Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Структура формирующего блока программы
Профориентированного тренинга
Содержание и логика профориентированного тренинга
КОМПОНЕНТ НАПРАВЛЕННОСТИ
| Упражнения на
ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
(тренинг личностного роста)
| Упражнения на
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
(тренинг профессиональных навыков)
| Диагностика:
«Поведенческие реакции на жизненные ситуации». Цель: изучить и стимулировать размышления о собств. поведении.
«Эмиграция» - 1 Вар. (В.Ю.Бабайцева). Цель: помочь осознать свою личностную направленность.
| Диагностика:
«Профессионально-значимые поведенческие реакции». Цель: изучить и стимулировать размышления о поведении пед.проф.
«Эмиграция» - 2 Вар. (В.Ю.Бабайцева). Цель: помочь осознать свои профессиональную направленность.
| Развитие:
Упр 1. «Ключи» (К.Фопель). Цель: развитие символического мышления, проработка и расставание с ненужными представлениями, иллюзиями, ненужными отношениями, обнаружение и «принятие» новых перспектив.
Упр 2. «Человек – однодневка» (Г.Н.Абрамова). Цель: расширение временной перспективы.
Упр 3. «Пространство жизни» (А.А.Кроник). Цель: тренировка навыков долговременного планирования, формирование навыков биографического мышления, тренинг «чувства реальности».
Упр 4. «Скрытая зона» (Л.Б.Шнейдер).
Цель: тренировка навыков активного, эмпатийного слушания и осмысления услышанного.
Упр 5. «Идентификация с ролью другого человека». Е.Фалунина Цель: развитие у студентов способности поставить себя на место другого.
| Развитие:
Упр 1. «Учитель в системе образования» (Е.А.Климов). Цель: осмыслить свое восприятие педагогической деятельности, свое отношение к ней в целом.
Упр 2. «Тратим деньги на Дело» (И.Вачков).
Цель: дать возможность группе помечтать о реализации профессиональных целей без финансовых ограничений.
Упр 3. «Что главное в работе» (И.Вачков).
Цель: убедить участников, что совершенно необходимо быть внимательным при изучении факторов работы.
Упр 4. «Ловушки - капканчики» (Н.С.Пряжников). Цель: повышение уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.
Упр 5. «Интервью» (Н.С.Пряжников).
Цель: активизировать и актуализировать знания направлений практической психологии, педагогических стилей общения, трансакций.
| Упр 6. «Каждый имеет право на место под солнцем». Цель: практика активного слушания и установления обратной связи (психологического контакта).
Упр 7. «Друг для друга» (В.Ю.Бабайцева).
Цель: осознание своей нужности и степени полезности для других людей (где, чем и в какой степени).
Упр 8. «Пять предложений» (К.Фопель – К.Мауэ). Цель: развитие новых взглядов друг на друга, формирование лучшего взаимопонимания.
Упр 9. «Признание заслуг» (К.Фопель).
Цель: приобретение навыка в признании своих заслуг в достижении какого-то результата, умения принимать причитающееся ему признание и приобретение опыта в признании заслуг другого.
Упр 10. «Фантазии о жизненном пути и имени» (Т.Бэнет). Цель: представить фазы роста и развития, пройденные в течение жизни
| Упр 6. «Мы и они» (В.Ю.Бабайцева).
Цель: научить направлять энергию борьбы противоположных группировок по иному руслу, практиковать осмысление своих профессиональных интересов и позиций во взаимодействии, стремиться к пониманию других.
Упр 7. «Поучительные истории» (К.Фопель).
Цель: умение понимать другого человека и раскрывать возможности собеседника.
Упр 8. «Собственный девиз профессионального развития». Цель: выявление и осознание собственной жизненной и профессиональной позиции.
Упр 9. «А любовь ли это?». Цель: определить мотивы родительского поведения по отношению к своим детям.
Упр 10. «Няня для королевских дочерей». Е.Фалунина
Цель: осознать стили родител.воспитан.
| Упражнения на
ВЗАИМОСВЯЗЬ
ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
(тренинг развития профессионально-важных личностных качеств)
Упр 1. «Анонимное признание» (письмо о себе и о соседе слева). Е.Фалунина.
Цель: осознание и представление окружающим своих интересов, способностей, склонностей, ценностных ориентаций, личностных смыслов и т.п
Упр 2. «Мозговой штурм». Е.Фалунина.
Цель: научиться не боясь высказывать свое мнение и принимать мнения (предложения) другого; активно участвовать в групповом диалоге при принятии коллективного решения.
Упр 3. «Наставники» (К.Фопель).
Цель: осознание различных аспектов своей личной истории восхождения к знаниям.
|
РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ
| Упражнения на
ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
(тренинг личностного роста)
| Упражнения на
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
(тренинг профессиональных навыков)
| Диагностика:
«Анализ личностных позиций»
Цель: выявить, какие позиции можно улучшить.
| Диагностика:
«Анализ профессиональных позиций»
Цель: выявить, какие позиции можно улучшить.
|
Упр 1. «События жизни» (А.А.Кроник, Р.А.Ахметов). Цель: осознание значимых событий своей жизни.
Упр 2. «Поток ассоциаций» (А.Ф.Бондаренко). Цель: развитие целостного понимания своей теоретической (личностной) приверженности.
Упр 3. «Ты - мне, я – тебе». Цель: призвать участников помогать другим членам команды, когда это необходимо.
Упр 4. «Первое впечатление». Цель: развитие рецептивных навыков.
Упр 5. «Метафорический портрет» (Е.В.Сидоренко). Цель: развитие метафоричности в мышлении и ее вербального выражения.
Упр 6. «Принудительное слушание». Цель: развитие навыков эмпатийного слушания.
Упр 7. «Рефлексивное слушание». Цель: развитие навыков активного слушания.
Упр 8. «Письмо историческому персонажу» (К.Фопель). Цель: формулирование своих взглядов на жизнь, выражение своих ценностей и установок.
|
Упр 1. «Процесс обучения» (К.Фопель). Цель: проанализировать процесс получения знаний, умений, упорядочить собственные мысли, помогая себе двигаться в саморазвитии.
Упр 2. «Гостиница». Цель: рефлексия образа профессионального педагога-психолога.
Упр 3. «Жизненный и профессиональный кодекс практического психолога (С.Ю.Смагина). Цель: рефлексия и вербализация жизненных и профессиональных ценностей и принципов.
Упр 4. «Повышение профессионализма». Цель: самоанализ уровня профессионализма и формирование установки на саморазвитие.
Упр 5. «Плохой психолог» (В.Ю.Бабайцева). Цель: осознание своих недостатков в профессиональном становлении, в поступках, без перевода их на личности, умение корректно выдавать и воспринимать критику.
Упр 6. «Требуется психолог» (И.Вачков). Цель: рефлексия профессиональных требований к кандидату в психологи и соответствие их личностным ожиданиям и готовности, осмысление процесса поиска вакансий.
| Упр 9. «Идентификация – какой я» (Дж.Шервуд). Цель: дать возможность участникам узнать что-то о себе, поощрить самораскрытие и обратные связи в группе, усилить удовольствие от групповой активности с помощью перемещений.
Упр 10. «Уровень счастья» (Дж.Рейнуотер). Цель: развитие временной перспективы.
Упр 12. «Отождествление с объектом» (Е.В.Сидоренко). Цель: работа с проекциями, соприкосновение со своим и чужим миром.
Упр 13. «Головные повязки» (Е.В.Сидоренко). Цель: осознание реального взаимодействия, тренировка навыков рефлексии происходящего.
Упр 14. «Декларация самоценности» (В.Сатир). Цель: формирование позитивного образа «Я», повышение самооценки.
Упр 15. «Другой Ты» (Э. Рейли).
| Упр 7. «Ретроспекция» (Е.А.Климов). Цель: ориентация во внешнем и внутреннем мире себя и другого.
Упр 8. «Раньше – сейчас – потом» (Г.Бардиер, И.Ромазан, Т.Чередникова). Цель: развитие временной профессиональной перспективы.
Упр 9. «Мой профессиональный портрет в лучах солнца» (А.М.Прихожан). Цель: рефлексия своих профессиональных способностей, возможностей, интересов; настройка на процесс самоуважения.
Упр 10. «Профессиональный портрет». Цель: развитие представлений о будущем, формирование позитивного образа Я и профессионального будущего.
Упр 11. «Психологический гимн» (С.Ю.Смагина). Цель: посредством гимна попытаться высказаться и понять себя.
Упр 12. «Педагогическая мастерская» (индивидуальное и групповое творчество – создание педагогической открытки).
| Упражнения на
ВЗАИМОСВЯЗЬ
ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
РЕФЛЕКСИИ
(тренинг развития профессионально-важных личностных качеств)
Упр 1. «Верю – не верю». Е.Фалунина.
Цель: уметь признаться в своем недостойном поступке или поведении; получить оценку данного признания группой.
Упр 2. «Образ Я – глазами разных людей» Е.Фалунина.
Цель: выделить себя из ситуации, встать на место другого, посмотреть на себя со стороны.
Упр 3. «Корреспондент» (В.Харькин, А.Гройсман).
Цель: рефлексия составляющих профессионального образа психолога, освоение «естественного» стиля профессионального поведения.
Упр 4. «Я и мое Имя».
Цель: уметь представиться так, чтобы другие смогли запомнить, ориентируясь на основные модальности восприятия.
| ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА (КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ)
| Упражнения на
ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
(тренинг личностного роста)
| Упражнения на
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
(тренинг профессиональных навыков)
| Диагностика:
Упр. «Анализ своих интеллектуальных способностей».
Цель: отрефлексировать развитость познавательных психических процессов и наметить план развития некоторых сторон познавательной психической активности.
| Диагностика:
Упр. «Самоанализ способностей к учебной деятельности в овладении педагогической профессией». Цель: изучить возможные проблемы индивидуального процесса обучения в вузе; выявить причины возможных или существующих учебных проблем; определить возможные пути повышения уровня личной успеваемости (успеха в учебной деятельности).
| Развитие:
Упр 1. «Ключи» (К.Фопель). Цель: развитие символического мышления, проработка и расставание с ненужными представлениями, иллюзиями, ненужными отношениями, обнаружение и «принятие» новых перспектив.
Упр 2. «Реклама психологических услуг (И.Вачков). Цель: подчеркнуть возможности современного образования, его лучшие стороны.
Упр 3. «Мнемотехники запоминания». Цель: освоить с помощью мнемотехнических упражнений различные технологии запоминания различной информации; научиться структурировать и систематизировать получаемую информацию.
Упр 4. «Мнемотехники забывания». Е.Фалунина. Цель: освоить психотехники, помогающие избавиться от ненужной информации, и др.
Упр 5. «Удачный момент» (С.Чижова). Цель: развитие способности проанализировать и почувствовать «переломную точку» в общении.
| Развитие:
Упр 1. «Профессиональные стереотипы» (Л.В.Тарабакина). Цель: выявление профессиональных стереотипов и работа с ними.
Упр 2. «Кинорежиссеры» (В.Ю.Бабайцева). Цель: помочь «со стороны» посмотреть на профессию педагога (психолога), обсудить, оценить необхдимость многих качеств личности в профессиональном плане.
Упр 3. «Кадровая справка» (С.Чижова). Цель: развитие навыка саморекламы при устройстве на работу.
Упр 4. «Старосту курса больше не слушают». Цель: уметь анализировать социальные ситуации, решать педагогические задачи.
Упр 5. «Письменная жалоба». Е.Фалунина. Цель: развитие способностей «третейского судьи», навык работы с конфликтной ситуацией.
Упр 6. «Субботник». Цель: умение использовать технологии выхода из конфликтных ситуаций.
Упр 7. «Кто уберет». Цель: отработка техники убеждения.
Упр 8. «Молодой специалист». Е.Фалунина. Цель: развитие элементов активного слушания.
| Упр 6. «Увольнение» (Л.Б.Шнейдер). Цель: научиться анализировать проблемные ситуации и находить приемлемый выход из положения»
Упр 7. «Надоело» (Л.Б.Шнейдер). Цель: выявить лучшие варианты выхода из конфликтной ситуации – задания на активное слушание (уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника).
Упр 8. «Лестница» (М.Спаркс). Цель: развитие логического мышления, активация внутренних ресурсов».
Упр 9. «Придумай (или продолжи) историю». Е.Фалунина. Цель: развитие процесса воображения, выход на уровень творческого самовыражения
| Упр 9. «Каждый имеет право на место под солнцем». Цель: ориентироваться в профессиональных ситуациях, определять проблему, решать профессиональную задачу.
Упр 10. Слабый ученик». Е.Фалунина. Цель: рассматривать возможные решения педагогической задачи.
Упр 11. «Помогите». Е.Фалунина. Цель: умение анализировать проблемную ситуацию, намечать план решения проблемы.
Упр 12. «Вредные клиенты». Цель: умение пользоваться методами антиманипуляции.
Упр 13. «Сглаживание оскорбления». Цель: умение ориентироваться в профессиональных ситуациях, анализировать причины и мотивы поведения людей.
| Упражнения на
ВЗАИМОСВЯЗЬ
ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
(тренинг развития профессионально-важных личностных качеств)
Упр 1. «Сюрприз» Е.Фалунина.
Цель: овладеть техникой «Эмоционального возмещения».
Упр 2. «Звездный час» (Н.С.Пряжников).
Цель: структурировать в своем сознании профессиональные цели, отношения, положительные чувства.
Упр 3. «Развитие внимательности». Е.Фалунина.
Цель: расширить индивидуальные характеристики процесса внимания.
Упр 4. «На курсы усовершенствования».
Цель: развитие способности убеждения, умение обосновывать выбор и доводить до слушателя.
Упр 5. «Беседа с родителем».
Цель: развивать психолого-педагогическую наблюдательность и реализацию индивидуального подхода.
| | | | | ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА (АФФЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ)
| Упражнения на
ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
(тренинг личностного роста)
| Упражнения на
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
(тренинг профессиональных навыков)
| Диагностика:
Упр. «Рисование агрессии». Цель: определить уровень агрессивности группы; отрефлексировать уровень индивидуальной неосознаваемой агрессивности.
Упр. «Анализ своих психических состояний» Цель: выявить сильные и слабые стороны эмоционально-чувственной сферы личности.
| Диагностика:
Упр. «Машины». Цель: выявить наличие и уровень развития эмпатии и толерантности, как профессионально-значимых эмоциональных проявлений. Упр. «Анализ профессионально значимых эмоций». Цель: выявить сильные и слабые стороны эмоционального компонента, чувственной сферы к педагогической деятельности.
| Развитие:
Упр 1. «Аутотренинг» (Е.В.Фалунина). Цель: научиться управлять своим психическим состоянием, активизировать внутренние энергетические резервы организма.
Упр 2. «Музотерапия» Е.Фалунина
Цель: овладение релаксационными техниками для нормализации своего психического состояния.
Упр 3. «Изотерапия» Е.Фалунина.
Цель: овладение техниками снятия психического напряжения, выражения негативных эмоциональных состояний.
Упр 4. «Что я хочу изменить» (К.Фопель).
Цель: выражение участниками группы цели своей жизни, своих эмоциональных переживаний в стиле театрализаонных импровизаций.
Упр 5. «Шерлок Холмс» (Е.В.Сидоренко).
Цель: отпустить, разблокировать нечто в себе и осознать свое знание, свое понимание другого человека.
Упр 6. «Желания».
Цель: вербализация неосознаваемых желаний.
| Развитие:
Упр 1. «Поддержка» (В.Ю.Бабайцева, Е.В.Фалунина).
Цель: развитие тактильной сензитивности, выдача невербальных поглаживаний.
Упр 2. «Лекция» (Е.В.Фалунина).
Цель: тренировка профессиональных умений, развитие навыков работы с аудиторией.
Упр 3. «Идентификация с ролью клиента». Цель: развитие у студентов способности поставить себя на место другого.
Упр 4. «Открытая коммуникация» (Е.В.Фалунина).
Цель: развитие коммуникативных умений.
Упр 5. «Наблюдение» (Е.В.Сидоренко).
Цель: развитие наблюдательности.
Упр 6. «Равновесие» (Л.А.Пергаменщик). Цель: осознание способности к внутреннему равновесию.
Упр 7. «Магнит» (В.Ю.Большаков).
Цель: снятие эмоциональных барьеров, сплочение группы.
Упр 8. «Горы и альпинисты» (В.Ю.Большаков).
Цель: устранение эмоциональных барьеров.
| Упр 7. «Отрицание отрицания».
Цель: умение выразить свои отрицательные эмоции в форме социально-приемлемой и получить положительную обратную связь (результат).
Упр 8. «Тренинг толерантности».
Цель: умение владеть своим эмоциональным содержанием, развивать терпение и терпимость как личностную характеристику.
Упр 9. «Приглашаю в гости» (свободный стул) Е.Фалунина.
Цель: развитие навыков перцептивного общения.
| Упр 9. «Бегущие огни» (В.Ю.Большаков). Цель: активизация участников, тренировка внимания.
Упр 10. «Снятие напряжения в 12 точках». Цель: снятие напряжения во всех основных точках тела.
Упр 11. «Поменяться местами». Е.Фалунина Цель: научиться обозначать цель, стремиться к ней, при этом не навредить рядом идущим.
Упр 12. «Зеркало».
Цель: обретение навыка «подстройки».
Упр 13. «Змейка (движение со свечей – Е.Фалунина)».
Цель: обретение внутреннего равновесия, эмоциональной стабильности, спокойствия, уверенности.
Упр 14. «Гость и хозяин». (Е.Фалунина). Цель: развитие наблюдательности, внимания, ощущение единства группы, ее целостности.
| Упражнения на
ВЗАИМОСВЯЗЬ
ЛИЧНОСТНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
(тренинг развития профессионально-важных личностных качеств)
Упр 1. «Лекторская практика» модель Е.Фалуниной (сыграть и узнать «пожилую учительницу», «милиционера», «диктора телевидения», «няню», «актрису» (по пословицам).
Цель: умение владеть голосом, наполнять лекцию эмоциональным содержанием, зажигать интересом.
Упр 2. «Ручеек», «Ручеек волнами», «Лодочки», «Полонез» (музыкальный фольклоротренинг – Е.Фалунина).
Цель: ощущение целостности группы и индивидуальной значимости.
Упр 3. «Разведка» (Е.В.Фалунина).
Цель: выработка и закрепление навыков эмпатии.
Упр 4. «Одной цепью связанные».
Цель: продемонстрировать связь, которую обеспечивает психологическая общность, эмоционально положительно настроенная.
|
Date: 2016-05-13; view: 470; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|