Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ моделирующих механизмов воображения в деятельности детей дошкольного возраста
В предыдущей главе мы рассматривали, как ребенок осваивает способность использовать один предмет (действие) в качестве заместителя, представителя другого. Но замещение осваивается не ради самого себя, оно не есть итог развития знаково-символической деятельности. Оно, на наш взгляд, становится фундаментом буду-
щей возможности ребенка создавать мнимые ситуации, оперировать ими с целью удовлетворения познавательных, социальных, творческих и иных потребностей. Эта возможность позволит осуществлять ребенку затем функции прогнозирования, антиципации, экстраполяции и т. п. Только для таких мнимых ситуаций и характерны переносы значений и моделирование действий. Расхождение видимого и смыслового поля хорошо иллюстрируется примерами детских игр, конструктивной и графической деятельностей. Л. С. Выготский предлагал описывать воображение ребенка как «игру без действия», имея в виду движение лишь во внутреннем смысловом поле. Нами проведено несколько серий экспериментов с детьми дошкольного возраста с целью уяснения внутренних механизмов моделирующей деятельности, лежащей в основе воображения. В них мы старались на разном материале воспроизвести ситуацию порождения нового образа, оперирования сущностными характеристиками образов, движения во внутреннем смысловом поле. Мы отдаем себе отчет, что моделирование механизмов воображения на внешней деятельности (графической, конструктивной и т. п.) лишь приблизительно, с известными ограничениями воспроизводит исследуемые процессы. Вынесение деятельности воображения во внешний план — это вынужденная мера, но полученные нами во всех сериях результаты позволяют считать названные виды деятельности ребенка пригодными для изучения механизмов воображения. В первую очередь мы обратились к анализу механизма видения целого до усмотрения его частей, упоминаемому в работах ряда психологов и философов (24, 102 и другие). Для анализа названного общего механизма мы разработали экспериментальную игровую методику «Кубики» для детей старшего дошкольного возраста. Экспериментальным материалом служил набор из 16 кубиков, на каждой из шести сторон которых мы изобразили детали шести фантастических существ. Фантастические существа cr-четали в себе разные элементы, признаки реальных животных разных биологических видов. Изображения были выполнены в цвете, каждая сторона кубиков была пронумерована для удобства протоколирования сборки. Изображения в целом напоминали графические конструкции известного теста «Неизвестное животное». Детям 6–7 лет предлагалось из разрозненных деталей сложить изображение целого существа. В инструкции мы говорили дошкольникам, что животное, которое может получиться при складывании,— сказочное, фантастическое, придуманное и оно может быть им неизвестно. Поэтому надо попытаться сначала представить его себе по имеющимся деталям, а потом только начинать складывать. Мы просили детей внимательно рассмотреть изображенные на кубиках дета-
ли, пытаясь предположить, какое животное могло бы из них получиться. Нас интересовало, какие животные могут быть увидены ребенком при анализе одной или нескольких деталей, предположительно принадлежащих ему. Перед ребенком в экспериментальной индивидуальной работе выкладывался весь набор из 16 кубиков так, чтобы на верхней плоскости имелись элементы всех шести изображений фантастических существ (монстров). Предварительно мы интересовались у детей, есть ли у каждого из них опыт сборки конструкций из кубиков, каких животных они знают (наблюдали сами, читали о них, видели на картинках или по телевизору), могут ли описать облик того или иного животного, какие животные могут жить на других планетах и т. д. Всю процедуру сборки мы также просили по возможности комментировать, и если ребенок был неразговорчивым, мы побуждали его к беседе вопросами. Формулируя рабочую гипотезу эксперимента, мы старались уяснить, можно ли обнаружить механизм видения целого до усмотрения его отдельных частей у детей дошкольного возраста. Опыт работы со старшими дошкольниками позволял предположить, что этот механизм в самых общих чертах уже присутствует в этом возрасте. Мы предполагали следующее. Налицо ситуация высокой неопределенности, в которой нужно по имеющимся фрагментам, один из которых должен быть осмыслен ребенком как принадлежащий некоему целому, представить это целое, подобрать к нему недостающие части, каждая из которых чуть ли не на каждом шагу может противоречить этому целому. Задача довольно сложная даже для взрослого человека, но, на наш взгляд, она моделирует собой работу воображения в той форме, в которой мы описали ее механизм. Мы посчитали, что получив цветной блок из 16 кубиков, ребенок сумеет выделить фрагмент, наталкивающий на аналогию с каким-то определенным образом животного. Этот фрагмент позволяет как бы из незнаемого строить теперь уже знаемое, так как он одновременно несет в себе признаки как части, так и целого. Таким образом, ребенок в предварительной работе должен будет выстроить некую модель будущего результата сборки и пытаться подогнать под ее структурную основу имеющиеся другие фрагменты. Этот процесс может быть описан как попытки ребенка «увидеть общее в единичном или единичное увидеть как частное проявление общего закона» (102, с. 37). Постоянно соотнося свою образную модель с реальностью, получающейся при сборке кубиков, ребенок будет при каждом шаге трансформировать как свою модель, так и реальность, чтобы избежать явных противоречий. Либо воображаемый образ окажется сильнее и ребенок будет искать его фрагменты среди реальных деталей, изображенных на кубиках, либо
получающаяся реальность будет менять имеющуюся модель, заменять ее на другую. В эксперименте участвовали 127 детей: 60 — воспитанники подготовительных к школе групп детских садов г. Тулы, 67 — учащиеся первых классов школ г. Тулы (шестилетки). Несмотря на сложность задания все дети с интересом за него принимались, сохраняя мотивацию сборки довольно длительное время, в некоторых случаях свыше сорока минут, что очень много для дошкольников и даже школьников 6–7 лет, учитывая непроизвольность их поведения. Задача настолько заинтересовала детей многообразием получаемых изображений, что в детских садах, где проводился и продолжает проводится в настоящее время эксперимент, она оставалась по просьбе воспитателей как развивающая игра. При анализе результатов обнаружилось четыре варианта стратегий сборки. Решенной задачу мы считали тогда, когда ребенок давал название своему будущему изображению и собирал нечто, соответствующее ему, или просто правильное изображение. Первая стратегия состояла в следующем. Дети рассматривали все кубики, последовательно откладывая их в сторону, пока не отбирали кубик-стимул (так мы назвали кубик, запускающий формирование модели и сам процесс сборки: нечто, напоминающее часть рожицы, крыла, лапы и т. д.). Положив его в центр будущей композиции, дети начинали сборку, давая название будущему изображению (лев, верблюд, дракон и т. д.). Собиралось цветное (из элементов, по идее принадлежащих разным исходным существам) или одноцветное (из фрагментов одного изображения) полотно, причем дети-школьники чаще собирали цветные изображения, чем старшие дошкольники; последние к тому же более жестко стремились следовать правилам и стремились к сборке правильного исходного изображения. Вторая стратегия была связана с иной организацией моделирующей деятельности. Дети сначала откладывали в сторону все фрагменты одного цвета, затем уже из этой серии отбирали стимульный кубик и начинали пристраивать к нему остальные. Называние осуществлялось в иной форме: «Буду собирать розового», «соберу зеленое», а при обнаружении стимульного кубика и прилаживания к нему нескольких подходящих фрагментов: «Получается желтенький верблюд», «из них выходит розовый слон» и т. п. В этих случаях собиралось одноцветное полотно, совпадающее или не совпадающее по швам деталей, хотя все дети раньше собирали картинки из кубиков и знают, что надо собирать шов в шов. Третья стратегия была довольно своеобразной. Некоторые дети обнаруживали нумерацию на кубиках и делали попытку собирать по цифрам, чтобы автоматически собиралось правильное изображение. Реализовать эту стратегию довольно трудно, так как кубики
были пронумерованы в случайном порядке. Практически никто из детей на этом пути успеха не достиг и вынужден был перейти к другой стратегии сборки. Лишь трое детей упорно пытались собирать по цифрам и, выложив несколько кубиков по порядку, были неприятно удивлены, что ничего осмысленного не получилось. И наконец четвертая стратегия. Сходу, без особого рассматривания, ребенок брал первый попавшийся кубик и начинал прикладывать к нему любые другие, постоянно комментируя те фрагменты, которые им осмыслялись как самостоятельные или как часть некоего замысла: «Соберу медведя... Это его лицо, уши... Правда, у медведя, вроде, не такие... А где же его уши? Тогда это, наверное, летучая мышь... Нет, вот язык медвежий, он от жары высунул. Лапы зеленые, это он в траве валялся, обзеленился... А это откуда здесь растут усы? У медведя есть усы. Вы не знаете? А хвост? Он какой, длинный? Нет, это будет все же не медведь, хвост сильно длинный. Это, наверное, может получиться лев, только лапы не подходят... А пусть это будет хомячок...» и т. д. Эту стратегию мы назвали смешанной, так как в ней присутствуют элементы других стратегий. Несмотря на кажущееся разнообразие, реализация всех стратегий обнаружила общие черты, вероятно, обусловленные общностью глубинного механизма, лежащего в их основе. Так, во всех случаях в процессе работы название своего образа менялось, а само получающееся изображение — нет, хотя при переименовании логично было бы разрушить ту собранную часть конструкции, которая уже не соответствует новому названию. Это мы объяснили тесной связанностью детского воображения с реальностью: воображение, на наш взгляд, как бы еще боится спорить с реальностью, и происходит корректировка образа в соответствии с некоей внешней данностью. Это подтверждается также и тем фактом, что несмотря на инструкцию дети представляли себе не любое произвольное сказочное существо, а ограничивались «волшебными хомячками», «летающими крокодилами», «сказочными зайцами с крыльями», «фантастическими марсианскими лягушками» и т. п. Наверное, такая зависимость воображения от реальности связана также и с небольшим возрастом наших испытуемых. У взрослого человека в рамках умственного экспериментирования, вероятно, может обнаружиться и обратная тенденция — изменять реальность в соответствии с модификациями, представляющимися существенными. Анализируя полученные результаты, мы обнаружили, что у школьников-шестилеток наиболее продуктивным было использование второй стратегии. Она чаще выбиралась этими детьми сразу и к ней чаще переходили при смене стратегии. Наименее продуктивной, как и ожидалось, была третья стратегия. Отметим, что только школьники и пытались ее реализовать. На наш взгляд, это одна из ти-
личных ошибок детей, начавших обучение в школе,— решать продуктивную задачу с нестандартным содержанием путем поиска скрытого в ней формального правила (и вообще, установка на то, что все задачи решаются обязательно с применением правила). На наш взгляд, в дальнейшем это может привести к тому, что ребенок не может справиться с задачей, если не помнит или не знает, на какое она правило, не говоря уж о том, что признак «по цифрам» достаточно внешний, формальный по отношению к содержанию экспериментальной задачи. Обобщая полученные количественные данные, укажем, что из 67 детей-школьников в начале работы 31 % выбрали первую стратегию, 40% —вторую, 11% —третью и 18% —четвертую. К концу сборки оказалось, что большинство детей перешли ко второй стратегии (64%). С использованием первой стратегии результата достигли 21% детей, с использованием третьей стратегии ни один ребенок не сложил ничего осмысленного, с использованием четвертой стратегии — 15%. Многие дети стремились к сборке правильного изображения (либо соответствующего их представлению, либо предполагаемо скрытого за кубиками). Больше половины детей (58%) собрали одно их имеющихся на кубиках изображений (12% с использованием первой стратегии и 46% с использованием второй). 42% детей реализовали собственный замысел, из них 9% — с использованием первой стратегии, 20% —с использованием второй и 13% —с использованием четвертой. В подгруппе детей — воспитанников датского сада результаты были следующими. Обнаружились те же варианты стратегий, причем самой популярной оказалась не вторая стратегия, а первая; третья же практически не использовалась при решении задачи. 63% дошкольников использовали первую стратегию, 20% — вторую и около 17% — четвертую. Смены стратегий почти не было, но более ярко была выражена тенденция собрать не вообще что-нибудь, как предлагалось инструкцией, а то, что там есть на самом деле. Этот факт мы объяснили следующим: дошкольникам задача была представлена как игра, в которой сам ребенок устанавливает правила, и это стремление следовать своим указаниям, вероятно, и проявилось в тенденции обязательно добиться правильного изображения при сборке. Чтобы прояснить общность механизма во всех стратегиях и получить возможность описания этого механизма через процессы моделирования, обратимся к более подробному анализу качественной стороны использования выделенных стратегий. В первой стратегии по стимульному кубику, одновременно выступающему и как целое и как часть, ребенок усматривает иное целое, перенося на него признак, роднящий это новое целое с фрагментом. Ребенок в начале работы усматривает возможность сборки даже не одного, а нескольких новых целых изображений, потому
что во фрагменте видит несколько признаков, могущих стать системо-образующими: например, если фрагмент осмыслен как усы, то в качестве целого одновременно могут выступать образы кота, льва, хомяка, тюленя, моржа и т. д.; если это крылья, то новым целым могут стать образы дракона, попугая, летучей мыши и таких фантастических существ, как вампир, Бэтмен, Змей Горыныч и т. д. Осуществляя сборку, ребенок останавливается на каком-то одном образе-модели и, развернув его на составляющие части, фрагменты, в таком виде удерживает во внутреннем плане действия. Об этом свидетельствуют комментарии сборки типа: «Где-то здесь должны быть живот и лапы», «а где же усы, тут должны быть усы», «эта лапа у него правая, а левая должна быть немного загнута», «ну где же кубик с хвостом?», «у него шесть лапок, а я нашел только четыре» и т. д. Если реальность противоречит модели, то модель корректируется, причем все изменения тоже получают комментарии ситуативного характера, объясняющие так или иначе, связывающие модельный образ и собираемую реальность: «Эта лапа у него будет зеленая, будто бы он в траве валялся и обзеленился», «а ухо будет порванное, это собаки в драке покусали», «это он обжегся» и т. д. Вернувшись к нашей схеме операций воображения, мы все их можем обнаружить в первой стратегии (и анализ имеющейся реальности, и оперирование моделями, и корректировку). Во второй стратегии механизм соотнесения целого и частей виден особенно отчетливо. Формируя образную модель животного, ребенок называет и элементы его возможного облика, развертывая во внутреннем плане сознания имеющиеся у него образные представления о разных животных и сказочных существах, знакомых по книгам, фильмам, иллюстрациям. Важно, что стимульный кубик снова порождает целый веер моделей-представлений, которые ребенок пытается скоординировать, постоянно имея в виду, что объект-то сказочный и все невозможное в нем в принципе возможно. Отметим, что в ходе сборки как бы не возникает противоречий между замыслом и собираемым изображением, а все переименования относятся не к тому, что к этому моменту уже собрано, а к прикладываемым новым деталям. Мы объясняем это гибкостью воображения, высокой степенью дивергентности, подвижности рождающихся образов. Вероятно, учитывая число, вариативность и оригинальность предлагаемых ребенком образов, можно делать предположения о креативности, гибкости его воображения. Таким образом, по внутреннему механизму мы имеем тот же процесс: отчленение некоего свойства, выработка веера возможных реализации, соединение веера в некий фантастический образ (заметим, что в первой стратегии этот модельный образ отражает нечто реальное, здесь же ребенок больше ориентирован на необычность, сказочность, противоречивость персонажа), удерживание во внутреннем плане деятель-
ности его деталей и постоянная подвижность этих деталей, сравнивание их со складываемой реальностью. На анализе третьей стратегии, как крайне непродуктивной, мы не будем останавливаться. А четвертая показывает нам тот же механизм с незначительными внешними вариациями. Здесь ребенок как бы вообще не формирует предварительной модели, а пытается добиться большей определенности в самой имеющейся действительности. Отметим, что дети, использовавшие эту стратегию, чаще других не пользовались традиционным правилом сборки конструкции в стык, по швам, и их изображения чаще напоминали лесенку, зубчатую структуру, так как ряды собирались в достаточной степени произвольно. В этой стратегии также чаще результатом было цветное (то есть из элементов разных изображений, имеющихся на кубиках), а не одноцветное полотно сборки. Собрав более крупную стимульную единицу, ребенок давал ей название («половинка слона», «крылышко попугая», «лицо хомячка» и т. п.), формируя модель с веером признаков, причем здесь еще больше, чем в первых двух стратегиях, воображение отталкивается от имеющегося реального материала. Поэтому, видимо, в процессе сборки чаще возникают противоречия, требующие переформулирования задачи, как это происходит в мыслительном процессе. Вслед за этим начинается новый круг, и так до наталкивания на следующее противоречие. Можно предположить, что здесь воображение уступает место операциям мышления как более адекватным в условиях, созданных воображением для решения экспериментальной задачи. В целом в проведенном исследовании получены факты, свидетельствующие о правомерности трактовки одного из общих механизмов воображения через соотнесение целого и частей образной модели. Кроме того, от четвертой к первой стратегии заметно улучшается действие этого механизма на фоне примерно одинаково развитых у всех детей технических умений по сборке конструкций из кубиков. Это позволяет уточнить имеющиеся представления о воображении ребенка как моделирующей деятельности. Второй важный вопрос, который непосредственно встал перед нами, мы сформулировали следующим образом: как ребенок строит модели во внутреннем смысловом поле? Если пытаться разрешить этот вопрос экспериментально, то технически он должен быть сведен к изучению процесса создания квазиобъекта, для тех или иных потребностей субъекта. Мы предположили, что дошкольникам в целом доступно построение моделей разного типа к шести-семи годам. Исходя из представленных в литературе данных о познавательных возможностях детей, о способах рассуждения дошкольников, о детском творчестве и его механизмах, можно высказать предположение, что одними из типичных для этого возраста являются модели-представления разной степени обобщенности. 19′
Способ построения ребенком такой модели мы и попытались выделить в специально разработанной экспериментальной процедуре. Вопрос, который был поставлен в нашем исследовании, состоял в следующем: в какой степени старшие дошкольники владеют построением модели-представления и как ребенок создает такую модель? Для ответа на него мы разработали экспериментальную игру-задачу «Пуговицы». Перед ребенком выкладывалась коллекция из 85 пуговиц, различающихся по ряду признаков: величине, цвету, форме, материалу, из которого они изготовлены, наличию «ножки», числу дырочек, наличию рисунков на поверхности пуговицы. После рассматривания пуговиц и установления всех семи признаков пуговиц коллекции детям предлагалось угадать, какую из имеющихся пуговиц задумал экспериментатор, с помощью вопросов о ее внешнем виде. Мы предупреждали ребенка, что напрямую вопросы ставить нельзя («какую пуговицу Вы загадали?», «вот эта — Ваша пуговица?» и т. п.). Задача построения модели в принципе решалась примерно в семь ходов, если перебирать все семь признаков различения пуговиц коллекции. Перед тем как начать отгадывать и задавать вопросы, мы предлагали детям нарисовать свою предполагаемую отгадку. Рабочим критерием владения умением строить модель-заместитель (модель-представление) мы считали отгадывание пуговицы, задуманной экспериментатором. Чтобы сделать процесс построения модели более доступным наблюдению, мы вывели его во внешние действия, предложив ребенку после ответа на каждый вопрос отбирать или отбрасывать пуговицы, соответствующие или не соответствующие его модели. В эксперименте участвовали 128 детей шести-семилетнего возраста—учащиеся первых классов (шестилетки) и 120 детей из подготовительных к школе групп детских садов г. Тулы и Тульской области. В проведении эксперимента участвовали студенты дошкольного факультета Тульского государственного педагогического института им. Л. Н. Толстого. Анализируя процедуру и результаты эксперимента, мы обнаружили несколько вариантов (способов) построения модели, используемых как школьниками, так и дошкольниками шести-семилетнего возраста с разной эффективностью, что позволило сделать выводы о разных уровнях владения действиями построения моделей. Одним из самых неэффективных способов был назван нами перебором. Им действовали 15% испытуемых—школьников (19 детей) и 17% дошкольников (20 детей), причем ни один из них решения не достиг, что мы сочли свидетельством отсутствия адекватного способа построения модели — заместителя реальной пуговицы. Перекладывая в произвольном порядке пуговицы, дети спрашивали: «Вы не такую (эту, похожую на эту и т. п.) загадали?»,
«Какая Ваша пуговица?», «Какая из этих пуговиц похожа на Вашу?» и т. д. Даже при наводящих вопросах, подсказках экспериментатора дети не строили другой стратегии решения и после нескольких неудачных попыток отгадать пуговицу, теряли интерес к заданию. Вторым путем построения модели была условно обозначенная нами группировка. Суть его состояла в следующем. Отобрав произвольную группу пуговиц, ребенок «схватывал» в своем вопросе их более или менее обобщенный признак.,’. Здесь обнаружились варианты стратегии. Самый простой способ состоял в произвольном отделении от коллекции порций в 7–10 пуговиц и вопросе: «Здесь нет Вашей пуговицы?». Другой вариант выглядел как отделение от коллекции групп «красивеньких» пуговиц или групп с мотивировкой «мне нравятся все вот такие» или (и) «у меня такие есть» и в том же вопросе. Например, ребенок на первом ходу собирал в кучку «уникальные» экземпляры коллекции (видимо, приписывая экспериментатору некоторую экстравагантность замысла!) — пуговицу-«па-лочку», пуговицу-«зеркальце», пуговицу-«мухоморчик», пуговицу-«яблоко» и т. п. и спрашивал: «Ваша пуговица похожа на...?». При отрицательном ответе следовал вопрос второго хода: «А на что похожа Ваша пуговица?». При ответе, что пуговица простая, обыкновенная, ребенок с сожалением отодвигал в сторону свою оригинальную кучку и набирал новую из обыкновенных, с его точки зрения, пуговиц — плоских, без рисунка, без ножки, с двумя дырочками, как правило, серых, черных или коричневых тонов окраски. Затем следовал третий ход: «Вы загадали пуговицу, похожую на...?» и перебиралась вся кучка или ее часть. Процесс отгадывания был длительным, поскольку дети стремились во что бы то ни стало исчерпать кучками всю коллекцию и с сожалением прекращали это занятие по указанию экспериментатора. Такой путь далеко не всегда был результативным. Типичной ошибкой здесь было то, что, ориентируясь на специфический классификационный признак (красивые, редкие, обыкновенные), ребенок рисковал выбросить загаданную пуговицу как неподходящую под некий признак или не включить ее в группу, вычленяемую по какому-либо признаку такого рода. Часто отработанные пуговицы больше не привлекались к игре, как будто они обладали только одним признаком, выбранным ребенком не всегда удачно. Этот способ использовали 6% школьников (8 испытуемых), из которых только двое достигли результата после долгого решения, и 14% дошкольников (17 детей), причем троим испытуемым удалось достигнуть решения, что можно объяснить, видимо, простой случайностью, настолько неэффективен был выбранный путь. Третий способ был связан с функциональным назначением пуговицы. Условно он может быть назван моделированием по аналогии, построением неизвестного через известное. Этот путь использовался 10% первоклассников (13 детьми), и решение
было достигнуто тремя детьми. В группе дошкольников того же возраста им шли-8% испытуемых (10 детей), решение получено только одним ребенком. Способ выглядел следующим образом. Первым шагом в построении модели был вопрос: «А куда можно пришить Вашу пуговицу?», и в зависимости от ответа дети сразу сильно сужали коллекцию, хотя и с ошибками. Например, при ответе экспериментатора «На пальто» ребенок отбрасывал мелкие, цветные, а после некоторых колебаний и дополнительных вопросов — белые и вообще светлые пуговицы, сюжетные и т. п. пуговицы. Вторым шагом к решению обычно был вопрос: «Какого цвета пальто?», а не какого цвета пуговица, что, казалось бы, логичнее, и снова часть пуговиц отбрасывалась, причем ребенок рассуждал так, словно на серое пальто можно пришить скорее всего серые или черные пуговицы, реже — белые или желтые. Очень распространенным оказался четвертый путь — приписывание загаданной пуговице определенных возможных характеристик, причем часто полярных: черная-белая, большая-маленькая и т. д. Такой путь можно назвать атрибутивным, т. е. приписыванием признака, атрибута, качества. Им пользовались 65% наших испытуемых-первоклассников (83 ребенка), пдичем решение было получено 79 детьми, и 59% дошкольников (70 детей), среди которых 67 легко получили решение. Путь был чрезвычайно простым. Либо дети впрямую задавали вопросы о признаках, либо сравнивали пуговицы по двум противоположным признакам. Вот фрагмент протокола с прямыми вопросами о признаках: Испытуемый (Игорь Б., 6,4 лет, подготовительная группа детского сада): Ваша пуговица маленькая? (Отбирает все, с его точки зрения, маленькие пуговицы). Экспериментатор: Да. И.: Вот эта? (Пытается быстро найти ответ перебором, откладывает отработанную пуговицу в сторону; вопрос повторяется несколько раз, получает отрицательные ответы). Ваша пуговица с нож-i кой? Э.: Нет. (Испытуемый откладывает все пуговицы без ножек отдельно, все пуговицы с ножками собирает в группу). И.: Ваша пуговка с двумя дырочками? Э.: Да. (Испытуемый рассматривает пуговицы, отбирает с двумя дырочками, причем часть пуговиц возвращает из горки ранее отброшенных). И.: Ваша пуговица красная? Э.: Нет. (Отбрасываются все красные). И.: Белая? Э.: Да. (Испытуемый собирает все белые с учетом предыдущих ходов, вслух повторяя: «Без ножки... Эта не подходит... Надо две дырочки, а здесь четыре...»).
И.: На Вашей пуговице есть рисуночки? (Раскладывает все отобранные белые пуговицы в ряд). Э.: Да, есть. (Испытуемый отбрасывает гладкие пуговицы, снова выстраивает пуговицы в ряд). И.: Рисунок в клеточку? Э.: Нет.’ И.: Рисунок вот такой? (Перебором находит загаданную пуговицу). Вариант сравнивания по полярным характеристикам представляется более эффективным и экономным и связан с серией вопросов, построенных по принципу или-или: Испытуемая (Аня Ш., 6,7 лет, первый класс): Вы задумали большую или маленькую пуговку? Экспериментатор: Маленькую. (Откладываются все большие пуговицы, мелкие и средние придвигаются поближе). И.: У нее дырочка или ножка? Э.: Ножка. (Все пуговицы без ножек отодвигаются, группа заметно уменьшается). И.: Она синенькая или посветлее, голубенькая? Э.: Она совсем другого цвета. (Все синеватые пуговицы отодвигаются, остается совсем немного в группе предполагаемых пуговиц). И.: Она красненькая или черная? Э.: Красная. (Отодвигаются пуговицы других цветов, остается две). И.: Она гладенькая или шершавая? Э.: Гладкая. Решение в обоих случаях достигалось довольно быстро. И наконец 4% школьников (пятеро детей) и 2% дошкольников (трое испытуемых) действовали в стратегии, названной нами категоризацией. В вопросах дети действовали очень четко и югично, задавая вопросы о цвете, форме, размере, очень кратко их формулируя: «Какого цвета Ваша пуговица?», «какой она формы?», «какой она величины?» и т. д. Разрабатывая описанную экспериментальную схему, мы предполагали, что построение ребенком модели будет подчинено следующей общей логике создания моделей такого замещающего типа: а) предварительный анализ признаков материала коллекции; б) построение гипотезы — некоей слабо определенной модели (для этого мы и просили нарисовать ту пуговицу, которую, как им кажется, задумал экспериментатор; в) проверка гипотезы путем выявления необходимых признаков в процессе спрашивания; г) трансформация или достраивание модели до более определенного вида путем сравнивания ее с реальной ситуацией создания, придание ей большей определенности в смысле насыщения конкретными признаками в соответст-
вии с поступающей информацией; д) сопоставление каждого этапа построения модели с требованиями образца. Мы полагали, иными словами, что еще до насыщения модели конкретными признаками, ребенок имеет перед собой некоторое слабо определенное целое, поскольку в эксперименте речь все-таки идет о знакомом предмете, трансформирующееся по мере познания свойств задуманного объекта. Проанализируем, как может быть описан процесс построения модели при выделенных способах как бы изнутри. При переборе, опираясь на конкретные, выделенные в видимом плане характеристики какой-либо отдельной пуговицы, ребенок пытается отождествить ее с возможной моделью, то есть в известном смысле подгоняет своими вопросами под нечто знакомое (под образ восприятия). Фактически здесь еще нет моделирования как такового, а имеет место сравнение видимых образов. Иначе выглядит процесс при группировке. За основу здесь берется какой-либо частный признак коллекции например, частотный или наоборот — единичный, за счет которого осуществляется сужение поля поиска. Модели как бы частично совпадают, накладываются по определенному признаку, что заставляет ребенка предположить, что они могут совпадать и по другим признакам, если уже совпадают по одному из них. В построении модели по аналогии, видимо, мы имеем дело как бы с двумя моделями. За основу построения экспериментальной модели пуговицы ребенок берет как бы внешний по отношению к задаче признак из конкретных, знакомых ему ситуаций и предметов. Очень похоже, что процесс состоит во вписывании модели в уже существующую модель чего-то другого, связанного с первой и определяющей ее своими свойствами, построение второй модели на основе некоторых знаемых признаков первой, создающих условия ее существования. Интересно и следующее: если взглянуть на рисунки, которые делают дети перед началом угадывания, то в этом случае иногда изображается человек в пальто, платье, брюках, на которых красуется пуговица из коллекции, которая произвела максимальное впечатление на ребенка, но не очень связанная с пальто (у него ребенок не изображает особых отличительных признаков). Атрибутивный путь, на наш взгляд, типичен для детей шести-семи лет и отражает ориентацию на конкретные признаки вещей и явлений. Особенностью этого способа мы считаем оперирование двумя противоположными по признакам моделями: например, большого и маленького, черного и белого и т. п. Получив ответ, ребенок имел возможность одну из моделей сделать более отчетливой, определенной, а вторую использовать как вспомогательную. Решая задачу, ребенок постоянно отбрасывал один из полярных признаков, а оставшийся снова раздваивал, но по другому основанию: например,
большая и маленькая пуговицы первого хода на втором ходу превращаются в большую красную и большую черную, а на третьем в большую черную квадратную и большую черную круглую и т. д. Происходит накопление конкретных признаков, создающих целостный образ задуманной пуговицы. При положительном ответе снова один признак отбрасывается, а другой — раздваивается, при отрицательном ребенок возвращается к предыдущему ходу, сменив признак. Недостроенная модель здесь все время в поле сознания ребенка, все время в работе, и накопление признаков хорошо заметно в вопросах, нанизывающих признаки один за другим. Категориальный путь, как легко заметить, выбирался редко. Он, на наш взгляд, свидетельствует о хорошей интеллектуальной продвинутости ребенка, умении оперировать обобщенными категориями типа цвет, форма, величина. Вероятно, ребенок в этом случае действует сериями индукций-дедукций. Зная категорию, например, цвет, он мысленно может развернуть ее на имеющиеся варианты; перед внутренним взором — несколько цветов коллекции. Задаваемые вопросы сужают поле до одного признака (например, ответ — «красная»). На втором ходу—снова развертка обобщенного понятия, снова суживание до одного и т. д. Затем выделенные признаки синтезируются, если они не противоречат друг другу. Обобщая названные ^способы, можно предположить, что в основе построения модели-представления при всех стратегиях лежит следующий общий механизм: сначала появляется слабо определенная, сук-цессивная модель, содержащая в себе одновременно и все и ничего, сочетающая в себе все известные и предполагаемые признаки объекта. В этом смысле она может быть и богаче и беднее самого объекта, о чем свидетельствуют рисунки-гипотезы: либо это просто кружочек, или кружочек с двумя точками — типичный обобщенный вариант изображения пуговицы, либо это оригинальное изображение пуговицы необычной формы, фактуры с обозначением цвета и т. д. Постепенно, по мере познания задуманных признаков модель-представление становится симультанной, расчлененной, дискретной, чтобы вновь в зависимости от уточненных признаков стать целостной. По полученным в эксперименте данным большинство детей шести-семи лет оказались в состоянии построить модель-представление, то есть достигли правильного решения задачи. Однако уровни построения оказались качественно разными. Так, вряд ли можно считать эффективным способом создания моделей перебор, группирование и даже моделирование по аналогии. Этими способами пользовались 31% первоклассников и 39% дошкольников, то есть фактически каждый третий ребенок шести-семилетнего возраста, а результат оказывается чрезвычайно низким, следовательно, эти дети оперируют весьма приблизительными моделями действительности. Наиболее типичным и результативным можно считать атрибутивный
способ, в котором результат выстраивания адекватной модели более высокий. В целом же он подтверждает мнение о конкретности мышления дошкольника, его ориентации на конкретные признаки объектов. Только очень небольшая часть детей шести-семи лет ориентируется на обобщенные категории. Думается, что последний способ моделирования скорее исключение, чем правило для испытуемых старшего дошкольного возраста. Собственно, и первые этапы обучения в школе ориентированы на наглядно-образное, а не на элементы формально-логического мышления, которое хотя и возникает к шести-семи годам, но находится в зародышевой стадии становления. Поэтому тот факт, что большинство наших испытуемых действовали конкретным атрибутивным способом, подтверждает общую линию познавательного развития старших дошкольников (подробнее см.: 232). Следующим шагом в нашем анализе было рассмотрение возможности описывать воображение через операции моделирования. В самых общих чертах операции моделирования для воображения описаны в § 2 настоящей главы. Эти операции могут быть реализованы как в полном составе, так и по отдельности в зависимости от задач субъекта и деятельности, в которую включено воображение. Описанный механизм мы попытались проверить в экспериментальной работе со старшими дошкольниками. Основной задачей мы ставили уяснение следующего предположения: можно ли описывать воображение дошкольника как моделирование в том составе операций, полном или разрозненном, который назван выше. С этой целью мы предлагали детям разработанную нами экспериментальную игру-задачу «Волшебные превращения» на материале графической деятельности, чтобы изучаемый процесс был вынесен во внешний план и стал доступен наблюдению и анализу. Сначала мы беседовали с испытуемыми, чтобы выяснить, верят ли они в возможность волшебных превращений, и навести их на мысль о постепенности, стадитальности превращения одного в другое. За небольшим исключением все дети согласились, что волшебники вполне могут существовать: взмахивая волшебной палочкой или произнося волшебные заклинания, они могут превратить одно в другое. На примере превращения мухи в слона мы подводили детей к мысли, что каждому взмаху волшебной палочки соответствуют какие-то изменения и если прервать волшебство в середине процесса, то можно увидеть нечто, что одновременно является и мухой и слоном, но в то же время уже не является ни тем и ни другим, точнее, уже ни тем, но еще и ни другим. В зависимости от того, на каком взмахе палочки прервано превращение, в промежуточном объекте может быть больше мухи или больше слона. Договорившись с детьми таким образом, мы предлагали им совершить серию волшебных превращений с интервалом в несколько
дней: 1) слона превратить в зайца, 2) собаку — в курицу, 3) чайник — в жирафа, 4) пароход — в самолет, 5) лошадь — в человека, 6) колосок — в хлеб, 7) гусеницу — в бабочку. Выбор объектов превращений связан с дополнительной исследовательской задачей — проследить, какие превращения осуществляются детьми легче: живого в живое, живого — в неживое, неживого — в живое, живого — в человека, или превращения, являющиеся классическими примерами диалектики (колоска — в хлеб и гусеницы — в бабочку, служащими иллюстрацией закона перехода количественных изменений в качественные и обратно). Кроме того, нам хотелось уловить момент подключения мышления к работе воображения и понять, взаимозаменяемы ли они. В качестве экспериментального материала мы использовали набор из семи карточек из плотной бумаги, разделенных на четыре секции. В первой клетке изображался исходный объект, над которым производились волшебные превращения, в четвертой клетке изображался объект-результат (новое целое, модель «потребного будущего»), а вторую и третью клетки надо было заполнить самому испытуемому стадиями превращения одного в другое. Изображения были выполнены в цвете с акцентированием несхожих, противоположных признаков (например, уши висят — уши стоят, слон большой — заяц маленький, четыре лапы у собаки — две ноги у курицы, чайник круглый—жираф длинный и т. п.). Эксперимент проводился в индивидуальном порядке, каждый ребенок получал отдельный набор карточек. В инструкции мы предлагали детям с помощью цветных карандашей и фломастеров, представляя себя волшебником, изобразить две стадии превращения, по возможности комментируя свои рисунки (что исчезает, что появляется, что изменяется, что в связи с этим происходит и тоже должно трансформироваться). Мы специально старались убедить ребенка, что речь идет не о превращениях картинок, изображений, а о превращении настоящих животных и предметов в другие. Строя рабочую гипотезу, мы предположили, что дети продемонстрируют при выполнении задания названный в § 2 настоящей главы операционный состав моделирующего механизма воображения. Помимо этого, мы допустили, что у наших испытуемых операции воображения еще несовершенны в силу общей специфики познавательных процессов дошкольника, в частности, его ориентации на внешние броские, наглядные, конкретные признаки. Это может привести к тому, что дети будут опираться не на признаки самих изменяемых объектов, их сущностных характеристик, а на признаки их изображений, заданные в экспериментальной ситуации. Поэтому мы и предлагали осуществить превращения колоска в буханку хлеба и гусеницы в бабочку, в принципе известные участникам эксперимента.
Испытуемыми были 80 детей шести-семи лет из подготовительных к школе групп детских садов г. Тулы. Полученные результаты в целом подтвердили выдвинутую гипотезу как относительно возможности описывать один из процессов воображения через операции образного моделирования, так и относительно недостаточного владения им в старшем дошкольном возрасте. Обратимся к анализу экспериментальных результатов. Обнаружилось, что часть детей, приняв на словах задачу, фактически не справлялись с ней, заполняя вторую и третью клетки копированием объекта-результата или исходного объекта (реже). Такие дети составили около 20% (16 человек) от общего числа ис пытуемых, и все это были самые младшие дети в возрасте о: 6 до до 6,4 лет. Ряд детей в некоторых сериях продемонстрировали решение задачи, а в некоторых показали все то же копирование. В итоге нами получено из 560 возможных превращений 401 работа, подлежащая анализу: на первое превращение 58 работ из 80 (72,5%), на второе—60 работ из 80 (75%), на третье—64 работы из 80 (80%), на четвертое—также 64 работы из 80 (80%), на пятое— 62 работы из 80 (77,5%), на шестое — 50 работ из 80 (62,5%), на седьмое — 43 работы из 80 (53,8%). Часть детей, удовлетворительно справившись с первыми пятью превращениями, по этому же принципу пытались сделать шестое и седьмое, хотя большинство из них были знакомы, например, с путем каравая от поля к столу. При превращении колоска в хлеб только 31 ребенок (38,8%) сориентировался на жизненные реалии, а с превращением гусеницы в бабочку справились только 27 детей (33,8%). Все дети, справившиеся с заданием, показали операции вычитания и сверхдополнения признаков, но во всех случаях, за исключением шестого и седьмого превращения, дети оперировали не сущностями реальных объектов, а их экспериментальными изображениями. Изменяя один признак, дети не приводили в соответствие с ним другие, так как не имели в виду жизнеспособность промежуточного объекта. Даже меняя сразу несколько признаков, дети не рассматривали их комплексно, во взаимосвязи, в системе. Кстати, дети с неохотой соглашались, чтобы изображение ожило на той стадии, где остановилось волшебство. Типичным способом решения было изменение на первом ходу двух-трех признаков, а на втором — остальных, иногда — частичное возвращение «снятых» признаков. Но очень редко дети вносили что-то извне в экспериментальную ситуацию, то есть выполняли бы помимо вычитания и сверхдополнения признаков дополнительные операции по приданию устойчивости промежуточным объектам, переструктурированию их в соответствии с произведенными изменениями. Даже если мы просили ребенка самого сделать изображения в пер-
вой и четвертой клетках, а потом превратить одно в другое, они действовали только в пределах тех признаков, которые задавали сами своими собственными изображениями. Помимо предположения о том, что дошкольники еще не владеют полным составом операций моделирующего механизма воображения, этот факт может свидетельствовать об упоминаемой многими авторами шаблонности детских графических образов (домик в виде деревенской избушки, человечек в виде ручек, ножек, огуречка). Рассмотрение типичных превращений во всех семи сериях позволило уточнить детали операционного состава моделирующего механизма воображения. Превращение живого в живое (слона в зайца, собаки в курицу) оказалось сравнительно простым для детей. Получено 58 и 60 результативных работ соответственно. Типичным было вычитание на первом ходу ряда внешних признаков слона (собаки) и замена их на внешние признаки зайца (курицы). В рисунках присутствуют слоны с заячьими ушами, с пушистым коротеньким хвостиком, собаки на куриных лапах и т. п. На втором ходу вносились второстепенные признаки — бивни, коготки на лапах, менялись размеры и позы фигурок, уточнялся цвет и т. д. Ряд детей начинали работу с копирования исходного образца с прорисовкой его эскизно, без нажима или без спорных деталей, а затем более уверенными линиями подрисовывались изменения. Некоторые дети рисовали только половину, переднюю или верхнюю, одного из животных и к ней приставляли вторую половину от другого животного. Здесь требовались обычно дополнительные изменения, чтобы скрыть место их механического соединения. В комментариях присутствовало указание на замену ряда признаков, но почти никогда — на комплексные последствия этих изменений и на необходимость приведения в соответствие измененных признаков с другими. Это указывает на отношение к объектам как к изображениям, а не как к реальным существам. Детей не интересовало, смогут ли промежуточные животные стоять, передвигаться, есть, слышать, ви деть и т. д. В известном смысле это связано со спецификой экспериментальной задачи, но такое же положение дел было и в наших экспериментах на материале лепки. Превращение неживого в живое (чайника в жирафа) оказалось особенно привлекательным для детей, считавших почему-то, что в чайнике есть изначальная схожесть с жирафом. Здесь мы получили 64 результативных превращения и самые интересные комментарии. Типичное решение было следующим. На первом ходу у чайника «прорастали» четыре ноги (дети объясняли, что если чайник электрический, то у него есть четыре «кнопочки»-ножки, из которых путем удлинения появляются ноги жирафа, сами же кнопочки становятся копытцами), на ручке («из держалки», по комментариям детей) появлялись маленькие ушки, из носика — шея или хвост жи-
рафа и т. д. На втором ходу из крышки чайника получалась голова, хвост перемещался в нужную сторону, на шее подрисовывалась гривка, исчезал декоративный рисунок с корпуса и т. д. Отметим, что в первых двух превращениях дети действовали вычитанием и заменой признаков, в третьем случае типичным приемом оказалось сверхдополнение. Если в предыдущих случаях уже на первом ходу мы имеем дело с измененным объектом, то здесь на первом ходу чайник все еще оставался самим собой, но как бы со сверхпризнаками — сверхдополнениями. Превращение неживого в неживое же (парохода в самолет) дало типичную операцию, обозначаемую в учебниках как агглютинация. Это была единственная задача, где промежуточные объекты чаше всего составлялись механическим соединением половины парохода и половины самолета. Из полученных 64 превращений 58 были выполнены именно этим способом. В комментариях присутствовали апелляции к реальным жизненным ситуациям: отслуживший пароход, по мнению детей, можно разобрать на части и использовать их при постройке самолета или смонтировать вездеход. На первом ходу обычно к пароходу сверхдобавлялось крыло самолета (решающий, по мнению всех детей, признак для превращения чего угодно в самолет), на втором ходу половина, обычно передняя, парохода заменялась передней половиной самолета с под-рисовыванием хвостовой части в нужном месте. Превращение лошади в человека мы предлагали детям с тайным намерением увидеть способ создания знаменитых кентавров. И здесь ярче всего наблюдался описанный механизм воображения как образного моделирования. На первом ходу все дети пририсовывали к корпусу лошади человеческую голову (решающий признак), а на втором дорисовывали руки, убирали остатки передней части лошади и маскировали шов. Из выполненных 62 превращений все 100% оказались с кентаврами. Диалектические превращения (колоска в хлеб, гусеницы в бабочку) дали интересный материал для анализа. Было получено 50 и 43 изображения соответственно. 31 ребенок легко воспроизвел стадии муки и теста, 27 детей вспомнили о существовании куколки. Остальные дети пытались применить тот же способ, которым пользовались в предыдущих задачах: превращением одного изображения в другое путем вычитания или сверхдополнения признаков, а не путем создания промежуточного объекта, совершенно отличного от исходного объекта и объекта-результата. Следовательно, реальные знания в значительной степени влияют на воображение: чем более определена в информационном смысле ситуация, тем вероятнее ребенок использует мышление, а не воображение. В нашем эксперименте, кажется, нам удалось найти этому подтверждение.
Обобщая полученные данные, можно сделать следующие выводы: 1) предлагаемое рассмотрение механизмов воображения через операции моделирования имеет под собой реальное основание; 2) во всех экспериментальных задачах дети в той или иной мере продемонстрировали обозначенный механизм воображения: легче всего детям даются операции вычитания и сверхдополнения признаков, труднее — операции балансировки, придания образу устойчивости; 3) в дошкольном возрасте моделирующий механизм воображения еще несовершенен в силу зависимости детей от единичных, наглядных, конкретных признаков вещей и явлений; 4) воображение ребенка сильно ориентировано на задаваемые образцы, оно еще несамостоятельно, несвободно; 5) дополнительного исследования требует вопрос об ориентировке ребенка на реальный предмет или на его изображение (знак), задаваемое взрослым. Разрабатывая эксперимент, мы опирались на данные, полученные в работе Ц. Я. Ломсадзе (152), свидетельствующие о следующем: если дети трех-четырех лет в 80% случаев не умеют объективировать различия между изображением и реальным предметом, то к четырем-пяти годам наблюдается существенный сдвиг в этом процессе, а в шесть-семь лет дети легко справляются с таким различением (152, с. 11–13). Но в нашем исследовании это не подтвердилось при анализе воображения: дети старшего дошкольного возраста продемонстрировали явное неразличение объекта и его изображения, что мы отнесли на счет специфики деятельности, на которой выполнена экспериментальная задача; б) воображение свободнее действует в ситуациях со слабой информационной определенностью; там же, где у ребенка есть соответствующие знания об объектах и явлениях действительности, о закономерностях и логике их изменений, механизмы воображения уступают место механизмам мышления и механизмам умственного экспериментирования. Анализируемая стадия развития знаково-символической деятельности оказывается, таким образом, чрезвычайно важной в развитии детей: подключая одновременно механизмы мышления и воображения, ребенок способен глубже проникать в существенные связи, отношения, свойства действительности, пускать в ней свои корни. В психологии накоплен большой эмпирический материал, свидетельствующий о необходимости владения операциями моделирования образов, оперирования ими во внутреннем смысловом поле для будущего развития креативности, интеллектуальной инициативы, так называемого нестандартного мышления. Владение моделированием позволит в будущем вместо того, чтобы шаг за шагом двигаться в познании обычным путем, занять по отношению к изучаемому объекту ковую, совершенно произвольную позицию, припи- 14 Зак. 78ф.
сать ему некоторые несвойственные ему, но в принципе возможные признаки, свойства, качества. Потом же, используя рационализирующую силу мышления, можно вернуться к исходной точке, пытаясь обосновать путь, намеченный воображением, со всей логической строгостью. Как отмечал Э. де Боно, если такая операция удается, это значит, что познавательная задача решена нешаблонным образом; с помощью только лишь интеллектуальных выкладок ее решение могло бы оказаться невозможным. Но даже если не удается логически обосновать путь, проложенный воображением, субъект в любом случае приобретает полезный эвристический опыт (23, с. 15). Именно это дает основание считать мышление и воображение дополняющими друг друга, комплементарными процессами, и даже предположить, что воображение в известном смысле создает «зону ближайшего развития» мышления. Оно вполне может лежать в основе нестандартного мышления, которое многие исследователи считают необходимой в формировании возможностью «произвольно актуализировать образы на основе заданного наглядного материала (в процессе решения задач), видоизменять их под влиянием различных условий (по собственной инициативе), свободно преобразовывать и на этой основе создавать новые образы, существенно отличные от исходных» (49, с. 7). Можно предположить, что в воображении реализуются как бы два пласта знаково-символических процессов: нижний, старый,— это возможность замещения реальности квазипредметностью, вращива-ние действительности во внутренний план и возможность оперировать ею с известной степенью свободы; второй, новый, верхний пласт — собственно моделирующая деятельность, отражение свойств и явлений специфической наглядностью, позволяющей усматривать существенные связи и зависимости и оперировать ими с целью получения новой информации об отражаемых объектах. Это особенно важно для тех связей, зависимостей, отношений, которые не выявляются в непосредственном наблюдении, практике или вообще не имеют реальной наглядности. Такой уровень используется сознанием и тогда, когда субъект действует с объектом или явлением, относительно которых у него мало познавательной информации, собственного интеллектуального и практического опыта; например, ребенок знает лишь название объекта, но никогда не сталкивался с ним в опыте. Если субъекту не приходилось встречаться хоть в какой-либо форме с дефибриллятором, карстовой пещерой, черной дырой в космосе и т. п. в смысле наглядности, то достаточно трудно адекватно смоделировать их на уровне только замещения. В одной из серий нашей экспериментальной работы мы попытались проанализировать, в какой степени ребенок может воссоздавать действительность без опоры на прошлый опыт, в условиях
почти полного дефицита информации о признаках, свойствах, качествах моделируемой действительности, то есть фактически порождать силой своего воображения нечто из ничего. Эксперимент проводился’ на графическом материале и состоял из двух небольших серий. В нем участвовали дети старшей и подготовительной групп детского сада, соответственно 23 и 21 ребенок, а также школьники-шестилетки, учащиеся первого класса в количестве 27 человек. Экспериментальную игру-задачу мы назвали «Неизвестные слова». В первой серии детям предлагалось несколько слов-названий, составленных из случайных слогов. Случайность была неодинаковой — в нескольких случаях мы использовали псевдознакомые детям по книгам и мультфильмам имена, например, «снус-мумрик» (книжки о Муми-Тролле), «слонопотам» (книжки о Винни-Пухе), а в нескольких слова были абсолютно произвольными — «думкус», «куздра», «венсур» и т. п. Детям в индивидуальной работе предлагалось изобразить графически то, что может так называться. В первом варианте мы определили эти объекты как сказочных животных, во втором — как предметы мебели, в третьем — как предметы, орудия, инструменты разных видов деятельности. Цель экспериментальной серии состояла в следующем: мы пытались определить, как ребенок в воображении заполняет белые пятна информированности; будет ли изобразительная продукция детей учитывать только внешние словесные ассоциации и аналогии (условно мы обозначили их как аналогии формы), или ребенок будет искать аналогии содержания, то есть приписывать, исходя из опыта, названиям некоторое содержание, лежащее как бы сверх названия в его классификационных отношениях. Мы предположили, что, решая задачу на уровне аналогии формы, ребенок актуализирует по большей части процессы замещения, а при решении задачи с поиском аналогии содержания ребенок реализует моделирующие операции, строит незнаемое через элементы знаемого. Задание оказалось довольно трудным для всех трех групп испытуемых. В старшей группе детского сада больше половины детей либо отказывались его выполнять, либо, приняв задачу, с ней не справились (56,5%), в подготовительной группе этот процент был меньше, но все-таки значительным — 43%, а в группе первоклассников не справившихся и «отказников» было только 26%. Такие дети либо не принимали задачу, начиная спрашивать: «А что это такое?», «А как надо нарисовать?», «А я не знаю, как оно рисуется», либо же начинали рисовать нечто, совершенно не связанное с инструкцией задачи (машинки, принцесс, девочек, горошек, цветы и т. п.), называя его заданным экспериментальным словом или вовсе забывая и о названии, и о задании. Обратим внимание, что с возрастом все же нарастает процент детей, пытающихся справиться с таким в общем-то сложным заданием: если в старшей группе его
пытаются решить 43,5% детей, то в подготовительной — уже 57%, а школьники шести-семи лет в 74% случаев дают в разной степени результативное решение. Наши дальнейшие комментарии связаны именно с теми детьми, которые приняли задачу и пытались достичь адекватного результата. Инструкция ориентировала детей на то, что они свободны в поиске изображения, поскольку и животные, и вещи необычные, сказочные, какие в жизни могут и не встречаться. Легче всего во всех группах далось изображение необыкновенных животных с ориентацией на аналогию формы: в названии дети искали элементы, наводящие на знакомые слова, и уже отталкиваясь от них, создавали графические изображения, в известном смысле вторичные по отношению к экспериментальному названию. Например, слово «дум-кус» многие дети производили от слова «думать» — «который много думает, лобастый такой», «думка — маленькая подушечка, значит, маленькое животное, вроде мышки», или от слова «кусать» — «кусачий кто-то, крокодил или щука зубастая», «который кусок откусил, а проглотить не может». Иногда же предлагалось совершенно своеобразная этимология: «Думкус — похоже на кумыс, это, наверное, жеребенок, который думает лакать кумыс», «думкус — это в Африке медвежонок, как Умка», «это вино такое волшебное» и т. п. Большинство развернутых словесных комментариев давали дети-школьники, они иногда были способны предложить даже не одну, а две-три трактовки названия. Естественно, что и графическая продукция была связана с интерпретацией. Так, слонопотам изображался чаще всего в виде слона или гиппопотама, нередко «топающих ногами», «топчущих траву и цветы», думкус — в соответствии с трактовкой выступал как думающий мышонок, хомячок и т. п. Со снусмумриком было сложнее, его интерпретировали довольно своеобразно — «это мымра маленькая», «домовой», «водяной», «червяк мокрый», «комарик маленький», «лемур». Анализируя эту часть эксперимента, отметим, что здесь моделирование называемого шло по аналогии формы. Из десяти решающих задачу детей старшей группы детского сада только четверо достигли оригинального решения. Из двенадцати в подготовительной к школе группе девять детей смогли изобразить животное по собственному словесному описанию. Из двадцати детей-школьников шестнадцать смогли нарисовать иллюстрацию к своей интерпретации названия. Среди них были и довольно своеобразные рисунки — «мымра болотная», «думкус — космические челюсти», «снусмумрик — гнусная мумия» и т. п. При обозначении тех же слов предметами мебели мы получили аналогичную картину. «Снусмумрик» в новой классификации изображался как «маленький стульчик для детей», «потайной шкафчик», «верстачок» и т. п. Думкус выступал в роли «дивана с подушками,
на котором лежат, чтобы думать», «трубы в плите для дыма», «вентилятора, чтобы ветер нагонять» и т. п. Слонопотам стал «старым шкафом», «старым диваном», «сейфом», «большим сундуком» и т. д. Продукции здесь было гораздо меньше, хотя механизм оставался тем же: отталкиваясь от какой-то части названия, ребенок образовывал новую целостность по аналогии формы, называл ее и изображал. В старшей группе иллюстрацию выполнили трое испытуемых из десяти, в подготовительной группе — пятеро из двенадцати участников, в группе школьников из двадцати детей с заданием смогли справиться тринадцать человек. В третьей части этой серии эксперимента наши названия были представлены классом инструментов — орудий труда. Снусмумрик здесь превратился в «маленькую лопаточку», «леечку, которая разбрызгивает воду», «совочек», «веничек», «ершик для мытья бутылок» и т. п., думкус описывался как трактор, «комбайн кухонный иностранный», слонопотам стал тем, «чем ловят и укрощают диких слонов». Результативность здесь была очень низкой при реализации того же самого механизма — аналогии формы. Из десяти детей старшей группы с задачей справились два ребенка, из двенадцати детей в подготовительной группе — пять детей, а в группе первоклассников из двадцати испытуемых — одиннадцать. На слова, составленные из случайных слогов, не вызывающих более или менее однозначных ассоциаций, мы почти не получали результативных ответов. Вторая серия эксперимента продолжала первую. Детям предлагалось изобразить следующую словесно выраженную ситуацию: «Глокая куздра штеко будданула бокра и кудрячит бокренка» (фраза, предложенная академиком Л. В. Щербой для анализа фонологии языка). В этой серии участвовали только школьники-шестилетки, которые более или менее удовлетворительно действовали в заданиях первой серии. На этот раз мы не давали детям никаких указаний по поводу принадлежности действующих персонажей к каким-либо классам реальных объектов. Инструкцией предлагалось с помощью цветных карандашей и фломастеров нарисовать происходившее, а потом рассказать экспериментатору, что изображено в соответствии с интерпретацией фразы ребенком. Цель работы была прежней: установить, способны ли дети шести-семилетнего возраста объективировать, моделировать объекты и ситуации, о которых почти ничего не известно, то есть снова создавать нечто из ничего. На этот раз в эксперименте участвовали дети, успешно действовавшие в первой серии, и мы предположили, что их моделирующие возможности снова обнаружатся. Но задание оказалось трудным. От 20 испытуемых нам удалось получить 8 предметных и 12 сюжетных изображений разного качества. Остановимся на анализе тех рисунков, где задание было выполнено удовлетворительно.
На предметных рисунках изображалась, как правило, только куздра, и дети исходили в интерпретации из той же аналогии формы: «куздра-кучерявый», «куздра дрет кого-нибудь», «кукушка кукует», «собака отгрызла рукав» и т. п. За основу брался некий признак, создавался новый целостный образ, который и реализовался в иллюстрации. Мы получили рисунки, где куздра представала в виде «змеищи с панцьфем», «рыбы с крупной переливающейся чешуей», «мохнатой гигантской гусеницы, которая извивается, завивается кольцами», «злой коровы». Сюжетные трактовки были богаче в словесной продукции, чем в изобразительной. Обнаружилось, что большинство детей ориентируются не на все предложение, а схватывают в нем отдельные слова, вокруг которых строится новая, часто произвольная целостность. Назовем некоторые варианты сюжетов: «Крылатый дракон-куздра напал на дельфиненка, а большие дельфины его отбивают», «зубатая куздра напала из засады на корову и теленка, они испугались и убежали», «страшный змей окружил и хочет удушить маленьких медведей», «кусачая муха кусает овечку», «у куздры с бок-ром родился куздренок», «птица додо высматривает сверху больших и маленьких улиток, одну уже клюнула и проглотила», «злая обезьяна схватила за хвост птицу», «дикая куздра здоровается с бокром и бокренком», «морской змей напал на быка и съел теленка», «зубры гуляют в Беловежской пуще», «дракон залетел на птичий двор, заглотил цыпленка, а другие кричат и хотят отнять цыпленка», «Бокр с бокренком заблудились в лесу, а куздра из темноты их пугает». Можно легко увидеть, что создаваемые детьми образы, словесные и графические, не во всем оригинальны. Скорее, дети ищут нечто знакомое в своем опыте, перегруппируют его элементы и называют новым названием, которое кажется подходящим к этому элементу опыта. Можно также предположить, что здесь использовались элементы замещения: если в названии нечто у Date: 2016-05-13; view: 513; Нарушение авторских прав |