Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Представление референта в положительном свете
задает референту благоприятную среду обитания. Коммуникативная стратегия, предполагающаяся в таком случае, есть коммуникативная стратегия, неконфликтная по отношению к референту (что, однако, может не помешать ей быть конфликтной по отношению к коммуникативной стратегии адресата). Интенция одобрения воплощается в создании следующих коммуникативных актов: акт пропаганды, процедура вербовки, акт агитации, процедура поощрения, акт рекламы, и т. п. В каждом из этих случаев положительная интенция стимулирует к принятию референта, т. е. фактически означает приглашение адресата разделять одобрительное отношение адресанта к предмету взаимодействия.
В отличие от первого случая презентация референта в соответствии с отрицательной интенцией ставит референт в отношения конфликта с говорящим (что опять-таки может не означать конфликта со слушателем, который, предположим, оказывается солидарным с агрессивно настроенным адресантом). При таких обстоятельствах внимание говорящего зафиксировано на тех сторонах предмета, которые заслуживают осуждения, что воплощается в создании коммуникативных стратегий типа: акт порицания, процедура отказа, акт критики, процедура выговора, и т. п. Со всей очевидностью все виды соответствующих коммуникативных актов направлены на формирование негативных оценок по поводу референта с последующим неприятием его. Презентация референта в соответствии с конструктивной интенцией фактически означает приглашение к
анализу референта «без, гнева и пристрастия», В этом случае коммуникантами осуществляется попытка (слишком часто, увы, тщетная) взвесить все «за» и «против» и сделать некий объективный вывод. Конструктивная интенция предполагает коммуникативные стратегии типа: акт констатации, процедура обсуждения, акт демонстрации статистическая процедура, признаков, процедура анализа и т. п. Однако, как справедливо заметил А. Роб-Грийе, единственно возможный способ объективной характеристики предмета есть констатация его присутствия в мире. Такой результат коммуникативного акта обычно не может устроить коммуникантов, и потому «объективный» вывод о состоянии референта по окончании коммуникативного акта с интенцией конструктивного типа, как правило, также оказывается пристрастным, хотя, может быть, и более обстоятельно обоснованным. Сказать определенно, что существует специальная группа референтов, заслуживающих исключительно похвалы или исключительно порицания, разумеется, нельзя. Но нельзя и утверждать, что в каждом случае, возможно, дать конструктивную характеристику предмету или явлению. Конструктивная характеристика, как отмечено, предполагает анализ. Для анализа же не всегда бывает достаточно фактов, с одной стороны, и беспристрастности — с другой. Поэтому лучшим советом в связи с выбором той или иной интенции могла бы быть рекомендация к соблюдению таких постулатов принципа кооперации, как постулат искренности, постулат истинности и постулат мотивированности. Совет этот дается еще и потому, что интенция имеет обыкновение проявляться не только прямо, но и косвенно. Более того, хороший стратег сделает все для того, чтобы не обнаруживать своей интенции прямо — и не столько по причине «скрытности», сколько по причине
недейственности прямых форм выражения интенции на собеседника (см. гл. 5, § 6). Иногда работа через непрямую интенцию (вместе с прочими способами непрямого воздействия на адресата) квалифицируется как языковая демагогия (Т. В. Булыгина, А. Д. Шмелев. Языковая концептуализация мира, с. 461 и далее). В данном пособии это выражение не используется в силу присущей ему отрицательной оценки соответствующего явления, необходимость которой для нас не столь очевидна. Коммуникативный опыт, накопленный современниками, свидетельствует о том, что «лобовое воздействие» интенцией часто приводит к результату, обратному ожидаемому. Так, например, если меня «поймали» на акте пропаганды (даже в том случае, если я искренне убежден в необходимости публичного одобрения референта и имею для этого все необходимые мотивы), доверие ко мне собеседника уже отчасти подорвано. Более того, есть речевые ситуации, вообще исключающие прямое обозначение интенции (скажем: сейчас я начну хвалить Вас; я ругаю Вас и др. под.). Вот почему коммуникантам необходимо знать некоторые приемы косвенного выражения интенции в речи. Приемы косвенного выражения интенции подчинены, в частности, следующим принципам: • всегда существует возможность выбора нужного слова из группы слов, характеризующих один и тот же предмет (одно и то же явление) принципиально по-разному (ср.: баловник — правонарушитель); • всегда существует возможность выбора способа представить одно и то же количество (одно и то же число) принципиально по-разному. Ср.: эффект от представления численности населения Москвы: восемь с лишним миллионов человек, 8 с лишним миллионов человек, 8.793.000 человек, около девяти миллионов человек, около 9 миллионов человек,
около 9 000 000 человек, почти десять миллионов человек, почти 10 миллионов человек, почти 10 000 000 человек; • всегда существует возможность нужным — модальным — образом оттенить выгодное или невыгодное слово (ср.: якобы преступник — определенно преступник); • всегда существует возможность сыграть на противоречии (ср.: У меня к Вам маленькая просьба: Вы не задержитесь часиков на шесть-семь после работы?); • всегда существует возможность проекции одной ситуации на другую (ср.: N — бабник. N — донжуан); • всегда существует возможность уйти в многословие или в специальную терминологию (ср.: Поэтическая функция проецирует эквивалентности с оси селекции на ось комбинации); • всегда существует множество других возможностей.
Впрочем, безусловно, право выбора «направления» коммуникативной интенции, а также предпочтения прямых или косвенных форм ее выражения есть свободное право каждого говорящего. Единственным в этом смысле следует иметь в виду в качестве обязательной рекомендации — это непротиворечивость в выражении интенции. На самом деле, для говорящего даже не так важно выбрать «правильную» интенцию. Тем более, что как таковых «правильных» интенций не существует: существуют, может быть, более и менее оправданные интенции. То есть, например, положительная интенция при описании злодеяний преступника не относится к разряду ожидаемых; точно так же, как отрицательная интенция при рассказе о детях-сиротах едва ли встретит сочувствие собеседника. Хотя, вообще говоря, ни в той, ни в другой ситуации названные интенции отнюдь не исключены: они могут быть спровоцированы как
самим референтом, так и социальным, например, контекстом,— если преступник, скажем, окажется сиротой, а дети-сироты — преступниками и т. д. В любом случае для говорящего гораздо важнее оставаться верным выбранной им интенции на протяжении всего коммуникативного акта. Ибо ничто не удаляет говорящего от коммуникативной цели так стремительно, как внутренняя противоречивость интенции. Одобрять и в то же время порицать, рекомендовать и в то же время предостерегать, утверждать и в то же время отрицать, т. е. осуществлять любую коммуникативную стратегию по модели: с одной стороны, нельзя не сознаться — с другой стороны, нельзя не признаться, — прагматически безответственно. Стратегии подобного типа, вне всякого сомнения, саморазрушительны или, по-другому, не имеют коммуникативной перспективы.
Date: 2016-05-15; view: 368; Нарушение авторских прав |