Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






И профессионального самоопределения





 

Упражнение 1

Сочинение на тему «Педагог (психолог) – человек, который…»

 

Цель: общая рефлексия на уровне взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения в таких компонентах, как направленность, рефлексия, интеллектуальная и эмоциональная сферы.

Участникам предлагается написать сочинение начало которого определено фразой: «Педагог (психолог) – это человек который…». При написании сочинения используйте полученный тренинговый опыт элементов самопознания, самопонимания, самопринятия, самовыражения и самореализации, что в совокупности и является механизмами процесса самоопределения. Результатами же становления самоопределения являются процессы самореализации (я как профессионал) и самоактуализации (я как личность).

Обсуждение: зачитать вслух, найти общее и установить различия. Подчеркнуть, что в этом обобщенном портере подходит именно вам. Взять каждое слово из списка, характеризующее качество, и описать то поведение, те навыки, которые должны соответствовать этому качеству педагога детского оздоровительно-образовательного лагеря (или психолога).

 

Упражнение 2

Профессиограмма

 

Цель: научиться глубже понимать специфику профессии педагога (вожатого- воспитателя, психолога).

Метод системного анализа деятельности профессионала – аналитическая Профессиограмма – обеспечивает построение психологической структуры деятельности профессионала через анализ системы нормативно-организующих признаков, обеспечивающих исполнение операционно-технологических действий или задач субъекта труда. Эти же признаки являются основанием для обозначения целей его деятельности, психологических действий, которые должны им реализовываться в деятельности, и актуализируемых при этом психических и психофизиологических процессов, протекание которых обеспечивается специфическими профессионально важными качествами (Е.М.Иванова). Профессиональная деятельность психолога носит разноплановый, многоцелевой характер. В гипотетической модели психолога выделяются основные цели исполнения действий, которые могут быть достигнуты при осуществлении таких психологических действий, как перцептивные, диагностические, интерактивные, когнитивные, коммуникативные, волевые и актуализации процессов рефлексии и эмпатии. Такая Профессиограмма может являться основой организации исследования уровня сформированности профессионала или готовности человека к конкретной деятельности, т.к. она включает и основные характеристики трудового процесса (объекта труда), и основные признаки субъекта труда, раскрывающие его профессиональные возможности, отражающие профессионально важные качества, а также мотивационно-эмоциональное состояние. Все участники получают бланки профессиограммы психолога, заполняют выделенные столбцы по образцу. Затем организуется обмен мнениями.

 

Упражнение 3

Человек – Человек (Е.А.Климов)

 

Цель: развивать ориентацию в мире профессий (сравнение и сопоставление), более глубоко понимать специфику своей профессии.

Участники знакомятся с обобщенной и неколичественной психологической характеристикой представителей профессий типа «человек-человек». После описания (обобщенной профессиограммы) приводится небольшой алфавитный перечень названий разных профессий.

Задание: распределить эти названия сообразно с приведенной характеристикой профессии. Поскольку профессии являются сложными иного признаковыми объектами, целесообразно делать так: указывать профессию, которая к данному типу относится, скажем, в первую очередь («на пять баллов»), какая, по вашему мнению, тоже относится, но во вторую очередь («на четыре балла»), какая – «на три балла» и т.д.

 

Упражнение 4

Версии (Г.С. Абрамова)

 

Цель: развитие версионного мышления, снятие ригидности мышления.

К данным ситуациям надо придумать до 20 причин их возникновении.

1. Елизавета Н., 38 лет, госпитализирована в связи с попыткой совершить самоубийство. Больная замкнута, постоянно плачет.

2. Мальчик 10 лет, крадет дома деньги и раздает украденное товарищам в классе.

3. Петр М., 27 лет. Женат 3,5 года. Сексуальные расстройства.

4. Он вообще не может говорить на уроке. Встает и мычит, еле слово выдавит из себя (о мальчике 9 лет).

5. Мать обратилась жалобами на то, что резко ухудшились отношения с дочерью: она отдалилась от родителей, стала запираться в комнате, подолгу бродит по квартире ночью, начала исповедовать вегетарианство.

6. Он всего все старается один делать, никого не подпускает, злится на всех, некомпанейский человек (о мальчике 12 лет).


7. Он врет и не краснее (о мальчике 7 лет)

8. Жена выражает неудовольствие сексуальными возможностями супруга.

9. Один тридцатилетний холостяк обратился в консультацию из-за частых приступов тревоги, связанных с ситуацией на работе.

10. Мужчина средних лет на консультации. Его сессии, продолжавшиеся 50 минут, изобиловали продолжительными периодами молчания, длившимися до 10 минут.

Он очень боится один оставаться дома. Мы уже его убеждали, что ничего страшного не случится, но он как будто не понимает этого (о мальчике 10 лет).

 

Упражнение 5

Я-высказывания

 

Инструкция: составьте Я-высказывания по следующей схеме:

1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение:

- когда я вижу, что ты…

- когда это происходит…

- когда я сталкиваюсь с тем, что…

2. Точное называние своего чувства в этой ситуации:

- я чувствую…

- я не знаю, как реагировать…

- у меня возникла проблема…

- мне не приятно…

3. Называние причин возникновения чувства:

- потому что…

- в связи с тем, что…

- так как это…

4. Возможно конкретное указание своих последующих действий или пожеланий:

- я сделаю…

- я предлагаю…

- я надеюсь…

- я хочу…

Ситуации, по которым предлагается составить Я-высказывания:

1. Твой брат одолжил у тебя твою любимую рубашку и порвал ее. Что ты скажешь брату?

2. Твой учитель подумал, что ты списал, и поставил тебе единицу. Что ты скажешь учителю?

3. Твой отец, который живет отдельно от вас, не забрал тебя к себе в субботу, хотя обещал. Что ты скажешь отцу?

4. Твой лучший друг (подруга) назначил(а) свидание твоей (твоему) девочке (мальчику). Что ты скажешь другу (подруге)?

5. Мама уже три раза обещала дать тебе немного денег, а теперь говорит. Что не может сделать этого. Что ты скажешь маме?

6. Тренер сказал, что ты недостаточно серьезно тренируешься, и он отчисляет тебя из команды. Что ты скажешь тренеру?

7. Руководитель оркестра посчитал, что ты устроил беспорядок в музыкальной комнате, и наказал тебя. Что ты скажешь руководителю?

8. Твоя маленькая сестра взяла твой любимый блокнот и вырвала из него все страницы. Вчера она изрисовала твой ученик по математике. Что ты скажешь своей сестренке?

9. Соседский ребенок проткнул твой баскетбольный мяч. Что ты ему скажешь?

10. Тебе поставили двойку за реферат. Учитель не захотел дать тебе дополнительное время, чтобы ты мог дописать его. Что ты скажешь учителю?

11. Твой старший брат приходит из школы раньше тебя и всегда съедает все сладости, которые мама оставляет вам обоим. Что ты скажешь брату?

12. Вы решили не ходить на концерт и помочь своему другу подготовиться к экзамену. Вы прождали его в библиотеке 2 часа, но он так и не пришел. Вы пропустили концерт и не помогли ему подготовиться. Что вы скажете своему другу?

 

Упражнение 6

Метафорическое описание

 

Цель: дать метафорическое описание следующим понятиям:

Идентичность………………………………………………………………..

Примеры ответов педагогов: бесконечная точка; жемчужина, скрытая в раковине; краски на полотне; дно океана; увидеть чудесное в чудесном; бесконечная страсть к идеалу; решенное уравнение; капли дождя и др.


Свобода……………………………………………………………………….

Примеры: растение без корней; несчастье узника; бремя бездельника; обыденность сумасшедшего; это туман; издалека выглядит не страшно, но когда наступает, становится не по себе; это птица, которая постепенно залетает в захлопывающуюся клетку и долго бьется, желая выбраться обратно, и др.

Воля ……………………………………………………………………………

Примеры: это магнит в компасе, где стрелка – это жизнь; дамба на бурной реке; ветер, подгоняющий корабли и др.

Рефлексия……………………………………………………………………….

Примеры: путешествие в незнакомом месте; выкладывание мозаики; плавание по поверхности океана и постепенное погружение в глубины с возвращением на поверхность; опускание ведра в бездонный колодец и др.

Жизнь……………………………………………………………………………

Примеры: желании е видеть свет; карусель: если посчастливится, то вскачешь и прокатишься, а если нет, то будешь стоять внизу и смотреть на веселящихся; вязание спицами; парение воздушного змея; игра «Что? Где? Когда?» - время пошло, а ответ за тобой и др.

Смерть……………………………………………………………………….....

Примеры: конец одного из этапов бесконечности; исчезновение картинки с экрана компьютера; безмолвная тишина; возвращение на землю после прыжка; кто-то вышел их комнаты и выключил за собой свет и др.

Человек…………………………………………………………………………

Примеры: монета, стоящая на ребре; вопросник; приемник программы, транслируемой свыше; одинокая звезда на фоне бесконечности и др.

Счастье…………………………………………………………………………

Примеры: возможность жить без внутренней боли; удовольствие без раскаяния; совпадение ответов с ключом; вкусное питание; подпитка радостью; вера Розы Маленького Принца в то, что она одна такая; бабочка зимой и др.

Семья……………………………………………………………………………

Примеры: это город, который предстоит построить и сохранить; 4 ножки стола, объединенные общей столешницей; грибница опят; произведение искусства из груды металлолома; круг, вписанный в многоугольник; зонтик, защищающий от дождя, и др.

Проблема……………………………………………………………………….

Примеры: тополиный пух; пожар; это роса, которая высыхает по действием солнечных лучей, но на следующую ночь выпадает снова; вырвавшийся на волю зверь; холодная вода в ручье, через который надо пройти

Клиент………………………………………………………………………….

Примеры: запутавшийся в клубок котенок; тонущая лодка; собор, нуждающийся в реставрации; море, в котором разлили нефть; птица в клетке с ключом на шее и др.

Психолог………………………………………………………………………..

Примеры: мальчик для битья; пожарный; гастроэнтроскоп; волшебная палочка; палочка-выручалочка; сапожник, который чинит душу; скульптор, выбивающий из камня; стоматолог, ставящий пломбы на дырах в отношениях; ветер для мельницы, пока не работает мотор; актер, забывший слова роли, но активно ориентирующийся в ситуации и др.

Ответственность………………………………………………………………


Примеры: это чемодан без ручки, который нести тяжело, но бросить нельзя; это птица, вьющая гнездо для своих птенцов и др.

Любовь…………………………………………………………………………

Примеры: это первый пожар, который заставляет жить человека, и др.

 

Упражнение 7

Символическое закрытие (М.Смит)

 

Цель: закончить тренинг запоминающейся сценой, представить групповой процесс в символической, запоминающейся форме.

Ведущий предупреждает, что начинается завершающее тренинг упражнение, которое будет недолгим и неречевым. Он предлагает выполнять действия, сохраняя молчание до конца упражнения. Далее ведущий просит всех встать в круг, но спиной к центру, так чтобы не видеть дуг друга. Каждому участнику предоставляется возможность сосредоточиться на самом себе, отключиться от всех и пережить несколько минут наедине с собой.

Затем ведущий предлагает медленно повернуться лицом в круг, подойти ближе к центру и стать так тесно, как только это возможно. Когда все соединятся, ведущий предлагает почувствовать, что это значит – «быть группой», и осознать это чувство. После этого ведущий выбирает «первого» и «последнего» в группе. Последний стоит на месте, а первый обводит группу вокруг последнего, образуя нечто, напоминающее часовую пружину. Ведущий предлагает каждому осознать себя в центре группы или на периферии ее. Затем «первый» и «последний» участники меняются функциями, вся группа переструктурируется, и каждый осознает себя в новых условиях. Ведущий вновь предлагает встать в круг, взявшись за руки, плечо к плечу и посмотреть на каждого члена группы. На этом этапе группа может начать спонтанно покачиваться или даже петь. Это можно поддержать или даже предложить. Также не исключается и музыкальное сопровождение.

Далее отпускаются руки партнеров и круг начинает двигаться назад, расширяясь. Ведущий объявляет, что еще есть возможность посмотреть на всех партнеров, но скоро она исчезнет. Участникам предлагается повернуться спиной, сделать несколько шагов в ту сторону, где они были наедине с собой. Через 30 секунд ведущий объявляет, что работа группы закончена.

 

Упражнение 8

Тренинг по экзистенциальной рефлексии «Я - и – МИР»

 

Вам предлагается ряд вопросов, отвечая на которые постарайтесь использовать Ваше глубинное интуитивное осознание больше, чем рациональную логику. Обращайте внимание на первые эмоциональные порывы и проверяйте их с помощью Вашего внутреннего чувства знания; не ждите, что это будет легко сделать во всех примерах. Помните, что Ваши ответы предназначены прежде всего Вам самим. Вы имеете право никому не показывать Ваши ответы.

1. Кто я есть? (Напишите три ответа, которые бы Вас удовлетворили).

2. Напишите три характеристики мира, каким Вы его видите.

3. Каковы три самые лучшие аспекта жизни, с Вашей точки зрения?

4. Каковы три самые худшие аспекта жизни, с Вашей точки зрения?

5. Какие три силы наиболее влиятельны в мире людей, по Вашему мнению?

6. Каковы Ваши три самые лучшие качества, по Вашему мнению?

7. Каковы Ваших три самых больших недостатка, по Вашему мнению?

8. Каковы Ваши три самые большие возможности или способности, позволяющие заставить дела идти так, как Вы этого хотите?

9. Каковы Ваши три самые большие «слабости», из-за которых Вы оказываетесь под влиянием извне или, используя которые, другие могут Вами манипулировать?

10. Какие три надежды, относящиеся к Вашему личному будущему наиболее важны для Вас?

Упражнение 9

Развитие экзистенциальной рефлексии

«Мой профессиональный выбор»

Вы решили получить профессию педагога (или, по меньшей мере, - педагогическое образование). Вспомните, пожалуйста, три наиболее значимых события в Вашей жизни, повлиявших на этот выбор. Вам предлагается ряд вопросов, касающихся этих событий; отвечая на них, Вы, возможно, увидите что-то новое, сможете обнаружить какие-либо закономерности, на которые раньше не обращали внимания. Помните, что Ваши ответы предназначены, прежде всего, Вам самим.

Вы имеете право никому не показывать Ваши ответы.

Событие №1.

Событие №2.

Событие №3.

Вопросы, помогающие раскрыть сущность каждого события Вашей жизни:

1. Что привело к этому событию?

2. Каково было Ваше отношение к этому событию?

3. Какова была роль других людей в этом событии?

4. Какие изменения это событие произвело в Вас самих?

5. Предполагали ли Вы, что это событие может повлиять на выбор профессии?

6. Что Вы приобрели в связи с этим событием и что потеряли?

Упражнение 10

Развитие экзистенциальной сензитивности педагога

«Современная школа глазами ребенка»

 

Заданные ниже вопросы обращены на то, чтобы Вы оценили взгляды ребенка на учебный процесс и школьную жизнь в целом настолько хорошо, насколько можете. Постарайтесь представить, что это взгляд ребенка - а не то, что Вы думаете о его взглядах. Желательно, чтобы ответы на эти вопросы не были бы просто формальными данными, полученными Вами на практике, в результате обработки результатов анкетирования, интервьюирования и других проведенных

Вами исследований. Попробуйте встать на место ребенка (это может быть реальный ребенок, который Вам запомнился в период практики, или обобщенный образ Ребенка, каким Вы его себе можете представить) и с его позиции дать по три наиболее возможных варианта ответа на следующие 10 вопросов:

 

 

1. Какие три ответа мог бы дать ребенок на вопрос «Кто ты есть?»

2. Какие три ценности или цели в школьной жизни ребенка наиболее важны для него?

3. Какие три наибольшие опасности или наихудшие стороны ребенок видит в своей школьной жизни?

4. С точки зрения ребенка, каковы три основные силы, которые помогают ему в школьной жизни?

5. С точки зрения ребенка, каковы три основные силы, которые мешают ему в школьной жизни?

6. По мнению ребенка, что он должен сделать, чтобы его школьная жизнь стала лучше или удовлетворяла больше чем сейчас?

7. По мнению ребенка, кто те три человека, которые наиболее важны в его школьной жизни?

8. Какие три личностных качества ребенок может считать своими наиболее важными достоинствами?

9. Какие три личностных качества ребенок может считать своими наиболее сильными недостатками?

10. С точки зрения ребенка, перед лицом каких трех основных вопросов, забот или проблем, связанных со школой, он наиболее бессилен?

 

И еще... Какие три основных вывода из всех вышеприведенных ответов Вы можете сделать теперь уже со своей собственной точки зрения?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН







Date: 2016-05-13; view: 775; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.027 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию