Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Замещение как форма знаково-символической деятельности
Под замещением в широком смысле слова понимают перенос значения с одного объекта на другой, реальный или идеальный. Такое понимание, как мы отмечали выше, сближает понятие замещения с понятиями репрезентации, символизации и т. п. и покрывает всю область знаково-символической деятельности. В более узком смысле слова замещение интерпретируется по-разному. Одно из самых известных определений принадлежит Л. С. Выготскому, который говорил о функциональном замещении, имея в виду возможность использовать, например, в игре, один предмет в функции другого. Палочка в детской игре становится лошадкой, потому что на ней можно скакать, как на лошадке, и пока ребенок
действует с палочкой таким образом, осуществляется действие замещения. Продолжая данное понимание замещения, Д. Б. Эль-конин подтвердил его целой серией экспериментов на замещение и на переименование на материале игры дошкольника. Сходного же мнения придерживался А. Н. Леонтьев. Н. И. Непомнящая под замещением имеет в виду использование одного плана действия вместо другого или одного предмета вместо другого (177). Развивая эту идею, А. В. Павлюкова говорит о замещении, сближая это понятие с моделированием: рассматривается не любая замена планов или предметов, а только такая, когда, «во-первых, действие замещения осуществляется в соответствии с той задачей, в которой требуется такое замещение; во-вторых, заместитель отражает (моделирует) определенные (но не все) свойства замещаемого предмета (или предметных отношений), требуемые данной задачей; в-третьих, в действии замещения учитывается специфика замещаемых средств, которые должны моделировать, фиксировать выделенные в предмете свойства или отношения» (188, с. 166). Но чаще всего термин «замещение» в психологической литературе имеет следующее толкование: использование одного предмета или действия вместо другого предмета или действия при наличии общих свойств (функций), важных для конкретной задачи, в игровой деятельности ребенка. Замещение в отечественной психологии является предметом теоретико-экспериментальных исследований на протяжении ряда лет (А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, Г. Д. Луков, Н. И. Непомнящая, А. В. Павлюкова, Н. Г. Салмина, Е. Д. Кежерадзе, И. В. Котетишвили и другие). Механизмы и генезис замещения рассматривались в разных теоретических ракурсах. Так, значительная часть работ посвящена связи замещения и речевого развития (156, 157). Ряд исследований связан с генезисом предметных действий ребенка в процессе замещения (177, 272). Одно из направлений анализа замещения связано с исследованием его в игровой деятельности ребенка (115, 137, 145, 293 и другие), в изобразительной деятельности (173, 186), в учебной деятельности (178, 188, 290 и другие). Данные, полученные в этих работах, свидетельствуют о сложности и неоднозначности механизмов замещения. Во многом они определяются: 1) характером средств замещения, усвоенных ребенком; 2) известной долей собственного опыта ребенка, а следовательно, и уровнем его психического развития в целом; 3) осознанностью используемых средств; 4) характером действий с заместителями и т. д. Прежде чем перейти к анализу процессов замещения в разных видах деятельности ребенка, мы должны определить то его содержание, которое принимается в нашем исследовании.
Говоря о характере замещения в игровой деятельности, будем иметь в виду форму знаково-символической деятельности, связанную с переносом значения с одного объекта или действия на другой объект или действие. Характеристики такого замещения, на наш взгляд, следующие: 1) между заместителем и замещаемым содержанием устанавливается функциональное сходство: одна вещь замещает другую потому, что с ней можно действовать как с этой другой; 2) функциональные отношения реализуются в пределах конкретной игровой ситуации, и заместитель не приобретает фиксированного нового значения (разве что воспроизводится сходная игровая ситуация, где требуется такой же заместитель), не насыщается смыслом другой вещи, ее значением. Так, ребенок, использующий в игре палочку вместо лошадки, «доскакав» на ней, свободно превращает «лошадку», например, в «саблю». Кстати, как нам кажется, это — одно из отличий замещения в узком смысле слова от моделирования; в последнем заместитель насыщается свойствами и значением замещаемого и выступает как его своеобразный эквивалент; 3) в структуре заместителя и в структуре замещаемого объекта ребенком усматривается нечто общее (признак, свойство, отношение, указывающие на замещаемый объект), за счет чего и возможно действовать с заместителем как с замещаемым. Так, выбирая из ряда предметов «заместителя» волка, ребенок берет не любой предмет, а обычно тот, у которого есть нечто острое, «как зубы у волкк» и т. п. То есть в замещении в качестве компонента может присутствовать известное уподобление заместителя замещаемому содержанию, известное сходство, заставляющее пересматривать и переструктурировать собственные свойства заместителя; 4) в качестве заместителей могут выступать реальные предметы с фиксированным и нефиксированным игровым содержанием (палочки, камешки, тряпочки и пр.), рисунки, модели и т. д., а также объекты с идеальным содержанием — представления, образы воображения и т. д. Замещение, как и другие формы деятельности, может иметь внешнюю и внутреннюю линию развития. Зарождаясь как внешняя форма деятельности, замещение вращивается, инте-риоризируется, приобретая характер внутренней деятельности; 5) развитие замещения как формы знаково-символической деятельности идет как в сторону большей осознанности и точности средств замещения, так и в сторону развития возможности использования заместителей не только внешнего, но и внутреннего плана. Нарастает и способность привлекать собственный опыт к использованию каких-либо предметов в качестве заместителей других, то есть замещение, будучи социально обусловленным, становится также и индивидуально обусловленным: то, что для данного кон-
кретного ребенка в индивидуальной игре может быть заместителем какого-либо объекта, для других детей не всегда бывает очевидно в силу того, что они в замещении ориентируются на другие признаки замещаемого содержания. Так, при выборе заместителя волка некоторые дети ориентируются на его «зубастость», другие — на «лохматость», третьи — на то, что волк серый, и т. д. В экспериментах Е. В. Филипповой (218, 267) обнаружено формирующееся к семи годам различение «знака для себя» и «знака для другого»: для себя дети используют слабо детализированные субъективные графические образы при запоминании ряда слов, а для других стараются задать их в более понятном, обобщенном, общеупотребительном варианте. Кроме того, по мере развития замещения, на наш взгляд, возрастает способность отражать в заместителе не только функциональные единичные, частные, некоторые, связанные с конкретной задачей свойства замещаемого объекта, но и более общие, что связано с переходом знаково-символической деятельности на качественно новый уровень — моделирование, при котором в модели отражаются наиболее существенные свойства объекта, а сама модель служит познавательным орудием. Наконец, можно предположить, что с развитием замещения ребенок от игровой формулы «все может быть всем», связанной с ограниченными представлениями младших дошкольников о свойствах и качествах вещей, через формулу «это может быть этим (названо этим) в силу сходства качеств и свойств, позволяющих осуществлять общие действия», переходит, как бы на новом витке развития, снова к формуле «все может быть всем», но более осознанной. Теперь это обусловлено не недостатком опыта, а творческими возможностями ребенка, позволяющими усматривать самые отдаленные и абстрактные связи между вещами, самые оригинальные и фантастические отношения между ними. Кроме того, нарастают процессы управления собой, подчинение правилам, произвольность, позволяющие ребенку согласиться с любой конвенцией — «пусть это будет этим». И тогда может оказаться возможным и осознание диалектических отношений противоположности, и того факта, что одно одновременно может являться и другим. Разумеется, целиком и полностью такой уровень формируется далеко за пределами дошкольного возраста, но замещение является основой, фундаментом знаково-символических процессов; 6) на процессы замещения существенное влияние оказывает уровень речевого развития ребенка. Собственно, оно формируется в речевой деятельности так же, как и в игре, рисовании, лепке, конструировании и т. д., но по сравнению с последними влияние языка и речи может быть названо первичным, определяющим, поскольку развитие ребенка осуществляется через другого человека, через общение, через речь.
Говоря об изобразительной деятельности, под замещением будем иметь в виду форму знаково-символической деятельности, позволяющую осуществлять обозначение и изображение предмета -перенесение обозначения с реального предмета на изображение. Это же понимание замещения можно распространить и на производные от изобразительной формы продуктивной деятельности ребенка — - конструирование, аппликацию, лепку. Говоря о замещении в речи, мы будем использовать широкое его понимание как репрезентации действительности в универсальных конвенциональных знаках (перенос значения на звуковой комплекс). Таким образом, общий тезис, постулирующий сущность замещу ния, о переносе значения с одного объекта на другой всякий раз получает свое конкретное истолкование в рамках той деятельности, в которой замещение формируется и используется. Перечисленные характеристики замещения, разумеется, не могут считаться абсолютными. Мы принимаем их за основу, чтобы исключить возможность многозначного истолкования термина «замещение». От этих характеристик мы будем отталкиваться, рассматривая специфику замещения в деятельности ребенка дошкольного возраста. Date: 2016-05-13; view: 867; Нарушение авторских прав |