Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадия 4: Помощь в оценке успешности 2 page
В рамках понимания коучинга и наставничества как процессов, направленных на развитие учеников и повышение их профессиональной компетентности, не будет преувеличением назвать обратную связь «топливом, движущим повышение профессионализма». Обратная связь может руководить мотивацией к продолжению развития в двух направлениях. Предоставь ее неправильно, и мотивация быстро сойдет на нет. Предоставь ее правильно, и мотивация будет стабильно двигать человека вперед, к достижению его целей. Обратная связь — это коммуникация (общение) с неким лицом, предоставляющая информацию о том, как поведение человека воспринимается другими людьми и какое воздействие оно на них оказывает. Обратная связь помогает нам учиться, повышая степень осознания того, что мы делаем и как мы это делаем. Поэтому способность запрашивать и получать обратную связь о своей профессиональной деятельности является важным навыком ученика. Если обратная связь удовлетворяет человека, это в значительной мере повышает его самосознание, позволяя ему нарисовать более точную картину того, как его воспринимают другие люди, а это помогает ему наблюдать за собственным прогрессом в обучении и развитии. Коучам и наставникам приходится постоянно предоставлять обратную связь. Неопытным ученикам часто хочется спросить: «Как хорошо я справляюсь?» или «Повысил ли я свое мастерство?» Опытный ученик, пытающийся еще больше усовершенствовать свои профессиональные навыки, может сказать: «Если я буду делать это так, по-моему, результат будет лучше. Как вы думаете?» Наставник может 138 Глава б. Обратная связь, закладывающая основы успеха получить вопрос: «У меня есть шанс поступить на эту новую работу, как вы думаете, мне стоит попробовать?» Чтобы представленная в этих ситуациях обратная связь была адекватной, необходимо тщательно ее обдумать; она должна базироваться на следующих принципах. В первую очередь необходимо предложить ученику самому ответить на вопрос. Во-вторых, необходимо установить, насколько важной или уместной будет обратная связь коуча или наставника. После осуществления самооценки необходимо предоставить ученику ясную, точную и конструктивную обратную связь. Конструктивная обратная связь повышает самосознание, предлагает варианты выбора, а также новые мнения и способствует личностному развитию. Это верно не только для позитивной обратной связи, касающейся того, с чем ученик справляется хорошо. Обратная связь о невысоком качестве профессиональной деятельности, предоставленная грамотно, может быть столь же полезной и важной для развития. Ниже приведены положительные результаты, обусловленные конструктивной обратной связью: • Большее понимание качества взаимодействия с другими людьми. • Совершение выбора в пользу изменений. • Целенаправленность поведения, ориентированного на достижение хороших результатов. • Повышение личной эффективности. Потенциальные препятствия эффективной обратной связи Существует несколько препятствий, мешающих эффективной передаче и успешному приему обратной связи: • Обратная связь может стать неожиданной или вызвать шок, если не установлены четкие цели деятельности или развития или в случае, когда ученик и коуч или наставник не имеют общего видения этих проблем. • Обратная связь может предоставляться таким образом, что ее адресат воспримет ее как «гору критики» или «кипу безосновательных суждений», задевающих его чувство справедливости. • Может возникнуть проблема доверия; важно, чтобы получатель обратной связи считал, что тот, кто ее предоставляет, обладает достаточной компетентностью, чтобы высказываться по этим вопросам. Сензитивность и стресс 139 • Предыдущий опыт получения негативной обратной связи может заставить адресата чувствовать необходимость «защищать свои ворота». • Люди «боятся» предоставлять обратную связь, потому что они не уверены в том, что справятся с реакцией на нее, и волнуются за то, что обратная связь разрушит сложившиеся ранее отношения. Сензитивность и стресс Многие молодые люди стесняются, ужасно себя чувствуют и смущаются в новых ситуациях, когда им приходится работать бок о бок с другими, более опытными сотрудниками. Более опытные люди, участвующие в программе обучения, могут чувствовать некую «затор-моженность» и неспособность сбросить с себя напряжение так, как они привыкли это делать на рабочем месте. Обычно помощь людям, образ «Я» которых, может быть, несколько занижен, выражающаяся в руководстве их движением к первым успехам, а также поощрение позитивного поведения и вознаграждение за приложенные усилия вносят весомый вклад в развитие позитивной установки «Я могу это!». Коучи и наставники должны обладать сензитивностью (психологической Чувствительностью и восприимчивостью. — Примеч. перев.) к внутренним состояниям людей, с которыми они работают. Конечно, они должны быть сензитивными и в отношении своего собственного внутреннего состояния, поскольку обратная связь — процесс двусторонний. В стрессогенных ситуациях люди демонстрируют самые разнообразные реакции, которые далеко не всегда являются наиболее оптимальными. Было бы ошибочным недооценивать уровень стресса, связанный для многих с самой сессией коучинга или наставничества! Транзактный анализ (ТА) — один из подходов к пониманию основ различных внутренних состояний, в которых находятся люди, состоящие во взаимоотношениях с другими людьми. Транзакцию можно определить как совокупность сигнала или стимула, посланного одним человеком другому, и сигнала или реакции, посланных в ответ. За одним циклом «сигнал — ответ» идет следующий, и поэтому обратную связь можно представить в виде серии транзакций. Транзактный анализ предполагает, что существуют три основных состояния человека и что мы отвечаем на внешние стимулы, находясь в каком-либо из них, в зависимости от нашего настроения и требова- 140 Глава 6. Обратная связь, закладывающая основы успеха ний ситуации. В данном случае сензитивность заключается в понимании того, какое поведение необходимо в выборе нужной модели поведения и управлении своим поведением таким образом, чтобы реакция на внешний стимул определялась наиболее адекватным состоянием, лучше всего подходящим и к сложившейся ситуации, и к внутренним состояниям других включенных в ситуацию людей. Ниже приводится краткое описание этих эго-состояний: • Состояние «родитель» — включает наши убеждения, ценности, установки, стандарты, моральные и нравственные нормы. Находясь в этом состоянии, мы все взвешиваем и выносим суждения. Мы можем относиться к другому человеку либо критически, либо с позиций заботы. • Состояние «взрослый» — включает составляющие нашего рационального, неэмоционального и аналитического мировоззрения. В этом состоянии мы склонны иметь дело с реальностью, фактами и цифрами. Мы с готовностью занимаемся решением проблем и спокойно обсуждаем последствия наших решений. • Состояние «ребенок» — включает спонтанные, естественные, игривые реакции на события. В этом состоянии мы любопытны, креативны и склонны шутить. С другой стороны, мы можем действовать эмоционально, быть иррационально раздражительными, обидчивыми и мрачными, в точности как избалованные дети, которые не могут добиться своего. Можно обобщить эти состояния как «родитель» (установки), «взрослый» (мышление) и «ребенок» (чувства). Эти три состояния у всех людей постоянно сменяются. Понимание основ транзактного анализа и эго-состояний позволяет нам осознавать собственное внутреннее состояние перед началом или в ходе различных коммуникаций. Это помогает нам реагировать таким образом, чтобы с наибольшей вероятностью избежать стычек, которые происходят, когда эго-состояния пересекаются вместо того, чтобы дополнять друг друга или развиваться параллельно. Цель конструктивной обратной связи состоит в том, чтобы заставить обоих взрослых людей действовать в их «взрослом» эго-состояний, чтобы они могли оперировать фактами, проверять возможные решения и последствия, не создавая себе проблем пересекающихся транзакций, когда возникает слишком много препятствий в виде предрассудков и (пред)убеждений либо чувств и эмоций. Как вам это? 141 Как вам это? Чтобы научиться предоставлять адекватную по содержанию, стилю и тону обратную связь, полезно выработать привычку обращать внимание на то, как вы себя чувствуете при запросе или предоставлении обратной связи. Спросите себя о следующем: когда вы получаете обратную связь от другого человека, вы: • Активно слушаете его описание вашего поведения или вашей компетенции? • Тщательно учитываете сказанное, пытаясь увидеть ситуацию с его точки зрения? • Взвешиваете плюсы и минусы изменения или модификации вашего поведения? • Спокойно начинаете анализировать свои реакции на полученные комментарии? • Взаимно согласовываете последующие действия? • Запрашиваете любую поддержку или помощь, которая, по вашему мнению, будет необходима? • Благодарите его за предоставленную обратную связь? Будьте честными. На многие вопросы вы можете дать как утвердительный, так и отрицательный ответ. Поменявшись ролями, легко увидеть некоторые трудности, с которыми мы сталкиваемся, будучи получателями обратной связи. Мы можем: • Беспокоиться о том, что о нас думают другие люди. • Интересоваться мотивами, стоящими за фактом предоставления обратной связи. Честна ли она? Можно ли ей доверять? • Бояться потерять лицо или независимость, даже если мы признаем необходимость помощи. • Терять уверенность в себе и переживать чувство собственной неполноценности. Если коучи и наставники будут внимательны к этим проблемам и будут постоянно вспоминать себя, «глядя в зеркало», они смогут избежать ошибок неадекватной и неуместной обратной связи. Кроме того, коучи и наставники могут легко поддаться искушению считать вопрос отношений с учеником решенным априори, особенно если они уже поработали с ним в течение некоторого времени. В рабо- 142 • Глава б. Обратная связь, закладывающая основы успеха чей ситуации, часто в самой основе рабочих отношений, лежат проблемы власти и авторитета, и ученик обычно слишком хорошо понимает, что занимает в индивидуальном общении с коучем и наставником зависимую и несколько подчиненную позицию. Поэтому не всегда легко создавать свободные, неформальные и поддерживающие отношения. Особенно это касается случаев организаций с бюрократической или агрессивно-иерархической культурой, ориентированных на результат. Очень важно помнить о влиянии организационной культуры. Это помогает обеим сторонам вырабатывать реалистические ожидания. Кроме того, важно оценивать эффекты возрастных, половых, образовательных, этнических и культурных различий. Это вовсе не означает, что данные эффекты обязательно или неизбежно явятся препятствиями, просто следует помнить, что недостаток понимания проблем и чувствительности к ним может сделать сессии обратной связи затруднительными и непродуктивными. Обратная связь, создающая уверенность В ходе процесса развития одним из наилучших способов укрепления уверенности является регулярное наблюдение за прогрессом. «Как я справляюсь?» — разумный вопрос, который захочет задать каждый ученик. Чтобы произошло развитие, ученику необходимо осознать, что выполняемая им профессиональная деятельность начинает все больше соответствовать стандартам или сформулированным ранее целям. Регулярные обзоры работают подобно механизму, подкрепляющему эффективные действия, выявляющему области, в которых можно достичь улучшения, и способствующему пониманию сильных сторон развития и потенциальных ограничений. Препятствия для профессионализма также могут обсуждаться с последующим планированием согласованных действий по их преодолению или в случае необходимости может модифицироваться программа развития в целом. Когда бы ни происходил анализ процесса развития, его следует начинать с выяснения, что именно желает обсудить ученик в связи с достижением своих целей. Если целью является получение определенной квалификации, то как ученик реализует учебный план или план развития? О чем свидетельствуют результаты из отчетов учителя? Если целью является приобретение новых знаний или навыков, то как справился ученик с последовавшими за программой тестами или как Визуализация успешной профессиональной деятельности 143 он применяет полученную информацию? Последовательный, хорошо организованный и систематичный подход коуча или наставника — одна из гарантий укрепления уверенности ученика. Сохранение контроля над ситуациями или событиями является условием успешного выполнения плана развития, но не все подвластно прямому контролю ученика. Например, ученику может быть сложно переоценить свои рабочие приоритеты и тем самым выполнить план до конца. Обстоятельства могут заставлять его менеджера бросить все силы на достижение сиюминутных результатов, и это помешает ему сосредоточиться на среднесрочных (на его взгляд) потребностях развития его подчиненного. Для поддержания прогресса и содействия позитивному мышлению необходимо помогать ученику развивать стратегии совмещения его потребностей с условиями организации, в которой он работает. Обзорные сессии также должны демонстрировать ученикам их достижения и успехи в преодолении трудностей. Сравнение прогресса с исходным планом помогает продемонстрировать реальное продвижение ученика по пунктам плана. Кроме того, оно дает прекрасную возможность отметить и отпраздновать успехи. Это, в свою очередь, подкрепляет растущую уверенность ученика в самом себе. Аспекты, вызывающие трудности, следует честно и искренне обсуждать. «Виновен» ли в появлении проблем стиль или метод обучения или коучинга? Может быть, были поставлены нереальные цели? Достаточно ли усилий прикладывал ученик или же его усилия оказались чрезмерными? Разбивая кажущуюся несокрушимой комплексную проблему на небольшие кусочки, можно упростить дело и с каждой его частью поработать отдельно и с большей эффективностью. Визуализация успешной профессиональной деятельности Чрезвычайно мощный способ повышения мотивации и воли к победе — научить ученика представлять себя уже выполняющим профессиональную деятельность успешно и безошибочно. Прежде чем приступать к этой задаче, предложите ученикам использовать их внутреннее зрение (воображение) и перенестись вперед во времени, чтобы увидеть, как они выполняют задачу и добиваются в этом максимальных успехов. 144 • Глава б. Обратная связь, закладывающая основы успеха Спортсмены часто используют этот метод, представляя себе выполнение каждого действия в замедленном темпе. Они концентрируются на мысленной репетиции каждого шага и затем оттачивают его до совершенства. Всякий раз, когда действие оказывается выполненным плохо или неуверенно, они мысленно перематывают пленку назад, пока в их памяти не появляется идеальная последовательность необходимых действий. Это позволяет им расслабиться во время осуществления данных действий в реальности и полагаться на память, чтобы прийти к успешному результату. В контексте бизнеса эту технику можно адаптировать для помощи, к примеру, нервничающему перед выступлением оратору. Заставьте выступающего представить, что он: • Бегло и гладко говорит перед аудиторией. • Слышит, что его слова убедительно и доходчиво описывают некий момент. • Видит, что его жесты расставляют верные акценты. • Видит, что рассказанный им анекдот вызывает улыбки на лицах аудитории и слушатели оценивают его по достоинству. Это поможет создать уверенность в том, что все пройдет хорошо, когда придется действовать «в реальном времени». Использование основных внутренних качеств Получается, что формирование уверенности связано с использованием интеллекта ученика. В своей книге «Играя в теннис внутри себя» Тим Голлуэй рассказывает о двух «Я», составляющих личность исполнителя. «Я номер один» — это «рассказчик», который инструктирует, оценивает и пытается контролировать деятельность. «Я номер два» — это «деятель», который выполняет задачу, часто автоматически и бессознательно. В спортивных аналогиях Тима вы часто можете увидеть и даже услышать, как эти два «Я» беседуют! «Я номер один» обычно увещевает «Я номер два» прикладывать больше усилий и делать конкретные вещи, а также критикует происходящее. Это может привнести в естественное течение жизни и в сферу способностей «Я номер два» «перегрузку мозга», что нарушит деятельность индивида. Опасность для учеников может состоять в том, что они будут прилагать слишком много усилий, запутывать и смущать себя огромным Использование основных внутренних качеств 145 количеством своих собственных инструкций. Неважные результаты приводят к блужданиям в дебрях сомнений относительно своих способностей, а это может значительно осложнить работу. Секрет состоит в том, что Я-первому нужно довериться своей второй половине и просто позволить ей действовать. Я-первое требует, однако, некоторой самостоятельности, и поэтому учащийся должен запрограммировать ее с помощью постановки задачи и ее успешного решения. Воздержание от критики и использование вместо нее лишь наблюдения позволяет Я-второму, внеся небольшие изменения, действовать лучше. Джон Уитморв своей книге «Человек выигрывающий» (The Winning Man; 1987) рассматривает этот процесс дальше. Он разработал список так называемых «основных внутренних качеств»: • Ответственность: принятие личной ответственности за успехи и неудачи и решение не переносить ответственность за происходящее на какие-либо внешние факторы. Ответственность дает обучающемуся силы действовать, а не пускаться в обвинения. • Понимание: проще всего описывается как фокусирование внимания на том, что происходит вокруг во время выполнения деятельности. Осознание действия всех личных факторов и факторов окружающей среды позволяет ученику самостоятельно корректировать свои действия. • Концентрация: предполагает умение пребывать в пассивном состоянии, сконцентрировавшись на задаче, и в то же время оставаться восприимчивым к мыслям и идеям. Не прикладывая слишком много усилий, ученик избегает тревоги и давления ситуации. • Расслабление: обуздание Я-первого посредством сведения к минимуму разговоров и инструкций. Когда человек дает волю беспокойству о будущем или сожалению о прошлом, он открывает дверь тревоге. • Отстраненность: подразумевает способность ученика мысленно абстрагироваться от деятельности и наблюдать за своими действиями. Поддержание свободного и гибкого состояния дает контроль над Я-первым. • Обязательность: этот аспект подразумевает волю к победе и включает три условия. Во-первых, цель должна быть достижима для ученика, во-вторых, препятствия к ее достижению должны быть устранимыми и, наконец, воля к победе — настоящей. 10-115 146 Глава б. Обратная связь, закладывающая основы успеха • Доверие: будучи полностью подготовленным, ученик может доверить своему разуму и телу выполнение действия или задачи. Кресло водителя занимает Я-второе, отводя Я-первому роль простого наблюдателя за качеством деятельности, а не судьи. Эти положения, хотя их сравнительно легко объяснить, на самом деле достаточно тонки, а их применение требует тщательного изучения и практики. Однако это важные идеи, которыми нужно овладеть и впоследствии использовать. Финальный совет, который Джон Уитмор дает ученику, — искать личный стимул, создающий спокойный, позитивный настрой, и использовать его или в начале, перед выполнением деятельности, или даже в ее процессе. В качестве примеров можно назвать прослушивание любимых музыкальных произведений или вспоминание вдохновляющих стихотворных строк. Кроме того, успокаивающий эффект может оказывать физическая активность, например посещение спортивного зала или короткая пробежка. Уитмор считает, что все эти приемы помогают людям понять и ухватить суть «основных внутренних качеств» и поддерживают ученика в его позитивном уверенном подходе. Проведение сессии обратной связи Очевидно, существуют некие идеи и техники, которые можно использовать для выработки уверенности и воли к победе, и главное здесь — решить, насколько они уместны в конкретной ситуации. Поэтому очень важно, как организована система повседневной обратной связи. Наставник и коуч должны постоянно пытаться сбалансировать предоставление негативных и позитивных сообщений, если это возможно. Сильные стороны должны быть уравновешены слабыми, а целью должна стать абсолютная честность и искренность. Это также помогает предоставлять обратную связь сразу же, при первой возможности. Решающим является вопрос временного распорядка, особенно если предполагается, что занятие вызовет разочарование, — не откладывайте это и не отпускайте обратную связь маленькими порциями. Вам не нужно припоминать каждый отдельный недочет; необходимо сконцентрироваться на существенном. Если вы начинаете придираться к мелочам, вы рискуете создать атмосферу, в которой обсуждение более важных предметов будет сильно затруднено. Проведение сессии обратной связи 147 Если же, как мы уже говорили ранее, у вас просят совета, вам следует дать его, помня при этом, что многие люди любят давать советы, потому что это позволяет им чувствовать свою значимость. Иногда мы даем советы просто для удовлетворения своего Эго. Избегайте также настаивать или спорить. Если другой человек становится в защитную позу или обижается, попытайтесь раскрыть причину такой реакции и исходя из этого стройте дорогу к позитивным действиям. Помните и о том, что чрезмерная похвала зачастую тоже опасна, поскольку может запутать ситуацию. Поддержка не означает постоянного восхваления. Она предполагает создание атмосферы, в которой ученик может признать ошибки или страхи, зная, что если и его не одобрят, то уж, во всяком случае, всегда поймут. Стремитесь всегда проявлять чуткость к другому человеку и избегайте непреднамеренного отрицания его чувств такими поспешными комментариями, как «Даже не думай об этом» или «У тебя нет причин так себя чувствовать». Кроме того, хорошо, если вы сможете сделать ваши комментарии максимально описательными и избежать оценочных суждений или видимого нападения на личность. Избегайте фраз типа: «Что за дурацкий способ?» Лучше попробуйте говорить: «Подумай, как ты считаешь, это лучший способ действий?» Некоторые советы легче дать, чем выполнить, но все они будут вызывать позитивный отклик. Столь же важно понимать, что другие виды вашего поведения потенциально разрушительны для обратной связи. Например: • Быстрое несогласие. • Чрезмерная критичность. • Отдаленность или равнодушие. • Постоянное перебивание. • Игнорирование слов, мыслей, чувств. • Полный отказ от задавания вопросов. • Создание впечатления, что вы стремитесь поскорее закончить занятие. Есть также ряд моментов, гарантирующих, что ученик получит качественную обратную связь: • Определите, кто лучше всего расположен для предоставления обратной связи — менеджер, коуч, наставник, поставщики, клиенты, коллеги. Концепция круговой обратной связи поощряет получение обратной связи от всех участвующих сторон. ю* 148 Глава б. Обратная связь, закладывающая основы успеха • Согласовывайте удобное время и место, где и когда они смогут провести конструктивную беседу. • Определите области, в которых особо необходима обратная связь. • Попытайтесь не охватывать слишком много тем в одной дискуссии и концентрируйтесь только на ключевых проблемах. • Если вам кажется, что некоторые люди не полностью честны или недостаточно конкретны, чтобы их информация была полезна, прямо скажите им об этом. • Задавайте пробные вопросы коучу или наставнику, чтобы определить, какие виды поведения им следует продолжить, а от каких лучше отказаться. Поймите, что, хотя предоставление обратной связи — процесс для некоторых людей сложный и незнакомый, большинство из них лояльно отнесутся к тому, что вы будете изучать их взгляды и готовы им помочь. Получая обратную связь от коуча, наставника или иного человека, ученик должен гарантировать, что он воспринимает ее адекватно, заботясь при этом не только о своих интересах, но и о чувствах человека, предоставляющего обратную связь. Для этого ему необходимо: • Активно слушать, концентрировать внимание и быть восприимчивым. Это позволит человеку, предоставляющему обратную связь, быть более честным. • Прояснять и проверять свое понимание сказанного. • Не защищаться и не пытаться оправдываться. • Уделять некоторое время анализу и обдумыванию полученной обратной связи. • Поблагодарить данное лицо за предоставленную обратную связь. Воспитание победителей Предоставление обратной связи, способствующей повышению уверенности в успехе, — не такое простое дело. Эффективно предоставленная обратная связь похожа на воспитание победителей. Она поддерживает мотивацию научиться улучшать результаты своей профессиональной деятельности. Это ваша главная цель как коуча и наставника. Хорошо подумайте, прежде чем начнете предоставлять обратную связь. Помните, что это процесс двусторонний. Испытывая Воспитание победителей • 149 сомнения, попытайтесь поставить себя на место человека, принимающего обратную связь, процитируйте пословицу: «Поступай с другими так, как хотел бы, чтобы другие поступали с тобой». Следующая памятка призвана помочь вам применять основы предоставления эффективной обратной связи. Памятка 1. Помните, что вы получаете от учеников больше, если проявляете чуткость к их ситуации, и обращаетесь с ними, как со взрослыми. 2. Представьте, как бы вы себя чувствовали, если бы находились на месте человека, принимающего обратную связь. 3. Сделайте вашу обратную связь честной и справедливой. 4. Сбалансируйте количество позитивных и негативных сообщений. 5. Не обходите слабые стороны, но всегда уравновешивайте их указанием на сильные стороны. 6. Выбирайтеудобное время и место, а также верные тон и язык. 7. Делайте критику простой и конструктивной, сосредоточиваясь на поведении, а не на личных установках или убеждениях. 8. Поощряйте людей принимать на себя ответственность за их собственное развитие. 9. Будьте организованным сами и проводите регулярные обзоры прогресса. Помните, что вы являетесь ролевой моделью, поэтому воспитывайте в себе то, что проповедуете. Старая пословица гласит: «Бог дал нам два глаза, два уха, но лишь один рот, поэтому смотреть и слушать мы можем в четыре раза больше, чем говорить». Конечно же, мы все осознаем, что разговор — не самая главная часть процесса коммуникации. Однако не все помнят об этом. Приходилось ли вам посещать программы обучения навыкам общения, в ходе которых преподаватель тратит большую часть времени на объяснение способов структурирования вашей презентации или использования наглядных пособий и совсем немного времени (если оно вообще остается) уделяет улучшению ваших навыков слушания? Зачастую много внимания уделяется развитию навыков наблюдения, а не слушания. Если вы когда-нибудь участвовали в играх или упражнениях, где нескольким людям показывают одну картину и просят описать, что они видят, вы знаете, что нередко участники выдают совершенно противоречивые интерпретации. Визуальную коммуникацию затрудняют различные виды препятствий — не только плохое зрение! Ожидания, предположения, предрассудки, ценности и желания — все это влияет на восприятие сообщений, получаемых через наблюдение и слушание. Коучи и наставники в значительной мере опираются на эти навыки, поэтому они должны уметь применять их с высокой эффективностью. Например, коуч, использующий «директивный» подход к обучению, должен не только в точности услышать ответ ученика, но и уловить ноты уверенности или колебаний в его голосе. Это подтвердит, понял ли последний сообщение коуча на самом деле или лишь сделал вид. Очень возможно, что уверенность и другие эмоции будут так же сильно проявляться в тоне ответа, как и в словах ученика. Коуч, использующий «свободный» стиль, в значительной мере полагается на навыки задавания вопросов. Когда вопрос задан, коучу приходится выслушивать и интерпретировать ответ и в то же время Наблюдать не просто • 151 очень быстро решать, какой вопрос должен последовать далее. Пауза с реакцией на полученный ответ часто является удобной техникой, но необходимость постоянно переспрашивать, возникающая в результате небрежного, «ленивого» слушания, разрушит доверие к коучу и эффективность занятий. Наставники иногда проводят сессии прямо у себя в кабинете. Если в этом случае не предпринять элементарных мер по переадресации входящих телефонных звонков, это может привести к ненужным прерываниям слушания, а также явится сигналом отсутствия заинтересованности в данной сессии. Коучу, перед которым стоит задача развить специфический навык, часто приходится наблюдать профессиональную деятельность учеников на рабочем месте и делать выводы о ее качестве, сравнивая ее с четкой системой стандартов компетентности, и непосредственно после этого наблюдения задавать вопросы для проверки понимания. Если развитие навыка предполагает последующее присвоение квалификации, и поэтому необходима уверенность в его усвоении, важно, чтобы все коучи, наблюдающие одну и ту же демонстрацию деятельности и слушающие одни и те же ответы, могли вынести одно суждение относительно компетентности исполнителя. Так, стабильно повторяющееся успешное применение полученных навыков — требование к эффективному коучингу и наставничеству. Date: 2016-05-17; view: 315; Нарушение авторских прав |