Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Научная революция 17-18в и становление нового мировоззрения
Периодизация Н: классич(14-20вв), некласс(пер пол 20в), постнекласс(втор пол 20 в –нач 21в). Классич, в свою очередь делится на этап механич естествозн и этап зарожден и формирования эволюцион идей. Механ-ое нстествозн делится на донью-ую и ньютон-ю ступени. Донью-я связана с именем Н.Коперника(1473-1543) – I науч револ - гелеоцентрич учение. II глоб науч револ связ с именами Галилея, Кеплера, Ньютона, кот её и завершил. Следствие кот становление классического естествознания. Его возникновение было неразрывно связано с формированием особой системы идеалов и норм исследования, в которых, с одной стороны, выражались установки классической науки, а с другой - осуществлялась их конкретизация с учетом доминанты механики в системе научного знания данной эпохи. Объяснение истолковывалось как поиск механических причин и субстанций - носителей сил, которые детерминируют наблюдаемые явления. В понимание обоснования включалась идея редукции знания о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики.В соответствии с этими установками строилась и развивалась механическая картина природы, которая выступала одновременно и как картина реальности, применительно к сфере физического знания, и как общенаучная картина мира. Через все классическое естествознание начиная с XVII в. проходит идея, согласно которой объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности. Эти процедуры принимались как раз навсегда данные и неизменные. Идеалом было построение абсолютно истинной картины природы. Субъект трактовался как дистанцированный от вещей, как бы со стороны наблюдающий и исследующий их, не детерминированный никакими предпосылками, кроме свойств и характеристик изучаемых объектов. Главное вним уделялось поиску очевидных, наглядных, "вытекающих из опыта" онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты. Эта сист эпистемологических идей соед-сь с особыми предст-ми об изучаемых объектах. Они рассм-сь преим-но в кач-ве малых систем (механич устройств) и соотв-но этому применялась "категориальная сетка", определяющая понимание и познание природы. Напомним, что малая система характеризуется относительно небольшим количеством элементов, их силовыми взаимодействиями и жестко детерминированными связями. Для их освоения достаточно полагать, что свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами его частей, вещь представлять как относительно устойчивое тело, а процесс как перемещение тел в пространстве с течением времени, причинность трактовать в лапласовском смысле. Соотв смыслы как раз и определялись в категориях «вещь», «процесс», «часть», «целое», «причинность», «пространство», «время», кот образовали онтологич составл ф-х оснований ест\знания 17-18в. И.Кеплер – система матем законов движения планет. Галилей – мат-ия физики, закон падения тел " опыт д/б «теоретически нагружен» И.Ньютон- его деят-сть высшее достижение Н рев. 3 закона механики, закон всемирного тяготения. Ньютон завершил револю-ую картину мира – механическую. Осн содержание: 1. весь мир состоит из атомов, перемещ-ся в абсолитном пространстве и t. 2. " события предопределены законом класс-ой механики. 3.гл поняоие при описании мех процессов – тело и карпускула (атом) 4. св-ва пространства и t неизменны и независят от тел 5. природа – простая машина, части кот подчинены жесткой детерминации 6. синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) разного рода процессов и явл-ий к мех-им. Подрыв мех кар мира с 2х сторон: электродинамика: материя не! вещество, но и электромаг поле; создан клеточ теории (внутр единство всего живого), закон сохран и превращ энергии (энер не возникаеи из ничего и не исчезает, а переходит из одной формы в др), теория Ч.Дравина (все живое создано в процессе эволюции) 23. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы: Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт. Как известно, физ эксперимент предполагает его принц воспроизводимость в разных точках пространства и в разные моменты времени. Если бы такой воспоизв-сти не сущ, то и физика как Н была бы невозможна. Требование воспроизв-сти Э означает, что все временные и пространственные точки д.б одинаковы в физическом смысле, т.е в них законы природы д действовать одинаковым образом. Однако в средн К человек вовсе не мыслил пространство и время как однородные, а полагал, что разл простр места и разл моменты времени обладают разной природой, имеют разные смысл и значение. Также в средн К небесное всегда отождествл со «святым», а земное с «телесным» и «греховным». Считалось, что движение небесных и земных тел имеют принц различие.радик трансформация всех этих представлений – эп Возрождения. Все эти представления утверждали идею однородности пространства и времени и тем самым создавали предпосылки для утверждения метода Э и соединение теор (матем) описания природы с ее Э изучением. Ф.Бэкон (1561-1626). Ф, литератор, политик. Научная деят-сть – сбор и анализ фактов. Критикует созерцат идеал знания. «Новый органон» - средство, метод. Создать прав метод. Ученый-паук, ученый-пчела. - обоснование новой Н – в очищении разума ученого от заблуждений (идолов) и установлении индукт методологии. - учение о разл видах эксперимента. Связь знания с экспериментом. Преувеличение эмпирики и игнорирование матем эксперимента. - «знание – сила». Идея практ направленности Н знания. - Н – дело общества, а не одиночек; Н д стать соц институтом. - Н знание следует за экспериментом, выводится из него.знание не возникает в голове Ч, его нужно получить путем осмысления данных эксперимента. - метод индукции имеет свои пределы применения - Ф.Бэкон – олицетворяет Ф перехода от Возрождения к Новому Времени. РДекарт (1596-1650) - всецело относится к Новому Времени. По мнению Гегеля, именно он явился родоначальником Ф Нового Времени. - крупнейший математик - Ф – корневая система древа Н; физика – ствол, прикладные науки – ветви. - методическое сомнение – эф прием в Н исследованиях. - искал истину не в эксперименте, а в области Ч интеллекта => «Я мыслю => я существую». - дедукция. Начало дедукции – интеллект интуиция. - создание метода, сторонник курпускулярной теории. - занимался матем, анатомией, оптикой, физиологией. - создал основы аналит геометрии. - имя Декарта – символ рационализма. Правила для руководства ума в поисках нового знания: 1. никогда не принимать за истину поспешно и что сомнительно 2. делить трудность на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. 3. располагать свои мысли в порядке, начиная с предметов простейших – до более сложных. 4. делать перечни полные и обзоры всеохватывающие, чтобы ничего не было пропущено. Г.Галилей (1564-1642). Заложил фундамент совр механики. Продемонстрировал эфф-сть применения в эмпир-х исслед-ях идеализированных О – материальной точки, прямолинейного равномерного движения. Его метод Э позволил добиться математизации изучаемых феноменов и тем самым вообще математизации физики. - закон падения тел - закономерности колебания маятника -первый апологет нового (Э- матем) исследования - защищал идею автономии Н как осбой интеллект деят-сти. 24. «Новый органон» Ф.Бэкона и «Рассуждение о методе» Р.Декарта – зарождение классической науки. Ф.Бэкон (1561-1626). Ф, литератор, политик. Научная деят-сть – сбор и анализ фактов. Критикует созерцат идеал знания. "Новый Органон или истинные указания для истолкования природы" (1620) - Б ставит задачу сформ-ть правильный метод исс-я природы. Б. был убежден, что природу можно покорить! подчиняясь ее собственным законам, не искажая ее образа. На этом пути человек сталкивается с многоч-ми препят-ми ("идолами" или "призраками"), мешающими его продвижению к истине. Причем, эти "призраки" являются атрибутами самой человеческой природы, т.е. сам наш разум ставит себе эти преграды и ловушки. Б. выделяет четыре группы таких "идолов": 1) "призраки рода", обусловленные несовершенством устройства наших органов чувств; 2) "призраки пещеры", связанные с узостью взглядов отдельных людей; 3) "призраки рынка", или подверженность людей общераспространенным заблуждениям, которые возникают в силу дезориентирующего воздействия семантики (слов) языка на их мышление, т.е. связанные со штампом обыденного словоупотребления; 4) "призраки театра", обусловленные догматической приверженностью людей к односторонним концепциям. Своеобразным противоядием всему этому становится, по Б., мудрое сомнение и правильный метод. Б. обосновал эмпирический метод в качестве единственно правильного метода исследования законов природных явлений, описал различные виды опытного познания, способы и разновидности эксперимента, разработал и сформулировал основные закономерности индукции и индуктивного познания природы. Ученый-паук, ученый-пчела. - обоснование новой Н – в очищении разума ученого от заблуждений (идолов) и установлении индукт методологии. - учение о разл видах эксперимента. Связь знания с экспериментом. Преувеличение эмпирики и игнорирование матем эксперимента. - «знание – сила». Идея практ направленности Н знания. - Н – дело общества, а не одиночек; Н д стать соц инст-м. - Н знание следует за экспериментом, выводится из него знание не возникает в голове Ч, его нужно получить путем осмысления данных эксперимента. - метод индукции имеет свои пределы применения РДекарт (1596-1650) - - крупнейший математик - Ф – корневая система древа Н; физика – ствол, прикладные науки – ветви. - методическое сомнение – эф прием в Н исследованиях. - искал истину не в эксперименте, а в области Ч интеллекта => «Я мыслю => я существую». - дедукция. Начало дедукции – интеллект интуиция. - создание метода, сторонник курпускулярной теории. - занимался матем, анатомией, оптикой, физиологией. - создал основы аналит геометрии. - имя Декарта – символ рационализма. Правила для руководства ума в поисках нового знания: 1 — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таким с очевидностью, то есть тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. 2 — делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. 3 — располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь все охватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено». Date: 2016-06-09; view: 837; Нарушение авторских прав |