Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадия 4: Помощь в оценке успешности 1 page
Рис. 4.2. Оценка компетентности А сейчас мы обратим внимание на третий первичный тип наставников: «общественных наставников». Начав с рассмотрения конкретного примера, мы увидим, как сильно отличается контекст действия этого типа наставничества от условий профессионального и квалификационного наставничества, проиллюстрированных четырьмя примерами в предыдущей главе. Главная задача многих общественных наставнических программ — помочь тем, кто в силу различных причин в настоящее время исключен из профессионального мира или из мира образования либо до сих пор никогда не сталкивался с этими сферам. Хотя феномен общественного наставничества имеет множество сходств с наставничеством на рабочем месте или в учебе, используемые здесь понятия и необходимые модели поведения совершенно иные. Ди Кини — менеджер по обучению и ресурсам Молодежной женской христианской организации (YWCA) — была координатором одной программы, которая, на наш взгляд, передает саму суть общественного наставничества. Она рассказывает: АдО (Обеспечение возможностей для молодых женщин. Young Women's Access to Opportunities) — общественно-молодежная трудовая программа, осуществляемая YWCA по всей Англии. A,0 предназначена для молодых женщин в возрасте 16-19 лет, которые находятся в неравных по сравнению с остальными людьми условиях или не принимаются обществом; эта программа направлена на повышение их конкурентоспособности на рынке труда и призвана помочь им найти работу. Каждая женщина имеет портфолио, где записаны навыки, которыми она обладает, умения, которые она развивает в процессе групповой работы, тренинга и трудовой практики. Каждой участнице предлагается дополнительная поддержка и помощь со стороны добровольного наставника. За деятельностью наставников, при- 124 Глава 5. Катализаторы возникновения новой профессии влекаемых из местной общины, внимательно наблюдают, они проходят вводную начальную подготовку, где получают необходимую информацию и работают над развитием полезных навыков. Информация нужна для того, чтобы помочь добровольцам принять осознанное решение относительно вступления в ряды наставников А;0, основанное на понимании предстоящих задач и обязанностей; В течение всего времени участия наставников в программе они регулярно общаются с супервизорами и получают постоянную подготовку и тренинг. Задачи наставника АаО определяются следующим образом: • Поддержка молодой женщины во время прохождения ею программы АдО (поначалу до одного года). • Обсуждение с протеже (ученицей) программы АдО и связанных с ней вопросов и совместный поиск решений любых возникающих проблем. • Всегда быть «на ее стороне», руководить ею в переходный период. В качестве особого условия участия в Программе оговаривается, что наставники АгО должны: • Регулярно встречаться с протеже (в среднем один час в неделю) в течение всего времени ее участия в программе.» Участвовать в вводном обучении и регулярной супервизии. В частности, подчеркивается, что наставники ^0 должны быть энтузиастами с позитивным мировоззрением! В период вводной подготовки добровольцы имеют возможность задавать вопросы, осознавать свой опыт общения с какими-либо наставниками (официальными или неофициальными), исследовать проблемные области и прояснять свою собственную мотивацию. Кроме того, волонтеров знакомят со спектром типичных ролей наставника, которые им, возможно, придется исполнять. Список ролей приведен на рис. 5.1. Кроме того, штатный персонал YWCA обеспечивает регулярную супервизию наставника и его протеже, и в этом смысле супервизора можно рассматривать как второго, старшего по положению и более авторитетного наставника. Поощряется взаимная поддержка наставниками друг друга через систему «приятельства» (buddying), они также располагают возможностью принимать участие в дальнейшей подготовке на всем протяжении своей работы в проекте АдО. Общественные наставники: катализаторы возникновения новой профессии 125
Рис. 5.1. Роли наставника Очевидно, что отношения, формирующиеся между наставником и ученицей, являются ключом к успеху программы. Ди объясняет это так: Ученицы часто сообщают, что сам факт того,'; что наставник не получает деньги за свою работу, приводил к изменениям. «Поскольку я знаю, что ей не платят за время, потраченное на меня, мне кажется, что она на самом деле хочет заниматься этим. Кроме того, наши отношения могут прекратиться по инициативе любой из нас, и после этого мне не придется покидать A;0 — и это добавляет мне сил.» Комментарии других участниц программы касались новизны ситуации: многие из них в своей жизни встречались с профессионалами всех сортов — с социальными работниками, 126 Глава 5. Катализаторы возникновения новой профессии должностными лицами, осуществляющими надзор за условно осужденными, инспекторами здравоохранения, — но видели очень мало обычных взрослых людей, которые выслушивали и принимали бы их всерьез. Наставник предлагает совершенно отличный от прежних тип отношений. Особенно интересна роль наставника — «человек, способствующий обучению», и Ди называет следующие ключевые пункты, усваиваемые ученицами: • Передо мной открыто множество возможностей, как профессиональных, так и личных: Я никогда не встречала женщин, которые выполняли бы такую работу, как Лайза. По правде говоря, я знаю немногих взрослых людей, работа которых заслуживает такого уважения. Шона позволила мне переосмыслить мои отношения с Крисом. Я не могла разговаривать с моей семьей — все они думали, что он — отличная партия и что я должна быть благодарна за то, что он у меня есть. • При наличии поддержки можно справиться со своими эмоциями и поведением: Я на самом деле очень ценю то, что у меня есть человек, с которым я могу поболтать, когда меня все достает и кончается терпение. Раньше я вылетала из школы или с работы, потому что сходила с ума из-за домашних проблем и ни о чем другом не могла думать. Шэнназ позволила мне высказать ужасные вещи, а затем помогла выработать способ справиться со всем этим. Я бы уже несколько лет назад ушла из АзО, если бы не она; я остаюсь здесь из-за нее. • С семейными или личными потрясениями можно справляться, их вполне можно пережить: Кэти немного рассказала мне о том, что происходило с ней, когда она была в моем возрасте. Я бы никогда не подумала, что с нее могло такое произойти — она кажется весьма уравновешенной и разумной. Может быть, у меня еще есть надежда! • У меня есть много не выявленных пока навыков и способностей: Фиона была действительно впечатлена тем, как у меня получается жонглировать словами, переворачивать все с ног на голову. Сначала я думала, что она шутит: ведь никто никогда еще не говорил мне, что я делаю что-то хорошо. Наверное, я принимала это как должное — вам просто приходится смириться с этим, не так ли? Обучающий наставник 127 Процесс обучения отражен в цикле Колба: опыт — осмысление — анализ — планирование действий (Learning Cycle of Experience — Reflection, Analysis and Action Planning; Kolb, 1975). На простом языке он описывается следующим образом: Когда что-то происходит, мы обсуждаем это событие, затем буквально «потрошим» его, чтобы извлечь из всего этого смысл. Затем мы решаем, что можно сделать — что могу сделать я, что можете вы, что может кто-то еще. Возможно, мы проверим некоторые гипотезы, отрепетируем некоторые линии развития событий, будем тренировать некоторые навыки, получим определенную информацию и затем в следующий раз обретем контроль над событиями. Обучающий наставник Не так давно правительство объявило о создании новой полноценной должности в государственной системе образования, которая называется «обучающий наставник». Возможно, эта разработка является наиболее значительным подтверждением силы наставничества как нового подхода к обучению. Кроме того, по нашему мнению, это является свидетельством возникновения новой профессии. Поначалу она будет восприниматься как профессия «общественного наставника», но связь с «корпоративным» и «квалификационным» наставничеством и фактически с профессиональным корпоративным коучингом неизбежно приведет к появлению профессии «коуч-наставник». Заявлены следующие цели программы «Обучающий наставник» (на первое время — 1000 постов): • Посредством создания сети профессионально подготовленных обучающих наставников гарантировать, что каждому ребенку школьного возраста, обучающемуся в городской государственной школе, будет предоставлена возможность обратиться к наставнику за помощью по преодолению препятствий индивидуальному обучению как в школе, так и за ее пределами. • Помочь наиболее нуждающимся в помощи — детям, проживающим в неблагополучных районах, особенно тем, кто находятся в неблагоприятных с различных точек зрения условиях. • Повысить стандарты и снизить количество прогулов в целевых областях и исключений из школы, а также помочь местным образо- 128 Глава 5. Катализаторы возникновения новой профессии нательным учреждениям и школам успешно снижать процент прогулов и исключений, а также достигать других целей, релевантных этой проблеме. • Предоставить дополнительное место работы учителям и священникам, сотрудничающим со школами, а также оказывать помощь другим организациям, помогающим детям и их семьям вне школы, таким как социальные службы, службы помощи молодежи, служба благополучного образования, служба надзора за трудными подростками и профессиональная консультация, а также общественным социальным работникам и волонтерам. Это грандиозные планы, и их осуществлению способствует государственное финансирование. Мы уверены, что они могут стать катализатором слияния с другой коучинговой и наставнической деятельностью в общественном и частном секторах, в том числе и с уже существующими организациями, как, например. Национальный консорциум наставников, Европейский центр наставничества и Институт развития и персонала. Однако опубликованные правила набора обучающих наставников выявляют различия в предполагаемых способах осуществления наставничества этого типа. Согласно этой инструкции, ключевые навыки и компетенции обучающих наставников должны включать: • Способность вступать в контакт и конструктивно общаться с самыми разными молодыми людьми и их семьями/опекунами, имеющими самую разную этническую и социальную принадлежность. • Способность эффективно работать с учительским персоналом и школьной администрацией и повышать их навыки общения с учащимися. • Умение работать с другими людьми, способность рассматривать и оценивать молодых людей и их семейные условия и планировать адекватные ответные действия, при необходимости обращаясь за советом к школе и внешним консультантам и экспертам. • Составление письменных отчетов о работе с молодыми людьми и умение видеть потребности ребенка в системе. • Желание сделать что-то полезное для молодых людей, понять их потребности и образ мыслей. • Знание принципов эффективной работы и построения сети контактов с различными вспомогательными службами как в обще- Обучающий наставник • 129 ственном, так и в частном секторе и умение применять их на практике; способность привлекать различные ресурсы помощи, информации, возможностей и руководства. • Способность идентифицировать потенциальные препятствия обучению и совместно с учеником разрабатывать стратегии их преодоления. • Понимание роли наставника как долговременной деятельности, нацеленной на достижение целей плана обучения, а не быстрого разрешения проблемных вопросов и трудностей. • Способность совместно с каждым учеником устанавливать цели в процессе формирования плана учебных действий. • Наставник должен обладать временем, желанием и энергией для установления взаимоотношений. • Наставник должен идти в ногу с современными разработками и достижениями. • Наставник должен обладать навыками консультирования, фасили-тации, создания сети контактов, развития других людей. • Готовность и способность учиться и видеть потенциальные выгоды. Эта инструкция выдвигает много требований. Она также предполагает, даже требует, создания инфраструктуры контакта и коммуникации не только между обучающими наставниками, но и с другими специалистами, работающими в общественном и частном секторах. Тогда как эта инициатива продвигается параллельно с другими начинаниями правительства (например, 3000 бизнес-наставников для работы с учителями, 1000 добровольных бизнес-наставников для работы с администрацией), требование признать новую профессию очень сильно. Стоит отметить, что многие менеджеры, вовлеченные в упомянутые нами системы корпоративного коучинга и наставничества, уже нашли профессиональные определения для коучинга и наставничества. Это усиливает наше мнение о том, что новые профессионалы вполне могут называть себя «коучами-наставниками». Что касается профессиональной подготовки новых обучающих наставников, то пока в исходной документации значится только слабый намек на то, что им «будет предоставлено первоначальное (обязательное) обучение». Хотя новая роль требует главным образом проявления личной инициативы, это, вероятно, мудрое решение. Но опасность 9-115 130 Глава 5. Катализаторы возникновения новой профессии заключается в том, что в официальном мышлении будет преобладать именно подход «курса обучения», несмотря на то что, как мы знаем, этому методу свойственны ограничения, проявляющиеся при обучении таким специфическим видам навыков и компетенции. Другая реальная опасность состоит в том, что так называемое «лобби терапевтов и социальных работников» может занять доминирующее положение в дискуссиях о природе развития необходимых навыков и о требуемых профессиональных стандартах. Как показывают наши собственные теоретические разработки, необходима четкая формулировка определений и стандартов, основанная на контексте осуществления коучинга и наставничества. Необходимые в контексте общины забота и сензитивность вовсе не обязательно должны переноситься в другие, более «грубые» среды. Лоббистов «терапевтов и социальных работников» может расстраивать, что в некоторых организационных и правительственных кругах их профессия не всегда получает достойную оценку. Однако предубеждения должны быть отодвинуты в сторону. Дискуссии о будущих направлениях были бы более успешными, если бы они проходили в атмосфере открытости, взаимного доверия и уважения, чрезвычайно необходимых для успешного коучинга и наставничества. Вызов заключается в том, чтобы разработать и новые программы развития, и новый подход к установлению национальных стандартов и квалификаций, эффективно удовлетворяющих разнообразные потребности формирующейся профессии. Одним из аспектов этих разработок будет согласование профессионального языка и теоретических моделей, на которых будут базироваться новые стандарты. Инициатива создания профессии «обучающего наставника» и программы А,0 — всего лишь два примера «общественного наставничества». Однако в них содержатся многие ключевые элементы всех общественных программ. Комментарии Ди помогли нам лучше понять сходства и различия «корпоративного», «квалификационного» и «общественного» наставничества. Несомненно, общественный наставник применяет ту же базовую четырехэтапную модель «анализ — план — реализация — оценка», которая используется и «корпоративными коуч-наставниками», и «квалификационными наставниками». Однако существующие различия в языке и моделях поведения общественных наставников, вероятно, лучше всего отражаются в приведенной ниже модели: Обучающий наставник 131 Рис.5.2 Стадия 1. Понимание и приятие В отличие от профессионального мира, где необходимо строгое соблюдение временных рамок, общественный наставник должен быть готов тратить столько времени, сколько потребуется для построения доверительных отношений и выработки чувства доверия и уверенности у ученика, который, вероятнее всего, будет крайне осторожен и неуверен. Нелегко выдержать верный баланс между эмпатией и строгостью. Кроме того, наставник должен предоставить ученику доступ к необходимой информационной базе и связать его с профессиональными агентствами. Таким образом, получается, что ключевым моментом работы наставника является установление границ между его ролью и ролью других специалистов. Решить проблему формирования доверительных отношений поможет демонстрация того, что у наставника нет никакого скрытого плана действий, что он действительно не верит в существование единственно правильного подхода к вопросу, который «внедряется» истэблишментом и авторитетами. Помощь ученикам в развитии самосознания и осознании своих слабых и сильных сторон — требование, похожее на те, что предъявляются к другим типам наставничества. Стиль речи и тон голоса требуют, возможно, большей сензитивности, чем принято в более жесткой деловой среде. Доверие к наставнику, который «был здесь, жил, работал, рассказывал истории», может быть очень сильным, например, у юной матери-подростка, старающейся справиться с нормальными, 9' 132 • Глава 5. Катализаторы возникновения новой профессии но непослушными детьми. Эта молодая мать может не верить кому-то, кто хоть и говорит здравые вещи, но воспринимается ею как еще один «эксперт», дающий ей инструкции. Стадия 2. Мотивация к действиям Общественные ученики часто обладают чувством личной неадекватности или считают, что на них уже стоит клеймо «неудачников». Преодоление этого негативного самовосприятия и мотивирование их к составлению плана действия, призванного изменить существующую ситуацию, — непростая задача, и добровольный наставник может сыграть здесь особенно ценную роль. Необходимы обучение и другая поддержка. Возможно, наиболее эффективный метод работы наставника состоит в демонстрации ученику ролевой модели, подтверждающей полезность ведения записей, постановки целей, анализа прогресса и привлечения другой поддержки, супервизии и возможностей подготовки. Возможно, ключ — в верной комбинации жесткости и поощрения с терпением и эмпатией. Придется составить очень сложный коктейль из различных навыков. Например, часто при постановке целей необходимо разбивать их на очень маленькие, одиночные шаги, отдавая себе отчет в том, что такой способ вызывает у большинства людей огромные затруднения. Недостаток терпения и нереалистичные ожидания относительно скорости прогресса — одно из главных объяснений отказа от деятельности и неудач. В этом отношении контраст с корпоративным наставничеством, возможно, наиболее ярок. Стадия 3. Поддержка плана Побудив ученика составить план действий, описывающий постепенную, пошаговую, дорогу к цели, общественный наставник в отличие от наставников других типов не может просто на время присесть и подождать, пока его ученик за один вечер станет сам побуждать себя к действиям. Директивная контролирующая роль может выглядеть как патронаж, но готовность сопровождать ученика во время его первой попытки заняться самообразованием после школы, например сходить в библиотеку или государственное агентство, может стать именно тем, что требуется молодому человеку. Обеспечение поддержки в ходе реализации плана часто означает просто регулярную «доступность для беседы». Наиболее распространенные препятствия в достижении целей возникают из-за условий жизни вне формальной программы, и персонализированные отношения с наставником могут использовать- Обучающий наставник 133 ся для проработки личных и домашних проблем. Опасность для горящего чрезмерным энтузиазмом наставника, который к тому же стремится быть «полезным», заключается в том, что он может создать ситуацию, в которой ученик становится излишне зависимым от него. Выдержать нужный баланс нелегко, и доступность какого-либо наставника (которого иногда называют супервизором) может быть неоценимой поддержкой для самого наставника, позволяющей ему справиться с этой ситуацией. Стадия 4. Обзор результатов и поддержание импульса За ходом всех программ необходимо наблюдать, чтобы отслеживать достигнутые в ходе реализации плана успехи и оценивать конечные результаты. Мониторинг и отслеживание — постоянный процесс, но настоящая оценка происходит по завершении программы или после выполнения плана. В корпоративном или квалификационном контексте это может означать завершение программы развития навыков или получение профессиональной квалификации. В общественном контексте достижения могут казаться более умеренными, но они столь же ценны. Например, способность открыть счет в банке и написать свое имя на чеке может стать громадным успехом для человека, страдающего дислексией, которая усугубилась пристрастным отношением представителей системы образования, считавшими его неудачником. Потребность отмечать эти успехи и в то же время выстраивать мотивацию к установлению новых целей сходна в любом контексте наставничества. Способ проведения финальной оценочной сессии, который, как показал опыт, работает достаточно хорошо, — это постановка вопросов в следующей последовательности: • Чем вы сейчас занимаетесь? • Чего вы надеялись достичь? • Чего вы в действительности достигли? • Сталкивались ли вы с новыми возможностями обучения? • Как бы вы описали личную пользу от программы? • Что, по вашему мнению, вы могли бы делать дальше для развития ваших достижений? Если отношения были успешными, шансы продолжения прогресса даже без формального вмешательства наставника обычно высоки. 134 Глава 5. Катализаторы возникновения новой профессии Возрастание интереса к наставничеству частично объясняется силой и простотой концепции индивидуальных встреч для помощи и поддержки самостоятельного управления обучением. Как и в случае с «корпоративным» и «квалификационным» наставничеством, теория и практика, очевидно, сливаются при возникновении сложностей, обусловленных отношениями и контекстом осуществления наставничества. Потребуется несколько лет реального опыта общественного наставничества, прежде чем будет согласован язык, установятся модели и стандарты, как мы показываем на рис. 5.3, но приложенные усилия не пройдут даром и будут вознаграждены. Модели коучинга и наставничества Модели (теоретические) полезны нам лишь тем, что они помогают понять взаимосвязи между идеями и действиями и выяснить, когда разработанные модели эффективно работают в специфических контекстах. Мы приводим предполагаемые сходства и различия языка, моделей поведения, режимов работы и, следовательно, требуемых стандартов.
Рис. 5.3. Модели коучинга и наставничества В основе своей успех коучинга и наставничества зависит главным образом от качества коммуникации между включенными в эти процессы людьми. Важность качества коммуникации на рабочем месте теперь уже общепризнанна, хотя два десятилетия назад к ней относились в основном как к проблеме языка и техник. Людей обучали навыкам презентации, письма, создания отчета и ведения телефонных переговоров. Сегодня такой подход уже не считается адекватным. Сейчас эту сферу часто называют «межличностным взаимодействием», она охватывает широкую область знания о том, как люди общаются. Эффективное общение, несмотря ни на что, зависит от правильного подбора слов и методов. Важны также логическая структура, необходимый уровень содержания, манера, тон и темп предоставления информации. Однако сейчас все признают, что большинство проблем с коммуникацией обусловлено психологическими отношениями, а не самими «механизмами» коммуникации. Проще говоря, в любую ситуацию общения люди привносят целый ряд важных «фильтров», которые могут искажать восприятие, понимание, усвоение сообщения и реакцию на него. Следующая диаграмма (рис. 6.1) призвана упростить понимание сложных взаимодействий, объясняя действие некоторых ключевых «фильтров», через которые должны проходить сообщения, составляющие двусторонний поток между отправителями и получателями. Эта диаграмма одномерна, она предполагает систематическое линейное прохождение данного процесса. На практике межличностная коммуникация осуществляется не столь ровно и гладко, и некоторые фильтры вступают во многовариантные взаимодействия в зависимости от конкретной ситуации. 136 • Глава 6. Обратная связь, закладывающая основы успеха Модели коучинга и наставничества 137 Главный урок, который мы можем извлечь, чтобы достигнуть своей цели — стать эффективным коучем или наставником, следующий: нельзя недооценивать значение чуткости и заботы, необходимых для достижения взаимопонимания, приятия и мотивации к позитивному реагированию на сообщения, которые мы посылаем и получаем. Одно из интересных определений человеческой коммуникации звучит следующим образом: «Передача и прием сообщений двумя или большим количеством люд-ей таким образом, чтобы и отправитель, и получатель сообщения могли предпринять адекватные действия исходя из интерпретации тех сообщений, которые они получили». Красота этого определения состоит в том, что оно подчеркивает двусто-ронность процесса коммуникации, процесса, приводящего к совершению необходимых действий. Оно также делает акцент на равной важности ответа на сообщение и на фундаментальной роли обратной связи, необходимой для эффективной коммуникации. Date: 2016-05-17; view: 316; Нарушение авторских прав |