Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования





На протяжении 16-17в происходит разрыв с системой средневек-х представлений о Ч иоб-ве, разрабатываются сугубо светские учения о гос-ве, соц-полит устройстве, праве. По образцу корпускулярно-атомистич концепции материи в ест Н соц мыслители развивают идеи соц атомизма и ищут законы соц жизни, аналогичные законам механического движения. Новое гуманит знание стремится к точности как в ест\знании.

Влиятельные соц теоретики: Ж.Боден, Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс и Дж.Локк.

Т.Гоббс мечтал стать «Галилеем соц-х наук». Развивает индивидуалистское представление о Ч природе. Гос-во с этой т.зр есть результат договора индивидов, средство защиты от войн.

Дж.Локк. сенсуалистическая теория познания и соц-полит работы. Учение о правах Ч, об общественном договоре, о разделении ветвей власти в цивилизац гос-ве. Гос-во – это некий минимум принуждения, кот необходим индивидам для гарантии своих свобод..

В 19в гуманитарное познание стремится освободиться от умозрит Ф-фии и получить подлинно Н статус. В нач 19в происходит отделение социологии как Н дисциплины, изучающей законы общественной жизни (О.Конт, Г.Спенсер). чуть позже отделяется ψ. Становление эксперимент ψ свазано с деят-стью В.Вундта. Самоопределение гуманит Н происходит в условиях безусловного влияния естественно-Н достижений. Реакция гуманитариев на эти достижения различна; так, напр, весьма популярны требования перенести ест-Н модели в гуманит Н (позитивисткий проект), но есть и оппозиция – попытки противопоставить ему альтернатив программы (герменевтический проект).

Гуманит Н в 20в – отказ от идеалов ест-Н знания, поиски подходов, учитывающих позицию самого исследователя, плюрализм и политеоретичность гуманит знания.

Специфика и методология социального познания.

2 осн аспекта соц познания – 1. Любое познание социально, поскольку оно возникает и функционирует в обществе и детерминировано соц-К причинами=> всякое познание - гуманитарно, т.к. связано с Ч. 2. Одна из форм познават деят-сти – познание общества, т.е. соц-х процессов и явлений – в отл от 2-х других: познание природы (естествознание) и самого познания, мышления (гносеология, логика, Ф). Понятие СОЦ П=гуманитар п=соц-гуманитар п (синонимы). В зависимости от основания (критерия) внутри СОЦ П различают познание соц-Ф, экономич, историч, социологич.

2 крайние позиции в проблеме соотношения соц-гуманитар и естественноН познания:

1. никакого различия м\у соц и естественноН формами и методами познания не сущ-т. Как следствие: отождествление гуманитар познания с естественноН, сведение 1-го ко второму как эталону всякого познания. Абсолютизация роли ест Н.

2. противопоставление соц знания естественноН-му, не видя м\у ними ничего общего (Риккерт).Для СОЦ П х-но все то, что свойственно познанию вообще. Это описание и обобщение фактов (эмпирич этап), теор и логический анализ с выявлением законов и причин иссл-х явлений.

Особенности и х-ки социального познания.

1. в самом широком смысле предмет СОЦ П – сфера Ч деят-сти в многообразных ее формах.

2. СОЦ П ориентировано прежде всего на процессы, т.е. на развитие обществ-х явлений, на выявление законов, причин и источников этого развития. Гл интерес – динамика соц-х явлений. Возможны 2 варианта отношения познания к своему предмету: а.сам предмет существенно не изменяется, а теория, познание его развивается достаточно быстро (ест Н). б.сроки развития предмета сравнимы со сроками развития теории, вследствии чего эволюция знания, Н уже сама по себе отражает эволюцию О.

Принцип историзма (рассмотрение процессов в их возникновении, развитии и преобразовании) приобретает особую значимость в СОЦ П – т.к. общество почти лишено стационарных состояний. Этот принцип х-н и для естествознания.

3. акцент познания на единичное, индивид, уникальное на основе общего, закономерного.

4. в предмет СОЦ П постоянно включен Ч => гл задача этой формыпознания – понять чужое «Я» не в качестве некоего О, а как др S, как субъективно-деятельное начало. Необходимость учета постоянного включения S во все О соц х-ра, т.к. действия каждого отд Ч могут влиять на макросоц процессы (с т.зр. синергетики).

5. неразрывная и постоянная связь СОЦ П с ценностями, с мировоззрениями, смысложизненными компонентами. Если в ест Н эти компоненты остаются внешними по отн к содержанию знания, то в гуманит они входят в само содержание знания. Именно ценностно-смысловые структуры всего существующего представляют наиб интерес для СОЦ П. Аксиологич оценка в гуманит познании занимает важное место. В ест Н основным явл вопрос об истине.


6. сложный, очень опосредованный х-р взаимосвязи О и S соц-гуман п. В гуман п происходит «отражение отражения»,т.е. мысли о мыслях, слова о словах, тексты о текстах. Ест Н нацелены на вещи, их свойства, гуманит – на тексты, которым присущи значение, смысл, ценность.

7. определяющую роль в СОЦ П играет диалог (беседа, разговор).

8. особо важное значение для СОЦ П имеет Ф и ее метод – диалектика. (родилась из диалога, чтобы вернуться к диалогу на высшем уровне личностей –Бахтин). Роль Ф: мировоззр (вооружает опред системой), логико-гносеологич (система норм, принципов познания и форм мышления). Диалектика призвана заменить эксперимент, кот есть основа ест Н

9. своеобразное сочетание эмпирич и теор компонентов в СОЦ П. Эмпиририч методы (опросы, анкеты, тесты, модельные эксперимент) ограничены. Они нацелены не на чисто объективные свойства рассм-х явлений, а на их человеч х-ки, на выявление ценностных, сиысловых связей Ч с миром. Велико значение здесь методов выживания, сопереживания, понимающих методик. Роль теор базиса гуманит п более весома и значительна.

10. отсутствие общепризнанных парадигм – неизбежность «теор анархизма» в гуманит Н, ибо здесь нет «единственно истинной теории». Поэтому множество конкурирующих м\у собой концептуально-теор схем соц реальности и возможность свободного выбора любой из них – норма.








Date: 2016-06-09; view: 1283; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию