Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В коммуникативном кодексе. Как и принцип кооперации, неотъемлемой частью коммуникативного кодекса является принцип вежливости,тоже стоящий на страже контакта
Как и принцип кооперации, неотъемлемой частью коммуникативного кодекса является принцип вежливости, тоже стоящий на страже контакта. Теоретически вполне допустимо исходить из того, что при игнорировании требований этого принципа собеседниками контакт неизбежно срывается: подрывная сила «коммуникативной стратегии грубости» очень велика.
Этикет, как уже приходилось отмечать, принадлежит к наиболее конвенционализированным областям речевой практики. Здесь, как нигде, необходимо знание правил, в том числе и правил речевого поведения, пригодных в той или иной ситуации. Некоторые из этих правил (может быть, даже большинство из них) входят в состав соответствующих фреймов — пожалуй, только фреймы типа скандал, семейная сцена, выяснение отношений и т. п. несколько «выпадают из обоймы», хотя не будет ошибкой сказать, что и эти фреймы определенным образом «этически» конвенционализированы и что устроить хороший скандал есть тоже вид речевого искусства, небезотносительный к этикету,-— по крайней мере, с точки зрения демонстративного отрицания его правил. Очевидно, что если принцип кооперации апеллирует в основном к построению текста, то принцип вежливости, напротив, отвечает прежде всего за метатекстовую область. Впрочем, такое «распределение ролей» чисто условно и особенно настаивать на нем не представляется необходимым. Однако в общем смысле можно определить принцип кооперации как принцип совместного оперирования информацией или как принцип циркуляции сведений в составе коммуникативного акта, а принцип вежливости — как принцип взаиморасположения коммуникантов опять же в составе коммуникативного акта. И тот и другой принцип характеризуют состояние контакта, но принцип кооперации развернут скорее в сторону энциклопедических картин мира, тогда как принцип вежливости — в сторону представлений о фреймах. Дж. Лич, сформулировавший принцип вежливости как совокупность ряда максим, предусмотрел следующие из них: • максима такта; • максима великодушия; • максима одобрения;
• максима скромности; • максима согласия; • максима симпатии.
Эти конкретные максимы удобны тем, что переводят разговор о речевом этикете из обычной для него, к сожалению, области абстрактных рассуждений в область практических рекомендаций. Рекомендации гарантируют «порядок» в межличностных отношениях коммуникантов на протяжении речевого взаимодействия. Можно даже утверждать, что без следования принципу вежливости разговор о принципах кооперации преждевременен. Соблюдение принципа вежливости как бы создает «среду позитивного взаимодействия», обеспечивая благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий. Если обсуждать применительно к принципу вежливости в целом предпочтительный тип коммуникативных стратегий, то следует заметить, что именно в этой области огромную роль играют всякого рода непрямые формулировки. Конвенциализированность этикета привела к тому, что фактически каждое коммуникативное задание (будь то достойное или предосудительное задание) лучше всего решать не прямиком, но используя «приемы подразумевания». Приемы подразумевания создают так называемую косвенную речевую тактику. Обсудим здесь ее назначение, перенеся разговор о ее языковых особенностях в главу «Код» (см. § 6). К косвенной речевой тактике прибегают, например, в следующих случаях:
Случай первый. Модель: «Не могли бы Вы проводить меня?»
Задающего такой вопрос, в сущности, не интересует, в состоянии ли я физически осуществить предлагаемое действие. Коммуникативной целью спрашивающего является просьба об определенном виде помощи,
которую я могу оказать,— эта помощь и подразумевается (или, на языке лингвистической прагматики, имплицируется) спрашивающим. Спрашивающий — вместо прямой речевой тактики (ср.: «Проводите меня») — выбирает одну из этикетных моделей речевого поведения, обозначая в качестве коммуникативной цели не свой подлинный интерес (иметь спутника), но интерес к тому, насколько для меня соответствующее действие возможно. В науке эта речевая ситуация описывается как ситуация со смягченным коммуникативным намерением. Предпочтение же косвенной речевой тактике отдается в силу того, что коммуникант избегает Прямо обозначать свою просьбу, ибо не хочет затруднять собеседника (в силу одного из обсуждаемых ниже постулатов вежливости).
Случай второй. Модель: «Говорят, N — человек отзывчивый».
Предлагая собеседнику такое высказывание, я тоже прибегаю к косвенной речевой тактике, но уже по другой причине. Моя прямая коммуникативная цель состоит, видимо, в том, чтобы дать рекомендацию обратиться к N. Однако я рекомендации такой не даю, фактически подменяя мою прямую коммуникативную цель косвенной (характеристикой И). Причина в том, что я, видимо, не хотел бы в дальнейшем нести ответственности за мою рекомендацию, например, в случае, если N окажется не тем человеком, к которому следовало бы направлять собеседника. Я ведь собеседника, собственно говоря, к N и не направлял — просто сослался на распространенное мнение об N. Такая косвенная тактика вполне могла бы заслуживать название тактики Пилата. Она оказывается задействованной тогда, когда собственная репутация оказывается для коммуниканта предметом первоочередной заботы.
Случай третий. Модель: «N считает Вас бесчестным».
Заявление такое тоже делается с намерением обозначить свою прямую коммуникативную цель косвенным образом. Прямая коммуникативная цель в данном случае предосудительна: злословие насчет N. Естественно, что вместо того, чтобы напрямую указать на свою предосудительную коммуникативную цель, адресат выбирает косвенную речевую тактику — создание конфликта между адресатом и N. Понятно, что соответствующее высказывание нормальным образом подразумевает (имплицирует) содержание: «N плохо относится к Вам, в то время как я — Ваш друг». Обычно адресант добивается своего — исключение в этом смысле представляют лишь адресаты, не восприимчивые к сплетням. Само собой разумеется, что три разобранных случая этически отнюдь не равнозначны. Но обсуждены они для того, чтобы показать, насколько широкое распространение в «словаре вежливости» и речевом обиходе в целом имеют непрямые формулировки. Рассматриваемые ниже максимы Дж. Лича во многом предполагают именно косвенные речевые тактики.
Максима такта
Максима такта есть максима границ личной сферы. Понятие «границы личной сферы» предполагает различение двух областей в составе каждого коммуникативного акта: области общих речевых действий и области частных интересов. В принципе довольно трудно представить себе коммуникативный акт, участники которого не имели бы личной заинтересованности во взаимодействии: такой коммуникативный акт, видимо, просто не мог бы состояться. Более того, справедливо утверждение, согласно которому контакт вообще есть лишь производная от
личной заинтересованности коммуникантов. Область общих речевых действий сама по себе не способна обеспечить устойчивого контакта, ибо она, как правило, нейтральна по отношению к коммуникантам. Находясь в области общих речевых действий, коммуниканты как бы имеют некий постоянно защищаемый ими тыл: это и есть область личных интересов. Личный интерес может быть презентирован коммуникантами или скрыт ими друг от друга — в зависимости от особенности избранной ими коммуникативной стратегии. Так, я могу, например, объявить о том, что намерен попросить собеседника о некоем одолжении, с одной стороны; или скрыть свое намерение и строить взаимодействие с расчетом на то, чтобы он, узнав о моем бедственном положении, сам предложил мне помощь, с другой стороны. Я даже могу избрать еще более «коварную» стратегию: замаскировать мою просьбу о помощи предупреждением, что как раз от собеседника-то я никакой помощи и не приму, так как ожидаю ее от кого-нибудь другого. Право на решение вопроса о том, насколько явно будет обозначено мое намерение, принадлежит исключительно мне — стало быть, я и задаю степень «открытости» («закрытости») высказываний. Задача моего партнера — идентифицировать мою коммуникативную стратегию и строить свои речевые действия подобным же образом, т. е. в той же степени открыто или закрыто. Понятно, что при «закрытости» моих высказываний собеседник не должен огорошивать меня открытиями типа: я понял, тебе просто нужна моя помощь, так бы сразу и сказал и проч., даже если я, в случае выбора «закрытой» коммуникативной стратегии, сам помогу собеседнику разгадать ее, например, случайно «проболтавшись» и т. п. Иными словами, партнер обязан проявить некоторую осторожность по отношению к моей коммуникативной стратегии (максима такта вообще есть в некотором смысле максима осторожности в обращении с
коммуникативной стратегией собеседника!). Нарушение же предлагаемой мною «дистанции взаимодействия» будет естественным образом рассматриваться с моей стороны как попрание своей коммуникативной стратегии. И правы те исследователи, которые утверждают, что фактор дистанции (к сожалению, очень мало освещенный в соответствующей литературе) применительно к речевой коммуникации часто может становиться даже определяющим. Дистанция между партнерами определяется не только социальными конвенциями (начальник — подчиненный и др., подр. см. гл. 1) и релевантна не только для случаев субординированных отношений между коммуникантами. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию между участниками: дистанция эта оказывается то более, то менее значительной, но ее не может не быть вовсе. «Совершенно откровенный» разговор, то есть при полностью открытых коммуникативных стратегиях, есть некая фикция; и отнюдь не потому, что собеседникам «всегда есть что скрывать», а прежде всего и именно в силу соблюдаемой на подсознательном уровне максимы такта, фактически запрещающей прогулки по чужой территории. Date: 2016-05-15; view: 502; Нарушение авторских прав |