Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методики исследования познавательных процессов





1.2.1. Методики исследования мышления «Доски Сегена»

Эта методика может быть использована для исследования наглядно-действенного мышления умственно отсталых де­тей. Методика позволяет выявить способность ребенка к ос­мыслению новых способов действия, а также его обучае­мость этим способам действий.

Особый интерес представляет применение этой методи­ки для исследования детей дошкольного возраста и глубоко отсталых.

Ценность данной методики состоит в том, что она не пре­дусматривает речевой инструкции и словесного оформления выполняемых ребенком действий. Поэтому она пригодна для исследования тех умственно отсталых детей, которые с трудом понимают обращенную к ним речь или вообще не имеют сформированной речи.

Используются доски с пазами различной геометрической формы и соответствующими им вкладками. Имеются вари­анты этик досок разной степени сложности. Элементарная Доска из четырех вкладок доступна для предъявления детям с двухлетнего возраста. Наиболее распространенный вариант этой доски (из 10 вкладок) предъявляется детям старше 3 лет.

Сложность зависит от того, что некоторые пазы могут быть заполнены лишь комбинацией нескольких вкладок.

Углубленная апробация разных вариантов досок Сегена, анализ разных показателей (время, ошибки, способы деиствий и др.) при диагностике умственной отсталости производились коллективом сотрудников Психологической лаборатории Московского НИИ психиатрии МЗ РСФСР (Л. Н. Поперечная, И. А. Коробейников) при участии студентов дефектологического факультета МТПИ им. В. И. Ленина. Этим коллективом было исследовано свыше 300 детей 7 лет (200 здоровых и 100 умственно недоразвитых), проведен анализ экспериментальных данных по одной из более сложных досок.

Методика проведения опыта очень проста: эксперимен­татор показывает ребенку доску с уложенными вкладками, затем высыпает их и жестами предлагает вложить на место.

Иногда экспериментатор начинает это делать сам, чтобы привлечь ребенка.

Оценка результатов проводится на основании анализа процесса всей работы ребенка. Прежде всего, следует обра­тить внимание на то, как ребенок воспринимает инструкцию и приступает к выполнению задания.

Во многих случаях важно установить, что простую (не требующую усвоения инструкции) работу ребенок вы­полняет охотно, старательно, испытывая видимое удоволь­ствие от удачи. Это удовольствие проявляется у некоторых детей так явно, они так рады, что получили задание по си­лам, что по собственной инициативе вновь вынимают и вставляют вкладки. Такая заинтересованность наблюдается у личностно сохранных детей.

Интеллектуально полноценные дети в раннем дошколь­ном возрасте (с 2 лет) способны правильно соотнести фигуру с пазом и уложить каждую в соответствующее ей место. Некоторые из них, правильно понимая задание, испытыва­ют чисто технические трудности при укладке фигур из-за не­ловкости мелких движений рук (вследствие общей моторной недостаточности).

Глубоко умственно отсталые дети бесцельно манипулируют фигурками, сосут их, стучат ими. Другие пытаются по­ложить вкладки, но действуют хаотично и бессистемно, так называемым методом проб и ошибок (тычут любую фигурку, любой паз, накладывают фигурки на уже занятые пазы). Более сохранные дети воспринимают задачу правильно, но испытывают некоторые трудности при дифференциации более сложных сводных геометрических форм (овал и полукруг, ромб и шестиугольник и т. д.).

Другим критерием для оценки интеллектуальной дея­тельности является восприимчивость детей к помощи. Даже среди тех, кто выполняет задание методом проб и ошибок, есть дети, которые способны улучшить результаты под влия­нием указания экспериментатора. Особенно хорошо удается выявить обучаемость ребенка при повторных и даже трех­кратных предъявлениях того же задания. В одних случаях дети и во второй и в третий раз действуют хаотично и нецеле­направленно. Дети же, способные к некоторому продвиже­нию при повторном выполнении, улучшают способ дейст­вия.

Эти данные могут иметь прогностически важное значе­ние. Даже с детьми-имбецилами, обнаружившими некото­рую восприимчивость к помощи в этом задании, можно и нужно организовывать педагогическую работу.

«Исключение предметов»

Методика предназначена для исследования умения стро­ить обобщения.

Для проведения исследования необходимы наборы карточек, на каждой из которых нарисовано по четыре предметами. Такие карточки-задачи могут быть градуированы по труд­ности — от самых легких до чрезвычайно трудных. Ребенку показывают карточки, заранее расположенные в порядке взрастающей трудности.


Инструкция дается на примере одной, самой легкой карточки. Ребенку говорят: «Вот здесь на каждой карточке изображены по четыре предмета. Три из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а четвертый предмет к ним не подходит. Ты должен сказать, какой предмет не подходит (или какой надо исключить) и как можно назвать остальные три». Далее экспериментатор разбирает с ребенком первую карточку: вместе с ним дает обозначение трем обобщаемым предметам и объяснение тому, почему следует исключить четвертый предмет. Против номера карточки в протоколе записывается название предмета, который ребенок считает нужным исключить, а в соседнем столбце — его объ­яснения и то слово, которым он назвал остальные три предмета. Если ответ ребенка неправилен и экспериментатор вынужден задать наводящий вопрос, то записывается и вопрос экспериментатора, и ответ ребенка.

Ребенок должен синтезировать, т. е. найти обобщающее понятие для трех предметов из четырех изображенных, и исключить, т. е. выделить, один, четвертый, не соответству­ющий общему понятию.

Ребенок не в состоянии решить простые задачи, если в связи с очень глубокой степенью слабоумия или расстройст­вом сознания не понимает инструкции. Как правило, дети правильно решают первые три-четыре задачи и начинают ошибаться по мере перехода к более трудным задачам. Неу­мение справиться с задачей дает некоторое основание для суждения о степени интеллектуальной недостаточности ре­бенка. При исследовании этим методом детей-олигофренов (Б. И. Перепелкин) выявилось, что им иногда удается пра­вильное решение задач средней трудности. Но они не могут объяснить и мотивировать свои решения. Не могут найти слово для обозначения трех объединяемых предметов. Конк­ретность мышления обнаруживается в том, что дети пытают­ся идти по пути ситуационного объединения предметов. Так, вместо того чтобы на карточке № 10 выделить очки, а остальное назвать измерительными приборами, ребенок го­ворит, что ничего на этой карточке исключать не нужно» т. к., надев на глаза очки, человек может лучше увидеть показатели весов, часов и термометра.

Методикой «Исключение предметов» можно пользоваться для повторных проб, но для этого нужно подобрать два или три приблизительно равных по трудности набора карто­чек.







Date: 2016-05-17; view: 1816; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию