Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методики исследования восприятий





«Объяснение сюжетных картин»

Одна из очень распространенных и простых проб — просьба рассказать о содержании предъявляемой ребенку сюжетной картинки. Применяется для исследования осо­бенностей интеллектуальной и эмоциональной сферы (со­образительности, умения выделять существенное, эмоцио­нального отклика) умственно отсталых детей.

Для проведения опыта экспериментатор должен иметь набор разнообразных сюжетных картинок. Желательно, что­бы среди них были веселые, печальные, с более и менее сложным сюжетом и т. п. Для этой цели пригодны открыт­ки — репродукции картин.

Методика проведения опыта предельно проста. Ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нари­совано. В редких случаях требуется мотивировка. Следует обращать внимание на то, насколько активно и охотно ребе­нок рассматривает картинку. Иногда полезно заметить, сколько времени ребенок по собственному желанию рас­сматривает картинку.

Понимание сюжетных картинок представляет значитель­ные трудности для детей-олигофренов. Они, в частности, обусловлены тем, что олигофрены неправильно понимают перспективные соотношения, плохо понимают мимику изображенных на картинках людей, медленно обозревают картинку в целом (К. И. Вересотская, И. М. Соловьев, Э. А. Евлахова). Дети-эпилептики также не скоро доходят до объяс­нения смысла сюжетной картинки. Это связано с тем, что они склонны к перечислению всех изображенных на картинке предметов и деталей.

Описание картин детьми следует записывать. При этом выявляются особенности устной речи: лаконичность или чрезмерная обстоятельность речи, правильность ее грамма­тического строя, богатство или бедность словаря и т. д.

По отношению к картинкам, на которых изображены люди, но неясны происходящие события, это задание пред­ставляет собой не только интеллектуальную, но и эмоцио­нальную задачу.

«Отыскивание чисел»

Методика может быть использована для выявления ско­рости ориентировочно-поисковых движений взора и опре­деления объема внимания применительно к зрительным раздражителям. Пригодна лишь при исследовании детей, которые знают числа.

Для проведения опыта нужно иметь пять таблиц Шульте, представляющих собой планшеты (60x90 см), на которых написаны вразброс числа от 1 до 25. На каждой из пяти таб­лиц числа расположены по-разному. Кроме того, нужны секундомер и небольшая (30 см) указка. Опыт можно прово­дить с детьми, обучающимися во II классе массовой или в IV классе вспомогательной школы.

Ребенку мельком показывают таблицу, сопровождая этот показ словами: «Вот на этой таблице числа от 1 до 25 распо­ложены не по порядку». Далее таблицу перевертывают и кла­дут на стол. После этого продолжают инструкцию: «Ты дол­жен будешь вот этой указкой показывать и называть вслух все числа по порядку — от 1 до 25. Постарайся делать это как можно быстрее и без ошибок. Понятно?» Если ребенок не понял задания, ему его повторяют. Таблица при этом не открывается. Затем экспериментатор ставит таблицу верти­кально на расстоянии 70—75 см от ребенка и говорит: «Начи­най!» Одновременно включается секундомер.

 

 

 

В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинако­вое время.

1.2.3. Методики исследования речи Методика «Словарная мобильность»

Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4—7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.

Задание А.

Придумывание как можно большего количества слов на букву С.

Время 1 мин.

Оценка.

6—7 слов — высокий уровень;

4—5 слов — средний;

2—3 слова — низкий.

Задание Б.

Оканчивание слов.

Ход работы.

Ребенка спрашивают: «Отгадай, что я хочу сказать? По...». Если ребенок молчит (несмотря на повторение дан­ного слога) или механически повторяет сказанное, не пыта­ясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: «А теперь что я хочу сказать? Пона...» и т. д.

Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встре­чающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.

Дополнил все предложенные слоги до целого слова — вы­сокий уровень.

Справился с половиной предложенных слогов — средний уровень.

Смог дополнить только 2 слога — низкий уровень.

Задание В.


Образование предложений с данными словами, ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:

1) девочка, мячик, кукла;

2) лето, лес, грибы.

Оценивается правильность составления фразы.

Задание Г.

Подбор рифмы.

Инструкция: «Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма — это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет "день"».

Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом «день», прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой.

Время работы с одним словом — одна минута.

Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.

Задание Д.

Словообразование.

Как будет называться маленький предмет?

мяч — мячик;

рука —...;

солнце —...;

трава —...;

плечо —...;

ухо —...;

таз —...

Оценка.

6—7 баллов — высокий уровень;

4—5 баллов — средний;

2—3 балла — низкий.

Задание Е.

Словообразование.

Если предмет сделан из железа, то какой он?

железо —...;

дерево —...;

снег —...;

пух-...;

бумага —...

Оценка.

4—5 баллов — высокий уровень;

2—3 балла — средний;

0—1 балл — низкий.

Задание Ж.

Общий словарный запас. Как называется человек, который... (учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит)? Оценка.

6—7 баллов — высокий уровень; 4—5 баллов — средний; 2—3 балла — низкий.

Задание 3.

Исследование особенностей звукового анализа слова.

Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как толь­ко услышишь слово, которое начинается на букву "д", сразу хлопнешь в ладоши».

Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.

Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков.

Безошибочное выполнение — высокий уровень;

1—2 ошибки — средний;

3 и более ошибок — низкий.







Date: 2016-05-17; view: 908; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию