Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Профессионального самоопределения
2.1 Профессиональная направленность (П.Н.)
Упражнение 1 Тратим деньги на дело (И.Вачков)
Цель: дать возможность группе помечтать о реализации профессиональных целей без финансовых ограничений. Ведущий сообщает группе, что какой-то неизвестный филантроп дал вам сумку, полную денег, для того чтобы участники могли потратить их на свое профессиональное развитие и реализацию профессиональных целей. В сумке находится 1000 000 рублей с запиской, что нет никаких ограничений, кроме одного – все деньги должны быть потрачены для достижения профессиональных целей (на Дело, на Себя, способного его осуществить, на Других, на кого это дело направлено). Другими словами, не должно быть никаких путешествий на Гавайи и других вещей подобного рода. Каждый участник пишет на листке свои желания, которые возможно осуществить при наличии такой суммы денег. Далее ведущий формирует группы по 3 человека и поручает им написать «Лист желаний» о необходимых расходах. Затем каждую группу просят огласить результаты. Вопросы для обсуждения: кто изменил свои собственные мысли после совещания со своей командой? Был ли групповой лист предложений лучше, чем индивидуальное желание? Почему? Если ваше предложение действительно очень важно, как можно убедить в этом остальных?
Упражнение 2 Что главное в работе
Цель: убедить участников, что совершенно необходимо быть внимательным при изучении факторов работы. Материалы: по копии бланка «Факторы работы» для каждого участника, ручки и карандаши. Каждый участник получает копии бланка «Факторы работы» и оценивает приведенные факторы по 12-ти балльной системе (1 – высшая оценка,12 – низшая). Результаты заносятся в первую колонку. Затем группа разбивается на подгруппы, обсуждает приведенные факторы и вырабатывает совместную оценку факторов работы психологов, которую заносят в следующую свободную колонку. Далее идет обмен мнениями между подгруппами. Бланк «Факторы работы специалиста (педагога; психолога)
Вопросы для обсуждения: насколько согласованными оказались мнения в оценке факторов работы? Что оказалось в наиболее важным в приведенном списке факторов Нужно ли учитывать данные факторы при принятии решении об устройстве на работу? Какая работа прошла лучше в качестве презентации: индивидуальная или групповая.
Упражнение 3 Ловушки - капканчики (Н.С.Пряжников)
Цель: повышение уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий. Каждый участник должен определить некоторые трудности на пути к профессиональной цели. Особое внимание обращается на то, что трудности могут быть как внешними, так и внутренними, заключенными в самом человеке. Выделяя такие трудности, каждый обязательно должен подумать и о том, как преодолеть их. После этого каждый по очереди называет по одной трудности-ловушке, адресуя ее по циклическому принципу, участнику, сидящему через два человека от него. Тот должен будет сказать, как можно было бы эту трудность преодолеть. Участник, назвавший данную трудность, также должен будет сказать, как можно было бы ее преодолеть с его точки зрения. Ведущий с помощью остальных участников определяет, чей вариант преодоления трудности оказался более оптимальным, интересным и реалистичным. Вопросы для обсуждения: какие трудности уже встречались на профессиональном пути? Как они преодолевались? Как их можно было бы преодолеть по-другому? Обмен опытом, анализ ситуаций.
2.2 Профессиональная рефлексия (П.Р.)
Упражнение 1 «Корреспондент» (В.Хорькин, А.Гройсман)
Цель: рефлексия составляющих профессионального образа педагога (психолога), освоение «естественного» стиля профессионального поведения. Участники работают в парах. Один задает вопросы, другой отвечает: один ответ 0 обычного студента, другой – «педагога» (психолога). Примеры вопросов: - Почему люди лгут? - Зачем люди нужны друг другу? - Если человек плачет, можно ли ему верить? - Я боюсь некоторых вещей. Всем ли людям свойственно бояться? - Что такое любовь, кто знает? - Если ничего не хочется, что делать? - Меня часто обижают, а я не умею защищаться. Как быть? Вопросы для обсуждения: что отличает «обычного человека» от педагога (психолога)? Какие свои установки проявились и общении? Обнаружились ли профессиональные стереотипы и деформации в коммуникации?
Упражнение 2 Гостиница
Цель: рефлексия образа профессионального педагога (психолога). В гостинице есть три свободных номера. Администратору дано указание поселить в них педагогов и психологов. Однако информация, которой он владеет, нечеткая: он не знает ни пола, ни возраста, ни конкретной специальности психологов, ни целей их приезда. Возле своего окошка он поместил табличку: «Места только для психологов». Вместе с тем он обнаружил, что сегодня в гостиницу большой наплыв приезжих, а мест нет, он вынужден отказывать. Администратору известно, что люди, желающие выдать себя за психологов (педагогов). Ему нужно быть начеку. Один человек из группы выбирается администратором. Другие выступают в роли приезжих (среди них три настоящих психолога, они втайне назначены ведущими). Видя табличку, все начинают выдавать себя за психологов. Администратор должен на свое усмотрение поселить трех человек. Обсуждение с видеопросмотром: группа анализирует, что было ключевым в оценивании человека как педагога (или психолога). Какие признаки способствовали этому? Кто был наиболее убедительным, исполняя роль психолога? На что ориентировались педагоги (психологи), воплощая этот образ?
Упражнение 3 Профессиональный и жизненный кодекс педагога-психолога (С.Ю.Смагина)
Цель: рефлексия и вербализация жизненных и профессиональных ценностей и принципов. Согласные и гласные русского алфавита (кроме Ё, Й, Ъ, Ы, Ь, Ю, Щ) делятся между участниками группы. Задача участников – сформулировать несколько значимых лично для них и для мира в целом жизненных или профессиональных правил, которые начинались бы на те буквы алфавита, которые им достались. В завершении встречи группе предлагается организовать совместное прочтение правил. Соблюдая порядок букв русского алфавита, участники тренинга зачитывают сформулированные или законы. Так получается единый жизненный и профессиональный кодекс практического психолога.
Упражнение 4 «Повышение профессионализма»
Цель: самоанализ уровня профессионализма и формирование установки на его развитие. Ведущий расспрашивает участников: какого уровня профессионализма они достигли в ходе профессиональной подготовки? Сторонники каждого уровня подсчитываются по поднятым рукам. Результаты фиксируются в виде следующей схемы:
Вопросы для обсуждения: удовлетворены ли вы уровнем своего профессионализма? Считаете ли его достаточным? Должны ли ваши клиенты быть удовлетворены этим уровнем профессионализма? Каковы главные помехи на пути повышения профессионализма? Что мы можем предпринять для повышения профессионализма и качества психолого-педагогических услуг? Обсудите с участниками группы, какие качества повышения профессионализма они используют. Знакомы ли эти средства всем участникам? Сформируйте небольшие группы для мозгового штурма по выявлению путей повышения профессионализма и повышения качества предлагаемых психологических услуг.
Упражнение 5 Кинорежиссеры (В.Ю.Бабайцева)
Цель: помочь «со стороны» посмотреть на профессию психолога и педагога, оценить необходимость многих качеств личности в профессиональном плане. Участники разбиваются на несколько подгрупп, каждая из которых представляет собой кинорежиссеров какой-либо киностудии. Перед каждой киностудией ставится задача подобрать актеров для съемки фильма о школе. Главные действующие лица фильма: учитель, работающий в этой школе, молодой психолог, молодой педагог, начинающий свою работу в школе, пожарник, проверяющий состояние противопожарной безопасности данного учебного заведения. Кинорежиссерам предлагается определить: а) качества, необходимые для создания данных образов; б) качества, нежелательные для данных образов. Для облегчения работы командам кинорежиссеров предлагаются списки качеств, которые при необходимости можно дополнить. Списки требуемых и нежелательных качеств ведущим составляются заранее. Например: - требуемые качества: решительность, непоседливость, доброжелательный взгляд, уверенность в себе, мечтательность, изысканный взгляд, уверенность в себе, мечтательность, изысканный взгляд, уверенность в себе, мечтательность, изысканные манеры, усталый вид, спокойствие, стойкий голос, человек, у которого можно многому научиться, признает, что порой недостаточно ясно выражается, доброжелательность, ответственность, юмор, толерантность и т.д.; - нежелательные качества: упрямый вид, смешливость, экстравагантная прическа, говорливость, сонливый вид, тревожные, бегающие глаза, невнятная речь, оттопыренные уши, вялость, думает, что он все знает, утверждает, что его неправильно понимают, категоричность, демонстративность и т.д. Кинорежиссерам предлагается, опираясь на первый список, выбрать 3-5 качеств, без которых не могут обойтись главные действующие лица, и, опираясь на второй список, выбрать такое же количество качеств, которые ни в коем случае не должны присутствовать в данных образах. Обсуждение: анализируется, почему участники выбрали именно эти качества, чем отличаются друг от друга образы главных героев? Какие из этих качеств обнаруживаются у себя?
Упражнение 6 Плохой психолог (В.Ю.Бабайцева)
Цель: осознание своих недостатков в профессиональном становлении, в поступках, без перевода их на личность, умение корректно выдавать и воспринимать критику. Из числа участников выбирается студент на роль «плохого психолога» (в зависимости от группы и ситуации им может стать тот, кто действительно чувствует себя плохим психологом, либо, наоборот, тот, кто является успешным студентом и способен выдержать эту интервенцию). Остальные развиваются на две группы, примерно равные по количеству. Задача группы «обвинителей» - выделить негативную черту «плохого психолога», «плохого педагога» и описать ее проявления. Просто «оценочные» высказывания, без описания ситуации проявления этой черты, не опускаются. Функции «защитников» - найти объяснения проявлению этой черты и дать другую, позитивную характеристику «плохому психологу (педагогу)». Высказывания говорятся в лицо «плохому психологу (педагогу), он должен видеть, кто говорит. Затем слово дается герою. Он сам высказывается по поводу услышанного, выражая свое эмоциональное отношение к ситуации, сам отвечает на обвинения. Описывает себя как «хорошего» психолога (педагога). Обсуждение: умение осознавать свои слабости и недостатки, умение «держать удар».
Упражнение 7 Требуется психолог (И.Вачков)
Цель: рефлексия профессиональных требований к кандидату в психологи и соответствие их личностным ожиданиям и готовности, осмысление процесса поиска вакансий. Ведущий объявляет, что он становится редактором газеты бесплатных объявлений. Каждый из участников может поместить в газету объявление о приглашении на работу психолога. В объявлении не ограничивается количество слов или размер букв. Принимается любая форма. Можно изложить весь список требований к кандидату в психологи (педагоги), весь набор качеств, которыми он должен обладать, можно нарисовать его портрет. Можно рассказать о себе, своем деле, фирме или организации. Следует только помнить, что объявлений о приглашении на работу будет много и каждому участнику надо позаботиться, чтобы именно его привлекло внимание. Время на подготовку – 10 мин3т. Спустя отведенное время ведущий предлагает развесить листы на стенах. Пописывать их не нужно. Участники группы молча читают объявления. Каждый имеет правело нарисовать кружок на том объявлении, которое привлекло его внимание, и он готов связаться с его подателем. Затем листы с объявлениями снимаются. Каждый может присмотреть, отозвались ли на его приглашение и подсчитать количество кружков на листах. Ведущий предлагает каждому по кругу назвать одну цифру – количество доставшихся выборов. Вопросы для обсуждения: чем характеризуется объявление, набравшее наибольшее число заинтересованных ответов? Что помешало откликнуться на другие объявления? Какие требования чаще всего выдвигались к кандидату в психологи (педагоги)? Какие требования нанимателя легче всего удовлетворить? Какие требования удовлетворить труднее? Чем легче всего заинтересовать человека? Обнаружились ли «секреты» помещения объявлений о вакансиях, обеспечивающих отклики нужной категории кандидатов?
Упражнение 8 Князь (С.Чижова)
Цель: развитие способности почувствовать «удачный момент». Строится упражнение на материале древней китайской традиции выбора князя. Традиция гласит: кандидату в князья старейшинами рода делалось предложение занять этот пост. Желая получить княжеский титул, кандидат как воспитанный человек отказывается. Отвечая, что считает себя недостойным высокого поста. Через некоторое время старейшины снова направлялись к этому кандидату и снова делали предложение. Но уважающий себя кандидат снова отказывался. Ему снова делали предложение. И так далее. После любого отказа старейшины могли больше не прийти, а сделать предложение другому лицу. Кроме того, старейшины иногда делали предложения именно в расчете на отказ, чтобы выбрать другого. Обе стороны рисковали. Кандидат, отказавшись в очередной раз, рисковал не дождаться следующего предложения, а старейшины, имеющие в виду другого претендента, рисковали получить согласие. Эта ситуация заложена в основу упражнения. Играют одновременно все слушатели, разбиваясь на пары. Один слушатель берет роль работодателя, другой – кандидата в педагоги (психологи). После первого проигрыша они меняются ролями. При проведении игры используются монеты. Делая предложение, работодатель кладет перед кандидатом на работу монету, сопровождая этот жест различными вежливыми словами. Вежливо отказываясь, кандидат в ответ кладет рядом с первой еще одну монету. Повторное предложение работодатель сопровождает еще одной монетой. Отказ – еще одна монета. Так растет небольшая гора монет, величина которой определяется пределом возможного риска с обеих сторон. Если работодатель решит, что достаточно предлагать, но со словами: «Ну, что ж поделаешь, придется обратиться к другому кандидату!» - забирает все монеты. Если же кандидат решит, что достаточно демонстрировать воспитанность, он со словами: «Ну, что поделаешь, видно, придется согласиться!» - забирает горку монет себе Далее следует пересадка, и те, кто играли роль старейшины, становятся кандидатами в психологи, и наоборот. Возможна модификация: когда психолог предлагает себя работодателю и перечисляет свои профессиональные достоинства, работодатель решает, подходит или нет ему этот кандидат. Процедура действий меняется. Задача участников – набрать как можно больше монет, которые в начале игры были выданы всем в одинаковом количестве. При проявлении нетерпеливости выигрыш будет небольшой. При проявлении выдержки выигрыш будет богатый, а риск большой. Обсуждение: поделиться впечатлениями, сделать анализ ситуаций, своих и чужих ролей.
Упражнение 9 Кто я?
Цель: анализ собственной профессиональной позиции, выявление определенности своего образа Я, его рефлексия. Ведущий предлагает участникам составить перечень ответов на вопрос: «Кто я?». Затем он раздает участникам лист со схемой: Гуманность Инициатива
Каждая клеточка этой схемы заполняется участниками собственными примерами самоописаний (ответами на вопрос: «Кто я»?), располагать их надо в соответствии с тем, тяготеют они больше к «вертикали» или «горизонтали» Вопросы для обсуждения: в каком квадранте оказалось больше самоописаний? Где оказалось большинство участников группы? Каким образом можно при наличии тех же самохарактеристик но при придании им другого смысла осуществить переход из одной клетки в другую? От каких самохарактеристик участникам захотелось отказаться совсем? (Их можно вычеркнуть). Что дает знание своих личностных особенностей для профессионального и жизненного самоопределения?
Упражнение 7 Ретроспекция (Е.А.Климов)
Цель: реориентация во внешнем и внутреннем мире себя и другого. Работа проводится в парах. Каждый участник составляет программу беседы с партнером, чтобы выявить, какие обстоятельства во внешнем и внутреннем мире каждого участника тренинга привели его к выбору данного профессионального пути и соответствующему образу, проекту своего будущего в целом. Затем в паре меняются ролями. Беседа может предусматривать до десяти вопросов. ПО материалам беседы каждый участник воспроизводит группе, как он его понял, рассказ обоснованности (рациональной, моральной) или случайности выбора профессии, о тех обстоятельствах, которые оказали наибольшее влияние на выбор данной профессии партнером. Другой вариант. Представление группе. Каждый участник должен взять интервью у другого участника. Оно должно состоять из пяти нетрадиционных вопросов. Некоторые примеры подобных вопросов приведены ниже, но можно придумывать и собственные вопросы. Задав свои вопросы, участники должны поменяться ролями с партнером. После этого им будет необходимо представить друг друга группе. Примеры вопросов: - Какое ваше любимое дело? - Как вы сейчас себя чувствуете? - Кому вы больше всего доверяете? - О чем вы чаще всего мечтаете? - Когда вы хотите побыть один? - Что вы называете экзотичным? - Как вы определяете дружбу? - Когда вы чувствуете особое расположение к другому человеку? - Какие ценности для вас являются наиболее значимыми? - Когда вы чувствуете себя наиболее комфортно? - Что вы ожидаете от меня? - Как вы справляетесь со злобой? - В каких обстоятельствах вы говорите неправду? - Что вам трудно делать? - Какова ваша любимая штука или анекдот? - Когда вы чувствуете себя некомфортно? Вопросы для обсуждения: насколько партнер сумел понять другого? Какие чувства вызвал услышанный рассказ? Легко ли было говорить о другом? Насколько хорошо сам понимаешь свой выбор? Что нового узнал о себе, выполняя это упражнение, можешь что-то посоветовать другому о вариантах выбора будущей деятельности в рамках внутрипрофессионального разделения труда? 2.3 Когнитивная сфера (интеллект в сфере профессионального самоопределения)
Упражнение 1 «Профессиональные стереотипы» (Л.В. Тарабакина)
Цель: выявление профессиональных стереотипов и работа с ними. Предполагая, что стереотип – это уверенность в том, что люди обладают некоторыми схожими качествами, участникам предлагается на листочках дать описание: студента; русского человека; психолога; педагога (учителя, воспитателя, преподавателя); бедняка; девушки; юноши; артиста; алкоголика; наркомана; банкира; чиновника; художника и т.п. Далее по очереди каждый участник зачитывает свои описания. Всевозможные повторения в описаниях – подчеркиваются (выделяются) и затем подсчитываются для анализа общих стереотипов. Вопросы для обсуждения: есть ли одинаковые стереотипы? Если нет, то почему? Если да, то почему? Как влияют стереотипы на того, кто верит в них? На других людей?
Продолжение. Каждого участника просят подчеркнуть те качества из написанных на листочке, (про студента, русского, бедняка, девушки и пр.), которые, на его взгляд, соответствуют лично ему. Ведущий собирает неподписанные листки и зачитывает подчеркнутые свойства. Задание: угадать, кто автор. Вопросы для обсуждения: легко ли угадать, определить (и\или понять) человека, если он описан (представлен) через призму стереотипа? Почему? Какие чувства вызывало прочтение «своей характеристики»? Увидели ли вы образ себя за этим текстом?
Упражнение 2 «Реклама психологических услуг» (И.Вачков)
Цель: подчеркнуть возможности практической психологии, ее лучшие стороны, заинтересовать своими услугами предполагаемых клиентов и заказчиков. Ведущий предлагает группе создать рекламный ролик для психологических услуг. Для этого участники делятся на 3-4 группы. При подготовке рекламного ролика нужно соблюдать одно условие: нельзя называть и напрямую предлагать психологические услуги, необходимо представить предлагаемее психологические услуги в качестве какого-то товара. (То же и с педагогическими услугами). При этом в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. Время на подготовку – до 10 минут. Вопросы для обсуждения: кому адресована ваша реклама? Какой подгруппе удалось наиболее доходчиво и убедительно разрекламировать возможности и достоинства практической психологии и педагогики? Что наиболее понравилось?
Упражнение 3 Кадровая справка (С.Чижова)
В настоящее время многие кадровые центры и новые фирмы создают свои банки кадровых данных. В этих целях средствами рекламы собирается необходимая информация. Каждый специалист должен уметь подготовить себе кадровую справку, заполнить существующие кадровые документы. В связи с этим, участникам тренинга предлагается составить о себе информацию в «банк данных» кадрового центра. Обсуждение: результаты данного упражнению будут обсуждать эксперты: глава фирмы и адвокат. Они выберут трех претендентов и проаргументируют свой выбор. Затем к обсуждению привлекаются все участники. По окончании обсуждения тренер дает следующие рекомендации по составлению данных о себе. Кадровая справка должна дать представление о возможностях претендента, образовании, предшествующих занятиях, профессиональной подготовке, опыте работы и личностных качествах. При этом она должна быть краткой и занимать не более одной страницы. Цель такой справки – добиться положительного отклика от потенциального работодателя. Написать сопроводительное письмо, пожалуй, сложнее: оно должно быть убедительным, профессионально выдержанным и интересным. В идеале оно должно поставить вас выше всех прочих претендентов на должность и особняком от них. Для разных организаций нужно писать и печатать отдельное послание с учетом их специфики. Письмо содержит описание должности, на которую вы претендуете, пробуждает интерес, дает представление о вашей квалификации и сообщает, как с вами можно связаться. В адресе надо написать не только титул должностного лица, но и его фамилию. Отправив письмо, через некоторое время можно позвонить.
Упражнение 4 Князь (С.Чижова)
Цель: развитие способности почувствовать «удачный момент». Строится упражнение на материале древней китайской традиции выбора князя. Традиция гласит: кандидату в князья старейшинами рода делалось предложение занять этот пост. Желая получить княжеский титул, кандидат как воспитанный человек отказывается. Отвечая, что считает себя недостойным высокого поста. Через некоторое время старейшины снова направлялись к этому кандидату и снова делали предложение. Но уважающий себя кандидат снова отказывался. Ему снова делали предложение. И так далее. После любого отказа старейшины могли больше не прийти, а сделать предложение другому лицу. Кроме того, старейшины иногда уделали предложения именно в расчете на отказ, чтобы выбрать другого. Обе стороны рисковали. Кандидат, отказавшись в очередной раз, рисковал не дождаться следующего предложения, а старейшины, имеющие в виду другого претендента, рисковали получить согласие. Эта ситуация заложена в основу упражнения. Играют одновременно все слушатели, разбиваясь на пары. Один слушатель берет роль работодателя, другой – кандидата в психологи. После первого проигрыша они меняются ролями. При проведении игры используются монеты. Делая предложение, работодатель кладет перед кандидатом в психологи (вожатого, воспитателя) монету, сопровождая это жест различными вежливыми словами. Вежливо отказываясь, кандидат в ответ кладет рядом с первой еще одну монету. Повторное предложение работодатель сопровождает еще одной монетой. Отказ – еще одна монета. Так растет небольшая горка монет, величина которой определяется пределом возможного риска с обеих сторон. Если работодатель решит, что достаточно предлагать, он со словами: «Ну, что ж поделаешь, придется обратиться к другому кандидату!» - забирает все монеты. Если же кандидат решит, что достаточно демонстрировать воспитанность, оно со словам: «Ну, что поделаешь, видно, придется согласиться!» - забирает горку монет себе. Далее следует пересадка, и те кто играли роль старейшины, становятся кандидатами в психологи (педагоги), и наоборот. Возможна модификация: когда психолог (педагог) предлагает себя работодателю и перечисляет свои профессиональные достоинства, работодатель решает подходит или нет ему этот специалист или нет. Процедура действий не меняется. Задача участников – набрать как можно больше монет, которые в начале игры были выданы всем в одинаковом количестве. При проявлении нетерпеливости выигрыш будет небольшой. При проявлении выдержки выигрыш будет богатый, а риск большой. Обсуждение: участники делятся впечатлениями.
Упражнение 5 Семья психлогов (В.Квинн)
Цель: развитие анализа парадигмальной приверженности. Ведущий раздает участникам текст сценки, просит ее прочитать и определить, какой точки зрения придерживается каждое действующее лицо: бихевиористской, гештальтистской, психоаналитической, гуманистической, когнитивистской или эклектической. (При наличии времени сценку можно разыграть). Свое решение предлагается обосновать. Комната двухлетнего мальчика. Восемь часов вечера. Мальчик стоит около кроватки в окружении своих родственников: матери, отца, дедушки, дяди, тети… Все они – психологи. Мальчик Коля (плаксиво) (3 года): Не буду спать один. Буду спать с большими, в большой кроватке. Мне темно и страшно. Мать: Бедный мой Коля, он ведь даже не подозревает, почему ему страшно. Наверное, он еще в роддоме испугался чего-то темного и теперь ему всегда будет страшно оставаться одному в темноте. Когда-нибудь мне придется поработать с ним над его страхами и извлечь эту проблему из его бессознательного. Дядя: Да не трать ты времени попусту! Просто положи рядом с кроваткой пару печенюшек. Раз-другой поест в темноте печенья, глядишь, на третий – сам запросит, чтобы поскорее выключили свет. Тетя: О, дядя, вечно ты придаешь значение частностям. Скорее всего, мальчик пока ее очень слабо осознает, что такое темнота в отличие от не-темноты. А может быть, его глаза еще не вполне адаптировались к условиям неосвещенного помещения. Дедушка: Дайте мне поговорить с мальчиком, я хочу выяснить, что он сам думает по этому поводу. Отец: Я согласен, печенье – это не выход… Вот что, сынок, а скажи-ка мне, пожалуйста, какие это такие страшные вещи творятся в темноте? Мальчик: В темноте из шкафа вылезают страшные чудовища. Отец: Хочешь, я закрою дверь на ключ, и они не смогут оттуда вылезти: Мальчик: Да, хочу, хочу! Только еще попроси дядю принести мне печенья, тетю – посмотреть мои глазки, маму – сказать, как Коля был маленьким, а деду – про что я думаю. Обсуждение: участники приводят свои мнения и их обоснования по каждому персонажу: А) мать – Б) отец - В) дядя - Г) тетя - Д) дедушка - Е) мальчик -
Упражнение 6 Эмиграция (В.Ю.Бабайцева)
Цель: помочь осознать свои профессиональные ориентации и приверженности. Каждый участник получает возможность представить, что ему надлежит уехать из страны и из этого времени куда угодно (любая страна, любое время). В связи с этим необходимо подумать о том, куда бы он выехал, в какое время, почему? Если бы у него была там возможность профессионального роста, то у кого из известных педагогов, психологов он хотел бы поучиться, чему? А с кем их них он хотел бы работать? Участникам предлагается в течение пяти минут откровенно ответить на эти вопросы. Вопросы для обсуждения: довольны ли вы своим выбором? Почему?
Упражнение 7 В какой парадигме работает психолог?
Цель: тренировка навыков парадигмального приверженности психолога. Прочитайте приведенные низе описания и определите, примером какого метода индивидуальной психотерапии является каждое из них – психоанализа, клиент-центрированной психотерапии (гуманистической), гештальттерапии, экзистенциальной терапии, когнитивной терапии, рационально-эмотивной терапии или бихевиоральной психотерапии. 1. Психотерапевт комментирует каждое движение клиента – кладет ли тот ногу на ногу, складывает ли руки на груди, кусает ли губы или почесывает голову. 2. Клиент стесняется торговать. Психотерапевт дает ему задание на дом – он должен наняться на работу в местный торговый центр и продавать там изделия ручного труда. 3. Психотерапевт толкует сны клиента. Он должен попытаться расслабиться и вспомнить как можно больше. 4. Психотерапевт подробно рассматривает проблему жизненных ценностей клиента. Клиент пытается понять истинный смысл своей жизни. 5. Клиент пытается постепенно преодолеть страх перед полетом. На прошлой неделе психотерапевт взял его с собой в самолет. На следующей неделе клиент сам вырулит по взлетной полосе в том же самолете. После этого, как он надеется, страх перед полетом исчезнет у него навсегда. 6. На сеансе у психотерапевта клиент говорит больше психотерапевта, а он внимательно слушает. Кажется, что ему действительно небезразличны его чувства и переживания и что он понимает клиента. 7. Клиент уверен, его плохие оценки в колледже означают, что он никогда не преуспеет в бизнесе. Его психотерапевт говорит на это, что многие весьма удачливые бизнесмены тоже плохо учились.
Упражнение 8 Ассоциации по профессиональному проекту
Цель: развитие целостного понимания своей теоретической приверженности в психологии. Один участник выходит за дверь. Группа задумывает психолога, работающего в определенной теоретической парадигме (психоаналитик, гештальттерапевт, гуманистический психолог и т.п.), или психолога, специализирующегося на определенном профессиональном поприще (школьный психолог, клинический психолог и т.п.). Возвращаясь, психолог должен угадать, кто задуман: определить приверженность определенной парадигме и выяснить сферу практического приложения своих умений. Можно задавать любые вопросы, кроме прямых: А) это вопросы на выяснение ассоциаций. (Если это цветок, то какой? Если это музыка, то какая? И т.п.); Б) профессиональные вопросы (длительность встреч с клиентом, предмет взаимодействия, использует ли диагностические техники, каких принципов придерживается в работе и т.п.). Вопросы для обсуждения: что проще устанавливать – концептуальную приверженность или область реального приложения сил на практике?
2.4 Аффективная сфера (эмоции в сфере профессионального самоопределения)
Упражнение 1 «Поддержка»
Цель: развитие тактильной сензитивности, выдача невербальных поглаживаний. Один выйдет в центр круга, сядет на стул, положит руки ладонями вверх и закроет глаза. Все подходят к нему и кладут руки ему на ладони. Надо отгадать подошедшего. То же, но подходят сзади и обнимают сидящего.
Упражнение 2 Ситуации сочувствия (Р.Смид)
Цель: развитие сочувственного отношения к проблемам и бедам других людей. Далее предлагаются ситуации, в которых надо выразить сочувствие и оказать поддержку. Ситуация 1. Маша только что узнала, что ее мама и папа собираются развестись. Они сказали ей, что некоторое время она будет жить у тети Кати, пока все образуется. Маша плачет, рассказывая вам об этом. Вы можете выразить сочувствие Маше? Ситуация 2. Паше 8 лет. На день рождения папа подарил ему щенка. Паша гулял с ним каждый день, кормил, поил и играл с ним после школы. Паша очень привязался к своему новому другу и заботился о нем. Однажды Паша пришел из школы и обнаружил, что щенок прорыл дыру под забором и убежал. Мальчик был очень расстроен. Он искал его повсюду. Его мама помогла ему дозвониться в службу по отлову беспризорных животных, чтобы проверить, не попал ил он туда. Паша расклеил объявления о пропаже щенка, но никто не откликнулся. Когда Паша рассказывал вам об этом, он был очень-очень опечален. Можете ли вы посочувствовать Паше? Ситуация 3. Ребенок выходит во двор поиграть в футбол, но ему постоянно отказывают, говоря, что он еще мал. Ситуация 4. Тимур и Роза – брат и сестра. Их родители приехали из Казахстана несколько лет назад. Дети живут в большом городе и ходят в среднюю школу. Однажды они вернулись из школы и застали обоих родителей дома. Это было очень странно, потому что они оба работали. Родители сказали им, что их бабушка в Казахстане тяжело заболела и маме необходимо поехать туда на долгое время, чтобы ухаживать за ней. Роза и Тимур очень огорчены, что их мама уезжает так далеко и неизвестно, когда вернется. Можете ли вы им посочувствовать? Ситуация 5. Пете подарили велосипед на день рождения. Папа предупредил его, чтобы он не забывал каждый вечер ставить велосипед в гараж. Однажды вечером Петя заигрался с друзьями с соседней улицы и забыл про велосипед. На следующее утро он вспомнил о нем и побежал посмотреть, на месте ли он. Велосипеда не было! Петя рассказал вам об этом по дороге в школу. Можете ил вы придумать слова утешения для Пети? Вопросы для обсуждения: какие ситуации вызвали в вас больше сочувствия и почему? Вспомните ситуации из вашей жизни, когда вы искренне сочувствовали другому человеку, переживали за него (кто это был, и почему вы так реагировали?).
Упражнение 3 Открытая коммуникация (Г.Н. Сартан)
Цель: развитие коммуникативных умений. Группа делится на пары. На первом этапе одному участнику в паре разрешается задавать только открытые вопросы, дающие возможность партнеру ответить более полно. Другой участник пары отвечает на каждый вопрос с помощью раскрывающей его произвольной информации, т.е. информации о себе, которая выходит за рамки строгого ответа на вопрос. Через 5 минут меняются ролями, чтобы оба партнера могли поупражняться в постановке открытых вопросов, слушании отвечающего и предоставлении произвольной информации. На втором этапе упражнения один участник из каждой пары начинает добровольно давать свободную информацию или описывать личный опыт. Второй участник пытается продлить разговор, либо, прося пояснить, либо перефразируя. Иначе говоря, надо своими словами повторить свободную информацию партнера, чтобы показать, что его искренне слушали. После пяти минут меняются ролями. Вопросы для обсуждения: что удалось, и что менее получилось при выполнении этого упражнения?
Упражнение 4 Разведка (С.Чижова)
Цель: выработка и закрепление навыков эмпатии. Упражнение проводится в форме диалога между двумя участниками. Возможно одновременное участие нескольких пар слушателей. Каждый участник получает записку с заданием выяснить что-либо у партнера. Например: - есть ли у него или его близких дома шахматные часы? - не был ли он старостой группы во время учебы? - за кого он голосовал на выборах? - живет ли у него дома кошка? - электрическая ли плита у него дома? - на каком этаже он живет? - не сидел ли он за первой партой во время учебы в школе? - нет ли у него дома чайного сервиза в горошек? - искусственную или натуральную елку предпочитает ставить он на Новый год? - смотрел ли филь «Титаник» и т.п. Он должен не допустить, чтобы партнер узнал задание, получить ответ на интересующий его вопрос и, кроме того, попытаться выяснить, что должен узнать партнер от него. Упражнение проводится в течении 10 минут. Обсуждение: после окончания диалога ведущий задает вопрос каждому участнику: «Что, по-вашему, стремился выяснить ваш партнер?» Тот, чье задание разгадано, считается проигравшим. Далее ведущий задает сторонам второй вопрос: «Что вам удалось выяснить в соответствии с вашим заданием?». Чем точнее участник ответит на вопрос своего задания, тем лучше результат. Упражнение предлагается провести по приложенным заданиям. Для более полного разбора предлагается осуществлять видеозапись. Вариант второй: Та же сюжетная линия, но в профессиональном поле взаимодействия. Задание первому участнику: женщина рассказывает о своей жизни, проблемах по воспитанию детей и пр., ее цель выяснить, можно ли привести к психологу на консультирование племянника0наркомана. Ее задача – выяснить: согласится ли психолог работать с таким клиентом, за какую сумму? Задание второму участнику: вы хотите привлечь ее к участию в группе родительского тренинга. Ваша задача заключается в том, чтобы выяснить, заинтересует ли ее это предложение. Вопросы для обсуждения: какая стратегия была использована в разговоре, какие признаки помогли установить задачу партнера, какова степень непринужденности беседы, естественности задаваемых участниками дуг другу вопросов?
Упражнение 5 Скрытые противоречия (К.Фопель)
Цель: открытое выражение чувств, связывающих энергию группы. Оборудование: канат (длинная веревка). Участникам группы предлагается разделиться на две команды так, как им хочется, и встать у противоположных концов каната. Затем команды перетягивают канат. Вопросы для обсуждения: объединяет ли членов каждой подгруппы что-то общее? Что отличает одну подгруппу от другой?
Упражнение 6 Поучительные истории (К.Фопель)
Цель: обучение участников друг у друга, раскрытие возможностей понимания друг друга. Каждый участник выбирает себе партнера, который ему интересен и которого он интуитивно хорошо понимает. Вначале младший из участников пары должен рассказать старшему историю (о нем), которая охватывала бы весь жизненный путь героя. Если партнером будет женщина, рассказывайте историю о героине, если мужчина – о герое. Пусть персонаж истории пройдет вес жизненный путь: учится, любит, переживает победы и поражения. Придумайте историю, которая бы вдохновила вашего партнера и чему-то научила его. Изложите ее в любом жанре, который вам нравится. Это может быть рассказ, сказка, сага, былина и т.п. В качестве фрагментов истории можно использовать известные факты из биографии партнера, а также интуитивные представления о нем. Партнер должен слушать, воздерживаясь от каких-либо комментариев. После этого участники в паре меняются ролями. Обсуждение: обмен впечатлениями.
Упражнение 7 Отождествление с объектом (Е.В.Сидоренко)
Цель: работа с проекциями, соприкосновение со своим и чужим миром, который человек не вполне даже осознает. Всех участников просят закрыть глаза, в центре круга выкладываются фигурки (маленькие игрушки) на стол. Затем все участники встают и идут друг за другом по кругу, блуждая взглядом по фигуркам, и постепенно выбирают ту фигурку, которая сама его выбирает. Если двое или трое захотят взять одну и ту же фигурку, они смогут владеть ею сообща. Затем участники, не торопясь, берут свою фигурку. Вновь все участники садятся в круг, каждый со своей фигуркой. Остальные фигурки выносятся из круга. После этого ведущий предлагает представиться друг другу от лица своих фигурок. Ведущий начинает первый. После первого круга представлений предлагается поговорить друг с другом от лица своих фигурок, задать какие-то вопросы, обсудить проблемы. Лучше, если первый вопрос задаст ведущий, первая интервенция может быть инициирована тем, кто может выдержать. При наступлении паузы, можно «Обновить поток отождествления», предложив обсудить профессиональное и личностное будущее своего объекта. Что с ним будет дальше в жизни: Как он устроится? Где? Как он сможет реализоваться? Как использует свои сильные стороны? В чем? Закончить игру лучше в тот момент, когда большинству еще хочется ее продолжать. В заключении можно предложить каждой фигурке пожелать друг другу что-нибудь хорошее. Вопросы для обсуждения: какие возможности дает эта сессия (предстоящая работа)? Date: 2016-05-13; view: 1413; Нарушение авторских прав |