Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы приспособления





 

Исследование языка как способа кодирования и декоди­рования информации есть чрезвычайно продуктивный ас­пект в рассмотрении языковых явлений. Лингвистическую прагматику, например, в этом смысле интересуют прежде всего вопросы взаимоотношений между миром реальным и «миром вербальным», т. е. между действительностью и язы­ком. И главным среди этих вопросов является вопрос о том, до какой степени в наших высказываниях «миры» эти соот­ветствуют друг другу (собственно аспект референции). Ведь очевидно, что сами говорящие на практике исходят из пред­посылки, согласно которой, осуществляя коммуникативные акты, они тем самым осуществляют некоторую совокуп­ность действий по отношению к реальности.

Дж. Серль, один из главных авторитетов в области теорий речевых актов, в свое время поставил вопрос о

 

 

 

соответствии «миров» друг другу в крайне интересную плоскость, заметив, что некоторые высказывания как бы нацелены на то, «чтобы слова... соответствовали ми­ру», другие высказывания «связаны с целью сделать так, чтобы мир соответствовал словам» (Дж. Серль. Класси­фикация иллокутивных актов, с. 172). В связи с этим он приводит принадлежащий Дж. Энскомбру остроумный пример, который, видимо, имело бы смысл повторить:

 

«Предположим, что некий человек идет в универсам со списком, составленным его женой, где указано, что он должен купить; в этом списке содержатся слова: «бобы, масло, бекон, хлеб». Предположим далее, что по пятам за ним все время, пока он ходит с тележкой по магазину и выбирает указанные товары, следует сыщик, который записывает все, что он берет. При выходе из магазина у покупателя и у сыщика будут идентичные списки. Но функции этих двух списков будут совершенно различны.

Цель того списка, который находится у покупателя, состоит в том, чтобы, так сказать, «приспособить» мир к словам; этот человек должен согласовывать свои дей­ствия со списком. Цель списка, находящегося у сыщика,в том, чтобы «приспособить» слова к миру: сыщик дол­жен согласовывать список с действиями покупателя. Это, в частности, сказывается на различной роли «оши­бок» в этих двух случаях. Если сыщик, придя домой, не­ожиданно осознает, что тот человек купил свиные от­бивные вместо бекона, то он сможет просто зачеркнуть слово «бекон» и записать «свиные отбивные». А вот если покупатель придет домой и его жена укажет ему, что он купил свиные отбивные, хотя ему нужно было купить бе­кон, то он не сможет исправить свою ошибку, зачеркнув слово «бекон» и записав вместо этого свиные отбивные».

(Дж. Серль, с 173)

Соответствующий механизм Дж. Серль предложил назвать направлением приспособления и утверждал, что список сыщика характеризуется направлением приспо-

 

 

собления «слова к миру», в то время как список покупате­ля характеризуется приспособлением «мира к словам».

Анализ направлений приспособления был необхо­дим Дж. Серлю для того, чтобы различать констатации, описания, утверждения, объяснения и проч., с одной стороны (приспособления слова к миру), и требования, приказания, клятвы, обещания и проч.— с другой (при­способления мира к словам).

Однако, видимо, значимость иллюстрации Дж. Эн-скомбра не исчерпывается только тем, что ее можно рас­пространить на коммуникативные акты разного типа. Иллюстрацию эту допустимо рассматривать и в плане различений функций того, кто делает высказывание, и того, для кого это высказывание делается. Ведь, со всей очевидностью, говорящий как раз и осуществляет при­способление мира к словам, в то время как слушающий поступает прямо наоборот.

Для наших целей важно подчеркнуть, что в распоря­жении адресанта есть мир референтов, еще не обле­ченных в слова. Исключения не составляют даже зара­нее подготовленные выступления (доклады, речи, тосты и проч.). Их особенность только в том, что момент при­способления мира к словам и момент произнесения со­ответствующих слов разделены во времени, а это, может быть, дает возможность осуществить процесс приспо­собления более качественно. В сущности же заранее подготовленные выступления подчинены тому же само­му механизму, что и, так сказать, спонтанные.

Приспособление мира к словам, осуществляемое ад­ресантом,— это отнюдь не остроумная метафора, но точ­ное описание того, что именно происходит с говорящим. На элементарном уровне процесс может быть представ­лен так: я нахожусь в мире референтов и вспоминаю, «как зовут» каждого из них, Я ни в коем случае не называю и не обозначаю референты заново: во-первых, от меня это­го не требуется (референты уже названы), во-вторых, ус­ловием моего взаимодействия с другими коммуниканта­ми, с одной стороны, и моей «включенности» в мир,

 

 

 

 

с другой, является именно то, что я помню «имена вещей» (т. е. знаки, подлежащие кодированию). Если я перестану помнить их, мой процесс коммуникации с кем бы то ни было станет невозможным, но это не самое трагическое последствие. Действительно трагическим последствием будет то, что непосредственно вслед за миром слов мир вещей тоже фактически прекратит для меня свое сущест­вование, ибо в нем настанет хаос.

 

«Средство, которое в течение нескольких месяцев помогало всем бороться с провалами в памяти, изобрел Аурелиано...

Однажды ему понадобилась маленькая наковальня, на которой они обычно расплющивали металлы, и он не мог вспомнить, как она называется. Отец подсказал: «Нако­вальня». Аурелиано записал слово на бумажке и приклеил ее к основанию инструмента. Теперь он был уверен, что больше этого слова не забудет.

Ему и в голову не пришло, что случившееся было лишь первым проявлением забывчивости. Уже через несколько дней он заметил, что с трудом припоминает названия поч­ти всех вещей в лаборатории. Тогда он приклеил к ним со­ответствующие ярлыки, и теперь достаточно было про­честь надпись, чтобы определить, с чем имеешь дело. Когда встревоженный отец пожаловался, что забывает даже самые волнующие впечатления детства, Аурелиано объяснил ему свой способ, и Хосе Аркадио Буэндиа ввел его в употребление сначала у себя в семье, а потом и в городе. Обмакнув в чернила кисточку, он надписал каждый пред­мет в доме: «стол», «стулья», «часы», «дверь», «стена», «кровать», «кастрюля». Потом отправился в загон для ско­та и в поле и отметил там животных, птиц и растения: «корова», «козел», «свинья», «курица», «маниока», «банан».

Мало-помалу, изучая бесконечное многообразие за­бывчивости, люди поняли, что может наступить такой день, когда они, восстановив в памяти название предме­та по надписи, будут не в силах вспомнить его назначе­ние. После этого надписи усложнили.

 

Наглядное представление о том, как жители Макон-до пытались бороться с забывчивостью, дает таблич­ка, повешенная ими на шею корове: «Это корова, ее нуж­но доить каждое утро, чтобы получить молоко, а молоко надо кипятить, чтобы смешать с кофе и получить кофе

с молоком».

Вот так они и жили в постоянно ускользающей от них действительности, с помощью слова им удавалось задержать ее на короткое мгновение, но она должна бы­ла неизбежно и окончательно исчезнуть, как только за­будется значение букв».

 

Механизм «исчезновения референтов» из распоря­жения адресатов, не знающих имен референтов (т. е. фактически потерявших связь между предметами и сло­вами), действительно очень точно описан Габриелем Гарсия Маркесом, фрагмент из романа которого, «Сто лет одиночества», только что приведен. (Кстати, нетруд­но увидеть в этом описании парафраз на витгенштей-новскую тему: «Часто бывает полезно в наших фило­софских студиях сказать себе; "Назвать что-то — это как бы прикрепить к некоторой вещи табличку с име­нем"». Философские исследования, с. 84.)

Отсутствие кода, с помощью которого в нашем созна­нии зашифрован мир, имеет, таким образом, гораздо боль­шее значение, чем поначалу кажется. Невозможность на­звать вещи по имени означает фактически невозможность узнать их, невозможность понять их назначение, восполь­зоваться ими, расположить себя относительно их.

То, что закодировано в языке, не есть, стало быть, только информация о мире — это сам мир, к которому в другой форме у нас доступа нет. Вот почему ответствен­ность говорящего за то, чтобы «вспомнить слова» (и рас­положить их в соответствии с правилами кода), чрезвы­чайно велика: иначе «картина мира», передаваемая ему собеседником, не будет узнана последним, а значит, не состоится и контакта, без которого невозможен комму­никативный акт.

 

 

 

Однако, может быть, ответственность говорящего даже еще выше: он не только передает «картину мира», но еще и способ приобщения к ней: адресату фактически предстоит пройти тот же самый путь, только в обратном направлении.

Задача адресата — приспособив предоставляемые в его распоряжения слова к миру, вернуться к тому же са­мому референту (набору референтов), который спрово­цировал адресанта на произнесение слов. Возможность же пройти тот же самый путь должен дать ему адресант.

Конечно, в таком виде описанная ситуация речевого взаимодействия есть лишь идеальный ее образ. Выше уже говорилось, что коммуниканты не только обмениваются референтом, сколько референтом + Я, причем в той им­пликации «Я» является переменной (и, как правило, до­вольно сильно влияет на «сумму»!). Поэтому рассчитывать на то, что адресат действительно будет способен пройти тот же самый путь, какой пройден адресантом, совершен­но нереально. Адресат, разумеется, попадет в другую точку пространства. Важно только, чтобы эта «точка» находи­лась, по крайней мере, неподалеку от той области, где стартовал адресант. В этом случае взаимопонимание все еще сохраняется.

Впрочем, в условиях реального коммуникативного акта, где «навстречу друг другу» движутся две или боль­ше коммуникативных стратегий — два или больше рече­вых актов, всегда остается возможным «руководство» адресатом со стороны адресанта. Говорящий будет как бы постоянно направлять слушателя, едва лишь заметив, что тот начинает уклоняться от уготованного ему пути. Однако адресанту придется предусмотреть и «сопротив­ление адресата», которому, в свою очередь, может ка­заться, что он идет правильно.

Стало быть, в распоряжении коммуникантов имеется код (упорядоченная система знаков и правил пользования ими) — и это то, что их объединяет. Однако пользуются они этим кодом по-разному: адресант использует код для кодирования сообщения, адресат — для декодирования того же сообщения. В принципе при схожих пресушюзи-

 

 

циях и не слишком расходящихся представлениях о фреймах обеим акциям ничто не мешало бы иметь воз­можность состояться, если бы не проблемы канала связи.

 

Date: 2016-05-15; view: 304; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию