Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Замещение в игровой деятельности ребенка 5 page
§ 4. Замещение в лепке, конструировании, аппликации дошкольника Помимо игровой и изобразительной деятельностей замещение имеет резервы развития в таких видах деятельности, как конструирование, аппликация, лепка. Можно сказать, что они являются в известном смысле производными от рисования и могут быть условно названы конструктивно-продуктивными. К сожалению, работ, специально посвященных анализу развития знаково-символической деятельности в лепке, конструировании и т. п., практически нет, хотя в пособиях по развитию умственных способностей ребенка встречается много оригинальных заданий и игр, формирующих знаково-символическую функцию в таких формах продуктивной деятельности (99, 170 и другие). Конструирование связано с созданием построек и поделок из любого строительного материала — кубиков, наборов металлических и пластмассовых деталей, мозаики и т. п. В отличие от рисования, конструирование формируется при специальном обучающем воздействии взрослого. Младшие дошкольники, как показывают наблюдения немногочисленных авторов, получив в распоряжение набор, например, строительных блоков, просто манипулируют с ними, используют детали как заместители необходимых предметов в игре (паровозика, кроватки, стола и т. п.), но самостоятельно не приходят к идее собирать из них конструкции. Начинается обучение с формирования изобразительного значения построек, поскольку сама техника создания построек дается ребену легче, чем отношение к ним как к изобразительному средству. При овладении конструированием, как и в рисовании, могут происходить узнавания отдельных знакомых элементов и предметов в случайном сочетании деталей. В интерпретации и использовании уже сложенных конструкций в игре понимание изобразительной. моделирующей их функции происходит легче, и, играя, дети учатся
модифицировать, изменять собранные постройки в соответствии с собственными представлениями, намерениями, целями игры. Конструирование обычно становится возможным в дошкольном возрасте и может считаться отдельной своеобразной формой продуктивной деятельности ребенка, имеющей большие возможности для формирования воображения, планирования, теоретического мышления. С развитием конструирования в сюжетной форме, как и в рисовании, на первое место выдвигается стремление ребенка добиться сходства конструкции с воспроизводимым предметом (ситуацией), точнее, с собственным представлением о нем. В этом плане конструирование предполагает специфические приемы, которые ребенок должен освоить: выделение частей из целого, вычленение главный, опорных деталей, учет их взаиморасположения, соотносительных размеров, определение способов соединения элементов в конструкцию и т. д. Я. Л Коломинский и Е. А. Панько выделяют несколько видов конструирования у дошкольников: по образцу, по условиям и по замыслу (123, с. 88). Первой ступенью в развитии конструирования становится конструирование по образцу, основанное в большей степени на подражании. А. Р. Лурия и А. М. Миронова, предлагая детям конструировать по заданному образцу, в котором границы между деталями обозначены не были, показали, что большим развивающим эффектом обладает не элементное, а модельное формирование конструирования. Это дает основание в рамках гипотезы нашей работы считать конструирование переходной формой между замещением и моделированием, поскольку в нем, как и в развитых формах игры, задействованы обе ступени формирования знаково-символической деятельности. Конструирование не случайно осваивается старшими дошкольниками, а не младшими: последние еще не. относятся осознанно к строительному материалу как к элементам создания заместителя, модели. В опытах А. Р. Лурии и А. М. Ми-реновой с предложенной задачей также смогли справиться только старшие дети, поскольку для младших дошкольников конструирование по образцу, не расчлененному на детали, оказалось слишком сложным. В конструировании по условиям ребенок создает постройку не на основе заданного образца, а на базе некоторых требований, условий к ней, выдвигаемых игрой или задаваемых взрослым в специальном задании. Например, можно предложить детям сконструировать домик так, чтобы в нем поместилась кукла, или выстроить ворота, под которыми свободно проходил бы кораблик или машинка и т. п. Этот вид конструирования предполагает усвоение детьми зависимости конструкции предмета от его назначения и умений выполнять в своей деятельности эти условия. Здесь откры-
вается простор творчеству и фантазии ребенка, так как на баз одних и тех же условий могут быть сконструированы разные по стройки. Близко к этому типу стоит и конструирование по замыслу, гд условия, средства, образцы конструкций ребенок как бы задает’себ сам. Он в полной мере может проявить свои способности к пла нировэнию и моделированию, к использованию разнообразны заместителей и т. д. Мы уже отмечали, что конструирование практически не стано вилось предметом специального анализа с точки зрения проявлени и развития в нем знаково-символической деятельности. Чаще он вплетено в контекст исследования форм образного мышления дете (241) или изучается на базе физического, геометрического мате риала с привлечением взрослых испытуемых и детей школьног возраста. Конструирование может выступить как вариант игрово или изобразительной деятельности, и тогда оно становится пред метом анализа либо со стороны замещения одних деталей другим; при создании конструкции, либо со стороны реализации в постройк общих представлений о предмете. Точно так же обстоят дела с изуче нием лепки и аппликации. В лепке можно проследить, как ребенок ищет средства дл выражения собственного замысла, как в изображениях отражаете представление ребенка о вещах. Лепка в этом плане очень интереснг так как здесь ребенок получает возможность изобразить предме в трехмерном пространстве, передать особенности его формь величины, показать оборотную сторону изображаемых объекте (рисование плоскостное, поэтому такой возможности оно не дае1 хотя дети и пытаются иногда этого достичь, хотя бы в тех ж «рентгеновских рисунках»). Используемые в лепке материал! (пластилин, глина, мастика) позволяют менять форму, положени объекта, что расширяет возможности ребенка в передаче, например движения, положения объектов относительно друг друга, если и: в группе лепных фигурок несколько, пропорциональных соотноше ний и т. п. Лепка дает огромный простор для развития моделиро вания, воображения ребенка, позволяя создавать поделки, не толью отражающие представления ребенка об объектах, но и эмоциональ ное отношение к ним, а также внутренние характеристики, припи сываемые ребенком объекту и выражаемые на особом скульптур ном языке. Аппликации, где дети вырезают из бумаги орнаменты, узоры силуэты и наклеивают их на фон, основаны на обобщенном способ’ вырезания любых предметов. Особый интерес, как нам кажется может представлять силуэтное вырезание. К сожалению, и здес фактически нет ни теоретических, ни экспериментальных данных Пытаясь несколько восполнить указанный пробел, в рамка;
нашей гипотезы мы провели несколько экспериментальных исследований. Одно из них связано с анализом того, как представлено замещение в конструировании дошкольника и того, воспринимают ли дети конструкции разного типа как изображения других предметов. Мы предположили, что владение замещением позволит дошкольникам с помощью элементов геометрического конструктора адекватно передать форму предметов, если в элементах конструктора заданы фигурки с углами, а в воспроизводимых изображениях — округлые. Если ребенок владеет деятельностью замещения, то он сможет как бы совместить оба алфавита, передать одно и то же содержание на разных языках: «круглом» или «угловатом». Предложенная детям экспериментальная задача была условно названа нами «Геометрическая мозаика». В качестве материала мы использовали набор из восемнадцати кубиков, каждая из шести сторон которых была разделена диагональю, а один из получившихся треугольников был окрашен в желтый, красный, зеленый и т. д. цвета. Кроме кубиков, использовались карточки с изображениями следующих предметов: капусты, солнца с лучиками, грецкого ореха, помидора с зеленым хвостиком, двух вишенок с листочком на веточке, горошка с завитком, листиком и двумя стручками, один из которых раскрыт, что позволяет видеть горошины. Детям поочередно показывались карточки с изображением предметов на «круглом» языке с инструкцией выложить эти предметы из кубиков с геометрическими элементами, то есть на «угловатом» языке. Рабочая гипотеза была следующей: чем меньше ребенок владеет замещением, тем с большим усердием он будет пытаться воспроизводить не схему, общий контур предмета, а всеми силами передать округлую форму. Кроме того, мы полагали, что чем старше испытуемый, тем явственнее будет выступать тенденция передать общий контур воспроизводимых объектов. В эксперименте участвовали 120 детей в возрасте от четырех до шести с половиной лет — воспитанники детских садов г. Тулы (средней, старшей и подготовительной к школе групп, соответственно 26, 42 и 52 человека). В проведении эксперимента участвовали студенты-заочники дошкольного отделения педагогического факультета ТГПИ им. Л. Н. Толстого. При анализе полученных результатов конструкторской деятельности детей обнаружилось, что большая часть детей во всех трех возрастных группах показали сходные результаты: они стремились передать не схему, общий контур, существенные признаки воспроизводимого изображения, а форму и частные признаки округлых предметов во что бы то ни стало — даже в ущерб пропорциям конструкции. В созданных конструкциях появлялись «пустоты»,
были нарушены пропорции, например, листик в изображении вишенок был равен по величине самим вишенкам, горошины были размером со стручок в построении изображения горошка и т. д. В целом полученные данные согласуются с результатами исследования Т. П. Будяковой (230, с. 124–127), несколько измененной методикой которой мы воспользовались при проведении нашего анализа. Во всех группах дети легче воспроизводили простые формы (помидор, орех, капуста); в случае же создания сложных изображений (вишенки, горошек, солнце) качество конструкций было значительно хуже. Для иллюстрации приведем примеры конструкций, выполненных детьми четырех, пяти и шести лет:
Легко заметить, что чем старше ребенок, тем более осознанно он относится к воспроизведению общего контура объекта, тем меньше оказывается связанным подробностями его изображения. В целом по трем группам мы получили следующие количественные данные: в группе четырехлетних испытуемых при изображении трех простых форм у 100% испытуемых фиксируется тенденция к адекватной передаче формы; при изображении усложненных объектов только два ребенка из 26 в этой возрастной группе (около 8%) пытались ориентироваться на передачу общего контура. В группе пятилетних детей на простых изображениях были получены те же результаты — все 100% испытуемых легко справлялись с передачей формы капусты, помидора и ореха. Изображая же солнце, вишни и горох, большинство детей плохо справились с задачей; только 14 детей из 42 пытались сознательно абстрагироваться от подробностей изображения и передать общую схему объекта (около 33%), но и это значительно выше, чем в группе четырехлетних испытуемых. В подготовительной группе (дети шести лет и старше) при изображении простых форм с заданием справились все дети (100%), но и при изображении усложненных здесь отмечается тенденция к передаче общих контуров: из 52 испытуемых 17 детей переходили к символическим формам при конструировании солнца, гороха и вишенок (около 33%), причем если в группе пятилеток это были единичные попытки, то в подготовительной группе практически на каждое изображение усложненной формы мы получали попытки схематизировать изображение, Можно отметить также и изменение характера самого конструирования: если младшие дети часто увлекались самим манипулированием кубиков и, забывая о задании, создавали какие-то свои конструкции, то дети пяти и тем более шести лет постоянно обращались к изображению, пытались прикладывать его к конструкции, обводили изображение пальцами и т. д. ©ни обращались к экспериментатору с вопросами типа: «А можно горох сделать в виде палочки?», «А можно здесь вместо кругленького сделать маленький квадратик?» и т. п. Все это косвенно свидетельствует о более ка-i чественном владении замещением шестилетними детьми по срав-(нению с четырехлетними. Однако в целом наши результаты свидетельствуют о более позднем становлении замещения в конструиро-d вании по сравнению с игровой деятельностью, з На материале конструирования мы попытались исследовать р переход от замещения к элементам моделирования в эксперимен-в тальной задаче «Городки», проведенной с детьми б—7 лет — вос-е| питанниками подготовительных групп детских садов г. Тулы. н] Мы старались установить, видят ли дети знак чего-то другого в ’ деревянных конструкциях и способны ли сами из городошных блоков создать новые конструкции. 1 160
Детям предлагались поочередно изображения 15 городошных конструкций, их просили назвать, что они изображают. Принималось любое адекватное название, поскольку стандартные игровые названия могли быть детям недоступны (например, пулеметное гнездо, коленчатый вал и т. п.). Это была первая серия эксперимента. Мы фиксировали все ответы детей и подсчитывали число адекватных, что помогало понять, умеют ли старшие дошкольники использовать геометрические конструкции как обозначения других предметов. Во второй серии задачи мы предлагали эти же городошные конструкции сопоставить с 30 рисунками предметов, из которых 15 были адекватны конструкциям (самолет, серп, стрела, колодец, звезда и т. п.), а 15 изображали совсем другие предметы. Детей просили к каждой из 15 конструкций найти подходящую картинку. И наконец в третьей серии мы просили детей из реальных городошных блоков выложить пять изображений с предложенных нами картинок из набора лишних второй серии. Эта серия преследовала цель определить, могут ли дошкольники моделировать заданный предмет на другом языке. В эксперименте участвовали 78 детей подготовительной к школе группы детских садов г. Тулы в возрасте старше шести лет. При анализе полученных данных обнаружилось, что конструктивные возможности детей опять-таки уступают описанным выше графическим и игровым. Результаты первой серии показали, что уже созданные конструкции большинство детей способно считывать адекватно. При определении названий городошных конструкций 70 испытуемых (это около 90%) давали правильные названия: особенно легко определялись простые конструкции (стрела, звезда, вилка, серп), а части построек дети давали хотя и не типичное, но вполне подходящее название. Так, коленчатый вал назывался змеей, запечатанное письмо — воздушным змеем, колодец — фонтаном, качелями, вентилятором, люстрой, часовые — штурвалом самолета, вилка — совком и т. д. Характерным оказалось и усмотрение в городошных построениях дорожных знаков. Но даже и в тех случаях, когда предлагаемое название было неадекватным, ребенок, как правило, мог объяснить, что навело его на соответствующее предположение: например, конструкция «артиллерия» у одной из испытуемых получила название «качели», поскольку крайние блоки напоминают сиденья рычаговых качелей; конструкция «вилка» одним из детей была обозначена как самолет, так как передний блок ассоциировался с носом самолета, а задние отлетные блоки — с крыльями на схематическом изображении самолета. Практически можно считать, что дети 6–7 лет легко улавливают даже отдаленное сходство и хорошо ориентируются в объемных конструкциях. Наиболее результативной оказалась вторая серия эксперимента
на соотнесение графических и объемных конструкций. Имея под рукой оба алфавита, дети почти не сделали ошибок в определении подходящих пар, даже если в первой серии они придумали свое адекватное или неадекватное наименование. Подбор пар удался 74 испытуемым (около 95%), остальные дети давали ответы «не знаю» или «для этого нет правильной пары» или выбирали из лишних рисунков наиболее, с их точки зрения, подходящий. Третья серия, которую мы условно называли продуктивной, моделирующей, оказалась наиболее сложной, что подтвердило наше мнение о том, что создание символов дается детям старшего дошкольного возраста по-прежнему труднее, чем считывание уже готовых. Кроме того, подтвердилось и то, что часть дошкольников в рамках сложной конструктивной деятельности способна к несложному моделированию, но для большинства детей моделирование оказывается более доступным в игре и рисовании. В третьей серии эксперимента только самым старшим испытуемым удалось смоделировать конструкцию по изображению. Для моделирования предлагались карточки с изображением простых предметов: домика, кораблика, елочки, ключа, рыбы, грибка, часиков, бабочки и т. п. Большинство детей с интересом принимали задачу, манипулировали блоками, но выполнить задание не смогли. Из наших испытуемых только 12 детей (около 15%) удовлетворительно справились с самостоятельными построениями. Из городошных блоков чаще всего хорошо собирались рыбка, елочка, домик; труднее давалась сборка кораблика, бабочки и т. п. Завершая анализ, отметим, что конструирование оказывается более сложной формой для становления знаково-символической деятельности. Ее освоение здесь идет медленнее, завершается позднее и в известной степени зависит от владения графической деятельностью. Чем старше ребенок, тем более явно он демонстрирует возможность использования конструкций в качестве обозначений, схем реальных предметов, тем легче ему дается считывание значения таких конструкций и соотнесение формы и значения конструкции. Однако самостоятельное создание значащих конструкций осуществляется детьми с большим трудом. Сходные заданиям давались нами на материале лепки и аппликации, и полученные результаты совпали с полученными на материале конструирования. Date: 2016-05-13; view: 477; Нарушение авторских прав |