Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Закономерности взаимодействия науки и философии
Анализ взаимосвязи ф-фии и частных наук показывает, что никакая сфера чел-го духа, и ф-фия в часности не м/т вобрать в себя всю [ть специально-науч знаний о мироздании. - ф-фия не м/б наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не м/б одной из частных Н. - спец науки заним-ся отдельными потреб общества. Ф-ию же интересует мир в целом. - частные Н обращ к явлениям $им вне Ч. Свои выводы Н формулир в теориях вынося за скобки личностное, эмоц-ое отнош ученого. Фигура ученого, строй его мысли не вызывает особого интереса. -мир в глазах фил-фа – не просто статич пласт реальности, но живое динамичное целое. Фил-кий разум д/н опредеить своё отнош к миру. Поэтому осн вопрос ф-фии – вопрс об отношении мышления к бытию (Ч к миру) -Представит науки не интер как появилась их дисциплина. Ф-фия стремится выявить исходные предпосылки " знания. Она направ на выявлен основ, кот м/б служить точкой отсчета и критерием для понимания и оц-ки всего остального (отлич истины от мнения, свобды от произвола, власти от нассил) -Н – это форма общественного сознания, направл-ая на предметное постижение мира, выявление закономерностей и получ new знания. Цель- описать, объяснить, предсказать процессы и яв-ия на основе откр-ых ей законов. - гл тенденция развит ф-фии связаны с осмыслением места Ч в мире, смысла его $ия, судеб современной цивил-ии Н в своих глубинных основаниях всегда была связана с философией, хотя эта связь не всегда осознавалась, а иногда принимала уродливые формы. Взаимодействие философии и науки хорошо прослеживается в творчестве многих выдающихся естествоиспытателей. Особенно оно характерно для переломных эпох, когда создавалось принципиально новое научное знание. Можно вспомнить, скажем, “Правила умозаключений в физике”, разработанные великим Ньютоном, которые заложили методологический фундамент классической науки и на столетие вперед стали эталоном научного метода в физико-математическом естествознании. Значительное внимание философским проблемам уделяли и создатели неклассической науки, - Эйнштейн и Бор, Борн и Гейзенберг, а у нас в России - В. И. Вернадский, предвосхитивший в своих философских размышлениях ряд особенностей научного метода и научной картины мира наших дней. Высоко оценивая роль философской мысли в науке, В. И Вернадский, однако, проводил между ними границу, хорошо понимая, что каждая из этих сфер человеческой культуры имеет свою специфику. Игнорирование этой автономии научной деятельности, грубое вмешательство в научные исследования факторов вненаучных, да еще в догматизированном виде, приводило к тяжелым последствиям. Были репрессированы целые науки и направления научного поиска (генетика, кибернетика, релятивистская космология и др.). Некомпетентное вмешательство в науку не раз создавало препятствия для свободного научного исследования. Нельзя забыть и попытки тех или иных естествоиспытателей отстаивать свои несостоятельные концепции с помощью псевдофилософской риторики. Примерами этого изобилует развитие практически всех наук определенной эпохи. Но все они не бросают тень на самую идею связи науки и естествознания, сотрудничества специалистов разных областей науки с философами. Совещание (по вопросам влияния Ф на Н) нанесло ощутимый удар по невежественным толкованиям достижений современной науки, которые конструировались только на цитатах из авторитетных в то время философских текстов, и серьезно подорвало дутые репутации авторов таких толкований. Но потребовалась еще многолетняя интенсивная и непростая работа, которую приходилось вести в условиях весьма жесткого идеологического давления, чтобы закончилась, так сказать, “холодная война” между философами и специалистами в области естественных, общественных, технических наук и стало налаживаться сотрудничество между ними. Нуждается в философском осмыслении и современная наука, которая имеет ряд особенностей, качественно отличающих ее от науки даже недавнего прошлого. Говоря об этих особенностях, следует иметь в виду не только научно-исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интеллектуального фундамента технологического прогресса, стремительно меняющего современный мир, а также социальные последствия современной науки. Отметим, во-первых, следующие моменты в изменении образа науки наших дней: а) Выдвижение принципиально новых идей в науке остается делом сравнительно немногих наиболее крупных ученых, которым удается заглянуть за “горизонты” познания, а нередко и существенно их расширить. Но все же для научного познания в целом становятся все более характерными коллективные формы деятельности, осуществляемые, как выражаются философы, “научными сообществами”. Н все более становится не просто системой абстрактных знаний о мире, но и одним из проявлений человеческой деятельности, принявшей форму особого социального института. Изучение социальных аспектов естественных, общественных, технических наук в связи с проблемой научного творчества представляет собой интересную, пока еще во многом открытую проблему. б) В современную науку все более проникают методы, основанные на новых технологиях, а с другой стороны—новые математические методы, которые серьезно меняют прежнюю методологию научного познания; следовательно, требуются и философские коррективы по этому поводу. Принципиально новым методом исследования стал, #, вычислительный эксперимент. в) Сфера научного познания стремительно расширяется, включая прежде недоступные объекты и в микромире, включая тончайшие механизмы живого, и в макроскопических масштабах. Но не менее важно, что современная Н перешла к исследованию объектов принципиально нового типа - сверхсложных, самоорганизующихся систем. Одним из таких объектов является биосфера. Но и Вселенная может рассматриваться в известном смысле в качестве такой системы. г) Еще одна характерная черта современной науки состоит в том, что она перешла к комплексному исследованию человека методами разных наук. Объединение оснований этих методов немыслимо без философии. д) Значительные изменения происходят в системе научного знания. Оно все более усложняется, знания разных наук перекрещиваются, взаимно оплодотворяя друг друга в решении ключевых проблем современной науки. Представляет интерес построение моделей динамики научного знания, выявление основных факторов, влияющих на его рост, выяснение роли философии в прогрессе знаний в различных сферах изучения мира и человека. Все это - также серьезные проблемы, решение которых немыслимо без философии. Во-вторых, анализ феномена науки следует вести с учетом той огромной роли, которую она играет в современном мире. Н оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной науки преломляются тем или иным образом во всех сферах культуры. Н обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе. В-третьих, довольно быстро обнаружились и некоторые опасности, связанные с возможным применением достижений современной науки. Скажем, современная биология изучает тонкие механизмы наследственности, а физиология проникла так глубоко в структуру мозга, что оказывается возможным эффективно влиять на человеческое сознание и поведение. Сегодня стали очевидными довольно существенные негативные последствия неконтролируемого распространения передовых технологий, косвенно создающее даже угрозу самому выживанию человечества. Подобные угрозы проявляются, # в некоторых глобальных проблемах - исчерпания ресурсов, загрязнения среды обитания, угрозе генетического вырождения человечества и др. Н и искусство. Н и иску-во – вполне самодостаточные области К; но Н и художественная деят-сть существенно отличны. Границу м\у ними проводят с п противопоставлений чувственного и рационального, конкретного и абстрактного, ценностно-эмоционального и познавательно-теоретического. Художественное восприятие – это альтернативный рационально-теор-му способ отношения к действительности. Худ восприятие оперирует конкретно-чувственными образами, основывается на целостном переживании мира. Сходства: Искусство, как и Н, тоже способно изобретать новые выразительные средства, открывать новые феномены и закономерности. Худ мышление использует ряд средств, общих с Н деят-стью, - аналогию, абстрагирование, идеализацию, эксперимент, моделирование. Эти средства применяются в специф для искусства преломлении.В структуру "произ-ия иску-ва включаются определенные знании о природе, о людях и их хар-ре Ряд функций оказываются для них общими: воспитат, инновационная. Различ. Иск-во – особая форма Ч сознания, связанная с рожд. худ. образов,обогощающих чел-во широкой палитрой, эмоций, чувств. Ис-во уделяет вним кажд единичному случаю и событию (Н ищет общую закономерность). Ценности и идеалы ис-ва исторически конкретны и изменчивы. В ис-ве важна индивидуальность. В Н важен поиск закономерности, в ис-ве–выражение идеала красоты. Ис-ву нельзя научиться по учебнику. Влияние Н на искусство. Искусство традиционно использовало Н знания. Напр, матем и оптические представления влияли на состояние архитектуры и живописи. Познават компонент искусства сегодня не может обойтись без использования Н достижений и идей. Н идеи и представления проникают в мастерские художников. Влияние искусства на Н. Это влияние обусловлено присутствием в Н деят-сти эстетической составляющей (простота концепции, ее логическая стройность и связность, гармония матем формул, остроумие и элегантность доказательства, лаконичность изложения). Для ученого эстетич критерии выступают дополнительными, но весьма мощным средством проверки истинности его интеллект конструкций. Искусство выступает для ученого важным фактором, стимулирующим творческую деят-сть, вызывающих у него состояние эмоц подъема и вдохновения. Искусство просветляет и обогащает его разум. Общая укорененность в целостной К-исторической эпохе Н и искусства.
Date: 2016-06-09; view: 585; Нарушение авторских прав |