Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обоснование практической тренинговой





РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ

Занимаясь практической психологией, тренингами общения и личностного роста со студентами-педагогами, преподавателями ГОУ ВПО «БрГУ» было обнаружено, что социально-психологические тренинги не дают в полной мере тех результатов, о которых писали методологи и теоретики, эмпирически проверяли практики. Оказалось, что положительный эффект и перенос в реальную жизнь выученного в студенческие годы теоретического научно-методического и научно-практического материала, не так уж и бесспорен. Этот факт привел нас к осознанию необходимости смещения усилий в область профессиональной жизни и деятельности каждой конкретной личности.

На данном основании Гуманитарно-педагогический факультет Братского государственного университета заключил договор о творческом сотрудничестве с Муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей стационарным оздоровительно-образовательным лагерем о предоставлении студентам педагогических специальностей вуза экспериментальной базы для летней педагогической практики на территории лагеря в условиях загородного сезонного проживания.

В свою очередь, университет силами преподавателей кафедры Педагогики и психологии, разработал программу психологического сопровождения педагогов (вожатых и воспитателей) и воспитанников (детей и подростков), отдыхающих в летний оздоровительный сезон в лагере, – «Педагогическая академия», целью которой явилось комплексное целенаправленное воздействие на процесс самореализации и самоактуализации личности каждого взрослого и ребенка, что обеспечивает методически и технологически грамотный подход к реализации комплекса программ летнего отдыха и оздоровления, и взял на себя обязательство реализовать данную программу на базе детского оздоровительно-образовательного загородного лагеря.

Блоки программы реализуются на методических объединениях, планерках и педагогических советах в течении каждой летней смены. Программа также предполагает и досезонную подготовку профессионально-педагогических кадров для работы в летний период в новых условиях жизни и деятельности. Так, предлагаемая программа позволяет вожатым и воспитателям, имеющим специальное педагогическое образование (законченное и не законченное), получить необходимый минимум знаний, умений и навыков по особенностям воспитательной и развивающей работы в условиях загородной жизни в детском лагере.

Занятия по программе «Школа самореализации» представлены по четырем блокам: лекционный (теоретический), исследовательский (диагностический), тренинговый (практический) и рефлексивный (аналитический). Полученные на лекционных занятиях знания отрабатываются на тренингах, анализируются с позиции взаимосвязи научных знаний, собственного опыта и опыта процессов самопознания и саморефлексии.

Использование активных методов самореализации личности в процессе подготовки профессиональных кадров имеет своей целью побуждение вожатых и воспитателей к активности в профессиональной деятельности и предполагает воспроизведение различных видов педагогической деятельности в сочетании с поиском творческих путей решения воспитательных задач на различных уровнях организации жизни, отдыха и оздоровления детей в лагере, способствуя самораскрытию, самовыражению, самореализации личности педагогов, помогающих в дальнейшем саморазвитию личности воспитанников.

По окончании работы по программе «Педагогическая академия», педагогический коллектив должен раскрыть внутриличностный потенциал в профессионально-педагогической деятельности, проявить комплекс способностей педагогического мастерства, должны уметь применять систему психолого-педагогических знаний в практической деятельности в аспекте решения психолого-педагогических задач, способствовать развитию личности воспитанников.

Данное пособие представляет собой один развернутый блок программы «Педагогическая академия» (из четырех перечисленных выше) - тренинговый.

Так, целью разработанного нами профориентированного тренинга явилась выработка каждым участником своего профессионального стиля, осознание своих профессиональных возможностей определение путей профессионального роста. В профориентированном тренинге используются разнообразные средства активного психологического обучения для решения триединой задачи: понимания своего профессионального Я, принятия себя в профессии, управления собою в профессиональных ситуациях в целом – то есть своим профессиональным и личностным развитием, что проявляется в сфере повышения системы взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения.


Главной идеей тренинга стала концепция профессиональной идентичности (Л.Б.Шнейдер), понимаемая как многомерный и интегративный психологический феномен, обеспечивающий человеку целостность, тождественность и определенность, который развивается в ходе профессионального обучения совместно со становлением процессов самоопределения, самоорганизации и персонализации, а также обусловливается развитием рефлексии. Подразумевается, что профессиональная идентичность есть самореферентность, т.е. ощущение и осознание уникальности функционально и экзистенциального Я в его профессиональном служении и неповторимости личностных и профессиональных свойств, при наличии принадлежности социальной и профессиональной реальности.

Задачи тренинга решаются путем развития рефлексии (что я делаю, и в чем смысл того, что я делаю), привлечения мыслительных средств для анализа прототипа профессиональной деятельности, проектирования образа профессионального будущего, совершенствования интерактивной и перцептивной сторон общения, осмысления своей профессиональной позиции. Возможность улучшить свое психическое состояние, повысить свою компетентность, достичь жизненного и профессионального успеха традиционно связывают с развитием возможности увидеть себя в более благоприятном свете.

Реальное поведение индивида выстраивается в соответствии с его Я-концепцией. Человек пытается интерпретировать события, исходя из существующей у него Я-концепции для того, чтобы обеспечить соответствие чувств и поведения (Р.Бернс). Произвольная профессиональная самоидентификация, рассматриваемая в нашей работе с позиции взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения, с соответствующей вербализацией своих желаний и чувств, становится определяющим фактором успехов или неудач в процессе специализированной подготовки.

В реальном процессе становления и развития взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения (или самоидентичности по Л.Б.Шнейдеру), недооценивается «консервативность» Я-концепции. Студены – педагоги, а также педагоги-профессионалы, готовящиеся к профессиональной деятельности в роле вожатого-воспитателя детского загородного оздоровительно-образовательного лагеря, часто не могут преодолеть стереотипы собственного самовосприятия и, соответственно, стереотипы своего поведения (в бывшей роли педагога-учителя) в новой социальной ситуации и принять педагогическую роль вожатого-воспитателя. Одним из способов реализации личностно-позиционного подхода в решении психологических личностных и профессиональных проблем студентов и педагогов является способ искусственного создания условий для достижение профессиональной идентичности, повышения уверенности в себе, развития компетентности и собственного достоинства, построения адекватного образа Я. Другой способ связан с созданием образа успешного профессионального будущего, с обнаружением и актуализацией своих профессиональных ресурсов, защитой образа желаемого будущего, корректировкой его, которая производится реальностью.

На начальном этапе важно установить степень рассогласования между реальным и идеальным профессиональным Я, выяснить отношение молодого человека к этому факту. Диагностически важно установить: нет ли нарушений ценностно-мотивационного ядра или нарушений смыслового и профессионального будущего у студентов. Студенты, воспринимающие себя негативно, концентрируются на пессимистической оценке своего возможного профессионального и жизненного успеха. Они ощущают чувство неадекватности и неспособности справиться со своими будущими профессиональными обязанностями. Если для человека это является проблемой, но он готов ее решать, то результат оказывается успешным.


Установлено, что модификация профессиональной составляющей Я-концепции в различного рода группах психотренинга происходит под воздействием ряда факторов:

1) возрастная мотивация к самопознанию в результате действия групповых норм, акцентирующих интроспекцию;

2) осознания собственных потребностей, возможностей, профессиональных интересов и ценностей;

3) создания позитивных образов и перспектив профессионального и личностного будущего;

4) постановки целей для подержания и развития образа Я;

5) предоставления индивиду максимальной обратной связи в его личностных проявлениях, профессиональном поведении.

Успешным для развития функционального Я оказывается опосредованное воздействие через близких лиц, друзей, поддерживающих и одобряющих. Повышению взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения, адекватности и устойчивости профессиональной идентичности способствует достижение большого соответствия между образом Я и реальным опытом, между экзистенциальным и функциональным Я. Развитию позитивного профессионального самопринятия способствуют ситуации, в которых предоставляется возможность адекватного выбора и принятия решений в рамках профессионально-этических правил. В ситуациях данного типа обозначены «движущие силы», способствующие развитию, они ощущаются рационально и эмоционально, и корни их – в групповой работе. Группа оказывает большое влияние на процесс обучения. К.Левин установил, что убеждения, приобретенные в группе, выдерживают большее сопротивление влиянию среды и привычкам. Большое влияние на личность групповых форм работы связано с тем, что именно группа равных сверстников, совместно решающих какую – то педагогическую задачу, является средой зарождения и вынашивания инициативного поведения в познавательной сфере (К.Витакер, Н.В.Елизарова, В.Я.Ляудис, Ж.Пиаже, Е.В.Чудинова, Н.И.Фрумина, Г.Н.Цукерман, Л.Б.Шнейдер и др.). Совместная групповая деятельность предполагает органическую связь деятельности и общения. Совместная деятельность реализуется через общественно заданные образцы деятельности и то «предметное поле», в котором актуально разворачивается сама деятельность группы. Главная цель развития чувства профидентичности заключается в том, чтобы перейти от профессиональной деятельности, способствующих повышению самооценки, к внутренним источниками, т.е. к самоподкреплению, как к средствам, регулирующим развитие позитивного и адекватного самовосприятия. Это также означает связать слово «успех» со словом «Я» в одно понятие и обнаружить искомую нами взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения (их смыслов, ценностных ориентаций, мотивов и т.п.). Педагог постепенно должен взять на себя функцию профессионального самооценивания.


Педагог с развитой профидентичностью проявляет обоснованный оптимизм по поводу своих потенциальных успехов в будущем, уверен в своей профессиональной компетентности, свободен и открыт в профессионально-коммуникативных позициях, готов напряженно трудиться, ставит перед собой реалистические профессиональные цели, с гордостью принимает похвалу и не реагирует болезненно на критику, готов принимать на себя ту или иную ответственность за профессиональные проблемные ситуации, проявляет уважение к личности другого, с готовностью выдвигает новые идеи и планы.

Таким образом, использование профориентированного тренинга в обучении инициирует процесс обдумывания возможной коррекции тех или иных качеств или форм поведения, которые мешают развитию положительной профессионально-педагогической сущности, это обдумывание приводит к постановке конкретных целей, а также к осознанию желания принятия себя. Как только человек вступает на путь саморазвития, ему становится проще начать принимать себя таким, какой он есть сейчас. И как следствие, изменяется образ Я, самосознание, что сказывается на поведении человека. В целом процесс обучения становится личностно значимым. В результате участия в профориентированном тренинге отмечается общее повышение мотивационно-осмысленной позиции психолога, педагога-практика и педагога-стажера, происходит активация интереса к практической психолого-педагогической деятельности, растет воображение, стимулируется творческий поиск (столь необходимый в деятельности вожатых и воспитателей в лагере), профессиональное экспериментирование, снимается эмоциональное напряжение страха перед предстоящей работой в условиях новой необычной психолого-педагогической задачи и т.п.

Отдельные компоненты тренинга в нашей программе объединяются в целое на основе представленной далее схемы взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения. Эта схема-модель помогает студентам тренироваться одновременно как в плоскости поведения, профессиональных действий, эмоциональных отношения, так и в когнитивной плоскости, при этом воедино связываются три составляющих: Я и дело; Я и другие; и образ Я – как в плане личностного, так и в аспекте профессионального самоопределения и саморазвития.

В данной книге представлена попытка структурирования произвольного достижения и обретения профессиональной идентичности педагогов (вожатых-воспитателей). Разработанная программа включает в себя комплексы тренинговых упражнений, направленных на развитие и совершенствование таких компонентов структуры взаимосвязи личностного и профессионального самоопределения, как направленность, рефлексия, когнитивная и аффективная сферы в структуре личности педагога-профессионала.

В представленном разделе содержатся как оригинальные, так и заимствованные и модифицированные в целях нашей программы упражнения известных в психологии авторов. Количество упражнений и заданий для реализации тренинга является избыточным, но оставляет диапазон для личного выбора и творческой импровизации ведущего. Для самопроверки педагоги лагеря получают диагностические материалы, используемые на различных этапах тренинга. Также в сборнике приведены задания для самостоятельной работы, которые могут выполняться самостоятельно студентами и педагогами между встречами, и обсуждаться в группе в качестве разминки на каждом очередном занятии.

 







Date: 2016-05-13; view: 437; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию