Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Замещение в игровой деятельности ребенка 3 page
Результаты первой серии в целом оказались выше, чем результаты второй, что нами и ожидалось, так как буквенный материал сложнее, чем цифровой. Примерно 53 % испытуемых удачно шифровали простые слова и около 40% смогли расшифровать чужое сообщение. Обобщая полученные данные, отметим, что хотя школьники-шестилетки меньше зависят от качеств замещающих средств, они сталкиваются с другими трудностями, в частности с несформиро-ванностью умения подчинять свою деятельность правилу, рассчитанному на работу в двух алфавитах. Ошибки были связаны с
нер^зличением своего алфавита и алфавита партнера. Хотя, как показано Е. В. Филипповой, дети старшего дошкольного возраста уже способны к различению «знаков для себя» и «знаков для другого» по уровню представленности в них всеобщего, в наших экспериментах, где знаковые системы отличались только обратным по отношению друг к другу характером, дети забывали о партнере, путая языки. Кроме того, можно предположить, что многие наши испытуемые оказались в плену наглядной ситуации, когда наглядная, имеющаяся ситуация (собственная кодовая таблица) интерферирует с представляемой, вытесняет последнюю, приводя к типичным ошибкам неразличения кодов. Неумение подчинить свою деятельность правилу свидетельствует о несформированности важной предпосылки готовности детей к школе — произвольности поведения. Третья серия экспериментов была связана с поиском ответа на вопрос: если главное в использовании заместителей в игре — это возможность выполнять с ними определенные действия, то способны ли дети по изображаемым действиям восстанавливать предметы и ситуации, в которых типичны производимые действия. Иными словами, может ли ребенок составить символическую запись, передающую другим известную информацию, используя только действия. Мы использовали экспериментальную задачу «Инсценировки», пользуясь игрой-задачей А. С. Спиваковской (250) «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», трансформировав ее в соответствии с нашими исследовательскими целями. Задача состояла из трех серий. В первой серии мы предлагали детям, используя жесты, движения, позы, мимику и т. п., показать другим членам экспериментальной группы действия взрослых, занятых профессиональной деятельностью шофера, почтальона, врача и других. Остальные участники должны были определить, кого ребенок пытается изобразить. Во второй серии таким же способом предлагалось изобразить какое-нибудь животное, производящее типичные для него действия (белочка грызет орешек; кошка выгибает.спинку; журавль шагает по болоту и т. п.). Наиболее сложной была третья серия, где мы просили детей попытаться изобразить предметы (закипающий чайник; режущие ножницы; тающую сосульку и т. п.). В эксперименте участвовали дети старшей и подготовительной к школе групп детских садов г. Тулы: 28 и 23 испытуемых соответственно. Игра была организована как соревнование с призом, который доставался тому, кто лучше всех покажет взрослого, животное и предмет. Кроме основных целей, нас интересовало, что именно дети выбирают для инсценировки и то, насколько оригинальны или шаблонны они в использовании жестов, поз, движений как заместителей. Для обеих возрастных групп обнаружилось, что легче детям
дается изображение действий животного, затем работающего взрослого, и достаточно трудно — изображение функционирующего каким-либо образом предмета. В старшей группе из 84 возможных замещающих изображений было только 35 (около 42%) удачных, большинство из которых относилось к изображению животных и людей. Только восьми детям (около 28%) удалось показать функционирующий каким-либо образом предмет, чтобы другие его узнали, хотя и не с первой попытки, а в результате выдвижения версий. Таким образом, приходится констатировать, что уровень замещения действиями в этой группе оказался довольно низким. Мы предположили, что до шестилетнего возраста дети недостаточно рефлексируют сами действия, которые можно воспроизвести на заместителях. В подготовительной к школе группе, где теоретически можно было осуществить 69 показов, результаты были выше: перед глазами детей-зрителей прошли 53 экспозиции (примерно 77% от числа возможных); их качество было лучше и выбор объектов замещения интереснее. Если в старшей группе при изображении животных дети воспроизводили, если так можно выразиться, типичные изображения (белочка грызет орех, заяц стучит лапами по бревну, кошка выгибает спину, уж ползет и т. п.), то в подготовительной дети пытались воспроизвести, во-первых, более экзотических персонажей, например, верблюда, кенгуру, улитку и т. п., а во-вторых, их действия, образцов изображения которых у группы отгадывающих детей не было. Например, мы наблюдали попытку изобразить жирафа, объедающего листья с высокого дерева; ласточку, бросающуюся вниз с карниза; петуха, сгребающего ногами сор и т. п. В изображении действий взрослого человека дети старшей и подготовительной групп одинаково ориентировались на существующие образцы (шофер крутит руль; врач выслушивает больного фонендоскопом и т. д.), но и здесь подготовительная группа была оригинальнее в выборе изображения профессиональных действий (маляр красит стену высокой кистью; шахтер работает отбойным молотком; садовник высаживает растения и поливает из шланга, обрезает кроны деревьев и пр.). Особенный же прогресс мы отметили в изображении «поведения» предметов. Попытку представить действие какого-то предмета здесь предпринимали почти все дети, двенадцати удалось добиться угадывания (это около 52%). Изображаемые предметы также были интереснее: если в старшей группе это были изображения пыхтящего локомотива, закипающего чайника, то в подготовительной группе дети пытались показать работающую отвертку; домкрат; тающую сосульку; стригующие волосы ножницы; веревку, завязывающуюся узлом; щипцы, раскалывающие орех. Таким образом, можно отметить существенную разницу в игро-
вых замещениях действиями между детьми старшей и подготовительной групп детского сада. В целом же детям доступно понимание таких действий, особенно если изображающий схватывает их суть, воспроизводя наиболее характерные действия, а не второстепенные. Подводя итог этой части нашей экспериментальной работы и теоретического анализа, мы можем сделать вывод, что в рамках игровой деятельности большинство дошкольников формируют уровень замещения как ступень становления знаково-символической деятельности. Это уровень совершенствуется от среднего к старшему дошкольному уровню, поскольку расширяется степень осознанного использования алфавитов (языков) разной сложности — от конкретного предмет-предметного замещения до абстрактно-символического. Чем старше ребенок, тем меньше он связан с внешними характеристиками используемых в игре заместителей, тем больше он опирается на существенное в них, что позволяет формировать предпосылки перехода к моделированию. В целом нарастает свобода в использовании заместителей и поиске подходящих к данным объектам заместителей., Попытаемся показать, -что таким же образом идет развитие замещения и в других формах детской деятельности. § 3. Замещение в изобразительной деятельности ребенка Игра — не единственный вид деятельности дошкольника, в котором формируется знаково-символическая деятельность. Другой такой показательной деятельностью является рисование. Первые исследователи детского рисования Дж. Селли, Г. Кер-шенштейнер, В. Крёч, К. Бюлер, X. Энг, Ж. Люке и другие исходили из предположения, что детские рисунки должны рассматриваться как символы предметов и явлений окружающего мира. Так, Дж. Селли в рамках своего представления о развитии воображения ребенка считал, что детские каракули имеют смысл только благодаря детскому воображению. В изображении каракуль для выражения чего-нибудь произвольно подбирается символ, а не подобие. С развитием же интеллекта в рисунках встречаются попытки изобразить реальные предметы. Но, по мнению Дж. Селли, здесь у всех детей замечается удивительное сходство в изображении. Он объяснил это «чисто произвольным символизмом» (238, с. 371) и его устойчивостью, полагая, что привыкая к своим изображениям предметов, ребенок считает их правильными и отражающими реальный мир. В изображении достаточно условности, схематичности, так как ребенку не требуется добиваться полноты и точности сходства,
ему хватает намека. Дж. Селли считал, что в рисовании ребенок условно изображает все, что он знает о предмете или явлении, пытается дать некоторое указание на вещь, которую он изобразил. Как позже отметил Л. С. Выготский, ребенок стремится скорее назвать и обозначить рисунок, чем представить, что дало ему основание искать связи между рисованием и речевым развитием ребенка. К. Бюлер (33, 34), анализируя детские рисунки, считал их непосредственными проявлениями детской фантазии, не зависящими от внешних побуждений. Дети, считает он, рисуют по памяти свои суждения о мире. Доказательства тому — наличие в детских рисунках «рентгеновских изображений», соединение в рисунке деталей, не данных в восприятии единичного предмета, например, два глаза на профильном рисунке, обе ноги у всадника, сидящего верхом на лошади, и т. п. Поэтому К. Бюлер разделял мнение Дж. Селли о детском рисуночном символизме, считая символизм органически присущим ребенку как в игре, так и в рисовании. Анализируя схемы детских рисунков, К. Бюлер счел, что они приспособлены к простейшему иллюстрированию понятий и заключающихся в них знаний, содержат существенные и постоянные признаки предметов. Символичность в детском рисунке он понимал как тот факт, что «ребенок в отображении реальных предметов руководствуется своими знаниями о них, выражает имеющиеся у него понятия, сложившиеся под влиянием речи» (цит. по: 173, с. 25). Таким образом, используя термин «символ» в графической деятельности,«—Дж. Селли и К. Бюлер имели в виду «условный знак, который, обозначая предмет или явление, не имеет с ним видимого сходства или имеет незначительное» (173, с. 25). Многие исследователи проводят аналогии между развитием рисования и формированием игровой деятельности или становлением речи. Наиболее интересны в этом, смысле идеи Ж. Пиаже и Л. С. Выготского о графической деятельности ребенка как форме проявления развивающейся знаково-символической функции сознания. В трактовке Ж. Пиаже рисование — это свидетельство развивающейся способности к различению обозначения и обозначаемого. Он называет его особым видом подражания, приводящего к появлению индивидуальных умственных образов, или, если следовать терминологии самого Ж. Пиаже, символов. Первые символы — слова-обозначения, которые сугубо индивидуальны, субъективны и по природе напоминают иконические знаки в силу своего сходства с тем, что изображается. Символы в рисовании, как и в игре, развиваются от отдаленного, подразумеваемого ребенком сходства с обозначаемым ко все большему тождеству. Как и в игре, которая из символической становится все более реалистической, близкой
к изображаемым действиям и отношениям, так и в рисовании от намеков в каракулях ребенок переходит к большему реализму. После овладения способностью создавать образы-изображения ребенок с их помощью учится предвосхищать схему будущего действия, то есть уже может изобразить в рисунке то, чего нет в непосредственно воспринимаемой им ситуации, но может быть. Таким образом, рисование — это внешнее воплощение символов, образовавшихся в результате имитации, подражательности. Ребенок интериоризует подражательные действия, придавая им субъективный характер, и переносит их на бумагу. В этом смысле для Ж. Пиаже рисование выступает частным проявлением символического мышления ребенка, способом развития символической функции. Сравнивая возможности игры и рисования в развитии знаково-символической функции, Ж. Пиаже считал, что рисование развивает образ как означающее, а игра насыщает этот образ разнообразными значениями. Иными словами, рисование совершенствует как бы форму, а игра — содержание символической функции, символов и знаков. На этапе же операторного интеллекта, по Ж. Пиаже, оба пути сходятся. Поскольку в концепции Ж. Пиаже присутствует разделение символов как индивидуальных обозначений, и знаков как обозначений социальных, то рисунки детей он предлагает относить к категории символов. Считая рисунки продуктом образно-символического мышления, он рассматривает их содержание в связи с особенностями мысленных образов, свойственных ребенку, а не понятий, которые формируются на базе овладения знаками. Л. С. Выготский, занимаясь анализом формирования мышления и речи, в овладении знаковыми системами через подражание видел один из путей культурного развития ребенка. Все культурное по происхождению социально, и знаки в том числе. Детские рисунки в понимании Л. С. Выготского могут выступать как формы социального знака, а овладение рисованием — как овладение средством культурного развития, формирующего высшие психические функции. Генетически исходной формой знака Л. С. Выготский предлагал считать указательный жест, который дает развитие и символической игре, и формам словесной речи, и рисованию. Поэтому в детских каракулях карандаш оставляет на бумаге следы воспроизведения ребенком нужных жестов и движений. Дети в процессе рисования склонны переходить к драматизации и изображать жестом Происходящее в рисунке. Первые каракули, по Л. С. Выготскому, это скорее жесты, чем рисунки в полном смысле слова. Другое подтверждение этого он видит в факте, что при изображении сложных или отвлеченных понятий ребенок не рисует, а указывает, а карандаш как бы закрепляет этот указательный жест. Но этого явно недостаточно для того, чтобы само изображение
приобрело функцию знака. И здесь жест смыкается с речью, выражающей и закрепляющей связь изображения с предметом. Поэтому рисование, по Л. С. Выготскому, постепенно превращается в графическую речь, и в этом смысле схемы первых рисунков — это словесные понятия, которые выражают некоторые существенные признаки предметов. Именно поэтому ребенок рисует не с натуры, а по памяти, то есть рисует не то, что видит, а то, что знает и помнит, точнее понимает в объекте. Этим Л. С. Выготский объяснял наличие «рентгеновских» рисунков и изображение предметов с противоречивыми признаками. Если так понимать специфику детских рисунков, тогда ребенок будет символистом в том смысле, что он не стремится к реальному сходству изображаемого и рисунка, а дает в последнем лишь некоторые указания на изображаемый объект, называет, обозначает его. Поэтому это можно считать символизмом первой степени, предшествующим символизму второй степени — письменной речи. Л. С. Выготский пишет: «Рисование ребенка по психологической функции есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо... Когда ребенок, рисуя, проявляет новые сокровища своей памяти, то это делается по способу речи, как бы путем рассказывания... В отличие от письменной речи эта стадия речи есть еще символизм первой степени. Ребенок изображает не слова, а предметы и представления этих предметов» (54, с. 186–187). Дальнейшее развитие рисунка идет в сторону того, что ребенок делает «открытие», что рисовать можно не только вещи, но и речь, слова. Подобное открытие в филогенезе привело человечество к открытию письма по словам и буквам. Л. С. Выготский, организовав серию экспериментов (54, с. 188–200), пришел к выводу, что переход от рисунка к письменной речи лежит через пиктографические рисунки или пиктографическое письмо, то есть постепенно ребенок переходит от рисования вещей к рисованию слов. Тогда появляется символизм второго порядка. В рамках исследования становления письменной речи Л. С. Выготский, помимо рисунка, рассматривал и игру, считая, что она развивается по тем же законам и ведет к тому же результату — формированию письменной речи. Как и в рисовании, в символической игре ребенок одни предметы замещает другими, и эти последние выполняют функции замещаемых, становясь их знаками. Таким образом, в отличие от Ж. Пиаже, Л. С. Выготский понимает игру и рисование как очень сложную систему речи при помощи изобразительных жестов, сообщающих и указывающих значение отдельных вещей. И изображения, и игрушки становятся знаками вследствие перехода на них значения жеста. Таким образом, рисование понимается Л. С. Выготским как графическая речь — промежуточное звено между указательным жестом и речью, пись-
менной и устной. Знаковая природа рисования проистекает из зна-ковости устной речи, несущей функцию обозначения и обобщения. Детское рисование Л. С. Выготский рассматривал в рамках своих представлений о системе категорий «знак» и «символ». К психологическим орудиям, созданным обществом и направленным на овладение процессами поведения, он относит и произведения искусства, а следовательно, и произведения изобразительного искусства. Поэтому любой рисунок может в его системе трактоваться как знак в системе социальной коммуникации, а овладение изобразительной деятельностью — как усвоение одного из видов социальных знаков. В такой постановке вопроса не возникает, однако, проблемы смысла рисования для самого ребенка и формы, в которой отображаются в нем предметы и явления окружающего мира. Кроме того, возникает ряд побочных вопросов о возможностях в рисовании, например, глухих детей или детей, воспитывающихся в культурах без письменной речи. Для нас очень важно, что Л. С. Выготский поставил вопрос об усвоении детьми функции рисунка как знака или его символической функции, имея в виду соотнесение рисунка с действительностью, его отличие от реального предмета и понимание того, что рисунок изображает предмет. В данной связи термины «функция знака» и «символическая функция» Л. С. Выготский употребляет как равнозначные, причем применительно не только к рисунку, но и к игре, и к речи. А термин «знак» используется им как указание на условный характер изображения. Такова в общих чертах позиция Л. С. Выготского, касающаяся детского рисования. Принимая в целом ряд общетеоретических положений об изобразительной деятельности детей, мы не можем считать достаточно доказанным тезис о природе детского рисунка как всего лишь графической речи. В. С. Мухина, специально исследовавшая этот аспект, пишет: «Если ребенок действительно не стремится отобразить в своем рисунке реальный предмет, а лишь указывает на него, детское рисование теряет изобразительный смысл и может рассматриваться как вид речи. Если же перед ребенком стоит изобразительная задача, то как бы ни было мало сходства рисунка с предметом, какие бы виды деятельности ни участвовали в его создании, рисунок остается изображением» (173, с. 33). Речь, которая влияет на все стороны психического развития ребенка и на организацию его деятельности, не уничтожает их качественного своеобразия, не делает их формой своего существования. Хотя детский рисунок с самого начала подвержен влиянию устной речи и представлениям ребенка о вещах и явлениях, нельзя признать рисование всего лишь видом речи. Для Л. С. Выготского такая позиция была необходима, чтобы
подкрепить тезис о культурно-историческом развитии детского сознания, о решающей роли усвоения знаков в психическом развитии. Отсюда и его стремление подчеркнуть знаковую природу рисования, как и других видов детской деятельности, максимально сблизив его с деятельностью, знаковый характер которой не вызывает сомнений,— с речью. Поэтому он и истолковал рисование как графическую речь. В этой попытке, однако, была утрачена собственная специфика детского рисования как деятельности изобразительной, и рисование было оторвано от изобразительной деятельности взрослых, вследствие чего художественная деятельность как вид человеческой культуры утратила свои генетические корни, и стала непонятной преемственность между рисованием ребенка и художественной деятельностью взрослых. Если бы рисование просто своеобразно дублировало речь, то оно не продолжалось бы после овладения ребенком письмом. Л. С. Выготский и сам заметил это противоречие своих рассуждении и попытался обосновать рисование как необходимый этап становления письменной речи, опираясь на параллели с историей культуры. Но оказалось, что даже тогда, когда ребенок пользовался пиктографическим письмом в экспериментах самого Л. С. Выготского и А. Р. Лурии, оно оставалось символизмом первого порядка и нуждалось в дополнительном открытии того, что нарисованы могут быть не одни предметы, а еще и слова. Но этот качественный скачок не вытекает из логики развития самого рисования. Поэтому попытка провести линии развития от устной речи через рисование к письменной речи нуждается в большем обосновании, чем у Л. С. Выготского. Экспериментальная работа А. Р. Лурии на запоминание через рисование схематических изображений показывает, что даже в условиях специально организованной задачи дети не всегда быстро и далеко не всегда самостоятельно догадываются о том, что фразу можно «записать» рисунками. Видимо, здесь был генетически другой путь, если нужны специально организованные дополнительные приемы, чтобы ребенок догадался о способе запоминания через создание пиктограмм. Следовательно, вывод может быть таким: в определенной ситуации ребенка можно обучить пользоваться рисунком как пиктографической записью, но это не доказывает, что рисование в обычных условиях есть речь. В. С. Мухина по этому поводу справедливо замечает, что для вывода о характере задачи, разрешаемой ребенком в рисовании, недостаточно анализа только рисунка как продукта изобразительной деятельности. Один и тот же продукт может получиться как результат разных деятельностей. Собственные наблюдения приводят ее к выводу, что намеком на изображаемое ребенок довольствуется лишь в тех случаях, когда рисование включено э игру. Вне игры процесс создания изображения приобретает присущую ему
изобразительную форму, и ребенок в соответствии с реальной натурой активно создает образы в рисунке. Признание изобразительного характера рисования ни в коем случае не противоречит его знаковой природе. В. С. Мухина считает правомерным понимание рисования как своеобразной формы усвоения социального опыта. Рисунок обладает свойствами, присущими знакам в целом, поэтому овладение рисованием одновременно есть овладение знаковым видом деятельности. Усвоение функции обозначения связано с формированием способности к установлению различия и связей между обозначением и обозначаемым, к выполнению действия замещения, то есть формирования определенного уровня знаково-символической деятельности. Функция сообщения связана в детском рисунке с тем, что он всегда адресован в значительной мере другим людям, в первую очередь взрослым. Поэтому в рисунке всегда должен наличествовать смысл, понятный другим. Это подтверждается и наблюдениями Л. С. Выготского, что дети гораздо раньше начинают узнавать предметы на чужих рисунках, чем на своих, а также с его же замечанием о том, что дети долго относятся к рисункам не как к изображениям, символам, а как к вещи, предмету (54, с. 187–188). Продолжением этой линии исследований является работа Е. В. Филипповой (218). В контексте изучения готовности интеллекта ребенка к началу школьного обучения она анализировала проблему самостоятельного создания ребенком знаков и символов для регуляции собственной деятельности. Эксперимент был поставлен с помощью известной методики «Пиктограмма». Детям предлагалось небольшие рисунки использовать для запоминания ряда слов, сообщаемых экспериментатором. Выяснилось, что при переходе от шести- к семилетнему возрасту качественно менялся характер деятельности детей по созданию необходимых для запоминания пиктограмм. Если для шестилетних детей характерными были развернутые сюжетные рисунки, выполненные в деталях, к созданию которых сообщаемое экспериментатором слово было лишь толчком, то по мере приближения к семилетнему возрасту все более типичными становились схематические рисунки, условные изображения с опорой на существующие связи между содержанием изображений и запоминаемых слов. Обнаружилось, что семилетние дети способны дифференцировать «символ для себя» и «символ для другого». Это было проверено Е. В. Филипповой в специальной серии эксперимента: когда дается инструкция сделать рисунок для другого ребенка, которому нужно подсказать требуемое слово, то дети переходят к изображению более условных, общезначимых ассоциаций. Шестилетние дети даже при наличии инструкции рисовать пиктограмму не для себя, а для другого человека в большинстве случаев оставляют тот же рисунок с дета-
лями и отступлениями. Это исследование позволяет считать доказанным тот факт, что к семилетнему возрасту формируется осознанное отношение к создаваемому символическому изображению как к средству психической деятельности, в данном случае — запоминанию (218, с. 170–171). Мы разделяем предложение В. С. Мухиной рассматривать развитие детского рисунка как специфического знака. Начиная с анализа каракуль маленьких детей, она приходит к заключению, что овладение техникой рисования связано с упражнениями мото-рики руки и черканье карандашом по бумаге — это компонент широкой ориентировочной деятельности. Постепенно движения становятся дифференцированное и точнее, каракули становятся более разнообразными. Ребенок начинает предпочитать некоторые виды каракуль другим, рисует их чаще других, любит повторять. Это могут быть галочки, штрихи, точки, спирали и т. д. Постепенно к 1,6–2 годам дети начинают приписывать каракулям определенное содержание и в отдельных случаях даже называют их, прежде чем начать рисовать. К концу второго года жизни ребенок начинает усваивать графическую изобразительную функцию рисования и искать в своих каракулях сходство с разными предметами. И, что самое удивительное, находит! Желание увидеть в них какие-то реальные предметы настолько сильно в ребенке, что, по наблюдениям В. С. Мухиной, ребенок в одном и том же рисунке может «узнавать» несколько предметов сразу. На этом этапе важная роль отводится слову, которым ребенок обозначает как реальный предмет, так и элемент своих каракуль. Это слово становится хранителем графического образа специфического изобразительного знака. Для развития знаково-символической деятельности важен не только двигательный графический опыт, но и социальный опыт ребенка в целом. И здесь огромную роль играет понимание ребенком уже созданных кем-то, готовых изображений. Это понимание специально формируется взрослыми в процессе обучения и воспитания ребенка. Не иначе как под обучающим воздействием взрослых ребенок понимает, что рисунок есть изображение чего-либо, а не само изображаемое. Тот же процесс параллельно рисованию идет в игре, где ребенок учится замещать одни предметы другими, осознавая, что заместитель — это не сам изображаемый предмет, а лишь носитель его функции. Эксперименты Ц. Я. Ломсадзе (152), направленные на анализ процессов различения действий с рисунками и действий с предметами, на них изображенными, показали, что 80% трех-четырехлетних детей еще не способны к осознанию знаковых отношений, но на протяжении дошкольного возраста заметно нарастает осознание того, что изображение есть знак предмета, но не сам предмет. К шести-семи годам такое различение обозначения и обозначаемого доступно 63% испытуемых
(152, с. 10–13), что свидетельствует о качественных изменениях в самом замещении. Знаково-символическая деятельность тренируется ребенком во многих видах деятельности, и везде ребенок пытается привнести в изображение собственный опыт действий с предметами и — позже — отношений с людьми. Немалая роль здесь принадлежит опять же подражанию. Каждый шаг в развитии рисования — это результат усвоения определенных форм человеческого опыта. Каракули — это зачатки графических образов в процессе развития способности ребенка к замещению: графические построения выступают как заместители реальных предметов и процессов. В. С. Мухина предлагает считать их специфическими знаками, содержание которых зависит от возможностей орудий рисования, от овладения способом передачи некоторых свойств предметов и процессов; слово смыкает образ и предмет, делает рисование средством познания мира. От узнавания ребенок переходит к целенаправленному изображению предмета. К этому моменту относится и постепенное сдвигание называния изображаемого с конца процесса рисования к его началу, отмечаемое всеми авторами, исследующими рисование детей. Переход к намеренному изображению связан с тем, что различные фигуры начинают получать определенные, разные, фиксированные названия. Такого закрепления значения за определенными графическими образами не могло бы быть, если бы за словом ребенка не стоял бы образ, модель самого реального предмета. Возникновение намеренного изображения, по наблюдениям В. С. Мухиной, резко ограничивает репертуар рисования, поскольку за объектами рисования не накоплено достаточного количества графических образов. Это — этап зарождения в недрах замещения моделирующих элементов. Первые графические изображения, образы, модели возникают как результат поисковой активности ребенка, направленной на повторение конфигураций, случайно возникших в черкании. Эта внешняя активность, постепенно преобразуясь во внутреннюю, может предвосхищать и ориентировать процесс рисования. А формирующаяся знаково-символическая деятельность позволяет увидеть в графических построениях реальные предметы. Так и появляется графический образ — представление о том, как изображается желаемый объект. Первоначально реализация этого образа сопряжена для ребенка с различными трудностями: либо двигательные навыки несовершенны и уничтожают правильно нарисованное, либо случайные ошибки не позволяют достигнуть результата. Многие авторы отмечают, что дошкольники часто стирают элементы своих рисунков, перерисовывают то, что, по их мнению, нарисовано недостаточно Date: 2016-05-13; view: 535; Нарушение авторских прав |