Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Культура античного полиса и становление 1-х форм теор науки
Хозяйственную и полит жизнь Ан Пол прониз дух соревнования, конкуренции. Стимул публичн споры по проблемам, не имеющим прямого отнош к обжденной интересам => развит критичности. В отл от Востока, где развив пракьтч Н, в Гр нач формиров Н Доказывающая. Мышлен Др греч учен было рационально, теорет (от гр рассматриваю, созерцаю), осн его деятельн закл в созерцании и осмыслении созерцаемого. Др Гр Ф-фия – сов-сть учений, развившихся с 7в до н.э до 6в н.э. Обычно начало др гр Ф-фии связывают с именем Фалеса Милетского, конец – с декретом римского императора Юстиниана о закрытии Ф-х школ в Афинах. · Природа – гл абсолют. Ч живет «по природе и по разумному обоснованию». · Важн открытие Челов разума – закон (normos) – разумные установления, принятые всеми жителями города.=> такой город есть государство (город-гос-во – полис). · Полисный х-р греч жизни – народные собрания, публичные ораторские состязания. Др Гр обладала соотв К потенциалом, необходимым для появления Н. · Возникает научно-Ф мировоззрение, ставшее для Н фундаментом. · Др Гр создает теор фон познават поиска=>античная Н стала развиваться как последоват-ый рацион проект, нацеленный на постижение устройства мира, его х-к и закономерностей. Условия, способ-щие становлению научно-рац-го проекта – мыслит свобода ← специф-сть Др Гр религиозности (не задавала консервативного уклада)+ деятельный х-р, предприимчивость, миграционная подвижность, демократ устройство ант городов, особый дух состязательности – агонистика. Античность вырабатывает понятия бытие, идея, сущность. Рационально-созерцательное познание. Досократический период. · Милет школа натурфилософов. Фалес(исход в-во–вода). Анаксимандр – первым изобразил границы тогдашнего мира на карте, изобр солнечные часы, правещество – (апейрон – беспредельное). Из апейрона путем выделения возникает все, что было, есть и будет в этом мире. Сам апейрон, как то, из чего все возникает и во что все превращается, есть нечто постоянно пребывающее и неуничтожимое, беспредельное и бесконеч во вр. А. приписывают одну из формулировок закона сохр материи ("из тех же вещей, из которых рождаются все сущие вещи, в эти же самые вещи они разрушаются согласно предназначению") Анаксимен – первоначало – воздух; динамика первоначала – к процессам сгущения и разряжения. · Пифагорейская школа – развитие матем Н, теория чисел. Мир управляется числовыми соотношениями=>мб познан и описан с п матем методов. · Элейская школа – Ксенофан – космологич исследования, абстрагирование от чувственных качеств материи. Парменид – истинное познание – бытие. Момент устойчивости мира. Гераклит – сущность мировых процессов - огонь("огонь" у Г. обладает жизнью, сознанием, носитель космического правосудия и Судия, карающий грешников в конце времен. Эмпедокл – учение о 4-х стихиях (огонь, воздух, вода, земля). Естественные процессы сводятся к сочетанию этих матер-х носителей. Анаксагор – "все во всем", Ни одна вещь не возникает и не исчезает, а образуется лишь из трансформации уже $ вещей, высказал гипотезу об огненной природе Солнца и объяснил солнечное затмение экранированием его Луною, а лунное тем, что ее загораживает от Солнца Земля;. Демокрит – уч об атомах. Д. разрешить целый ряд проблем науки и философии того времени: в частности, ответить на вопрос о причинах множеств-ти и разнообразия вещей, ед-ва и материальности мира, ед-ва телесного и материального, а также объяснить суть процесса познания. Отсутствие атомов, по Д., есть пустота (небытие), бесконечное простр-во, благодаря которому и в котором осуществляется хаотическое движ атомов. Атомы неделимы (из-за твердости), не имеют качеств, различаются по величине, форме, фигуре и весу, месторасположению и порядку (очертание, поворот и соприкасание), находятся в пустом пространстве и вечном движении. Вследствие их соединения и разъединения возникают и гибнут миры и вещи. Классический период. · Софисты – родоначальники гуманит Н. Центр – проблемы Ч и К. Развивали идеи, относящиеся к языкознанию, риторике, этике, педагогике. Сократ (беседа, диалогический поиск ответа на вопрос). Первооткрыватель понятия. Платон – ученик Сократа (универс система представлений). Темы: внутр мир Ч, космологич начала, методология познания. - открытие сферы идеального. Отстраняется от чувственного мира. - создает школу – академию – 1-ая институионализир Н структура. Аристотель – ученик Платона. Основоположник ряда дисциплин: логика, ψ, риторика, полит Н, история, география. - интерес к биологии. - «Метафизика». Тщательная разработка терминологии, строгость формулировок, подробная аргументация. Огромное кол-во Н понятий. - эмпирист. - натурФ система. Согласно А. исиным бытием обладает не идея, не число, а вещь= материя+форма. Абсол бесфор первич материя над ней стоят 4 элемента (З, В, О, В), кот переход друг в друга образуя нов вещества. Объясняя причины развития, процессы движ А вводит 4 причины: материальные, формальные, действующие и целевые.=> 4 вида движен: в отнош сущности – возник и уничтож, в отнош кол-ва – рост и уменьш, в отнош качества – качествен измен, в отнош места – перемещение. Глав движ – перемещение. Логика у Аристотеля – одновременно и теория познания. Деления знания на достоверное и вероятное в теории познания соответствует более глубинному делению всех логических выводов на силлогизмы аподиктические (о достоверном) и диалектич (о правдоподобном). Аристотель первым сформулировал 3 осн логич закона: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего. В модальной логике Аристотель неявно различает унилатеральную возможность («возможно S») и билатеральную возможность (возможно S и возможно не-S). Творческое наследие Аристотеля оказало на все последующее становление философской мысли Европы. Учение Аристотеля до сих пор остается образцом системно выстроенной философии. · Эллинизм (3в до н.э – 3-4в н.э) – необычайный расцвет ант Н и К. Центр Н мысли – город Александрия. Развитие в матем, механике, биологии, медицине, астрономии, географии, филолог Н Архимед –механика Евклид – геометрия Крушение полисных идеалов. Соц нестабильность, крушение полисов =>крушение К и Ф, основанных на рационализме, единстве и гармонии Ч и природы. Осн течения Эллинизма:
Др Гр математика: вид теоремы- Дано – требуется доказать – док-во. В ДРевнегр и Вавилон матем: «делай так». Др Гр логика: разработка Л – с поиска критериев прав рассуждения в ораторском искусстве. Затем выработанные нормативы →в Н рассуждении. Именно античности мы обязаны познавательным рационалистическим проектом. Идеи теор Н, доказательного знания, универс-х логич и общеН понятий, множество эмпир наблюдений. НО! Отриц моменты: - противопоставление сферы чувственного мира и сферы сверхчувственного мира идей =>раздельное сущ-е эмпир-х Н (биология, география) и дедуктивной Н (матем). Разрыв м\у абстрактно-теор исследованиями и практич формами применения Н знания. 19.Развитие логических норм научного мышления в средневековье.(примерно II в н.э. – XIV-XVвв) Средн опирается на теологич ценности. Церковь влезает везде. Ф-фия, как и наука, выступает «служанками» богословия. Положения ¹ христиан-м осуждаются. Поэтому Н в Ср века часто оценивается как интел-ное устремление, лишенное свобрды поиска и скованное предрассудками и заблуждениями. " ученый д/н знать 7 свободных наук (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, асторономия, музыкаФ как вспомогат дисциплина. В Н господствовал схоластич метод, с его необ компон – цитированием авторитетов Патристка (лат отец) - учение отцов церкви – выступила первым этапом развития Ср Ф-фии. С I-VI вв Ав Блаженный, Тертуллиан и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движ истории к опред конечной цели («град божий»), соотнош свободы и спасения души. формул осн догматов христианства и прежде всего догмата триединства божества: Бог имеет 3 лица: Бог-Отец – безмолвное и безначальное первоначало; Бог-Сын – слово-логос этого безмолвного бытия, - Иисус Христос, пришедший на Землю; Святой Дух – животворение, начало всего живого (вост, греч патристика). Терттуллиан (160-220)показывал несоразмеоность веры и разума, Вера не нуждается в рац-теор-ой аргументации, истины веры открываются в акте откровения. Аврелий Августин (354-430 нэ) – воспринял и христиански осмыслил платоновскую традицию. Центр тема – челов душа, обращенная к Богу в целях спасения. Бог – совер-ая личность и абсолютное бытие. - систематизировал учение христ-ва - обосновал креационизм (творение Ч и материи Богом) - фатализм (все по воле Бога) - все вещи несовершенны – копии божеств-х идей - углубление в себя – путь к Богу! – понятие уникальности челов Л - отсутствие полной искренности – гл препятствие к совершенству - я ошибаюсь => я существую. Схоластика (лат школьный) (IX-XII)– обоснов религ догм. Логика рассужд – путь постижения Бога. С расцветом сх-ки связ оттачивание логич аппарата, рассудочных способов обоснования знания. Схоластам величает себя ", кто зан преподаванием: Альберт Великий, Фома Аквин, Важно соотнош разума и веры, Н и религии.Опиралась на истины откровения и на логич положения. Альберт Великий стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестес-го) и Н (как опыт есте-го). Фома Аквинский – универс рационалист синтез католич мировоззрения (вопросов догматики, космология, теория познания, антропологии, этики). - наиб соверш Ф-фия Среднев-я - задача Н – объяснение закономерностей мира - над царством Ф находится царство богословия - христ истина – выше разума. Истина мб одна, ибо исходит от Бога - выдвигает 5 доказ-в бытия Бога. - задача Н – объяснение закономерности мира. - м\у Н и верой нет противоречия. В его учении есть указание на метод интел-го, т.е. постигающего созерцания, кот схватывает не образ предмета, дальше кот не могут идти ни физика, ни мат-ка, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «кот есть само бытие и от кот бытие происходит» Роджер Бэкон $ 3 осн способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную Н он считал владычицей умозрительных наук. Он стремился создать энциклопедию наук, в кот помимо мат-ки присут физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, этика. Он разл 3 вида опыта: внешний, приоб-ый при помощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистич озарения и праопыт, кот Бог наделил «святых отцов церкви» К особенностям Ср Н ученые причисляют её ориенацию на [ть правил в форме комментариев, тенденцию к систематизации и классификаии знаний. Значение Средн науки. Отрицат – громоздкие рассуждения, теолог нагруженность, фрагментарность эмпирич поисков, зависимость от авторитетов. Положит – сберегла многие античные достижения, построила университ систему, разработала логические и некот гуманит дисциплины. 20. Западная и восточная средневековая наука. 5-15в. Западная Совершенно новое мировозз-ние. Горизонты были открыты с приходом христианства: - бытие предстало как сотворенное, спланированное по проекту Божеств разума. - средневеков мировосприятие – созерцательно, символично, аллегорично. - Ф – служанка богословия. - большинство ученых – представители духовенства, монастыри – очаги К и Н. - церковь монополизировала все процессы развития образования и Н. Средн опирается на теологич ценности. Церковь влезает везде. Ф-фия, как и наука, выступает «служанками» богословия. Положения ¹ христиан-м осуждаются. Поэтому Н в Ср века часто оценивается как интел-ное устремление, лишенное свобрды поиска и скованное предрассудками и заблуждениями. " ученый д/н знать 7 свободных наук (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, асторономия, музыкаФ как вспомогат дисциплина. В Н господствовал схоластич метод, с его необ компон – цитированием авторитетов Патристка (лат отец) - учение отцов церкви – выступила первым этапом развития Ср Ф-фии. С I-VI вв Ав Блаженный, Тертуллиан и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движ истории к опред конечной цели («град божий»), соотнош свободы и спасения души. Формулир осн догматов христианства и прежде всего догмата триединства божества: Бог имеет 3 лица: Бог-Отец – безмолвное и безначальное первоначало; Бог-Сын – слово-логос этого безмолвного бытия, - Иисус Христос, пришедший на Землю; Святой Дух – животворение, начало всего живого. Терттуллиан (160-220)показывал несоразмеоность веры и разума, Вера не нуждается в рац-теор-ой аргументации, истины веры открываются в акте откровения. 2 концепт линии в становлении средневек мышления: 1. наследие Аристотеля 2. идущее через Августина христианское осмысление Платона. 1. Влияние Аристотеля (ставшего известн благодаря трудам по логике) оформилось в программу, позже названной схоластикой (9-15в) – рационалист, интеллект предприятие. Задача схоластики – макс расширение несомненных знаний.- оторванность от опыта, перегруженность умозрит схемами. 2.Аврелий Августин (354-430 нэ) – воспринял и христиански осмыслил платоновскую традицию. Центр тема – челов душа, обращенная к Богу в целях спасения. Бог – совер-ая личность и абсолютное бытие. - систематизировал учение христ-ва - обосновал креационизм (творение Ч и материи Богом) - фатализм (все по воле Бога) - все вещи несовершенны – копии божеств-х идей - углубление в себя – путь к Богу! – понятие уникальности челов Л - отсутствие полной искренности – гл препятствие к совершенству - я ошибаюсь => я существую. Высокое средневековье с 13в – время образования Европ университетов. - освоение работ Аристотеля => интерес к изучению природы. Схоластика (лат школьный) (IX-XII)– обоснов религ догм. Логика рассужд – путь постижения Бога. С расцветом сх-ки связ оттачивание логич аппарата, рассудочных способов обоснования знания. Схоластам величает себя ", кто зан преподаванием: Альберт Великий, Фома Аквин, Важно соотнош разума и веры, Н и религии.Опиралась на истины откровения и на логич положения. Альберт Великий (1193-1207) стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестес-го) и Н (как опыт есте-го) Фома Аквинский (1225-1274) – универс рационалист синтез католич мировоззрения (вопросов догматики, космология, теория познания, антропологии, этики). - наиб соверш Ф-фия Среднев-я - задача Н – объяснение закономерностей мира - над царством Ф находится царство богословия - христ истина – выше разума. Истина мб одна, ибо исходит от Бога - выдвигает 5 доказ-в бытия Бога. - задача Н – объяснение закономерности мира. - м\у Н и верой нет противоречия. В его учении есть указание на метод интел-го, т.е. постигающего созерцания, кот схватывает не образ предмета, дальше кот не могут идти ни физика, ни мат-ка, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «кот есть само бытие и от кот бытие происходит» Роджер Бэкон(ок.1217-1294) $ 3 осн способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную Н он считал владычицей умозрительных наук. Он стремился создать энциклопедию наук, в кот помимо мат-ки присут физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, этика. Он разл 3 вида опыта: внешний, приоб-ый при помощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистич озарения и праопыт, кот Бог наделил «святых отцов церкви» Позднее среневековье – 14в под влиянием Уильяма Оккама (1285-1349). – незав научных исин от богословия, их тесная связь с опытом и опорой на разум. Его учение – номинализм – единств реальность – единичные вещи и отрицает существ-е умопостигаемых субстанций. - появл номинализма – по сути разрушение Среднев аристот онтологии. -подрываются основы иерархической космологии, соображения об отсутствии принц различий м\у земными и космическими явлениями. - проблема движения – одна из центр тем в физике (движение в пустоте, несовмест с трад аристот онтологией). К особенностям Ср Н ученые причисляют её ориенацию на [ть правил в форме комментариев, тенденцию к систематизации и классификаии знаний. Средневековые университеты. - выработаны базовые ориентиры европейского образования, кот сохр до сих пор - понятия: лекции, экзамены, диспуты, университ должности, ученые звания, диссертации и даже практика деления текстов на главы и подглавы (§) - образовалось целое сословие университ-х интеллектуалов со своими традициями и образом жизни - оплот эмпирич Н – университеты Парижа Оксфорда. Значение Средн науки Отрицат – громоздкие рассуждения, теолог нагруженность, фрагментарность эмпирич поисков, зависимость от авторитетов. Положит – сберегла многие античные достижения, построила университ систему, разработала логические и некот гуманит дисциплины. - Н столь развита, что некот историки видят в Средн-е начало Н революции 16-17в. Т.о, Средн-е – прямое преддверие НР. Восточная.нач с VIIв в полит жизни Бл и Ср Востока произ большие измен. Арабы в очень корот срок захват обширные террет, на кот был создан араб халифат. В гор халиф строились обсерватории, созд библиот. Труды ученых разных стран переводились на араб язык. Греч влиян отразилось на стиле соч-ий араб авторов, кот хар-ет {ость излож материала, полнота, стогость формул-ок и док-в по вост традиции множ-во примеров и задач практич сод-я. Начиная с переводов и комм-иев, Н делает дальнейший шаг на востоке. Прежде всего мат-ка и астрономия. Заим-ие и соверш позиционной системы счисления. Аль-Баттани ввел триг-ие фун-и. Аль-Фараби – вопросы логики. Перевод трудов Аль-Хорезми познак Европ-ев с десятичной систе счислен и правилами (Ал-горитм) выполнения действ над ними. Омар Хайям – решен уравн 3 степ, полож иррац чиасла. Кроме этого ученые востока: в области оптики, астрономии, алхимии. 21. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р.Бэкон, У.Оккам. С 15в – эп Возрождения. Освобождение Н от влияния религии. Отличит черты Возрождения: - пантеизм (обожеств природы), - открытие челов индивидуальности, - эстетич х-р антропоцентризма, - природа – божеств творение, - ориентация на искусство. Художественно-эстетич эпоха, - гуманизм (с эстетич направленностью), - центр внимания – Ч. Н божественные → в Н гуманитарные (человеч, воспитывают человеч в Ч: риторика, история, этика, Ф). - интенсивное становление гуманит Н - индивид эпохи Возр приписывал все заслуги самому себе - выдающ индивид-сти - разносторонность – гл принцип. Природа – тайна, загадка, для решения кот необходим особый опыт. Новый тип мыслителя: Ф-созерцатель+ремесленник; инженер+художник - оформление ест-Н мировоззрения Открытия в обл анатомии, оптики, астрономии. Гл достижение Возр-я – пытливая исследоват активность. 13в средн Англия – 1-ые попытки опытного и математизир описания природы. Оксфорд школа – Роберт Гроссетест (1175-1253). Создал метаф теорию света (свет – унив субстанция, кот самостоятельно распространяется из созданной Богом точки. Законы распростр-я света доступны Ч познанию и изучаются в геометр оптике). => свет – божест начало и его необходимо опытно изучать. Занимался оптикой, геом, асторон. В работах высказ мысль о том, что изучение явлений нач с опыта, посредством их анализа устан некот общее положение, рассматриваемое как гипотеза. отправляясь от нее, дедуктивно выводятся следствия, опытная проверка которых устан их ложность или истин-ть. Осн достиж Оксф шк связаны с деят-тью Мертонского колледжа при Оксф унив, где формиров такие понятия как переменная величина, логарифм, дробный показатель, ¥ый ряд Роджер Бэкон (1214-1292) – выходец Оксфорд школы. - выступал против схоласт школы. - последователь Аристотеля. 3 способа познания: - рассуждение, - авторитет, - опыт – наиб надежный источник достижения истинного знания. Он разл 3 вида опыта: внешний, приоб-ый при помощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистич озарения и праопыт, кот Бог наделил «святых отцов церкви» - эксперимент Н – владычица Н. - опытное изучение природы - самост занимался Н исслед. - изобрел ряд аппаратов и мезанизмов. - открыл ряд новых химич реакций, изобрел порох. - настойчиво защищал и обосновывал принцип опытного исслед-я природы и соединял его с рацион мышлением. Уильям Оккам (1285-1349). незав научных исин от богословия, их тесная связь с опытом и опорой на разум. Чувственное познание имеет дело с единичными предметами. Однако оно теряет характер их точного воспроиз-ия. Он различает интуитивное знание, свзанное с восприятием и переживанием един-ой вещи, и абстрактное знание, кот способно отвлекать от един-го. По Оккаму каждый термин определяет лишь опред-ый предмет. Учение – номинализм, тк оно признает единств реальностью единич вещи и отрицает сущ-е умопостигаемых субстанций, признавая за ними лишь статус имен. Появление оккамизма означало разрушение средн аристотел онтологии. Акценты сдвигаются с умопостигаемого бытия к эмпирич феноменам. Date: 2016-06-09; view: 566; Нарушение авторских прав |