Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дифференциально-психологическая диагностика детей с интеллектуальной недостаточностью





 

Проблема оценки уровня интеллектуального развития традиционно занимает центральное место среди проблем психологической диагностики детей. В особой мере это относится к дефектологии, где степень недоразвития познава­тельных процессов кладется в основу соответствующего диагноза, определяет социальный статус ребенка и форму обу­чения. В свою очередь, правильный и своевременно поставленный диагноз является необходимым, хотя и недостаточным условием успешного применения коррекционного обу­чения и воспитания ребенка.

Характеризуя отклонение интеллектуального развития от нормы, можно пользоваться термином «интеллектуальная недостаточность», который покрывает как состояние задержки интеллектуального развития, так и умственную отсталость в разной степени ее выраженности.

Наибольшая сложность для психологической диагностики детей с интеллектуальной недостаточностью — качественное своеобразие сходных состояний интеллекта. Дети, проявившие себя в диагностических испытаниях одинаковым или сходным образом, могут дать различными органическими заболеваниями ЦНС, иметь разные сенсорные дефекты или нарушения внимания.

Однако разная эффективность познавательной деятельности отнюдь не всегда может трактоваться как дифференциально-психологический признак. Это можно пояснить на примере дифференциальной диагностики задержки пси­хического развития и легкой степени умственной отстало­сти, т. к. и в том и в другом случае причиной нарушения раз­вития является органическая недостаточность мозга, а пер­вичным проявлением дефекта — отставание в умственном развитии.

Между тем разная степень выраженности этого отстава­ния и качественные различия в структуре дефекта позволяют обучать детей по разным школьным программам — массовой либо вспомогательной. Необходимо также учитывать, что вторичные и третичные нарушения оказывают обратное от­рицательное воздействие на психическое развитие ребенка и раскрытие его потенциальных возможностей. Так, торможе­ние процесса овладения интеллектуальными операциями может быть обусловлено, наряду с первичными причинами, и несформированностью познавательной мотивации, и трудностями общения, и быстрым утомлением, и недоразви­тием речи.

Еще один важный вопрос: в каком возрасте может быть правильно диагностирована интеллектуальная недостаточ­ность? Принципиально важно сделать это как можно рань­ше. Однако тонкая психологическая диагностика степени снижения интеллекта реально возможна лишь начиная с до­школьного возраста. Речь идет не о выявлении грубых форм Умственной отсталости, а о прогностически валидном ана­лизе структуры дефекта. Сами же методы диагностики должны быть адекватны данной стадии психического развития Ребенка.







Date: 2016-05-17; view: 1346; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию