Как пишет Г. А. Глотова, замещение связано с использованием единичных знаково-символических средств в таких ситуациях, когда замещаемое содержание уже присутствует актуально. При этом замещаются, как правило целостные ситуации, объекты или действия без раскрытия их внутреннего содержания (66, с. 6). Моделирование же отличается тем, что зна-ково-символические средства становятся сами объектами действия, из изменений и преобразований которых извлекается или, во всяком случае, может быть извлечена новая информация о замещаемом содержании. Именно необходимость оперировать сущностными характеристиками вещей и явлений приводит к смене замещения моделированием. Но это не значит, что замещение как уровень развития знаково-символической деятельности отмирает, уступая ему место. Замещение остается в структуре всей знаково-символической деятельности и продолжает выполнять свои задачи в случае необходимости. Реализация его зависит от ряда причин: это могут быть возрастные особенности детей, специфические задачи той деятельности, которую выполняет человек, степень развитости знаково-символической деятельности в процессе специального обучения. Будучи формой знаково-символической деятельности, моделирование по своим сущностным характеристикам оказывается качественно более продвинутым процессом, нежели замещение, но сохраняет родственные с ним черты. Механизм перехода от замещения к моделированию представляется нам как разрешение противоречия между необходимостью оперировать существенными характеристиками, признаками объектов и возможностью на уровне замещения репрезентировать лишь их целостные формальные характеристики. Можно предположить, что достаточно владея замещением, ребенок пытается с его помощью решать встающие перед ним познавательные задачи, требующие «схватывания» существенных призна-
ков вещей. Невозможность это сделать приводит к поиску иного механизма — механизма моделирования. Кроме того, замещение дает в руки ребенка набор средств, которые должны быть использованы, а не положены мертвым грузом. Косвенным свидетельством в пользу такого предположения мы считаем нарастание к старшему дошкольному возрасту вопросов «что?», «как?» и «почему?», свидетельствующих об интересе к сущности вещей, явлений, к познанию связей между ними (6), а также отмечаемый воспитателями факт выбора естественных, настоящих предметов в качестве игровых (зачем, если уже освоено замещение, возвращаться к обозначению предмета им самим?) Освоение моделирования только начинается в дошкольном возрасте, овладение им — процесс длительный и выходящий далеко за пределы дошкольного детства. Освоению его, безусловно, способствует учебная деятельность, но в то же время нельзя забывать и о возможности линии стихийного формирования элементов моделирования, приводящего к развитию воображения, формированию житейских понятий и т. д. Date: 2016-05-13; view: 1509; Нарушение авторских прав |