Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Максима качества информации
Мне естественно ожидать, что ваш вклад будет искренним, а не фальшивым. Если вы помогаете мне готовить торт и мне нужен сахар, я не ожидаю, что вы подадите мне соль; если я прошу у вас хлеба, я не ожидаю получить камень». (Г. П. Грайс)
Общая формулировка максимы, по Грайсу,— «Старайся, чтобы твое высказывание было истинным». «Развернуть» эту формулировку предлагается в направлении следующих постулатов:
Не говори того, что ты считаешь ложным. Не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.
Данная максима имеет, разумеется, первостепенную важность — Г. П. Грайс даже позволяет себе утверждать:
«Очевидно, что соблюдение одних постулатов более обязательно, чем соблюдение других: обычно че-
ресчур многословный человек подвергается менее строгому осуждению, чем человек, который говорит то, что считает ложным. И действительно, можно думать, что важность первого постулата Качества так велика, что этот постулат не должен включаться в общую схему: остальные постулаты вступают в силу лишь в предположении, что постулат Качества выполнен. Может быть, так оно и есть на самом де-ле...»(Г. П. Грайс, с. 223) Однако особенность этой максимы заключается еще и в том, что она весьма коварна по отношению к контакту: максима качества информации далеко не всегда действует на контакт разрушительно — замечание это уже было сделано чуть выше. Причина такого положения кроется в следующем: о том, считает ли собеседник нечто ложным, знает лишь он один и при этом, мягко говоря, редко информирует об этом окружающих прямо. Самофальсификации, по 3. Вендлеру, чьи работы уже упоминались ранее, противны человеческой природе, и если совершаются, то тогда уж бессознательно. В любом случае заявлений типа: «Сейчас я, пожалуй, солгу...» — практически не приходится слышать. Что же касается проверки истинности высказывания собеседника, то этично такую проверку почти никогда нельзя осуществить тут же, т. е. в условиях данного коммуникативного акта. «Прозрение» обычно наступает за его пределами, когда реальные последствия казавшегося удачным коммуникативного процесса могут оказаться весьма разочаровывающими, а иногда и разрушительными (нежелательная коммуникативная перспектива!). Конечно, полностью исключать возможность «догадки», что твой партнер по коммуникативному акту лжет, не следует: подлинных мастеров в «искусстве вранья» все-таки не так много. А потому при соответствующем подозрении собеседнику имеет смысл сосредоточить внимание только на этом: при обнаружении
фактов несоответствия истине контакт можно считать сорванным независимо от того, соблюдены ли прочие постулаты. Сигналы неискренности собеседника представляют собой особую группу сигналов, И ЭТО: логическое противоречие (факты не согласуются друг с другом); многократное акцентирование побочных мотивов (феномен привыкания к ложной информации как к истинной: чем чаще повторяется ложное суждение, тем больше вероятность принять его); нагромождение подробностей (модель: я забыл деньги дома на рояле); интимизация речевой среды (модель: Вы ведь знаете, как я к Вам отношусь) и мн. др.
Однако зафиксировать соответствующий сигнал, разумеется, еще не означает понять коммуникативную стратегию говорящего. Поэтому единственная разумная тактика адресата — не смена коммуникативной стратеги партнера, а смена собственной коммуникативной стратегии, которая с момента обнаружения неискренности получает иную коммуникативную цель. Коммуникативной целью адресата становится: понять причины неискренности, то есть определить функцию ложных сведений в составе коммуникативной стратегии партнера. Ведь «ложь незачем» — явление весьма редкое. Посредством лжи практически всегда преследуется некоторая специальная коммуникативная цель. Возможно ли выявить ее? Возможно, во всяком случае надо попытаться. Механику выявления лжи допустимо представить таким образом: Во-первых, коммуникативная цель лгущего всегда, как правило, обратна объявленной им коммуникативной цели. А потому, в случае фиксации сигнала о несоблюдении первого постулата максимы — чем настойчивее,
определеннее и чаще объявляется коммуникативная цель, тем больше оснований для прочтения ее «с точностью до наоборот» (модель: я желаю Вам только добра). Во-вторых, более адекватные представления о подлинной коммуникативной цели (ибо не все так просто!) дают презентируемые говорящим коммуникативные намерения — по ним просто легче составить себе представления о коммуникативной стратегии говорящего. К тому же коммуникативные намерения, как правило, эксплицируются — в отличие от коммуникативной цели, не всегда эксплицируемой или эксплицируемой ложно.
Так, если мой собеседник предполагает помочь мне как другу (коммуникативная цель), используя при этом доводы моих врагов (коммуникативное намерение), у меня возникает основание усомниться в подлинности его коммуникативной цели. То же самое происходит, если мне предлагается высказать свое мнение (коммуникативная цель), но на протяжении всего акта взаимодействия приходится выслушивать мнение собеседника (коммуникативное намерение), или мне дается обещание (коммуникативная цель) с бесконечным количеством оговорок (коммуникативное намерение) и т. д. В принципе, несмотря на возможность указанных выше несоответствий, представления о том, какие коммуникативные намерения презентируют ту или иную коммуникативную цель, они входят в состав речевой компетенции говорящих — так что, если эксплицируемые моим собеседником коммуникативные намерения не совпадают с моим представлением о том, «как это вообще делается», контакт оказывается под угрозой. В-третьих, адекватные представления о подлинной коммуникативной цели можно получить, наблюдая за коммуникативной тактикой говорящего. Коммуникативные тактики, ведущие к истинной коммуникативной цели, обычно гибки. Коммуникативные тактики, ведущие к ложной коммуникативной цели, обычно жестки,
ригидны. Во втором случае собеседник упорно реализует собственную коммуникативную стратегию — во что бы это ему ни стало, и любые предложения «взглянуть на вещи с другой стороны» им отвергаются.
Если предложения о «речевом сотрудничестве» (модель: а может быть, дело совсем в другом), неоднократно сформулированные мной, всякий раз встречают решительный отпор партнера по коммуникативному акту и он неукоснительно гнет свою линию, я чаще всего могу засвидетельствовать неполадки в следовании аксиоме качества информации. В-четвертых, неискренний коммуникативный акт — это, как правило, коммуникативный акт, в котором ме татекст подавляет текст, то есть комментариев больше, чем фактов. И это понятно: неискренность требует хорошо продуманного «антуража», «богатого интерьера», умело скомпонованного фона. В-пятых, неискренний собеседник часто занят самохарактеристиками, как бы предваряя возможные характеристики партнера. Этот признак тесно связан с предшествующим, ибо тоже касается метатекстовой стороны коммуникативного акта. Выделить же его в качестве самостоятельного имеет смысл потому, что перед нами достаточно четко очерченная область метатекста, замкнутая на авторепрезентации.
Безусловно, это тоже только некоторые ориентиры, но ни в коем случае не правила «детекции лжи», однако располагать ими отнюдь не лишне. Остается заметить, что, даже если контакт с неискренним собеседником состоялся, воспользоваться его результатами оказывается обычно невозможно — по причине фактической недействительности коммуникативного акта (см. также выше). Данное мне обещание на практике не выполняется, настоятельно рекомендованная книга оказывается плохой, вложенные в «успешное предприятие» деньги вылетают в трубу и т. д. 5 Речевая коммуникация
Рассмотренные случаи имеют отношение к нарушениям первого постулата аксиомы качества информации, т. е. к ситуациям, когда мой собеседник распространяет сведения, которые сам он считает ложными.
Вторая группа случаев — высказывания без достаточных оснований — близка к первой группе, но имеет одно довольно серьезное отличие от нее: истинность высказываний такого рода проверяема, часто даже в условиях данного коммуникативного акта. Дело в том, что вопрос об основаниях принадлежит к вопросам, которые трудно обойти и которые обязательно отражаются в метатекстовой области коммуникативного акта. Высказывания без достаточных оснований принадлежат к разряду не истинных, но не обязательно неискренних высказываний. Например, позволяя себе высказывание типа «А ненавидит В», я должен быть готов к вопросу типа: «На каком основании Вы это заключаете?». Разумеется, это мое дело, предъявлять мои основания или умолчать о них, но, если я действительно озабочен сохранением контакта с собеседником, я постараюсь, видимо, все-таки не отклонить вопроса, который я сам же спровоцировал. В противном случае моя коммуникативная стратегия должна быть квалифицирована как лишенная необходимой последовательности. Однако понятно, что моя готовность отвечать за свои слова отнюдь не будет «затребована» адресатом на каждом этапе речевого взаимодействия. Естественно, большинство высказываний просто, что называется, принимается на веру, т. е. адресат справедливо полагает, что у меня есть достаточные основания для совершения того или иного речевого действия и что иначе я просто не стал бы ввергать его в ситуацию общения. Однако для сохранения состояния «устойчивого контакта» мне чрезвычайно важно не разочаровать адресата. От меня «автоматически» требуется время от времени предъявлять свои основания, даже если на них не поступает
«запроса», а также отдавать себе отчет в том, на чем базируются мои высказывания. В этом смысле только такая коммуникативная стратегия не чревата провалом. Отсутствие же самоконтроля провоцирует ситуацию балансирования на лезвии бритвы: делая какое-либо заключение без достаточных оснований, я рискую спровоцировать собеседника на то, что основания будут предъявлены им и не обязательно в пользу моего заключения. Например, заявляя: «Пушкин родился в Санкт-Петербурге», я тем самым провоцирую реакцию протеста собеседника. Даже если у меня хватает речевого такта принять поправку с выражением сожаления по поводу собственного просчета, коммуникативный акт может продолжаться, однако контакт уже находится в опасности: подорванный авторитет говорящего есть нечто, с чем довольно трудно бороться. Фактор доверия, о котором в науке последних лет говорится всерьез, действительно есть одно из важных условий успешной коммуникации. Однако смиренное признание своего просчета (единственно грамотный ход в коммуникативной стратегии), к сожалению, не всегда является тем решением, которое предпочитает говорящий. Обычный тип коммуникативной стратегии в подобных случаях — попытка доказательства того, что «По сведениям некоторых, Пушкин действительно родился в Санкт-Петербурге», или что «Пушкин отчасти родился в Санкт-Петербурге», или что «Пушкин мог бы родиться и в Санкт-Петербурге» и т. п. Стратегия эта непригодна не только потому, что Пушкин не родился в Санкт-Петербурге, и не только потому, что у меня нет оснований так считать, но прежде всего потому, что с того момента, как подобная стратегия запущена в ход, контакт начинает стремительно разрушаться, а коммуникативный акт утрачивает коммуникативную цель. Фактически это означает перенос внимания с предмета взаимодействия на одного из участников взаимо-
действия и в науке характеризуется как механизм появления случайной цели. Дж. Остин охарактеризовал бы такую речевую ситуацию как нарушение правил выполнения процедуры (акт испорчен, причем причиной явилось так называемое препятствие, помешавшее двигаться дальше). Под случайной целью в данном случае понимается стремление реабилитировать собственную речевую способность: это стремление становится насущным для «проштрафившегося» коммуниканта, чья главная цель в дальнейшем — не обсуждение предмета, а убеждение слушателей в том, что говорящий не так не информирован, как могло показаться. А стало быть, говорящий начинает интенсивную работу по созданию метатекста, бросив текст на произвол судьбы. Совсем другое дело — поиск действительно необходимых оснований в процессе коммуникативного акта. В момент говорения мы не только извлекаем основания «из шкафа», где они до тех пор хранились. Несмотря на то что подавляющее большинство коммуникативных актов, за исключением, пожалуй, только обоюдно спонтанных, не всегда означает — осуществить заранее подготовленное речевое действие (равно как совершить убийство не всегда означает совершить заранее подготовленное убийство!),— то ясно, что часть высказываний в ходе реального коммуникативного акта возникает непредсказуемо: говорящий может предварительно вовсе не отдавать себе отчета в том, есть ли у него необходимые основания для того или иного высказывания. Вполне вероятно, что основания такие имеются, просто коммуникант об этом пока не знает. Многим из нас знакома ситуация, когда, будучи внутренне убежденными в том, что мы в состоянии справиться с какой-то темой — просто в силу имеющихся в нашем распоряжении знаний (даже несмотря на то, что заранее конкретно к этой теме не готовились или готовились не слишком долго), мы все-таки рискуем вступить в диалог. Как раз такой диалог и будет диалогом,
по ходу которого нам придется искать основания для собственных высказываний. Иногда основания эти действительно будут находиться нами, иногда — нет, и в принципе надо быть готовым как к одному, так и к другому. В тех случаях, когда основания найти затруднительно или просто невозможно, хорошей тактикой в поддержку данной, «поисковой» коммуникативной стратегии может быть тактика обращения к первому постулату аксиомы качества информации: не говори того, что ты считаешь ложным. Практически это означает, что на протяжении всего акта речевого взаимодействия главным коммуникативным намерением оказывается презентация соблюдения условия искренности. То есть: всякий раз, когда мне нечем обосновать предлагаемый мною текст, я подключаю метатекст (характеристику текущей речевой ситуации), маркируя с его помощью недостаточные или вовсе отсутствующие основания. Например, хоть и так: «Я позволю себе высказывание, оснований для которого у меня, собственно, не так много», или «В моем распоряжении пока, к сожалению, недостаточно фактов для такого обобщения и тем не менее...», или «Мне, скорее всего, нечем подтвердить это мое наблюдение», или даже «Мне придется позволить себе совершенно безосновательное утверждение...» и т. п. Здесь, как и в ряде случаев, которые уже были предметом внимания в главе об адресате, в силу вступает доброе прагматическое правило: в ходе речевого взаимодействия лучше самому предварить возможные критические замечания в свой адрес. И сделать это следует отнюдь не из соображений самолюбия — дело в том, что любое критическое замечание фактически требует реакции, а реакция зачастую опять же грозит появлением случайной цели (в данном случае — цели самозащиты), утратой контакта и неуспешностью коммуникативного акта. Последнее, о чем необходимо предупредить в связи со вторым постулатом максимы качества информа-
ции,— это подчеркнуто острая необходимость сотрудничества коммуникантов в ходе коммуникативных актов именно подобного типа. Имеется в виду буквально следующее: если случилось так, что вместо меня необходимые основания для моих же высказываний удалось найти моему собеседнику, от меня требуется лишь одно — с благодарностью принять эти основания как подарок, не испытывая при этом «ни зависти, ни ревности» и не пытаясь найти другие основания просто для того, чтобы сохранить «авторство». Забота о сохранении авторства есть тоже одна из «случайных целей», разрушающих контакт. Высказывания же без достаточных оснований, являющиеся результатом предосудительной коммуникативной стратегии, очень напоминают те, что были проанализированы применительно к первой максиме, останавливаться на них отдельно нет смысла.
Date: 2016-05-15; view: 466; Нарушение авторских прав |