Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадия 4: Помощь в оценке успешности 5 page
Управление отношениями 181 за пределы их знаний, способностей и экспертной компетентности, смогли бы максимально быстро переключить ученика на экспертный источник консультативной помощи и совета. Тем не менее необходимо очень внимательно относиться к подбору и назначению наставника. Нормальные критерии или рабочие требования в большинстве схем наставничества гласят, что наставник должен быть: • старше ученика; • обладать квалификацией и быть более знающим; • быть более опытным с профессиональной точки зрения или дольше работать в данной организации; • способным и подходящим для выполнения данной работы, а также изъявляющим свое согласие. Одно из самых важных наблюдений практического опыта устройства схем наставничества за последние десять лет состоит в том, что в то время как существенное значение имеет формальное прояснение ролей, ответственности и отношений, не менее важна гибкость. Это отчасти связано с ценностью поощрения неформального и добровольного наставничества и к тому же предупреждает о потенциальных опасностях совершения единообразных обобщенных предположений, вместо того чтобы заботиться о специфическом определении наставничества в контексте вашей конкретной организации. Данные из США подтверждают важность гибкого, «ориентированного на клиента» подхода и отвергают модель единообразного теоретического совмещения. Необходимо приложить определенные усилия к переводу американского опыта в европейский контекст, поскольку в американской модели выбора наставников протеже (не ученик) ожидает от наставника руководства его карьерным продвижением. Тем не менее обширные исследования, предпринятые в высшей степени уважаемым Belle Rose Ragins, позволили сделать некоторые интересные выводы, представленные на EDM Conference в 1999 году, в том числе следующие: • Формальные отношения не могут замещать неформальные. • Формальные наставники рассматриваются как коучи на рабочем месте. • Формальные отношения могут оказываться менее эффективными для женщин, чем для мужчин, и поэтому важно воспитывать наставников-женщин. 182 Глава 9. Управление отношениями • Наставники, относящиеся к тому же подразделению, что и протеже, формируют менее позитивные установки и менее удовлетворительные отношения. • Программы, включавшие руководства для встреч, оказывались более эффективными. • Тип наставника менее важен, чем качество отношений, и формальные отношения высокого качества были лучше, чем неформальные отношения низкого качества. • Метод совмещения и добровольная природа программ не были связаны с установками на карьеру и на работу. Интересные данные предоставляет британский исследователь Ричард Блэкуэлл, глава Департамента обучения и персонала в Университете Ноттингема. В своей статье «В поисках чувства равенства» (In pursuit of the feel equal factor), опубликованной в People Management в июне 1996 года, он писал: Следуя консультации подразделения, в 1994 году Ноттингемский университет ввел на пробной основе формальную схему наставничества для лекторов, принятых на период испытательного срока, а также для выпускников — ассистентов преподавателей. Модель наставничества и баланс между формальностью и Неформальностью отношений являются центральными вопросами этого процесса. Большинство инструкций по наставничеству негласно защищают иерархическую модель обучения, напоминающую ученичество. Например, существует общая тенденция называть лиц, прибегающих к помощи наставников, исключительно «учениками». Некоторые «наставляемые» в университете отвергают такое наименование. Критика этой модели имеет три источника. Во-первых, в течение формальной подготовки, проводимой в 1995 году для наставников и «наставляемых», некоторые из последних возражали против преобладающего представления об изначальной зависимости их роли, защищая вместо этого взаимность. Во-вторых, стало очевидно, что некоторые наставляемые возражали и против термина «протеже» из-за его неточности и подчиненности авторитету. В-третьих, в ходе оценки потребностей обучения академического персонала выяснилось, что, по мнению людей, сессии наставничества оказывали наименьшее влияние из всех мероприятий по развитию персонала. Конечно же, существует некий спектр потенциальных объяснений этого, но в сочетании с данными другой обратной связи можно сказать, что критика этой модели, появившаяся в ходе программы обучения, являлась неким важным сигналом. Но является ли «взаимный мониторинг» альтернативой? Определяющей характеристикой отношений сверстников, видимо, Управление отношениями 183 является «чувство равенства», которое, по меньшей мере в высшем образовании, кажется связанным со следующими моментами: • Возраст. Чем больше расхождение, тем менее вероятно, что участники будут чувствовать себя равными. • Длительность службы в организации. И снова чем больше расхождение, тем менее вероятны отношения равенства. • Статусные различия. Профессора с меньшей вероятностью развивают отношения равенства с новыми сотрудниками, чем с опытными лекторами. • Предположения об источниках знаний и подходов к обучению. Чем более интерактивен и основан на взаимной деятельности подход наставника и в меньшей степени обучаемого, тем с большей вероятностью пара будет считать себя ровней друг другу. Представляется вероятным, что профессионалы из других областей, например из бухгалтерской или юридической сферы, не являющиеся новичками и обладающие хорошей подготовкой, также могут вырастать во взаимных наставников. Наставнические программы «бизнес — бизнесу», частично оплачиваемые из кармана налогоплательщиков, обычно подразумевают три шага становления программы наставничества: • Человека, которому необходимо наставничество, просят заполнить регистрационную форму как показатель для вступления в программу и последующих действий. • Его компания сначала оценивается на предмет пригодности для включения в программу, затем координатор посещает этого человека для объяснения действия данной схемы и выстраивания картины их ключевых потребностей. • Для определения общего содержания необходимой поддержки используется простой шаблон бизнес-диагностики. Подход к совмещению пар в социальных схемах обычно должен быть формализованным. В схемах, подобных правительственной Fair Deal at Work, которые нацелены на помощь в возвращении безработных в ряды занятых на производстве и в других сферах, наставничество является принудительным и поэтому формализованным. В рамках схемы Prince's Youth Business Trust, помогающей основывать новые бизнес-предприятия, «наставляемые» определяют себя просьбой о гранте. Наставничество является обязательной частью следующего процесса. 184 • Глава 9. Управление отношениями Выбору наставников также уделяется огромное внимание. Часто формулируются характеристики идеального наставника для некоторого специфического контекста. Одно из наиболее полезных общих представлений о «квалификационном» или «корпоративном» наставнике было выработано в 1989 году Советом по национальным академическим наградам (Council for National Academic Awards) и правительственным Агентством по обучению (Training Agency). Хорошие наставники: • Это хорошие мотиваторы, восприимчивые, способные поддержать цели программы и выполнить свои обязанности по отношению к кандидату. • Отличные исполнители некой профессиональной деятельности, уверенные в своем положении в организации, которых вряд ли могут испугать или как-то задеть возможности кандидата. • Способны показать, что ответственность за наставничество — это часть их собственной должностной инструкции. • Способны устанавливать хорошие и профессиональные отношения, симпатизировать, быть доступными кандидатам и осведомленными об интересах последних. • Занимают достаточно высокое положение, чтобы быть в контакте с корпоративной структурой, разделяют ценности компании и способны предоставить кандидату доступ к ресурсам и информации. • Хорошие учителя, способные дать совет и обучить не мешая, позволяя кандидатам исследовать и разрабатывать идеи, даже если это и не является оптимальным путем. • Хорошие посредники и переговорщики, готовые и способные планировать работу параллельно с управленческой и академической командами. Если вы возьмете эту модель и сравните ее с примером программы Ди Кин Young Women's Access to Opportunities, вы сможете получить ценную информацию о различии ролей. Добрая воля и выбор, конечно же, не являются дорогой с односторонним движением. Также очень важно, чтобы и наставники имели право добровольного выбора своей роли. Не готовый к работе или равнодушный к ней наставник может принести больше разрушений, чем пользы. Следующая методика самооценки доказала свою полезность в определении профессиональной пригодности к работе наставника. Управление отношениями • 185 Таблица 9.1 Проверка готовности к исполнению роли добровольного наставника
186 Глава 9. Управление отношениями Продолжение таблицы 9.1
Если вы дали десять ответов «Конечно», вы — идеальный кандидат на роль наставника и вам следует немедленно предложить свою кандидатуру и занять эту должность. Если у вас есть хотя бы два ответа «Вовсе нет», вы должны серьезно пересмотреть свою готовность стать наставником. Большинство людей, вероятно, займут позицию где-то между этими двумя крайностями. Обретя после серьезных размышлений истинную готовность к развитию в любых актуальных для вас в настоящий момент областях, вы должны быть способны с некоторой уверенностью принять на себя роль наставника. Семь «законов» самоуправляемого личного развития Помочь людям научиться управлять собственным обучением — вот главная цель коучинга и наставничества. По мере того как мы движемся к эре, когда «принятие ответственности за собственное развитие и обучение» становится общепризнанной философией, помимо психологического содержания контракта о трудоустройстве становятся важными определенные законы, которые коуч-наставник должен понять, признать и принять в расчет, управляя ожиданиями других людей. Мы используем термин «законы» несколько легкомысленно и признаем, что каждый коуч-наставник может выбрать для выраже- Семь «законов» самоуправляемого личного развития ния их смысла свои собственные слова, подходящие к тому контексту, в котором он работает. Главная цель этих «законов» — обеспечить, чтобы ожидания результатов самоуправляемого обучения базировались на «приземленной» практичности. Они основываются главным образом на практическом опыте профессионального мира. По мере того как понимание роли общественного наставничества будет возрастать, в эти законы, несомненно, также будут внесены изменения. 1. Универсальный закон Решений гласит, что: Не существует универсального решения «человеческих проблем», за исключением смерти. Поэтому, каждому необходимо занять совершенно открытую позицию и принять некую степень «анархии», возникающей, когда люди находятся в поиске способов своего собственного развития. «Самоуправление» — понятие, равносильное «самостоятельному руководству»; оно предполагает независимость от традиционных ограничений. Это будет особенно сложно принять тем, кто считает, что для хорошего управления и организационной эффективности необходим жесткий централизованный контроль и унифицированные «политики персонала». Также могут почувствовать себя некомфортно те, кто считает, что каждый имеет право, обеспечиваемое его работодателем, «точно и постоянно знать, где он находится», и всегда получать «единообразное и равное» обращение. Поэтому неизбежно повышение уровня стресса на рабочем месте по мере того, как эти конфликты и противоречия будут прорабатываться на практике. 2. Закон Принятия изменений гласит, что: Люди на работе — это творения привычки и намерения. Столкнувшись с предложением изменить трудовые практики, если вам повезет, вы обнаружите, что к концу первого года программы изменений: — 30% сотрудников с готовностью принимают программу; — 30% сотрудников в лучшем случае неохотно принимают программу; — 30% до сих пор избегают участия в программе; —10% являются безнадежными аутсайдерами. 188 Глава 9. Управление отношениями Поэтому ожидания относительно скорости внедрения изменений должны быть соответствующими. Кроме того, в течение первого года изменений вы можете ожидать, что: • Те, кто с готовностью принимает программу, напуганы, но сохраняют оптимизм. • Те, кто неохотно принимает программу, потеряли чувство безопасности и склонны к пессимизму. • Те, кто убежденно уклоняется от участия в программе, отошли в сторону и ведут себя, как устрицы, скрывающиеся в раковинах. • Аутсайдеры находят уровень стресса совершенно неприемлемым и часто покидают Организацию или выходят на пенсию. Это не делает кого-то правым, а кого-то неправым. Просто таковы люди. Кроме того, можно ожидать, что уровни нравственности и профессионализма опустятся ниже существующих уровней, прежде чем смогут постепенно подняться к новым, более высоким уровням. Поэтому ключевыми качествами в данном вопросе являются настойчивость и терпение. Заплатки, сделанные на скорую руку, отрываются и выпускают наружу все, что вы пытались под ними скрыть. 3. Закон Мотивации гласит, что: Люди только тогда начинают серьезно относиться к саморазвитию, когда они понимают, что оно обладает реальными осязаемыми преимуществами или что его отсутствие несомненно повлечет за собой негативные последствия. Выбор ресурсов и того, как, когда и где должно происходить личное развитие, хотя и важен, но на практике является второстепенным вопросом. 4. Закон Видимого вознаграждения гласит, что: Люди отлично понимают, какое поведение в их организации вознаграждается. Поэтому они копируют то, каковы менеджеры но самом деле, и то, что они делают, вместо того чтобы исполнять то, что менеджеры просят и предлагают делать в рамках принятия ответственности за личное развитие как части ожидаемого от них поведения в течение рабочего времени. 5. Закон Преимуществ бизнеса гласит, что: Менеджеры, которые не могут согласовывать и способствовать реализации Планов личного развития, которые уравновешивали бы амбиции индивида и реальные преимущества бизнеса, вероятно, должны быть уволены. Семь «законов» самоуправляемого личного развития 189 Может показаться, что это уж чересчур, но менеджеры, отказывающиеся признать или, что еще хуже, лишь на словах равнодушно принимающие ключевую роль, которую «планированное личное развитие» играет в мотивировании и удержании хороших людей в их организации, могут нанести очень серьезный урон нравственности, доверию к команде управленцев и профессионализму сотрудников низших уровней, 6. Закон Возврата затрат и результатов гласит, что: Программы личного развития редко производят количественные результаты, удовлетворяющие узкие «бухгалтерские интересы». Поэтому вы должны прекратить попытки измерить неизмеримое и вместо этого привлечь свою веру в ответственность через честную самооценку и обсуждение того, что люди действительно делают на практике по сравнению с ожидаемыми и приемлемыми стандартами профессиональной деятельности. 7. Закон Удовлетворения потребностей клиента (и личных потребностей) гласит, что: Вам следует согласовывать «контракты» только с вашими коллегами, начальниками или внешними клиентами, которые понимают, принимают законы 1-6 и искренне пытаются жить в соответствии с ними. Если вам не посчастливилось и вы работаете с начальником, который абсолютно отказывается признавать этот закон, возможно, вам следует попробовать сменить работу! Эти законы могут звучать несколько легкомысленно, но они содержат важные истины. В частности, последний закон касается проблемы достижения удовлетворенности и ощущения своей значимости через помогающие и поддерживающие отношения. Если эти законы обсуждать открыто в самом начале формирования отношений, при этом можно выявить лежащие в основе отношений возможности допущения и взаимные ожидания. Необходимость обнаружения чувств и эмоций должна быть важной частью любой программы наставничества, хотя это может стать неприятным фактором для людей, не знакомых с процессом. Это техника развития более глубокого понимания и ученика, и коуча-наставника. На ранних стадиях любых отношений обе стороны склонны выносить суждения и формировать предположения на основании наблюдаемого поведения, а также интерпретаций слов и сообщений, которые они слышат. За этим поведением скрывается масса мотивов, эмо- 190 Глава 9. Управление отношениями ций, ценностей, убеждений, установок и даже генетических различий, и это лишь немногие факторы, влияющие на выбор слов и действий. Эти факторы обычно остаются неопознанными и не лежат на поверхности. Однако открытое обсуждение позволяет с пользой для дела выявить их, вытащив на свет божий. Доктор Питер Хани — убежденный защитник этой техники. Подтверждая приверженность этому процессу, он делится своими находками с собственным персоналом и с каждым, интересующимся тем, «откуда это взялось» (он даже печатает их на открытках со своими рисунками!). Декларируемые им ценности таковы: • Обучение как предмет вытесняет все остальные. • Каждый имеет право учиться, развиваться и получать поддержку и поощрение этого вида деятельности. • Нет более важной задачи, чем помочь людям принять на себя ответственность за собственное обучение и развитие. • Так как столь же легко научиться неправильным вещам, как и правильным, необходимо обсуждать и согласовывать, в чем именно заключается хорошее обучение. • Вы — это то, что вы усвоили; все, что вы знаете, все ваши навыки, все ваши убеждения — все это должно быть усвоено. • Обучение — это навык, который, подобно любому другому навыку, вы можете развивать и усовершенствовать; конечным навыком является обучение тому, как учиться. • Обучение эффективно только тогда, когда вы конвертируете его в улучшение выполнения профессиональной деятельности. • Вам необходимо подкреплять свое не выраженное словами «интуитивное» обучение явным «сознательным» обучением, очевидным и поддающимся передаче. • На работе обучение и достижение профессиональных целей — это двойная польза. • Оценка — ворота к адекватному обучению и деятельности. • Ваш долг — делиться своими знаниями, обучением, лучшими профессиональными практиками. Питер не утверждает, что это — Святой Грааль ценностей обучения, а говорит, что это то, что он сам «вытащил на поверхность». Семь «законов» самоуправляемого личного развития Недавно мы посетили сессию, где Питер продемонстрировал еще одну технику «вытаскивания на поверхность» с группой из 30 коучей-на-ставников, работающих в различных контекстах корпоративной и общественной сфер. Он разделил группу на четыре подгруппы и раздал им пакет из 50 карт, каждая из которых содержала утверждение, отражающее важное убеждение, связанное с эффективным коучингом. Участников групп попросили рассортировать карты и выбрать лишь двенадцать наиболее важных утверждений. Затем эти наборы сравнили и на этом основании выработали общий список для всех 30 коу-чей-наставников. Дискуссии, проходившие в течение этого процесса, «вытащили на поверхность» множество разделяемых убеждений и лежащих в их основе ценностей. В этом примере наиболее важными убеждениями относительно роли коуча были следующие. Коуч должен: По мнению 100 % участников группы: • Поощрять ученика принимать ответственность за собственное обучение и развитие. По мнению 75 % участников группы: • Уделять время на коучинг. • Активно слушать ученика. • Устанавливать хороший контакт с учеником. • Демонстрировать искренний интерес к тому, чего хочет достигнуть ученик. • Помогать ученику самостоятельно прорабатывать проблемы. • Избегать поспешных выводов и оценочных суждений. • Исследовать варианты — преимущества и ограничения, «плюсы» и «минусы» различных способов действий. • Поощрять ученика размышлять о специфическом опыте, чтобы чему-то научиться на его основе. По мнению 50 % участников группы: • Выяснять, что поможет осуществлению потребностей/желаний ученика. • Быть надежным; придерживаться ранее оговоренного расписания встреч с учеником. 192 Глава 9. Управление отношениями • Демонстрировать эмпатию к ученику (быть способным видеть вещи с точки зрения ученика). • Задавать вопросы, побуждающие ученика более глубоко исследовать проблемы. • Изучать взгляды ученика, не навязывая ему своих собственных. • Обеспечивать поддержку и поощрение. • Помогать ученику осознавать воздействие его поведения на других людей. • Поощрять ученика устанавливать цели обучения. • Помогать ученику определять потребности развития и расставлять их в порядке приоритета. По мнению 25 % участников группы: • Принимать обратную связь и критику от ученика, не обижаясь и не становясь в защитную позицию. • Приходить к пониманию (вместо того, чтобы подавать всю информацию на тарелочке). • Стимулировать/поражать воображение ученика. • Обеспечивать конструктивную обратную связь. • Ориентировать ученика на реалистичные программы действий. • Поощрять ученика к постоянной выработке планов личного развития. Напоминаем, это только пример мнений одной группы. Однако подобные техники, используемые в индивидуальном порядке, могут обеспечить основу для ясного понимания взаимных ожиданий относительно формирующихся отношений. Другой подход к достижению похожей цели был предпринят Рабочей группой (Working Party) для установления Национальных стандартов наставничества, в частности Энн Рейнард из Университета Северный Лондон. Рабочая группа создала проект «Этический кодекс практики наставничества». Очень вероятно, что он стал результатом многочисленных поисков и консультаций, но это полезное руководство к размышлению, осуществляемое главным образом с общественной и академической точек зрения. Кодекс предлагает следующее: Семь «законов» самоуправляемого личного развития 193 • Роль наставника состоит в том, чтобы отвечать планам и потребностям ученика, а не в том, чтобы навязывать свой план действий. • Наставники должны работать в рамках текущего соглашения с учеником о конфиденциальности, уместной в данном контексте. • Наставники должны знать действующее законодательство и действовать в рамках законов. • Наставники должны осознавать, что компьютерные записи подпадают под действие Закона о защите информации от 1984 года. • Наставляемый должен знать свои права и любые процедуры жалоб. • Наставники и их ученики должны уважать время и обязанности друг друга, гарантируя, что их требования не будут выходить за пределы разумного. • Обучаемый должен принять повышенную ответственность за управление отношениями; наставник должен дать ему возможность сделать это и должен в целом способствовать сохранению автономности ученика. • Каждая сторона может разорвать отношения. Однако и наставник, и ученик несут ответственность за совместное обсуждение этого вопроса, являющееся частью взаимного обучения. • Наставники должны осознавать границы своей компетентности в практике наставничества. • Наставник не должен вторгаться в области, которые ученик хочет сохранить в неприкосновенности, пока он сам не примет решения рассмотреть их. Однако он должен помочь ученику понять, как другие проблемы могут быть связаны с этими областями. • Наставники и ученики должны стремиться к открытости и доверию друг к другу, а также трезво оценивать свои взаимоотношения. • Наставники и ученики разделяют ответственность за плавное сво-рачивание отношений по достижении поставленных целей — они должны избегать возникновения зависимости. • Отношения наставничества не должны быть никоим образом эксплуатирующими, а также не должны допускать возможностей для двусмысленных интерпретаций. 13-115 194 Глава 9. Управление отношениями Этот «Этический кодекс практики» постепенно станет Национальным стандартом, принятым правительством. Его главной задачей будет выступать в роли руководства для человека, участвующего в практике наставничества, помогающего ему заключить «контракт» в начале отношений. Некоторым он может показаться излишне усложненным, другим — недостаточно объемлющим и понятным. И опять же контекст решает все. Поэтому мы верим в ценность Простоты. Семь золотых правил простоты Семь «Законов самоуправляемого личного развития», очевидно, порождены многими годами нашего профессионального опыта. Основываясь на этом опыте, мы выработали так называемые «Золотые правила простоты». Мы скромно полагаем, что следование этим правилам может привести к неплохим результатом в некоторых общественных контекстах, где необходимо управлять коучингом и наставничеством. Правило простоты № 1: «Успех гарантируется постоянным выполнением простых вещей» Мы встречали очень мало людей, которые не могли бы стать хорошими, компетентными и полезными коучами и наставниками. Ключ к успеху — не усложнять роли или не выстраивать ненужных барьеров и не формировать нереалистичных ожиданий. Следование остальным шести «Правилам простоты» отражает подход, обеспечивающий основу для успешных отношений коучинга и наставничества. Date: 2016-05-17; view: 291; Нарушение авторских прав |