Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Критерий мотивированности
Интересна одна из лингвистических концепций, предлагающая в дополнение к критерию искренности и истинности еще один аспект рассмотрения коммуникативного акта, который позволяет чуть легче ориентироваться в системе основных постулатов и выборе необходимой для данной ситуации речевого взаимодействия стратегии. Концепция эта предложена Д. Гордоном и Дж. Лакоффом и предусматривает введение в аппарат критериев анализа коммуникативного акта еще один критерий — соблюдение условий мотивированности. «Кроме вопроса о том, когда речевой акт является искренним, необходимо выяснить, когда он является мотивированным, поскольку, если он не мотивирован,
к нему всегда можно предъявить претензии некоторых стандартных типов. Вообще говоря, для каждого условия искренности речевого акта существует соответствующее условие мотивированности, а именно условие, состоящее в том, что говорящий должен иметь основание для соблюдения данного условия искренности». (Д. Гордон, Дж. Лакофф, с. 281)
Критерий мотивированности коммуникативного акта предполагает обращение к довольно сложным нюансам коммуникативных стратегий, в частности, к их сторонам, представления о которых могут быть только у самого говорящего. Судить же «со стороны» о том, до какой степени говорящий располагает этими представлениями, довольно трудно: нюансы эти относятся к разряду непрозрачных областей коммуникативной интенции. Однако в условиях реального коммуникативного акта некоторые из таких нюансов могут стать очевидными. В таком случае их можно использовать как сигналы, помогающие «прочесть» подлинную интенцию участника коммуникативного акта. Вот пример описания условий мотивированности некоторых речевых актов (просьбы, утверждения, обещания): Просьба мотивирована, если только говорящий имеет основание хотеть ее выполнения. Просьба мотивирована, если только говорящий имеет основание считать, что слушающий может ее выполнить. Просьба мотивирована, если только говорящий имеет основание считать, что слушающий будет склонен ее выполнить. Просьба мотивирована, если только говорящий имеет основание считать, что без этой просьбы не сделает того же самого действия. Утверждение мотивировано, если только говорящий имеет основание считать его истинным.
Обещание мотивировано, если только у говорящего есть основания быть намеренным его выполнить.
«Разумеется, — продолжают далее Д. Гордон и Дж. Лакофф, — существует много других условий мотивированности... Например, неразумно просить кого-либо что-либо сделать, если в этом последнем нет нужды. Отсюда претензии типа: «Есть ли в этом необходимость?» или «Это уже сделано». Несомненно существует и много других условий». (Д. Гордон, Дж. Лакофф. с. 282—283)
Описать все условия мотивированности (так же как и все условия искренности или истинности) по модели высказывание мотивировано (искренне, истинно) тогда и только тогда, когда <...> само по себе невозможно. Но при разработке собственных коммуникативных стратегий и при оценке коммуникативных стратегий других ни в коем случае не следует упускать из виду хотя бы общий признак мотивированности того или иного высказывания (модель: мотивировано — не мотивировано). Базовые категории, критерии и принципы коммуникативного кодекса можно было бы обсуждать и далее, доведя читателя до отчаяния, но в задачи данного учебного пособия это не входит. В задачи эти, напротив, входит, в частности, обратить внимание читателя на то, что понятие коммуникативной стратегии как раз для того и существует, чтобы снизить разрушительный эффект действия сразу всех механизмов. Ведь именно коммуникативная стратегия предполагает выбор только пригодных для данной речевой ситуации моделей речевого поведения. Быть хорошим речевым стратегом означает еще и предусмотреть возможные конфликты механизмов в ходе речевого взаимодействия, особенно тех, которые способны привести к нарушению контакта. Между тем контакт контакту рознь. Существуют, например, «самоподдерживающиеся» контакты, с одной
стороны, и контакты, которые нельзя спасти всеми премудростями коммуникативного кодекса,— с другой. Дело в том, что категория контакта отнюдь не дублирует традиционной лингвистической категории «общение». В принципе — уже на современном этапе развития науки — подменять одно другим почти непростительно.
§ 7. Акт общения и фатический акт
До сих пор мы обсуждали речевой контакт, как бы исходя их того, что каждый акт речевого взаимодействия есть акт общения. Однако уже теперь имеет смысл поставить вот какой вопрос: всегда ли это так? Этот вопрос — «Всякий ли речевой контакт представляет собой акт общения?» — в принципе даже не мог бы быть поднятым, если бы не странное открытие, сделанное в XX веке. Открытие касалось всего одного вида контакта, дополнительного по отношению к общению, и тем не менее открытие оказалось сенсационным. Сенсация состояла в том, что в пару к «общению» было поставлено «не-общение», и таким образом стало очевидным, что категория контакта еще сложнее, чем предполагалось. Более корректное представление об этих отношениях между соответствующими категориями дает такая схема:
Date: 2016-05-15; view: 418; Нарушение авторских прав |