Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Памятка педагогу «Основные школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся»
Активно обсуждаемые и изучаемые: - перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса; - несовершенство учебных программ и технологий; - авторитарный стиль преподавания; - отсутствие индивидуального подхода к учащимся; - использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным; - недостаток двигательной активности учащихся; - неправильное питание учащихся; - несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса; - недостаточное финансирование школы.
Недостаточно обсуждаемые и изучаемые: - дидактогенная организация образовательного процесса; - недостаточная психологическая компетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий; - низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья; - слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни; - неблагополучное состояние учителей; - недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).
С некоторой долей условности приводимые в различных публикациях цифры, факты и экспертные оценки можно разделить на 3 группы: - данные о санитарно-гигиеническом состоянии школ. Согласно последним сообщениям Госсанэпиднадзора, в целом по России среди детских и подростковых учреждений требуют капитального ремонта 6,8%, не имеют канализации 18,9%, центрального водоснабжения - 14,6%, центрального отопления – 9,7%. До 20% школ в ряде регионов не имеют спортзала. В две смены работает 31% школ, в которых обучается 22% школьников. Лишь 23% учащихся получают горячую пищу 2-3 раза в день; число детей, пользующихся школьными столовыми, за последние десять лет сократилось на 30%, а среди старшеклассников не превышает 10%. По данным лабораторных исследований (охватывающих не более 30% образовательных учреждений), 14,3% проб воздуха не отвечает требованиям по санитарно-химическим показателям и 96% - по микробиологическим. В большинстве школ уровни освещенности ниже гигиенических нормативов, а учебная мебель не соответствует ростовым показателям детей. Вместе с тем никто не пытался посчитать, сколько детей имеют дома удобную, соответствующую физиологическим требованиям мебель и каков уровень освещенности в их квартирах. Ничего не известно об изучении проб воздуха в жилых помещениях. Исследования же качества питания в семьях россиян свидетельствуют о разбалансированности основных пищевых веществ: в пищевом рационе отмечается дефицит белков (21%) и жиров (12%), а степень дефицита витаминов часто достигает 80% от возрастных норм. Допустимо, что жизнь ребенка вне школы еще меньше соответствует санитарно - гигиеническим требованиям. - данные о состоянии здоровья детской популяции в целом. По данным Минздрава, за последние 5 лет у детей всех возрастных групп частота болезней костно - мышечной системы увеличилась на 80%, мочеполовой – на 90%. Ряд специалистов указывает, что частично рост показателей заболеваемости связан с совершенствованием медицинской диагностики. Здесь подтверждается старая врачебная шутка: «Здоровый человек – это плохо обследованный». Оценки физического развития детей также существенно разнятся. Согласно одним данным, доля детей с нормальным физическим развитием снизилась в течение 1990-х годов с 70% до 55%; дисгармоничное развитие отмечается у каждого десятого подростка. Наибольший разброс мнений связан с вопросом о том, сколько у нас здоровых детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, среди учащихся число абсолютно здоровых не превышает 10-12%. В решениях коллегии Минобразования от 10 сентября 2003 года приводятся другие факты: в школу поступают практически здоровыми 70% детей, а заканчивают ее здоровыми только 10%. Наконец, судя по результатам диспасеризации 2002 года, доля здоровых детей за прошедшее десятилетие снизилась с 45,5 до 33, 9%. Очевидно, во многом амплитуда оценочных суждений связана с неопределенностью самого понятия «здоровье». Определение здоровья Всемирной организацией здравоохранения как состояния полного физического, психического и социального благополучия носит столь же утопический характер, что и лозунг» от каждого по способностям, каждому по потребностям». Если исходить из идеала – все мы давно и серьезно больны, и взрослые и дети.[13] - данные, характеризующие влияние школы на здоровье ребенка. Специалисты выделяют две группы факторов, влияющих на здоровье ребенка: эндогенные, или внутреннего происхождения (возрастные, половые, наследственные, пороки развития и перенесенные заболевания) и экзогенные, или внешние. Среди последних выделяются внешкольные (экологические, экономические, социальные условия жизни) и внутришкольные (учебная нагрузка, педагогические методики, организация физического воспитания, режим дня, качество оборудования, организация двигательной активности и оздоровительных мероприятий, мотивация учащихся, психологический климат в школе и пр.). Первое место в списке «школьных факторов риска» отводится перегрузке учебным материалом. Перегрузка школьников колеблется от трехкратной величины от их возможностей по иностранному языку до 20- кратной по математике. Более 405 новых программ и учебников ориентированы на продвинутый уровень образования, в то время как доля одаренных детей не превышает 6%, а имеющих высокие учебные возможности – 12-15%. Даже обычные образовательные программы не под силу сегодня более чем для трети школьников. С учетом приготовления домашних заданий рабочий день их удлиняется до 10-12 часов в начальных классах и до 15-16 часов в старших. Краткосрочные последствия перегрузки – утомление, усталость, снижение работоспособности детей. Долгосрочная, хроническая перегрузка приводит хроническому неуспеванию, «школьным» неврозам и длинному списку физиологических последствий: сколиоз, близорукость, язвенная болезнь. По данным Минобразования, из-за низкого уровня состояния здоровья около миллиона школьников сегодня полностью отлучены от занятий физической культурой. Хотя для больных детей эти занятия необходимы даже более, чем для здоровых. Date: 2016-05-18; view: 847; Нарушение авторских прав |