Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что за наука графология





Елена Исаева

Практическая графология: как узнать характер по почерку

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вы от­к­ры­ли пер­вую стра­ни­цу это­го из­да­ния. Это оз­на­ча­ет, что вы на­хо­ди­тесь в са­мом на­ча­ле пу­ти в мир ана­ли­за по­чер­ков. Воз­мож­но, про­чи­тав на­шу кни­гу, вы по-ино­му бу­де­те смот­реть не толь­ко на се­бя, но и на ва­ших дру­зей и чле­нов семьи. Это бу­дет но­вый взгляд, взгляд из­нут­ри, ведь ос­нов­ной целью дан­ной кни­ги яв­ля­ет­ся оз­на­ком­ле­ние вас с ба­зо­вы­ми по­ло­же­ни­ями на­уки гра­фо­ло­гии. А ин­фор­ма­ция, ко­то­рой мы об­ла­да­ем и ко­то­рая из­ло­же­на на стра­ни­цах из­да­ния, со­би­ра­лась мно­гие го­ды, по­это­му яв­ля­ет­ся дос­то­вер­ной.

Однако, чи­тая на­шу кни­гу, вы не раз пой­ма­ете се­бя на мыс­ли, что вам не тер­пит­ся про­ве­рить на де­ле, как ра­бо­та­ют прин­ци­пы гра­фо­ло­гии. Поп­ро­буй­те на­чать ана­лиз с соб­с­т­вен­но­го по­чер­ка, так как се­бя са­мо­го вы зна­ете луч­ше, чем ко­го-ли­бо дру­го­го. Воз­мож­но, что пос­ле проч­те­ния кни­ги у вас воз­ник­нет не­до­воль­с­т­во сво­им по­чер­ком. По­это­му еще пе­ред тем, как вы оку­не­тесь в та­ин­с­т­вен­ный мир гра­фо­ло­гии, на­пи­ши­те ка­кой-ни­будь текст при­выч­ным по­чер­ком: толь­ко имея неп­ри­нуж­ден­но на­пи­сан­ный об­ра­зец, вы смо­же­те объ­ек­тив­но оце­нить соб­с­т­вен­ный по­черк. За­тем, по ме­ре проч­те­ния от­дель­ных глав, про­буй­те оп­ре­де­лить чер­ты сво­его ха­рак­те­ра.

Кроме то­го, вы на­вер­ня­ка по­же­ла­ете про­ана­ли­зи­ро­вать по­чер­ки род­ных и дру­зей. Но пред­ва­ри­тель­но нач­ни­те со­би­рать об­раз­цы всех дос­туп­ных по­чер­ков. Ведь, при­ме­няя гра­фо­ло­гию в от­но­ше­нии близ­ких, вы мо­же­те об­на­ру­жить у них та­кие чер­ты ха­рак­те­ра, ко­то­рые не со­от­вет­с­т­ву­ют ва­шим пред­с­тав­ле­ни­ям об их лич­нос­ти. Ес­ли по­доб­ное про­изой­дет, не спе­ши­те с вы­во­да­ми, а луч­ше до­чи­тай­те кни­гу до пос­лед­ней стра­ни­цы и толь­ко пос­ле это­го де­лай­те вы­во­ды об эф­фек­тив­нос­ти гра­фо­ло­гии. Не сто­ит так­же за­бы­вать о том, что мно­гие лю­ди име­ют при­выч­ку скры­вать от пос­то­рон­них не­ко­то­рые чер­ты сво­его ха­рак­те­ра или мас­ки­ро­вать их под иные. Воз­мож­но и то, что че­ло­ве­ка, чей по­черк вы ре­ши­ли под­вер­г­нуть гра­фо­ло­ги­чес­ко­му ана­ли­зу, вы зна­ете еще не­дос­та­точ­но хо­ро­шо.

Запомните: по­черк ни­ког­да вам не сол­жет. Прос­то иног­да его не­вер­но рас­шиф­ро­вы­ва­ют. По­это­му пов­то­рим­ся: же­ла­тель­но про­честь кни­гу от на­ча­ла до кон­ца и толь­ко пос­ле это­го вер­нуть­ся к гла­вам, опи­сы­ва­ющим те чер­ты ха­рак­те­ра, в пра­виль­нос­ти тол­ко­ва­ний ко­то­рых на ос­но­ве по­чер­ка вы не сов­сем уве­ре­ны. Кро­ме то­го, мы при­во­дим опи­са­ние де­та­лей на­чер­та­ния букв, ко­то­рые по­мо­гут вам ра­зоб­рать­ся в ши­ро­ко рас­п­рос­т­ра­нен­ных и по­то­му обоб­щен­ных по­ня­ти­ях, и раз­го­вор о них так­же идет в на­шей кни­ге.

Те же, кто о гра­фо­ло­гии име­ет лишь смут­ное пред­с­тав­ле­ние, не всег­да осоз­на­ют цен­ность и точ­ность дан­ной на­уки. По­это­му, стол­к­нув­шись на прак­ти­ке с гра­фо­ло­ги­чес­ким ана­ли­зом, та­кие лю­ди ждут ли­бо пред­с­ка­за­ния судь­бы, ли­бо об­щей ха­рак­те­рис­ти­ки черт ин­те­ре­су­ющей их лич­нос­ти. Од­на­ко гра­фо­ло­ги не га­дал­ки, и их опи­са­ние лич­нос­ти, «про­чи­тан­ное» по по­чер­ку мо­жет ка­сать­ся столь ин­тим­ных под­роб­нос­тей, что че­ло­век, да­ле­кий от гра­фо­ло­гии, по мень­шей ме­ре бы­ва­ет силь­но удив­лен. В ре­зуль­та­те он на­чи­на­ет осоз­на­вать, ка­кие воз­мож­нос­ти та­ит в се­бе дан­ная на­ука, и впер­вые за­ду­мы­ва­ет­ся о том, как же она ра­бо­та­ет.

Чтобы от­ве­тить на воп­рос, как по­черк че­ло­ве­ка мо­жет от­ра­жать чер­ты его лич­нос­ти, нуж­но преж­де все­го по­нять, что гра­фо­ло­гия не име­ет ни­че­го об­ще­го с ма­ги­ей и по­доб­ны­ми яв­ле­ни­ями. Прак­ти­чес­кая гра­фо­ло­гия ло­гич­на и сис­те­ма­ти­зи­ро­ва­на и счи­та­ет, что лю­бые дей­с­т­вия че­ло­ве­ка, а имен­но пись­мо, бе­рут свое на­ча­ло в его моз­ге. Нап­ри­мер, че­ло­век взял ка­ран­даш или руч­ку, что­бы что-ли­бо на­пи­сать. В это вре­мя мозг уже по­сы­ла­ет сиг­на­лы в мыш­цы паль­цев, нап­рав­ляя ли­нии пись­ма на бу­ма­ге. В ре­зуль­та­те бук­вы, пет­ли, из­ги­бы и точ­ки слу­жат отоб­ра­же­ни­ем ва­ше­го внут­рен­не­го «я». Ко­неч­но, ин­с­т­ру­мент пись­ма дер­жит ва­ша ру­ка, но пи­сать вас по­буж­да­ет имен­но мозг. По­это­му в по­чер­ке, так же как в жес­тах или ми­ми­ке ли­ца, от­ра­жа­ют­ся ха­рак­те­рис­ти­ки ва­шей лич­нос­ти. Пос­лед­ние лег­ко рас­поз­нать, наб­лю­дая за те­лод­ви­же­ни­ями учас­т­ни­ков раз­го­во­ра, да­же не слы­ша слов. Точ­но так же по осо­бен­нос­тям по­чер­ка мож­но су­дить о ха­рак­тер­ных ка­чес­т­вах оп­ре­де­лен­ной лич­нос­ти.

В на­ши дни гра­фо­ло­ги­чес­кий ана­лиз пе­рес­тал быть чем-то сек­рет­ным или та­ин­с­т­вен­ным. Преж­де все­го это один из ло­ги­чес­ких ме­то­дов изу­че­ния лич­нос­ти, опи­ра­ющий­ся на эм­пи­ри­чес­кие и ста­тис­ти­чес­кие дан­ные. В про­цес­се гра­фо­ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за уче­ные ищут спе­ци­фи­чес­кие осо­бен­нос­ти по­чер­ка, ука­зы­ва­ющие на ин­ди­ви­ду­аль­ные чер­ты ха­рак­те­ра, де­таль­но срав­ни­ва­ют по­чер­ки, пос­ле че­го уже де­ла­ют окон­ча­тель­ные вы­во­ды. Со­от­вет­с­т­вен­но, гра­фо­ло­ги­чес­кий ана­лиз не мо­жет ос­но­вы­вать­ся на од­ном-един­с­т­вен­ном приз­на­ке, точ­но так же как од­на чер­та ха­рак­те­ра не рас­смат­ри­ва­ет­ся ни в ка­чес­т­ве по­ло­жи­тель­ной, ни в ка­чес­т­ве от­ри­ца­тель­ной. Ведь на каж­дую об­на­ру­жен­ную осо­бен­ность пись­ма вли­я­ет со­во­куп­ность лич­нос­т­ных черт.

Импульсы моз­га нас­толь­ко тес­но свя­за­ны с по­чер­ком, что пос­лед­ний яв­ля­ет­ся сво­е­об­раз­ным по­ка­за­те­лем нас­т­ро­ения че­ло­ве­ка, а так­же сви­де­те­лем эмо­ци­ональ­но-пси­хи­чес­ко­го и да­же фи­зи­чес­ко­го здо­ровья. По­черк фор­ми­ру­ет­ся мно­гие го­ды, раз­ви­ва­ясь в про­цес­се рос­та че­ло­ве­ка и «взрос­лея» вмес­те с ним. С го­да­ми по­черк пре­тер­пе­ва­ет из­ме­не­ния, при­чем не толь­ко в ре­зуль­та­те ста­ре­ния ор­га­низ­ма, но и вслед­с­т­вие бо­лез­ней, осо­бен­но тех, ко­то­рые свя­за­ны с на­ру­ше­ни­ями эмо­ци­ональ­ной и ум­с­т­вен­ной сфе­ры. И хо­тя наш по­черк в раз­ные дни мо­жет быть не­оди­на­ко­вым в за­ви­си­мос­ти от об­с­та­нов­ки, са­мо­чув­с­т­вия и нас­т­ро­ения, ос­нов­ные чер­ты лич­нос­ти он от­ра­жа­ет пос­то­ян­но, да­вая гра­фо­ло­гам пи­щу для ис­сле­до­ва­ний.

Кроме пе­ре­чис­лен­ных вы­ше осо­бен­нос­тей, по­черк да­ет воз­мож­ность су­дить о чув­с­т­вах, лич­ных прис­т­рас­ти­ях, эмо­ци­ональ­ном и фи­зи­чес­ком здо­ровье, об­щес­т­вен­ном по­ве­де­нии, об­ра­зе мыс­лей, спо­соб­нос­тях и та­лан­тах, сте­пе­ни це­ле­ус­т­рем­лен­нос­ти, чес­т­нос­ти, сек­су­аль­ных пред­поч­те­ни­ях, не­дос­тат­ках ха­рак­те­ра и на­вы­ках об­ще­ния. Имен­но по­это­му гра­фо­ло­ги­чес­кий ана­лиз яв­ля­ет­ся очень точ­ным ин­с­т­ру­мен­том и мо­жет при­ме­нять­ся в раз­лич­ных сфе­рах че­ло­ве­чес­кой де­ятель­нос­ти. Вот нес­коль­ко при­ме­ров его ис­поль­зо­ва­ния для оп­ре­де­ле­ния пси­хо­ло­ги­чес­ких ха­рак­те­рис­тик лич­нос­ти.

1. По­ни­ма­ние соб­с­т­вен­но­го «я». Гра­фо­ло­гия да­ет дос­та­точ­но точ­ный и объ­ек­тив­ный от­вет на воп­рос, кем вы яв­ля­етесь. Кро­ме то­го, она мо­жет ука­зать на силь­ные и сла­бые сто­ро­ны ва­шей лич­нос­ти, а так­же на осо­бые уме­ния.

2. Че­ло­ве­ческие вза­имо­от­но­ше­ния. С по­мощью гра­фо­ло­гии воз­мож­но вы­вес­ти се­мей­ные, лю­бов­ные, де­ло­вые или об­щес­т­вен­ные от­но­ше­ния на бо­лее вы­со­кий уро­вень. Это про­ис­хо­дит бла­го­да­ря глу­бо­ко­му по­ни­ма­нию нужд вов­ле­чен­ных в них лю­дей. Ведь уп­ро­чить от­но­ше­ния по­мо­га­ют толь­ко ис­чер­пы­ва­ющие зна­ния о сла­бых сто­ро­нах, а так­же мыс­лях и чув­с­т­вах кон­так­ти­ру­юще­го с ва­ми че­ло­ве­ка. К при­ме­ру, по­ни­ма­ние проб­лем, воз­ник­ших у чле­на ва­шей семьи, дру­га, де­ло­во­го пар­т­не­ра или сос­лу­жив­ца, поз­во­лит вам от­нес­тись к ним бо­лее объ­ек­тив­но и чес­т­но.

3. Пси­хо­ло­ги­ческое кон­суль­ти­ро­ва­ние. В ка­чес­т­ве внеш­не­го сви­де­тель­с­т­ва мыс­ли­тель­ных про­цес­сов, эмо­ци­ональ­но­го сос­то­яния и раз­ви­тия лич­нос­ти гра­фо­ло­ги­чес­кий ана­лиз при­ем­ле­мо ис­поль­зо­вать для уточ­не­ния ре­зуль­та­тов пси­хо­ло­ги­чес­ко­го тес­та. По по­чер­ку мож­но вы­явить не толь­ко пси­хо­ло­ги­чес­кую проб­ле­му, нап­ри­мер та­кую, как страх или за­дер­ж­ка эмо­ци­ональ­но-пси­хи­чес­ко­го раз­ви­тия, но и со­ци­аль­ные чер­ты лич­нос­ти. При­чем в этом слу­чае гра­фо­ло­ги­чес­кий ана­лиз мо­жет быть бо­лее эф­фек­тив­ным ме­то­дом, чем ме­тод пси­хо­ло­ги­чес­ко­го тес­ти­ро­ва­ния.

4. Об­ра­зо­ва­ние. Ре­зуль­таты гра­фо­ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за, ко­то­ро­му под­вер­га­ют­ся учи­те­ля и ин­с­т­рук­то­ры, нам­но­го цен­нее ито­гов лю­бых дру­гих тес­тов. Кро­ме то­го, ана­лиз по­чер­ка всег­да дос­ту­пен, так что про­во­дить его мож­но ре­гу­ляр­но. Этой воз­мож­нос­тью не сле­ду­ет пре­неб­ре­гать, ведь, нап­ри­мер, по­черк сту­ден­тов спо­со­бен рас­ска­зать об их об­ра­зе мыс­лей, эмо­ци­ональ­ных и ин­тел­лек­ту­аль­ных проб­ле­мах, что чрез­вы­чай­но проб­ле­ма­тич­но вы­явить ка­ким-ли­бо дру­гим пу­тем. Рас­к­ры­тие по­доб­ных дан­ных по­мо­га­ет так­же выб­рать пра­виль­ную ме­то­ди­ку обу­че­ния.

5. Биз­нес. Кон­суль­та­ции и прод­ви­же­ние ра­бот­ни­ков, а так­же вы­бор пер­со­на­ла для про­из­вод­с­т­ва, по­вы­ше­ние ква­ли­фи­ка­ции и т. п. мо­гут быть усо­вер­шен­с­т­во­ва­ны толь­ко бла­го­да­ря гра­фо­ло­ги­чес­ко­му ана­ли­зу. Ру­ко­во­ди­те­ли мно­жес­т­ва ус­пеш­ных ком­па­ний сог­лас­ны с тем, что ана­лиз по­чер­ка ра­бот­ни­ков - впол­не за­кон­ный и пер­с­пек­тив­ный ме­тод изу­че­ния пер­со­на­ла. К при­ме­ру, при под­бо­ре на оп­ре­де­лен­ную дол­ж­ность слу­жа­ще­го с не­об­хо­ди­мы­ми лич­ны­ми ка­чес­т­ва­ми и про­фес­си­ональ­ны­ми на­вы­ка­ми дан­ный ме­тод поз­во­ля­ет эко­но­мить не толь­ко сред­с­т­ва, но и вре­мя.

6. Юрис­п­ру­ден­ция. По­тен­ци­альных при­сяж­ных удоб­но от­би­рать пос­ле гра­фо­ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за. В раз­ви­тых стра­нах За­па­да юрис­ты ре­гу­ляр­но со­ве­ту­ют­ся на этот счет с гра­фо­ло­га­ми. Ведь ана­лиз по­мо­га­ет быс­т­рее и луч­ше по­нять кли­ен­та, пред­с­та­ви­те­лей об­ви­не­ния и за­щи­ты, глав­ных сви­де­те­лей, а так­же су­дей.

7. Кри­ми­но­ло­гия. Гра­фо­ло­ги­ческий ана­лиз - это сво­е­об­раз­ный де­тек­тор лжи. Кро­ме то­го, он мо­жет пре­дуп­ре­дить и о по­тен­ци­аль­ной опас­нос­ти. Ис­сле­дуя ма­те­ри­алы де­ла, его при­ме­ня­ют для оцен­ки ис­тин­нос­ти под­пи­сей в до­ку­мен­тах и кон­т­рак­тах, вы­яв­ле­ния ви­нов­но­го пу­тем срав­не­ния по­чер­ков.

Все пе­ре­чис­лен­ное вы­ше дей­с­т­ви­тель­но воз­мож­но, так как при пись­ме че­ло­век ис­поль­зу­ет уни­вер­саль­ные дви­же­ния и сим­во­лы, ко­то­рые лег­ко под­вер­г­нуть меж­куль­тур­но­му ана­ли­зу. К при­ме­ру, нап­рав­ле­ние букв вверх го­во­рит об оп­ти­миз­ме пи­шу­ще­го. И нап­ро­тив, нап­рав­ле­ние букв вниз - сви­де­тель­с­т­во о не­га­тив­ном ми­ро­воз­зре­нии и пес­си­миз­ме. Дан­ные ха­рак­те­рис­ти­ки при­ем­ле­мы для че­ло­ве­ка лю­бой куль­ту­ры, при­чем не толь­ко в ре­аль­нос­ти, но и об­раз­но. Эти два про­ти­во­по­лож­ных друг дру­гу сос­то­яния ду­ха яс­но обоз­на­ча­ют­ся при пись­ме: в пер­вом слу­чае ли­ния букв под вли­яни­ем эмо­ци­ональ­но­го подъ­ема слов­но ус­т­рем­ля­ет­ся вверх; во вто­ром слу­чае она опус­ка­ет­ся как бы под дав­ле­ни­ем гру­за деп­рес­сии. Кро­ме то­го, на­ши дей­с­т­вия мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать как дви­же­ния впе­ред или от­с­туп­ле­ния на­зад. Эта осо­бен­ность при пись­ме вы­ра­жа­ет­ся в раз­но­го ро­да рос­чер­ках: ес­ли рос­черк нап­рав­лен впра­во, зна­чит, че­ло­век ду­ма­ет о бу­ду­щем, ес­ли вле­во - о прош­лом. В об­щем, проч­тя дан­ную кни­гу, вы смо­же­те на­учить­ся рас­поз­на­вать не толь­ко опи­сан­ные ха­рак­те­рис­ти­ки, но и мно­гое дру­гое, свой­с­т­вен­ное ин­те­ре­су­ющим вас лю­дям.

И хо­тя дан­ное из­да­ние не пред­наз­на­че­но для под­го­тов­ки про­фес­си­она­лов-гра­фо­ло­гов, оно поз­во­лит вам глуб­же по­нять лю­дей из сво­его ок­ру­же­ния и даст са­мое ши­ро­кое пред­с­тав­ле­ние о не­объ­ят­ном ми­ре че­ло­ве­чес­ких по­чер­ков. Преж­де все­го кни­га на­учит вас ос­но­вам гра­фо­ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за и рас­ска­жет о том, с по­мощью ка­ко­го ме­то­да мож­но вы­явить оп­ре­де­лен­ные, важ­ные для вас пси­хо­ло­ги­чес­кие осо­бен­нос­ти лич­нос­ти. В пер­вую оче­редь это ка­са­ет­ся нас­т­ро­ения, об­щей ор­га­ни­за­ции лич­нос­ти, от­но­ше­ния к жиз­ни, сти­ля мыш­ле­ния, эмо­ци­ональ­но­го сос­то­яния, а так­же пре­об­ла­да­ния фи­зи­чес­кой ли­бо ду­хов­ной сто­ро­ны жиз­ни.

Кроме то­го, вы уз­на­ете, как гра­фо­ло­ги со­би­ра­ют ма­те­ри­ал для изу­че­ния и сос­тав­ля­ют пред­ва­ри­тель­ный пси­хо­ло­ги­чес­кий пор­т­рет сог­лас­но ин­фор­ма­ции, по­лу­чен­ной на дан­ном эта­пе ис­сле­до­ва­ния. В кни­ге так­же де­таль­но рас­к­ры­ты осо­бен­нос­ти лич­нос­ти, ко­то­рые мож­но оп­ре­де­лить, изу­чая ин­ди­ви­ду­аль­ные рос­чер­ки. Нап­ри­мер, сла­бые сто­ро­ны ха­рак­те­ра, скры­тые та­лан­ты и нак­лон­нос­ти, сек­су­аль­ные пред­поч­те­ния, а так­же сте­пень склон­нос­ти ко лжи.

Эта кни­га - на­чаль­ный этап пу­ти к по­ни­ма­нию внут­рен­не­го «я» че­ло­ве­ка на ос­но­ве его по­чер­ка: вы сде­ла­ли пер­вый шаг по слож­ной до­ро­ге, име­ющей мно­жес­т­во по­во­ро­тов и от­вет­в­ле­ний. Воз­мож­но, пос­ле проч­те­ния на­шей кни­ги вам за­хо­чет­ся оз­на­ко­мить­ся с дру­ги­ми ис­точ­ни­ка­ми. Уда­чи вам на дан­ном поп­ри­ще!

 

ЧТО ЗА НАУКА ГРАФОЛОГИЯ

 

Графология оце­ни­ва­ет по­черк с целью оп­ре­де­ле­ния черт ха­рак­те­ра, а так­же склон­нос­тей и пред­рас­по­ло­жен­нос­тей че­ло­ве­ка к тем или иным пос­туп­кам. По­черк, точ­но так же как жес­ты и ми­ми­ка, от­ра­жа­ет осо­бен­нос­ти лич­нос­ти. Бу­ду­чи ре­зуль­та­том пос­ле­до­ва­тель­нос­ти ин­ди­ви­ду­аль­ных дви­же­ний, он мо­жет рас­ска­зать о при­выч­ках, чув­с­т­вах и мыс­лях че­ло­ве­ка в тот мо­мент, ког­да он взял руч­ку и что-ли­бо на­пи­сал.

Как и сам че­ло­век, по­черк уни­ка­лен, по­это­му его ха­рак­тер­ные де­та­ли го­во­рят об оп­ре­де­лен­ных ка­чес­т­вах лич­нос­ти. Раз­мер букв, нак­лон, си­ла на­жи­ма, осо­бен­нос­ти пун­к­ту­ации и раз­лич­ные пет­ли по­мо­га­ют вы­явить в каж­дом че­ло­ве­ке ин­ди­ви­ду­аль­ность с осо­бы­ми, толь­ко ему при­су­щи­ми ка­чес­т­ва­ми. Нес­мот­ря на то что прак­ти­чес­ки все лю­ди учат­ся пи­сать по про­пи­сям и сле­ду­ют ре­ко­мен­да­ци­ям учи­те­ля, не из­вес­т­но ни од­но­го слу­чая точ­но­го ко­пи­ро­ва­ния дан­но­го учеб­но­го по­со­бия. И, да­же пол­нос­тью изу­чив ме­ха­низ­мы пись­ма, лю­ди про­дол­жа­ют ис­поль­зо­вать на­вы­ки, по­лу­чен­ные в дет­с­т­ве, в со­от­вет­с­т­вии с лич­ны­ми осо­бен­нос­тя­ми и пред­рас­по­ло­жен­нос­тя­ми. Кро­ме то­го, в каж­дом по­чер­ке есть сво­е­об­раз­ные «до­бав­ки», ко­то­рые ил­люс­т­ри­ру­ют пер­со­наль­ные дви­же­ния ру­ки, а так­же каж­дый че­ло­век при пись­ме ис­к­лю­ча­ет те дви­же­ния, ко­то­рые не сов­сем ему удоб­ны.

Поэтому так важ­но, нас­коль­ко по­черк от­ли­ча­ет­ся от на­пи­са­ния букв в про­пи­си. В том слу­чае, ес­ли он силь­но его на­по­ми­на­ет, че­ло­век стре­мит­ся дей­с­т­во­вать со­от­вет­с­т­вен­но об­щеп­ри­ня­тым нор­мам и ста­ра­ет­ся мыс­лить «как все». И на­обо­рот, лю­ди, да­ле­ко от­с­ту­пив­шие от «пра­виль­но­го» сти­ля пись­ма, обыч­но дей­с­т­ву­ют сог­лас­но соб­с­т­вен­ным нор­мам и от­ли­ча­ют­ся не­за­ви­си­мым об­ра­зом мыс­лей. Что ка­са­ет­ся гра­фо­ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за, в нем важ­ны от­к­ло­не­ния от нор­мы, так как имен­но они мо­гут со­об­щить о лич­нос­ти боль­ше все­го ин­те­рес­ных све­де­ний.

Зигмунд Фрейд пи­сал: «Без сом­не­ния, пос­ред­с­т­вом по­чер­ка че­ло­век вы­ра­жа­ет свою ин­ди­ви­ду­аль­ность». При­мер­но так же от­зы­вал­ся о по­чер­ке и Бен­д­жа­мин Диз­ра­эли, премь­ер-ми­нистр Ан­г­лии, жив­ший в XIX ве­ке: «По­черк ав­то­ра, как и все про­из­воль­ные дей­с­т­вия че­ло­ве­ка, име­ет сход­с­т­во с его ха­рак­те­ром». Мно­гие из­вес­т­ные лю­ди то­же при­дер­жи­ва­лись дан­но­го мне­ния: это Аль­берт Эй­н­ш­тейн, Эд­гар Ал­лан По, Жорж Санд и др. Нап­ри­мер, из­вес­т­ный ху­дож­ник То­мас Гей­н­с­бо­ро всег­да дер­жал ря­дом с моль­бер­том ру­ко­пись че­ло­ве­ка, над пор­т­ре­том ко­то­ро­го он ра­бо­тал. Этот ме­тод поз­во­лял ему пол­нее отоб­ра­зить на хол­с­те внут­рен­ний мир че­ло­ве­ка. Идеи То­ма­са Гей­н­с­бо­ро наш­ли от­ра­же­ние в из­ре­че­нии Уиль­яма Пре­ера, не­мец­ко­го ис­сле­до­ва­те­ля, жив­ше­го в са­мом на­ча­ле XX сто­ле­тия: «По­черк че­ло­ве­ка есть по­черк его ин­ди­ви­ду­аль­нос­ти».

 

Немного истории

 

Современная ев­ро­пей­с­кая гра­фо­ло­гия ухо­дит кор­ня­ми в ан­тич­ные вре­ме­на. Еще в Древ­нем Ри­ме по­черк счи­та­ли од­ной из ос­нов­ных ха­рак­те­рис­тик че­ло­ве­чес­кой лич­нос­ти. Под­т­вер­ж­де­ние ин­ди­ви­ду­аль­нос­ти по­чер­ка мы встре­ча­ем уже у Арис­то­те­ля (384-322 до н. э.): «Сло­ва, ко­то­рые мы про­из­но­сим, - от­ра­же­ние спо­соб­нос­тей на­ше­го ума, на­пи­сан­ные же на­ми сло­ва - от­ра­же­ние слов в ус­т­ной фор­ме. Так же как раз­ли­ча­ет­ся зву­ча­ние че­ло­ве­чес­кой ре­чи, раз­ли­ча­ет­ся и вид за­пи­си каж­до­го че­ло­ве­ка».

А им­пе­ра­то­ру Не­ро­ну (37-68 н. э.) не­ред­ко пред­с­тав­ля­ли тек­с­ты, на­пи­сан­ные по­доз­ре­ва­емы­ми в из­ме­не в ка­чес­т­ве до­ка­за­тель­с­т­ва их ви­ны. При этом го­во­ри­ли сле­ду­ющее: «По его по­чер­ку яс­но, что он из­мен­ник». Нем­но­го поз­д­нее, при­мер­но во II сто­ле­тии н. э., Све­то­ний, пи­сав­ший ис­то­рию Ри­ма, под­ме­чал связь ха­рак­те­ра им­пе­ра­то­ра Ав­гус­та с его по­чер­ком. По­ми­мо Све­то­ния, мно­гие вы­да­ющи­еся лич­нос­ти то­го вре­ме­ни так­же ут­вер­ж­да­ли, что по по­чер­ку че­ло­ве­ка мож­но су­дить о его ха­рак­те­ре.

И на Вос­то­ке, в Древ­нем Ки­тае, уде­ля­ли вни­ма­ние че­ло­ве­чес­ко­му по­чер­ку. Так, ки­тай­с­кий ху­дож­ник и фи­ло­соф Йо Хао, жив­ший на ру­бе­же XI-XII сто­ле­тий, го­во­рил сле­ду­ющее: «По по­чер­ку со­вер­шен­но точ­но мож­но оп­ре­де­лить, при­над­ле­жит он бла­го­род­но­му или гру­бо­му и вуль­гар­но­му че­ло­ве­ку». В то же вре­мя, в 1270 го­ду, ан­г­лий­с­кий уче­ный Род­жер Бэ­кон на­пи­сал трак­тат «Крат­кое ру­ко­вод­с­т­во по изу­че­нию фи­ло­со­фии», в ко­то­ром не­од­нок­рат­но упо­ми­нал о по­чер­ке как об од­ном из фак­то­ров, ха­рак­те­ри­зу­ющих лич­ность.

Интерес к пси­хо­ло­гии лич­нос­ти, в час­т­нос­ти к по­чер­ку, идет глу­бо­кой древ­нос­ти, од­на­ко строй­ной сис­те­мы гра­фо­ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за не бы­ло вплоть до XVII сто­ле­тия. Лишь в 1622 го­ду италь­ян­с­кий уче­ный Ка­мил­лио Баль­ди, фи­зик уни­вер­си­те­та го­ро­да Бо­лоньи, опуб­ли­ко­вал труд под наз­ва­ни­ем «Трак­тат о ме­то­де поз­на­ния на­ту­ры и лич­нос­т­ных ка­честв ав­то­ра по его пись­му». Кни­га эта хо­тя и выз­ва­ла жи­вой от­к­лик сре­ди лю­дей об­ра­зо­ван­ных, но не по­лу­чи­ла ши­ро­ко­го рас­п­рос­т­ра­не­ния из-за нег­ра­мот­нос­ти боль­шей час­ти на­се­ле­ния.

Постепенно чис­ло лю­дей, за­ин­те­ре­со­ван­ных гра­фо­ло­ги­чес­ким ана­ли­зом, ста­ло воз­рас­тать. Сле­ду­ющая ра­бо­та на эту те­му бы­ла опуб­ли­ко­ва­на в 1778 го­ду. Ее ав­то­ром стал уче­ный из Цю­рих­с­ко­го уни­вер­си­те­та, те­олог и по­эт Иоганн Кас­пер Ла­ва­тер, счи­тав­ший, что «каж­дый че­ло­век об­ла­да­ет ин­ди­ви­ду­аль­ным не­под­ра­жа­емым по­чер­ком». Кро­ме то­го, он вы­вел за­ко­но­мер­ность меж­ду по­чер­ком и фи­зи­чес­ким и эмо­ци­ональ­ным сос­то­яни­ем че­ло­ве­ка в мо­мент пись­ма, а так­же вза­имос­вязь меж­ду по­чер­ком, по­ход­кой и зву­ка­ми го­ло­са.

После то­го как опи­сан­ная ра­бо­та Ла­ва­те­ра выш­ла в свет, гра­фо­ло­ги­чес­кий ана­лиз стал весь­ма по­пу­ля­рен в сре­де пи­са­те­лей, го­су­дар­с­т­вен­ных де­яте­лей, ху­дож­ни­ков и про­чих прос­ве­щен­ных лю­дей то­го вре­ме­ни. Впос­лед­с­т­вии гра­фо­ло­ги­чес­кий ана­лиз ста­ли прак­ти­ко­вать не как на­уч­ное дос­ти­же­ние, а как ис­кус­ство, ко­то­рое ба­зи­ро­ва­лось в ос­нов­ном на ин­ту­иции. Пос­ле­до­ва­те­ля­ми это­го нап­рав­ле­ния бы­ли То­мас Манн, Жорж Санд, Аль­фонс До­де, Эмиль Зо­ля, Алек­сандр Дю­ма-отец, Ни­ко­лай Го­голь, Эд­гар По, Ан­тон Че­хов, Аль­берт Эй­н­ш­тейн и др.

Вплоть до на­ча­ла XIX сто­ле­тия гра­фо­ло­ги­чес­кий ана­лиз счи­та­ли прос­то ув­ле­ка­тель­ной иг­рой. Од­на­ко во Фран­ции аб­бат Луи Ж. Г. Флан­д­рен, за­ни­мав­ший епис­коп­с­кую ка­фед­ру Амь­ена, а за­тем став­ший ар­хи­епис­ко­пом Кам­б­ре, за­ин­те­ре­со­вал­ся гра­фо­ло­ги­ей всерь­ез. Он внес не­оце­ни­мый вклад в на­уку тем, что под­го­то­вил и вос­пи­тал та­лан­т­ли­вей­ше­го гра­фо­ло­га сво­его вре­ме­ни аб­ба­та Жа­на-Ип­по­ли­та Ми­шо­на, быв­ше­го ас­сис­тен­том Флан­д­ре­на. В 1875 го­ду Ми­шон на­пи­сал и опуб­ли­ко­вал на­уч­ный труд под наз­ва­ни­ем «Прак­ти­чес­кая сис­те­ма гра­фо­ло­гии», зна­чи­тель­но рас­ши­рив­ший че­ло­ве­чес­кие поз­на­ния в об­лас­ти гра­фо­ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за.

В ре­зуль­та­те на­ука об ин­ди­ви­ду­аль­нос­ти че­ло­ве­чес­ко­го пись­ма по­лу­чи­ла сов­ре­мен­ное наз­ва­ние «гра­фо­ло­гия», а сам Ми­шон про­вел ана­лиз со­тен об­раз­цов по­чер­ков и сос­та­вил спи­сок ты­сяч гра­фи­чес­ких зна­ков, ха­рак­те­ри­зу­ющих ин­ди­ви­ду­аль­ные чер­ты лич­нос­ти. Этот ме­тод ис­сле­до­ва­ния стал из­вес­тен как шко­ла фик­си­ро­ван­ных зна­ков и был раз­вит Жа­ном Крепье-Жа­ме­ном. Пос­лед­ний пов­то­рил опы­ты Ми­шо­на, рас­ши­рив их и пе­ре­рас­п­ре­де­лив ма­те­ри­ал. Кро­ме то­го, он вы­вел но­вые за­ко­ны, по ко­то­рым сле­до­ва­ло про­во­дить гра­фо­ло­ги­чес­кий ана­лиз. К 1888 го­ду наб­ра­лось дос­та­точ­но ма­те­ри­ала для пуб­ли­ка­ции зна­ме­ни­той ра­бо­ты «По­черк и ха­рак­тер». Эта кни­га за пос­ле­ду­ющие 87 лет мно­го раз пе­ре­из­да­ва­лась. В об­щей слож­нос­ти она вы­дер­жа­ла 17 из­да­ний.

В на­ча­ле XX сто­ле­тия гра­фо­ло­ги­ей как од­ним из ме­то­дов изу­че­ния лич­нос­ти за­ин­те­ре­со­вал­ся из­вес­т­ный в то вре­мя пси­хо­лог Аль­ф­ред Би­не. Уче­ный дол­го эк­с­пе­ри­мен­ти­ро­вал, ана­ли­зи­руя по­чер­ки, пос­ле че­го в 1905 го­ду опуб­ли­ко­вал свой пер­вый тест, целью ко­то­ро­го бы­ло оп­ре­де­ле­ние ин­тел­лек­ту­аль­ных спо­соб­нос­тей че­ло­ве­ка. В этом эк­с­пе­ри­мен­та, кро­ме са­мо­го Би­не, при­ни­ма­ли учас­тие семь спе­ци­алис­тов-пси­хо­ана­ли­ти­ков, каж­дый из ко­то­рых по­лу­чил от Би­не по трид­цать семь об­раз­цов по­чер­ка лю­дей, при­над­ле­жа­щих к выс­ше­му сос­ло­вию об­щес­т­ва, но не су­мев­ших ре­али­зо­вать свои воз­мож­нос­ти, и по столь­ко же об­раз­цов по­чер­ка лю­дей пре­ус­пе­ва­ющих. Уче­ным бы­ло пред­ло­же­но оп­ре­де­лить, к ка­кой груп­пе от­но­сит­ся че­ло­век с тем или иным по­чер­ком, и во всех слу­ча­ях спе­ци­алис­ты да­ли вер­ные от­ве­ты.

В то же вре­мя в Гер­ма­нии, на ба­зе од­но­го из уни­вер­си­те­тов бы­ли про­ве­де­ны по­доб­ные на­уч­ные эк­с­пе­ри­мен­ты. Уиль­ям Пре­ер, про­фес­сор уни­вер­си­те­та в Бер­ли­не, изу­чал сход­с­т­во об­раз­цов тек­с­та, на­пи­сан­но­го од­ним че­ло­ве­ком, но по-раз­но­му: ру­ка­ми, ртом, но­гой, лок­те­вым сги­бом и в об­рат­ном нап­рав­ле­нии. В хо­де эк­с­пе­ри­мен­та вы­яс­ни­лось, что во всех упо­мя­ну­тых слу­ча­ях при­сут­с­т­во­ва­ли ос­нов­ные ха­рак­те­рис­ти­ки лич­нос­ти не­за­ви­си­мо от то­го, ка­ким спо­со­бом был на­пи­сан тек­с­то­вый фраг­мент.

Много лет в Гер­ма­нии са­мым вы­да­ющим­ся прак­ти­чес­ким гра­фо­ло­гом счи­тал­ся Люд­виг Кля­гес - ав­тор тер­ми­на «вы­ра­зи­тель­ное дви­же­ние», ко­то­рое уче­ный от­но­сил к лю­бо­му ви­ду че­ло­ве­чес­кой де­ятель­нос­ти. Та­кие дви­же­ния, ха­рак­тер­ные для лю­бо­го че­ло­ве­ка, яв­ля­ют­ся прак­ти­чес­ки бес­соз­на­тель­ны­ми. Это ходь­ба, бег, ми­ми­ка, спо­соб­ность го­во­рить, жес­ти­ку­ля­ция и, ра­зу­ме­ет­ся, уме­ние пи­сать, то есть по­черк. Ана­ли­зи­руя фор­му и уро­вень по­чер­ка, Кля­гес от­но­сил каж­дый об­ра­зец к «по­ло­жи­тель­но­му» или «отри­ца­тель­но­му» в пла­не ха­рак­те­рис­ти­ки лич­нос­ти. Он оп­ре­де­лял, нас­коль­ко че­ло­век ор­га­ни­зо­ван, спо­со­бен ли к ори­ги­наль­ным иде­ям или спон­тан­ным ре­ше­ни­ям, а так­же оце­ни­вал ди­на­мизм, ритм и гар­мо­нич­ность на­пи­са­ния тек­с­та. Та­ким об­ра­зом, хо­ро­шо сфор­ми­ро­вав­ший­ся по­черк го­во­рил о пре­об­ла­да­нии в ха­рак­те­ре по­ло­жи­тель­ных черт, низ­кий же «фор­мен­ный уро­вень» - о пре­об­ла­да­нии от­ри­ца­тель­ных.

Профессор из Швей­ца­рии Макс Пуль­вер, так­же за­ни­мав­ший­ся гра­фо­ло­ги­чес­ким ана­ли­зом, прив­нес в на­уку эле­мен­ты пси­хо­ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за Кар­ла Юн­га. В сво­их ра­бо­тах Пуль­вер уде­лил осо­бое вни­ма­ние сим­во­лиз­му прос­т­ран­с­т­вен­но­го под­хо­да, раз­де­лив по­черк на три боль­шие зо­ны: вер­х­нюю зо­ну пе­тель, отоб­ра­жа­ющую ду­хов­ную и ум­с­т­вен­ную ори­ен­та­цию; бук­вы, на­пи­сан­ные на ос­нов­ной ли­нии (сред­нюю) зо­ну, ха­рак­те­ри­зу­ющие эмо­ци­ональ­ную сос­тав­ля­ющую, и ниж­нюю зо­ну пе­тель, оли­цет­во­ря­ющую би­оло­ги­чес­кое по­ве­де­ние и ма­те­ри­аль­ные ин­те­ре­сы.

В это вре­мя Ро­берт Са­удек в Ан­г­лии изу­чал по­чер­ки с по­мощью тран­с­пор­ти­ра, ли­ней­ки и крон­цир­ку­ля, из­ме­рял дав­ле­ние руч­ки на по­вер­х­ность бу­ма­ги и ис­поль­зо­вал да­же за­мед­лен­ную съем­ку. Поз­д­нее, в 1939 го­ду, Ганс Яко­би рас­ши­рил об­щие по­ло­же­ния гра­фо­ло­гии, на­пи­сав поз­на­ва­тель­ную и до­воль­но по­пу­ляр­ную кни­гу «Ана­лиз по­чер­ка».

В США гра­фо­ло­ги­ей дол­гое вре­мя ник­то не за­ни­мал­ся, по­ка в 1919 го­ду про­фес­сор пси­хо­ло­гии уни­вер­си­те­та в Ва­йо­мин­ге Джун До­уни не за­ин­те­ре­со­ва­лась се­мей­ным сход­с­т­вом по­чер­ков. До­уни на­пи­са­ла не­боль­шую кни­гу о пси­хо­ло­гии по­чер­ка.

Наибольший вклад в по­пу­ля­ри­за­цию и раз­ви­тие гра­фо­ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за прив­нес Мил­тон Бан­кер. По про­фес­сии он был пре­по­да­ва­те­лем сте­ног­ра­фии, по­это­му ин­те­ре­со­вал­ся гра­фо­ло­ги­ей в рам­ках сво­ей де­ятель­нос­ти. Во вре­мя за­ня­тий Бан­кер стал за­ме­чать, что его сту­ден­ты за­пи­сы­ва­ют сте­ног­рам­мы не­оди­на­ко­во. И все это воп­ре­ки стро­гим ука­за­ни­ям, дан­ным пре­по­да­ва­те­лем. За­ин­т­ри­го­ван­ный дан­ным фак­том, Бан­кер ре­шил рас­к­рыть при­чи­ны по­доб­но­го яв­ле­ния. В ре­зуль­та­те про­ве­ден­ных им ис­сле­до­ва­ний он по­нял од­ну прос­тую ис­ти­ну: не­важ­но, как имен­но че­ло­век пи­шет сло­ва, не­важ­но да­же то, пи­шет ли он во­об­ще - важ­но толь­ко то, что руч­ка при этом вос­соз­да­ет на бу­ма­ге раз­лич­ные фор­мы, то есть бук­вы и штри­хи. В даль­ней­шем Бан­кер изу­чил все де­та­ли по­чер­ка как струк­ту­ры, про­ти­во­по­лож­ной струк­ту­ре шриф­тов. Он наз­вал свой ме­тод гра­фо­ло­ги­чес­ким ана­ли­зом, что­бы мож­но бы­ло от­ли­чить его от дру­гих по­доб­ных под­хо­дов. В 1920 го­ду Бан­кер ос­но­вал в США пер­вую шко­лу, в ко­то­рой обу­ча­ли ос­но­вам гра­фо­ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за. В на­ши дни она яв­ля­ет­ся круп­ней­шей в ми­ре, на­хо­дит­ся в Чи­ка­го и на­зы­ва­ет­ся Меж­ду­на­род­ным об­щес­т­вом гра­фо­ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за. В этой шко­ле при­дер­жи­ва­ют­ся жес­т­ких кон­сер­ва­тив­ных ме­то­дов, а ее от­дел ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти гра­фо­ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за ра­бо­та­ет, ос­но­вы­ва­ясь толь­ко на су­хих ста­тис­ти­чес­ких дан­ных.

В 1930 го­ду вы­пус­к­ник Гар­вар­да и в бу­ду­щем вы­да­ющий­ся пси­хо­лог по име­ни Гор­дон Ал­лпорт вмес­те со сво­им кол­ле­гой Фи­лип­пом Вер­но­ном прис­ту­пил к изу­че­нию гра­фо­ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за. В сов­мес­т­ной ра­бо­те, по­лу­чив­шей наз­ва­ние «Изу­че­ние вы­ра­зи­тель­ных дви­же­ний», уче­ные пи­са­ли сле­ду­ющее: «По­черк есть крис­тал­ли­зо­ван­ная фор­ма жес­тов, че­рез приз­му ко­то­рой не без тру­да мож­но рас­смот­реть ес­ли не все, то мно­гие врож­ден­ные чер­ты лич­нос­ти… Изу­че­ние лич­нос­ти с по­мощью по­чер­ка яв­ля­ет­ся бо­лее ес­тес­т­вен­ным и удоб­ным, чем тес­ти­ро­ва­ние. Вви­ду то­го что по­черк яв­ля­ет­ся ста­тич­ным пред­ме­том ана­ли­за, этот ма­те­ри­ал для ис­сле­до­ва­ния пре­вос­хо­дит столь не­уло­ви­мые и труд­ные для фик­си­ро­ва­ния ми­ми­ку, жес­ты и по­ход­ку».

В 1948 го­ду Вер­нер Вульф, пси­хо­лог и пре­по­да­ва­тель из кол­лед­жа Барт, за­нял­ся изу­че­ни­ем под­пи­сей, в ре­зуль­та­те че­го вы­яс­нил, что по­доб­ные рос­чер­ки отоб­ра­жа­ют осо­бый внут­рен­ний ритм, свой­с­т­вен­ный лю­бо­му че­ло­ве­ку и ле­жа­щий в пре­де­лах бес­соз­на­тель­но­го. В том же го­ду Вульф опуб­ли­ко­вал ре­зуль­та­ты сво­их ис­сле­до­ва­ний в кни­ге, наз­ван­ной им «Ди­аг­рам­мы бес­соз­на­тель­но­го».

Выдающимся аме­ри­кан­с­ким гра­фо­ло­гом бы­ла Кла­ра Ро­ман. Она пре­по­да­ва­ла эту на­уку в Но­вой шко­ле со­ци­оло­ги­чес­ких ис­сле­до­ва­ний в го­ро­де Нью-Йор­ке. Кла­ра Ро­ман изоб­ре­ла ин­с­т­ру­мент, поз­во­ляв­ший из­ме­рять дав­ле­ние руч­ки на по­вер­х­ность бу­ма­ги, а так­же мно­го ра­бо­та­ла с по­чер­ка­ми боль­ных, стра­да­ющих раз­лич­ны­ми ре­че­вы­ми рас­строй­с­т­ва­ми. В 1952 го­ду выш­ла ее кни­га «По­черк: ключ к поз­на­нию лич­нос­ти», ко­то­рая по сей день счи­та­ет­ся клас­си­чес­кой ра­бо­той в об­лас­ти гра­фо­ло­ги­чес­ко­го ана­ли­за.

Что ка­са­ет­ся рос­сий­с­ких уче­ных, пер­вым серь­ез­ным ис­сле­до­ва­ни­ем в дан­ном нап­рав­ле­нии стал труд Ильи Фе­до­ро­ви­ча Мор­ген­ш­тер­на, опуб­ли­ко­ван­ный им в кни­ге «Пси­хог­ра­фо­ло­гия». Кни­га бы­ла из­да­на в са­мом кон­це XIX сто­ле­тия. Вто­рое из­да­ние уви­де­ло свет 1994 го­ду. Но са­мым вы­да­ющим­ся ис­сле­до­ва­те­лем-гра­фо­ло­гом в на­шей стра­не в прош­лом сто­ле­тии был Д. М. Зу­ев-Ин­са­ров, опуб­ли­ко­вав­ший нес­коль­ко ра­бот. Это «Стро­ение по­чер­ка и ха­рак­тер», «По­черк и лич­ность» и мно­гие дру­гие.

В XX ве­ке ин­те­рес к гра­фо­ло­гии воз­рос, и мно­гие уче­ные вы­пус­ка­ли на эту те­му ин­те­рес­ные ра­бо­ты. Сре­ди них та­кие из­вес­т­ные лич­нос­ти, как Да­ни­ель Эн­то­ни, Уль­рих Сон­не­манн, На­дя Оля­но­ва, Фе­ликс Клейн, Аль­ф­ред О. Мен­дель, Тэя Стейн Ле­вин­сон и Ирен Мар­кус.

 

Date: 2016-05-15; view: 314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию